Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / OCCUPATIONAL ASPIRATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE SYSTEM OF VOCATIONAL GUIDANCE PROGRAM VOCATIONAL GUIDANCE / VOCATIONAL GUIDANCE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Александр Николаевич, Наумова Алина Геннадьевна, Стародуб Ксения Александровна

В статье проведён анализ опыта профориентационной работы в филиале Сочинского государственного университета в г. Анапе, выявлены недостатки; представлена экспериментально проверенная профориентационная программа формирования профессиональной направленности старшеклассников в системе «школа - вуз - работодатель»; рассмотрены наиболее эффективные пути и средства профориентационной работы в настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Александр Николаевич, Наумова Алина Геннадьевна, Стародуб Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY AND WAYS TO SOLVE THEM

The article analyzes the experience of career guidance in the branch of the Sochi state University in Anapa, identified shortcomings; presents an experimentally tested career guidance program for the formation of professional orientation of high school students in the system “school - University - employer”; considers the most effective ways and means of career guidance at the present time

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 37.036.5 МИХАЙЛОВ Александр Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: mixajlov53an@mail.ru

НАУМОВА Алина Геннадьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: alina3302@mail.ru

СТАРОДУБ Ксения Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: starodub_ka@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье проведён анализ опыта профориентационной работы в филиале Сочинского государственного университета в г. Анапе, выявлены недостатки; представлена экспериментально проверенная профориентационная программа формирования профессиональной направленности старшеклассников в системе «школа - вуз - работодатель»; рассмотрены наиболее эффективные пути и средства профориентационной работы в настоящее время.

Ключевые слова: профессиональные намерения, профессиональная пригодность, система профориентационной работы, программа профориентационной работы, профори-ентационные мероприятия.

MIKHAYLOV Alexander Nikolaevich,

doctor of pedagogical Sciences, professor of the Department of Economics and social and humanitarian disciplines of the branch of the Sochi state University in Anapa

NAUMOVA Alina Gennadevna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism of the branch of the Sochi state University in Anapa

STARODUB Ksenia Alexandrovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism of the branch of the Sochi state University in Anapa

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

PROBLEMS OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY AND WAYS TO SOLVE THEM

Annotation. The article analyzes the experience of career guidance in the branch of the Sochi state University in Anapa, identified shortcomings; presents an experimentally tested career guidance program for the formation of professional orientation of high school students in the system "school - University - employer"; considers the most effective ways and means of career guidance at the present time.

Key words: occupational aspiration; professional competence; the system of vocational guidance program vocational guidance; vocational guidance activities.

Возникновение в современной России проблемы безработицы и трудоустройства подрастающего поколения вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.

Одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества является профессионально ориентированная работа. Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы [6].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профориентационная работа имеет длительную историю становления и развития, а также является комплексной проблемой. Комплексное решение проблем преемственности, непрерывности и особенностей взаимодействия школьного и вузовского обучения и его положительное влияние на формирование профессионального самоопределения старшеклассников подробно рассмотрены в трудах Г.Н. Александрова, С.М. Годника, В.Ю. Мирюкова, С.Н. Рягина, Д.Ш. Ситниковой, М.М. Фирсовой и др. [10].

Профессиональная ориентация в современных условиях означает целенаправленную социально-психологическую и педагогическую деятельность, направленную на подготовку молодёжи к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определённых профессиях, и представляет собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории [3, с. 74].

Современные исследователи выделяют четыре подхода к профориентации:

- информационный - обеспечение молодежи разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру;

- диагностико-консультационный - установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям;

- развивающий - формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией и трудоустройства;

- активизирующий - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути [2, с. 10 - 14].

Как показывает опыт, профориентацион-ная работа ведется практически во всех российских вузах, однако подходы к ее организации требуют, в ряде случаев, переосмысления и коррекции.

В 2017 - 2018 гг. в филиале СГУ в г. Анапе была проведена оценка эффективности профори-ентационной деятельности вуза. Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с выпускниками школ в условиях вуза диктовалась следующими причинами:

- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности, а также потребностями рынка труда;

- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий, культурный потенциал;

- демографической, определяющей снижение количества выпускников общеобразовательных школ и, как следствие, падение конкурса абитуриентов [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

В рамках исследования решались следующие задачи: дать качественную оценку профори-ентационных мероприятий и их влияния на обеспечение контингента абитуриентов; оценить эффективность отдельных форм профориента-ционной работы; выявить проблемы в организации профориентационных мероприятий и определить меры по их устранению.

Для решения задач использовалась следующая совокупность методов:

- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, ретроспективный анализ становления и развития профориентации в отечественном и зарубежном образовании;

- эмпирические: анкетирование, психодиагностические методы, педагогический эксперимент;

- статистические методы: количественная и качественная обработка данных методами математической статистики.

Общее количество участников экспериментальной работы составило 420 человек (150 учащихся и 20 учителей общеобразовательных школ, 130 студентов, 70 выпускников, 26 преподавателей, 24 работодателей)[4 ].

В ходе экспериментальной работы была использована методика срезов, которая дала возможность не только констатировать достигнутые результаты профориентационной работы, но и в какой-то мере отразить сам процесс формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Кроме того, были определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность отдельных форм профориента-ционной работы [9, с. 52 - 56].

На первом этапе был проведён анализ системы профориентационной работы филиала СГУ в г. Анапе, которая включала следующие мероприятия:

- определение количества потенциальных абитуриентов по школам города, по школам четырех сельских округов и поселкового округа Витязево;

- посещение школ города, школ четырех сельских округов и поселкового округа Витя-зево;

- организация и проведение встреч с выпускниками общеобразовательных школ представителями администрации филиала и преподавателями, беседы с выпускниками общеобразовательных школ;

- профессиональные консультации абитуриентов и их родителей по вопросам профориентации;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

- организация «Дней открытых дверей» - с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в филиал; предоставить информацию по подготовке в филиале специалистов по востребованным на рынке труда специальностям и профессиям;

- участие в выставках, конкурсах, олимпиадах;

- организация мастер-классов и элективных курсов - призвана уточнить образовательный запрос подростка для принятия адекватного профориентационного решения, вызвать интерес к профессии, специальности, побудить потребность к самосовершенствованию;

- распространение листовок, брошюр о филиале, профессиях и специальностях, реклама в транспорте - издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о филиале специальностях и направлениях подготовки

В результате проведённого анализа были выявлены основные недостатки в организации профориентационной работы:

- нерациональный выбор адресата профо-риентационной информации;

- неадекватность форм и методов профориентации;

- отсутствие методического сопровождения профориентационной деятельности;

- низкий уровень сотрудничества филиала СГУ с работодателями в рамках проведения про-фориентационной работы [5].

На втором этапе была разработана экспериментальная профориентационная программа «Школа - ВУЗ - Работодатель». Проф-ориентационная стратегия предполагала работу не только со школьниками, причем начиная задолго до выпускного класса, но и с родителями, учителями школ. Встречи с родителями будущих абитуриентов как эффективную форму профориентации отметили 77% респондентов, что практически совпадает с оценкой эффективности бесед со школьниками (76%).

Для повышения заинтересованности в освоении конкретной специальности, подбора подходящих старшекласснику профессий гостиничного дела, сервиса и туризма использовались профессиональные консультации, профориента-ционное тестирование, встречи с потенциальными работодателями, экскурсии на предприятия социальных партнеров.

В рамках проведения «Дня открытых дверей» проводились встречи с потенциальными работодателями, во время которых будущие абитуриенты и их родители могли получить инфор-

мацию о профессии «из первых рук». Кроме того, к организации традиционных встреч со старшеклассниками привлекались сами студенты и выпускники вуза.

Основным источником информации для абитуриентов о перспективах обучения был определён сайт университета. Обсуждение перспектив обучения по конкретному направлению подготовки в социальных сетях, профессиональное онлайн-тестирование на университетском сайте, видео-ролики о конкретных профессиях, профконсультирование по скайпу - все это было востребовано и выпускниками школ, и их родителями [7, с. 13 - 17; 8, с. 24 - 30].

На третьем этапе по результатам проведённой экспериментальной работы были предложены пути оптимизации профориентационной деятельности филиала СГУ в г. Анапе:

- разработка и принятие стратегии профо-риентационной работы, учитывающей объективные социально-экономические факторы (демографические показатели, влияние конкурентной среды и т.д.);

- достижение договоренностей филиала университета с работодателями о сотрудничестве в рамках проведения профориентационной работы;

- совершенствование ресурсного обеспечения профориентационных мероприятий (разработка методических рекомендаций по организации профориентационной работы, принятие единого плана выпуска материалов для сопровождения профориентационных мероприятий, формирование системы мотивации участия в профориентационной деятельности и др.);

- внедрение современных форм и методов профориентационной работы, в том числе с использованием информационных технологий.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что повышению эффективности профориентационной работы способствует система «Школа - Вуз - Работодатель», представляющая собой многоуровневую структуру высшего образования, открывающую новые возможности для взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами и с работодателями.

К педагогическим условиям, обеспечивающим успешное формирование профессиональной направленности старшеклассников в ходе профориентационной работы, следует отнести:

- разработку единых подходов к выбору и использованию форм и методов профориентаци-онной работы с учётом индивидуально-личностных, психологических и социально-педагогических особенностей учащихся;

- учет всех факторов, влияющих на процесс организации профориентационной работы в рамках системы «Школа - Вуз - Работодатель»;

- психолого-педагогическое сопровождение деятельности учащихся учителями школы, родителями, преподавателями вуза и работодателями.

Список литературы:

[1] Агафонова Л.М. Педагогическое управление процессом подготовки школьников к профессиональному самоопределению. URL: http:// www.gcon.pstu.as.ru

[2] Залибанский В В., Самохвалова Е.В. Опыт социологической диагностики удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг вуза // Вестник высшей школы. - 2013. -№ 10. - С. 14 - 19.

[3] Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М.: Высшая школа, 2005. -159 с.

[4] Информационно-аналитический отчет по итогам социологического опроса «Оценка эффективности профориентационной деятельности в филиале СГУ в г. Анапе». - Анапа, 2017. - 40 с.

[5] Информационно-аналитический отчет по результатам мониторинга удовлетворенности потребителей. - Анапа, 2018. - 40 с.

[6] Елизаров В.В. Демографические императивы модернизации высшего образования России. URL: http:// www.rikmosgu.ru/ publication 3559/4739/ #_ftn7

[7] Михайлов А.Н. Роль взаимодействия школы и вуза в повышении качества системы образования Краснодарского края: науч.-метод. сб. «Инновационная деятельность педагогов Краснодарского края как ресурс развития региональной системы образования: исследования и методические материалы» / под науч. ред. П.Б. Бондарева. - Краснодар: ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края; МКУ «Центр развития образования» МО Геленджик; Просвещение Юг, 2015. - С. 13-17.

[8] Михайлов А.Н. Проблемы организации практики студентов в учреждениях санаторно-курортной и туристской сферы. Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., 14 декабря 2018 г. - Краснодар: «Новация», 2019. - С. 24-30.

[9] Молотков Н.В., Мищенко Е.С. swot-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского гос. экон. ун-та. -2010. - № 3(65). - С. 52 - 56.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[10] Чистякова C.H. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие | C.H. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - M.: Academia, 2013. -176 c.

Spisok literatury:

[1] Agafonova L.M. Pedagogicheskoe uprav-lenie processom podgotovki shkol'nikov k profes-sional'nomu samoopredeleniyu. URL: http:|| www.gcon.pstu. as.ru

[2] Zalibanskij V.V., Samohvalova E.V. Opyt sociologicheskoj diagnostiki udovletvorennosti potrebitelej kachestvom obrazovatel'nyh uslug vuza || Vestnik vysshej shkoly. - 2013. - M 10. -S. 14 - 19.

[3] Zeer E.F. Osnovy proforientologii: ucheb. posobie dlya vuzov | E. F. Zeer, A. M. Pavlova. -M.: Vysshaya shkola, 2005. -159 s.

[4] Informacionno-analiticheskij otchet po itogam sociologicheskogo oprosa «Ocenka effek-tivnosti proforientacionnoj deyatel'nosti v filiale SGU v g. Anape». - Anapa, 2017. - 40 s.

[5] Informacionno-analiticheskij otchet po rezul'tatam monitoringa udovletvorennosti potrebitelej. - Anapa, 2018. - 40 s.

[6] Elizarov V.V. Demograficheskie impera-tivy modernizacii vysshego obrazovaniya Rossii.

URL: http:// www.rikmosgu.ru/ publication 3559/4739/ #_ftn7

[7] Mihajlov A.N. Rol' vzaimodejstviya shkoly i vuza v povyshenii kachestva sistemy obra-zovaniya Krasnodarskogo kraya: nauch.-metod. sb. «Innovacionnaya deyatel'nost' pedagogov Krasnodarskogo kraya kak resurs razvitiya region-al'noj sistemy obrazovaniya: issledovaniya i meto-dicheskie materialy» / pod nauch. red. P.B. Bondareva. - Krasnodar: GBOU «Institut razvitiya obrazovaniya» Krasnodarskogo kraya; MKU «Centr razvitiya obrazovaniya» MO Gelendzhik; Prosveshchenie Yug, 2015. - S. 13-17.

[8] Mihajlov A.N. Problemy organizacii prak-tiki studentov v uchrezhdeniyah sanatorno-ku-rortnoj i turistskoj sfery. Forsajt sanatorno-ku-rortnoj i turistskoj sfery: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., 14 dekabrya 2018 g. - Krasnodar: «Novaciya», 2019. - S. 24-30.

[9] Molotkov N.V., Mishchenko E.S. SWOT-analiz kak osnova razrabotki strategii raz-vitiya proforientacionnoj raboty obrazovatel'noj organizacii v uslovi-yah konkurentnoj sredy // Vestnik Samarskogo gos. ekon. un-ta. - 2010. - № 3(65). - S. 52 - 56.

[10] Chistyakova S.N. Ot ucheby k profes-sional'noj kar'ere: ucheb. posobie / S.N. Chistyak-ova, N.F. Rodichev. - M.: Academia, 2013. -176 c.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.