СОВРЕМЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MODERN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY
УДК/UDC 37.018.46 Н. В. Козырева
N. Kozyreva
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN PROFORIENTATION OF STUDENTS
Введение. В статье представлена проблема методического сопровождения педагогов по профориен-тационной работе с обучающимися по развитию профессиональной компетенции в рамках проекта «Сто дорог - одна моя». Цель статьи - познакомить научное сообщество с результатами исследования по развитию профессиональной компетенции педагогов по профориентации и определению уровня владения данной компетенцией.
Методология. Исследование проводится на основе эмпирических методов: наблюдения, сравнения, описания, измерения, анкетного опроса, тестирования.
Результаты заключаются в исследовании уровня развития профессиональной компетенции педагогов по профориентационной работе с обучающимися, участвующих в проекте «Сто дорог - одна моя», определении перспективы дальнейшего совершенствования методического сопровождения ответственных за профориентационную работу в школе.
Заключение. Автором отмечается ряд основных направлений работы в области методического сопровождения педагогов, совершенствующих свою профессиональную компетенцию, анализируются критерии уровня компетенции педагогов в профориента-ционной деятельности с обучающимися. Обозначены формы и методы методического сопровождения педагогов, ответственных за профориентационную работу, называются проблемы и перспективы данной работы в современных условиях.
Introduction. The article presents a study on the problem of implementation of methodological support for the development of vocational guidance competence of teachers in working with students of an educational organization within the framework of the project "One Hundred Roads - One Mine". The purpose of the article is to acquaint the scientific community with the results of a study of the level of development of professional com-
petence of teachers in career guidance work with students.
Methodology. The research is carried out on the basis of empirical methods: observation, comparison, description, measurement, questionnaire survey, testing.
Results are in the study of the level of formation of the competence of teachers in career guidance work with students of educational organizations implementing the project "One Hundred Roads - One Mine", determining the prospects for further improving the methodological support of those responsible for career
Conclusions. The author notes a number of main directions of methodological work in the field of methodological support for the development of professional competence of teachers, analyzes the criteria of indicators for studying the level of development of competence of teachers in career guidance activities with students. The forms and methods of methodological support of teachers responsible for vocational guidance work, problems and prospects of this work in modern conditions are indicated.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, методическое сопровождение, профориентаци-онная работа.
Keywords: professional competence, methodological support, career guidance work.
Введение
В динамично меняющемся мире, при появлении новых современных профессий, автоматизирования труда, всеобщей информатизации профориентацион-ная работа в образовательных организациях направлена не на выбор какой-либо конкретной профессии обучающимся, а на развитие у каждого из них определенного набора компетенций, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный выбор в течение всего жизненного пути. Исходя из выше изложенного, деятельность педагогов предполагает использование новых подходов, в основе которых учитель и обучающийся должны выступать как равные субъекты воспитательного и образовательного процесса. Соответственно, работа с педагогами образовательных организаций в аспекте профориентации является достаточно актуальной, поскольку основную роль в обеспечении эффективности профессионального самоопределения обучающихся играет педагог, точнее, его профессионализм в содействии осознанному выбору профессионального пути. В образовательных организациях профориентационную работу организуют и проводят педагоги-профконсультанты, психологи, социальные педагоги, классные руководители,
учителя технологии, и часто это является их дополнительной работой, а значит, они не всегда обладают достаточным уровнем компетенций в вопросах внедрения и использования в работе новых педагогических подходов в области профориентации обучающихся. Таким образом, повышение уровня мастерства педагогов в содействии обучающимся в осознанном выборе профессии, профиля обучения, построения образовательно-профессионального маршрута является приоритетным направлением деятельности методического сопровождения. Поскольку данная работа занимает одно из главных мест в целостности системы повышения квалификации педагогов и, в свою очередь, способствует повышению профессиональной компетенции педагога, развитию его инициативы, раскрытию творческого потенциала.
Изучая различные информационные источники, пришли к выводу, что в науке понятие «профессиональная компетенция» не имеет общего единого подхода, который бы являлся составляющей профессионализма и педагогического мастерства педагога.
В настоящее время под профессиональной компетенцией педагога в сфере профориентации многие исследователи (С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов) рассматривают роль современного педагога, ответственного за профориентацию, как фасилитатора, чья деятельность непосредственно ориентирована «на взаимодействие с обучающимися по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [16, с. 91].
Профессиональная компетенция педагога выражается в готовности к решению определенных задач. Педагогическая компетенция содержит методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетентности. К сожалению, порой недостаточно сформированные компетенции порождают пассивность педагогов в работе, отсутствие желания участвовать в конкурсах различного уровня, обмениваться опытом проф-ориентационной работы [2].
Таким образом, новизна исследования по проблеме реализации методического сопровождения в развитии профессиональной компетенции педагогов в профориентационной работе с обучающимися образовательной организации заключается в отсутствии подобных исследований с изучением уровня развития профессиональной компетенции в педагога в профориентации, рекомендаций по методическому сопровождению педагогов в данном направлении в совре-
менных условиях: в рамках проекта «Сто дорог - одна моя», с применением современных форм и методов.
В целях оптимизации деятельности ответственных за профориентацию, в направлении профориентации обучающихся реализуется методическое сопровождение, которое основано на науке и прогрессивном педагогическом, методическом опыте, нацеленное на развитие компетенции педагогов в профори-ентационной работе с обучающимися и развитие их творческого потенциала.
Методология
Методическое сопровождение развития профессиональной компетенции педагогов в профориента-ционной работе с обучающимися в рамках проекта «Сто дорог - одна моя» осуществляется на протяжении трех лет в МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области и направлена на разрешение актуальных для педагога проблем профори-ентационной деятельности, включающее актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации. Проект «Сто дорог - одна моя» направлен на профориентационную работу с обучающимися с 1-го по 11-й классы. В реализации проекта принимают участие: школы, центры занятости населения, социальные партнеры, родители обучающихся.
Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих профориентационную работу в образовательной организации, включает в себя ряд направлений: организационное, информационное, консультационное, аналитическое.
Организационное направление предполагает организацию работы по изучению и трансляции положительного педагогического опыта проведения проф-ориентационных мероприятий для обучающихся школ. Согласно многим экспериментам, при лекционной, информационной подаче материала усваивается не более 20-30 % информации, при самостоятельной работе с литературными источниками, интернет-ресурсами - 50 %, при проговаривании информации - 70 %, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в дискуссии, деловой игре) - 90 %. Большое значение имеет трансляция наилучшего опыта профориентационной деятельности в образовательной организации. Для этого проводится «Аукцион педагогических идей», «Инкубатор творческих инициатив», «Доска мастер-классов» (интерактивная платформа Padlet), open space и др. Успешно подготовленный и представленный педагогический
опыт стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию, влечет за собой рождение новых идей. Ежемесячно в рамках мастер-классов педагоги представляют коллегам свой опыт профориентационной работы. Так, например, в 2018/19 учебном году было представлено порядка 16 мероприятий с муниципалитета: профориентационный арбат, ивент-игры, профо-риентационное кафе, программы, проекты и др.
Информационное направление реализуется посредством проведения семинаров, методических объединений, курсов повышения квалификации в области профориентации.
Консультационное направление - это проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по запросу. Тематика консультаций в профориентационном направлении достаточно разнообразна: «Дополнительное образование как ресурс профориентационной работы с обучающимися и воспитанниками», «Перспективы рынка образовательных услуг и труда региона», «Перспективы работы с родителями в построении образовательной и профессиональной траектории обучающихся» и др. По итогам тематической консультации заполняются анкеты обратной связи, которые отражают продуктивность, результативность проделанной работы. Анализируя анкеты обратной связи педагогов, следует отметить, что в среднем 90 % участников консультаций часто удовлетворены полученной информацией, отмечают актуальность и содержательность представленных тем, полезность приобретенных знаний.
Аналитическое направление содержит базу о количественном и качественном составе ответственных за профориентационную работу в муниципалитете, мониторинг повышения квалификации педагогов в области профориентации, участия в конкурсах, конференциях разного уровня.
Все направления методического сопровождения реализуются с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу, в зависимости от возникающих вопросов и проблем. Методическое сопровождение представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, позволяющих нивелировать возникающие у педагогов трудности в организации профориентационной работы с обучающимися и способствуют развитию их профессиональной компетенции. Представленную совокупность мероприятий возможно реализовывать в рамках плана образовательных услуг, реализуемых ГБУ ДПО «КРИРПО».
Как известно, для достижения результата осознанного выбора профессии и трудового пути обучаю-
щихся, педагог использует все имеющиеся у него ресурсы знаний и умений, действует в соответствии с требованиями профессионального стандарта, где базовыми трудовыми функциями педагога, позволяющими успешно решать педагогические задачи, является целая система компетенций, мы обозначили именно те, наличие которых позволяет педагогу эффективно осуществлять профориентационную работу с обучающимися [3, с. 108]. Критерии развития профессиональной компетенции педагогов в профориентаци-онной работе с обучающимися определены следующие: мотивационный, когнитивный, деятельностный, творческий. Мотивационный критерий предполагает наличие готовности и интереса к профориентационной работе с обучающимися, стремление к профессиональному росту и реализацию данного стремления. Когнитивный критерий - знание основ профориентации обучающихся, владение активными формами и методами профориентационной работы и практическое участие в ней. Деятельностный - эффективность и продуктивность профориентационной деятельности, применение на практике новых методик и использование современных информационных ресурсов. Творческий критерий включает в себя возрастающую динамику творческой активности в профориентации, разработку программ, проектов, готовность к педагогическому творчеству, участие и победы в конкурсах различного уровня.
Результаты
Эффективность методического сопровождения в развитии, обозначенных критериев и показателей профессиональной компетенции педагогов в проф-ориентационной работе с обучающимися оценивалась посредством наблюдения, анкетирования, опроса и тестирования, в котором приняли участие 30 педагогов школы, которая является экспериментальной площадкой проекта «Сто дорог - одна моя», согласно критериям показателей, представленных в таблице 1. «Критерии и показатели уровня развития профессиональной компетенции педагогов в профориентации обучающихся».
Для оценки мотивационного критерия использовался опросник анализа деятельности мотивации педагога, где предлагалось проранжировать мотивы от наиболее значимого до наименее значимого, тем самым оценив значимость работы по профориентации относительно себя, коллектива, администрации школы. Уровень развития когнитивного критерия в профессиональной компетенции педагога определялся посредством тестирования, по количеству правильных ответов определялся базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам профориентации. Оценка показателей деятельностного и творческого критериев осуществлялась при наличии авторских разработок, программ, проектов, а также участия в конкурсах различ-
Таблица 1
Критерии и показатели уровня развития профессиональной компетенции педагогов в профориентации обучающихся
Критерии развития профессиональной компетенции педагогов в профориентации обучающихся Показатели Уровни(%)
высокий средний низкий
2018 2020 2018 2020 2018 2020
Мотивационный Готовность и интерес к профориентационной работе с обучающимися, стремление к профессиональному росту и реализация данного стремления 30 50 35 40 35 10
Когнитивный Знание основ профориентации обучающихся, владение активными формами и методами профориентационной работы и практическое участие в ней 30 50 50 45 20 5
Деятельностный Эффективность и продуктивность профориентационной деятельности, применение на практике новых методик и использование современных информационных ресурсов 30 50 40 40 30 10
Творческий Динамика творческой активности в профориентации, разработка программ, проектов, готовность к педагогическому творчеству 20 40 40 40 40 10
ного уровня, что могло свидетельствовать об эффективности профориентационной работы.
В результате оценки всех показателей по представленным критериям определялся общий уровень развития профессиональной компетенции педагогов в области профориентации обучающихся: низкий, средний и высокий.
На начало осуществления методического сопровождения в ходе исследования были получены следующие результаты. Руководствовались внутренними мотивами в осуществлении профориентационной работы 30 % педагогов, отметив ее значимость для себя в первую очередь и для обучающихся, у остальных 70 % педагогов выражены прагматические мотивы, касающиеся дополнительного заработка, стремление к уважению и признанию со стороны коллег и администрации школы, фактически отсутствовал интерес к данной работе.
Результаты тестирования относительно базового уровня и качества знаний, степени информированности по вопросам профориентации показали, что владеют и используют в профориентационной работе информационные ресурсы на высоком уровне 30 % респондентов, ответственных за профориентацию в образовательной организации, средний уровень составляют 50 %, а слабое качество знаний в области профориентации наблюдается по результатам тестирования у 20 % педагогов.
Относительно показателей эффективности и продуктивности профориентационной деятельности, применения на практике новых методик и использования современных информационных ресурсов следует отметить, что 30 % опрошенных применяют современные методики на практике, используют интернет-ресурсы, работают на цифровых платформах, реализуя профориентационные мероприятия с обучающимися, остальные 70 % педагогов испытывают сложности в данном направлении. Анализируя творческий критерий, динамика творческой активности в профориентации, разработка программ, проектов, готовность к педагогическому творчеству характерна для 20 % педагогов, поскольку у них имеются профориен-тационные программы, проекты, которые они реализуют успешно, о чем свидетельствует итоговая диагностика обучающихся на каждом возрастном этапе, принимают участия в конкурсах, семинарах, конференциях посредством выступлений и проведения мастер-классов педагогов, у 80 % респондентов такой опыт отсутствует.
По итогам реализации методического сопровождения развития профессиональной компетенции
педагогов в профориентации обучающихся наблюдается положительная динамика полученных результатов исследования. При повторном опросе анализа деятельности мотивации педагога значимость мотивов профориентационной работы повысилась на 20 %, педагоги переосмыслили для себя некоторые аспекты своей работы.
Наблюдается также положительная динамика качества знаний, степени информированности по вопросам профориентации, повторное тестирование показало высокий уровень их наличия у 50 % опрошенных, ответственных за профориентацию в образовательной организации, средний уровень по итогу составили 45 % и слабое качество знаний в области профориентации наблюдалось лишь у 5 % педагогов.
Повышение эффективности и продуктивности профориентационной работы, применение на практике новых методик и использование современных информационных ресурсов наблюдалось у 90 % опрошенных, лишь у 10 % педагогов сложности в данном направлении остались. Владение умением использовать информационные ресурсы в профориентации повысилось в среднем на 20 %.
Согласно полученным результатам по творческому критерию, у 40 % педагогов появился опыт разработки программ и проектов, что позволяет сделать вывод о наличии творческой активности в профориентационной работе с обучающимися. Все педагоги 100 %, в той или иной степени самостоятельно разрабатывают и реализуют профориентационные программы, как муниципального уровня, так и локального: профори-ентационные программы «Твой выбор», «Моя профессия - мое будущее», «Старт», «Проектируем будущее», «Я и карьера» и многие другие.
Стимулом для обмена опытом и оценки проф-ориентационной работы у педагогов, ответственных за профориентационную работу является ежегодный областной конкурс методических разработок «Профориентир», который организует центр профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО». Также стоит отметить современный формат разработки и проведения профориента-ционных мероприятий, например профориентацион-ный тимбилдинг, профориентационный воркшоп, проекты по профориентации с использованием цифровых платформ, мессенджеров, порталов и др.
Следует также отметить повышение активности педагогов в проведении открытых мероприятий по профориентации, на курсах повышения квалификации в области профориентации у 90 % опрошенных наблюдается средний уровень данных показателей,
также об этом свидетельствует наличие удостоверений повышения квалификации в направлении профориентации за 2019/20 учебный год.
Педагоги, реализуя свою творческую активность сопровождают обучающихся в подготовке к областным профориентационным конкурсам: «Кузбасс-СУЭК»: моя Компания, мой Город», «Профессия, которую я выбираю» и др. Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги, ответственные за профориентацию в образовательных организациях, благодаря методической поддержке умеют эффективно вырабатывать стратегию взаимодействия с обучающимися, организовывать совместную деятельность для достижения определенных профориентационно-значимых целей.
Анализ показателей по критериям уровня развития профессиональной компетенции в профориентации обучающихся свидетельствует, что высокий уровень развития наблюдается у 80 % респондентов, средний уровень составили 20 % ответственных за профориентацию.
Заключение
Важно отметить, что методическое сопровождение педагогических кадров по профориентации способствует развитию профессиональной компетенции педагогов в данной области и непосредственно ведет к повышению уровня качества профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях муниципалитетов. В перспективе работы планируется усовершенствовать методическую работу по сопровождению педагогов в профориентации, в рамках проекта, с учетом требований современного времени, посредством внедрений новых, современ-ныхтехнологий и подходов.
Литература
1. Аронов А. М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/ index.php/ru/current-status-and-the-development-of-the-education-c112/11990 (дата обращения: 12.10.2020).
2. Баранова Е. М. Анализ актуальности проблемы применения активных методов обучения в современной системе образования // Новая наука: проблемы и перспективы. 2017. № 5-2 (79). С. 9-15.
3. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» / В. А. Болотов, В. В. Рубцов, И. Д. Фрумин и др. // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 13-28.
4. Гильяно А. С. Психология профессиональной деятельности. М., 2016. С. 8-146.
5. Зобнина А. А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1. С. 114-125.
6. Костюкова Т. П., Полякова С. В. Методология анализа профессиональной компетенции взрослых в организационной среде // Системы управления и информационные технологии. 2017. № 3.2 (45). С. 250-254.
7. Методические рекомендации по организации профориента-ционной работы в Алтайском крае на разных уровнях образования / под ред. И. А. Новиковой. Барнаул, 2016. 134 с.
8. Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Оренбургской области / сост. Н. К. Антюфеева, А. Н. Моисеева, Ю. А. Скля-ренко, Ю. И. Шпинева. Оренбург, 2020. 48 с.
9. Национальный проект «Образование» 2019-2024 [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 13.10.2020).
10. Образование: вчера, сегодня, завтра : материалы XII науч.-практ. интернет-конф. / сост. Е. Г. Пластун, М. Ю. Михайлова, Л. А. Шабаршова. Оренбург, 2019. 144 с.
11. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 619-623.
12. Тарлавский В. И. Некоторые аспекты необходимости техно-логизации профессиональной ориентации (историко-педа-гогический и научно-теоретический) [Электронный ресурс] // Ученые записки. 2019. № 4. С. 188-197. URL: https://api-mag. kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3427/.
13. Титов С. В. Муниципальная модель профессиональной ориентации школьников на основе взаимодействия администрации, школ, колледжей, предприятий // Школа и производство. 2017. № 3. С. 40-47.
14. Сопровождение профессионального самоопределения школьников / И. А. Килина, Е. В. Пономарева, Н. Т. Рылова, Д. В. Траут. Кемерово, 2017. 170 с.
15. Ульянина О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 135-147. doi: 10.17759/psyedu.2018100212, (дата обращения: 12.10.2020).
16. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, Е. В. Титов. М., 2014. 112 с.
References
1. Aronov A. M. Stanovlenie professional'nojanaliticheskoj kompetentnosti v vysshem pedagogicheskom obrazovanii [Becoming a professional analytic competence in higher pedagogical education]. Available at: http://www.sworld.com. ua/index.php/ru/current-status-and-the-development-of-the-education-c112/11990 (accessed 12.10.2020). (In Russian).
2. Baranova E. M. Анализ актуальности проблемы применения активных методов обучения в современной системе образования [Analysis of the urgency of the problem of using active teaching methods in the modern education system]. New Science: Problems and Prospects, 2017, no. 5-2 (79), pp. 9-15. (In Russian).
3. Bolotov V. A., Rubtsov V. V., Frumin I. D., Margolis A. A., Kaspr-zhak A. G., Safronova M. A., Kalashnikov S. P. Informacionno-analiticheskie materialy po itogam pervogo etapa proekta «Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya» [Information analysis products on the first phase results of the project Modernization of pedagogical education]. Psychological Science and Education, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 13-28. (In Russian).
4. Guiliano A. S. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti [Psychology of professional activity]. Moscow, 2016, pp. 8-146. (In Russian).
5. Zobnina A. A. Usloviya organizacii setevogo vzaimodejstviya vuza i shkoly: opyt i problemy [Conditions of university and
schools networking: experience and problems]. Scientific and Pedagogical Review, 2017, no. 1, pp. 114-125. (In Russian).
6. Kostyukova T. P., Polyakova S. V. Metodologiya analiza professional'noj kompetencii vzroslyh v organizacionnoj srede [Professional analysis methodology competence of adults in the organizational environment]. Control Systems and Information Technologies. 2017, no. 3.2 (45), pp. 250-254. (In Russian).
7. Metodicheskie rekomendacii po organizacii proforientacionnoj raboty v Altajskom krae na raznyh urovnyah obrazovaniya [Guidelines for organizing vocational guidance work in the Altai Territory at different levels of education]. Ed. I. A. Novikova. Barnaul, 2016, 134 p. (In Russian).
8. Metodicheskie rekomendacii po organizacii raboty pedagogi-cheskih rabotnikov, osushchestvlyayushchih klassnoe rukovod-stvo v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah Orenburgskoj oblasti [Guidelines for organizing the work of pedagogical workers carrying out class leadership in educational institutions of the Orenburg region]. Comp. N. K. Antyufeeva, A. N. Moiseeva, Yu. A. Sklyarenko, Yu. I. Shpineva. Orenburg, 2020, 48 p. (In Russian).
9. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» 2019-2024 [National project «Education» 2019-2024]. Available at: https://edu.gov.ru/ national-project (accessed 13.10.2020). (In Russian).
10. Obrazovanie: vchera, segodnya, zavtra [Education: yesterday, today, tomorrow]. Proceedings of the XII scientific and practical internet conference. Comp. E. G. Plastun, M. Yu. Mikhailova, L. A. Shabarshova. Orenburg, 2019, 144 p. (In Russian).
11. Pilyugina E. I., Ivanova M. D. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Relevance of vocational
guidance work in educational institutions]. Young Scientist, 2017, no. 15, pp. 619-623. (In Russian).
12. Tarlavsky V. I. Nekotorye aspekty neobhodimosti tekhnologizacii professional'nojorientacii (istoriko-pedagogicheskij i nauchno-teoreticheskij) [Some aspects of the need for technologization vocational guidance (historical-pedagogical and scientific-theoretical)]. Scientific Notes, 2019, no. 4, pp. 188-197. Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3427/. (In Russian).
13. Titov S. V. Municipal'naya model' professional'nojorientacii shkol'nikov na osnove vzaimodejstviya administracii, shkol, kolledzhej, predpriyati [Municipal model professional orientation of students on the basis of interaction of the administration, schools, colleges, companies]. School and Production, 2017, no. 3, pp. 40-47. (In Russian).
14. Kilina I.A., Ponomareva E. V., Rylova N. T., Trou D. V. Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Maintenance of professional self-determination of schoolchildren]. Kemerovo, 2017, 170 p. (In Russian).
15. Ulyanina O. A. Kompetentnostnyj podhod v nauchnoj paradigme rossijskogo obrazovaniya [Competence Approach in the Scientific Paradigm of Russian Education]. Psychological and pedagogical research, 2018, vol. 10, no. 2, pp. 135-147. doi: 10.17759/ psyedu.2018100212 (accessed 12.10.2020). (In Russian).
16. Chistyakova S. N., Lerner P. S., Rodichev N. F., Titov E. V. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopre-deleniya starsheklassnikov [Pedagogical support of professional self-determination of high school students]. Moscow, 2014, 112 p. (In Russian).