8. Mukovoz A. P. Vozmozhnosti ispolzovaniya programmno-instrumentalnyh platform dlya distancionnogo obucheniya uchitelej nachalnoj shkoly [Use the program-tooling platform for distance education of primary school teachers]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2013, no. 1, pp. 30-32. (In Russian).
9. Kalmykova O. V. Elektronnoe obuchenie - transformaciya zaochnogo obucheniya [E-learning - transformation of distance education]. Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Information and telecommunication systems and technologies". Kemerovo, 2014, pp. 62-63. (In Russian).
10. Kulagina Yu. A. Rezultaty opytno-eksperimentalnoj raboty po podgotovke budushchih pedagogov k ispolzovaniyu distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij [The results of experimental work on the preparation of the future teachers to the use of distance educational technologies]. XXI century: the results of the past and the problems of the present plus, 2012, no. 4 (08), pp. 87-93. (In Russian).
11. Solovov A.V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya [E-learning: problems, didactics, technology]. Available at: http://cnit.ssau.ru/news/book_solovov/index.html. (In Russian).
12. Trajnev V. A., Trajnev I. V. Informacionnye kommunikacionnye pedagogicheskie tekhnologii (obobshcheniya i rekomendacii] [Information and communication pedagogical technologies (generalizations and recommendations)]. Moscow, 2014, 280 p. (In Russian).
13. Kameneva T. N. Pedagogicheskie tekhnologii v elektronnom obrazovatelnom prostranstve: tradicii i innovacii [Pedagogical technologies in the electronic educational space: traditions and innovations]. Educational Technology & Society, 2013, vol. 16, no. 1, pp. 609-626. (In Russian).
14. Gricenko V. I., Kudryavceva S. P., Kolos V. V., Verenich E. V. Distancionnoe obuchenie: teoriya i praktika [Distance Learning: Theory and Practice]. Kiev, 2014, 375 p. (In Russian).
15. Kameneva T. N. Tekhnologii, metody i sredstva elektronnogo obucheniya [Technologies, methods and means of e-learning]. Control Systems and Computers, 2015, no. 1, pp. 47-56. Available at: http://www.irtc.org.ua/dep105/publ/Kam-USIM-15/Kameneva.pdf. (In Russian).
УДК/uDC 37.048.45 В. И. Сахарова
V. Sakharova
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в профориентационной деятельности педагогов
MODERN educational TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL ACTIVITIES OF teachers
Введение. В статье рассматриваются теоретические основания, методические подходы, современные педагогические и информационные технологии, формы, методы и средства профориентационной деятельности педагогов с обучающимися, раскрываются возможности развития данной проблемы в современных условиях.
Методология. Исследование проводится на основе методов анализа, синтеза и обобщения отечественного опыта профориентационной работы педагогов с обучающимися, родителями, социальными партнерами в образовательных организациях.
Результаты исследования заключаются в систематизации профориентационной деятельности педагогов на основе использования педагогических и информационных технологий, скоординированного функционирования образовательных организаций в подготовке обучающихся к профессиональному выбору.
Заключение. Автор отмечает, что использование педагогических и информационных технологий в профориентационной деятельности педагогов повышает социальную защищенность обучающихся, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
Introduction. The article discusses the theoretical foundations, methodological approaches, modern pedagogical and information technologies, forms, methods and means of career guidance of teachers with students, reveals the possibility of developing this problem in modern conditions.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods of analysis, synthesis and generalization of domestic experience of career guidance work of teachers with students, parents, social partners in educational organizations.
Results of the study consist in the systematization of career guidance activities of teachers on the basis of the use of pedagogical and information technologies, coordinated functioning of educational organizations in the preparation of students for professional choice.
Conclusions. The author notes that use of pedagogical and information technologies in career guidance activity of teachers increases social security of students, gives them moral and psychological support, expands a circle of the choice of future profession, opens before them a possibility of further education or receiving the chosen profession.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение обучающихся.
Keywords: professional orientation, vocational guidance, professional selfdetermination of students.
Введение
Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация общественной жизни усилили интерес общества к проблемам профессионального самоопределения и самореализации человека. Возрастают требования к качеству подготовки выпускников как общего среднего, так и среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим проблема профориентационной деятельности педагогов становится особенно актуальной.
Перед современным образованием встает вопрос поиска новых подходов и форматов образования для будущего, новых технологий профориентации и профессионального образования. В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (указ Президента РФ от 112.2016 № 642) предусмотрены приоритетные направления на ближайшие 15-20 лет. На первом месте — направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке; и обеспечат переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Все приоритетные направления отражены в Топ-50 профессий (приказ Минтруда России от 2.11.2015 № 831).
С начала XXI в., сохраняя традиции профессиональной ориентации, российское образование ведет поиск перспективных подходов к профессиональному самоопределению школьников, проектированию педагогических систем, моделей образовательных организаций с ориентацией на личностные запросы и потребности обучающихся посредством образовательных программ, включающих предметы по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциацию обучающихся старших классов, профориентационную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы, образовательные технологии, ориентированные на развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-ценностной сфер личности и ее социально, профессионально значимых качеств.
Основные проблемы, связанные с глобальными технологическими изменениями, появлением новых профессий, требованиями к освоению метакомпетенций, новыми принципами проектирования, актуализируют ответственность образования за подготовку молодого поколения к будущему. Так, преподавание уроков предметной области «Технология» с учетом современного высокотехнологичного оборудования колледжа или техникума может осуществляться по таким модулям учебной программы, как:
• ИКТ и основы программирования: ознакомление с основными понятиями создания и обработки информационных объектов, приемами кодирования и обработки числовой информации, алгоритмами их решения, примерами использования математического моделирования в современном мире, применением ИКТ в современной жизни;
• Цифровые технологии: фотографическое дело: ознакомление с основами фотосъемки и обработки изображения, привитие элементарных знаний и умений формирования изображений объективом, создание мультфильма в пластилиновой технике, использование фотооборудования в современной жизни;
• Робототехника: ознакомление с главными принципами конструирования и базовых технологических решений, составляющих основу конструкций и технических устройств, с помощью обра-
зовательных наборов, построения программы для компьютерного исполнителя путем последовательного выполнения и повторения, применения робототехники в современном мире.
Осознанный выбор профессиональной деятельности — одно из важнейших условий развития личности, возможности проявления индивидуальных способностей. Правильно выбранная профессия позволяет молодежи принять активную позицию в профессиональной структуре общества, с наибольшей эффективностью применять полученные знания, умения и навыки по выбранной деятельности. Модернизация производственных технологий и принципов организации производства изменяет требования к профессиональным компетенциям и уровню квалификации специалистов. При этом возрастает роль аналитической функции, увеличивается доля труда, связанного с обслуживанием современных технологий, повышаются требования к уровню самостоятельности. Основа профессиональной подготовки — обучение подростков и молодежи в соответствии с общими и профессиональными компетенциями. Непрерывная модель образовательного процесса предусматривает социальную направленность позиций во всех областях деятельности и приводит к устойчивости образования — к формированию активной жизненной позиции обучающихся образовательных организаций.
Методология
По мнению С. Н. Чистяковой, важная роль в подготовке обучающихся к профессиональному выбору отводится педагогам: «Сегодня требуется такая система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений — умения учиться самостоятельно; обеспечить владение педагогом новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода» [2, с. 53].
На наш взгляд, задача педагогов состоит в том, чтобы повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному профессиональному самоопределению. В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в перечне трудовых действий преподавателя, мастера производственного обучения, указано «консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения...». Отдельными трудовыми функциями выделяются «информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора» и «проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)». Согласно профессиональному стандарту, педагог должен уметь:
— использовать современные подходы, формы и методы профориентации, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор;
— установить контакт со школьниками и их родителями, стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку;
— знакомить школьников и их родителей с особенностями профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, с образом жизни работников данной профессии, требованиями к их профессиональному образованию, личности и др. [1].
В настоящее время многие образовательные организации находят современные формы профориентации, выстраивают единую систему взаимодействия педагогов, студентов, школьников и их родителей, социальных партнеров.
Результаты
Для решения данной проблемы ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, успешное освоение которых организуется с преобладанием интеракций, использованием форм и методов личностно ориентированного, компетентностного, деятельностного подходов, проектирования и моделирования профессиональных ситуаций и экспериментальной работы.
Интерактивные формы и методы способствуют повышению качества профориентационной работы образовательных организаций, стимулированию мотивации и интереса педагогов к самообразованию и саморазвитию, повышению уровня активности и самостоятельности, развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности, стремлению к сотрудничеству (деловая игра, «Аукцион педагогических идей», «Педагогический ринг», методы «Квадро», «Синквейн», «SWOT-анализ» и др.).
Повышает интерес педагогов деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации осознанного выбора профессии обучающимися». Она помогает развить творческое мышление педагогов, способствует поиску новых путей решения сложных задач, формирует и совершенствует их профессиональные компетенции. Для совершенствования компетенций педагогов в вопросах создания ситуации осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности в деловой игре представлена возможность создать любую ролевую ситуацию, смоделировать ситуацию выбора и проанализировать степень осознанности как обучающихся, так и взрослых.
Одной из наиболее часто применяемых форм активизации профориентационной деятельности педагогов является метод «Педагогический ринг», где предполагается атака соперников вопросами, на которые оперативно должен быть дан ответ. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.
Интерактивный метод «SWOT-анализ» (strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности, threats — угрозы) представляет собой процедуру сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами работы, благоприятными и неблагоприятными факторами.
SWOT-анализ может быть использован для стратегического планирования профориентационной деятельности педагогов. Для проведения SWOT-анализа выбирается вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист. Затем педагогам предлагается самостоятельно определить в малых группах тему для обсуждения той или иной проблемы. Каждая группа садится за отдельный стол и исследует проблему, распределяет по специальным категориям матрицы SWOT-анализа сильные и слабые стороны, в чем могут проявиться возможности, а что будет являться угрозой и препятствием для решения проблемы и достижения намеченных целей. После заполнения матрицы группы выносят полученный результат на всеобщее обсуждение. Руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицу SWOT-анализа, на ее основе принимается решение.
Большое значение имеет публичное представление лучшего опыта профориентационной деятельности в образовательной организации. Для этого наиболее эффективен метод «Аукцион педагогических идей». Грамотно подготовленный и представленный педагогический опыт стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию, влечет за собой рождение новых идей.
Бурно развивающиеся компьютерные технологии и Интернет являются реальным ресурсом для обновления форм и методов профориентационной деятельности педагогов в подготовке обучающихся к профессиональному выбору.
Информационные технологии во внеурочной деятельности обеспечивают свободный доступ к интересующей информации, активизируют интерес обучающихся, ориентируют на активную самостоятельную деятельность, формируют представление о профессии как о важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку.
К технологическим инновациям, способным кардинально изменить школьное образование, исследователи относят Интернет вещей, автоматические семантические переводчики, высокоуровневый искусственный интеллект, Эй-печать, доступные биотехнологии, массовые нейро-интерфейсы и др. [Э, с. 197]. В данном контексте профессиональная подготовка обеспечивает благоприятные условия формирования надпрофессиональных компетенций и активизации самоопределения школьника в мире будущих профессий; успешную социализацию личности посредством профессиональных проб и практики в профессиональной деятельности как важной составляющей деятельности производственных предприятий и бизнеса, применяющих высокие наукоемкие технологии.
Допрофессиональная подготовка обучающихся — это вид направленной социализации, который включает технологическую, предпрофильную подготовку (5-7-й классы), профильное обу-
чение (старшие классы), профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональные пробы. Качество допрофессиональной и профессиональной подготовки обеспечивают педагоги, образовательные организации, вузы, техникумы, детские технопарки, кванториумы, движения юниоров «Ворлдскиллс», «Молодые профессионалы», промышленные предприятия через взаимодействие и заинтересованное сотрудничество.
В допрофессиональной подготовке школьников педагоги успешно применяют информационно-коммуникационные, проблемные, проектные, исследовательские, эвристические, интерактивные образовательные технологии.
Современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации образовательного процесса, развития требуемых компетенций обучающихся как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ интернет-ресурсов для поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
С помощью ресурсов Интернет можно решить различные задачи по организации профори-ентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, которые предлагают описание данных профессий с целью определения своих способностей и личных качеств. Также на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об организациях среднего профессионального и высшего образования, особенностях поступления и обучения, о рейтингах вузов и техникумов, востребованности их выпускников; форумы, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
В результате можно выделить следующие группы сайтов в Интернете, которые выполняют функцию профессиональной ориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и школьниками, их родителями для самостоятельного сбора информации:
1) сайты, посвященные вопросам профориентации, где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. Сайт содержит много тематических статей по вопросам выбора профессии. Здесь можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда;
2) образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для обучающихся и их родителей. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир» (proforientir42.ru) — путеводная нить для детей в их поиске своего призвания, выбора профессии и определения места в жизни. Портал поможет школьникам осознанно сделать выбор образовательной траектории; окажет квалифицированную помощь родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;
3) собственные сайты образовательных организаций разных типов, на которых представлена информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения. Найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте вуза или техникума можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приема, наличии специальностей, учебных планах и др.
В ходе профориентационной работы достигается множество результатов различного масштаба, которые составляют архив личных достижений человека и требуют фиксации и хранения. Это могут быть оценки, грамоты, отчеты о социальной практике, результаты психолого-педагогического тестирования и т. д. Для сохранения и обработки информации удобно создавать электрон-
ные версии портфолио. Такой вид сохранения информации очень удобен для профессионального самоопределения обучающихся, способствует достижению принципиально иных результатов, связанных с возможностями проектной и продуктивной деятельности. Электронное портфолио обучающихся помогает решать следующие важные педагогические и социальные задачи:
— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— содействовать индивидуализации (персонализации)образования;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Таким образом, электронное портфолио, с одной стороны, содействует реализации компе-
тентностного подхода к результатам освоения образовательных программ, с другой — обеспечивает большую информативность и позволяет оценить продвижение обучающихся в освоении того или иного вида деятельности.
Современные информационные технологии дополняют такие традиционные формы работы, как экскурсии на предприятия, встречи с работодателями и пр. Они значительно расширяют возможности, снимают ограничения, связанные, например, с местом проживания. Интернет-технологии позволяют провести виртуальную экскурсию на производстве, посещение которого невозможно из-за особенностей технологического процесса или большой удаленности, стать участником онлайн-конференции с руководителем предприятия или успешным бизнесменом. Можно использовать как видеоэкскурсии, доступные в Интернете, так и самостоятельно подготовить видеоматериалы, раскрывающие особенности условий труда разного вида производств. Благодаря таким экскурсиям, обучение выходит на качественно новый уровень за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии — это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.
Заключение
В целом использование педагогических и информационных технологий в профориентацион-ной работе является фактором, повышающим эффективность самой работы и социальную защищенность обучающихся, что выступает для них моральной и психологической поддержкой, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможности дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
Проведение мастер-классов является дополнительной возможностью педагогов продемонстрировать свои профессиональные навыки, а обучающимся — почувствовать себя специалистом того или иного профиля, получить реальные представления о различных сферах производства, определиться с профессиональными пробами и выбором будущей профессии и утвердиться в правильности выбора.
Таким образом, использование педагогами современных образовательных технологий, интерактивных форм и методов в профориентационной деятельности способствует формированию готовности обучающихся к выбору профессии и адаптации первокурсников профессиональных образовательных организаций. В увлекательной форме преподносится специфика специальностей или профессий, особенности организации образовательной деятельности. Обучающиеся и их родители имеют возможность стать участниками профессиональных конкурсов, мастер-классов, познакомиться с педагогическим коллективом и увидеть реальное взаимодействие профессиональной образовательной организации с работодателями.
Литература
1. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://pnofstandart.nosmintnud.nu/obshchiy-infonmatsionnyy-blok/natsionalnyy-neestn-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48584.
2. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Подготовка учителя к педагогическому сопровождению обучающихся к будущему профессиональному выбору // Платформа - Навигатор: развитие карьеры. 2018. № 1 (4). С. 51-61.
3. Ястреб Н. А. Конвергентные технологии: философско-эпистемологический анализ. Вологда, 2014. С. 197.
References
1. Pedagog pnofessional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo pnofessional'nogo obrazovaniya [Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education]. Available at: http://profstandart. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48584. (In Russian).
2. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Podgotovka uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayushchikhsya k budushchemu professional'nomu vyboru [Preparing a teacher for the pedagogical support of students for a future professional choice]. Platform - Navigator: career development, 2018, no. 1 (4), pp. 51-61. (In Russian).
3. Yastreb N. A. Konvergentnyye tekhnologii: filosofsko-epistemologicheskiy analiz [Convergent technologies: philosophical and epistemological analysis]. Vologda, 2014, pp. 197. (In Russian).
УДК/uDC 37.015.3 М. С. Яницкий
M. Yanitskiy
психологические аспекты цифрового образования
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DIGITAL EDuCATION
Введение. В статье рассматриваются вызовы современного информационного общества системе образования. Анализируются изменения роли субъектов образовательного процесса в обществе знаний. В качестве адекватного ответа образования на происходящие изменения рассматривается его цифровизация. Приводятся различные точки зрения на возможный и желаемый масштаб цифровизации образования, в связи с чем ставится цель раскрыть и характеристики его психологических эффектов, определяющих оценку целесообразности, и оптимальную степень цифровизации конкретных образовательных программ.
Методология. Научный анализ проблемы исследования проводится в соответствии с принципами постнеклассической педагогической психологии. В качестве основной психологической детерминанты результативности образовательного процесса рассматриваются особенности межличностной коммуникации его субъектов. Конкретным методом изучения содержательных аспектов цифрового образования является теоретический анализ современных исследований, позволяющий выделить и охарактеризовать его психологические эффекты.
Результаты. Проведенное теоретическое исследование свидетельствует, что цифровизация образования приводит к неоднозначным психологическим последствиям для субъектов образовательного процесса. Особенно важным является изменение пространственно-временных характеристик их межличностного взаимодействия, «обезличивание» и виртуализация общения, связанные с использованием средств электронной образовательной коммуникации. Результаты исследования свидетельствуют о нецелесообразности полного перехода на цифровое образование, которое должно рассматриваться в качестве компонента образовательных программ, дополняемого традиционным живым взаимодействием между преподавателем и обучающимся.
Заключение. Наиболее важным психологическим аспектом цифрового образования является принципиальное изменение характера коммуникаций субъектов образовательного процесса, определяющее его позитивные и негативные эффекты. Полученные результаты свидетельствуют о важности учета рисков цифровизации конкретных образовательных программ, а также определяют необходимость и направления оптимизации межличностного взаимодействия его субъектов.
Introduction. The article considers the challenges of the modern information society to the education system. Changes in the role of subjects of the educational process in the knowledge society are analyzed. As an adequate response of education to the changes, its digitalization is considered. Various points of view on the possible and desired scale of digitalization of education are given, in connection with which the aim is to reveal the characteristics of its psychological effects that determine the assessment of expediency, and the optimal degree of digitalization of specific educational programs.