Профориентация в деятельности классного руководителя кадетского корпуса
Дука Наталья Александровна,
к.пед.н., доцент, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: duca_omsk@mail.ru
Соловьёв Дмитрий Николаевич,
к.пед.н., доцент, кафедра английского языка, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: soloveva.omsk@yandex.ru
Соловьёва Татьяна Олеговна,
к.пед.н., доцент, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» E-mail: mitiasolovyov@yandex.ru
Настоящая статья посвящена проблеме организации профориентации обучающихся кадетского корпуса. В работе предлагается характеристика профессионального самоопределения как «идеальной формы взрослости» подростка, описываются основные черты и критерии «взрослости», раскрывается связь между «взрослостью» и профориентационной работой, рассматриваются основные рекомендации по организации профориентации в образовательной организации в контексте Примерной программы воспитания, предполагающие образовательную деятельность, организованную в несколько этапов: 5-9 классы, 10-11 классы, этап высшего образования. Статья содержит описание основных методов и технологий, позволяющих организовать процесс профориентации кадетов (развивающая психологическая диагностика, интерактивные технологии и т.д.). Авторами анализируются актуальные трудности профориентационной работы, возникающие в практике кадетских корпусов. В заключении определяется значимость профориенатционной работы в системе воспитания современных кадетов.
Ключевые слова: профориентация, кадеты, подростковый и юношеский возраст, профессиональное самоопределение, программа воспитания.
Кадетский корпус представляет собой образовательную организацию среднего общего образования, где наряду с общим образованием подростки и юноши получают начальную профессиональную подготовку в соответствии с избранной военной специальностью для поступления в военные образовательные организации, а затем для исполнения обязанностей государственной службы. Престиж обучения в кадетском корпусе среди молодежи достаточно высок, так как обеспечивает качественное образование его воспитанникам. Образовательная деятельность в кадетском корпусе представляет стройную систему патриотического воспитания и гражданского образования, где целью является подготовка к служению Отечеству.
Воспитанники кадетского корпуса это, как правило, подростки и юноши, находящиеся на этапе сознательного и ответственного планирования, выбора профессионального пути. Этому в значительной степени способствует профориентацион-ная направленность воспитательного процесса, который прежде всего проектирует классный руководитель. Несмотря на достаточно традиционную формулировку этой задачи классного руководителя и предопределенную профессиональную направленность воспитанников данной образовательной организации, возникает необходимость этой задачи с точки зрения социальной ситуации развития современного подростка и юноши. В данной статье будут рассмотрены следующие три аспекта организации профориентационной деятельности современного классного руководителя кадетского корпуса: понимание профессионального самоопределения как «идеальной формы взрослости» подростка, рекомендации по организации профориентации в образовательной организации в контексте Примерной программы воспитания, особенностей профессионального самоопределения кадет и специфику их профориентации.
Профессиональное самоопределение подростка, юноши определяет его дальнейшее личностное и профессиональное становление. В современной ситуации конструктивному подходу к организации воспитательного процесса в кадетском корпусе, безусловно, способствует вступивший в силу с 1 сентября 2020 г. Федеральный закон (№ 304-ФЗ от 31 июля 2020 г) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Закон определяет ключевые подходы к содержанию и результатам воспитания, раскры-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
вает механизмы организации воспитательной работы в образовательной организации. Изменения в организации воспитательного процесса предполагают усиление базовых направлений воспитания кадет как: «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, уважения к закону и правопорядку, уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, введение таких документов по организации воспитательной работы; как: «рабочая программа воспитания», «календарный план воспитательной работы» и др. [7].
Одним из инвариантных модулей рабочей программы воспитания является модуль «Профориентация». Учитывая, что рабочая программа воспитания должна включать не просто перечень традиционных для этого направления воспитания мероприятий, а описание системы возможных современных форм, методов, образовательных технологий.
От педагогической науки ожидается обоснование методических подходов к совершенствованию педагогического процесса. Для того чтобы усовершенствовать его необходимо понимать истинные причины, особенности, основания той или иной педагогической ситуации и ее участников. В случае организации профориентации в деятельности педагога кадетского корпуса тоже самое. Выбор профессии молодыми людьми, профессиональное самоопределение на этапе обучения в образовательной организации характеризуется рядом особенностей.
По словам И.Д. Фрумина «Основной разрыв современного детства - это расхождение требований образовательной системы, определяющей большую часть жизни детей и подростков, и требований системы взросления, которая апеллирует к становлению самостоятельности, ответственности, инициативы» [8]. Результаты Лонгитюд-ного проекта Института образования НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» (далее ТрОП) установили, что в образовательном учреждении старшеклассники не видят в педагоге «идеал взрослого». В данном проекте отмечено, «что несмотря на «воплощение» взрослости во многом происходит помимо школы и образовательного процесса, школьный класс играет заметную роль и важен как платформа для конструирования отличия себя от других» [8]. Из этого следует, что в развитии подростка, юноши взрослость как идеальная форма развития человека имеет большое значение. Важным вопросом также является вопрос о переводе категории «взрослость» в практическую плоскость, а именно проектирования образовательных (а значит и воспитательных) систем.
Любое образовательное учреждение являет° ся социальным институтом, который сопровожда-" ет процесс развития, взросления ребенка, опира-§ ющийся на социально-естественные процессы его ^ развития. Поэтому для проектирования воспита-Ц тельных систем, необходимо понимать, что сегод-
ня является критерием взрослости. Какие критерии, позволяют понять, что молодые люди ведут себя как взрослые или как дети? Что является для них содержанием «взрослости»? Ответы на эти вопросы так же можно найти в результатах исследования ТрОП. Было установлено, «что основными категориями, с помощью которых описывается взрослость в понимании подростка, являются «финансовая автономия», «принятие самостоятельных решений и следование им», «ответственность» [6]. В исследовании так же определены разные типы детства, а также установлено, что будущий социальный статус для подростка является более значимым, по сравнению с академическими успехами. По мнению исследователей, наряду с проживанием разных школьных ситуаций, в которых подростки могут проявить свою взрослость, разные виды поведения и отношений, стоит стремиться к тому, чтобы образовательная среда строилась с учетом механизмов взросления и развития, а также включала в себя новые образовательные практики. Таким образом, с позиции взросления подростка главная цель профориентационной работы с ним -не ранний, однозначный выбор им своей профессии, а подготовка к такому выбору. В этом ключе профориентационная работа будет пониматься «как педагогическое сопровождение непрерывного процесса определения подростком своей позиции по отношению к труду и профессиям, то есть сопровождение его профессионального самоопределения [1, с. 49]. Результативность профессионального самоопределения подростка выражается в его готовности к анализу, оцениванию, коррекции, утверждению и, при необходимости, пересмотру собственной позиции в выборе профессии. Профориентационная деятельность в любой образовательной организации должна стать средой самоопределения и социального взросления обучающегося. Содействие педагогом развитию профессионального самоопределения подростка, юноши заключается прежде всего, в воспитании позитивного отношения подростка, юноши к миру профессий и труду в целом. Посредством этого формируются взгляды подростка на внепрофессиональную часть его будущей жизни (социальную или семейную). Эти новые культурные нормы, профессиональные роли, также содействуют профессиональному самоопределению. Это выступает для подростка и юноши той практикой, в которой он обретает «реальную форму взрослости» формирует собственную позицию по отношению к своему профессиональному будущему.
Профессиональное самоопределение не является нелинейным процессом. Его динамика определяется теми условиями жизни и будущей профессиональной детальности, которые приходится учитывать подростку и юноше. Молодому человеку необходимо найти баланс между собственными профессиональными предпочтениями и потребностями общества. Еще более «мучителен» процесс становления и развития юноши, в том числе и профессионального.
Значимым ресурсом в организации профори-ентациионной деятельности являются федеральные подпроекты, в рамках национального проекта «Образования». На профориентацию направлены проекты «Проектория» и «Билет в будущее».
Обобщив исследования Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, А.П. Чернявской, Д.А. Леонтьева, А. П., Н.С. Пряжникова, Д.П Петровский выявил компоненты выбора профессии кадетами: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, проективный и операциональный [4]. Указанные компоненты соотносятся с периодами обучения в кадетском корпусе.
Профориентация кадет реализуется поэтапно, однако она имеет свою специфику. Иргит Е.Л., Баир А.Б. отмечают, что «на первом этапе (59 кл.) - происходит изучение индивидуально-психологических качеств кадет, формирование у них общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и т.д. На этом этапе также кадеты обучаются навыкам самостоятельного изучения особенностей будущей профессии. У ребят есть возможность пройти профессиональные пробы. На втором этапе (1011 кл.) - завершение общего образования, принятие решения о продолжении образования, конкретизация представлений о требованиях к специалисту, выбор уровня, получения профессионального образования. На третьем этапе, реализующемся в военной образовательной организации высшего образования происходит конкретизация будущей специальности кадета. Этому способствует прохождение вступительных испытаний и адаптация к обучению в условиях вуза» [2].
Стоит отметить, что специфика профориен-тационной работы кадет будет прослеживаться не только в этапах, но и в выборе форм и методов профориентации. Здесь наиболее результативными будут методы и технологии, представленные далее.
Развивающая психологическая диагностика -модуль практических занятий, на которых подростки могут попробовать определённый вид профессионального действия. Это содействует формированию допрофессиональных компетенций, способствует профессиональному выбору.
Интерактивные технологии: игры-квесты предполагающие отработку навыков будущей профессии в форме игры, для будущих военных можно предложить игры «Казаки-разбойники». В таких играх у подростков есть возможность почувствовать атмосферу будущей профессиональной деятельности, научиться принимать профессиональные решения, уметь работать команде. Последнее особенно важно для будущего военного. Блок интерактивных технологий можно дополнить также деловыми, сюжетно - ролевыми играми, кейсами и мастер- классами от профессионалов.
Отдельно подчеркнем, что потенциал традиционных форм профориентации, таких как выездные мероприятия (посещение военных вузов, полигонов, военных лагенерй) встречи с ветеранами,
действующими офицерами так же не теряет своей актуальности. Учитывая, что кадеты находятся в определённой изолированной среде, то возможность посмотреть, принять участие, задать вопросы профессионалам высокого класса на их рабочих местах может стать решающим в профессиональном самоопределении кадета.
Как отмечают исследователи, если при создании образовательной среды общеобразовательного учреждения военно-профессиональной направленности, учитывать особенности подросткового возраста юношей кадет, то это будет способствовать развитию у них самостоятельности, умению работать в команде и содействовать профессиональному самоопредлению. «Ориентация на определенные образцы, общепринятые в кадетском корпусе, во многом определяет содержание формирующихся жизненных и профессиональных ценностей и смыслов подростка-кадета. Уже с 6-го класса у кадет начинается, а в 8-9-х классах активно развивается деятельность по подготовке себя к будущему» [3].
Как подчеркивает Н.В Кравченко в статье об особенностях субкультуры подростка - кадета «развитие взрослости кадета-подростка происходит сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: в практике определенным образом построенных отношений, через подражание и прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, усвоение знаний о военной службе в Вооруженных Силах РФ, о жизни военных. В воспитательном процессе подросток-кадет усваивает нормы, ценности, общие требования, способы поведения в образовательной организации. Происходит становление личностных ценностей, которые определяют направление и содержание будущей профессиональной деятельности, критерии оценки и самооценки.» [3]
Из всего выше сказанного следует, что профо-риентационная деятельность в кадетском корпусе естественным готовит подростка, юношу к выбору той или иной военной профессии. Однако, обратимся к результатам исследования личностных качеств современных кадет подростков, которые нельзя не учитывать в деятельности классного руководителя кадетского корпуса.
Несмотря на то, что обучение в кадетском корпусе дает полное представление о будущей профессии военного, но как показали результаты исследования Петровского Д.П. выпускники кадетского корпуса зачастую не видят себя в профессии, не обладают системой ценностей, необходимой будущему военному (так называемый «навязанный выбор») [4].
Исследования психологического портрета, проведённые Середой Е.Г., Галеевой Н.И. [5], установили, что около 30% кадет имеют лидерские способности. Это значит, что они готовы взять на себя ответственность за других и готовы руководить ими. Около 60% кадет положительно относятся к среде кадетского училища. Большинство кадет интересуются профессиями связанными с взаи-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
модействием с другими людьми. Исследование показало, что есть группа кадет, имеющих интерес в области военного дела и бизнеса. Еще одна группа кадет, это юноши, выбравшие управленческие профессии, где они могут проявить свои лидерские качества.
Преобладающим мотивом будущей профессиональной детальности для кадет являются социальные мотивы. Они хотят полезными Родине, обществу, готовы выполнить свой профессиональный долг. Но при этом, стоит отметить значение материального благополучия для кадет. Эти результаты напрямую коррелируют с результатами проекта Института образования НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии». Кадетский корпус создает те самые ««леса взросления», механизмы, обеспечивающие важность и ценность пребывания детей и подростков в стенах образовательных организаций, дающие возможность совершать социальные пробы, которые позволили бы ученикам почувствовать себя свободными, инициативными, ответственными и самостоятельными». (Лонгитюд-ный проект Института образования НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии»)» [6].
Эти данные указывают, что воспитательная система кадетского корпуса содействую развитию таких профессионально значимых личностных качеств молодых людей, которые будут востребованы не только в деятельности военного специалиста, но и политика, бизнесмена, юриста, ученого, педагога и др. Именно профориентаци-онная направленность воспитательного процесса и деятельности классного руководителя позволяет удовлетворять естественное стремление к взрослости подростков, юношей, создает условия для приобретения опыта разных форм поведения. Все это важно в формировании готовности к осознанному выбору профессии на основе собственных потребностей, мотивов, индивидуально-личностных особенностей.
Литература
1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. - М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. - 119 с. - (Серия: Примерная программа воспитания).
2. Иргит Е. Л., Баир А.Б. К вопросу о профори-ентационной работе в профильном учебном заведении // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-proforientatsionnoy-rabote-v-profilnom-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 20.10.2021).
3. Кравченко Н.В. Особенности формирования субкультуры современного подростка-кадета //
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-subkultury-sovremennogo-podrostka-kadeta (дата обращения: 20.10.2021).
4. Петровский Д.П Профессиональное самоопределение кадет [Электронный ресурс] https:// bstudy.net/650542/psihologiya/professionalnoe_ samoopredelenie_kadet(дата обращения: 20.10.2021).
5. Середа Е. Г., Галеева Н.И. Психологический портрет кадета Московского президентского кадетского училища имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2019. - № 1 (6). - С. 103-107. - URL: http://vestnik-spvi.ru/2019/03/020.pdf(дата обращения: 20.10.2021).
6. Траектории в образовании и профессии [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/ org/projects/211256495(дата обращения: 20.10.2021).
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-Ф3 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358792/(дата обращения: 20.10.2021).
8. Фрумин Исак Образовательная практика взросления // Образовательная политика. 2015. № 4 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-praktika-vzrosleniya (дата обращения: 20.10.2021).
9. Чистякова С.Н. Теоретические и методические подходы к профессиональной ориентации обучающихся в современных условиях // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. uRL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-podhody-k-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 20.10.2021).
10. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994.
PROFESSIONAL ORIENTATION WORK OF THE CLASSROOM TEACHER OF THE CADET CORPS
Duka N.A., Solovyev D.N., Soloveva T.O.
Omsk State Pedagogical University
This article is devoted to the problem of organizing vocational guidance for students of the cadet corps. The paper proposes a characteristic of professional self-determination as the «ideal form of adulthood» of a teenager, describes the main features and criteria of «adulthood», reveals the connection between «adulthood» and career guidance work, considers the main recommendations for organizing career guidance in an educational organization in the context of the Model Education Program, activities organized in several stages: grades 5-9, grades 10-11, the stage of higher education. The article contains a description of the main methods and tech-
nologies that allow organizing the process of career guidance for cadets (developing psychological diagnostics, interactive technologies, etc.). The authors analyze the current difficulties of vocational guidance work that arise in the practice of cadet corps. In the conclusion, the importance of vocational guidance work in the education system of modern cadets is determined.
Keywords: professional orientation work, cadets, adolescents, youths, professional self-determination, upbringing program.
References
1. Upbringing in a modern school: from the program to the actions. Manual / P.V. Stepanov, N.L. Selivanova, V.V. Kruglov, I.V. Stepanova, I.S. parfenova, I.Y. Shustova, E.O. Cherkash-in, M.R. Miroshkina, T.N. Tikhonova, E.F. Dobrovolskaya, I.N. Popova under the editorship ^a bley3$T^Mro - M.: FGBNY "ISRO RAO", 2020. - 119 p. - (Line: a model upbringing program)
2. Irgit E.L., Bair A.B. The question of professional orientation work in a special educational institution // Bulletin of Tuva state university. Pedagogical sciences. 2017 #4 URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proforientatsionnoy-rabote-v-profilnom-uchebnom-zavedenii (date: 20.10.2021).
3. Kravchenko N.V. The peculiarities of formation of a sub-culture of a modern adolescent cadet // Bulletin of Omsk state pedagogical university. Humanitarian studies. 2016 #3 (12) URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-subkultury-sovremennogo-podrostka-kadeta (date: 20.10.2021)
4. Petrovskiy D.P. Professional self-determination of cadets [Electronic source] https://bstudy.net/650542/psihologiya/profession-alnoe_samoopredelenie_kadet(date: 20.10.2021)
5. Sereda E.G. Galeeva N.I. Psychological portrait of a cadet of Moscow president military school (named after M.A. Sholok-hov) of the army of the national guard of the Russian Federation // Bulletin of Saint Petersburg military institute of the army of the national guard 2019. - № 1 (6). - C. 103-107. - URL: http:// vestnik-spvi.ru/2019/03/020.pdf (date: 20.10.2021)
6. Tracks in education and profession [Electronic resource] https:// www.hse.ru/org/projects/211256495(date: 20.10.2021).
7. Federal law "About the changes in the Federal law "About education in the Russian Federation" the questions of up upbringing of pupils" 31.07.2021 # 304-FL [Electronic resource] http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/(date: 20.10.2021)
8. Frumin I. Educational practice of maturation // Educational policy. 2015. #4 (70) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-praktika-vzrosleniya (date: 20.10.2021).
9. Chistyakova S.N. Theoretical and methodical approaches to professional orientation work with modern pupils // Education through life: uninterrupted education for a steady development. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-i-metodicheskie-podhody-k-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (date: 20.10.2021).
10. Elkonin B.D. Introduction to a developmental psychology (the tradition of cultural and historical theory of L.S. Vygotsky). M: Trivola, 1994