Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования'

Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ORGANIZATION OF A CAREER GUIDANCE ACTIVITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE ACTIVITIES / ARRANGEMENT OF CAREER GUIDANCE EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюхова Ольга Юрьевна, Костина Наталия Борисовна

Статья посвящена исследованию организации работы транспортного вуза со школьниками и абитуриентами как основными акторами профориентационного взаимодействия. В статье обоснованы теоретико-методологические основания анализа выбранной проблематики: понимание сущности управленческих проблем организации профориентационной работы как упорядоченности, согласованности действий участвующих субъектов-организаторов и акторов профориентационного процесса; концепция видов профориентационной работы вуза, представленная в трудах Г. Ф. Шафранова-Куцева и С. Н. Толстогузова. Эмпирическая часть базируется на анализе данных опроса студентов-первокурсников Уральского государственного университета путей сообщения с целью выявления результативности организации профориентационной работы, факторов, оказывающих влияние на выбор профессии и вуза; определения направлений и форм профориентационного взаимодействия университета и выпускников общеобразовательных учреждений. Результаты исследования позволяют утверждать, что молодежь на этапе выбора профессии и места ее получения нуждается в профориентационном сопровождении. Вчерашние школьники, а ныне студенты-первокурсники, признают необходимость и значимость данного направления деятельности. Стратегия построения профессиональной траектории у значительной части опрошенных студентов отвечает формуле выбора профессии «хочу - могу - надо»: прослеживается ориентация на интерес к профессии, учитываются результаты ЕГЭ и спрос на рынке труда. Основными источниками информации при выборе вуза являются: официальный сайт вуза, советы близких людей, справочники об учебных заведениях для абитуриентов, социальные сети. На основе проведенного анализа сделаны выводы об использовании профагитационного, селективного и личностно-ориентированного подходов к организации профориентационной работы в УрГУПС, выделены профориентационные мероприятия, направленные на формирование привлекательного образа вуза и продвижение транспортных профессий, сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию организации профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брюхова Ольга Юрьевна, Костина Наталия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF A CAREER GUIDANCE ACTIVITY OF A TRANSPORT UNIVERSITY AT THE PRE-UNIVERSITY LEVEL: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the study of the arrangement of a transport university activity with students and applicants as the main actors of career-oriented interaction. The article substantiates the theoretical and methodological foundations of the analysis of the selected issues: understanding of the essence of managerial problems of the organization of a career guidance activity as an order, coordination of actions of participating subjects-organizers and actors of the career guidance process; the concept of types of career guidance activities of the University (introduced in the papers by G. F. Shafranov-Kutsev and S. N. Tolstoguzov). The empirical part is based on the analysis of data from a survey of first-year students of the Ural State University of Railway Transport in order to identify the effectiveness of the organization of career guidance, factors that influence the choice of profession and a university; to determine the directions and forms of career guidance interaction between the university and graduates of general education institutions. The results of the study suggest that young people at the stage of choosing a profession and where to get it need professional guidance. Yesterday s students, and now first-year students, recognize the need and importance of this area of activity. The strategy of building a professional trajectory for a significant part of the surveyed students corresponds to the formula of choosing a profession ”1 want - I can - I must”: there is a focus on interest in the profession, taking into account the results of the Unified State Exam and demand in the labor market. The main sources of information when choosing a university are the official website of the university, advice from friends and relatives, reference books about educational institutions for applicants, and social networks. On the basis of the analysis conclusions are made about the use of propagating, selective, student-centered approaches to career guidance in USURT, dedicated career-oriented events aimed at formation of an attractive image of the university and promote transport related professions, formulated specific recommendations for improving the organization of vocational guidance.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА НА ДОВУЗОВСКОМ УРОВНЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК: 316:37.048.45 ГРНТИ: 04.51.53, 04.21.61

ББК: 60.561.9 Код ВАК: 22.00.08

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-155-168

О.Ю. Брюхова Н.Б. Костина

Российская академия народного хозяйства и Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ, государственной службы при Президенте РФ, Уральский государственный университет Екатеринбург, Россия

путей сообщения, АиШогГО: 624093

Екатеринбург, Россия АиШогГО: 622090

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена исследованию организации работы транспортного вуза со школьниками и абитуриентами как основными акторами профориентационного взаимодействия.

В статье обоснованы теоретико-методологические основания анализа выбранной проблематики: понимание сущности управленческих проблем организации профориентационной работы как упорядоченности, согласованности действий участвующих субъектов-организаторов и акторов профориентационного процесса; концепция видов профориентационной работы вуза, представленная в трудах Г. Ф. Шафранова-Куцева и С. Н. Толстогузова.

Эмпирическая часть базируется на анализе данных опроса студентов-первокурсников Уральского государственного университета путей сообщения с целью выявления результативности организации профориентационной работы, факторов, оказывающих влияние на выбор профессии и вуза; определения направлений и форм профориентационного взаимодействия университета и выпускников общеобразовательных учреждений. Результаты исследования позволяют утверждать, что молодежь на этапе выбора профессии и места ее получения нуждается в профориентацион-ном сопровождении. Вчерашние школьники, а ныне студенты-первокурсники, признают необходимость и значимость данного направления деятельности. о

Стратегия построения профессиональной траектории у значительной части опрошенных сту- °

дентов отвечает формуле выбора профессии «хочу - могу - надо»: прослеживается ориентация на ^

интерес к профессии, учитываются результаты ЕГЭ и спрос на рынке труда. Основными источ- о никами информации при выборе вуза являются: официальный сайт вуза, советы близких людей

справочники об учебных заведениях для абитуриентов, социальные сети. ^

На основе проведенного анализа сделаны выводы об использовании профагитационного, селективного и личностно-ориентированного подходов к организации профориентационной работы в УрГУПС, выделены профориентационные мероприятия, направленные на формирование привлекательного образа вуза и продвижение транспортных профессий, сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию организации профориентационной работы.

о

О

о

X 0. СР ш

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организация профориентационной работы, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, организация профориентаци-онных мероприятий.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ольга Юрьевна Брюхова, Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, [email protected]

Уральский государственный университет путей сообщения 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66, [email protected] ORCID: 0000-0002-0639-0906

Наталия Борисовна Костина, доктор социологических наук, профессор, Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, [email protected]

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Брюхова О.Ю., Костина Н.Б. Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 155-168.

Введение

Для современного российского рынка труда характерны несоответствия и проблемы, актуализирующие институциональные изменения в практике управления и их теоретическое осмысление: переизбыток специалистов гуманитарного и экономического профиля и потребность в инженерных и рабочих кадрах; значительная доля выпускников вузов, работающих не по специальности; появление новых профессий, требующих освоения новых знаний и навыков и отсутствие у молодежи на стадии выбора профессионального будущего представлений о содержательной стороне различных профессий, перспективах их востребованности; организация профориентацион-ной работы по устаревшим стандартам, без выявления ее результативности и эффективности.

Под профориентацией мы понимаем деятельность разнообразных акторов, представляющих образовательные учреждения, производственные и иные организации, оказывающие воздействие на процесс выбора профессии и места ее получения лицами, находящимися в ситуации профессионального самоопределения [1, с. 13].

Основными акторами, от взаимодействия которых зависит успех осуществляемой вузом профориентационной работы среди школь-

ной молодежи, являются родители, школьные учителя и вузовские преподаватели, работодатели, специалисты центров занятости, органы исполнительной власти, осуществляющие управление образованием.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ч. 3 ст. 66 прямо устанавливает, что «среднее общее образование направлено на [...] подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [2]. Тем самым основным образовательным полем для профориентационной работы определяется образовательное учреждение, в котором молодежь получает среднее общее и полное образование. Однако практика профориентационной работы свидетельствует, что современная школа не может выполнить этот социальный заказ и обеспечить необходимую и своевременную подготовку обучающихся к профессиональному выбору [3, с. 57]. Школьные учителя информационно не подготовлены для этой работы, это не входит в их компетенцию. То же самое относится и к родителям: не каждый может рассказать о своей профессии, и то с разной степенью успешности.

Главными субъектами-организаторами результативной профориентационной работы

выступают работодатели и вузы при ведущей роли последних [4, с. 13]. Работодатели формируют социальный заказ, который должен быть учтен при организации профориентации, вузы выполняют заказ по подготовке специалистов, и на них ложится основная ответственность за достижение согласованности интересов и ожиданий будущих студентов, их родителей, работодателей. Подавляющее большинство старшеклассников ориентировано на получение высшего образования: по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, 71 % старшеклассников РФ в возрасте от 15 до 17 лет намереваются по окончании школы поступить в вузы [5]. Роль вузов в этом взаимодействии определяется и тем, что преподавательское профессиональное сообщество обладает знаниями о современном рынке труда, его тенденциях и перспективах развития, знаниями о профессиях, социальным капиталом в виде связей с другими субъектами профориентации (школа, работодатели, государственные и коммерческие структуры); организационно-экономическим капиталом (площадки для организации онлайн- и офлайн-встреч, техническое оснащение организации взаимодействий всех субъектов) [6, с. 62-63].

Но у вузов есть и собственный утилитарный интерес при проведении профориента-ционных мероприятий - решение задач по набору студентов в условиях конкуренции с другими учебными заведениям. Если эта задача выходит на первый план, профориентацион-ная работа превращается только в профагита-ционную, что ставит под сомнение ее эффективность.

Постановка исследовательской проблемы

Австрийский и британский философ и социолог К. Поппер отмечал, что наука начинается не с наблюдений, а с выявления проблем, а развитие науки являет собой переход от одних проблем к другим. Применение этого методологического положения к социологическому исследованию эффективности организации профориентационной работы высшими учебными заведениями означает выявление и последующую формулировку теоретических и практических исследовательских проблем. Социолого-управленческо-му знанию присуще два вида проблем: тео-

ретические и практические. Первые означают отсутствие у познающего субъекта знаний о предмете (процессе) либо о каких-то его неизвестных составляющих. Изучение соответствующих научных источников свидетельствует, что в рамках социолого-управлен-ческого анализа недостаточно точно и адекватно определено содержание организации профориентационной работы, сущность и показатели ее эффективности. Результатом решения этих проблем является разработка соответствующего знания. Практические управленческие проблемы фиксируют отсутствие (или недостаток) условий и средств деятельности, они формулируются как несоответствие фактического и желаемого состояний. Практической проблемой в нашем случае является несоответствие желаемых и достигаемых результатов проводимой профориентационной работы, затраченных материальных, финансовых, человеческих и организационных ресурсов на «входе» и количественных величин и качественных свойств поступивших в вуз на «выходе». Действительно ли поступление в вуз транспортного профиля является «первым выбором» (абитуриенты изначально ориентированы именно на этот вуз и профессию) либо выбор обусловлен случайно-сопутствующими факторами: не удалось попасть туда, куда хотелось; в транспортном вузе ниже проходной балл; «неважно какой вуз, лишь бы попасть на бюджет» и т. п. Четкая формулировка практических проблем позволяет подобрать наиболее оптимальные варианты их решения, выбирая из уже имеющихся альтернатив (стандартные решения), либо выработать новые, ранее неизвестные варианты (инновационные решения).

Профориентационная работа в современных университетах организуется не только на довузовском уровне, охватывая школьников и их родителей, но и на вузовском и послевузовском уровнях, что позволяет учесть трансформацию мотивации профессионального выбора и повысить эффективность проводимых мероприятий.

В статье мы остановимся на анализе организации профориентации на довузовском уровне. Повышенное внимание к нему со стороны вузовской администрации объясняется

тем, что имеет место прямая зависимость между качеством профориентационной работы и численностью и качественным составом студентов-первокурсников, определяющих впоследствии мотивацию к обучению, успешность освоения образовательных программ обучающимися, удовлетворенность педагогов преподавательской деятельностью. Показателями эффективности при мониторинге результатов профориентационной работы учреждений высшего образования на довузовском уровне являются средний балл ЕГЭ студентов-первокурсников, количество зачисленных студентов, являющихся победителями и призерами олимпиад школьников. Но ЕГЭ сдаются по предметам, также проводятся и олимпиады, что даже косвенно не связано с ориентацией абитуриента на ту или иную профессию. На этом этапе выбор профессии и вуза определяется в большей степени родителями, нежели абитуриентами.

В статье проведен анализ профориентаци-онной практики в университете транспортного профиля, стратегии первичного выбора старшеклассниками профессии и вуза, приоритетных направлений и форм профориента-ционного взаимодействия транспортного вуза с потенциальными студентами.

Методы и методика исследования

В качестве методов исследования использованы анкетный опрос и анализ документов.

В ходе анкетирования, проведенного в марте 2018 г., было опрошено 476 выпускников школ, ставших студентами первого курса очной формы обучения Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В опросе приняли участие студенты всех факультетов. Среди опрошенных 56 % - юноши, 44 % - девушки (в возрасте от 17 до 22 лет); проживающие в городе Екатеринбурге (35,7 %) и в других населенных пунктах Свердловской области или за ее пределами (64,3 %); обучающиеся на бюджетной (36,6 %), контрактной форме (33,4 %) или по целевому договору (30 %), получившие полное среднее образование в обычной общеобразовательной школе - 54,8 %, школе с углубленным изучением отдельных предметов - 21,4%, в лицеях -9,9 %, гимназиях - 8,2 %, колледжах и техникумах - 5,7 %. Осуществлен анализ докумен-

тов: планов и отчетов о профориентационной работе вуза, материалов официального сайта (раздел «Абитуриенту»).

Теоретико-методологические подходы исследования

Методологическим основанием исследования организации профориентационной работы вуза является трактовка феномена организации. Анализ практики организации вузами профориентационной работы свидетельствует о том, что ключевым фактором, определяющим степень ее эффективности, является скоординированность, согласованность действий субъектов управления и акторов профориентационного процесса. Показателями внутренней эффективности можно считать системность осуществляемых действий и качество принимаемых управленческих решений, в данном случае - проектов профориен-тационной работы вуза с различными акторами: школьниками, абитуриентами, родителями, студентами младших и старших курсов, выпускниками вуза, работодателями.

Мы рассматриваем организацию в широком, общенаучном понимании как упорядоченность множества процессов между множеством элементов во времени и пространстве, благодаря чему осуществляется их воспроизводство и может иметь место эффект системного процесса. Организация (организованность) в таком ее понимании характерна для природных, технических, социальных объектов, выражается в согласованности участвую-щихво взаимодействии элементов и структур, в устойчивости функций элементов [7, с. 73]. Социальная организация - это упорядоченность совместных действий взаимодействующих субъектов, т. е. свойство деятельности. Результатом упорядоченных совместных действий людей должно стать достижение целей, поставленных перед конкретной общностью. Организация профориентационной работы представляет собой упорядоченность, согласованность действий участвующих субъектов-организаторов (администрации, профессорско-преподавательского состава, специалистов профильных структурных подразделений) и акторов профориентационного процесса (школьников, педагогов школ и ссузов, абитуриентов, родителей, студентов и выпуск-

ников вуза, работодателей). Целью организации этой работы является создание условий, позволяющих, с одной стороны, осуществить качественный набор контингента студентов в вуз, с другой - содействовать профессиональному самоопределению, становлению и развитию личности, основанному на достижении сбалансированности между профессиональными интересами, способностями человека и потребностями рынка труда.

При исследовании организации профори-ентационной работы использованы две концепции. Первая концепция представлена в трудах тюменских ученых Г. Ф. Шафранова-Куцева и С. Н. Толстогузова, которые выделяют три вида профориентационной работы вуза: профагитационный (рекрутинговый), избирательный (селективный) и личностно-ори-ентированный.

Профагиатационный вид направлен на активное привлечение абитуриентов в конкретный вуз и ориентацию на определенные направления подготовки и специальности. Внимание на интересах абитуриента и перспективах его дальнейшего трудоустройства не акцентируется, приоритетным становится достижение вузом целей - средств выполнения плана приема студентов, набор «коммерческих» студентов.

Избирательный (селективный) подход выполняет роль «социального сита», выбирая тех, кто наиболее нужен и выгоден вузу, удовлетворяет как требованиям Минобразования, так и рейтинговым амбициям университетов. Реализация селективной модели нацелена на прием лучших выпускников школ без особого учета их личностных или профессиональных склонностей.

Личностно-ориентированная модель направлена на удовлетворение запросов индивида, в соответствии с его способностями и возможностями, с учетом интересов социума. На первое место выходят личностные ценности, и именно в этом заключается конечная идеальная цель всей профориентационной работы [8, с. 9-20].

Использование данного подхода в нашем исследовании позволяет определить цель, основные направления профориентационной

работы в интересах не только вуза, но и абитуриентов.

Вторая концепция представлена в работах Е. Н. Геворкян и С. В. Мыскина, определяющих проводимую вузом профессиональную ориентацию как комплекс воздействий на учащуюся молодежь, выполняющих роль побудительных ориентиров для выбора ими определенной профессии и получения соответствующего образования в данном вузе [9, с. 126]. Для вуза, по их мнению, эффективной является та профориентационная деятельность, содержание которой соотносится с целями и задачами вуза. В организации работы вуза по профессиональной ориентации выделяются две основных составляющих: а) обеспечение ориентации на профессию; б) обеспечение ориентации на вуз, который предлагает подготовку по выбранной профессии. Первая означает, что предварительный профессиональный выбор молодого человека обусловлен соответствием содержания будущей профессии его личностным особенностям. Вторая фиксирует, что при выборе вуза, наряду с личностными предпочтениями, немаловажным фактором является сложившаяся система ценностных ориентиров современной молодежи: материальное благополучие, профессиональная карьера, социальный статус, комфортные условия труда и повседневной жизни, неформальное общение. При выборе вуза важнейшим фактором становятся конкурентные преимущества конкретного образовательного учреждения. Будущие студенты оценивают репутацию вуза на рынке образовательных услуг, наличие у него определенного статуса, имиджа, развитость его международных связей, разнообразие студенческой жизни, содействие в трудоустройстве и др., то есть те характеристики, которые в совокупности формируют целостный образ вуза в представлении абитуриентов [9, с. 126].

Применение обозначенных подходов в качестве методологических оснований нашего исследования имеет целью охарактеризовать стратегии профессионального самоопределения молодежи и на основе данных эмпирических исследований разработать предложения по совершенствованию организации профориентационной работы транспортного

вуза - Уральского государственного университета путей сообщения.

Основные результаты исследования

По данным, полученным нами при проведении эмпирических исследований, сформированы три тематических блока:

1) характеристика проводимой школами профориентационной работы;

2) стратегии выбора абитуриентами профессии и вуза;

3) участие школьников в профориентаци-онных мероприятиях УрГУПС.

По первому тематическому блоку подавляющее большинство респондентов (75,6 %) отмечает, что школы организуют профориента-ционную работу, однако 24,4 % опрошенных сказали, что такая работа школами вообще не ведется. В образовательных учреждениях, оказывающих школьникам содействие в выборе профессии, уровень их участия в профориен-тационных мероприятиях высок (88,3 %).

Основные мотивы участия школьников в профориентационных мероприятиях и проектах - стремление определиться с будущей профессией (75,6 %) и получить о ней новую полезную информацию (65,4%). Данные ответы свидетельствуют о серьёзном отношении старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Что касается нежелания участвовать в профориентационныхме-роприятиях, оно обусловлено: их низким качеством (скучное и однотипное содержание -26,2 %, неудовлетворительный уровень организации - 23,8 %, отсутствие возможности профессиональной пробы - 12%); недостатком времени (21,4%) и уже осуществленным школьником выбором профессии и учебного заведения (19%). 14% опрошенных считают профориентационные мероприятия бесполезными, поэтому избегают участия в них. Это говорит о том, что организация данной работы вузами требует совершенствования прежде всего в направлении создания ситуаций для «пробы себя в профессии». Вузовским подразделениям нужно начинать профориента-ционную работу со школьниками на этапе обучения в средней школе (7-9 классы), когда выбор профессии и места ее получения еще не сделан, пока она реализуется в школах посредством набора традиционных меропри-

ятий в рамках учебной и внеучебной деятельности. В школах организуются информационно-просветительские мероприятия: встречи с представителями колледжей, вузов, предприятий - 77,0 %, посещение дней открытых дверей - 65,5 %, посвященные выбору профессии классные часы - 56,4 %. Образовательные мероприятия, имеющие профориен-тационную направленность, осуществляются в форме: дополнительных занятий, факультативов - 64,0 %; олимпиад, научно-практических конференций - 61,3 %. Возможность участия в диагностических мероприятиях (тестировании и/или анкетировании с целью выявления склонностей к определенным профессиям) отмечают 72,0 %. Таким образом, школы достаточно активны в организации классических профориентационных мероприятий.

Менее распространенной практикой в общеобразовательных учреждениях является реализация специальных курсов по выбору профессии (38,1 %), консультаций с участием психолога (35,4%), экскурсий на предприятия (34 %), профориентационных викторин, конкурсов (28,5 %). Но организация профориентации для школьников будет эффективна лишь при сочетании традиционных форм с теми, которые сегодня не так популярны. Встроенные в образовательный процесс профори-ентационные мероприятия не достигают нужного эффекта, поскольку не отвечают на запросы подрастающего поколения и не соответствуют требованиям современного рынка труда. Организаторы профориентации в школах пересматривают каналы распространения информации, отказываясь от устаревших форм. Только 16,9% ответили, что в образовательных учреждениях используются стенды, уголки профориентации, 10,2 % упомянули о выставках, но им на смену пока не пришли более актуальные и понятные школьникам коммуникационные инструменты, основанные на инновационных технологиях. В школах ограничены возможности организации интересных и эффективных форм профориентации, предполагающих профессиональную пробу, их наличие отмечает только 7,5 % опрошенных. Недостаток современных форматов информирования о мире профессий и практико-ориентированных профориентационных ме-

роприятиях может быть преодолен объединением действий школ и вузов, имеющих мощную производственно-лабораторную базу для проведения профориентации на современном уровне.

Школьники, признающие полезность профориентационных мероприятий, чаще всего принимали участие во встречах с представителями колледжей, вузов, предприятий (72,8 %), проходили тестирование и/или анкетирование с целью выявления склонностей к определенным профессиям (67,9 %), посещали дополнительные занятия, факультативы (64,0 %) и дни открытых дверей (60,3 %). Мероприятия именно в такой последовательности признаются опрошенными как самые эффективные из тех, в которых они принимали участие. Интерес к ним обусловлен не столько желанием школьников осуществить адекватное профессиональное самоопределение, сколько стремлением наилучшим образом подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, и в этом цели обучающихся и школы совпадают.

Эффективными формами опрошенные считают экскурсии на предприятия (58,6 %) и консультации психолога (50,9 %). Однако только 34 % и 35,4 % респондентов отметили реализацию их на практике. Еще меньшее количество студентов-первокурсников отметили участие в них (32,5 % и 27,5 % соответственно). Организация выездов школьников на экскурсии затруднена из-за отсутствия прочных партнерских отношений с работодателями и отсутствием технологий выстраивания обращений на предприятия руководителей учреждений общего образования. Именно вузы могут и должны стать связующим звеном между школьниками и будущими работодателями. Особенно актуальна практика организации экскурсий для транспортного вуза, осуществляющего подготовку специалистов для конкретной отрасли.

Недостаточный объем консультационной психологической помощи вызван нехваткой в школах штатных специалистов-психологов, их неподготовленностью к оказанию профориентационных услуг на высоком уровне, отсутствием у них времени на индивидуальную работу. В вузах есть психологи-

ческие службы, их специалисты вполне могли бы оказывать содействие старшеклассникам в форме консультаций или тренинговых занятий по вопросам профессионального самоопределения. Однако вузы не спешат прибегать к практике личностно-ориентированной профдиагностики, так как боятся упустить потенциальных студентов, в случае выявления интересов, склонностей и способностей к иному профилю деятельности, а не тому, который предлагает вуз. Функцию оказания психологического сопровождения на этапе первичного профессионального выбора призваны взять на себя другие акторы - государственные и частные профориентационные центры. Вузовским службам психологической помощи необходимо активно подключаться к профориентационной работе на этапе обучения и выпуска студентов, когда остро стоит вопрос выбора профиля обучения и поиска места работы.

Большинство опрошенных в школах, ведущих профориентационнную работу (75,9 %), отмечают, что они ею вполне удовлетворены. К достоинствам профориентационных мероприятий респонденты относят высокий уровень их организации и полезность. В качестве недостатков называют эпизодичность проведения, отсутствие разнообразия и возможности осуществления профессиональной пробы. Полагаем, что в школах должна быть создана система, позволяющая чётко организовать профориентационные мероприятия. Для этого функции управления и исполнения должны быть закреплены за конкретными сотрудниками школы [10, с. 76]. Ввиду отсутствия системности для профориентационной деятельности не характерны регулярность и творческий, нестандартный подход. Условием установления и поддержания долгосрочных и результативных взаимодействий между вузом и общеобразовательными учреждениями является наличие ответственных в школах за профори-ентационную работу.

Приоритетом профориентационной работы в школах является реализации ее информационной функции. Респонденты отмечали как результат этой работы повышение уровня осведомленности о профессиях (70,0%), вузах (64,4 %), но значительно реже - зна-

ний о предприятиях - потенциальных работодателях (25,9 %). За этот блок информации должны отвечать учреждения профессионального образования, ссузы и вузы. О результативности проводимых школой профориентационных мероприятий позволяют также судить следующие данные: 35,3% расширили свой кругозор, приобрели новый и полезный опыт, но доля определившихся с выбором профессии и образовательного учреждения невелика (20% и 16% соответственно). Получается, что при активном участии школьников в профориентационных мероприятиях и даже удовлетворенности их проведением они не приводят к ожидаемому результату. При этом вчерашние школьники, ныне студенты-первокурсники, считают профориентационную работу необходимой и значимой (91,5 %).

Еще одно направление нашего исследования - особенности выбора профессии и вуза вчерашними выпускниками школ, на момент проведения опроса - студентами-первокурсниками УрГУПС. Выбор профессии (направления подготовки или специальности) не вызвал затруднений только у 28 % опрошенных, почти половина (48 %) при профессиональном выборе столкнулась с трудностями, а 24 % - с трудностями значительными. Это еще раз подтверждает острую необходимость организации вузами профориентаци-онной работы с учетом современных реалий.

Большая часть опрошенных первокурсников (78 %) отметила, что профессиональный выбор был ими сделан самостоятельно. Значимую роль родителей, учителей, психологов и знакомых в выборе вуза и профессии отметили менее четверти опрошенных (22 %). Но школьники могут и не осознавать роль такого влияния, руководство вузов ее понимают, поэтому развивают формы профориен-тационного взаимодействия с родителями и школьными педагогами. УрГУПС организует профориентационные мероприятия для родителей в рамках дней открытых дверей, проводит информационно-ознакомительные туры в университетский комплекс для директоров школ. Наряду с этим мы рекомендуем организовывать на базе университета лектории и родительские клубы, дни родительской профориентации, семейные консульта-

ции - для родителей; мастер-классы, методические семинары, научно-практические конференции по вопросам преподавания профильных учебных предметов и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи - для учителей.

При выборе профессии более половины опрошенных (58,4 % и 55 % соответственно) ориентировались на интерес к профессии и результаты ЕГЭ, каждый второй (45,6 %) -на спрос на рынке труда, каждый третий (36,8 %) - на соответствие способностей профессии. В целом можно утверждать, что стратегия построения профессиональной траектории опрошенными нами первокурсниками отвечает формуле выбора профессии «хочу -могу - надо», что является залогом успешного ее освоения и трудоустройства по специальности. Стоит также отметить, что при выборе профессии вчерашними школьниками в расчет были взяты и более утилитарные аспекты: возможность бесплатного обучения (37 %) и стоимость обучения (16,4%). Эта информация для многих школьников становится определяющей при выборе вуза и профессии, ее необходимо обязательно отражать в коммуникационном послании абитуриентам. Еще одним фактором, по мнению 28,1 % респондентов, влияющим на профессиональный выбор, является популярность профессии в обществе.

На вопрос «Что привлекло Вас в выбранной профессии?» опрошенные студенты-первокурсники ответили следующим образом: возможность хорошо зарабатывать (56 %), сделать карьеру (45,6 %), престижность (40,1 %), общественная значимость, полезность (25,8 %). Прослеживается ориентация на достижение прагматичных целей - финансовую успешность и карьерный рост. Реализация жизненных и профессиональных планов представляется студентам возможной благодаря сотрудничеству вуза с ОАО «РЖД» -ведущим работодателем в России. При этом каждый четвертый студент отмечает и социальную значимость своей будущей профессии, стратегически важной для страны и призванной удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках, ориентирован на работу в сфере транспорта.

Специалисты справедливо отмечают, что в работе по профессиональной ориентации молодежи необходимо сбалансированное и гармоничное сочетание индивидуальных способностей и общественных потребностей с учетом динамики технологической революции и особенностей трансформируемого российского общества [11].

Существенное влияние на профессиональный выбор оказывает информация, размещенная в Интернете: три четверти опрошенных (75,2 %) указали на использование всемирной сети для знакомства с миром профессий. Основными интернет-ресурсами, которые посещали абитуриенты при поиске информации о профессиях, стали сайты учебных заведений (91,6 %), интернет-порталы для абитуриентов (41,8 %), сайты предприятий -потенциальных работодателей (18%). На этапе сбора информации молодежь отдает предпочтение официальным источникам, контент которых является достоверным. Для эффективного решения проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащейся молодежи представляется целесообразным активное использование информационных источников и сетевых ресурсов [12, с. 220]. С учетом этого необходимо на сайте вуза в соответствующем разделе для абитуриентов размещать информацию не только о вузе, специальностях (направлениях подготовки), условиях поступления, но и о профессиях, по которым осуществляется подготовка. Формат подачи информации должен быть «живым» и интересным - инфографика, презентации, видеоролики.

Основными источниками информации об УрГУПС является официальный сайт вуза (74 %), советы близких людей (55,3 %), справочники об учебных заведениях для абитуриентов (32,4%), социальные сети (24,1%), профориентационные мероприятия в школе (12,6%). УрГУПС особое внимание уделяет информационной составляющей профориен-тационной кампании. В актуальном состоянии поддерживается раздел сайта «Абитуриенту», где кроме обязательной информации о направлениях и специальностях обучения, вступительных испытаниях, правилах приема публикуются объявления, анонсы профориен-

тационных мероприятий и новостные пресс-релизы.

Результаты исследования свидетельствуют о значительной роли студентов (бывших и настоящих), преподавателей и сотрудников, транслирующих информацию о вузе. В университете создана благоприятная социально-психологическая атмосфера, и его настоящие и бывшие студенты, преподаватели и сотрудники демонстрируют готовность рекомендовать вуз близким людям.

Традиционные справочники учебных заведений для абитуриентов, подготавливаемые издательствами, также служат важным источником информации. Популярность данного информационного ресурса объясняется достоверным характером контента. Они удобны в использовании, т. к. аккумулируют информацию сразу по многим учебным заведениям и дают возможность для сравнения и выбора.

Социальные сети в качестве источника информации о вузе выбирает практически каждый четвертый опрошенный. Они позволяют доносить информацию оперативно, в нужном объеме и доступным для молодежи языком. Социальные сети становятся мощным инструментом взаимодействия образовательного учреждения с его целевой аудиторией. УрГУПС ведет публичные страницы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram. Создан канал УрГУПС ^YouI^e.

Профориентационные мероприятия в школе позволили познакомить с университетом лишь каждого восьмого респондента. Несмотря на то, что существует многолетняя практика посещения образовательных учреждений преподавателями вуза в течение учебного года, охватить все школы не представляется возможным. УрГУПС является единственным транспортным вузом в Уральском федеральном округе и Пермском крае, что актуализирует выездную профориентационную работу, привлечение к ней студентов. Результаты нашего исследования демонстрируют готовность 55 % опрошенных студентов первого курса принимать участие в реализации профориентационных проектов вуза.

Анализ данных свидетельствует о том, что современные абитуриенты используют как традиционные способы, так и новые медиа-

технологии для получения информации. Вузам не стоит отказываться от классических способов информирования, но имеет смысл обратить пристальное внимание на цифровые каналы передачи информации, формирующие образ университета и ориентирующие абитуриентов на поступление в конкретный вуз. Привлекательный имидж УрГУПС формируется и путем участия представителей университета в образовательных выставках, форумах, ярмарках учебных мест.

В рамках третьего направления исследования было установлено, что значительную роль в работе по привлечению в университет талантливых школьников играет олимпиадное движение. УрГУПС традиционно приглашает старшеклассников принять участие в межрегиональной транспортной олимпиаде школьников «Паруса надежды» и многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда». По данным анкетирования, 13,8 % опрошенных принимали в них участие. Олимпиады всегда являлись важным средством привлечения школьников к поступлению, т. к. давали ощутимые преференции при зачислении. Участие в них предполагает начисление дополнительных баллов при поступлении в качестве признания индивидуальных достижений абитуриента.

Открытые лекции и практические занятия преподавателей посетили 12,4% респондентов, конкурсы и викторины - 7,8 %. Университет проводит для старшеклассников интеллектуальные, творческие конкурсы и спортивные состязания (Интеллектуальный марафон «Охотники за зачетками», творческий конкурс «Я выбираю УрГУПС», конкурс научно-технического творчества «Genius УрГУПС», конкурс «Будущее транспорта России», соревнование по решению бизнес-кейсов «Future Usurt», спартакиада на Кубок Президента Ассоциации транспортных образовательных учреждений УрФО и Пермского края).

Из других форм профориентационного взаимодействия УрГУПС со школьниками и абитуриентами, организуемых для формирования мотивации на выбор транспортных профессий, особо стоит отметить работу профильных классов, Малого транспортного университета, сотрудничество с ЧОУ «Школа-интернат № 13 среднего общего образования

ОАО «РЖД» в рамках «Школы будущих инженеров путей сообщения». УрГУПС является соорганизатором (совместно с Южно-Уральской и Свердловской магистралями) специального конкурса «Юный железнодорожник Урала», успешное прохождение которого позволяет прибавить к результатам ЕГЭ дополнительные 10 баллов.

Выводы и рекомендации

Исследование позволяет сделать вывод, что УрГУПС при организации профориентаци-онной работы со школьниками и абитуриентами опирается на все три рассмотренных подхода: профагитационный, селективный и личностно-ориентированный. Профориента-ционная работа университета ориентирована на формирование привлекательного образа вуза на рынке образовательных услуг Уральского федерального округа и Пермского края и формирование у абитуриентов мотивации на выбор транспортных профессий.

В целях совершенствования организации профориентационной работы можно предложить следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- начинать профориентационную работу с обучающимися на этапе обучения в средней школе (7-9 классы), когда выбор профессии и места получения профессионального образования еще не сделан;

- организовывать практикоориентирован-ные профориентационные мероприятия с возможностью профессиональной пробы;

- организовывать экскурсии школьников на предприятия, которые являются потенциальными работодателями;

- реализовывать новые форматы профори-ентационного взаимодействия не только со школьниками, но и с родителями и учителями;

- разработать и использовать на практике модель профориентации, сочетающую традиционные формы и новые медиа-технологии для распространения профориентацион-ной информации (официальный сайт, социальные сети, YouTube-канал);

- на сайте учебного заведения размещать более полную информацию о профессиях в формате инфографики, презентаций, видеороликов;

- привлекать к организации выездной профориентационной работы студентов;

- организовать подготовительные курсы не только в очном, но и в дистанционном формате;

- в целях формирования привлекательного имиджа вуза в глазах потенциальных студентов и их родителей включать в коммуникаци-

онные послания для абитуриентов правдивую информацию о количестве бюджетных мест, доступной стоимости обучения, перспективах трудоустройства и возможностях построения карьеры, заработной плате по предлагаемым профессиям, общественной значимости транспортных профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. №9 (71). С. 13-16.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.cons ultant.ru/ (дата обращения: 02.04.2020).

3. Панина С.В. Социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи Республики Саха (Якутия) //Среднее профессиональное образование. 2016. № 4. С. 57-61.

4. Прохоров А.В. Уровневая модель профори-ентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 13-17.

5. Новости: ВЦИОМ: 71 процент старшеклассников РФ стремятся поступить в ВУЗы. Аналитика экспертов ВЦИОМ от 17.04.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid =9052 (дата обращения: 03.04.2020).

6. Брюхова О.Ю., Никитина А.С., Старце-ва Н.Н. Профориентационная работа в системе «школа - вуз - предприятие»: поиск новых ва-

риантов социального партнерства // Alma Mater. 2019. № 11. С. 60-64.

7. Костина Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.

8. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза : Монография. М.: Логос, 2014.

9. Геворкян Е.Н., Мыскин С.В. Социальные технологии в организации профориентацион-ной работы городского вуза // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 123-135.

10. Bordakova О. Vocational guidance school system in the gymnasium of Poland as an important condition for professional development of a personality // Comparative Professional Pedagogy. 2014. Vol. 4. No. 1. Pp. 73-79.

11. Кох И.А., Орлов В.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи в реформируемом обществе // Вопросы управления. 2020. № 1 (62). URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2020/01/09 (дата обращения: 03.04.2020).

12. АваковаЭ.Б., Бразевич С.С., Кузнецов А.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 218-221.

ARRANGEMENT OF A CAREER GUIDANCE ACTIVITY OF A TRANSPORT UNIVERSITY AT THE PRE-UNIVERSITY LEVEL: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the study of the arrangement of a transport university activity with students and applicants as the main actors of career-oriented interaction.

The article substantiates the theoretical and methodological foundations of the analysis of the selected issues: understanding of the essence of managerial problems of the organization of a career guidance activity as an order, coordination of actions of participating subjects-organizers and actors of the career guidance process; the concept of types of career guidance activities of the University (introduced in the papers by G. F. Shafranov-Kutsev and S. N. Tolstoguzov).

The empirical part is based on the analysis of data from a survey of first-year students of the Ural State University of Railway Transport in order to identify the effectiveness of the organization of career guidance, factors that influence the choice of profession and a university; to determine the directions and forms of career guidance interaction between the university and graduates of general education institutions.

The results of the study suggest that young people at the stage of choosing a profession and where to get it need professional guidance. Yesterday's students, and now first-year students, recognize the need and importance of this area of activity.

The strategy of building a professional trajectory for a significant part of the surveyed students corresponds to the formula of choosing a profession "I want - I can - I must": there is a focus on interest in the profession, taking into account the results of the Unified State Exam and demand in the labor market. The main sources of information when choosing a university are the official website of the university, advice from friends and relatives, reference books about educational institutions for applicants, and social networks.

On the basis of the analysis conclusions are made about the use of propagating, selective, student-centered approaches to career guidance in USURT, dedicated career-oriented events aimed at formation of an attractive image of the university and promote transport related professions, formulated specific recommendations for improving the organization of vocational guidance.

KEYWORDS: organization of a career guidance activity, professional orientation, professional self-determination, career guidance activities, arrangement of career guidance events.

AUTHORS' INFORMATION:

Olga Yu. Bryukhova, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

66, 8 Marta Str., Ekaterinburg, 620144, Russia, [email protected]

Ural State University of Railway Transport 66, Kolmogorov Str., Ekaterinburg, 620034, Russia, [email protected]

O.Yu. Bryukhova

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia

N.B. Kostina

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT:

ORCID: 0000-0002-0639-0906

Natalya B. Kostina, Dr. Sci. (Sociological), Professor, Ural Institute of Management, Russian Presidential

Academy of National Economy and Public Administration,

66, 8 Marta Str., Ekaterinburg, 620144, Russia, [email protected]

FOR CITATION: Bryukhova O.Yu., Kostina N.B. Arrangement of a career guidance activity of a transport university at the pre-university level: experience of sociological research // Management issues. 2020. № 3 (64). P. 155-168.

REFERENCES

1. Alexandrova N.A., Bryukhova O.Yu. Vocational orientation in focus of the state: challenges, controversies, solutions // Historical, philosophical, political, and legal sciences, cultural studies and art criticism. Issues of theory and practice. 2016. No. 9 (71). Pp. 13-16. [Aleksandrova N.A., Bryukhova O.Yu. Professional'naya orientatsiya v fokuse vni-maniya gosudarstva: problemy, protivorechiya, puti resheniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvove-denie. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 9 (71). S. 13-16.] - (InRus.)

2. On education in the Russian Federation: Federal law No. 273-FL dated December 29, 2012 // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consulta nt.ru/ (date of reference: 02.04.2020). [Ob obrazo-vanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 02.04.2020).] - (InRus.)

3. Panina S.V. Social partnership in professional orientation of youth of the Republic of Sakha (Yakutia) // Secondary vocational education. 2016. No. 4. Pp. 57-61. [PaninaS.V. Sotsial'noepartnerstvo vpro-fessional'noy orientatsii molodezhi Respubliki Sakha (Yakutiya) //Srednee professional'noe obrazovanie. 2016. № 4. S. 57-61.] - (In Rus.)

4. Prokhorov A.V. Level model of career guidance work of Derzhavin Tambov State University // Socioeconomic phenomena and processes. 2019. Vol. 14. No. 3 (107). Pp. 13-17. [Prokhorov A.V. Urovnevaya model' proforientatsionnoy raboty Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhav-ina // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i prot-sessy. 2019. T. 14. № 3 (107). S. 13-17.] - (In Rus.)

5. News: VCIOM: 71 percent of high school students in Russia seek to enter universities. Analysis of VCIOM experts dated 17.04.2018. URL: https://wc iom.ru/index.php?id=238&uid=9052 (date of reference: 03.04.2020). [Novosti: VTsIOM: 71 protsent starsheklassnikov RF stremyatsya postupit' v VUZy. Analitika ekspertov VTsIOM ot 17.04.2018. URL:

https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9052 (data obrashcheniya: 03.04.2020).] - (In Rus.)

6. Bryukhova O.Yu., Nikitina A.S., Startseva N.N. Career guidance in the system "school - university -enterprise": search for new options for social partnership // Alma Mater. 2019. No. 11. Pp. 60-64. [Bryukhova O.Yu., Nikitina A.S., Startseva N.N. Pro-forientatsionnaya rabota v sisteme «shkola - vuz -predpriyatie»: poisk novykh variantov sotsial'nogo partnerstva // Alma Mater. 2019. № 11. S. 60-64.] -(InRus.)

7. Kostina N.B. Religious community: problems of sociological research. Ekaterinburg: Publishing house RSVPU, 2001. [Kostina N.B. Reli-gioznaya obshchnost': problemy sotsiologicheskogo issledovaniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 2001.] - (In Rus.)

8. Shafranov-Kutsev G.F., Tolstoguzov S.N. Vocational guidance practices of higher education: monograph. Moscow: Logos, 2014. [Shafranov-Ku-tsev G.F., Tolstoguzov S.N. Proforientatsionnye praktiki vuza : Monografiya.M.: Logos,2014.] - (InRus.)

9. Gevorkyan E.N., Myskin S.V. Social technologies in the arrangement of career guidance activities of an urban university // Logos et Praxis. 2017. Vol. 16. No. 3. Pp. 123-135. [Gevorkyan E.N., Mys-kin S.V. Sotsial'nye tekhnologii v organizatsii prof-orientatsionnoy raboty gorodskogo vuza // Logos et Praxis. 2017. T. 16. № 3. S. 123-135.] - (In Rus.)

10. Bordakova O. Vocational guidance school system in the gymnasium of Poland as an important condition for professional development of a personality // Comparative Professional Pedagogy. 2014. Vol. 4. No. 1. Pp. 73-79. - (In Eng.)

11. Koch I.A., Orlov V.A. Professional-labor socialization of youth in the reformed society // Management issues. 2020. No. 1 (62). URL: http://vest nik.uapa.ru/issue/2020/01/09 (date of reference: 03.04.2020). [Kokh I.A., Orlov V.A. Professional'no-trudovaya sotsializatsiya molodezhi v reformirue-mom obshchestve //Voprosy upravleniya. 2020. № 1 (62). URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2020/01/09 (data obrashcheniya: 03.04.2020).] - (In Rus.)

12. Avakova E.B., Brazevich S.S., Kuznetsov A.A. Professional self-determination of students: a sociological analysis // Public and municipal administration. Scientific notes. 2019. No. 3. Pp. 218-221. [Avakova E.B., Brazevich S.S., Kuznetsov A.A. Pro-

fessional'noe samoopredelenie uchashcheysya mo-lodezhi: sotsiologicheskiy analiz // Gosudarstven-noe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2019. № 3. S. 218-221.] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.