DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза
Ткаченко Павел Владимирович - д-р мед. наук, доцент, проректор по научной работе и инновационному развитию. E-mail: [email protected]
Черней Светлана Валерьевна - начальник центра довузовской подготовки. E-mail: [email protected]
Ковалева Елена Александровна - специалист центра довузовской подготовки. E-mail: [email protected]
Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Курск, Россия Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3
Аннотация. Получение высшего медицинского образования предполагает наличие у абитуриентов определённого уровня знаний, а также осознанность выбора ими будущей профессии. Как показывает практика, зачастую выбор вуза совершается старшеклассниками под влиянием сиюминутных настроений, текущих увлечений, интуиции либо под давлением социальных стереотипов, родителей, педагогов или друзей. Не имея полного представления о специфике и функциональном содержании выбранной профессии, они со временем разочаровываются и теряют к ней всякий интерес. Современные требования к подготовке медицинских кадров выдвигают необходимость совершенствования методов профориентационной работы и тесного взаимодействия вузов с населением, органами власти и управления здравоохранением. Целью профориентационной работы является формирование качественного контингента обучающихся для подготовки квалифицированных медицинских кадров с учётом потребностей регионов, оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации, в дальнейшей трудовой деятельности. В статье обобщается опыт профориентационной работы в медицинском вузе, предлагается модель, направленная на совершенствование профессиональной ориентации молодёжи. Данная модель предполагает профессиональное погружение на довузовском, вузовском и последипломном этапах работы. Оно позволяет понять учащемуся многоступенчатость профессионального становления, оценить риски, увидеть сложности и наметить точки приложения личных усилий. Посредством профессионального погружения удаётся привлечь к медицинскому труду наиболее подготовленную молодёжь, имеющую устойчивую мотивацию к будущей профессиональной деятельности, обладающую необходимым уровнем сформированности профессионально важных качеств. Эффективность предлагаемой модели подтверждается высокими показателями удовлетворённости студентов содержанием обучения и принадлежностью к вузу.
Ключевые слова.: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное погружение, профориентационные технологии, удовлетворённость качеством образования
копен]
Для цитирования: Ткаченко П.В., Черней С.В, Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 125-134.
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
Сегодняшним ученикам старших классов приходится осуществлять выбор будущей профессии в условиях повышенной турбулентности социальной и экономической среды. Для того чтобы их выбор был грамотным, уже недостаточно просто давать им информацию об имеющихся профессиях. Возникает реальная потребность создавать абитуриентам условия альтернативного выбора с полным осознанием ими того, что выбранная профессия соответствует их индивидуальным особенностям и способностям, а также того, что в перспективе она будет востребована на рынке труда. Как показывает практика, зачастую этот выбор совершается старшеклассниками под воздействием сиюминутных желаний, текущих увлечений, интуиции либо под давлением общественных стереотипов, родителей, педагогов или друзей. Как следствие - подростки сталкиваются с проблемой бессознательного выбора. Не имея полного представления о специфике и функциональном содержании выбранной профессии, они со временем разочаровываются и теряют к ней интерес.
Высшее медицинское образование предъявляет высокие требования к качеству знаний абитуриентов, к осознанности выбора ими будущей профессии. В настоящее время в отрасли здравоохранения имеется дефицит кадров. Так, на 2019 г., по данным Минздрава России, укомплектованность участковыми терапевтами составляет 81,0%, педиатрами - 89,6%, в то время как до 30% выпускников медицинских вузов не идут работать в практическое здравоохранение, при этом большинство студентов выбирают специальности, по которым и так наблюдается избыток врачей. Таким образом, современная ситуация в области подготовки медицинских кадров ставит задачу совершенствования методов профориентационной работы и
тесного взаимодействия вузов с населением, органами власти и управления здравоохранением. На сегодняшний день как никогда повышается роль профориентационной работы на всех этапах непрерывного медицинского образования.
Обзор литературы
Профессиональная ориентация - это предмет самостоятельной отрасли знаний, представляющий собой синергию таких наук, как психология, педагогика, социология, медицина, право, экономика. Тема про-фориентационной работы нашла отражение в многочисленных трудах отечественных учёных.
Российские исследователи Е.Ю. Пряжни-кова и Н.С. Пряжников в учебном пособии по профориентации изложили современную позицию относительно профессионального и личностного самоопределения, профессиональной ориентации и отбора. Авторами предложены оригинальные методики, которые позволяют организовать практическую работу с обучающимися и взрослыми. Особую ценность имеют разработанные ими варианты ведения профконсультацион-ной работы с учётом ценностно-смысловой ориентации на подростков и взрослых [1]. В этом контексте весьма полезны также знания из области социологии профессий [2-5]. Доктор психологических наук Э.Ф. Зеер, обобщив опыт зарубежных и отечественных учёных по проблемам психологии профессий, исследовал социопсихологические закономерности становления личности в профессии, специфику профессионального самоопределения, уделяя особое внимание феноменологии процесса профессионализации [6].
Анализ особенностей процесса выбора старшеклассниками будущей профессии
осуществлён в работе С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева [7]. Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение и планирование карьеры старшеклассников с позиции социальной практики, которая учитывает особенности рынка труда регионов нашей страны, а также состояние современного законодательства. Авторами разработаны рекомендации по использованию современных средств коммуникации и информации при проектировании старшеклассниками профессионального будущего. Особого внимания заслуживает пособие Э.Ф. Зеера, А.М. Павловой, Н.О. Садовни-ковой «Основы профориентологии» [8]. Учёными разработаны технологии профессионального информирования, консультирования, диагностики, самоопределения и развития личности.
Проекты профессиональных путей развития, проблемы соответствия человека определённым видам профессиональной деятельности нашли отражение в работах Е.А. Климова [9], Л.Д. Фёдоровой [10], Н.С. Пряжникова, Л.С. Румянцевой [11], Е.И. Фадеевой, М.В. Ясюкевич [12]. Несомненный интерес вызывают исследования К.А. Дмитриевой, Т. Б. Рябининой [13], А. Соловьева [14]. Авторы систематизировали знания в универсальных энциклопедических изданиях, адресованных школьникам, и представили их в виде «введения в профессию», сделав акцент на самых востребованных профессиях российского рынка труда. И.В. Пчелиной проведён комплексный анализ существующей системы профессиональной ориентации молодёжи, изучены мотивы получения медицинского образования, их динамика в процессе профессиональной подготовки, предложены рекомендации, направленные на совершенствование профессиональной ориентации молодёжи, отбора абитуриентов в медицинские вузы [15].
Результаты исследования эффективности профориентационных мероприятий на современном этапе представлены в работе Т.Н. Патрахиной, К.С. Вялковой [16]. Про-
ведённый ими анализ определил возможность использования новых форм и методов профориентационной работы, актуальных современным запросам выпускников. Особенности профориентационной работы в медицинском вузе рассматривали Н.Е. Боль-шедворская, Е.М. Казанкова [17], А.О. Пя-тибрат, А.В. Балахонов, Е.Д. Пятибрат, В.Ф. Хусаинов, А.А. Дергунов [18].
Под профессиональной ориентацией мы понимаем комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на выявление пригодности к выбранной профессии, формирование профессионального призвания, на оказание помощи в профессиональном становлении и развитии специалиста и его трудоустройстве. Особенностью профессиональной ориентации в профессиональной школе является то, что воздействие на студентов осуществляется систематически на протяжении всего периода обучения, что обусловливает последовательность и дифференцированный подход к процессу управления профессиональным развитием.
Авторская модель профориентации
Проведённый анализ и опыт профориентационной работы в университете позволили сформировать собственную модель как комплекс мероприятий, нацеленных на совершенствование профессиональной ориентации молодёжи. Предлагаемая нами модель проф-ориентационной работы даёт возможность осуществлять поиск и привлечение к медицинскому труду наиболее подготовленной молодёжи, имеющей устойчивую мотивацию к будущей профессиональной деятельности, обладающую необходимым уровнем сфор-мированности профессионально важных качеств. Данная модель предполагает профессиональное погружение на довузовском, вузовском и последипломном этапах работы.
Профессиональное погружение - это прикладное знакомство с профессией, в ходе которого моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности и осуществляются пробы по их разрешению. Профессиональное погружее-ние позволяет осознать многоступенчатость профессионального становления, оценить риски, увидеть сложности и наметить точки приложения личных усилий. Основу модели составляют три блока - организационный, технологический и результирующий.
Организационный блок системы представлен субъектами профориентационной работы. В качестве таковых выступают:
• факультеты КГМУ и отделения медико-фармацевтического колледжа;
• центр довузовской подготовки;
• центр довузовской подготовки иностранных учащихся;
• центр информационной политики;
• музеи;
• приёмная комиссия;
• отдел производственной и учебной практики;
• центр аккредитации и симуляционного обучения;
• центр трудоустройства выпускников;
• социальный центр;
• управление по международным связям;
• органы студенческого самоуправления;
• органы управления здравоохранением и социальной защиты Курской области, государственные и частные медицинские организации, фармацевтические организации, организации социальной сферы, службы занятости, органы управления образованием;
• общественные профессиональные организации.
Технологический блок модели представляет собой процесс действий, основанных на выполнении стандартов профориента-ционных технологий с использованием инновационных приёмов. Основные задачи, лежащие в основе каждого профориентаци-онного технологического процесса, состоят в следующем:
1) обеспечение формирования контингента студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в области здравоохранения и медицинских наук;
2) организация и осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти;
3) привлечение школьников к научно-исследовательской работе в сфере здравоохранения, формирование и развитие школ юных медиков;
4) проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся, укрепление профессионального выбора студентов, формирование установки на непрерывное образование;
5) развитие устойчивого социального партнёрства с образовательными организациями, работодателями.
В литературе отмечается, что современные тенденции развития общества требуют от выпускников раннего самоопределения, на момент окончания школы обучающиеся должны иметь представление о сфере их будущей профессиональной деятельности [19]. Именно профориентацию на довузовском этапе обучения мы считаем самой значимой в процессе профессионального самоопределения. Довузовская подсистема профориентации университета направлена в первую очередь на развитие конкретных представлений о мире и специфике медицинских профессий, на развитие интереса к той или иной медицинской специальности, на расширение профориентационного пространства. В её задачи входит организация и проведение в вузе специальных мероприятий для потенциальных абитуриентов и их родителей, выявление, поддержка и развитие одарённых детей - потенциальных абитуриентов, профессиональный отбор, профессиональное воспитание, социально-профессиональная адаптация, заблаговременная подготовка школьников к учёбе в университете, постепенная адаптация к вузовской среде.
Расширение профориентационного пространства достигается за счёт сотрудничества общеобразовательных организаций с КГМУ, в рамках которого проводится дополнительное обучение школьников с повышенной учебной мотивацией по профильным дисциплинам в рамках сетевого взаимодействия, а также организуются профориента-ционные практики, выставки, конференции и семинары.
Центр довузовской подготовки университета предлагает разнообразные виды подготовительных курсов, ориентированные на различные категории обучающихся. За период 2014-2019 гг. в центре довузовской подготовки прошли обучение свыше 900 обучающихся (средний балл ЕГЭ - 74 балла). 90% прошедших обучение подавали документы в приёмную комиссию КГМУ, более 77% из них поступили в университет.
В числе организуемых в вузе профори-ентационных и информационных мероприятий для потенциальных абитуриентов и их родителей - Дни открытых дверей, экскурсии с посещением факультетов, музеев, аккредитационно-симуляционного центра, публичные лекции по профильным предметам, знакомство будущих абитуриентов с перечнем специальностей и направлений подготовки на том или ином факультете, с научными разработками и достижениями студентов, проведение презентаций университета в общеобразовательных организациях г. Курска, Курской области и ближайших регионов. Ежегодный охват аудитории вышеуказанными мероприятиями составляет более 3500 человек.
Современное здравоохранение всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов входит в число важнейших направлений деятельности нашего университета. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей является развитие олимпиадного движения и системы твор-
ческих конкурсов. Ежегодно в КГМУ проводятся региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии, школьные олимпиады КГМУ по химии и биологии, олимпиада «VICTORIA» по математике, региональная медицинская олимпиада школьников по неотложной помощи, ознакомительно-образовательный курс «Достойный выбор», интеллектуальный турнир Credo Medicus. Задача приобщения одарённых детей к научно-исследовательской работе решается благодаря участию школьников в заседаниях студенческих научных обществ и конференциях. Ежегодно в вышеуказанных мероприятиях участвуют более 700 человек.
Ещё одной перспективной и эффективной формой взаимодействия вуза с потенциальными абитуриентами является выполнение старшеклассниками научно-исследовательских работ под руководством преподавателей КГМУ, что позволяет сформировать у них интерес к исследовательской деятельности, способствует развитию их научного и творческого потенциала, а также создаёт эффект погружения в профессиональную деятельность в выбранной выпускниками школ сфере знаний. Практическое ознакомление с трудом медицинских работников является действенным фактором профессиональной ориентации абитуриентов, осознанного выбора ими медицинского учебного заведения, способствует устойчивости их профессиональных интересов. Ежегодно более 350 школьников старших классов участвуют в обучении по программам «Ранняя профессиональная ориентация и профильная медицинская подготовка», «Шаг в медицину», в циклах занятий по формированию навыков оказания первой помощи, профильных сменах оздоровительного лагеря «Гармония».
Заблаговременная подготовка школьников к учёбе в университете, постепенная адаптация к вузовской среде осуществляются посредством привлечения потенциальных абитуриентов к участию как в учебно-научных, так и в воспитательных мероприятиях:
работа волонтёрских отрядов, фестиваль военно-патриотической песни, Венский бал, квесты и др.
Профориентационная работа способствует освоению обучающимися нового опыта деятельности и социальных ролей, развитию коммуникаций, формированию профессионального поведения и необходимых качеств. Доля участников корпоративных мероприятий КГМУ среди зачисленных на первый курс составляет 65% (2018 г.).
На вузовском этапе профориентационной работы ведётся сопровождение личностного и профессионального развития студентов. Данный процесс начинается с организации для первокурсников адаптационного лагеря, сопровождения студентов целевого приёма и продолжается посредством применения активных форм и методов профориентаци-онной работы: содействия выпускникам в определении направлений их будущей деятельности через научно-исследовательскую работу, ориентации на реальную профессиональную деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса. Эффект погружения достигается за счёт допуска студентов к работе в качестве среднего медицинского и фармацевтического персонала, обеспечения временной занятости, развития волонтёрского движения профессиональной направленности, расширения перечня баз практического обучения студентов, проведения презентаций медицинских организаций региона, участия студентов в конкурсах профессионального мастерства, развития системы наставничества, кураторства, взаимодействия с общественными организациями, профессиональными врачебными ассоциациями и обществами, содействия академической мобильности студентов, а также усвоения корпоративной культуры и традиций КГМУ.
Немаловажное значение на данном этапе профориентационной работы имеет ведение «портфолио» студентов как инструмента личностного и профессионального развития, размещение в газете «Вести КГМУ» и на
официальном сайте постоянной странички профориентационной направленности для студентов и выпускников, а также создание системы менеджмента качества профориен-тационной подготовки студентов.
В последипломный период вуз ставит своей задачей помочь молодому специалисту адаптироваться в условиях избранной профессиональной среды, реализовать навыки самообразования, содействовать его квалификационному росту, удовлетворённости трудом. Для этих целей в университете создана ассоциация выпускников, проводятся мониторинги эффективности трудоустройства, закрепления выпускников в медицинских организациях, удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников, потребностей региона в кадровых ресурсах специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
Результирующий блок модели складывается из профориентационных и социально-экономических результатов. Профориента-ционные результаты - это широта и полнота осведомлённости о профессии, выраженная устойчивость профессиональных интересов, сформированность личностных и профессиональных планов. Социально-экономические результаты: удовлетворённость выбором профессии, прикрепление выпускников к месту работы, прирост обеспеченности кадров медицинских учреждений, высокая оценка качества подготовки выпускников работодателями.
Одним из аргументов в пользу действенности модели выступает удовлетворённость студентов содержанием обучения, принадлежностью к вузу, профессии. Ежегодно в университете проводится социологическое исследование удовлетворённости студентов качеством полученного образования. Генеральная совокупность представлена студентами университета со второго по пятый (шестой) курс (N=2232). Структура анкеты содержит шесть критериев удовлетворённости студентов качеством образования, каждый из которых состоит из ряда показателей.
Для оценки используется 10-балльная шкала, по которой оценка 1 балл означает абсолютную неудовлетворённость, оценка 10 баллов - абсолютную удовлетворённость. Для интерпретации полученных результатов применяют следующую шкалу баллов:
0-2 - очень низкий уровень, означает отсутствие у студентов показателей, связанных с данным критерием;
2-4 - низкий уровень, означает, что показатели, связанные с данным критерием, проявляются не систематически;
4-6 - средний уровень, свидетельствует об удовлетворительном уровне достижения показателей данного критерия;
6-8 - уровень удовлетворённости выше среднего, означает достаточно высокий уровень развития показателей критерия;
8-10 - высокий уровень удовлетворённости, означает благоприятно выраженные и развитые качества и показатели критерия.
По результатам анкетирования удовлетворённость студентов содержанием обучения, принадлежностью к вузу, профессии составляет 8 баллов. Таким образом, погружение в атмосферу профессии является одним из наиболее эффективных инструментов профориентационной работы медицинского вуза, а реализация предложенной нами модели профориентационной работы позволяет изменить качественный состав абитуриентов, улучшить адаптацию студентов к обучению, будет способствовать закреплению врачебных кадров в отрасли здравоохранения после окончания высшего учебного заведения.
Литература
1. Пряжникова Е.Ю, Пряжников Н.С. Профориентация: учёб. пособие для студ. высш. учёб. завед. М.: Академия, 2006. 496 с.
2. Кораблева Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России// Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109-117.
3. Мансуров В.А, Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36-46.
4. Абрамов Р.Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 99-117.
5. Романов П.В, Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: Вариант, 2015. 234 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
7. Чистякова С.Н, Родичев Н.Ф. От учёбы к профессиональной карьере: учёб. пособие. М.: Академия, 2012. 176 с.
8. Зеер Э.Ф, Павлова А.М, Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М.: Высшая школа, 2005. 159 с.
9. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007. 302 с.
10. Федорова Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С. 19-23.
11. Пряжников Н.С, Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: Метод. пособие. М.: Академия, 2014. 304 с.
12. ФадееваЕ.И, ЯсюкевичМ.В. От выбора профессии к успеху в жизни. М.: Перспектива, 2008. 128 с.
13. Дмитриева К.А, Рябинина Т.Е. Выбор профессии. М.: Просвещение, 2017. 304 с.
14. Соловьев А. Выбор профессии. М.: Эксмо, 2013. 384 с.
15. Пчелина И.В. Научное обоснование системной модели профессиональной ориентации молодёжи для отбора в медицинские вузы: ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Даль-невост. гос. мед. ун-т. Хабаровск, 2004. 23 с.
16. Патрахина Т.Н., Вялкова К..С. Профори-ентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4. С. 271-281. URL: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm
17. Еольшедворская Н.Е, Казанкова Е.М. Про-фориентационная работа при курации студентов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 14-16.
18. Пятибрат А.О, Балахонов А.В, Пятибрат Е.Д, Хусаинов В.Ф, Дергунов А.А. Особенности профориентационных мероприятий в гражданском и военном медицинском вузе
как фактор сохранения здоровья обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 11. 2008. Вып. 2. С. 178-185.
19. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб., 2012. 24 с.
Статья поступила в редакцию 30.10.19 После доработки 14.11.19 Принята к публикации 10.12.19
Immersion in the Profession: Experience of Career Guidance Work at Medical University
Pavel V. Tkachenko - Dr. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Vice-rector for research and innovative development, e-mail: [email protected]
Svetlana V. Cherney - Head of the Pre-University Training Center, e-mail: [email protected]
Elena A. Kovaleva - specialist of the Pre-University Training Center, e-mail: [email protected],
Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russia
Address: 3, K. Marx str., Kursk, 3305041, Russian Federation
Abstract. Higher medical education places high demands to the quality of applicants' knowledge, assumes the awareness of their choice of future profession. As practice shows, often this choice is made by high school students at the level of momentary desires, current hobbies, intuition or under the pressure of social stereotypes, parents, teachers or friends. Not having a full understanding of the specifics and functional content of the chosen profession, they eventually become disillusioned with the chosen profession and lose all interest in it. Modern requirements to the preparation of medical personnel put forward the need to improve the methods of career guidance and close interaction of universities with the population, authorities and health management. The purpose of career guidance at medical university is the formation of good-quality contingent of students for the preparation of qualified medical personnel taking account of the needs of the regions. The University tries to assist youth in professional self-determination, development, social and psychological adaptation, future work.
The article summarizes the experience of Kursk State Medical University in career guidance in medical school, offers a model aimed at improving the professional orientation of young people. This model assumes professional immersion at the pre-University, University and postgraduate stages of work. Professional immersion allows to realize multistage professional formation, to estimate risks, to see difficulties and to outline points of application of personal efforts. By means of professional immersion it is possible to attract to medical work the most prepared youth having a medical orientation, steady motivation to future professional activity, possessing the necessary level of professionally important qualities. The effectiveness of the proposed model is confirmed by high rates of students' satisfaction with the content of education, studying at the University, and future profession.
Keywords: professional orientation, professional self-identification, professional immersion, career guidance, career guidance technologies, satisfaction
Cite as: Tkachenko, P.V., Cherney, S.V., Kovaleva, E.A. (2020). Immersion in the Profession: Experience of Career Guidance Work at Medical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 1, pp. 125-134. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
References
1. Pryazhnikova, E.Yu., Pryazhnikov N.S. (2006). Proforientatsia: uchebnik dlya studentov vys-shikh uchebnykh zavedeniy [Career Guidance: Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow: Academiya Publ., 496 p. (In Russ.)
2. Korableva, G.B. (2013). [Formation of Approaches to the Sociology of Professions in Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 1, pp. 109-117. (In Russ. abstract in Eng.)
3. Mansurov, V.A., Yurchenko, O.V. (2009). Sociology of Professions. History, Methodology and Practice of Research. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 8, pp. 36-46. (In Russ. abstract in Eng.)
4. Abramov, R.N. (2013). Sociology of Professions and Occupations in Russia: Review of the Current Situation. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 1, pp. 99-117. (In Russ. abstract in Eng.)
5. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. (2015). Sotsiologiya professii: analiticheskie per-spektivy i metodologiya issledovanii [Sociology of Occupations: Analytical Perspectives and Research Methodology]. Moscow: Variant Publ., 234 p. (In Russ.)
6. Zeer, E.F. (2003). Psikhologiya professiy [Psychology of Professions]. Moscow: Akademiches-kiy Project; Ekaterinburg: Delovaya kniga Publ., 336 p. (In Russ.)
7. Chistyakova, S.N., Rodichev, N.F. (2012). Ot ucheby k professional'noy kar'yere: uchebnoye posobiye [From Study to Professional Career: Textbook]. Moscow: Akademiya Publ., 176 p. (In Russ.)
8. Zeer, E.F., Pavlova, A.M., Sadovnikova, N.O. (2005). Osnovy proforiyentologii [Basics of Career Science]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 159 p. (In Russ.)
9. Klimov, E.A. (2007). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow: Akademiya Publ., 302 p. (In Russ.)
10. Fedorova, L.D. (2014). [Professional Self-Determination of Schoolchildren]. Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment = Municipal Education: Innovations and Experiment. No. 3, pp. 19-23. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Pryazhnikov, N.S., Rumyantseva, L.S. (2014). Proforiyentatsiya v shkole i kolledzhe. Igry, dis-kussii, zadachi-uprazhneniya [Career Guidance at School and College. Games, Discussions, Tasks-Exercises]. Moscow: Akademiya Publ.,304 p. (In Russ.)
12. Fadeeva, E.I., Yasyukevich, M.V. (2008). Ot vybora professii k uspekhu v zhizni [From Choosing a Profession to Success in Life]. Moscow: Perspektiva Publ., 128 p. (In Russ.)
13. Dmitrieva, K.A., Ryabinina, T.B. (2017). Vybor professii [Choice of Profession]. Moscow: Pros-veshcheniye Publ., 304 p. (In Russ.)
14. Soloviev, A. (2013). Vybor professii [Choice of Profession]. Moscow: Eksmo Publ., 384 p. (In Russ.)
15. Pchelina, I.V. (2004). Nauchnoe obosnovanie sistemnoy modeli professional'noy oriyentatsii molodezhi dlya otbora v meditsinskiye vuzy: avtoreferat dis. kand. med. nauk [Scientific Basis for the System Model of Professional Orientation of Youth for Selection in Medical Higher Education Institutions: Cand. Sci. (Medical) Diss. Thesis: 14.00.33]. Khabarovsk., 23 p. (In Russ.)
16. Patrakhina, T.N., Vyalkova, K.S. (2018). [Career Guidance Work at University: A Project Approach]. Kontsept = Concept. Scientific and Methodical Online Journal. No. 4 (April), pp. 271281. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm. (In Russ.)
17. Bolshedvorskaya, N.E., Kazankova, E.M. (2016). [Career Guidance of Medical Students]. Mezh-dunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. No. 8, pp. 14-16. (In Russ.)
18. Pyatibrat, A.O., Balakhonov, A.V., Pyatibrat, E.D., Khusainov, V.F., Dergunov, A.A. (2008). [Features of Career Guidance Activities in Civil and Military Medical University as a Factor of Preserving the Health of Students]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta = Vestnik of Saint-Petersburg University. Vol. 11, issue 2, pp. 178-185. (In Russ.)
19. Zaguzina, N.N. (2012). Dovuzovskaya podgotovka kak usloviye sodeystviya professional'nomu samoopredeleniyu starshikh shkol'nikov: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye nauchnoy ste-peni kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01 [Pre-University Training as a Condition for Promoting Professional Self-Determination of Older Students: Cand. Sci. (Education) Diss. Thesis: 13.00.01]. St. Petersburg., 24 p. (In Russ.)
The paper was submitted 30.10.19 Received after reworking 14.11.19 Accepted for publication 10.12.19