педагогические науки
Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна и другие ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0007
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Казначеева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Инновационных технологий менеджмента Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Уракова Екатерина Андреевна, магистрант Шарыгина Екатерина Николаевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail:[email protected])
Аннотация. Авторы указывают на то, что высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов. Без результативной профориентационной деятельности современный вуз не конкурентоспособен, так как именно студенты являются основным конкурентным преимуществом. Для успешного проведения профо-риентационной деятельности вуза в условиях модернизации системы образования необходимо решить ряд задач (выявить сущность профориентационной деятельности Вуза среди учащихся школ и образовательных учреждений среднего профессионального образования; определить роль профориентационной деятельности для оказания помощи молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии и наиболее эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности; выделить наиболее результативные способы профориентационной работы Вуза с абитуриентами). Под профориентацией авторы понимают совокупность мер, содействующих обучающимся в профессиональном самоопределении и получении качественной информации о мире существующих профессий. Проанализировав различные точки зрения ученых, авторы подчеркивают значимость профориентационной деятельности для учащихся старшего школьного возраста, поскольку профессиональный выбор многое предопределяет в жизни человека. Авторы рассматривают основные направления профориентационной деятельности в вузе. В статье приведено исследование, проведенное авторами среди студентов 1 курса, целью которого было выявление наиболее эффективного канала профориентационной работы, а также нахождение способов повышения качества работы с абитуриентами. Методы исследования определялись поставленной целью. Использовались эмпирические метод (анкетирование) и статистические методы (качественный и количественный анализ результатов). Для усиления эффективности профориентационной деятельности необходимо ее начинать с учащимися 9, 10, 11 классов, а также создание большего количества Интернет-ресурсов, позволят больше узнать о вузе.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная деятельность, высшее учебное заведение, задачи про-фориентационной деятельности, факторы, определяющих выбор будущей профессии, мероприятия для абитуриентов.
THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM
© 2019
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of Innovative Technology Management Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Urakova Ekaterina Andreevna, master student Sharygina Ekaterina Nikolaevna, master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors point out that universities are experiencing student recruitment problems. A modern university is not competitive without productive career guidance, because students are the main competitive advantage. A university needs to solve a number of tasks to successfully conduct career guidance activities of a university in the context of modernizing the education system (identify the essence of career guidance activities of a university among students in schools and educational institutions of secondary vocational education; determine the role of career guidance activities to help a young person make the right choice of a future profession and most effectively implement yourself in professional activities; highlight the most productive ways of professional orientation work of high school with applicants). By career guidance, the authors understand the totality of measures that assist students in professional self-determination and obtain high-quality information about the world of existing professions. After analyzing the various points of view of scientists, the authors emphasize the importance of career guidance activities for students of senior school age, since professional choice determines a lot in a person's life. The authors consider the main directions of vocational guidance activities at the university. The article presents a study conducted by the authors among first-year students, the purpose of which was to identify the most effective channel of vocational guidance, as well as finding ways to improve the quality of work with applicants. Research methods were determined by the goal. The empirical method (questioning) and statistical methods (qualitative and quantitative analysis of the results) were used. To enhance the effectiveness of career-oriented activities, it is necessary to start it with pupils in forms 9, 10, and 11, and also creating more Internet resources will allow you to learn more about the university.
Keywords: vocational guidance, vocational guidance activities, higher education institution, objectives of vocational guidance activities, factors determining the choice of a future profession, events for applicants.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития общества при усилении интенсивности и напряженности труда в условиях обострившейся конкуренции возрастают требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Особенностями обучения специалистов в современном мире является ранняя специализация и большая информационная на-
грузка на учащихся. Еще в школе ученику необходимо сделать выбор профессии и направления подготовки и, соответственно, выбрать предметы для успешной сдачи единого государственного экзамена, результаты которого позволят ему поступить в высшее учебное заведение. Далеко не всегда школьники и их родители осознают специфику обучения в ВУЗе и особенности будущей профессии сегодняшнего абитуриента, что приводит к
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Bystrova Natalia Vasilyevna, Urakova Ekaterina Andreevna and others THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS ...
pedagogical sciences
ошибкам в выборе и напрасной трате времени для молодых людей [1-3].
Сегодня многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов, причем эта проблема касается всех вузов без исключения. Без результативной профориентационной деятельности современный вуз не конкурентоспособен, так как именно студенты являются основным конкурентным преимуществом [4-9]. Поэтому если вуз планирует функционировать и развиваться в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо подходить креативно и системно к выбору методов профориентационной деятельности, опираясь на принципы интеграции, регионализации (учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, миграционных процессов, социально-профессиональных и образовательных запросов населения), непрерывности (поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся) [10-18].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Отечественный опыт профориентационной деятельности насчитывает почти вековую историю, однако охарактеризовать ее как процесс поступательного развития проблематично - во многом это обусловлено скачкообразными изменениями в экономической структуре на протяжении рассматриваемого периода. В то же время непростая политическая и социальная ситуация, складывающаяся в России, диктует свои условия в вопросе актуальности новых профессий на рынке труда. Все это обуславливает повышенный интерес к проблеме выбора профессии для молодежи [19-23].
В отечественной педагогической науке проблемы профессиональной ориентации исследовали С.Я. Батышев, О.А. Волкова, Н.Н. Захаров, А.В. Мордовская, Э.В. Мухаметова, Н.Ф. Родичев, И.А. Сазонов,
B.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.
Вопросы довузовской подготовки обучающихся рассматриваются в исследованиях С.Г. Григорьева, И.И. Мельникова, Л.Ю. Нестеровой, Н.Ю. Румянцевой и др. Авторы определяют цели довузовской подготовки, анализируют содержание, программы, формулируют рекомендации по планированию и проведению подготовительных курсов.
Исследования проблем профессионального самоопределения личности, влияние довузовского образования на формирование профессионального самоопределения учащихся, организации в вузах дополнительного образования в рамках профориентационной работы, детально осветили в своих трудах А.С. Мутырова,
C.В. Титова др.
В современных исследованиях проблемы профессиональной ориентации рассматриваются в трудах Э.Э. Очировой, В.М. Кузьминой, С.Н. Костроминой, Е.А. Борисовой. Спецификой данных работ является рассмотрение факторов, определяющих выбор будущей профессии, отталкиваясь от личностных особенностей человека, а именно: потребностно-мотивационная сфера личности (интересы, стремления, ценностные ориентации, установки); способности и другие личностные характеристики человека; потребности экономики в специалистах определенного профиля на каждом конкретном этапе развития общества; общественные стереотипы о престижности и перспективности той или иной профессии.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение профориентационной деятельности вуза в условиях модернизации системы образования. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность профориентационной деятельности Вуза среди учащихся школ и образовательных учреждений среднего профессионального образования;
- определить роль профориентационной деятельности для оказания помощи молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии и наиболее эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности;
- выделить наиболее результативные способы профо-риентационной работы Вуза с абитуриентами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В основе эффективной жизнеспособности любого вуза лежит профессиональная ориентация среди учащихся школ, профессиональных техникумов и колледжей для формирования личностных качеств абитуриентов, необходимых для выбора профессии и достижения профессионального и социального успеха [24-29].
Профориентационная работа в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина осуществляется такими подразделениями, как факультеты, кафедры, приемная комиссия. Университет объединяет 6 факультетов (факультет гуманитарных наук, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, факультет естественных, математических и компьютерных наук, факультет психологии и педагогики, факультет управления и социально-технических сервисов, факультет физической культуры и спорта). Эти шесть самостоятельных вектора обеспечивают подготовку профессионалов в различных областях.
В рамках профориентации на базе Мининского университета проводятся следующие мероприятия для абитуриентов:
- организация Дня открытых дверей университета;
- организация Дня открытых дверей факультета;
- проведение бесед с преподавателями и/или студентами ВУЗа в рамках научно-практической конференция;
- оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;
- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза (плакаты, буклеты, книги о ВУЗе и др.)
- выступление представителей ВУЗа в СМИ.
- проведение научных кружков (научное общество «Эврика» на базе НГПУ им. К. Минина — это отличная возможность старшеклассникам почувствовать себя ученым, «прийти» в науку еще в школе).
- проведение олимпиад, конкурсов (олимпиады по литературе, химии, экономике, туризму и другие; конкурсы «Крылья творчества», «История одной вещи», «Моя профессия - мое будущее» и другие);
- разработка электронных курсов «Абитуриент.ру» для различных направлений как бакалавриата, так и магистратуры;
- проведение различных мастер-классов («Калейдоскоп возможностей», «Креативность в бизнесе», «Маркетинговые технологии для HR-менеджера», «Сортировка бытовых отходов - это весело и полезно», «Предоставление услуг населению», «Путешествуй профессионально!» и другие).
Для оценки профориентационной работы авторами был проведен опрос среди студентов первого курса факультета управления и социально- технических сервисов, обучающихся по программам бакалавриата. Всего было опрошено 43 человека.
Целью анкетирования было выявление наиболее эффективного канала профориентационной работы, а также нахождение способов повышения качества работы с абитуриентами.
На первый вопрос «Когда Вы определились с поступлением в вуз?» более половины опрошенных респондентов (67 %) ответили, что с выбором вуза определились в школе в 10-11 классе. 8 % опрошенных респондентов уже знали, в какой вуз они будут поступать в возрасте 15-16 лет, т.е. в 9 классе.
Остальные (25%) выбрали вуз уже после окончания школы. Это значит, что профориентационную деятель-
педагогические науки
Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна и другие ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ...
ность можно уже начинать с учащимися 9 классов.
На следующий вопрос «Почему Вы выбрали Мининский университет» ответы распределились следующим образом (рисунок 1).
Результат превышает 100%, так как студенты могли выбрать несколько ответов.
Рисунок 1- Ответы на вопрос «Почему Вы выбрали Мининский университет»
Как видно из диаграммы 95 % опрошенных студентов выбрали университет, так как у него имеется свидетельство об аккредитации. Наличие бюджетных мест привлекло 86 % опрошенных студентов. На третьем месте стоит «удобное нахождение вуза» (69% опрошенных студентов).
Третий вопрос позволил выявить наиболее популярные источники получения информации об университете (рисунок 2). Результат превышает 100%, так как студенты могли выбрать несколько ответов.
Рисунок 2- Источники получения информации об Мининском университете
Как видим из диаграммы, самым популярным источником является Интернет (84%). Это обусловлено прежде всего доступностью и привлекательностью среди подростков. Поэтому данный канал необходимо использовать больше, создавая новые ресурсы. Родители и друзья помогли определиться с вузом 79% опрошенным студентам.
Профориентационная работа, осуществляемая университетом, приносит неплохие результаты (3-е место среди источников получения информации).
Последний вопрос позволил выявить наиболее посещаемые мероприятия, проводимые университетом (рисунок 3). Результат превышает 100%, так как студенты могли выбрать несколько ответов.
49% опрошенных студентов посещали мероприятия Мининского университета.
Самым посещаемым мероприятием стал День открытых дверей университета (89% опрошенных респондентов).
На втором месте, хотя и с большим отставанием, стоит День открытых дверей факультета (11% опрошенных респондентов).
Замыкает тройку лидеров-мероприятий - мастер-классы (9% опрошенных респондентов).
Рисунок 3- Посещаемые мероприятия, проводимые в Мининском университете
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В работе мы рассмотрели значение профориентационной деятельности вуза в условиях модернизации системы образования. Для усиления эффективности профориентационной деятельности, мы считаем, ее необходимо начинать с учащимися школ, обучающиеся в 9, 10, 11 классах с приглашением их на Дни открытых дверей и мастер-классы, тем самым вовремя раскрыть индивидуальные особенности школьника и дать возможность ученику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. Кроме того, создание большего количества Интернет-ресурсов, позволят больше узнать о вузе.
Мы акцентируем внимание на том, что главная задача профориентационной работы ВУЗа не допустить основных ошибок профессионального самоопределения старшеклассников, таких как: выбор под давлением родителей; выбор на основе советов друзей и других окружающих людей; выбор под влиянием общественных стереотипов; выбор по пути наименьшего сопротивления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Уханов А.Ф., Плотникова Е.Е. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 25-27.
2. Быстрова Н.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2018. № 1 (104). С. 46.
3. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.
4. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Современные подходы к моделированию развития системы образования на муниципальном уровне // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований материалы и доклады XXIIIМеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 139-142.
5. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 39-41.
6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
7. Наумова М.В., Овсянникова О.С. Профориентационное сопровождение в вузе как условие формирования социальной мобильности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 111-114.
8. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.
9. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
10. Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 71-76.
11. Груздева М.Л., Толстенева А.А. Опыт организации открытого социально-образовательного пространства в Мининском университете //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 8.
12. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
13. Панина С.В. Управление профориентационной работой в об-щеразовательной организации в условиях ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-151.
14. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Bystrova Natalia Vasilyevna, Urakova Ekaterina Andreevna and others THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY IN THE CONDITIONS ...
pedagogical sciences
Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
15. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.
16. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.
17. Перова Т.В. Направления взаимодействия вузов и работодателей в процессе профессионального самоопределения школьников //В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация сборник трудов XVIIIМеждународной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 275-277.
18. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.
19. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
20. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Захаров С.В., Царева И.А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 31-37.
21. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.
22. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.
23. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
24. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Урбанова А.М. Исследование практики применения методов маркетинговых коммуникаций вуза при привлечении абитуриентов //Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 2.
25. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е. Исследование предпочтений абитуриентами маркетинговых коммуникационных инструментов при проведении профориентационной работы в вузе // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 69-72.
26. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 179-183.
27. ПрохороваМ.П., Булганина С.В. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 48-56.
28. Григорьева Е.Л., Седов И.А., Фоменков А.А. Технология мастер-класс в структуре профориентационной деятельности факультета физической культуры //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 89-92.
29. Шкунова А.А., Булганина С.В. Менеджмент - маркетинг: организация профориентационной работы // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 165-167.
Статья поступила в редакцию 06.05.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019