Научная статья на тему 'Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья'

Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснопевцева Татьяна Федоровна, Папуткова Галина Александровна, Фильченкова Ирина Федоровна

Введение: в статье рассматривается проблема формирования профессиональных интересов абитуриентов вузов с ограниченными возможностями и инвалидностью на этапе профориентации. Обосновывается необходимость выявления потенциального спроса абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на высшее образование. Материалы и методы: выявление образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью проводилось в ходе мониторинга с использованием опросного метода. Форма проведения опроса анкетирование обучающихся старших классов коррекционных школ на территории 7-ми субъектов Приволжского федерального округа. Результаты исследования: по итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В ходе анализа результатов мониторинга определены профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также факторы выбора ими профессии. Сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы в вузе специалиста по профориентации с такой категорией абитуриентов. Сформулирован перечень особых потребностей инвалидов при обучении в вузе. Обсуждение и заключение: сделаны выводы о том, что получение услуг по профориентации способствует более ответственному отношению к выбору профессии. Сформулированы рекомендации вузам для совершенствования деятельности по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснопевцева Татьяна Федоровна, Папуткова Галина Александровна, Фильченкова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE STUDY OF EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Introduction: the article deals with the problem of formation of professional interests of students with disabilities at the stage of career guidance. The need to identify the potential demand of students with disabilities for higher education is substantiated. Materials and methods: identification of educational needs of students with disabilities was carried out in the course of monitoring using the survey method. The form of the survey is a survey of students of senior classes of correctional schools in the territory of 7 subjects of the Volga Federal district. The results of the monitoring of educational Following the monitoring of educational needs of students having health limitations and disabilities ,a quantitative and qualitative analysis is given. During the analysis of the monitoring results, the professional interests of students with disabilities, as well as the factors of their choice of profession were determined. Conclusions were made about the need for targeted work in the University specialist in career guidance with this category of students. The list of special needs of disabled people in higher education is formulated. Discussion and conclusion: it is concluded that the provision of vocational guidance services contributes to a more responsible attitude to the choice of profession. Recommendations to Higher Educational Establishments are formulated to improve the implementation of career guidance for the participation of persons with disabilities and health limitations.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья»

Статья/Аг11с1е

УДК378 (07)

Б01: 10.26795/2307-1281 -2019-7-2-7

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ1

12 3

Т. Ф. Краснопевцева , Г. А. Папуткова , И. Ф. Фильченкова

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение: в статье рассматривается проблема формирования профессиональных интересов абитуриентов вузов с ограниченными возможностями и инвалидностью на этапе профориентации. Обосновывается необходимость выявления потенциального спроса абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на высшее образование.

Материалы и методы: выявление образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью проводилось в ходе мониторинга с использованием опросного метода. Форма проведения опроса - анкетирование обучающихся старших классов коррекционных школ на территории 7-ми субъектов Приволжского федерального округа. Результаты исследования: по итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В ходе анализа результатов мониторинга определены профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также факторы выбора ими профессии. Сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы в вузе специалиста по профориентации с такой категорией абитуриентов. Сформулирован перечень особых потребностей инвалидов при обучении в вузе. Обсуждение и заключение: сделаны выводы о том, что получение услуг по профориентации способствует более ответственному отношению к выбору профессии. Сформулированы рекомендации вузам для совершенствования деятельности по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, образовательные потребности, профориентация.

1 Публикуется в рамках реализации государственного задания на оказание услуг № 4 от 19.10.2017 «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов»

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность сотрудникам РУМЦ Мининского университета и вузам-партнерам за организационную помощь в проведении мониторинга. Также благодарим рецензентов за замечания и предложения.

Для цитирования: Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С 7

THE RESULTS OF THE STUDY OF EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

1 2*3

T. F. Krasnopevtseva , G. A. Paputkova , I. F. Filchenkova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

o

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction: the article deals with the problem of formation of professional interests of students with disabilities at the stage of career guidance. The need to identify the potential demand of students with disabilities for higher education is substantiated.

Materials and methods: identification of educational needs of students with disabilities was carried out in the course of monitoring using the survey method. The form of the survey is a survey of students of senior classes of correctional schools in the territory of 7 subjects of the Volga Federal district.

The results of the monitoring of educational Following the monitoring of educational needs of students having health limitations and disabilities ,a quantitative and qualitative analysis is given. During the analysis of the monitoring results, the professional interests of students with disabilities, as well as the factors of their choice of profession were determined. Conclusions were made about the need for targeted work in the University specialist in career guidance with this category of students. The list of special needs of disabled people in higher education is formulated. Discussion and conclusion: it is concluded that the provision of vocational guidance services contributes to a more responsible attitude to the choice of profession. Recommendations to Higher Educational Establishments are formulated to improve the implementation of career guidance for the participation of persons with disabilities and health limitations.

Keywords: applicants with disabilities, inclusive education, educational needs, career guidance.

Acknowledgements: The authors of the article Express their gratitude to the staff of Resource Methodical Center of Minin University and partner universities for organizational assistance in monitoring. We also thank the reviewers for their comments and suggestions.

For citation: Krasnopevtseva T.F., Paputkova G.A., Filchenkova I.F. The results of the study of educational needs of students with disabilities // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 2. Р 7.

Введение

Предварительная работа с абитуриентами по вопросам профориентации является важным условием организации учебного процесса и качества подготовки в вузе, что обусловливает необходимость разработки и внедрения эффективной системы профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) и инвалидностью.

Наличие ограничений по здоровью у обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.

Выявлению потенциального спроса на высшее образование был посвящен мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, проводимый сотрудниками Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов (далее - РУМЦ) Мининского университета в соответствии с формами, утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В мониторинге приняли участие обучающиеся выпускных классов 14 коррекционных школ из 7 субъектов Приволжского федерального округа, закрепленных за РУМЦ Мининского университета: Республика Мордовия; Пензенская область; Пермский край; Самарская область; Саратовская область; Нижегородская область; Ульяновская область. Срок проведения мониторинга - декабрь 2018 года.

Обзор литературы

Современные исследования в области инклюзивного образования связаны с проблематикой профессионального самопределения школьников с ОВЗ и инвалидностью [8; 9; 11], организацией их довузовской подготовки [4]. Практические исследования и мониторинги направлены на анализ и оценку доступности и качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах [12; 13; 14]. Многие авторы отмечают роль инклюзивной культуры в развитии доступности и качества высшего образования [24; 26]. Объединяя уровни образования, В.А. Кудрявцев и С.Н. Каштанова придают значение проблеме непрерывной профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью [2]. Рассматривая непрерывную профессионализацию «в контексте социализации и личностно-профессионального развития» лиц авторы считают, что она «начинается с процесса профориентации абитуриентов на уровне довузовской подготовки, затем ориентирована на студентов и переходит в послевузовское сопровождение для закрепления в профессии» [2].

Теоретические исследования и практический опыт профориентации абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью ориентированы на выявление возникающих затруднений [ 3; 5; 7]. При этом авторы отмечают неполную осведомленность школьников с ОВЗ и инвалидностью о доступных им профессиях [7], трудности в поиске и анализе информации о довузовской подготовке и специфике обучения в выбранном вузе или по выбранной специальности [3; 5].

Однако недостаточно исследований образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, которые позволили бы определить тенденции и перспективы организации профориентационных мероприятий.

Материалы и методы

Мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью проводился с использованием опросного метода в форме анкетирования. По форме проведения анкетирование было индивидуальным. Опрашиваемый заполнял вопросник в присутствии анкетера или без него, по мере необходимости анкетер заполнял вопросник со слов опрашиваемого.

В качестве инструмента мониторинга использовалась анкета, утвержденная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Анкета состоит из трех элементов: вводная часть, «паспортичка», основная часть, заключение.

В вводной части описаны цель опроса, его значение и перспективы использования результатов.

«Паспортичка» расположена в начале анкеты и состоит из вопросов, касающихся социально-демографических характеристик респондентов: возраст; класс; пол; регион; населенный пункт.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Анкета содержит закрытые и полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню» в разделе «Другое». Содержание вопросов направлено на определение следующих показателей:

1. Степень уверенности абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в том, какую профессию они хотят получить.

2. Профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.

3. Наиболее важные для абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью аргументы по выбору профессии и главные источники информации, помогающие сделать выбор.

4. Нуждаемость абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в профориентационных услугах.

5. Востребованная форма обучения в вузе абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью.

6. Характер потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью при поступлении в вуз.

7. Учет ограничений по здоровью при выборе будущей специальности.

В заключении респонденты по желанию указывают контактные данные: электронный адрес и телефон.

В целом текст анкеты адаптирован с учетом уровня культуры и образования респондентов и позволяет получить валидную информацию об образовательных потребностях абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.

Результаты исследования

Выбор коррекционных школ для проведения мониторинга был осуществлен совместно с вузами-партнерами. Выбор осуществлялся на основе предварительного определения потенциальных абитуриентов. К реализации мониторинга было привлечено 23

вуза закрепленной территории, что составляет 92% от общего числа вузов закрепленной территории.

В мониторинге приняли участие 61 обучающийся 11-х классов 14 коррекционных школ. Респондентами стали абитуриенты в возрасте от 16 до 19 лет, из них: юноши - 30 человек (49%), девушки - 31 человек (51%). Распределение респондентов мониторинга по видам нозологий представлено на рисунке 1.

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

нарушения зрения нарушения слуха нарушения ОДА иной вид нарушений

Рисунок 1 - Распределение респондентов с ОВЗ и инвалидностью по видам нозологии / Figure 1 - Distribution of respondents with disabilities by type of nosology

Среди респондентов мониторинга образовательных потребностей абитуриентов вузов 78% имеют инвалидность. Распределение по группам/категориям инвалидности выглядит следующим образом: наибольшее число опрошенных имеют III группу - 49% от общего числа респондентов, количество респондентов с I группой инвалидности составляет 20%, наименьшее число опрошенных имеют II группу инвалидности - 3%. Кроме того, в числе респондентов 28% имеющих категорию «ребенок-инвалид до 18 лет».

По итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Результаты мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью представлены в целом по закрепленной территории.

По первому вопросу «Степень уверенности абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в том, какую профессию они хотят получить» было выявлено, что в целом с выбором профессии определились 72% респондентов и лишь 15% не представляют, с какой областью свяжут свою профессиональную жизнь (рисунок 2).

%от общего числа респондентов

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

гвердо уверены, какую определились с видят свое не определились с

профессию 6уду1 выбором профессии, но профессиональное выбором профессии получать имеют сомнения будущеелишь в общих

чертах

Рисунок 2 - Степень уверенности абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в выборе будущей профессии / Figure 2 - Degree of confidence of applicants with disabilities

in choosing a future profession

Таким образом, для профориентационной работы вузов есть достаточно большая аудитория - почти треть будущих выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью (28%).

Согласно анализу ответов респондентов на второй вопрос «Профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью» наиболее востребованной профессией для получения высшего образования среди абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью является профессия юриста - ее выбрали 13% опрошенных. В зону профессиональных интересов респондентов в целом по закрепленной территории входят также следующие профессии:

- операционная деятельность в логистике - 5%;

- программист - 3%;

- провизор - 3%;

- инженер IT - 2%;

- менеджер - 2%;

- педагог-психолог - 2%;

- экономист - 2%.

Причем перечень наиболее востребованных профессий в различных регионах имеет значительные отличия.

При анализе ответов на третий вопрос «Факторы выбора профессии. Профессиональные интересы» определено, что более трети респондентов в качестве наиболее важного выбора профессии называют доход, который она приносит (рисунок 3). Более 20% опрошенных считают, что на их выбор также влияет соответствие профессии увлечениям или хобби (28%) и популярность, престиж профессии (26%). Карьерные перспективы для выбора будущей профессии важны для 20% респондентов. На легкость получения профессии обращают внимание 18% опрошенных. А вот на соответствие семейной традиции полагаются в этом вопросе лишь 7% от общего числа опрошенных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

% от общего числа респондентов

36%

28%

2Ь%

20% 18%

1

1 и/. 11%

■ ■

1 1 1 1 1 1

доход, который приносит профессия

СОО1 ВС 1С1 вис профессии увлечениям, хобби

престиж карьерные несложность cooibcicibhc профессии перспективы получения семейной

профессии 1радиции

другое

Рисунок 3 - Факторы выбора профессии выпускников коррекционных школ, Figure 3 - Factors of choice of profession of correctional school graduates

В этом же вопросе определялись источники информации для выбора профессии выпускниками коррекционных школ. Более половины респондентов (62%) считают родителей главными источниками информации, помогающими сделать выбор. В то же время категории «учителя» и «друзья» имеют меньший вес в этом вопросе (по 16%). Интересным является тот факт, что при выборе профессии ориентируются на информацию на сайтах учебных заведений 30% опрошенных (рисунок 4).

Рисунок 4 - Главные источники информации, помогающие сделать выбор профессии, Figure 4 - the Main sources of information that help to make the choice of profession

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные позволяют РУМЦ пересмотреть приоритетные направления профориентационной работы и обратить внимание на наиболее значимую для школьников с ОВЗ и инвалидностью категорию - родители. Низким остается авторитет работодателей. На

наш взгляд, имеет смысл более активно привлекать работодателей к проведению профориентационных мероприятий. Надо отметить, что работа вузов по размещению информации на сайте является важным аспектом в профессиональном самоопределении абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.

На четвертый вопрос «Необходимость в помощи специалиста по профориентации при выборе профессии абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью» респонденты ответили, что в помощи специалиста по профориентации при выборе профессии нуждаются 51%; не нуждаются - 20%; не нуждаются в помощи, так как уже консультировались - 16%, не уверены, нужна ли им помощь - 13% от общего числа опрошенных.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы специалиста по профориентации с такой категорией выпускников школ. Такие специалисты могут работать в штате вузов, могут привлекаться по договорам для проведения отдельных консультаций по запросу, могут быть введены в штат РУМЦ.

Распределение мнения респондентов при ответе на пятый вопрос «Формы обучения, удобные для получения знаний и квалификации абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью» представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 - Предпочтительные формы обучения в вузе Figure 5 - Preferred forms of higher education

Анализ ответов показывает, что очное обучение для лиц с ОВЗ и инвалидностью является предпочтительным. При этом большинство респондентов хотели бы обучаться в общей академической группе (52%).

При ответе на шестой вопрос «Потребности, которые могут возникнуть у лиц с ОВЗ и инвалидностью при получении высшего образования» опрошенные указывают следующие потребности при получении высшего образования:

1. Специальное оборудование - 16%;

2. Помощь ассистента-помощника - 8%;

3. Социально-психологическое сопровождение - 21%;

4. Разработка индивидуальной образовательной программы обучения - 34%;

5. Специальное маршрутно-ориентированное обеспечение доступной среды (подъемники, пандусы, адаптированные лифты и другое дополнительное оборудование) - 11%.

Кроме того, абитуриенты отмечают необходимость наличия определенного технического оборудования и специальных услуг при обучении в учреждении высшего образования, в частности:

1. Звукоусиливающее оборудование, услуги переводчика русского жестового языка и т.д. - 10%;

2. Специализированные парты и стулья, автоматизированное рабочее место и т.д. - 7%.

3. Электронные лупы, сканирующие машины, синтезатор речи и т.д. - 10%;

4. Не нуждаются в специальном оборудовании - 69%;

5. Другое - 7%.

Большинство опрошенных абитуриентов (74%) уверены, что программы обучения должны быть адаптированы под потребности людей с ОВЗ и инвалидностью. 26% респондентов считают, что программы обучения должны быть для всех одинаковые. Таким образом, разработка адаптированных образовательных программ является актуальной и позволит вузам учесть приоритеты обучающихся-инвалидов.

Обсуждение и заключения

По результатам мониторинга большинство абитуриентов ощущают потребность в прохождении профориентации, так как затрудняются при выборе образовательной организации. Несмотря на то, что большинство учащихся сделали свой профессиональный выбор, он слабо связан с профориентацией. Получение услуг по профориентации способствует более ответственному отношению к выбору профессии. В связи с чем для совершенствования деятельности образовательных организаций высшего образования по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нами предлагаются следующие рекомендации:

1. Развитие электронных ресурсов, из которых абитуриенты этой категории и их родители могли бы получать всю необходимую информацию.

2. Вузы должны стать опорной площадкой по организации и проведению профориентационной деятельности со старшеклассниками, в том числе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Профориентационную деятельность необходимо осуществлять с более раннего возраста, а не только в 10-11 классах, активно привлекать к участию в профориентационных мероприятиях родителей и законных представителей потенциальных абитуриентов.

3. Профориентационную работу необходимо проводить в общеобразовательных организациях за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы, организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Результаты мониторинга показали, что к основным потребностям, которые могут возникнуть при получении высшего образования у лиц с ОВЗ и инвалидностью, относятся потребности в социально-психологическом сопровождении, разработка индивидуальной образовательной программы обучения и в специальном оборудовании. Большая часть респондентов считает, что программы обучения в вузе должны быть адаптированы (индивидуализированы) под потребности людей с ОВЗ и инвалидностью.

В целом надо отметить, что в настоящее время наблюдается рост интереса абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью к образованию, социальному взаимодействию внутри различных социальных групп и общностей.

Для привлечения в вузы потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо продолжать работу РУМЦ/«вузов закрепленной территории» в плане общей тенденции к расширению возможностей и перспектив профориентационных работы на уровне довузовской подготовки. Задача РУМЦ/«вузов закрепленной территории» нам представляется в идеологии содержательного наполнения уже существующих форм и расширения арсенала новых форм.

Список использованных источников

1. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью по итогам мониторинга // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 11.

2. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4(71). С. 63-64.

3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие. Челябинск. 2016. 101 с.

4. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования: опыт Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2018. №1.

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн. URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 27.01.2019).

6. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни. М.: Экон-информ, 2003. 144 с.

7. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9).

8. Организация профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами-инвалидами / сост. В.Д. Батухтин и др. Челябинск, 2004. 142 с.

9. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №4. С. 23-28.

10. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. педагог. наук: 13. 00.01. Челябинск, 2015. 263 с.

11. Романович Н.А. Особенности профориентации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования //

Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2014. С. 56-59.

12. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород, 2017. С. 5-19.

13. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации // Научное мнение. 2017. №6. С. 78-86.

14. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.

15. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fjlme.12087.

16. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. Vol. 11(2). Pp. 235-248. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599650023254.

17. Icts in education for people with special needs: Specialized Training Course / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Moscow, 2006. 160 р.

18. Vila L.E., Garcia-Aracil A., Mora J.-G. The Distribution of job satisfaction among young European graduates: Does the choice of study field matter? // The Journal of Higher Education. 2007. Vol. 78, no. 1. Pp. 97-118.

19. Voltz D.L. What matters most in inclusive education: A practical guide for moving forward // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37, no. 1. Pp. 23-30.

20. O'Rourke J. Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 5. Pp. 530-546.

21. Ryndak D.L. Defining school inclusion for students with moderate to severedisabilities: What do experts say? // Exceptionality. 2000. Vol. 8, no. 2. Pp. 101-116.

22. Common European Principles for Teacher Competences and Qualifi cation. European Commission Report. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/bologna/dokumenti/eu-common-principles.pdf (accessed: 27.01.2019).

23. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions/ (accessed: 27.01.2019).

24. Werfhorst H. G. Cultural capital: Strengths, weaknesses and two advancements // British Journal of Sociology. 2010. Vol. 31, no. 2. Pp. 157-169.

25. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85. 1998. 74 p.

26. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring, Finnmark University College, Alta, 2010.

References

1. Kashtanova S.N., Kudryavcev V.A. On some problems and tendencies of development of educational organizations of higher education and regional resource centers of higher education, training people with disabilities and disabilities on the basis of monitoring. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 3(20), p. 11. (In Russ.)

2. Kudryavcev V.A., Kashtanova S.N. Organization and content of the process of continuous professionalization of persons with disabilities and disabilities. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2018, no. 4(71), pp. 63-64. (In Russ.)

3. Martynova E.A., Romanenkova D.F., Romanovich N.A. Organization of inclusive education for people with disabilities and people with disabilities in professional educational organizations: a training manual. Chelyabinsk, 2016. 101 p. (In Russ.)

4. Medvedeva E.YU., Ol'hina E.A. The role of pre-university training in the system of inclusive higher education: the experience of Minin University. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, no. 1. (In Russ.)

5. Methodical recommendations on the organization of the educational process for the education of persons with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process: approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 08.04.2014 N AK-44 / 05vn. Available at: http://base.garant.ru/70680520/ (accessed: 01/27/2019). (In Russ.)

6. Methods of working with young people with disabilities in vocational guidance and career planning during the transition from school to working life. Moscow, Ekon-inform Publ., 2003. 144 p. (In Russ.)

7. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B. Sustainable personal and professional development of students in the university. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1(9). (In Russ.)

8. Organization of vocational guidance work of a higher educational institution with applicants with disabilities / compiler V.D. Batukhtin et al. Chelyabinsk, 2004. 142 p. (In Russ.)

9. Romanenkova D.F., Romanovich N.A. Professional orientation of applicants with disabilities and applicants with disabilities as a necessary condition for their professional education. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl', 2013, no. 4, pp. 23-28. (In Russ.)

10. Romanovich N.A. Formation of the readiness of persons with disabilities and persons with disabilities to professional self-determination in the process of pre-university training: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Chelyabinsk, 2015. 263 p. (In Russ.)

11. Romanovich N.A. Features of vocational guidance for persons with disabilities and persons with disabilities in an inclusive vocational education. Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, 2014. Pp. 56-59. (In Russ.)

12. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Kashtanova S.N., Fil'chenkova I.F., Grishina A.V. Analysis of the system of inclusive higher education in the Russian Federation. Higher education for people with disabilities: challenges of the time, prospects for solutions: a collection of articles based on materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference to discuss the results of monitoring the activities of educational institutions of higher education and regional resource centers for teaching disabled people. Nizhny Novgorod, 2017. Pp. 5-19. (In Russ.)

13. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Kashtanova S.N., Fil'chenkova I.F., Grishina A.V. Assessment of the accessibility and quality of higher education for persons with disabilities and disabilities in the Russian Federation. Nauchnoe mnenie, 2017, no. 6, pp. 78-86. (In Russ.)

14. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Leonenko N.O., Krasnopevceva T.F., Kashtanova S.N. Resource educational and methodological center for teaching people with disabilities: experience of activities and development directions. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 1. (In Russ.)

15. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? Journal of Law, Medicine and Ethics, 2013. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fjlme.12087.

16. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities. Disability & Society, 1996, vol. 11(2), pp. 235-248. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599650023254.

17. Icts in education for people with special needs: Specialized Training Course / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Moscow, 2006. 160 р.

18. Vila L.E., Garcia-Aracil A., Mora J.-G. The Distribution of job satisfaction among young European graduates: Does the choice of study field matter? The Journal of Higher Education, 2007, vol. 78, no. 1, pp. 97-118.

19. Voltz D.L. What matters most in inclusive education: A practical guide for moving forward. Intervention in School and Clinic, 2001, vol. 37, no. 1, pp. 23-30.

20. O'Rourke J. Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 5, рр. 530-546.

21. Ryndak D.L. Defining school inclusion for students with moderate to severedisabilities: What do experts say? Exceptionality, 2000, vol. 8, no. 2, pp. 101-116.

22. Common European Principles for Teacher Competences and Qualifi cation. European Commission Report. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/bologna/dokumenti/eu-common-principles.pdf (accessed: 27.01.2019).

23. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions/ (accessed: 27.01.2019).

24. Werfhorst H. G. Cultural capital: Strengths, weaknesses and two advancements. British Journal of Sociology, 2010, vol. 31, no. 2, pp. 157-169.

25. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education. Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85. 1998. 74 p.

26. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring, Finnmark University College, Alta, 2010.

© Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., 2019

Информация об авторах Краснопевцева Татьяна Федоровна - директор Ресурсного учебно-методического центра, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: tfk1001@yandex. ru

Папуткова Галина Александровна - доктор педагогических наук, проректор по учебно-методической деятельности, Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: pag549@rambler.ru

Фильченкова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ifilchenkova@yandex.ru

Information about the authors Krasnopevtseva Tatyana Fedorovna - Director of the Resource training center, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; e-mail: tfk1001@yandex.ru

Paputkova Galina Aleksandrovna - doctor of pedagogical Sciences, Vice-rector for educational-methodical work, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: pag549@rambler.ru

Filchenkova Irina Fedorovna - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Head of the Teaching-Methodical Department, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ifilchenkova@yandex.ru

Вклад соавторов

Краснопевцева Татьяна Федоровна - разработка методики исследования, организация анкетирования и взаимодействия с вузами-партнерами, систематизация результатов опроса, доработка и написание окончательного варианта статьи.

Папуткова Галина Александровна - критический анализ и обзор литературы; участие в организации анкетирования и обобщение результатов его проведения в публикации. Фильченкова Ирина Федоровна - сбор и анализ результатов анкетирования, представление данных в тексте, оформление результатов в публикации.

Contribution of authors Krasnopevtseva Tatyana Fedorovna - development of research methods, organization of questioning and interaction with partner universities, systematization of survey results, revision and writing of the final version of the article.

Paputkova Galina Aleksandrovna - critical analysis and literature review; participation in the organization of the survey and synthesis of the results of its conduct in the publication. Filchenkova Irina Fedorovna - collecting and analyzing the results of the survey, presenting data in the text, formatting the results in the publication.

Поступила в редакцию: 05.04.2019 Принята к публикации: 13.05.2019 Опубликована: 05.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.