Научная статья на тему 'Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью'

Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНАЯ МАРШРУТИЗАЦИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Кудрявцев Владимир Александрович

Введение: Статья актуализирует проблему трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по окончании вуза. Сформулированы концептуальные позиции и стратегические направления деятельности вузов, направленные на становление оптимальной модели непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приведена статистика и показана необходимость разработки оптимальных ресурсов вуза, которые необходимо включить в реализацию задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников [7; 8]. Материалы и методы: При написании статьи использовались методы: теоретический анализ и обобщение; наблюдение, оценка, описание и различные виды анализа позитивных практик вузов, реализующих задачи содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; опрос обучающихся и выпускников. Результаты исследования: Проанализировано значение становления системы наставничества как необходимого инструмента политики трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приводится пример коллективной разработки авторов Мининского университета индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор». Описаны ее концептуальные и функциональные характеристики. Представлен краткий анонс содержательного наполнения основных блоков индивидуальной карты, которые заполняются на разных этапах профессионального и карьерного становления. Особое значение уделяется актуализации практики двойного наставничества и ассоциации выпускников вуза. Обсуждение и заключения: Комплексная карьерная маршрутизация является конструктивным звеном процесса непрерывной профессионализации и социальной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Индивидуальная система сопровождения процессов профориентации, специализации, трудоустройства и адаптации на рабочем месте в значительной степени ориентирована на нивелирование проблем профессионально-личностного развития, проанализированных в данной статье. Кроме того, индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» выступает как эффективный инструмент формирования и распространения профессиональной культуры как части общей культуры инклюзии, повышающей качество вхождения в профессиональную деятельность, закрепления на рабочем месте с последующим профессионально-личностным ростом и развитием лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Кудрявцев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER ROUTING AS A STRATEGY PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES

Introduction: The article actualizes the problem of employment and postgraduate support of graduates with disabilities after graduation. Conceptual attitude and strategic directions of activity of higher education institutions aimed at the formation of the optimal model of continuous professionalization of persons with disabilities are formulated. Statistics is provided and the need for the development of optimum resources of the University is shown which must be included when implementing of the objectives of promoting employment and post-graduate support of graduates. Materials and methods: In the course of writing the article the following methods were used : theoretical analysis and generalization; observation, evaluation, description and various types of analysis of positive practices of universities, implementing the task of promoting employment and postgraduate support of persons with disabilities and disabilities; survey of students and graduates. Results: The importance of the formation of the mentoring system as a necessary tool for employment policy and postgraduate support of graduates, including those with disabilities is analyzed. An example of the author's development of the team of authors of the Minin University an individual map "Career router" is set as an example. Its conceptual and functional characteristics are described. A brief announcement of the content of the main blocks of the individual card, which are filled in at different stages of professional and career development is provided. Special attention is paid to the actualization of the practice of double mentoring and the Association of graduates. Discussion and Сconclusions: Integrated career routing is a constructive link in the process of continuous professional development and social integration of students with disabilities. The individual system of support of processes of vocational guidance, specialization, employment and adaptation in the workplace is largely focused on leveling the problems of professional and personal development, analyzed in this article. In addition, the individual card "Career router" acts as an effective tool for the formation and dissemination of professional culture as part of the General culture of inclusion, improving the quality of entry into professional activities, securing the workplace, followed by professional and personal growth and development of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281 -2018-6-2-13

КАРЬЕРНАЯ МАРШРУТИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

1 2 С. Н. Каштанова *, В. А. Кудрявцев *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail:kaslana@yandex. ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение: Статья актуализирует проблему трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по окончании вуза. Сформулированы концептуальные позиции и стратегические направления деятельности вузов, направленные на становление оптимальной модели непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приведена статистика и показана необходимость разработки оптимальных ресурсов вуза, которые необходимо включить в реализацию задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников [7; 8].

Материалы и методы: При написании статьи использовались методы: теоретический анализ и обобщение; наблюдение, оценка, описание и различные виды анализа позитивных практик вузов, реализующих задачи содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; опрос обучающихся и выпускников.

Результаты исследования: Проанализировано значение становления системы наставничества как необходимого инструмента политики трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приводится пример коллективной разработки авторов Мининского университета - индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор». Описаны ее концептуальные и функциональные характеристики. Представлен краткий анонс содержательного наполнения основных блоков индивидуальной карты, которые заполняются на разных этапах профессионального и карьерного становления. Особое значение уделяется актуализации практики двойного наставничества и ассоциации выпускников вуза. Обсуждение и заключения: Комплексная карьерная маршрутизация является конструктивным звеном процесса непрерывной профессионализации и социальной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Индивидуальная система сопровождения процессов профориентации, специализации, трудоустройства и адаптации на рабочем месте в значительной степени ориентирована на нивелирование проблем профессионально-личностного развития, проанализированных в

данной статье. Кроме того, индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» выступает как эффективный инструмент формирования и распространения профессиональной культуры как части общей культуры инклюзии, повышающей качество вхождения в профессиональную деятельность, закрепления на рабочем месте с последующим профессионально-личностным ростом и развитием лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: карьерная маршрутизация, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, инклюзивное высшее образование, ресурсный учебно-методический центр, непрерывная профессионализация.

Для цитирования: Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Карьерная маршрутизация как стратегическая линия профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-13.

CAREER ROUTING AS A STRATEGY PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES

1 2 S. N. Kashtanova *, V. A. Kudryavtsev *

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

*e-mail: [email protected]

2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Introduction: The article actualizes the problem of employment and postgraduate support of graduates with disabilities after graduation. Conceptual attitude and strategic directions of activity of higher education institutions aimed at the formation of the optimal model of continuous professionalization of persons with disabilities are formulated. Statistics is provided and the need for the development of optimum resources of the University is shown which must be included when implementing of the objectives of promoting employment and post-graduate support of graduates. Materials and methods: In the course of writing the article the following methods were used : theoretical analysis and generalization; observation, evaluation, description and various types of analysis of positive practices of universities, implementing the task of promoting employment and postgraduate support of persons with disabilities and disabilities; survey of students and graduates. Results: The importance of the formation of the mentoring system as a necessary tool for employment policy and postgraduate support of graduates, including those with disabilities is analyzed. An example of the author's development of the team of authors of the Minin University -an individual map "Career router" is set as an example. Its conceptual and functional characteristics are described. A brief announcement of the content of the main blocks of the individual card, which

are filled in at different stages of professional and career development is provided. Special attention is paid to the actualization of the practice of double mentoring and the Association of graduates. Discussion and Ссопс1шювд: Integrated career routing is a constructive link in the process of continuous professional development and social integration of students with disabilities. The individual system of support of processes of vocational guidance, specialization, employment and adaptation in the workplace is largely focused on leveling the problems of professional and personal development, analyzed in this article. In addition, the individual card "Career router" acts as an effective tool for the formation and dissemination of professional culture as part of the General culture of inclusion, improving the quality of entry into professional activities, securing the workplace, followed by professional and personal growth and development of persons with disabilities.

Keywords: career routing, persons with disabilities, inclusive higher education, resource training center, continuous professionalization.

For citation: Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Career routing as a strategy professional and personal development of persons with disabilities // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-13.

Введение

На сегодняшний день в системе высшего образования все чаще обсуждаются вопросы, связанные с получением образования и включением лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в профессиональное пространство [4]. Как показали данные последнего мониторинга инклюзивного высшего образования, 68,3% вузов Российской Федерации из числа участвующих в анализе обучают лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различных нозологических групп. Причем количество таких обучающихся составляет 0,54% от общего числа включенных в состав вузов. Традиционно в вузы поступают разные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

- лица с нарушениями слуха;

- лица с нарушениями зрения;

- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (мобильные и передвигающиеся на кресле-коляске);

- лица с соматическими заболеваниями;

- лица с психическими заболеваниями;

- лица, чей диагноз не указан при наличии инвалидности.

Проблема трудоустройства и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью определяется как приоритетная государственная и общественная задача, которая начинает решаться задолго до окончания образовательного учреждения [17; 21]. Важнейшими концептуальными позициями, которые определяют стратегические ориентиры решения этой проблемы выступают следующие контенты:

• Законодательство Российской Федерации предусматривает равные права лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на образование и труд.

• Получение высшего образования имеет смысл, если оно сопровождается последующим трудоустройством.

• Проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по окончании вуза не решены: много безработных, социальные права на труд соблюдены формально.

• Слабо учитываются субъективные проблемы и трудности получения высшего образования и последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [14].

• Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью руководствуются общепринятыми мотивами трудовой занятости, в частности материальное благополучие, возможность осуществлять полноценную коммуникацию, желание вести независимую жизнь и наличие социальной статусности (значимости) [16]. Трудоустройство и постдипломное сопровождение рассматриваются в контексте

результативного компонента деятельности вузов. Очень важными ориентирами выступают показатели количества трудоустроенных выпускников, в частности по соответствующей специальности или направлению подготовки. Несмотря на достаточно средний показатель трудоустройства выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по итогам 2016-2017 учебного года (58,52% - по официальной статистике вузов), программы трудоустройства разработаны и утверждены только в 35,77% вузов, а программы постдипломного сопровождения - в 16,91%.

Большинство образовательных организаций высшего образования недостаточно ориентированы в вопросах использования собственных ресурсов и ресурсов сетевых партнеров для решения актуальных задач инклюзивного высшего образования, в том числе для реализации важнейших задач трудоустройства и закрепления в профессии выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Обзор литературы

Проведенный нами анализ состояния трудоустройства и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью позволил констатировать ряд очевидных проблем.

1. Вузы создают программы трудоустройства и постдипломного сопровождения только под конкретную группу лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которая традиционно обучается в данном образовательном учреждении. На наш взгляд, это противоречит логике построения инклюзивного вуза. Вуз - открытое пространство для большинства категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, где должны быть созданы образовательные и социокультурные условия для развития инклюзии [29].

2. Весьма прозрачно просматриваются проблемы, связанные с субъективными барьерами самих выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В частности, они связывают проблемы трудоустройства со следующими обстоятельствами:

- наличие ограничений по инвалидности;

- состояние здоровья;

- отсутствие вакансий;

- низкая зарплата;

- неподходящие условия труда;

- отсутствие специально оборудованного рабочего места.

3. Устойчиво существует социальная разобщенность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и людей без инвалидности. Можно выделить несколько аргументированных причин, которые лежат в основе этого социального явления:

- длительный период раздельного обучения в период школьного возраста;

- трудности коммуникации;

- недостаточное знание потенциальных возможностей друг друга [28].

4. Сдерживающим аргументом в поиске работы выступает недостаточное количество информации о возможностях поиска работы. Среди наиболее выбираемых способов поиска места работы, по мнению самих обучающихся, выступают интернет и средства массовой информации. Кроме этого, информацию они получают от педагогического персонала и других специалистов вуза. Статистически немаловажным источником являются друзья и родственники. К сожалению, кадровые агентства и службы занятости населения оказываются наименее востребованными ресурсами при выборе места работы.

5. Не решены проблемы доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидностью к среде жизнедеятельности. Речь идет о том, что практически не обеспечена физическая доступность рабочих мест, помещений, в том числе сантехнических помещений и очень острой остается проблема трудоустройства в сельской местности.

6. Практически отсутствует информация о позитивных практиках трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В связи с этим уместно актуализировать необходимость создания ассоциаций выпускников в вузах, куда в том числе должны быть включены и лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

7. Однозначно существует проблема оптимальной коммуникации служб занятости населения и выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В связи с этим, на наш взгляд, уместно рассматривать ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ) в качестве нормоносителей информации о персонифицированных профилях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Имеющиеся возможности созданных РУМЦ позволяют решать задачи повышения квалификации специалистов центров и иных служб занятости населения [19].

8. Достаточно отчетливо прослеживается низкая активность педагогического состава вузов в содействии трудоустройству и постдипломном сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что проявляется в следующих аргументах:

- формальный подход к реализации профессиональной подготовки обучающихся в рамках образовательных программ;

- отсутствие системы профессионального воспитания обучающихся;

- непонимание и/или незаинтересованность в реализации стратегий постдипломного сопровождения всех выпускников и особенно с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

9. Как показывает официальная статистика и результаты опросов самих выпускников, констатируется низкая заинтересованность работодателей в трудоустройстве

лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Причин такого явления несколько:

- отсутствие в большинстве организаций приспособленных рабочих мест, условий труда, транспортной доступности;

- отсутствие привлекательных льгот и мер стимулирования работодателей;

- незнание потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [25].

10. Весьма актуальной в современной социально-экономической ситуации рассматривается проблема надомной занятости и целевой подготовки к самозанятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Фиксируется недостаточное количество вакансий для дистанционного труда, отсутствуют программы поддержки частного предпринимательства для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

11. Имеет место дистанцированность вузов и общественных организаций инвалидов в содействии трудоустройству. Мы рассматриваем РУМЦ в качестве связующего звена между вузом и общественными организациями во взаимодействии с кадровыми агентствами и службами занятости населения.

12. В вузах отсутствуют программы производственно-адаптационной практики для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Требуется разработка и реализация профессионально-адаптационных модулей, ориентированных на содействие трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

13. Низкий процент использования ресурсов вуза в реализации задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения. Приведем примеры уже традиционных сервисов и ресурсов, успешно использующихся в Мининском университете:

• Электронное портфолио обучающегося.

• Информационная система вуза.

• Сервис постдипломного сопровождения.

• Ресурсный учебно-методический центр.

• Система профессиональной и карьерной навигации.

• Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

• Рабочие места в вузе для выпускников.

• Клинические базы практики как ресурс опережающего трудоустройства обучающихся и возможности «нарабатывания» стажа в рамках профессии [10].

В контексте стратегии профессионально-личностного развития выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью традиционно в социально-педагогическом пространстве вуза особое место отводится деятельности по обеспечению временной и постоянной трудовой занятости обучающихся [13]. В числе первоочередных задач, связанных с успешной профориентацией и последующим трудоустройством, чаще всего выделяют:

- изучение профессиональных компетенций выпускников (анкетирование), составление профессиональных характеристик выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [24];

- помощь выпускнику с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в оформлении портфолио, в конкретизации запроса к содержанию профессиональной деятельности и условиям труда;

- обучение технологиям поиска работы, обучение составлению резюме, подготовка к прохождению собеседования;

- обучение выпускников работе с интернет-сайтами по поиску работы, с базой данных работодателей, с базой данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве [30];

- информирование работодателей о выпускниках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, ведение с ними переговоров о возможностях трудоустройства;

- индивидуальное консультирование в выборе вариантов трудоустройства относительно уровня профессиональных компетенций каждого выпускника, состояния здоровья и личностных качеств [27];

- нахождение вакансии для конкретного выпускника, знакомство выпускника с должностными обязанностями той или иной вакантной ставки;

- анализ причин отказа в трудоустройстве работодателем или отказ соискателя от вакансии;

- поддержка и помощь в преодолении барьеров, возникающих в процессе поиска работы и трудоустройства;

- оказание помощи в профессиональной адаптации и социализации после трудоустройства.

Для осуществления социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью используют такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Волонтерами становятся студенты, которые знакомы с особенностями работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: с психологической, этической и социально-бытовой точек зрения, а также имеют практический опыт взаимодействия с данной категорией людей [26]. Таким образом, построение технологии социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включает два взаимосвязанных стратегических ориентира: воздействие на внешние риски, а также работу по развитию личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].

В контексте комплексного сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе важно отметить наличие персонального пакета документов, в том числе и касающихся процесса его возможного трудоустройства:

- заявление о персональных данных и согласие на их обработку,

- заявление о переносе трудоустройства в связи с уважительной причиной (декретный отпуск, плановая или экстренная госпитализация, продолжение обучения, прохождение цикла реабилитационных мероприятий, смена места жительства и т.д.);

- сведения об образовании выпускника, о результатах обучения, академической успеваемости, прохождении практики, научно-исследовательской, творческой и общественной деятельности, участии в различных проектах, конкурсных мероприятиях, олимпиадах и т.д.

Материалы и методы

Критический анализ имеющихся разработок позволил определить практическую значимость описания ресурсов вуза и РУМЦ в решении задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы исследования:

- SWOT-анализ программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- количественная и качественная оценка состояния системы инклюзивного высшего образования с детализацией раздела трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников;

- анализ позитивных практик вузов, реализующих задачи содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- опрос выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- наблюдение за актуальными практиками опережающего трудоустройства выпускников;

- описание основных проблем состояния трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Основными материалами для анализа проблемного поля статьи выступили:

- результаты мониторинга деятельности 822 вузов Российской Федерации (срез за ноябрь 2017 года) и аналитические материалы;

- результаты опроса выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, представленные на сайтах вузов Российской Федерации;

- апробированный опыт и ресурсы Мининского университета в решении задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- аналитические материалы РУМЦ Мининского университета по результатам проведенных мероприятий в вузах закрепленной территории [20];

- аналитические материалы по проблеме трудоустройства в СМИ и научных статьях;

- содержание программ клинических практик;

- материалы, размещенные на Портале инклюзивного образования.

Результаты исследования

Начиная с учебной практики, наставничество приобретает особый смысл через включение ресурсов профессионального развития, в частности «Рефлексивно-аналитического мониторинга». На основе рефлексивных карт и базовой формулы SWOT-анализа обучающийся и куратор (наставник) от организации проводят оценку сильных и

слабых сторон (дефицитов) профессиональной деятельности в соответствии с профессиограммами и компетенциями, заложенными в профессиональном стандарте.

Анализируя личность и характер деятельности обучающихся (особенно лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, т.к. объективно наличие определенных дефицитов и реальных «угроз») с точки зрения профессиональной эффективности, важно не просто констатировать сильные и слабые аспекты профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [9]. Более значимым является анализ таких компонентов, как:

• Внутренние ресурсы и ограничители,

• Внешние ресурсы и ограничители,

• «Транспозиционные механизмы»: предупреждающие факторы (те сильные стороны, которые можно актуализировать во внутренней среде, чтобы предотвратить деструктивные угрозы) и компенсирующие действия (те внешние возможности, привлекая или имея которые, можно компенсировать слабости и недостатки субъективного характера).

В системе профильного наставничества играет важную роль достаточно распространенный в профессиональном обучении цикл формирования компетенции [5; 23]: неосознанная некомпетентность - осознанная некомпетентность - осознанная компетентность - неосознанная компетентность. Особое внимание в индивидуальном профессиональном консультировании уделяется первым двум стадиям.

Неосознанная некомпетентность характерна для обучающегося, который не рефлексирует недостаточность или отсутствие каких-либо навыков или присутствие «вредоносных агентов, снижающих качество деятельности (наличие слов-паразитов, демонстрация негативных или неприемлемых в данных социальных контекстах, моделей поведения). Чаще всего это связано с отсутствием ситуаций, которые актуализировали бы дефицит той или иной компетенции или неуместность и деструктивность каких-либо действий. Осознанная некомпетентность - важнейший из этапов деятельностного развития человека в любом контексте, в том числе и в профессиональном плане - понимание и принятие того, что имеющийся арсенал собственных представлений, навыков и способов действия не достаточен для решения актуальных задач и что привычные формы поведения и реагирования препятствуют эффективной профессиональной деятельности и конструктивному взаимодействию с партнерами [3].

Традиционно в системе содействия трудоустройству выпускников особое место отводилось «Маршрутному листу трудоустройства», ориентированному на функции статистического учета предложенных вакансий, фиксации текущего состояния занятости, регистрации основных мероприятий, связанных с трудоустройством. Разработанная коллективом Мининского университета индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» является непосредственным компонентом программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения и отличается рядом концептуальных и функциональных особенностей.

1. Согласуется с концепцией непрерывной профессионализации выпускников, что позволяет сопровождать их не только на этапе прихода в профессию, но и закрепления в ней.

2. Имеет универсальный дизайн и содержание, которые ориентированы на содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников вуза, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

3. Выступает технологическим ресурсом психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе при решении задач содействия трудоустройству.

4. Позволяет уточнить индивидуальный профессиональный профиль обучающихся на этапе профессионального ориентирования в вузе и при необходимости скорректировать карьерную линию.

5. Имеет место рефлексивный характер содержательного контента карьерного маршрутизатора: возможность выделить критерии эффективности и успешности личностного роста, определить сильные и слабые личностные характеристики и ценности.

Индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» включает в себя непосредственно личные данные и 4 блока, которые вначале обучающийся заполняет, непосредственно обучаясь в вузе, а затем продолжает уже в статусе выпускника. Первый блок включает три раздела:

Первый блок «Профессиональный профиль личности» включает три раздела:

1.1. Мои сильные и слабые стороны

Мои сильные стороны +/- Мои слабые стороны +/-

Ответственность Невнимательность

Умение работать в команде Неусидчивость

Исполнительность В спыльчивость

Честность Суетливость

Пунктуальность Неустойчивость к стрессу

Умение принимать решения Неуверенность в себе

Вежливость Излишняя эмоциональность

Умение организовывать людей Застревание на мелочах

Быстрая обучаемость Скорость мышления

Иное: Иное:

1.2. Профессиограмма

Традиционно под профессиограммой понимается структурированное описание профессии, раскрывающее содержание деятельности специалиста в данной области, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества личности и т.д. В структуре профессиограммы выпускника целесообразно выделить:

1. Общие сведения о профессии в соответствии с направлением и профилем обучения.

2. Предмет и продукт труда.

3. Профессиональная подготовка.

4. Требования профессии к человеку.

5. Доминирующие виды деятельности и характеристика межличностного взаимодействия.

Особое внимание уделяется требованиям профессии к человеку, основным видам деятельности и нюансам межличностного взаимодействия. Профессиональные требования к выпускнику педагогического вуза условно можно разделить на три взаимосвязанные подгруппы:

1. Качества личности (общегражданские, мотивационные, духовно-нравственные, физические, интеллектуальные, деловые и организационно-волевые качества, социальные и общекультурные).

2. Способности, определяющие специфику педагогической деятельности (гностические, организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, проектировочные, конструктивные, рефлексивные, научно-познавательные).

3. Специальные знания, умения, навыки по предмету (специальности), определяемые ФГОС ВО и соотносящиеся с профессиональным стандартом педагога [2].

1.3. Моя стратегия личностно-профессиональногоразвития

Данный раздел занимает особое место в программе карьерной маршрутизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Предусматривается создание условий для эффективного формирования профессиональной конкурентоспособности, которая включает в себя всестороннюю готовность к компетентной реализации трудовых действий, планированию и целенаправленному достижению результатов посредством рационального и эффективного использования личностных ресурсов, конструктивного раскрытия интеллектуального и творческого потенциала [18]. Также здесь прорабатываются показатели, критерии и индикаторы профессионального и личностного роста, персональные притязания, расстановка приоритетов и стратегическое планирование карьерной линии.

Второй блок «Погружение в профессиональное пространство» включает:

2.1. Перечень клинических баз практик (по курсам)

Указываются названия дисциплин (модулей) профориентационного и профессионально-адаптационного содержания (со ссылкой на доступ к этим ресурсам). Для каждого этапа обучения (по курсам, семестрам/триместрам) подбираются базы практик, указываются координаты куратора (наставника/ассистента). Составляется схема рефлексивного анализа и оценки эффективности профессионализации на разных этапах погружения в практическую деятельность по выбранному направлению и профилю подготовки.

В пункте 2.2. «Перечень мероприятий» прописываются планируемые события с их подробной детализацией:

№ п/п Мероприятие Направление деятельности (предметное/ исследовательское/ творческое/ социальное/ др.) Место проведения Сроки Форма отчёта

2.3. Дополнительное образование (по курсам)

В данном пункте программируются варианты приобретения дополнительных профессиональных компетенций, повышения квалификаций и специализации, с поэтапным планированием обучения по курсам (семестрам/триместрам).

2.4. Навигация в профессии

Данный пункт включает навигацию и методические рекомендации по работе в сервисе «Электронное портфолио». Также предусмотрен редуктивно-проспективный самоанализ следующих позиций:

- Электронное портфолио (ссылка)...

- Мои конкурентные преимущества...

- Мои ценности...

- Мои стандарты.

- Мои проекты.

- Стратегии продвижения профессионального имиджа.

- Полезные контакты.

Здесь же фиксируются и обновляются заявки на освоение адаптационных модулей или курсов.

Третий блок «Интеграция в профессию» содержательно наполнен следующим образом:

- Навигация и методические рекомендации по работе в электронном сервисе «Постдипломное сопровождения».

- Координаты наставников от вуза и от организации, а также схема взаимодействия с ними.

Четвертый блок «Ассоциация выпускников» отражает персональное участие обучающегося в мероприятиях ассоциации и в её деятельности, своеобразным «знаковым» этапом маршрутизации становится вступление в ассоциацию и получение членского билета.

Обсуждение и заключения

Анализ существующих проблем содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения позволил констатировать отсутствие системного подхода в решении большого круга вопросов как в системе инклюзивного высшего образования, так и в последующей трудовой деятельности [22]. Определенно обнаруживается отсутствие проработанности вопросов довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что приводит к неосознанному выбору профессии и/или невозможности в ней профессионально состояться [12; 15]. Поэтому весьма актуально рассматривать процесс непрерывной профессионализации, начиная с этапа профориентации абитуриентов. При этом, как показывают исследования, профориентационная работа неверно ассоциируется только с этапом выбора профессии при поступлении в вуз. Незадействованным ресурсом остается профориентация обучающихся вуза, целью которой является своевременное погружение в профессиональное пространство, понимание трудовых действий и профессиональная мотивация.

Карьерная маршрутизация рассматривается как важнейший элемент процесса профессионально-личностного развития выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Разработанная индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» позволяет решать персонифицированные задачи сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и одновременно с этим транслировать позитивные эффекты профессиональной культуры в контексте профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и профессиональных отношений [11]. Действенным аргументом выступает возможность рационального трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с большой вероятностью опережающего включения в трудовую деятельность обучающихся вуза. Представленная модель инструментального сопровождения процесса содействия трудоустройству лиц с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников вуза расширяет возможности построения осознанной карьерной траектории молодого специалиста, рационального трудоустройства, эффективной адаптации в коллективе на новом рабочем месте, закрепления в профессии и стимулирования профессионально-творческой активности.

Хотелось бы подчеркнуть, что в контексте комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ни профориентация обучающихся, ни трудоустройство выпускников не могут выступать их самоцелью и финальной точкой процесса содействия профессионально-личностному развитию. Однозначно необходимо актуализировать организационное и содержательное наполнение постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Под постдипломным сопровождением понимается совокупность целенаправленных комплексных мер, предполагающих сотрудничество педагогов-наставников с молодым специалистом [6] для обеспечения успешного входа в профессию, эффективной реализации педагогической деятельности, адаптации к профессиональной среде и преодоления кризисов и барьеров, возникающих в процессе реализации профессиональной деятельности при переходе к формированию собственной карьерный линии.

Список использованных источников

1. Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для преподавателей ВПО. М.: МГППУ, 2013. 43 с.

2. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin), 2012. Вып. 2 (117). С. 83-89.

3. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А. К вопросу о критериях сформированности компетенций // Образование и наука. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-sformirovan-nosti-kompetentsiy (дата обращения: 29.05.2018).

4. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. №2(4). С. 46-53.

5. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53. С.17-23.

6. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., Фильченкова И.Ф. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога// Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 2.

7. Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 51-62.

8. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего

образования, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 11.

9. Кудрявцев В.А. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 3.

10. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Опыт реализации проекта «Клинические базы практик» в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования 2015. №4. С. 78.

11. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Карпушкина Н.В. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 30-37.

12. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.

13. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / под ред. О.А. Козыревой. Красноярск, 2015. 93 с.

14. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень №2. 2017. URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php7id-247 (дата обращения: 13.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Петров Д.А., Самсонова Н.В. Взаимодействие вуза и школы в формировании профессионально-личностных ресурсов для инклюзивного образования // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 105-108.

16. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 18 ноября 2016г.) / сост. В.Д. Байрамов, Н.А. Ореховская. М., 2016. 847 с.

17. Смолин О.Н. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство: интервью с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Смолиным Олегом Николаевичем // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, №1. С. 7-9.

18. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 18.05.2018).

19. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.

20. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга

деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н.Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.

21. Equal Opportunities in Higher Education for Students with Disabilities: Examples of Good Practice / Editors Hurst A., Tunan A. Ljubljana: Faculty of Economics University of Ljubljana. 2007. 56 p. Available at: http://www.bon.uw.edu.pl/en/misarn_publications/equal_opportunities.pdf (accessed: 15.01.2014).

22. Ferdman B.M. Paradoxes of Inclusion: Understanding and Managing the Tensions of Diversity and Multiculturalism // The Journal of Applied Behavioral Science. 2017. Vol. 53, no. 2. Pp. 235-263.

23. Gordon T., & Burch N. TET: Teacher Effectiveness Training. New York, Three Rivers Press, 2003. 343 p.

24. Morina A., Dolores C.-V. M., Molina V. What if we could imagine the ideal faculty? Proposals for improvement by university students with disabilities // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 52. Pp. 91-98. D0I:10.1016/j.tate.2015.09.008 11.

25. O'Rourke J. Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 5. Pp. 530-546.

26. O'Connor B., Power D., Watson R. and Hartley J. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions (accessed: 16.05.2018).

27. Sukhai Mahadeo A., Mohler Chelsea E. Faculty supervision of students with disabilities in the sciences // In Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press. 2017. Pp. 163-174. D0I:10.1016/ B978-0-12-804037-9.00014-0

28. The social inclusion agenda // Social Inclusion. Available at: http://pandora.nla.gov. au/pan/142909/20130920-1300/www.socialinclusion. gov.au/index.html (accessed: 15.05.2018).

29. Wilson B. Social inclusion: Universities and regional development // Journal of Adult and Continuing Education. 2011. Vol. 17, no. 1. Pp. 98-114.

30. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring. Finnmark University College, Alta, 2010.

References

1. Ajsmontas B.B., Bystrova I.V. Methodical recommendations for teaching students with disabilities: a manual for teachers of HPE. Moscow, MGPPU Publ., 2013. 43 p. (in Russian).

2. Bekuzarova N.V., Ermolovich E.V. Professional portrait of the graduate in the field of preparation "Pedagogical education" with the qualification (degree) "Bachelor". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (TSPU Bulletin), 2012, vol. 2(117), pp. 83-89 (in Russian).

3. Vorsina E.V., Snigireva T.A. On the question of the criteria for the formation of competences. Obrazovanie i nauka, 2012, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-sformirovan-nosti-kompetentsiy (accessed: 29.05.2018). (in Russian).

4. Gerasimov A.V. Methodological aspects of managing inclusive education in higher education institutions. Vestnik RGGU. Seriya «EHkonomika. Upravlenie. Pravo», 2016, no. 2(4), pp. 4653 (in Russian).

5. Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V. Problems and foreign experience of the technology of mentoring in the professional development of the teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 53, pp. 17-23 (in Russian).

6. Ilaltdinova E.YU., Frolova S.V., Fil'chenkova I.F. Peculiarities of the organization of postgraduate support of graduates of the targeted training program in the context of supporting the life cycle of the teacher's profession. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 3(20), p. 2 (in Russian).

7. Karpushkina N.V., Ol'hina E.A. Analysis of models of support for inclusive higher education in Western Europe. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4, pp. 51-62 (in Russian).

8. Kashtanova S.N. On Some Problems and Trends in the Development of Higher Educational Institutions and Regional Resource Centers for Higher Education, Training Persons with Disabilities and Disabilities. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 3(20), p. 11 (in Russian).

9. Kudryavcev V.A. Terminological field of the concept of "barrier-free didactics" in the system of inclusive higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 2(19), p. 3 (in Russian).

10. Kudryavcev V.A., Kashtanova S.N. Experience in implementing the project "Clinical Practical Basis" in the Pedagogical University. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 4, p. 78 (in Russian).

11. Kudryavcev V.A., Kashtanova S.N., Ol'hina E.A., Medvedeva E.YU., Karpushkina N.V. Culture of inclusion as a strategic landmark in building a society of equal opportunities. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod: sbornik statej. Pod red. V.V. Rubcova. Moscow, MGPPU Publ., 2018. Pp. 30-37 (in Russian).

12. Medvedeva E.YU., Ol'hina E.A. The role of pre-university training in the system of inclusive higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 1 (in Russian).

13. Methodological recommendations for teaching students with disabilities and students with disabilities: a textbook. Ed. OA Kozyrevoy. Krasnoyarsk, 2015. 93 p. (in Russian).

14. Official site of the regional public organization of the disabled "Perspective". Obrazovanie dlya vsekh: informacionnyj byulleten', 2017, no. 2. Available at: URL: http: //www.perspektiva-inva.ry/index.php? Id-247 (accessed: 13.05.2018) (in Russian).

15. Petrov D.A., Samsonova N.V. Interaction between the university and the school in the formation of professional and personal resources for inclusive education. Vysshee obrazovanie dlya invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy reshenij: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po obsuzhdeniyu itogov monitoringa deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya i regional'nyh resursnyh centrov vysshego obrazovaniya po obucheniyu invalidov. N. Novgorod, The University of Minin Publ., 2017. Pp. 105-108 (in Russian).

16. Professional orientation of disabled people and persons with disabilities in the system of multilevel education: organizational and methodological aspects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, November 18, 2016). Eds. V.D. Bayramov, N.A. Orekhovskaya. Moscow, 2016. 847 p. (in Russian).

17. Smolin O.N. Students with disabilities: status, education, employment: interview with First Deputy Chairman of the State Duma Committee on Education and Science Smolin Oleg Nikolaevich. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2017, vol. 22, no. 1, pp. 7-9 (in Russian).

18. Starovojt N.V. Inclusive culture of the educational organization: approaches to understanding and formation. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, vol. 8, pp. 3135. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (accessed: 18.05.2018) (in Russian).

19. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Leonenko N.O., Krasnopevceva T.F., Kashtanova S.N. Resource Training and Methodological Center for the Training of People with Disabilities: Experience of Activity and Directions of Development. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 1 (in Russian).

20. Fil'chenkova I.F. Criterial Evaluation of the Activity of Regional Resource Centers for Higher Education in the Education of Persons with Disabilities. Vysshee obrazovanie dlya invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy reshenij: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po obsuzhdeniyu itogov monitoringa deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya i regional'nyh resursnyh centrov vysshego obrazovaniya po obucheniyu invalidov (12-13 sentyabrya 2017 g., g. Nizhnij Novgorod). N.Novgorod, Mininsky University Publ., 2017. Pp. 124-137 (in Russian).

21. Equal Opportunities in Higher Education for Students with Disabilities: Examples of Good Practice. Editors Hurst A., Tunan A. Ljubljana: Faculty of Economics University of Ljubljana. 2007. 56 p. Available at: http://www.bon.uw.edu.pl/en/misarn_publications/equal_opportunities.pdf (accessed: 15.01.2014).

22. Ferdman B.M. Paradoxes of Inclusion: Understanding and Managing the Tensions of Diversity and Multiculturalism. The Journal of Applied Behavioral Science, 2017, vol. 53, no. 2, pp. 235263.

23. Gordon T., & Burch N. TET: Teacher Effectiveness Training. New York, Three Rivers Press, 2003. 343 p.

24. Morina A., Dolores C.-V. M., Molina V. What if we could imagine the ideal faculty? Proposals for improvement by university students with disabilities. Teaching and Teacher Education, 2015, vol. 52, pp. 91-98. DOI:10.1016/j.tate.2015.09.008 11.

25. O'Rourke J. Inclusive Schooling: if it's so good - why is it so hard to sell? International Journal of Inclusive Education, 2015, vol. 19, no. 5, pp. 530-546.

26. O'Connor B., Power D., Watson R. and Hartley J. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions (accessed: 16.05.2018).

27. Sukhai Mahadeo A., Mohler Chelsea E. Faculty supervision of students with disabilities in the sciences. In Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press., 2017. Pp. 163-174. DOI:10.1016/ B978-0-12-804037-9.00014-0

28. The social inclusion agenda. Social Inclusion. Available at: http://pandora.nla.gov. au/pan/142909/20130920-1300/www.socialinclusion. gov.au/index.html (accessed: 15.05.2018).

29. Wilson B. Social inclusion: Universities and regional development. Journal of Adult and Continuing Education, 2011, vol. 17, no. 1, pp. 98-114.

30. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring. Finnmark University College, Alta, 2010.

© Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А., 2018

Информация об авторах

Каштанова Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kaslana@yandex. ru

Кудрявцев Владимир Александрович - кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

Information about authors Kashtanova Svetlana Nikolaevna - PhD in psychology, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Kudryavtsev Vladimir Aleksandrovich - PhD in psychology, associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Вклад соавторов

Каштанова Светлана Николаевна - анализ мониторинговых данных и аналитических материалов по трудоустройству и постдипломному сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, описание основных проблем состояния трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обобщение опыта проведения мероприятий по линии РУМЦ Мининского университета, разработка индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор».

Кудрявцев Владимир Александрович - анализ программ вузов по содействию трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, описание наблюдений за актуальными практиками опережающего трудоустройства выпускников, обобщение опыта проведения мероприятий по линии РУМЦ Мининского университета, разработка концепции карьерной маршрутизации.

Contribution of co-authors Kashtanova Svetlana Nikolaevna - analysis of the monitoring data and analyses on employment and graduate support to persons with special needs and disabilities, a description of the main problems of the state of employment and graduate support graduates with special needs and disabilities, generalization of experience in organizing events through ROOMS Miniscule University, the development of individual cards of a "carrier router".

Kudryavtsev Vladimir Aleksandrovich - analysis programs of universities on employment and graduate support of graduates with disabilities and disability, a description of the observations of the actual practices of priority employment of graduates, summarizing the experience of events through ROOMS Miniscule University, the development of the concept of career route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.