педагогические Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Госельбах Ольга Игоревна и другие
науки К ВОПРОСУ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ЛИЦ...
УДК 378
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0001
К ВОПРОСУ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2019
Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональное образование и управление образовательными системами» Казначеева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии менеджмента» Госельбах Ольга Игоревна, студент Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье авторы указывают на то, что в последнее время произошли значительные перемены в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья. Авторы подчеркивают, что профо-риентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Система профориентации детей-инвалидов в России находится на стадии становления. Под профориентационной работой авторы понимают работу с детьми, которая позволяет расширить их кругозор, помогает им социализироваться в обществе, развивает интерес к собственным возможностям, а также формирует оптимистическое отношение к своему будущему с учетом своих ограничений. Выделены особенности профориента-ционной работы с детьми и подростками с ОВЗ. В статье представлена статистика по приему на программы высшего профессионального обучения лиц с ОВЗ за последние три года. Представлены принципы организации и реализации системы мероприятий профориентационной работы в Мининском университете. Авторы представляют профори-ентационные мероприятия для лиц с ОВЗ, проводимые Мининским университетом, а также количество участников этих мероприятий. Авторы акцентируют внимание на том, эффективная профессиональная траектория детей с ОВЗ может выстроиться при реализации принципа непрерывности образования; при проведении работы по следующим направлениям профориентации с родителями (социально-педагогическое, социально-психологическое, информационно-методическое, социально-медицинское); при создании центра, который будет выступать координатором по профориентации и подготовке выпускников коррекционных школ к поступлению в различные образовательные учреждения.
Ключевые слова: профориентация, принципы профориентации, лица с ограниченными возможностями здоровья, профориентационные мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, высшее учебное заведение.
TO THE QUESTION OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AMONG DISABLED PEOPLE
© 2019
Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of Innovative Technology Management Goselbah Olga Igorevna, student Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article, the authors point that recently there have been significant changes in the training of disabled people. The authors underline that vocational guidance training is one of the most important means of integrating disabled children into society. The vocational guidance system for disabled children is in its infancy in Russia. By vocational guidance training, the authors understand work with children, which allows them to broaden their horizons, helps them socialize in society, develops an interest in their own capabilities, and also forms an optimistic attitude towards their future, taking into account their limitations. The features of vocational guidance training with disabled children and teenagers are highlighted. In the article there is statistics on admission to a higher professional education programs for disabled people over the past three years. Principles of organization and realization of a system of vocational guidance training activities at the Minin University are presented in the article. The authors present vocational guidance training events for disabled people are conducted by the Minin University, as well as the number of participants in these events. The authors emphasize that the effective professional trajectory of disabled children can be built with the realisation of the principle of continuity of education; with conducting work in the following directions of vocational guidance with parents (socio-pedagogical, socio-psychological, information-methodical, socio-medical); with creating a center that will act as a coordinator for vocational guidance and preparation of graduates of correctional schools for admission to different educational institutions.
Keywords: vocational guidance, principles of vocational guidance, disabled people, vocational guidance activities for disabled people, institution of higher education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- и инвалидов, а именно растёт количество учреждений, ными научными и практическими задачами. Динамика занимающихся образованием инвалидов; открывают-социальных и научно-технических процессов в жизни ся специализированные институты; расширяются про-общества вносит существенные изменения и коррективы фили трудового обучения и направлений подготовки во все области человеческой деятельности. Решающее лиц, имеющих различные нарушения здоровья. Перед влияние она оказывает на обновление системы обще- выпускниками, как общеобразовательных, так и специ-го, профессионального образования и профессиональ- альных (коррекционных) школ, стоит жизненно важный ной подготовки кадров. Вырос уровень требований к выбор будущей профессии, от которого зависит успеш-специалисту, его теоретической подготовке, знаниям и ное построение карьеры в будущем [1-8]. профессиональным умениям. Изменились возможно- Создание социально-образовательных условий для сти и условия получения профессионального образова- лиц с ограниченными возможностями здоровья и инва-ния у лиц, имеющих различные ограничения здоровья лидов является предметом заботы государства, что на_шло отражение в Федеральном законе «Об образовании
Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)
Bystrova Natalia Vasilyevna,Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Goselbah Olga Igorevna and others TO THE QUESTION OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AMONG ...
pedagogical sciences
в Российской Федерации», так как в нём декларируется доступность образования для всех детей без исключения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Одним из эффективных механизмов социализации и правовой защищённости таких детей, является обеспечение равных возможностей для них в получении ими профессионального образования. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года закрепил обеспечение государством права инвалидов на получение среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [9-14].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Система профориентации детей-инвалидов в нашей стране находится на стадии становления. До недавнего времени основными путями получения профессии для них были учебные заведения профессионального образования системы социальной защиты, лечебно-трудовые мастерские при психоневрологических диспансерах и интернатах, а также непосредственно на рабочем месте.
Разрушение системы профессионально-технического и дополнительного образования в 90-е годы прошлого столетия и переход на новые образовательные стандарты еще более затрудняют развитие этой системы. Специальные заведения не могут в полной мере удовлетворить потребности данного контингента в профессиональной подготовке. Если раньше профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось в основном в форме сегрегации в рамках изолированных специальных профессиональных заведений, то сегодня намечается отход от этой тенденции в противоположную сторону, в частности, в сторону инклюзии.
Вопросом профессионального самоопределения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди них можно выделить Н.А. Богдан, Дж. Брунер, Ш. Бюлер, Р. Ван дер Веер, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон. Вопрос профориентации обучающихся с ОВЗ рассматривался в работах Г.М. Андреева, С.В. Алехиной, В.И. Карандашева, А.Г. Литвак и др.
Д.Ф. Романенкова и Н.А. Романович под профори-ентационной помощью инвалидам понимают «способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном самоопределении, должна быть выстроена в соответствии с их психофизиологическими особенностями личности, а выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным» [15, С.111].
Диссертационные исследования С.В. Телешевой, Н.А. Романович, М.Н. Цыганковой и другие посвящены исследованию психолого-педагогических условий обеспечивающих формирование готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению.
Н.С. Пряжников выделяет следующие особенности профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ:
- формирование оптимистического отношения к своему будущему;
- учет своих реальных ограничений, формирование реальной самооценки;
- исключительно доброе отношение, недопустимость любых проявлений пренебрежения, равнодушия и даже усталости;
- в работе с этими подростками можно обозначить такую перспективу профессионального развития, когда физические недостатки могут рассматриваться как условие для духовного роста и невиданного творчества, поскольку немалая часть этих ребят видит мир иначе, чем обычные дети.
Многие ученые считают, что из-за ограничений в познании окружающего мира у подростков с ОВЗ недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности, поэтому одной из важных задач профессиональной ориентации является формирование у них профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Подростки должны четко оценивать свои потенциальные возможности в профессиональной сфере [16-21].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях вуза. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить степень разработки вопроса профориента-ционной деятельности среди лиц с ОВЗ;
определить направления, обеспечивающие эффективность профориентационной деятельности среди лиц с ОВЗ;
- раскрыть особенности профориентации в Мининском университете.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Профориентация - одна из наиболее важных задач развития и социализации человека, она призвана расширить его кругозор, стимулировать его потребности к социально значимому труду и развить интерес к собственным возможностям. Получение профессионального образования для детей-инвалидов является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни.
Для того, чтобы выпускник школы, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов [22-29].
Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2019 г. общая численность инвалидов всех групп в России составляла 11 947 тыс. человек. На 1000 человек приходится 81,4 инвалида [30]. Прием на программы высшего профессионального обучения лиц с ОВЗ за последние три года выглядит следующим образом (рис.1).
Рисунок 1 - Прием на программы высшего профессионального обучения лиц с ОВЗ, чел. [17]
Как видно из диаграммы прием студентов с ОВЗ растет каждый год. В 2018-2019 учебном году их количество выросло на 606 человек по сравнению с 2017-2018 учебным годом и на 1400 человек по сравнению с 20162017 учебным годом.
Мининский университет в организации и реализации системы мероприятий профориентационной работы с абитуриентами с ограниченными возможностями здоро-
педагогические науки
Быстрова Наталья Васильевна, Казначеева Светлана Николаевна, Госельбах Ольга Игоревна и другие К ВОПРОСУ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ЛИЦ...
вья опираться на систему принципов:
- принцип диалектической связи образования, воспитания, развития, реабилитации и абилитации;
- принцип связи профориентации с потребностями рынка труда и готовностью работодателей предоставлять рабочие места для инвалидов;
- принцип системности профессиональной деятельности;
- принцип преемственности мероприятий на всех уровнях профориентационной работы в образовательных организациях общего, среднего и высшего образования;
- принцип индивидуального подхода в работе с учащимися/абитуриентами, позволяющий определять профессиональную траекторию с учётом индивидуальных психофизических особенностей личности с инвалидностью и ОВЗ;
- принцип комплексности в выборе и реализации различных форм и методов профориентационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- принцип непрерывности профориентационной деятельности на всех уровнях образования.
На базе Мининского университета работает ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, целью которого является накопление и разработка технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования в России, в части организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов.
За 2018 и 2019 годы были проведены следующие мероприятия на базе Мининского университета:
- «Твой выбор-твое будущее» (Интеллектуальная-гостинная);
- вебинар «Приемы эффективного взаимодействия сотрудников вуза с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью в рамках приемной кампании»;
- «Учебный стартап 2018: выбор профессионального пути!»;
- профессиональный марафон «Открытое пространство инклюзивного вуза»;
- благотворительная акция «Цветы добра»;
- фотоконкурс «Без границ»;
- Профессиональный маршрут (профориентация).
В данных профориентационных мероприятиях приняли участие различные школы г.Н.Новгорода и Нижегородской области (МКОУ «Школа-интернат № 65», МКОУ «Школа-интернат №2», МОУ «Средняя общеообразовательная школа с углублением отдельных предметов №24» и др.), профессиональные училища и колледжи (Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов, ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», ГАПОУ «Самарский Металлургический Колледж» и др.), а также учреждения высшего профессионального образования (НГПУ им. Козьмы Минина, НГЛУ им. Добролюбова, НГТУ им Алексеева, ДзерРАНХИГС, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и др.). На рисунке 2 представлено число участников проведенных мероприятий.
Цель мероприятия «Твой выбор - твое будущее» -создание условий для осознанного выбора старшеклассниками с ОВЗ и инвалидностью. Участников мероприятия знакомили с потенциальными возможностями современного инклюзивного вуза, формировали адекватные профессиональные представления.
На вебинаре «Приемы эффективного взаимодействия сотрудников вуза с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью в рамках приемной кампании» обсуждались следующие вопросы:
- выбор образовательной программы абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью: проблемы и поиск рациональных решений;
- технологии построения эффективной межличностной коммуникации в инклюзивном пространстве приемной кампании;
- особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью.
Рисунок 2 - Количество участников мероприятий, чел. (составлено авторами)
На мероприятии «Учебный стартап 2018: выбор профессионального пути!» обсуждались проблемы непрерывной профессионализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе «школа-вуз-предприятие (организация)». Участники познакомились с содержанием профориентационной работы в инклюзивном вузе, её эффективными технологическими решениями.
В мае 2019 года на базе университета был проведен вебинар по вопросам реализации высшего инклюзивного образования «Приоритетные направления профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: синтез теории и практики». В данном мероприятии приняли 36 представителей из разных университетов, находящиеся на территории Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Мордовия, Пермского края.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В работе авторы рассмотрели значение профориентационной деятельности для лиц с ОВЗ. Для детей-инвалидов получение образования является фактором их успешной социализации. Неадекватная оценка своих возможностей, отсутствие полной информации о специальностях, отсутствие возможности получить консультацию и помощь в планировании своей профессиональной карьеры - это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкиваются эти дети. Мы полагаем, что грамотно организованная про-фориентационная работа поможет профессиональному определению детей-инвалидов в соответствии с их интересами, способностями и, самое главное, медицинскими показаниями.
Мы акцентируем внимание на том, эффективная профессиональная траектория детей с ОВЗ может выстроиться:
- во-первых, при реализации принципа непрерывности образования, который позволяет создать систему «детский сад - школа - среднее профессиональное образование - ВУЗ»;
- во-вторых, при проведении работы по следующим направлениям профориентации с родителями: социально-педагогическое; социально-психологическое; информационно-методическое; социально-медицинское;
- в-третьих, при создании центра, который будет выступать координатором по профориентации и подготовке выпускников коррекционных школ к поступлению в различные образовательные учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Уханов А.Ф., Плотникова Е.Е. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 25-27.
2. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)
9
Bystrova Natalia Vasilyevna,Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, Goselbah Olga Igorevna and others TO THE QUESTION OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AMONG ...
pedagogical sciences
3. Панина С.В. Управление профориентационной работой в об-щеразовательной организации в условиях ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 147-151.
4. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.
5. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.
6. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.
7. Перова Т.В. Направления взаимодействия вузов и работодателей в процессе профессионального самоопределения школьников //В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация сборник трудов XVIIIМеждународной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 275-277.
8. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.
9. Воеводина Е.В. Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 2 (17). С. 9-14.
10. Сабанов З.М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 293-296.
11. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Проблемы профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9. С. 56-71.
12. Сабанов З.М. Особенности организации дистанционного обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 374-3 77.
13. Шевченко Н.В. Особенности трудоустройства инвалидов в России//XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 318-320.
14. Муллер О.Ю. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 173-176.
15. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // ИСОМ. 2013. №4. URL: https://cyberlemnka.rn/articleM/ professionalnaya-orientatsiya-abiturientov-invalidov-i-abiturientov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-neobhodimoe (дата обращения: 27.05.2019).
16. Афанасьева Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proforientatsionnaya-rabota-s-detmi-i-podrostkami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 28.05.2019).
17. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е. Исследование предпочтений абитуриентами маркетинговых коммуникационных инструментов при проведении профориентационной работы в вузе // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 69-72.
18. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Урбанова А.М. Исследование практики применения методов маркетинговых коммуникаций вуза при привлечении абитуриентов // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 2.
19. Груздева М.Л., Груздева К.Е. Профориентационный сайт как инструмент профессионального самоопределения учащихся // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 1. С. 71-76.
20. Прохорова М.П., Булганина С.В. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 48-56.
21. Шкунова А.А., Булганина С.В. Менеджмент - маркетинг: организация профориентационной работы // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 165-167.
22. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Томск, 2010. -184 с.
23. Любавина Н.В. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 84-86.
24. Логинова Е.В. Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья //Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 79-89.
25. Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Бочковская И.А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных
организациях субъектов Российской Федерации / Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. -М.: МГППУ, 2015. С. 168-174.
26. Мантрова М.С., Степаненко Н.А. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здороья как основной элемент современного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-171.
27. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 78-81.
28. Туран Н.К. Особенности самооценки подростков с ограниченными возможноостями с разными уровнем соматического дизонтоге-неза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 347-352.
29. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
30. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. М., 2015. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/ (дата обращения: 27.05.2019).
Статья поступила в редакцию 01.05.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019