DOI: 10.12731/2218-7405-2018-9-56-71 УДК 378.14
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А.
Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность профессионального обучения.
Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе профессионального самоопределения у инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют методы педагогического и психологического исследований, принципы профессионально-педагогического образования, а также проектный, компетентностный и системный подходы к организации процесса обучения лиц с ОВЗ.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что определено, что инвалиды и лица с ОВЗ нуждаются в специальной образовательной поддержке, выражающейся в погружении в общую образовательную среду, предполагающую отсутствие барьеров и препятствий для их полноценной деятельности, с возможным включением различных форм специального образования. Одним из приоритетов государственной политики в социальной сфере является повышение доступности профессионального образования для инвалидов. Материалы статьи могут быть адаптированы ко всем уровням профессиональной подготовки по различным направлениям и специальностям.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование; профессиональное образование; лица с ограниченными возможностями здоровья; доступная среда; обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES
Bystrova N.V., Konjeva E.A., Tsyplakova S.A.
Purpose. The relevance of the article is determined by the presence of a significant number of children with disabilities andpersons with disabilities in the Russian Federation, as well as the need to develop and implement new educational approaches and educational technologies that increase the effectiveness of vocational training. The purpose of the article is to analyze the problems arising in the process of professional self-determination among people with disabilities and people with disabilities.
Methodology. The basis of the research is formed by the methods of pedagogical and psychological research, the principles of professional and pedagogical education, as well as design, competence and systemic approaches to the organization of the process of teaching people with disabilities.
Results. The results of the work consist in the fact that it is determined that people with disabilities and people with disabilities need special educational support, which is expressed in immersion in the general educational environment, which implies the absence of barriers and obstacles to their full activity, with the possible inclusion of various forms of special education. One of the priorities of state policy in the social sphere is to increase the availability of vocational education for people with disabilities. The materials of the article can be adapted to all levels ofprofessional training in various fields and specialties.
Practical implications. The results of the study can be applied in the field of vocational education.
Keywords: inclusion; inclusive education; vocational education; personal life; integration; accessible environment; students with special educational needs.
В Российской Федерации одной из социальных проблем, является разработка и реализация мер государственной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы социальной поддержки, создания условий для их обучения и развития отражены в ряде нормативно-правовых актов федерального уровня, которые ориентированы на смягчение практик неравенства, повышение доступности форм и видов образования для людей различных групп общества.
Одной из приоритетных задач современного образования выступает создание оптимальных условий для успешного социального развития ребенка, его социальной адаптации, независимо от его уровня психофизического развития.
Российское законодательство - прежде всего Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №°273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года предусмотрено развитие инклюзивного образования, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми [1, 5, 11, 14]. Однако дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий.
Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе профессионального самоопределения у инвалидов и лиц с ОВЗ. Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность профессионального обучения.
Описание исследования
Проблема инвалидности имеет медицинский, психологический, социальный, образовательный аспекты. Изучением вопросов по теме исследования занимались отечественные дефектологи и психологи: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др. [14].
К детям-инвалидам, согласно законодательству РФ относятся несовершеннолетние граждане, имеющие стойкие нарушения функций организма в силу врожденных или приобретенных заболеваний и признанные в уставленном порядке бюро медико-социальной экспертизы инвалидами. В современном российском законодательстве об образовании, помимо термина «ребенок-инвалид» используется также понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья». К ним относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Указанные понятия частично перекрывают друг друга, но не тождественны.
В советское время была создана сеть учреждений здравоохранения, осуществлявших медико-социальное обслуживание детей-инвалидов. В современной России активно развиваются также и другие виды социальной помощи детям-инвалидам: психологическая, организационная и другая помощь. Крайне остро в современной России стоят вопросы получения профессионального образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы социально-профессиональной адаптации и поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, продолжают оставаться актуальными. Удовлетворение их базовых потребностей, улучшение качества их жизни - это проблема общества в целом, и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства [2, 4, 7, 8].
Для того чтобы работать с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, нужно знать их особенности психики, образовательные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований [13].
Первая проблема, возникающая у человека, имеющего инвалидность, особенно приобретенную - это адаптация к новым условиям. Переход человека в группу инвалидов, существенно изменяет его взаимоотношения с обществом, происходит переоценка ценностей, значительно меняется образ его жизни. Ограничение жизнедеятельности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике ребенка [15].
Одной из основных проблем инвалидов является здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывает инвалид. Нередко, наряду с заболеванием, ставшим причиной инвалидности, появляются новые хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы, обостряются старые.Родители, воспитывающие детей-инвалидов обеспокоены своим материальным положением, высокой стоимостью лекарственных средств. Нехватка средств у родителей порождает неуверенность в завтрашнем дне, что также оказывает негативное воздействие на здоровье и настроение детей [10].
На втором месте после проблем со здоровьем, для инвалидов, особенно ограниченных в передвижении стоит проблема одиночества, особенно остро переживаемая в подростковом возрасте. Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида[9].
Самочувствие инвалидов, в значительной мере зависит от сложившейся атмосферы в семье - доброжелательной или недоброжелательной. Меняется уклад их жизни, восприятие своего окружения и отношение к нездоровому ребенку. От атмосферы в доме, созданной взрослыми, зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка как личности, его адаптация в обществе [8].
Безусловно, наличие серьезных нарушений здоровья рано или поздно меняет его взгляды на мир, себя и других людей. Но зачастую искажения характера и поведения в худшую сторону происходят не из-за соматической болезни, приведшей к инвалидности. Причина кроется
в изменении отношения к нему окружающих, когда на первое место выходит факт нездоровья ребёнка и его ограниченные возможности, а не его личность, способности и потенциал. Особенно важна роль родителей - именно оттого, каким они видят своего ребенка, какие качества в нём воспитывают, а проявление каких пресекают, в большей степени и зависит то, каким человеком он вырастет в будущем.
Самым трудным для семьи является принятие ребенка таким, какой он есть. Особенно важна объективная оценка его состояния с целью создания наилучших условий для воспитания и всестороннего развития. Нередко ребенок ощущает свою неполноценность в большей мере из-за негативного настроения родителей или других членов семьи - именно в этом и заключается основная проблема социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями. Родители испытывают сильное чувство вины перед своим ребенком за то, что не смогли его обеспечить здоровьем с самого рождения (оградить от заболевания или несчастного случая в раннем детстве) [13].
Сильнее других вину за «неудавшегося» ребенка чувствуют родители, возлагавшие на него особенные надежды, которые «не оправдались». Чувство вины и безысходности, испытываемое взрослыми, вызывает ухудшение психологической атмосферы в доме, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Постоянные переживания, беспокойство за судьбу сына или дочери приводят к тому, что родители становятся более внимательны и придирчивы к его воспитанию и развитию. Установка на «тепличный» уход за ребенком - главное в такой семье: стремясь во всём удовлетворить его потребности и желания, мамы и папы превращаются в гиперо-пекающих, сверхисполнительных «сиделок». В то же время жизнь всей семьи выстраивается вокруг ребенка и его заболевания.
В этом случае с раннего детства ребенок растет эгоистом, таким «домашним тираном», уяснив себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам. Такие дети не владеют навыками самообслуживания и не выполняют даже то, что вполне способны делать самостоятельно. Эта модель называется «охранительным воспитанием»: дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремле-
ний в общении с другими, в овладении различными навыками. По сути, родители сами искусственно изолируют ребенка от общения с окружающим миром, оставляя его наедине с самими собой, его болезнью и врачами. В результате они тормозят развитие ребенка [8].
В противоположном случае речь идет о модели «равнодушного воспитания», когда вина приводит взрослых к эмоциональному отвержению ребенка- инвалида. Тогда проблемы развития просто игнорируются, мама и папа якобы не признают физического дефекта (недуга), не проявляют озабоченности. Ребенок же ощущает свою ненужность, отвергнутость родными и, в конце концов, одиночество. При этом он лучше адаптирован к непростым условиям жизни (без помощи взрослых узнает новое, многое делает самостоятельно), однако к родным и чужим людям он недоверчив и равнодушен.
Иногда родители сознательно преуменьшают патологию ребенка, считая, что так они помогают ему позитивно и оптимистично воспринимать себя и свои проблемы. Однако впоследствии, когда ребенок узнает и оценит свои возможности сам, он испытает тяжелейший стресс. Ведь реальность не будет соответствовать его уже сложившимся представлениям. В результате опять произойдет изоляция от социума, замкнутость и обострение чувства собственной неполноценности.
Таким образом, обе приведенные модели неэффективны и крайне вредны для воспитания ребенка. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в помощи. Но она не должна выражаться в постоянной жалости и ограждении от всевозможных, даже посильных трудностей. Помощь должна быть конструктивной. Родителям и педагогам нужно постоянно стимулировать активность таких детей, поощрять их желание самим делать что-то, познавать и развивать свои возможности, порой открывая совершенно новые стороны натуры. Чем меньше ребенок «зациклен» на собственном нездоровье, погружен в свои переживания и безрадостные перспективы, тем лучше. Часто забота о других помогает детям почувствовать свои силы, свою значимость [16].
Не следует подчеркивать физические недостатки ребенка, говоря о его достижениях. Как правило, многие дети не обращают внимания
на те, или иные сложности со здоровьем, инвалидами их делают напоминания о том, что им следует вести себя осторожно, не так, как все.
В жизни здоровые дети быстро привыкают к облику «особенных» ребят при их адекватном поведении в группе: например, если ребенок не прячется пугливо в углу, а общается со сверстниками. Напоминает о некоторых трудностях не сам дефект, а отношение к нему окружающих, как правило, взрослых людей [3].
Когда взрослые члены семьи преодолели чувство вины и приняли ребенка таким, какой он есть, они становятся эффективными родителями, способными научить его быть полноценным членом общества. Многие «особенные» дети талантливы - так природа компенсирует то, что не дала. Их жизнь вовсе не уныла и безрадостна, она заполнена интересными событиями, хотя порой проблемы здоровья очень серьезны.
Можно выделить несколько главных направлений развития личности этих детей [8]. Во-первых, важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем. Необходимо воспитать у ребенка адекватное восприятие других людей.
Необходимо научить ребенка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно. Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь - так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное - вера в себя, способного преодолеть любые ограничения.
Система профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на стадии становления. До недавнего времени основными путями получения профессии для них были учебные заведения профессионального образования системы социальной защиты, лечебно-трудовые мастерские при психоневрологических диспансерах и интернатах, а также непосредственно на рабочем месте. Разрушение системы профессионально-технического
и дополнительного образования в конце XX века и переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, еще более затрудняют развитие этой системы.
Специальные заведения не могут в полной мере удовлетворить потребности данного контингента в профессиональной подготовке. Впрочем, как положительный момент, можно выделить переход от сегрегации к интеграции. Если раньше обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось в основном в форме сегрегации в рамках изолированных специальных заведений, то сегодня намечается отход от этой тенденции в противоположную сторону, в частности, в сторону инклюзии.
Изменение нормативной базы федерального уровня позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья получать среднее и высшее образование, что, безусловно, является положительной тенденцией нашего времени. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития социальной адаптации на основе специальных социально-педагогических, социально-психологических и профориентационных подходов.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда.У инвалидов и лиц с ОВЗ вопросы профориентации, получения образования, в том числе высшего, и последующего трудоустройства на данный момент решаются с большими трудностями. Им нужна помощь в изучении и понимании профессиональных интересов, способностей, ожиданий, индивидуально-личностных особенностей, имеющихся заболеваний и противопоказаний в деятельности;помощь в изучение и понимании собственных ресурсов позитивной основы, связанных с вопросами профессионального самоопределения; помощь в подборе возможных вариантов профессий и построении профессионального и образова-
тельного маршрута с учетом имеющихся ограничений и ожиданий; помощь в постановке целей в профессиональном саморазвитии, в умении принимать решения;помощь в прогнозировании профессиональной успешности в сфере трудовой деятельности, возможности реализации индивидуального потенциала в профессиональной сфере.
В реальной жизни инвалиды и лица с ОВЗ вынуждены существовать фактически в замкнутой среде, ограниченной себе подобными и/или ближайшими родственниками. Такая ситуация не способствует их развитию и включенности в общественную жизнь, препятствует самореализации и достижению достойного уровня жизни, мешает им чувствовать себя полноценными членами общества.
Ключевым моментом, способным изменить такое положение вещей, является возможность получения образования, в частности, высшего, как необходимого элемента социализации, профессионального самоопределения и условия успешного трудоустройства. Инвалиды и лица с ОВЗ нуждаются в специальной образовательной поддержке, выражающейся в погружении в общую образовательную среду, предполагающую отсутствие барьеров и препятствий для их полноценной деятельности, с возможным включением различных форм специального образования. Одним из приоритетов государственной политики в социальной сфере является повышение доступности профессионального образования для инвалидов. Соответствующие задачи, в частности, совершенствование методов профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, подготовка специализированных программ профессионального обучения инвалидов, увеличение доли вузов, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, были, например, поставлены в «майских указах» Президента РФ.
Результат
В настоящий момент инвалиды имеют право на поступление в государственные вузы в пределах квоты, составляющей не менее 10% от бюджетных мест. В то же время одна эта льгота сама по себе не способствует получению ими высшего образования, так как для
этого необходимо выполнение множества других условий - от личной мотивации до наличия в вузах соответствующего оборудования и специальных учебных программ. До настоящего времени объективная информация о фактической доступности высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ, как с точки зрения количественных показателей, так и в качественном выражении, в виде оценки ситуации самими инвалидами, отсутствует.
Неопределенными остаются факторы, непосредственно формирующие мотивацию потенциальных абитуриентов-инвалидов, которые могут быть связаны как с непониманием или незнанием существующих возможностей для поступления в вузы, так и с существующими объективными препятствиями на пути поступления и дальнейшего обучения. Без их выявления и последующего устранения невозможно увеличить количество выпускников вузов из числа инвалидов и людей с ОВЗ и создать в вузах доступную инфраструктуру, которая на деле, а не на бумаге отвечает их потребностям.
Список литературы
1. Белозерцева Н.В., Джабраилова В.С. Профессиональная подготовка лиц с ОВЗ в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 214-221.
2. Бойко Ю.А., Костанда А.В. Проблемы трудовой мотивации лиц с ОВЗ // Viascientiamm - Дорога знаний. 2015. № 2. С. 54-59.
3. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Современные тенденции развития социально-профессиональной ориентации студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 21-24.
4. Буслаева М.Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ //Научные исследования. 2016. № 10 (11). С. 87-90.
5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротеева О.Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 37-40.
6. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской
области) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016.№ 10. С. 66-78.
7. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Конкурсы профмастерства как механизм профессионального становления обучающихся (на примере Челябинской области) // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 30-34.
8. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Проблема кадрового обеспечения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 183-190.
9. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 3.
10. Кузнецова С.Н. Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 14.
11. Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и межличностных отношений подростков в ученических коллективах с разным уровнем развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 4-2. С. 77-84.
12. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 9.
13. Нифонтова А.А., Гаршина Е.И. Социализация детей с овз в условиях инклюзивного образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115-3. С. 74-77.
14. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
15. Правилина А.А. Профессиональная подготовка педагогов как фактор профилактики социальной дезадаптации детей с ОВЗ в образова-
тельном учреждении // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S37. С. 166-170.
16. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Чанчина А.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): введение в проблему // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3 (21). С. 65-72.
References
1. Belozertseva N.V., Dzhabrailova V.S. Professional'naya podgotovka lits s OVZ v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Professional preparatory documentation with HIA in a competent manner]. Sotsial'no-gu-manitarnye znaniya. 2015. № 6, pp. 214-221.
2. Boyko Yu.A., Kostanda A.V. Problemy trudovoy motivatsii lits s OVZ [Problems of labor motivation of persons with HIA]. Via scientiarum -Dorogaznaniy. 2015. № 2, pp. 54-59.
3. Bulaeva M.N., Lapshova A.V. Sovremennye tendentsii razvitiya sot-sial'no-professional'noy orientatsii studentov vuza [Modern trends in the development of social and professional orientation of university students]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal. 2017. V. 6. № 4 (21), pp. 21-24.
4. Buslaeva M.E. Podgotovka studencheskoy molodezhi k organizatsii vo-lonterskoy deyatel'nosti s det'mi s OVZ [Preparation of student youth for volunteer activities with children with HIA]. Nauchnye issledovani-ya. 2016. № 10 (11), pp. 87-90.
5. Bystrova N.V., Tsyplakova S.A., Koroteeva O.D. Sotsial'no-psikho-logicheskie osobennosti detey iz nepolnykh semey [Socio-psycholog-ical characteristics of children from single-parent families]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal. 2018. V. 7. № 1 (22), pp. 37-40.
6. Konyaeva E.A., Zayko E.M. Proforientatsiya kak osnova profes-sional'nogo samoopredeleniya molodezhi (na primere Chelyabinskoj oblasti) [Professional Orientation as a basis of professional self-determination of youth (on the example of Chelyabinsk region)]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2016. No. 10, рр. 66-78.
7. Konyaeva E.A., Zayko E.M. Konkursy profmasterstva kak mekha-nizm professional'nogo stanovleniya obuchayushhikhsya (na primere Chelyabinskoj oblasti) [Competitions as a mechanism of professional development of students (on the example of the Chelyabinsk region)]. Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regio-na: problemy i perspektivy sbornik statej po materialam vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Professional self-determination of youth in the innovation region: problems and prospects: a collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific-practical conference]. 2016, pp. 30-34.
8. Kudryavtsev V.A., Kashtanova S.N. Problema kadrovogo obespech-eniya obucheniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov 'ya i invalidnost'yu v vuze [The problem of personnel training for people with disabilities and disabilities in higher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-4, pp.183-190.
9. Kudryavtsev V.A., Kashtanova S.N. Terminologicheskoe pole ponyatiya «bezbar'ernaya didaktika» v sisteme inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya [Terminological field of the concept of «barrier-free didactics» in the system of inclusive higher education]. VestnikMininskogo uni-versiteta. 2017. № 2 (19). P. 3.
10. Kuznetsova S.N. Usloviya dlya razvitiya u obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya ekonomicheskikh znaniy cherez distantsionnoe obuchenie [Conditions for the development of students with disabilities economic knowledge through distance learning]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. V. 6. № 2 (23). P. 14.
11. Malyshev I.V. Vzaimosvyaz' sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii i mezhlichnostnykh otnosheniy podrostkov v uchenicheskikh kollekti-vakh s raznym urovnem razvitiya [Interrelation of socio-psychological adaptation and interpersonal relations of adolescents in student groups with different levels of development]. Sovremennye issledovaniya sot-sial'nykhproblem. 2018. V. 9. № 4-2, pp. 77-84.
12. Medvedeva E.Yu., Ol'khina E.A. Rol' dovuzovskoy podgotovki v sisteme inklyuzivnogo vysshego obraz [The role of pre-university training in a
system of inclusive higher education]. VestnikMininskogo universiteta. 2018. V. 6. № 1 (22). Р. 9.
13.Nifontova A.A., Garshina E.I. Sotsializatsiya detey s ovz v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Socialization of children with ovz in conditions of inclusive education]. Novaya nauka: Problemy iperspektivy. 2016. № 115-3, pp. 74-77.
14. Petrovskiy A.M., Vaganova O.I., Kutepova L.I. Pravovye aspekty sozdaniya inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy vuza [Legal aspects of creating an inclusive educational environment of the university]. Kar-el'skiy nauchnyy zhurnal. 2018. V. 7. № 1 (22), pp. 45-48.
15. Pravilina A.A. Professional'naya podgotovka pedagogov kak faktor profilaktiki sotsial'noy dezadaptatsii detey s OVZ v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Professional training of teachers as a factor in preventing social disadaptation of children with HIA in an educational institution]. Kontsept. 2015. № S37, pp. 166-170.
16. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Kashtanova S.N., Chanchina A.V. Obuchenie detey s rasstroystvami autisticheskogo spektra (RAS): vvedenie v problemu [Teaching children with autism spectrum disorders (RAS): an introduction to the problem]. Povolzhskiy pedagog-icheskiypoisk. 2017. № 3 (21), pp. 65-72.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, зам.зав.кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, РФ bystrova_nv@mail.ru
Коняева Елена Александровна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук
ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, РФ elen-konyaev@yandex. ru
Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зам.зав.кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, РФ сveta-ts@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Bystrova Natalya Vasilyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chelyuskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation bystrova_nv@mail.ru SPIN-code: 5073-0895
Konyaeva Elena Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods, Candidate of Pedagogical Sciences
South Ural State University of Humanities and Education
69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian
Federation
elen-konyaev@yandex. ru SPIN-code: 7268-4522
Tsyplakova Svetlana Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chelyuskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation Gveta-ts@yandex.ru SPIN-code: 4755-8775