РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В РЕГИОНЕ
DOI: 10.15838/tdi.2019.5.50.9 УДК 37.047 | ББК 74.200.5
© Сухарева Л.М.
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА СУХАРЕВА
Вологодский научный центр Российской академии наук Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-4067-5446; ResearcherID: I-8486-2016
Статья посвящена одному из наиболее значимых аспектов успешной социализации подростков - выбору профессии. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также роль своевременной профориентационной работы. Цель исследования -выявление проблем выбора профессии, с которыми сталкиваются обучающиеся выпускных классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. Для ее достижения был решен ряд задач. Во-первых, проанализированы теоретические аспекты выбора профессии обучающимися старших классов. Во-вторых, дан анализ результатов, полученных при проведении анкетного опроса школьников МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. В-третьих, определены основные проблемы выбора профессии выпускниками МОУ «Лицей № 32» г. Вологды. В-четвертых, сформулированы практические рекомендации по устранению выявленных проблем. Для достижения поставленной цели использованы традиционные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основании анализа многочисленных исследований дана трактовка терминов «выбор профессии» и «профориентационная работа», выделены этапы формирования осознанного выбора профессии. Автором проведен анкетный опрос обучающихся выпускных классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, выявивший проблемы в их профессиональном самоопределении, в числе которых отсутствие навыков результативного использования ресурсов интернета для поиска необходимой информации. Сделан вывод о том, что подавляющее большинство обучающихся мотивированы на продолжение обучения, но не в своем регионе. В целом результаты проведенного анкетного опроса косвенно свидетельствуют о трудностях выбора профессии старшеклассниками и о необходимости расширения профориентационной работы в образовательной организации. Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что впервые был проведен анкетный опрос выпускников МОУ «Лицей № 32» на предложенную тему, выполнен анализ научных результатов, сформулированы конкретные предложения по решению выявленных проблем. Полученные результаты могут быть полезны педагогам общеобразовательного
учреждения и родителям школьников. В качестве перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы можно отметить проведение комплексного анализа профориента-ционной работы в МОУ «Лицей № 32».
Профориентация, профориентационная деятельность, профориентационное самоопределение, профессиональный выбор.
В условиях современной жизни успешность человека во многом определяется правильностью сделанного им выбора профессии. Как справедливо отмечают исследователи, корректный выбор выпускником школы будущей профессии повышает его самоуважение, формирует его позитивное отношение к миру и к себе, сокращает частоту физических и психологических проблем, связанных со здоровьем, а также способствует общей удовлетворенности жизнью [1]. На практике выбор профессии осуществляется в результате взаимодействия с педагогами, родителями, психологами, представителями профессий. Ведущую роль в оказании помощи обучающимся при выборе будущей профессии играют педагоги и школа в целом, т. к. именно во время уроков и внеклассных мероприятий осуществляется профориен-тационная работа. Для того чтобы такое взаимодействие было успешным, необходимо знать, с какими проблемами при осуществлении выбора сталкиваются обучающиеся, какие ожидания и потребности они имеют, что позволит косвенно определить сильные и слабые стороны профориентационной работы в образовательной организации.
Цель исследования - выявление проблем выбора профессии, с которыми сталкиваются обучающиеся выпускных классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты выбора профессии обучающимися старших классов.
2. Рассмотреть полученные результаты анкетного опроса школьников МОУ «Лицей № 32» г. Вологды.
3. На основании полученных данных определить основные проблемы выбора про-
фессии выпускниками МОУ «Лицей № 32» г. Вологды.
4. Сформулировать практические рекомендации по устранению выявленных проблем.
В современной науке выбор профессии рассматривается в контексте более широкой проблемы - личностного выбора (исследования Л.А. Головей, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, А.К. Марковой и др.) [2]. Так, Л.А. Головей сравнивает выбор профессии с решением сложной творческой задачи со многими неизвестными1. Е.П. Ильин отмечает, что выбор профессии - это довольно сложный и долгий мотивационный процесс: от принятия правильного решения во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. По мнению Л.Ф. Шеховце-вой, выбор профессии - больше, чем просто выбор работы, это вступление в определенную группу людей, принятие их ценностей и принципов [3].
Ознакомившись с различными точками зрения ученых, мы пришли к выводу, что выбор профессии обучающимися - это критический момент в формировании личности, затрагивающий не только ближайшую перспективу ее развития, но и определяющий цепочку дальнейших выборов на жизненном пути человека, а также стиль и образ его жизни.
Осознанный и правильный выбор профессии возможен только при эффективной организации профориентационной работы. В психолого-педагогической практике накоплено множество методик и программ профориентационной работы со школьниками (Л.Ю. Грачева, С.С. Котова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, Л.С. Румянцева, С.В. Тетерский, И.И. Хасанова, С.Н. Чи-
1 Головей Л.А., Грищенко Н.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 79 с.
стякова и др. [4-6]). Особенностям профессиональной ориентации школьников в настоящее время уделяется большое внимание в научно-практических трудах С.Я. Баты-шева, Л.В. Ботякова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Д. Сазонова, С.П. Крягжде, А.Ф. Казакова,
A.А. Мельниковой, К.К. Платонова и др. [7; 8].
Вопросы, касающиеся дисбаланса между
фактическим и требуемым уровнями образования выпускников учебных заведений, затрагиваются в работах зарубежных специалистов: J. Heckman, B. Jacobs, J. Robst, P.J. Sloane, K. Mavromaras, S. McGuinness, N. O'Leary, Z. Wei и др. [9-11].
Анализ проблем профориентации с точки зрения социально-экономического аспекта представлен в работах Р.И. Капелюшникова,
B.Е. Гимпельсона, А.Л. Лукьяновой, Т.В. Поповой, Г.В. Леонидовой, К.А. Устиновой и др. [12-14].
Так, ряд ученых рассматривают проф-ориентационную работу (профориентаци-онное ориентирование, профориентацию) как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса различной информации, направленной на принятие решений по приобретению той или иной профессии, а также на выбор оптимального для достижения этой цели дальнейшего профессионального образования2 [15-18]. Мы согласны с этой точкой зрения, т. к. она в полной мере отражает взаимосвязь профориентационной работы и выбора профессии ребенком.
В связи с этим профориентационная работа в условиях современного образовательного процесса должна представлять собой систему подготовки подрастающего поколения к свободному, осознанному выбору профессионального пути, который базируется на знании личностных особенностей выпускника и потребностей рынка труда региона.
При реализации направлений профори-ентационной работы необходимо опираться на особенности профессиональных ожиданий обучающихся различных образовательно-возрастных групп (рис. 1) [19; 20].
Дошкольные учреждения Ориентационно-эмоциональный этап: формирование трудовыхумений и элементарных представлений о труде взрослых
1
1-4 классы Ориентационно-отношенческий этап: формирование представлений о мире профессий, развитие интереса к професии
I
5-7 классы Ориентационно-личностный этап: формирование осознания своих интересов, способностей, обще-ственнх ценностей, престижа професии
I
8-9 классы Ориентационно-производительный этап: формирование представлений о правилах выбора профессии, умения адекватной оценки личностных возможностей в соответствии с требованиями профессии, знакомство с учебными заведениями
10-11 классы Ориентационно-уточняющий этап: формирование профважных качеств, оценка и коррекция про-фпланов, самоподготовка к профессии
Рис. 1. Этапы профориентационной работы
Очевидно, что именно старший школьный возраст (8-11 классы) является ведущим для осуществления выбора профессии.
Для того чтобы определить, какие трудности выбора профессий наблюдаются у школьников выпускных классов в современной образовательной организации, нами был проведен анкетный опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32» г. Вологды - одного из старейших образовательных учреждений города, деятельность которого обеспечивает высокое качество образования, высокий уровень социализации выпускников, условия безопасности и комфортности, саморазвитие обучающихся и возможность их самореализации. В 2017-2018 учебном году в анкетировании приняли участие 53 школьника 11-х классов в возрасте 17-18 лет. Актуальность исследования сохраняется, т. к. данные позволяют сделать выводы о проблемах выпускников, для которых профориентацион-ный выбор на данном этапе уже должен быть определен и обоснован. Это обуславливает
2 Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М., 2004; Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
значимость своевременной профориента-ционной работы в школе и косвенно акцентирует внимание на ее слабых сторонах в образовательном учреждении. Анкета включала 16 вопросов открытого и закрытого типа, направленных на то, чтобы узнать, как осуществляется выбор профессии и учебного заведения; какие знания имеют обучающиеся о том учебном учреждении, которое они выбрали; доминирующие мотивы, которыми они руководствуются при этом выборе. Также нас интересовали проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при выборе учебного учреждения, с чем они связаны и каковы возможные пути их решения.
Так, по результатам опроса, 89,8% выпускников планируют продолжить обучение после окончания школы, в то время как работать собираются 7,2%, а 3% опрошенных не имеют определенных планов (рис. 2). Такие результаты свидетельствуют о наличии учебной мотивации у большинства выпускников МОУ «Лицей № 32», их желании продолжить образование на новом уровне.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Чем Вы планируете заниматься после окончания школы?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
Среди опрошенных 35,5% определились с выбором профессии, доля тех, кто, возможно, поменяет свое решение, составляет 50%, не определились с выбором -10%, затрудняются ответить на вопрос - 4,5% (рис. 3). Таким образом, больше половины опрошенных (64,5%) испытывают трудности в определе-
нии своего профессионального будущего, что свидетельствует о несформированности у выпускников профессиональных предпочтений.
4,5%
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Если Вы планируете продолжить обучение, то определились ли окончательно с выбором будущей профессии?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
На вопрос «Если Вы определились с профессией, то соответствует ли выбор профиля обучения в школе Вашим дальнейшим профессиональным планам?» опрашиваемые выпускники ответили следующим образом: выбор профиля обучения соответствует выбору профессии у 70,3%, несоответствие выбора профиля в школе и профессии составило 29,7% (рис. 4). Такие данные косвенно свидетельствуют о высоком качестве про-фориентационной работы в МОУ «Лицей № 32». Также преподавателям стоит обратить внимание на обучающихся, не планирующих продолжить обучение в соответствии с профилем, и, возможно, порекомендовать им сменить его.
Самым распространенным ответом на вопрос о причине того, почему респонденты еще не определились с выбором профессии, стал вариант «недостаток информации о мире профессий», его доля составила (56,8%) (рис. 5). «Недостаток информации о требованиях к выбору профессии» (17,8%), «недостаток знаний о рынке труда» (9,4%) тоже послужили причинами неопределенности, 16% опрошенных не задумывались над этим вопросом. Как видно из ответов респонден-
29,7% —д 70,3%
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Если вы определились с профессией, то соответствует ли выбор профиля обучения в школе Вашим дальнейшим профессиональным планам?», % от числа опрошенных, определившихся с выбором профессии Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
Не задумывался над этим
Недостаток знаний о мире профессий
Недостаток информации о требованиях к выбору профессии
Недостаток знаний о рынке труда
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Если Вы не определились с выбором профессии, то с чем это связано?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
тов, ключевым аспектом в профессиональной ориентации для выпускников становится наличие актуальной информации о мире труда и профессий. В современных условиях эти сведения находятся в свободной форме и в достаточном количестве, стоит лишь верно сформулировать запрос. Мы можем предположить, что обучающиеся владеют таким навыком, и это необходимо учитывать преподавателям и родителям при профориен-тационной работе с детьми.
Также стоит обратить внимание на актуальные для современных обучающихся источники информации (рис. 6). Респонден-
г—9,7%
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию об учебном учреждении, которое Вы выбрали?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
ты чаще всего пользуются сетью Интернет (44,8%), на втором месте находится информация, полученная от родителей и родственников (34,6%). Намного реже интересующую информацию респонденты получают от друзей (9,7%) и учителей (8%). В качестве источника информации выступает телевидение (2,9%), совсем не используются сведения из газет и журналов (0%). Видимая разница между интернет-источниками и традиционными СМИ (газеты, журналы) может, на наш взгляд, быть обусловлена легкостью и доступностью интернета в отличие от печатных источников. Современное поколение владеет различными гаджетами для поиска информации в сети. Ими можно пользоваться дома, в школе, на улице, что делает процесс поиска необходимых сведений более комфортным и мобильным.
По результатам ответов обучающихся на предыдущие вопросы можно отметить довольно узкий кругозор школьников в области мира профессий и труда. Интернет, как основной источник, не дает ответы на все интересующие их вопросы, видимо, по причине неумения школьниками искать и обрабатывать необходимые сведения, выбирать из всего многообразия только качественную и содержательную информацию. Для большого числа опрошенных авторитетным источником информации являются родители,
16,0%
56.8%
17.8%
9.4°%
что накладывает на них определенные обязательства по владению актуальными сведениями о профессиях и перспективах реализации ребенка в выбранной профессиональной сфере.
Для дальнейшего обучения большая часть опрошенных (94,5%) выбирает вуз, 3% - средние специальные учебные заведения (в т. ч. колледж, техникум, училище), 2,5% - не определились с выбором образовательного учреждения (рис. 7). Возможно, будущие абитуриенты рассматривают несколько вариантов и окончательное решение примут лишь после сдачи Единого государственного экзамена. Ответы обучающихся, ориентированных на получение высшего профессионального образования, соответствуют высокому уровню подготовки школьников в МОУ «Лицей № 32».
На вопрос «После окончания школы для дальнейшего обучения Вы планируете оставаться в г. Вологде или уехать в другое место?» значительная часть опрашиваемых, а именно 74,5%, ответили, что планируют уехать в другие города (рис. 8). Такие результаты в косвенной степени демонстрируют, что обучающихся не привлекает перечень специальностей, предлагаемых учебными заведениями области, не устраивают перспективы труда, а также в рамках профори-ентационной работы с ними их не заинтересовали возможностями профессионального становления в своем регионе.
Причины выбора того или иного учебного учреждения выпускниками различны. Наиболее важными, по мнению опрошенных, являются следующие аспекты (рис. 9): 25,2% обучающихся отметили наличие интересующей специальности, 18% - наличие бюджетных мест, 14,9% - престижность, 8,8% -наличие общежитий, 8% - хорошую организацию учебного процесса, 7% - квалифицированный кадровый состав, 6% - мнение родителей, родственников, друзей, 4,3% -невысокий уровень сложности поступления и обучения, 3,2% - удобство расположения, 2% - низкую стоимость обучения, 1% - привилегии при поступлении, 1,6% - затруднились ответить на вопрос. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что успеш-
2,5% 3,0%—л
V -1-
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Если после окончания школы Вы намерены учиться, то в каком учебном заведении?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
5,0%
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «После окончания школы для дальнейшего обучения Вы планируете оставаться в городе Вологде или уехать в другое место?», % от числа опрошенных Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
ное поступление - это результат совпадения многих критериев, на которые обращают внимание выпускники и их родители при выборе образовательного учреждения.
При ответе на вопрос о выборе образовательного учреждения (рис. 10) респонденты чаще всего отмечали следующие трудности: малое количество бюджетных мест (18%), сомнения при выборе (18%), большой конкурс при поступлении (15,2%), переживания о не-
Престижность 14.90%
Наличие интересующей специальности 25.20%
Мнение родителей, родственников, друзей 6,0%
Удобство расположения 3.20%
Наличие бюджетных мест 18.0%
Низкая стоимость обучения 2.0%
Наличие общежитий 8.80%
Хорошая организация учебного процесса 8.0%
Квалифицированный кадровый состав 7.0%
Невысокий уровень сложности обучения Привилегии при поступлении Затрудняюсь ответить
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Что повлияло на выбор учебного учреждения?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
Недостаток информации об учебном заведении 11.0%
Недостаток информации о требованиях к абитуриентам 3.7%
Переживания о недостаточности знаний 14.3%
Сомнения при выборе 18.0%
Переживания о том, что родители не одобряют выбор 2.0%
Нет интересующей специальности 2.0%
Большой конкурс 15.2%
Малое кол ичество б юджетн ых мест 18.0%
1тсутствие возможности проживания в выбранном городе 2.7%
Малая вероятность найти работу 5.0%
Материальное положение семьи 7.0%
Семейные обстоятельства 1.1%
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Какие проблемы у Вас возникли при выборе учебного учреждения?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
достаточности для обучения знаний, полученных в школе (14,3%), недостаток информации об учебном учреждении (11%).
Далее на вопрос «Кто должен помогать с выбором образовательного учреждения обучающимся?» выпускники ответили следующим образом: 45,5% опрашиваемых считают, что в данной ситуации им должна помочь школа, на помощь родителей рассчитывают 30%, остальная доля - 24,5% - думают, что выбор они в состоянии сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи (рис. 11).
Полученные ответы еще раз подтверждают значимость и актуальность профориен-
тационной работы, которая для достижения высокого результата должна быть единой и целенаправленной под кураторством родителей, преподавателей, психологов и классных руководителей.
По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы, связанные с выбором профессии выпускниками МОУ «Лицей № 32»:
- подавляющее большинство обучающихся стремится продолжить обучение;
- выпускники не умеют в полной мере использовать имеющиеся ресурсы для поиска необходимой информации;
Рис. 11. Распределение ответов на вопрос
«Кто должен помогать с выбором образовательного учреждения, на Ваш взгляд?», % от числа опрошенных
Источник: опрос обучающихся МОУ «Лицей № 32».
- школьники не заинтересованы в продолжении обучения в своем регионе;
- при принятии решения о выборе будущей профессии им необходима поддержка взрослых.
Так, выявленные в ходе опроса проблемы, касающиеся выбора профессии выпускниками МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, позволяют
сформулировать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и обучающихся (табл.).
Все вышеперечисленные направления должны органично включиться в общую стратегию профориентационной работы образовательного учреждения МОУ «Лицей № 32» и могут быть использованы в опыте других школ.
Подводя итог, следует отметить значимость и сложность профессионального выбора для обучающихся, который зачастую им невозможно выполнить самостоятельно, без педагогической и родительской помощи и поддержки. Для правильной организации педагогической помощи необходимо понимать, с какими проблемами сталкиваются при выборе профессии и учебного заведения современные выпускники, какие ожидания и потребности у них имеются. Владение такой информацией позволит эффективно организовать профориентационную деятельность в рамках школы и сделать процесс выбора осознанным и обдуманным. Итогом такой деятельности становятся готовность выпускников старших классов к профессиональному выбору, ориентирование во всем разнообразии вариантов профессионального развития.
Таблица. Рекомендации для успешного выбора профессии
Группа Рекомендации
Педагоги 1. Оказание информационной и методической поддержки преподавателям школы (курсы повышения квалификации, мастер-классы, тренинги) 2. Взаимодействие по цепочке «школа - вуз/ссуз - работодатель» (практики, дни открытых дверей, открытые встречи, экскурсии, виртуальные экскурсии, мастер-классы) 3. Развитие социального партнерства высшей и общеобразовательной школы 4. Оказание информационной и социально-психологической поддержки профессионального самоопределения выпускников на системном уровне (тренинги, деловые игры, тестирование и т. п.) 5. Решение кадрового вопроса с должностью профологов в школе значительно облегчит задачу педагогов и позволит организовывать профориентацию на совершенно новом уровне 6. Увеличение времени в образовательном процессе, отведенного на профориентационную работу
Родители 1. Самостоятельное просвещение по вопросам профессионального ориентирования 2. Совместная с ребенком деятельность по выбору профессии, изучение интересующей специальности, знакомство с учебными заведениями 3. Взаимодействие с педагогами и психологами школы 4. Мотивационная поддержка ребенка 5. Помощь ребенку в сборе и анализе информации по интересующей профессии 6. Содействие по развитию профессиональных интересов у ребенка
Обучающиеся 1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты будут востребованы в регионе проживания 2. Объективно оценивать свои интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний 3. Подробно изучить выбранную профессию 4. Формировать полезные умения и навыки, отвечающие запросам выбранной профессии 5. Прислушиваться к рекомендациям родителей, психологов, педагогов
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные в его ходе результаты могут быть полезны педагогам общеобразовательного учреждения и родителям школьников. Кро-
ме проблем выбора старшеклассниками профессии, рассмотренных выше, по нашему мнению, было бы полезно в перспективе провести комплексный анализ профориен-тационной работы в МОУ «Лицей № 32».
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров В.К., Борисова Е.А. Факторы выбора профессии старшеклассниками // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1. С. 166-172.
2. Насырова Л.К. Анализ подходов к определению этапов профессиональной деятельности // Все-рос. журн. науч. публ. 2013. № 4 (19). С. 84-85.
3. Шеховцева Л.Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. СПб.: Изд-во гос. ун-та пед. мастерства, 2000. 98 с.
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 23-29.
5. Котова С.С., Хасанова И.И. Психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей // Инновационная наука. 2015. № 6. С. 250-253.
6. Грачева Л.Ю., Родичев Н.Ф. Поддержка профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективны в контексте идей непрерывного образования // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. С. 25-28.
7. Казаков А.Ф. Формирование профессиональной ориентации молодежи в условиях свободного времени: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 26 с.
8. Мельников А.А. Профессиональная ориентация старшеклассников в условиях образовательного учреждения - модельного учебного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 17 с.
9. Cray K., Herr E. Other ways to win: creating alternatives for high school graduate. Thousand Oaks, California: Corwin Press, Inc. A Sage Publications Company, 2000. 198 p.
10. Robst J. Education, College Major and Job Match: Gender Differences in Reasons for Mismatch. Education Economics, 2007, vol. 15, no. 2, pp. 159-175.
11. Sloane P.J. Overeducation, skill mismatches, and labor market outcomes for college graduates. Bonn: IZA World of Labor, 2014. 10 p.
12. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУВШЭ, 2001. 267 с.
13. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком // Экон. журн. Высшей школы экономики. 2007. Т. 11. № 2. С. 163-199.
14. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.
15. Ретунская Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 126-130.
16. Соколова Д.В., Пеева А.А. Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий // Проблемы развития территории. 2015. № 3 (77). С.104-114.
17. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Ист. и социал.-образоват. мысль. 2012. № 2. С. 147-150.
18. Сухарева Л.М. Профориентационная деятельность как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ // Вопросы территориального развития. 2019. № 1 (46). URL: http://vtr. isert-ran.ru/article/28067 DOI: 10.15838/tdi.2019.1.46.5
19. Милославский В.Г. По пути развития: сб. науч. ст. М.: Общественный институт развития, 2017. 160 с.
20. Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманит. иссл. 2016. № 2 (11). С. 138-140.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Любовь Михайловна Сухарева - инженер-исследователь, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected]
Sukhareva L.M.
PROBLEMS OF CAREER CHOICE BY FINAL YEAR STUDENTS OF MUNICIPAL EDUCATION INSTITUTION
The article is devoted to one of the most significant aspects of adolescents' successful socialization, the career choice. It substantiates the relevance of the issue, and the role of timely career guidance. The aim of the study is to identify the problems of choosing a profession faced by the final classes' students of the municipal education institution "Lyceum No. 32" in Vologda. To achieve it, a number of tasks were solved. First, the theoretical aspects of career choice by final year students are analyzed. Secondly, the analysis of the results obtained during the questionnaire survey of high-school children of MEI "Lyceum No. 32" is given. Thirdly, the main problems of choosing a profession by graduates of MEI "Lyceum No. 32" in Vologda are identified. Fourthly, practical recommendations on elimination of the revealed problems are formulated. To achieve the aim of the research the following traditional general scientific methods were used, analysis, synthesis, comparison, generalization. Based on the analysis of numerous studies, the interpretation of the terms "career choice" and "career guidance work" is given, the stages of the conscious career choice formation are highlighted. The author conducted a questionnaire survey of the final year students of MEI "Lyceum No. 32" in Vologda, which identified problems in their professional self-determination, including the lack of skills for effective use of Internet resources to find the necessary information. It is concluded that the vast majority of students are motivated to continue their studies, but not in their native region. In general, the questionnaire results indirectly indicate the difficulties of choosing a profession by high school students and the need to expand career guidance work in the educational organization. The scientific novelty of the research is that a questionnaire survey of graduates of MEI "Lyceum No. 32" on the proposed topic was conducted for the first time, the analysis of scientific results was carried out, specific proposals for solving the identified problems were formulated. The obtained results can be useful for teachers of educational institutions and parents of high school students. As a prospect for further research work, a comprehensive analysis of career guidance work in the MEI "Lyceum No. 32" can be noted. Career guidance, career-oriented activity, career-oriented self-determination, career choice.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Lyubov M. Sukhareva - Research Engineer, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected]