Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками'

Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2111
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / НОЦ ИСЭРТ РАН / PROFESSIONAL ORIENTATION / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN / SUPPORT AND GUIDANCE IN THE CHOICE OF A FUTURE CAREER / ISEDT RAS SCIENCE AND EDUCATION CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ирина Александровна, Кулакова Анна Борисовна

В статье подчёркивается актуальность профориентационной работы со школьниками в современном образовательном процессе. Описываются мероприятия, которые проводятся в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН) для выработки у обучающихся представлений о мире профессий, способствующих осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Показываются результаты психолого-педагогического сопровождения подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogic support of schoolchildren in choosing their future career preferences

The article highlights the importance of activities aimed at helping and guiding children in the choice of their future career. It describes the activities organized in the ISEDT RAS Science and Education Centre in order to inform the children about different occupations and professional life in general, which will help them choose their future career upon thorough consideration. The article contains the results of activities aimed at psychological and pedagogic support of senior pupils in choosing their career preferences.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками»

© УДК 37.09(470.12) © ББК 74.202(2Рос-4Вол)

© Королева И.А., Кулакова А.Б.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

В статье подчёркивается актуальность профориентационной работы со школьниками в современном образовательном процессе. Описываются мероприятия, которые проводятся в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН) для выработки у обучающихся представлений о мире профессий, способствующих осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Показываются результаты психолого-педагогического сопровождения подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение школьников, профориентационная работа, НОЦ ИСЭРТ РАН.

Мир профессий широк и многообразен, но современный школьник не обладает достаточным объёмом знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает потребность в качественной профориентационной подготовке обучающихся в рамках общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования. Особенностям профессионального самоопределения обучающихся в последние десятилетия уделяется большое внимание в научных трудах и практической деятельности таких исследователей, как С.Я. Батышева, Л.В. Ботякова, А.Е. Голом-шток, Е.А. Климов, А.Д. Сазонова, М.Н. Скат-

кин, С.П. Крягжде, К.К. Платонов, З.А. Реше-това, Л.М. Митина, И.В. Вачков, А.К. Осниц-кий, И.М. Кондаков, В.Г. Колесников и др.

Вместе с тем нужно отметить почти полное отсутствие в научно-методической литературе практических исследований, касающихся формирования профессионального интереса старшеклассников в социально-экономических условиях. Исследователь А.А. Лазарев подчёркивает, что работа, проводимая в этом направлении, основывается на «системе реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим

требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооружённых необходимыми методами работы, между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами - с другой» [5, с. 15].

В связи с этим появляется необходимость в изучении и описании практических моделей, описывающих психологопедагогическое сопровождение школьников в вопросах профессиональной ориентации, в том числе в учреждениях дополнительного образования. Рассмотрим цикл мероприятий по профориентационной работе, проводимых в Научнообразовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН.

НОЦ ИСЭРТ РАН представляет собой инновационную структуру, многоступенчатую систему подготовки высоко-квалицированных кадров в области экономики и управления по цепочке «школа

- вуз - аспирантура». Дополнительное школьное образование представлено в нём очным факультативом по экономике, который посещают 590 школьников 5 -11 профильных классов МОУ «Лицей № 32» и общегородских классов. Обучение осуществляется сотрудниками и аспирантами ИСЭРТ РАН по курсам «Экономика», «Информатика», «Программирование», «Углублённое изучение математики», «Основы исследовательской деятельности», «Азбука общения», «Деловое общение», «Социология» и др. [10].

Психологическое сопровождение школьников в процессе обучения реализуют специалисты группы социальнопсихологического сопровождения, в функционал которой входит проведение

профориентационной работы со школьниками. Она проходит непрерывно на протяжении всего учебного года по следующим направлениям [4]:

- просветительское (предоставление обучающимся информации о мире профессий, знакомство с основными понятиями рынка труда и т. д.);

- развивающее (формирование у школьников представлений о будущей деятельности в процессе тренинговых занятий);

- диагностическое (знакомство ребят с методиками профессионального самоопределения, проведение диагностических профориентационных исследований и доведение информации по ним до сведения обучающихся);

- консультационное (предоставление школьникам возможности индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора; табл. 1).

Одной из форм контроля за эффективностью профориентационной работы является ежегодное проведение диагностики данных предпочтений с целью установления готовности старшеклассников к самоопределению в мире профессий. Представим результаты исследования, осуществлённого в конце 2011/2012 уч. г. В нём приняли участие 46 школьников 11-х классов. В качестве диагностического инструмента была использована «Анкета профессиональных предпочтений», с помощью которой мы смогли не только узнать о выборе выпускниками того или иного вуза, но и определить доминирующие мотивы, которыми они руководствуются при выборе профессии и образовательного учреждения.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что большая часть выпускников обладает высокой готовностью к поступлению в высшее учебное заведение (рис. 1). Из них 47,8% (22 чел.)

Таблица 1. Мероприятия по профориентационной работе со школьниками НОЦ ИСЭРТ РАН

№ п/п Мероприятие Целевая аудитория Инструменты и формы работы Задача

1 Информирование по профориентации на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН Школьники 5 - 11 кл., родители, педагоги Тест Дж. Голланда по определению типа профессиональной направленности личности Помощь школьникам в определении профессиональной направленности личности

2 Проведение информационных занятий в рамках учебного курса «Экономика» 7-е кл. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова Введение школьников в мир профессий и знакомство с диагностическими методиками для выявления предрасположенности человека к определённым типам профессий

3 Выявление склонностей обучающихся в рамках диагностики их личностной сферы 8 - 11 кл. Коммуникативные и организаторские склонности («КОС») В.В. Синявского, В.А. Федоришина Помощь ученикам в определении склонностей личности для дальнейшего выбора профессии

4 Развивающие занятия для старшеклассников 9 кл. Занятие «Один день из жизни профессии» Формирование навыков ориентирования в профессиональном плане, становление социального и профессионального статусов участников

10 кл. Занятие «Я - профессионал»

11 кл. Занятие «Экзамен. Как действовать?» Психологическая подготовка выпускников к предэкзаменационному периоду, формирование позитивной установки на сдачу экзаменов

5 Дискуссионный клуб 5 - 11 кл. Обсуждение актуальных вопросов Обсуждение вопросов, касающихся профессионального самоопределения школьников, рынка труда, профессий и т. д.

6 Экскурсии на предприятия и организации г. Вологды 5 - 11 кл. Экскурсии Знакомство школьников с предприятиями города, формирование практического интереса к миру профессий

7 Диагностика профессиональных предпочтений выпускников НОЦ 11-е кл. Анкета профессиональных предпочтений выпускников Выявление и анализ профессиональных предпочтений выпускников НОЦ

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете свою готовность к поступлению в вуз?» (в % от числа опрошенных)

Готовчастично Практически готов Готов полностью Практически не Затрудняюсь

готов ответить

испытуемых считают, что готовы частично; 39,5% (18 чел.) - практически готовы. При этом 8,7% (4 чел.) абсолютно убеждены в своём поступлении. Не вполне уверены в своих силах лишь 2% (1 чел.) опрошенных, столько же - затрудняются ответить.

Уверенность школьников в поступлении в вузы основана на личной самооценке знаний, умений и навыков, которая формируется в процессе их подготовки к предстоящим экзаменам. Выпускники ответственно подходят к выбору будущей профессии и к процессу подготовки в соответствующий вуз (рис. 2). Так, большое значение школьники уделяют самостоятельной подготовке (58,6%; 27 чел.).

Для 65,2% (30 чел.) опрошенных значимыми становятся занятия с репетитором, что обусловлено их стремлением повысить уровень знаний по темам, изучение которых вызывает затруднение, индивидуально проработать наиболее сложные задания. Для 34,7% (16 чел.) опрошенных в подготовке к экзаменам значительную роль играет посещение факультатив-

ных занятий в школе, для 15,2% (7 чел.)

- в вузе, куда они планируют поступать (обучающиеся отметили подготовительные курсы при ВоГТУ ВГПУ). Одиннадцатиклассники общегородского класса в отдельную категорию вынесли обучение в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН, так как оно является для них дополнительным, факультативным. Следует отметить, что все опрошенные из данного класса планируют продолжить обучение по экономической специальности.

Результаты исследования профессиональных предпочтений позволяют констатировать, что более половины опрошенных определились с выбором направления, по которому они будут получать образование (рис. 3).

Несмотря на то, что обучение в НОЦ ИСЭРТ РАН ориентировано на экономические специальности, профориентационная работа включает в себя информирование и знакомство с множеством других профессий, востребованных на современном рынке труда. Данный подход позволяет ученикам располагать дополни-

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы готовитесь к поступлению в вуз?» (в % от числа опрошенных)

Готовлюсь Готовлюсь Посещаю Занимаюсь на Занимаюсь в НОЦ

с репетитором самостоятельно факультативные подготовительных ИСЭРТ РАН

занятия в школе курсах

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «С каким направлением Вы планируете связать свою будущую профессию?» (в % от числа опрошенных)

40 -

30 -

20 -

10 -

41,3

30,4

15,2

пй

13

2,1

т

Экономическое Техническое

Другое Юридическое Затрудняюсь Педагогическое

ответить

0

тельными знаниями о мире профессий и сделать свой выбор более осознанным. Распределение ответов на вопрос о том, с каким направлением они планируют связать своё будущее, выявил, что доля испытуемых, ориентированных на экономическое направление, составляет 41,3% (19 чел); 30,4% (14 чел.) высказывают желание обучаться по техническому профилю; 13% (6 чел.) - по юридическому; 2,1% (1 чел.) - по педагогическому. Для 13% (6 чел.) выбор направления ещё находится в стадии определения. Свой вариант ответа предлагают 15,2% (7чел.) испытуемых, которые выбрали для себя медицинское, культуроведческое и гуманитарное направления будущего обучения.

Профессиональные предпочтения школьники могут реализовать в обучении по интересующей их специальности, поэтому они серьёзно относятся к вопросу выбора высшего учебного заведения (рис. 4). Проведённое исследование показало, что большая часть школьников (65,3%; 30 чел.) уже определилась с ним. Это свидетельствует о высокой степени психологической подготовки к будущим

экзаменам, подкреплённой зрелой мотиваций и заинтересованностью будущих абитуриентов в результате поступления.

Вместе с тем 21,7% (10 чел.) затрудняются с выбором вуза, а 13% (6 чел.) на момент проведения диагностики ещё не определились с учебным заведением для получения дальнейшего образования. Поскольку будущие абитуриенты рассматривают несколько вариантов, то окончательное решение они планируют принять после сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Высокую степень ответственности в подготовке к поступлению у выпускников НОЦ подтверждает и то, что многие из них уже выбрали высшее учебное заведение (рис. 5). Приоритетные позиции по результатам опроса занимают вузы Вологодской области, что является показателем развития экономического потенциала региона.

В частности, 28,2% (13 чел.) испытуемых из множества предложенных вариантов отдают предпочтение Вологодскому государственному техническому университету; 10,9% (5 чел.) - Вологодской госу-

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Определились ли Вы с выбором вуза?» (в % от числа опрошенных)

Рис. 5. Распределение ответов обучающихся на вопрос:

«В какой вуз Вы планируете поступать?» (в % от числа опрошенных)

ВоГТУ ВГМХ Филиал СПбГИЭУ ВГПУ ЧГУ ВИПЭФСИН

(г. Вологда) России

дарственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В. Верещагина (экономический факультет); 8,9% (4 чел.) -филиалу Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, 6,5% (3 чел.) -Вологодскому государственному педагогическому университету, 2% (1 чел.) -Вологодскому институту права и эконо-

мики Федеральной службы исполнения наказаний России, 2% (1 чел.) - Череповецкому государственному университету.

Остальные варианты ответов распределяются между следующими вузами страны: 8,7% (4 чел.) - Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; 2% (1 чел.) - Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Московская государственная юридическая академия, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича и др.

Причины выбора того или иного вуза школьниками различны. Наиболее важными, по мнению опрошенных, являются следующие (рис. 6):

- собственные интересы и увлечения (60,9%; 28 чел.); это характеризует ценностную основу выбора, ориентацию испытуемых прежде всего на собственные увлечения и пристрастия;

- качество обучения в вузе (28,2%; 13 чел.);

- наличие бюджетных мест (23,9%; 11 чел.);

- престижность учебного заведения (21,7%; 10 чел.);

- востребованность получаемой профессии на рынке труда (21,7%; 10 чел.);

- приемлемая стоимость обучения 4,3% (2 чел.).

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы относительно профессиональных предпочтений выпускников НОЦ ИСЭРТ РАН:

- из опрошенных 11-х классов 96% (44 чел.) считают себя подготовленными к поступлению в вуз;

- для успешной сдачи экзаменов в предполагаемый вуз большинство школьников индивидуально занимаются с репетитором (65,2%; 30 чел.) и уделяют особое внимание самостоятельной подготовке (58,6%; 27 чел.);

- приоритетным направлением будущего обучения выпускники выбирают экономическое (41,3%; 19 чел.); наиболее востребованными по итогам опроса также стали техническое (30,4%; 14 чел.) и юридическое (13%; 6 чел.) направления;

- большая часть школьников (65,3%; 30 чел.) на момент проведения

Рис. 6. Распределение ответов обучающихся на вопрос: «Укажите причину выбора именно этого вуза?» (в % от числа опрошенных)

Собственные Высокое качество Наличие Престижность Востребованность

увлечения, интересы подготовки бюджетных мест учебного заведения профессии на рынке

специалистов в вузе труда

исследования уже определилась с выбором учебного заведения, что говорит об основательности подхода испытуемых к этому вопросу; так, основная доля школьников ориентируется на поступление в вузы г. Вологды, некоторые из опрошенных собираются пробовать свои силы в учебных заведениях г. Москвы и г. Санкт-Петербурга;

- поступать в вуз обучающиеся стремятся, исходя из собственных интересов и увлечений (60,9%; 28 чел.), а также учитывая качество подготовки специалистов (28,2%; 13 чел.), престижность учебного заведения (21,7%; 10 чел.) и востребованность получаемых профессий на рынке труда (21,7%; 10 чел.), что характеризует ценностную основу мотивов и отражает ориентированность школьников на внутренний анализ своих предпочтений.

Ежегодно в Научно-образовательном центре проводится сбор данных о поступлении выпускников в учебные заведения. Так, в 2011/2012 уч. г. в НОЦ ИСЭРТ РАН было выпущено 62 школьника, данные об их дальнейшем обучении представлены в таблице 2.

В 2011/2012 уч. г. из 62 выпускников очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды поступили 58 школьников, что составляет 94% от общего количества выпускников1. Доля зачисленных на экономические специальности составляет 43% (25 чел.). Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Вологды, составляет 62% (36 чел.), из них в ВоГТУ -31% (18 чел.), ВГПУ - 9 (5 чел.), филиал СПбГИЭУ в г. Вологде - 7 (4 чел.), ВГМХА -7 (4 чел.), МГЮА - 7% (4 чел.). Один человек продолжил обучение в университете Голландии на факультете менеджмента.

Итак, общая численность выпускников НОЦ ИСЭРТ РАН в 2003 - 2012 уч. гг. составила 344 человека. Наибольшее количество обучающихся было выпущено в 2011/2012 уч. г. Это связано с увеличением числа школьников в 11-х классах. За рассматриваемый период 82% (282 чел.) выпускников Научно-образовательного центра поступили в вузы, из них 40% (113 чел.) - на экономические специальности.

Таблица 2. Результаты поступления в учреждения профессионального образования выпускников очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН в 2011/2012 уч. г.

Показатель 2011/2012 уч. г.

всего, чел. % от общего количества

Численность выпускников, поступивших в вузы 58 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность выпускников, поступивших в вузы г. Вологды 36 62

Вологодский государственный технический университет 18 31

Вологодский государственный педагогический университет 5 9

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-эко-номического университета в г. Вологде 4 7

Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина 4 7

Филиал Московской государственной юридической академии в г. Вологде 4 7

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Санкт-Петербурга 14 24

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Москвы 4 7

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других городов 5 9

Численность выпускников, поступивших в зарубежные учебные заведения 1 2

Численность выпускников, поступивших на экономические специальности 25 43

1 Расчёт данных производился по 58 выпускникам (1 - чел. не поступил, 3 чел. - нет данных).

С целью определения эффективности профориентационной работы в НОЦ ИСЭРТ РАН сравним высказанные в ходе опроса предпочтения школьников и реальные показатели по их поступлению в учреждения профессионального образования, представленные в таблице 3.

Плановые показатели по выбору учреждения для дальнейшего обучения практически полностью были реализованы выпускниками этого года. Наибольшее совпадение предпочтений и фактического результата поступления наблюдается по Вологодскому государственному техническому университету (13 и 18 чел. соответственно). Увеличение данного показателя может быть связано с тем, что школьники, не определившиеся с выбором на момент исследования, в итоге предпочли данный вуз. Значительно повысился показатель численности выпускников, поступивших в учебные заведения других городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и др.) - с 7 до 19 человек. Это свидетельствует о повышении качественного уровня образования, полученного обучающимися в школе и НОЦ ИСЭРТ РАН.

Таким образом, проведённая в 2011/ 2012 уч. г. профориентационная работа

со школьниками НОЦ и опрос выпускников 11-х классов позволили сделать вывод об их основательной подготовке к поступлению в высшие учебные заведения, хорошей ориентированности в состоянии современного рынка труда и направленность на успешное поступление в вуз. Этому способствует и проведение системной работы с профессиональными предпочтениями школьников (в школе, НОЦ ИСЭРТ РАН и т. д.).

Данные, собранные по итогам поступления выпускников, показали, что количество школьников, поступающих на экономические специальности, увеличивается. По итогам 2011/2012 уч. г. обучение по этим специальностям выбрали 43% от общего количества опрошенных (для сравнения: в 2008/2009 уч. г. - 33%). Анализ высказанных выпускниками предпочтений и фактических показателей поступления абитуриентов в вузы показывают, что результаты поступления в основном совпадают с намеченными.

Таким образом, в условиях современного образовательного пространства необходимо большое внимание уделять разработке и реализации программ, направленных на профориентационную работу со школьниками, с учётом

Таблица 3. Результаты обозначенных предпочтений и фактических поступлений в учреждения профессионального образования выпускников очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН в 2011/2012 уч. г.

Выбранный вуз Предпочтения (чел.) Фактический показатель (чел.)

вузы г. Вологды и Вологодской области

Вологодский государственный технический университет 13 18

Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина 4 4

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде 3 4

Вологодский государственный педагогический университет 1 5

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России 1 0

Филиал Московской государственной юридической академии в г. Вологде 1 4

вузы страны

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Москвы 3 4

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других городов 7 19

постоянных изменений, происходящих в структуре кадровых потребностей рынка труда. Такие программы, безусловно, должны быть индивидуальными для различных учреждений, варьироваться по содержанию и в каждом случае отвечать конкретным требованиям и задачам. Тем не менее различные формы организации профориентационной работы позволяют подготовить школьника к выбору будущей профессиональной деятельности и привить интерес к данному вопросу.

Учитывая актуальность профориентационной деятельности, целесообразно продолжать развитие представленных направлений работы со школьниками и формирование у них навыков, необхо-

димых для эффективного будущего профессионального становления.

Перспективы деятельности по данному направлению работы для Научнообразовательного центра видятся в следующем:

- организация в рамках психологических курсов творческих встреч с людьми, представляющими различные профессии;

- осуществление взаимодействия с организациями, деятельность которых направлена на трудоустройство выпускников вузов (ГУ «Центр занятости населения г. Вологды», Центр содействия трудоустройству (ВГПУ), УЦ «Мезон»);

- разработка и проведение двухэтапного профориентационноготренинга для заинтересованных школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический Проект, Екатеринбург; Деловая книга, 2004. - 192 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Мир, 2006. - 336 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец.: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Социальная педагогика, 033400

- Педагогика / А. Климов - М.: Академия, 2010. - 304 с.

4. Королева, И.А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН] [Текст] / И.А. Королева, О.Ю. Зябкина // Молодой учёный. - 2012. - № 5. - С. 435-444.

5. Лазарев, А.А. Педагогические условия формирования профессионального интереса старшеклассников к будущей деятельности [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Лазарев. - М., 2004. - 37 с.

6. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография [Текст] / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

7. Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательном учреждении [Текст] / под ред. Е.М. Поляковой. - Вологда: ВГПУ, «Русь», 2003. - 82 с.

8. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2003. - 480 с.

9. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст]: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.

10. Результаты деятельности экономического школьного факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН за 2011/12 учебный год [Текст]: заключительный отчёт о НИР / исполн. В.И. Попова, О.Ю. Гарманова, О.Ю. Зябкина, И.А. Королева, А.Б. Кулакова. - Вологда, ИСЭРТ РАН, 2013. - 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.