Научная статья на тему 'Организация деятельности очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН'

Организация деятельности очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОЧНЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ ПО ЭКОНОМИКЕ / ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / RESEARCH-AND-EDUCATION CENTER / FULL-TIME ELECTIVE CLASS IN ECONOMICS / SCHOOL ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Вера Ивановна, Гарманова Ольга Юрьевна

В настоящее время в связи с необходимостью формирования конкурентоспособных личностей особое внимание уделяется развитию у обучающихся ключевых компетенций. Исходя из взятого государством курса на модернизацию экономического развития, важную роль среди них играют экономические компетенции. Однако мер по их формированию применяется недостаточно. Это проявляется в отсутствии предмета «Экономика» в базисном учебном плане общеобразовательной школы и слабом развитии данного направления подготовки в системе дополнительного образования. Вместе с тем следует отметить, что последнее выступает альтернативой школьного экономического образования. С учётом специфики деятельности учреждений дополнительного образования при организации учебного процесса во главу угла следует ставить реализацию целей и задач самих обучающихся, являющихся главными потребителями образовательных услуг. В связи с этим весьма важным организационным элементом является мониторинг удовлетворённости учеников и выпускников качеством обучения, который позволяет оценить эффективность проводимой работы. В данной статье представлен анализ деятельности очного факультатива по экономике, действующего при Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, в оценках его выпускников (по итогам анкетного опроса). Подробно рассмотрены причины выбора школьниками данного направления подготовки, условия обучения и качество образовательного процесса как основные мотивы и факторы, влияющие на результативность функционирования факультатива. Для оценки воздействия НОЦ на жизнь выпускников были рассмотрены особенности их современного социального положения. В целом сделан вывод об эффективности реализации экономической подготовки школьников как в направлении удовлетворённости качеством образования и условиями, так и в отношении форм обучения и влияния Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН на жизнь выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of elective classes in Economics in the school-leavers’ estimates

Nowadays special attention is paid to the development of students’ core competencies due to the necessity to form competitive personalities. Economic competences have an important role due to the state course of economy modernization. However, the measures, taken for their formation, are not sufficient. The basic curriculum of secondary school does not have the subject “Economics” and this direction of training in the additional education system is developed poorly. However, it should be noted that the latter serves as an alternative to school economic education. Taking into account specific character of additional education institutions’ activity, one should focus on the implementation of the goals of students, who are the main consumers of educational services. That is why a very important organizational element is the monitoring of pupils and school leavers’ satisfaction of the education quality that assesses the effectiveness of the work. The article presents the analysis of the full-time Economics elective class at ISEDT RAS Researchand-Education Center for Economics and Information Technology in the school-leavers’ estimates (by the questionnaire results). It considers the reasons for the students’ choice of this specialty, the learning environment and the quality of education in detail as main reasons and factors, affecting the efficient operation of the elective class. To assess the impact of the Research-and-Education Center on the lives of its graduates, the characteristics of their current social state have been considered. The article makes a conclusion about the effective implementation of pupils’ economic training with regard to satisfaction with education quality and conditions and in the modes of study and the impact of ISEDT RAS Research-and-Education Center on the lives of its graduates.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН»

Организация и управление

УДК 37.013(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)

© Попова В.И., Гарманова О.Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЧНОГО ФАКУЛЬТАТИВА НОЦ ИСЭРТ РАН

ПОПОВА ВЕРА ИВАНОВНА

кандидат экономических наук, заведующий отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: vologdanoc@mail.ru

ГАРМАНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: garmanova@yandex.ru

В настоящее время в связи с необходимостью формирования конкурентоспособных личностей особое внимание уделяется развитию у обучающихся ключевых компетенций. Исходя из взятого государством курса на модернизацию экономического развития, важную роль среди них играют экономические компетенции. Однако мер по их формированию применяется недостаточно. Это проявляется в отсутствии предмета «Экономика» в базисном учебном плане общеобразовательной школы и слабом развитии данного направления подготовки в системе дополнительного образования. Вместе с тем следует отметить, что последнее выступает альтернативой школьного экономического образования.

С учётом специфики деятельности учреждений дополнительного образования при организации учебного процесса во главу угла следует ставить реализацию целей и задач самих обучающихся, являющихся главными потребителями образовательных услуг. В связи с этим весьма важным организационным элементом является мониторинг удовлетворённости учеников и выпускников качеством обучения, который позволяет оценить эффективность проводимой работы.

В данной статье представлен анализ деятельности очного факультатива по экономике, действующего при Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, в оценках его выпускников (по итогам анкетного опроса). Подробно рассмотрены причины выбора школьниками данного направления подготовки, условия обучения и качество образовательного процесса как основные мотивы и факторы, влияющие на результативность функционирования факультатива. Для оценки воздействия НОЦ на жизнь выпускников

были рассмотрены особенности их современного социального положения. В целом сделан вывод об эффективности реализации экономической подготовки школьников как в направлении удовлетворённости качеством образования и условиями, так и в отношении форм обучения и влияния Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН на жизнь выпускников.

Научно-образовательный центр, очный факультатив по экономике, школьное экономическое образование, экономические компетенции.

В современных социально-экономических условиях одной из основных задач отечественного образования является формирование конкурентоспособной личности. Решение этой задачи связано с развитием у обучающихся ключевых компетенций, позволяющих им успешно существовать в социуме [7]. Среди них значительную роль играют экономические компетенции, представляющие собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к экономической сфере общества и необходимых для выполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, наёмного работника, предпринимателя и др.) [5, с. 63].

Как показывает опыт, закладывать экономические компетенции необходимо со школьной скамьи. Это обусловлено тем, что формирование экономического мышления является более эффективным в младшем и среднем школьном возрасте [6, с. 29; 9, с. 78-79; 2, с. 25]. Однако в общеобразовательной школе данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Обучение экономике осуществляется в базовом образовании в рамках дисциплины «Обществознание», в профильном обучении - в виде обязательного учебного предмета «Экономика». При этом введение последнего в школах реализуется за счёт школьного компонента, что свидетельствует об изучении основ экономики не в каждой школе, а лишь в тех образовательных учреждениях, в которых экономическое образование входит в число наиболее приоритетных направлений.

Проблема недостаточности школьного экономического образования не решена даже в тех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Вологодской области, где реализуются самостоятельные дисциплины, направленные на изучение региональных аспектов экономического развития. Рассматриваемые в их рамках вопросы не позволяют сформировать экономические компетенции, в полной мере отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (общего) полного образования [10]. В соответствии с ним обучающиеся после изучения базового курса экономики должны иметь систему знаний об экономической сфере общества, понимать сущность экономических институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества, владеть навыками поиска актуальной экономической информации, уметь её анализировать и использовать для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей и т. д. Курс «Региональная экономика», который преподаётся в 7 - 9 классах школ Вологодской области в течение 51 часа (по 17 часов в каждом классе), не в полной мере позволяет развивать у обучающихся широкий перечень знаний, умений и навыков, перечисленных выше. Это объясняется недостаточным количеством часов, отведённых на изучение данной дисциплины, а также тем, что преподавание её организовано не во всех образовательных учреждениях.

Изменение сложившейся ситуации видится нами в расширении системы дополнительного экономического образования школьников. В Вологодской области данная система включает в себя около 80 учреждений. Однако в них занимается изучением экономики незначительная доля обучающихся, а потому данное направление в изданиях официальной статистики не включено в число основных объединений дополнительных образовательных учреждений, что свидетельствует о том, что подготовку по экономике в них проходит менее 500 человек (табл. 1).

Вместе с тем следует отметить, что именно в системе дополнительного образования возможно разрешение противоречия между потребностью общества в выпускниках, обладающих знаниями, умениями, практическими навыками в области экономики, и недостаточным вниманием учебных заведений к вопросу её удовлетворения. Однако с учётом специфики деятельности данных учреждений и направленности на реализацию целей и задач самих обучающихся необходимо в процессе организации учебной деятельности, прежде всего, использовать современные технологии, активные формы обучения, отвечающие требованиям главных потребителей образовательных услуг - школьников.

Успешный опыт решения обозначенных проблем, как показал опрос выпускников, имеет Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (далее - НОЦ), созданный в 2003 году в г. Вологде на базе Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института Российской академии наук (с 2009 года - Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук) [1, с. 8; 3, с. 7; 8, с. 111]. Одним из основных направлений его работы является обеспечение деятельности очного факультатива по экономике, представляющего систему дополнительного образования детей с целью подготовки обучающихся к поступлению на экономические специальности, повышения экономической грамотности школьников. На протяжении всех лет его существования главными формами работы с учениками были проведение занятий, организация различных мероприятий, экскурсий, профильных экономических смен, а также обеспечение участия школьников в конкурсах, олимпиадах и конференциях [4, с. 218]. Занятия очного факультатива по экономике посещают школьники из общегородских групп и профильных социально-экономических классов МОУ «Лицей № 32» г. Вологды.

Таблица 1. Основные показатели деятельности учреждений дополнительного образования в Вологодской области, чел.

Показатель Год

2007 2008 2009 2010

Количество учреждений дополнительного образования, ед. 88 83 82 78

Численность обучающихся, чел. в т. ч. в объединениях: 64054 62817 55673 56895

технического творчества 1872 1705 1418 1601

спортивно-технических 776 1005 1012 510

эколого-биологических 3653 3383 2784 2521

туристско-краеведческих 3207 3566 3155 3065

спортивных 15192 14150 11476 11332

художественного творчества 23568 23073 22529 21709

культурологических 4225 4532 3228 2804

других 11561 11403 10071 13353

Источник: Образование в Вологодской области в 2007 - 2011 годах [Текст] : стат. сборник. - Вологда, 2012. - С. 29.

В рамках освоения комплекса образовательных программ ученики изучают до 15 предметов (экономика, экономическая математика, финансовая грамотность, социология, деловое общение и др.), большинство из которых являются обязательными. Ряд дисциплин (информатика, деловой английский, подготовка к олимпиаде и др.) относятся к дополнительным и посещаются учениками по желанию.

С целью оценки эффективности функционирования очного факультатива по экономике в декабре 2012 - феврале 2013 года был проведён опрос его выпускников разных лет. Он был направлен на изучение удовлетворённости образовательным и воспитательным процессами, морально-психологическим климатом, материальной оснащённостью и позволил не только выявить проблемы для качественного улучшения деятельности факультатива, но и оценить влияние НОЦ на жизнь выпускников.

В опросе принял участие 91 выпускник 2004 - 2012 гг. (из 410 человек, прошедших обучение). Из них 41% (37 чел.) занимались на очном факультативе по экономике в первые годы его существования (2004 - 2008 гг.) и на сегодняшний день в основном получили профессиональное образование в высшем или среднем учебном заведении; 59% (54 чел.) обучались в НОЦ в 2009 - 2012 гг. и сейчас имеют незаконченное образование. Большую долю

опрошенных (61,5%) составляют лица женского пола, 38,5% - мужского. Такое соотношение респондентов обусловлено соответствующим распределением выпускников очного факультатива НОЦ.

Прежде всего, рассмотрим причины выбора школьниками данного направления подготовки, условия обучения и качество образовательного процесса как основные мотивы и факторы, влияющие на эффективность деятельности очного факультатива по экономике.

Основным мотивом обучения в НОЦ, согласно опросу выпускников, является возможность получения экономического образования в связи с недостаточностью преподавания этой дисциплины в школе - это отметили 75,8% (69 чел.). На предпочтения обучающихся значительное влияние также оказывает получение образования на платной основе. Данную причину обозначили 31,9% (29 чел.) выпускников, бесплатно занимавшихся в НОЦ. Среди прочего опрошенные отметили, что посещение данного предмета было включено в их обязательную программу в школе, а также было рекомендовано учителем в образовательном учреждении (рис. 1).

Опрошенные отметили, что занятия позволили расширить знания в области экономики (82,4%; 75 чел.), помогли определиться с выбором профессии (24,2%; 22 чел.). Немаловажным является

75,1

60 -

40 -

20 -

31,9

8,8 14,3

3,3

Экономическое Бесплатноеобучение Советродителей Совет друзей Другое

направление образования

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Почему Вас заинтересовала возможность обучения в НОЦ?», %

0

и тот факт, что в процессе обучения в НОЦ школьники смогли найти новых друзей и знакомых (31,9%; 29 чел.) (рис. 2).

Условия обучения на очном факультативе по экономике выпускники оценили в среднем на 9,2 балла, а качество образовательного процесса - на 8,3 балла по десятибалльной шкале. Это свидетельствует о том, что реализуемая система работы способствовала углублению у школьников знаний в области экономики, достижению желаемого и самореализации.

Своё положительное отношение к очному факультативу по экономике опрошенные выразили, отвечая на вопросы, касающиеся рекомендации обучения в НОЦ друзьям, знакомым и детям. Так, 89% (81 чел.) выпускников скорее всего будут

рекомендовать друзьям и знакомым обучение детей в НОЦ. Заботясь о будущем своих детей, в т. ч. и планируемых, рекомендовать им посещать занятия будут 90,1% (82 чел.) (рис. 3).

Осознавая важность знаний, полученных на факультативе по экономике, идею создания Научно-образовательного центра опрошенные оценили в среднем на 9 баллов по десятибалльной шкале. Обучение в НОЦ, по мнению выпускников, способствовало, прежде всего, формированию у них навыков планирования и проведения научно-исследовательской работы (69,2%; 63 чел.), навыков самоорганизации (42,9%; 39 чел.), умений решать поставленные задачи (38,5%; 35 чел.), искать альтернативные подходы к реше-

100 и 80 -

82,4

60 -

40 -

20 -

31,9

24,2

1,1

Расширились знания в области Нашлись новые друзья экономической науки и знакомые

Определился профессиональный выбор

Другое

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какую роль сыграл НОЦ в Вашей жизни?», %

1,1

Да

' Скорее да, чем нет ' Скорее нет, чем да Нет

0

Рис. 3. Распределение ответов на вопросы:

I. «Рекомендуете ли Вы своим друзьям и знакомым обучение детей в НОЦ?»;

II. «Будете ли Вы рекомендовать своим детям посещать занятия в НОЦ?», %

Навыки планирования и проведения научно-исследовательской работы

Навыки самоорганизации

Умение решать поставленные задачи

Умение искать альтернативные подходы к решению проблемы

Умение рационально мыслить

Другое

“I-------------------------------------1----------------------------------1----------------------------------Г"

“I-------------------------------------Г"

10 20 30 40 50 60 70 80

0

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Что Вам дало обучение в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН?», %

нию проблемы (37,4%; 34 чел.) и рационально мыслить (29,7%; 27 чел.) (рис. 4).

К наиболее запомнившимся мероприятиям за время обучения в НОЦ опрошенные отнесли конкурсы, олимпиады и конференции (81,3%; 74 чел.). Значительная часть респондентов также отметила экскурсии (36%; 33 чел.) и дискуссионный клуб «Юный экономист» (18,7%; 17 чел.). Это позволяет сделать вывод об успешности реализации на очном факультативе по экономике для школьников основных форм и направлений работы с обучающимися (рис. 5).

Для оценки влияния НОЦ на жизнь выпускников были рассмотрены особенности их современного социального положения. В связи с этим было исследовано их семейное положение, жилищные условия и род занятий.

В настоящее время 81% (74 чел.) от числа всех опрошенных «удовлетворены» и «скорее удовлетворены, чем нет» собственным социальным статусом. Результаты опроса свидетельствуют о том, что

большинство из всех респондентов не женаты (92%; 84 чел.), не имеют детей (98%; 89 чел.) и проживают с родителями (64%; 58 чел.). По разным причинам, прежде всего, в связи с получением образования в Москве и Санкт-Петербурге, опрошенные арендуют жилье (11%; 10 чел.) и живут в общежитии (10%; 9 чел.). В то же время имеют собственное жилье 22% (8 чел.) выпускников 2004 - 2008 гг. и 6% (3 чел.) выпускников 2009 - 2012 гг.

Большая часть всех опрошенных (95%; 86 чел.) оценивает свою профессиональную (учебную) деятельность как удачно сложившуюся (рис. 6).

Это подтверждается тем, что более 58% (53 чел.) респондентов проходят обучение в учреждениях высшего образования и свыше 40% (37 чел.) на сегодняшний день трудоустроено. Из них пять (14%) выпускников связали свою жизнь с научной деятельностью - это аспиранты и сотрудники ИСЭРТ РАН. Большинство из занятых (38%; 14 чел.) являются специалистами, аналитиками, менеджерами, бухгалтера-

80 -

60 -

40 -

20 -

81,3

36,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18,7

4,4

7,7

1,1

Конкурсы,

олимпиады,

конференции

Экскурсии Дискуссионный Факультативы во Летний лагерь Тематические клуб время каникул недели

Другое

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Какие мероприятия Вам больше всего запомнились

во время обучения в НОЦ?», %

0

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Удачно ли сложилась Ваша профессиональная (учебная) деятельность?», %

ми и инженерами в банковском секторе, строительстве, сфере торговли и государственном управлении. По 8% (3 чел.) трудоустроены в сфере образования и организациях, занимающихся программированием; инженерно-технические работы выполняют 5% (2 чел.) выпускников.

В ближайшие пять лет выпускники очного факультатива по экономике видят себя специалистами организаций в сфере торговли, туризма, информационных технологий, образования, здравоохранения и общественного питания. Отдельные девушки и юноши планируют стать индивидуальными предпринимателями, а также сотрудниками правительства области, таможни и банка. Это позволяет сделать

вывод о том, что для основной части выпускников НОЦ в настоящее время первостепенное значение имеют получение образования и построение карьеры.

В рамках опроса выпускники предлагали направления совершенствования деятельности НОЦ. Были предложены мероприятия, которые связаны с развитием самоуправления, расширением областей подготовки и форм работы с обучающимися, повышением качества образования, а также созданием благоприятного имиджа НОЦ в СМИ и дальнейшим развитием международного сотрудничества (табл. 2).

Таким образом, результаты опроса выпускников свидетельствуют о продуктивной работе очного факультатива по эко-

Таблица 2. Направления совершенствования деятельности НОЦ (по мнению выпускников)

№ п/п Направление Мероприятия

1 Развитие самоуправления в НОЦ Предоставление возможности обучающимся организовывать образовательный процесс самостоятельно.

2 Расширение направлений подготовки Введение новых интересных факультативов.

Расширение круга преподаваемых предметов и увеличение числа мест для обучения.

3 Повышение качества образования Проведение большего количества встреч с представителями бизнеса.

Приглашение для проведения обзорных лекций преподавателей из столичных вузов (МГУ, ВШЭ).

Увеличение количества практических занятий.

4 Расширение форм работы с обучающимися Увеличение количества экскурсий, показов фильмов/передач.

Проведение большего числа интеллектуальных и развлекательных мероприятий.

5 Создание благоприятного имиджа НОЦ в СМИ Реклама НОЦ в различных социальных сетях.

6 Развитие международного сотрудничества Установление контактов с зарубежными образовательными учреждениями с целью передачи опыта и организации стажировок, встреч с интересными людьми.

номике. В целом сложившуюся систему обучения выпускники оценили в среднем на 9,2 балла, а качество образовательного процесса - на 8,3 балла по десятибалльной шкале. Ведущим мотивом обучения в НОЦ является возможность получения экономического образования. Это свидетельствует о важности реализации дополнительной подготовки обучающихся в связи с недостаточностью преподавания этой дисциплины в школе.

Обучение на очном факультативе по экономике позволило школьникам расширить знания в области экономики, помогло определиться с выбором профессии и расширить круг друзей. Оно способствовало формированию у обучающихся навыков планирования и проведения научно-исследовательской работы. Всё это повлияло на успешность их профессиональной (учебной) деятельности и вызвало положительную оценку факультатива и желание порекомендовать его знакомым, друзьям и детям.

К наиболее запомнившимся мероприятиям опрошенные отнесли конкурсы,

олимпиады и конференции, экскурсии и заседания дискуссионного клуба «Юный экономист». Вместе с тем выпускники в качестве направлений совершенствования деятельности очного факультатива отметили важность качества обучения, расширение форм работы с обучающимися и направлений подготовки. Для этого, по их мнению, необходимо расширение круга преподаваемых предметов, увеличение числа мест для обучения, количества практических занятий, экскурсий, показов фильмов/передач, интеллектуальных и развлекательных мероприятий, проведение встреч с представителями бизнеса, приглашение преподавателей из столичных вузов для проведения обзорных лекций.

В целом проведённый опрос показал эффективность реализации экономической подготовки школьников и в плане удовлетворённости качеством образования и условиями обучения, и в смысле положительного влияния Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН на жизнь выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарманова, О. Ю. Экономическое школьное образование: история и реальность [Текст] / О. Ю. Гарманова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Том 19. - № 1. - С. 6-10.

2. Кузнецова, Н. И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ - XXI столетий [Текст] : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. И. Кузнецова. -Ульяновск, 2007. - 282 с.

3. Леонидова, Г. В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г. В. Леонидова. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.

4. Леонидова, Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст] : монография / Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

5. Михеева, С. А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания [Текст] : учебник для студентов педвузов / С. А. Михеева. - М. : Вита-Пресс, 2012. - 328 с.

6. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2 кн. /

B. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина. - Кн. 1 : Подсистема дополнительного школьного образования. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 138 с.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

8. Попова, В. И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В. И. Попова, А. С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4 (56). -

C. 110-119.

9. Урванцева, С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом [Текст] / С. Е. Урванцева // Экономика в школе. - 2011. - № 2. - C. 78-79.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Попова Вера Ивановна - кандидат экономических наук, заведующий отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-08.

Гарманова Ольга Юрьевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социальноэкономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: garmanova@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-37.

Popova V.I., Garmanova O.Yu.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF ELECTIVE CLASSES AT REC ISEDT RAS

Nowadays special attention is paid to the development of students' core competencies due to the necessity to form competitive personalities. Economic competences have an important role due to the state course of economy modernization. However, the measures, taken for their formation, are not sufficient. The basic curriculum of secondary school does not have the subject"Economics" and this direction of training in the additional education system is developed poorly. However, it should be noted that the latter serves as an alternative to school economic education.

Taking into account specific character of additional education institutions' activity, one should focus on the implementation of the goals of students, who are the main consumers of educational services. That is why a very important organizational element is the monitoring of pupils and school leavers' satisfaction of the education quality that assesses the effectiveness of the work.

The article presents the analysis of the full-time Economics elective class at ISEDT RAS Research-and-Education Center for Economics and Information Technology in the school-leavers' estimates (by the questionnaire results). It considers the reasons for the students' choice of this specialty, the learning environment and the quality of education in detail as main reasons and factors, affecting

the efficient operation of the elective class. To assess the impact of the Research-and-Education Center on the lives of its graduates, the characteristics of their current social state have been considered. The article makes a conclusion about the effective implementation of pupils' economic training with regard to satisfaction with education quality and conditions and in the modes of study and the impact of ISEDT RAS Research-and-Education Center on the lives of its graduates.

Research-and-Education Center, full-time elective class in Economics, school economic education, economic competences.

REFERENCES

1. Garmanova O.Yu. Ekonomicheskoe shkol’noe obrazovanie: istoriya i real’nost' [Economic School Education: History and Reality]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 2013, vol. 19, no. 1, pp. 6-10.

2. Kuznetsova N.I. Stanovlenie i razvitie sistemy ekonomicheskogo obrazovaniya v rossiiskoi shkole na rubezhe XX-XXI stoletii: dis. na soisk. uch. st. kand. ped. nauk [Formation and Development of the Economic Education System in Russian Schools at the Turn of the 21st Century: Ph.D. in Pedagogics]. Ul’yanovsk, 2007. 282 p.

3. Leonidova G.V. Regional'nyi nauchno-obrazovatel’nyi tsentr [Regional Research-and-Educational Center]. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2007. 99 p.

4. Leonidova G.V. Teoriya i praktika formirovaniya nauchno-obrazovatel’nogo prostranstva: monografiya [Theory and Practice of Formation of Scientific-Educational Space: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2010. 272 p.

5. Mikheeva S.A. Shkol'noe ekonomicheskoe obrazovanie: metodika obucheniya i vospitaniya: uchebnik dlya stu-dentov pedvuzov [School Economic Education: Methods of Training and Education: Textbook for tudents of Pedagogical Universities]. Moscow: Vita-Press, 2012. 328 p.

6. Ilyin V.A., Shabunova A.A., Popova V.I., Leonidova G.V, Garmanova O.Yu., Egorikhina S.Yu, Koroleva I.A., Kulakova A.B., Fomina Zh.V. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v 2 kn. Kn. 1: Podsistema dopolnitel’nogo shkol’nogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research and Education Centre: 10 years. From inception to implementation”: in 2 Books. Book 1: Subsystem of Additional Education.]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 138 p.

7. Natsional'naya obrazovatel’naya initsiativa "Nasha novaya shkola" [The National Educational Initiative “Our New School”]. Available at: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

8. Popova VI., Kel’sina A.S. Ekonomicheskii shkol’nyi fakul’tativ v Nauchno-obrazovatel’nom tsentre: praktika i perspektivy [The Economic School Elective Course in the Scientific and Educational Center: Practice and Prospects]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2011, no. 4 (56), pp. 110-119.

9. Urvantseva S.E. Shkol’noe ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [School Economic Education in Russia and Abroad]. Ekonomika vshkole [Economics at School], 2011, no. 2, pp. 78-79.

10. Federal'nyigosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya: utv. Prika-zom Ministerstva obrazovaniya i nauki RFot 17 maya 2012goda №413 [Federal State Educational Standard of Secondary (Complete) General Education: Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 No.413]. Available at: http://base.garant.ru/70188902/

INFORMATION ABOUT THE AUTORS

Popova Vera Ivanovna - Ph.D. in Economics, Head of the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-08.

Garmanova Ol'ga Yur'evna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: garmanova@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.