Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСОДИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСОДИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИКА / ЗАИКАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ДОШКОЛЬНИКИ / CONNECTED SPEECH / STAMMERING / DIAGNOSIS / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Спиридонова Мария Алексеевна

В данной статье рассматривается вопрос диагностики уровня развития просодики у дошкольников с заиканием и нормой развития. Предлагается модифицированная диагностическая методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау обследования нарушения просодики у детей с заиканием по компонентам, таким как: темп, ритм, мелодика и интонация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Спиридонова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of prosodics in preschool children with stuttering and speech development norm

This article examines the issue of diagnosing the level of prosodic development in preschool children with stuttering and developmental norm. The modified diagnostic method of N.A. Vlasova and E.F. Rau for examination of prosodic disorders in children with stuttering by components such as tempo, rhythm, melody and intonation is proposed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСОДИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Целью четвертого задания является необходимость выявить у детей правильность понимания предметов, обобщающих понятий, антонимов, синонимов, прилагательных, цветов, чисел, падежей, суффиксов.

Следующее задание позволяет выявить у детей правильность понимания прочитанного текста. Дополнительный материал: знакомая детям сказка: «Лягушка-путешественница». Текст произведения прочитывается, далее задаются вопросы по сказке: «О чем спросила лягушка у утки?», «Что придумала лягушка?», «Что будет, если утка закрякает?!, «Почему лягушка не долетела до юга?».

Последнее задание позволяет определить способность ребенка к изменению голоса по громкости при произнесении различного речевого материала по команде.

Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на модифицированную балльную систему оценок. Каждый ответ оценивался:

0 баллов - отказ от выполнения.

1 балл - выполнение с ошибками.

2 балла - выполнение с ошибками и их самостоятельное исправление.

3 балла - правильное выполнение.

Затем суммировались баллы, и если у ребенка выполнено 80-100% (больше 14 баллов) от всех заданий, то это высокий уровень, если от 50-80% (9-13 баллов) - средний, и меньше 50% - низкий. Затем вычислялась сумма баллов по каждому заданию методики в целом, полученное абсолютное значение переводилось в проценты. В конечном итоге строились сравнительные диаграммы.

Анализируя рассказ ребенка, основное внимание следует обратить на содержание текста, на связность, логичность и последовательность между словами, между предложениями и между частями текста. Необходимо отметить наличие смысловых пропусков, повторов, паузы, аграмматизм, а также степень самостоятельности и выразительность речи.

Разработанное авторами статьи комплексное обследование пересказа позволяет оценить связность речи с позиции ее основных характеристик. Основными критериями оценки являются: логичность, связность, последовательность, правильность (лексика и грамматика), выразительность.

Выводы. Разработанная авторская комплексная методика обследования рассказа позволит выявить проблемы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Данная комплексная методика дает возможность проанализировать проблемы в развитии связной речи с позиции основных ее критериев (логичность, связность, последовательность, правильность, выразительность). Учитывая, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка, важно именно в этот период своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день современных логопедических технологий по коррекции нарушений рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи очень много. Любая из представленных логотехнологий может быть использована для коррекции нарушений рассказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, но при выборе технологии формирования навыков рассказа и при применении их в работе, нужно вызывать желание и интерес детей к определенному типу деятельности, важно учесть индивидуальные и возрастные особенности.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.

2. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 420 с.

3. Глухов, В.П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. -М., 2015. - № 3. - 13-24 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2015. - 133 с.

6. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Журнал «Проблемы современного педагогического образования». Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта) ISSN: 2311-1305. 2017 г., с. 173-179

7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2015. - 105 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); бакалавр Спиридонова Мария Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСОДИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМОЙ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики уровня развития просодики у дошкольников с заиканием и нормой развития. Предлагается модифицированная диагностическая методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау обследования нарушения просодики у детей с заиканием по компонентам, таким как: темп, ритм, мелодика и интонация.

Ключевые слова: просодика, заикание, диагностика, дошкольники.

Annоtation. This article examines the issue of diagnosing the level of prosodie development in preschool

children with stuttering and developmental norm. The modified diagnostic method of N.A. Vlasova and E.F. Rau for examination of prosodie disorders in children with stuttering by components such as tempo, rhythm, melody and intonation is proposed.

Keywords: connected speech, stammering, diagnosis, preschoolers.

Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем в логопедии является вопрос о коррекции нарушений просодической стороны речи. На данный момент одним из наиболее сложных патологий речи является нарушения темпо-ритмической организации речи. По мнению Бутко Г.А. данная категория детей нуждается в ранней логопедической помощи [1].

Изучение просодических нарушений при заикании является актуальным вопросом в современной логопедии, так как при заикании страдает вся речевая система в целом, что негативно отражается на общении, на социальной и профессиональной адаптации людей [7]. Из года в год все больше появляется детей, у которых наблюдается заикание, которое возникает из-за различных причин, таких как биологических и социальных. Если же данное нарушение вовремя не обнаружить и не начать работу по коррекции, то у детей большей вероятностью могут появиться вторичные нарушения, которые сложнее будет исправить. По статистике частота возникновения заикания 1,5-3% от всего населения [2].

Большой вклад в изучение и применение логопедической ритмики при заикании внесли такие ученые как Волкова Г.А., Филатова Ю.О., Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау и Н.Н. Гончарова. Анализ их трудов подчёркивает, что логоритмика является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью, что положительно влияет на заикание. В логоритмические занятия входят слова, музыка и движения, причем это выполняется одновременно. Такие занятия не могут обойтись без музыкательно-двигательных игр, а также без речевых и пальчиковых игр. В таких занятиях акцент идет на развитие мелкой и крупной моторики. Включение танцев и пения будет нелишним. Логоритмические занятия состоят из ритмических игр с музыкальными инструментами [8].

Для успешного результата в логоритмических занятиях используется музыка, так как именно она хорошо влияет на настрой ребенка, а это в свою очередь позволяет усваивать материал быстрее лучше и продуктивнее, ведь очень важно создать для ребенка хороший настрой. При положительных реакциях ребенка процесс происходит наиболее благоприятно и результативно.

История практики доказала, что быстрому развитию речи и музыкальности, формированию положительного эмоционального настроя способствует регулярное проведение логоритмических занятий [3]. Практическая значимость заключается именно в возможности применения разработанной системы дифференцированного логоритмического воздействия в работе логопеда в специальных логопедических группах дошкольных учреждений [6].

В связи с этим использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания является актуальной.

Целью данной статьи является теоретически и экспериментально изучить нарушения просодики у дошкольников с заиканием.

Изложение основного материала статьи. Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи, которое вызвано судорожным состоянием мышц речевого аппарата [9]. Такое речевое нарушение известно человеку уже очень давно, с тех пор, как существует человеческая речь. Именно заикание является одним из самых распространенных и сложных расстройств речи. Чаще всего оно возникает в раннем детстве и при отсутствии вовремя оказанной помощи может сохраняться на протяжении долгих лет.

Г.А. Волкова, Ю.А. Кульмин, Р.Е. Левино И.А. Поварова отмечают, что заикание почти всегда появляются в нарушении плавности ритма, который объясняется всевозможным родом повторений, прерываний, или подливания отдельных слогов и звуков. Это объясняется судорогами мышц речевого аппарата, а также изменениями в просодике высказывания, то есть в высоте и силе звука, темпе речи и нарушением дыхания. Нарушаются словесные ударения, ритм, интонация. Речь становится прерывистой, с необоснованными повторениями, паузами, также изменяются темп и громкость произношения, высота, тембр и сила голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося. Несмотря на это, отмечаются и приспособительные изменения мимики, артикуляции и позы [10].

Темп характеризуется числом звуков, которые произносят в секунду. Из этого можно сказать, что темп это скорость произношения речи в определенный отрезок времени. Сейчас выделяют 3 вида темпа: нормальный, медленный (брадилалия) и быстрый, который включает в себя баттаризм и полтерн [5]. Однако стоит отметить, что у одного и того же человека темп может быть одновременно как и стабильным, так и изменяющимся [11].

Звуковым союзом при помощи чередования ударных и безударных слогов является ритм речи. Ритм и темп представляют очень сложной взаимосвязь и взаимозависимость [1]. Принято различать несколько элементов ритма. Именно регулярность является основным элементом ритма в речи.

Интонация является главной составляющей просодии. Именно через нее можно обнаружить смысл речи и ее значение. Она является одной из самых важнейших элементов устной речи. Интонация является сложным явлением, в которое входят определенные акустические компоненты, такие как тембр голоса, его тон, сила или интенсивность отклика голоса, логическое ударение и пауза. Именно эти компоненты входят в организацию и членение речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [4].

При заикании такие просодические компоненты как темп, ритм, мелодика, интонация нарушаются.

В настоящее время существует много разных диагностических методик качественного и количественного анализа уровня развития просодики у детей с заиканием. Исследование было проведено с помощью модифицированной диагностической методики Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау обследования нарушения просодики у детей с заиканием по компонентам, таким как: темп, ритм, мелодика и интонация.

В экспериментальном изучении были набраны две группы дошкольников. Первая группа - контрольная (20 человек), вторая группа - экспериментальная (20 человек с заиканием). Для изучения темпа речи у детей были подобраны задания с одинаковыми содержанием и требованиями.

Диагностика проводилась по следующим направлениям:

1. Обследование темпа.

• Параметром измерения является слог. Характеристикой темпа является количество слогов в выделенный промежуток времени. Использовался следующий материал для данного исследоания: диктофон, секундомер, а также предложения, которые представлены ниже.

Сказать предложение:

1) «Петя пошел в лес за ягодами и грибами».

2) «Таня громко плачет, уронила в речку мячик».

3) «Вертолет полетел мимо деревьев».

4) «Море сегодня очень спокойное».

5) «Собака съела свой кусок мяса». Количественная и качественная оценка:

0 баллов - патологически медленный темп (1-2 сл в сек), патологически быстрый темп (более 9 сл в сек).

1 балл - замедленный темп (2-3 сл. в сек), убыстренный темп (7-8 сл. в сек).

2 балла - темп в норме (4-5 сл. в сек) - 2 балла.

2. Обследование ритма и интонации.

• Прослушать ритм с закрытыми глазами , а после этого простучать за ритмические рисунки типа: /// //; // // ///; /// / /// /. (прием «музыкальное эхо») (Волкова Г.А).

• Слуховой самоанализ - понимание речи. Прочитать ребенку:

Мальчишки построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Федька не работал. Он всегда дома сидел, да в окно глядел. Когда мальчишки ушли, Федбка нацепил лыжи и пошёл на горку. Чирк лыжами по снегу, и подняться не может. Что теперь ему делать? Федька взял мешок с песочком и посыпал эту большую горку. Прибежали мальчишки. Как же теперь будем кататься? Обиделись мальчишки на Федьку и заставили его песок снегом засыпать. Федька снял лыжи и стал горку снегом засыпать, а мальчишки снова полили её водой. Федька решил сделать им ступеньки, чтобы было легко подниматься.

• Ритм в слове (Классификация слов по А.К. Марковой). Ребенок повторяет слова:

- Открытых слоги без стечения согласных: Двусложные:

дыня, вода, мыло, вата, кофе Трехсложные:

лопата, собака, кубики, кабина, панам

- Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

• Ритм и интонация во фразе. Ребенок повторяет фразы:

а) Повествовательные

- «ПЕТЯ пошел гулять», «Петя ПОШЕЛ гулять», «Петя пошел ГУЛЯТЬ»

- «МОЛОКО убежало на плиту», «Молоко УБЕЖАЛО на плиту», «Молоко убежало на ПЛИТУ»

- «КИРИЛЛ подвернул ногу», «Кирилл ПОДВЕРНУЛ ногу», «Кирилл подвернул НОГУ» «МОСКВА столица России», «Москва СТОЛИЦА России», «Москва столица РОССИИ»

6) Восклицательные

- «Я тебя люблю!», «я ТЕБЯ люблю!», «я тебя ЛЮБЛЮ!»

- «МЫ хотели поиграть!», «Мы ХОТЕЛИ поиграть!», «Мы хотели ПОИГРАТЬ!»

- «ВЕРТОЛЕТ сейчас полетит!», «Вертолет СЕЙЧАС полетит!», «Вертолет сейчас ПОЛЕТИТ!» в) Вопросительные

- «МАМА намыла посуду?», «Мама НАМЫЛА посуду», «Мама намыла ПОСУДУ?»

- «СКОРО придет Весна?», «Скоро ПРИДЕТ Весна?», «Скоро придет ВЕСНА?»

- «САМОЛЕТ скоро полетит?», «Самолет СКОРО полетит?», «Самолет скоро ПОЛЕТИТ?» Количественная и качественная оценка:

Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов Ребенок частично справляется с заданием - 1 балл Ребенок полностью справляется с заданием - 2 балла

3. Обследование мелодики

• На материале шепотной, сопряженной, отраженной, вопросно-ответной форме речи, пересказ, рассказ.

1) Шепотная речь - логопедическое занятие проводится на материале шепотной речи, плавным дыханием без судорожной активности.

Повтори:

- «В лесу рос красивый цветок. Цветок рос посередине поляны. Это был подснежник. Как красивы душистые подснежники! Стала Маша рвать подснежники. Набрала целую корзину. И пошла домой».

- «Ученик Юра Аряев собирал пазлы. Пазлов было много. Пришёл Аскар Абдурахимов. Мальчики вместе решили собрать картину. Так Аскар помог своему товарищу».

- «Утром все люди идут на работу. Тетя Ира работает на стадионе. Она ночной сторож. На стадионе играют в футболл. Тетя Ира хороший рабочий».

2) Сопряженная речь - детям дается образец речи, они внимательно слушают задание, и повторяют вместе с логопедом:

«Вот ворона на крыше помятой

Так с холодной зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — веет весной,

Даже дух занялся у вороны.

Вдруг запрыгала назад глупым скоком,

Вниз на землю глядит она задом:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки.

Это всё у вороны — игрушки, И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..»

3) Отраженная речь - детям дается образец речи, но их лишают поддержки в виде словестных проговаривании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Плыли по небу тучечки. Тучечек — четыре штучечки: от первой до пятой — люди, шестая была верблюдиком. К ним, любопытством объятая, по дороге пристала седьмая, от нее в очень синем небе разбежались за цветочком цветочек. И, не знаю, спугнула восьмая ли, тучечки взяли все — и растаяли. И следом за ними, гонясь солнце погналось — опять и опять.

4) Полуотраженная речь - появляется элемент самостоятельной речи, которую ребенок вставляет в конструкцию, добавляя одно-два слова. Ребенку даются различные картинки.

«Что изображено на картинке?» - «На картинке изображен слон» ...

5) Вопросно-ответная форма - логопед задает вопрос, а ребенок сам составляет конструкцию ответа. Темы вопросов:

«Какое у тебя сегодня настроение?»

«Что ты сегодня делал?»

«Какое твое любимое животное?»

«Чем ты любишь заниматься в свободное время?»

6) Рассказ - ребенку предлагается изучить сюжетные картинки и рассказать рассказ, опираясь на них. Картинки на тему «Кошка бегала за мышкой»

7) Пересказ - ребенок пересказывает знакомый текст. Текст:

«Весна. Солнце пригрело. Побежали ручейки в лесу. Прилетели птицы. Птицы выводят много птенцов. Весело скачет по лесу белка и зайчик. Волк вышл на охоту и чует добычу. Лисица вывела лисят на поляну. Медведица со своими медвежатами рычит у берлоги. Над цветами летают пчелы и бабочки. Все очень рады весне».

Количественная и качественная оценка: Ребенок не выполняет задание - 0 баллов Ребенок выполняет, но допускает ошибки - 1 балл Норма выполнения, нет ошибок в повторении - 2 балла

Затем суммировались баллы, и если у ребенка выполнено 80-100% от задания, то ему выставлялось 2 балла, если от 50-80% - 1 балл, и меньше 50% - 0 баллов. Далее при подсчете полученных результатов благодаря проведенному исследованию,баллы суммируются по каждому проеденному заданию, и методики в целом. И точное полученное значение переводится в проценты. В конечном итоге строились сравнительные диаграммы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

В ходе экспериментального исследования по изучению темпа, ритма, мелодики и интонации речи наглядно изучены результаты, при помощи которых появилась возможность составить общую картину о сформированности просодической стороны речи у детей с нормой речевого развития и у детей с заиканием.

Для исследования темпа, ритма, мелодики и интонации детей были подобраны задания, с одинаковыми содержанием и требованиями.

Таблица сравнения компонентов просодики у детей с нормой развития и заиканием

Темп Ритм Мелодика Интонация

Контрольная группа 97% 95% 91% 98%

Экспериментальная группа 58% 63% 65% 81%

Анализ таблицы показал, что дети из контрольной группы справляются намного лучше с заданиями, чем дети с заиканием. Контрольная группа без особых трудностей справилась с предложенными заданиями на просодику. Дети этой группы не только выполнили все на высокий балл, но и сохраняли спокойствие при выполнении различных заданий. Встречались ошибки при выполнении, но они были единичны. Например, трудность возникла при выполнении задания на ритм ударение во фразе, но при повторном произнесении интонации дети справлялись. У детей с заиканием возникло большое количество затруднений. Возникла трудность со слуховым самоанализом, и почти при всех выполнениях заданий. Детям сложно давались упражнения на ритм, особенно большие затруднения вызвало упражнение постукивание палочками. Даже при повторном объяснении задания дети чувствовали дискомфорт и неуверенность в действиях. Даже при наглядном объяснении возникали сложности. При выполнении задания на темп дети очень торопились и превышали норму сказанных слогов в секунду. Сначала показалось, что дети просто нервничают, и по-этому превышают норму, стараясь быстро прочитать. Вследствие чего была проведена беседа, где говорилось, что тут результат не важен, чтобы дети не волновались. Как только с детьми был найден положительный контакт, эксперимент повторился, но результаты остались такими же. Наилучшим результатом в экспериментальной группе были упражнения на интонацию.

Выводы. Модифицированная диагностическая методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау позволит выявить проблемы в просодике у дошкольников с заиканием.

Данная модифицированная методика дает возможность проанализировать проблемы в развитии темпа, ритма, мелодики и интонации. С помощью методики можно просмотреть, насколько сильно нарушены просодические компоненты, сравнивая с детьми с нормой развития.

Литература:

1. Бутко Г.А. Развитие система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ в учреждения образования и здравоохранения Мининкий вестник том 7 № 4. 2019

2. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре / И.Г. Выгодская - М., 2017

3. Гринер, В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников / В.А.Гринер. - М., - 2017.

4. Елена Ворошилова: Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие. Под. ред. Цветковой Т.В. Издательство «Сфера», 2012 г., 64 с.

5. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)

6. Жулина Е.В., Кадикина М.В. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста «Проблемы современного педагогического образования» 2019. № 63-2. С. 171-173.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 320 с.

8. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Под ред. Ильина В.М. Издательство «Детство-Пресс», 2014 г., 96 с.

9. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений, 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. — 223 с.: ил.

11. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 2000. - 314 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования компетенций студентов-бакалавров нефтегазового вуза в процессе обучения математическим дисциплинам в условиях реализации ФГОС ВО 3++. Представлены проблемы математической подготовки в нефтегазовом вузе, связанные с переходом к реализации нового федерального государственного стандарта. Охарактеризованы негативные тенденции в математической подготовке в вузе, усиливающиеся на современном этапе. Доказана необходимость перехода к поисково-творческим методам обучения.

Ключевые слова: математика, компетентностный подход, математическая компетентность, негативные тенденции в обучении математике, фундаментализация, контекстное обучение, метод проектов.

Annotation. The article deals with topical issues of forming the competencies of bachelor students of the oil and gas University in the process of teaching mathematical disciplines in the conditions of implementation of the FSES in 3++. The problems of mathematical training in the oil and gas University associated with the transition to the implementation of the new Federal state standard are presented. Negative trends in mathematical training at the University, which are increasing at the present stage, are characterized. The necessity of transition to search and creative methods of training is proved.

Keywords: mathematics, competence approach, mathematical competence, negative trends in teaching mathematics, fundamentalization, contextual learning, project method.

Введение. Система образования в России, особенно университетская, традиционно основана на принципе фундаментальности [1, c. 15]. Знание математики, ее основ - неотъемлемая часть культуры каждого цивилизованного человека. Знание математических методов первостепенная необходимость инженера нефтегазовой отрасли, так как развитие техники и технологии, инновации и стремительное развитие информационных технологий, оптимизация процессов предметной области не в последнюю очередь зависит от уровня его математической компетентности инженера.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении проблем результативности компетентностного подхода в математической подготовке студентов-бакалавров направления «Нефтегазовое дело» в условиях введения ФГОС ВО 3++. Анализ проблем математической подготовки в системе высшего нефтегазового образования представляется весьма актуальным, так как и отрасль технического знания, составляющая основу содержания высшего нефтегазового образования, и область применения формируемых компетенций выпускника (нефтегазовое производство, смежные производства, рынок труда) находятся в стадии оптимизации и качественного переопределения.

В настоящее время нефтегазовое образование переживает сложный период перехода на новый государственный образовательный стандарт, получивший кодовое название ФГОС ВО 3++. В последние десятилетия отмечается шквал научно-прикладных исследований, посвященных реализации и результативности компетентностного подхода. Исследования обусловлены процессом информационной трансформации общества, в том числе темпами информационно-виртуальной, эколого-информационной трансформации производства. Интерференция многих циклических социально-культурных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.