Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/27PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ларина Е. А., Перевалова В.Н. Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией на логопедических занятиях с использованием элементов логоритмики // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Larina E.A., Perevalova V.N. (2020). The formation of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with erased dysarthria in speech therapy sessions using the elements of logo rhythm. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN120.pdf (in Russian)
УДК 37.04 ГРНТИ 14.29.29
Ларина Елена Анатольевна
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент логопедии и олигофренопедагогики
E-mail: [email protected]
Перевалова Вероника Николаевна
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
Студент
E-mail: [email protected]
Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией на логопедических занятиях с использованием элементов логоритмики
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и описанию влияния этих особенностей на речевую коммуникации дошкольников. Раскрывается содержание понятия «темпо-ритмическая организации речи» и описывается значение данного компонента просодики. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке неврологии и логопедии. Авторами выделены формы стертой дизартрии и описаны их специфические проявления, нарушения, в том числе неврологические, которые негативно сказываются на речевом становлении детей. Также в статье представлена структура логопедического занятия для дошкольников со стертой формой дизартрии и обоснована необходимость использования логопедической ритмики как средства формирования темпо-ритмической организации речи у данной категории детей. Основное внимание в работе уделено описанию направлений логоритмической работы, рассмотрению организационных и содержательных аспектов, способствующих преодолению речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой. На основе обобщенного практического опыта ученых, занимающихся данной проблемой, в статье представлены и четко описаны ключевые элементы логоритмики, которые могут быть включены в структуру логопедического занятия для оптимизации формирования темпо-ритма у дошкольников со стертой формой дизартрии. Так как темпо-ритмическая организация речи
https:// mir-nauki. com
является высшим уровнем развития двигательной функции организма, базируясь на моторном обеспечении, то в предложенных авторами упражнениях, на всех этапах работы, большое внимание уделяется совершенствованию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса.
Ключевые слова: формирование темпо-ритмической организации речи; стертая форма дизартрии; логопедическая ритмика; дети дошкольного возраста
Стертая форма дизартрии является одним из распространенных речевых нарушений, представляющих собой сложный симптомокомплекс, который проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи. Одной из важных составляющих просодической стороны речи является темпо-ритмическая организация, играющая большое значение в успешном речевом становлении. Изучением особенностей речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии занимались: Архипова Е.Ф., Белякова Л.И., Винарская Е.Н., Лопатина Л.В., Мастюкова Е.М., Серебрякова E.H. и другие. Правильное развитие темпо-ритмической организации положительно влияет на речевой онтогенез, координирует деятельность речевого периферического аппарата, синхронность работы голосового, дыхательного и артикуляционного отделов. В связи с этим не теряют свей актуальности работы, посвященные выявлению и описанию особенностей темпо-ритмической стороны речи детей со стертой формой дизартрии и об организации, методах ее коррекции для полноценного развития детей и их успешной адаптации и социализации в мире.
Цель исследования - описание структуры логопедических занятий с элементами логоритмики по формированию темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Материалы исследования могут быть использованы логопедами для работы в условиях дошкольных учреждений в ходе занятий с детьми со стёртой формой дизартрии, а также в дальнейших научных исследованиях.
Темпо-ритмическая организация речи - это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме [1, с. 53].
Правильная темпо-ритмическая организация обеспечивает выразительность, ясность, играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку с помощью данных категории говорящий человек передаёт не только четко информацию, но и свое эмоциональное состояние. У детей со стертой формой дизартрии темпо-ритмическая организация нарушается в следствие минимального органического поражения подкорково-мозжечковых ядер и проводящих путей, регулирующих мышечный тонус, последовательность сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи [2, с. 127]. То есть, поражение данных структур мозга вызывают нарушение тонуса речевой мускулатуры, трудности переключаемости движений, а также нарушения просодии, в структуру которой и входит темпо-ритмическая организация речи.
Введение
Основная часть
Существует несколько форм стертой дизартрии, в каждой из которых отмечается разное состояние речевой мускулатуры. Выделяют следующие формы стертой дизартрии: стертая форма корковой дизартрии-при данной форме отмечается оральная апраксия и гипертонус мышц артикуляционного аппарата; стертая форма подкорковой (экстрапирамидной) дизартрии - симптомами данной формы дизартрии является меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата, то есть, в клинической картине возможны различные варианты: гипертонус, гипотонус, а также дистония мышц; стертая форма псевдобульбарной дизартрии-является наиболее часто встречающейся, характерным для нее является артикуляционная диспраксия (нарушение произвольных движений) при этом непроизвольные движений остаются сохранными. Данная форма подразделяется на стертую форму псевдобульбарной дизартрии с преобладанием спастического компонента (повышенный тонус, встречается наиболее часто) и стертую форму псевдобульбарной дизартрии с преобладанием паретического компонента (пониженный тонус, отмечается редко); смешанная форма стертой дизартрии, при которой наблюдаются проявления разных форм дизартрии, следовательно может быть как повышенный тонус речевой мускулатуры, так и пониженный.
Нарушение темпо-ритмической организации речи у детей со стертой формой дизартрии проявляется в ускорении или замедлении темпа речи, сопровождающиеся нерегулярным, изменчивым ритмом [4, с. 301]. Также отмечаются трудности при попытке произвольного изменения темпа речи, затруднения в восприятии ритма. Дети немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихотворения, в следствие того, что они не воспринимают стихотворного ритма, не чествуют его рифмы. Сложности возникают и при попытках воспроизведения ритмического и динамического ударений.
Исходя из перечисленных специфических нарушений темпо-ритмической организации речи у детей со стертой формой дизартрии, наиболее продуктивным, по нашему мнению, будет использование элементов логоритмики в процессе организации логопедической помощи детям дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова [6, с. 4]. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь, что у детей со стертой дизартрией и нарушено. Целью логопедической ритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребенка, через движения.
В логопедической ритмике можно выделить два направления работы по формированию темпо-ритмической организации речи. Первое направление включает в себя работу по формированию и коррекции неречевого темпа и ритма, а именно темпо-ритмической организации общих двигательных навыков, с одновременной работой над четкой координацией движений и мышечной регуляцией. Данное направление очень важно в коррекционной работе, так как нормализация темпа и ритма общих движений посодействует воспитанию правильной темпо-ритмической организации речи [7, с. 126]. Второе направление включает в себя работу непосредственно по развитию речевого темпа и ритма детей-логопатов, а именно: артикуляционной моторики, фонационного дыхания, воспитание умеренного темпа и ритма речи, координации речи с движениями.
Структура логопедического занятия с детьми дошкольного возраста со стертой формой дизартрии включает в себя несколько этапов:
1. Организационный момент - на данном этапе происходит введение в тему занятия, целеполагание, создание положительного настроя, пробуждение интереса к предстоящему занятию и плавное введение ребенка в работу.
2. Основная часть-данный этап включает в себя дифференцированный массаж, дыхательную, голосовую практику работу над общей, мелкой и артикуляционной. Задания и упражнения, в соответствие с темой, целью и задачами занятия. Обязательная часть этого этапа - физкультурная минутка, которая предназначена для снятия усталость и напряжение, совершенствования общей моторики, а также для эмоционального заряда.
3. Заключительная часть. Рефлексия - данный этап необходим для подведения итогов, определения результатов занятия. Также следует проводить упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Остановимся на описании элементов логоритмики, которые могут входить в структуру логопедического занятия с детьми дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
1. Упражнения для развития артикуляционной моторики.
Для развития артикуляционного аппарата в начале логопедических занятий всегда проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. С этой целью можно использовать такие хорошо известные динамические упражнения как: «Лошадка», «Почистим зубки», «Улыбка - хоботок», «Качели», «Гармошка», «Маляр» и добавить ритмическую основу в виде счета, стука метронома, или акцента в музыке для формирования у ребенка ритмичных артикуляционных движений. А для того, чтобы ребенку было интереснее выполнять задание, можно предложить ему поиграть с кубиком, на котором изображены эти упражнения. Ребенок бросает куб, какое упражнение выпадет, такое он и будет выполнять. Тем самым логопед сможет реализовывать сразу несколько задач: развивать артикуляцию у ребенка, делать движения органов артикуляции более ритмичными и сохранять у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
2. Упражнения на развитие фонационного дыхания.
Дети со стертой дизартрией часто говорят на вдохе, им не хватает воздуха для завершения фразы, вследствие этого с ними необходимо проводить работу по постановке правильного диафрагмального дыхания. Детей необходимо научить бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе во время речи. Данный элемент может быть включен в начало логопедического занятия. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе [13, с. 11]. В качестве речевого материала используются сначала звуки, слоги, затем слова и предложения, стихотворения.
Пример упражнений:
«Опадают листья». Упражнение выполняется под спокойную музыку. Ребенок делает вдох с одновременным поднятием рук над головой, на выдохе ребенок выполняет легкие покачивающие движения руками и корпусом в право-лево, произнося звук [ф]. Затем снова делает вдох с подъемом рук, а на выдохе медленно опускает руки и продолжительно произносит звук [ш].
3. Упражнения, развивающие общую моторику и формирующие чувство темпа и
ритма.
Упражнения включают в себя несложные движения, такие как хлопки, взмахи руками, наклоны, затем добавляются движения ногами, ходьба, маршировка, бег под музыку. Все передвижения изначально выполняются в одном направлении и лишь со временем задания усложняются, изменяется направления движений и их темп. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, а так как движения выполняются под музыку, со временем они становятся ритмичными, и дети учатся контролировать и произвольно регулировать темп своих действий. Данный элемент
может быть использован в качестве вводных упражнений логопедического занятия для включения детей в рабочий процесс.
Примеры упражнений:
• «Часики». Дети становятся в одну линию и под медленную музыку выполняют легкие наклоны влево-право, изображая ход часов. Как музыка прекращается дети останавливаются. Затем логопед включает быструю музыку, и дети должны выполнять наклоны более быстро. Каждый раз во время паузы логопед с детьми обсуждают, в каком темпе шли часы.
• «Ручеек». Под темп марша дети идут парами друг за другом, держась за руки, как только происходит смена музыки на быструю дети должны остановиться и поднять руки, образуя коридор, в которые пробегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпа марша пары снова продолжают ход.
4. Упражнения для формирования темпа и ритма речи и координации речи с движениями.
Данный элемент может быть включен в основной этап логопедического занятия, необходимо лишь подобрать речевой материал, соответствующий теме занятия. Например, на занятии по автоматизации звуков, развитию лексического словаря можно заняться чтением детских стихотворений с четким ритмом, например, таких авторов как: Барто А., Маршак С .Я., Заходер Б.В., Чуковский К. и других. Ребенок вместе с логопедом читает стихотворение в умеренном темпе, отхлопывая его ритм. Данное упражнение поспособствует и усвоению ритмической структуры слова, и обогащению словаря детей.
Также элемент логоритмики может быть использован в качестве физминутки. Но необходимо помнить, что речевой материал должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Стихотворения, чистоговорки, песни подбираются так, чтобы можно было соотнести движения с ритмом речи. Лучше, чтобы в тексте присутствовало много глагольной лексики для более легкого сопровождения текста с движениями.
Пример упражнений:
«Ванька-встанька». Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются). Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются). Приседай-ка и вставай-ка (приседают и встают). Непослушный, ишь какой! (качают головой и роняют на грудь) Нам не справиться с тобой (возвращаются в исходное положение) [18, с. 26].
5. Упражнения для релаксации и регуляции мышечного тонуса.
Целью упражнений являются снижения мышечного напряжения, воспитание произвольного, контролируемого напряжения и расслабления мышц. Напряжение в упражнениях соотносятся с громким звучанием музыки, а расслабление, наоборот, с тихим музыкальным звучанием. Необходимо помнить, что подобранная музыка должна быть ритмичной, логопед должен следить, чтобы все движения дети выполняли в соответствии с ритмом мелодии, если необходимо логопед может сопровождать музыку счетом или отстукиванием ритмического рисунка.
Примеры упражнений:
• Под громкую музыку дети громко, тяжело, с напряжением топают. Со сменой музыки на тихую дети бегает по комнате на носочках легко, расслабленно.
• Дети передвигаются подскоками по кругу, когда играет громкая музыка, при звучании тихой музыка дети идут, выполняя взмахи руками вверх и вниз.
Данные упражнения следует выполнять на завершающем этапе логопедического занятия после интенсивной деятельности.
Заключение
Таким образом, стертая форма дизартрии является сложным, систематизированным, труднокоррегируемым нарушением, которое проявляется в полиморфном нарушении звукопроизносительной и просодической стороны речи, в частности темпо-ритмической организации, играющей огромное значение в речевом становлении детей. Учитывая сложность данного нарушения, все занятия с данной категорией детей должны быть четко спланированы в соответствии с органо-функциональной речевой патологией. Одновременное использование элементов логоритмики на логопедических занятиях будет способствовать формированию темпо-ритмической организации речи, а также развитию речи в целом, так как сочетание музыки, движений и тщательно подобранного речевого материала, активно воздействует на центральную нервную систему и положительно влияет на развитие высших психических функций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г.Н. Иванова-Лукьянова. - М., 2000. - 197 с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС. 2003. 272 с.
3. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание/ Дьякова, Е.А. - М.: В. Секачев, 2017. - 224 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель. 2007. 330 с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: ТЦ «Сфера». 2014. - 64 с.
6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: Академия. 2008. - 192 с.
7. Комаровская А.О. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми с дизартрией // Мир детства в современном образовательном пространстве. 2017. -С. 225-227.
8. Бохан О.А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / Лашкова Л.В. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. С. 100-102.
9. Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г.В. Дедюхина. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с.
10. Жулина Е.В. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / Соловьева Н.Н. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 79-82.
11. Коновалова Е.Г. Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 2 (5). С. 169-170.
12. Консур А.В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи / Шорохова М.В. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018.
13. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009. -80 с.
14. Ларина Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста / Современное образование: проблемы и перспективы развития: монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. -С.39-55.
15. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. - С. 260-269.
16. Лопухина И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта. 2010. - 256 с.
17. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: СФЕРА. 2007. -124 с.
18. Рау Е.Ю. Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания / Казбанова Е.С. // Логопед. - 2012.- с. 47-49.
19. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. [Текст] - М.: ГНОМ-ПРЕС. 2011. - 36 с.
20. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей. Теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография / Ю.О. Филатова. - М.: Московский педагогический государственный университет. 2012. - 218 c.
https:// mir-nauki. com
Larina Elena Anatolyevna
Pacific national university, Khabarovsk, Russia E-mail: [email protected]
Perevalova Veronika Nikolaevna
Pacific national university, Khabarovsk, Russia E-mail: [email protected]
The formation of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with erased dysarthria in speech therapy sessions using the elements of logo rhythm
Abstract. This article is devoted to considering the features of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with an erased form of dysarthria and describing the influence of these features on the speech communication of preschool children. The content of the concept of "tempo-rhythmic organization of speech" is revealed and the meaning of this component of prosody is described. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of neurology and speech therapy. The authors identified the forms of erased dysarthria and described their specific manifestations, disorders, including neurological ones, which negatively affect the speech formation of children. The article also presents the structure of a speech therapy session for preschool children with an erased form of dysarthria and substantiates the need to use speech therapy rhythmics as a means of forming the tempo-rhythmic organization of speech in this category of children. The main attention in the work is given to the description of the directions of logo rhythmic work, the consideration of organizational and substantive aspects that contribute to overcoming speech disorders, using systematic motor exercises in combination with word and music. Based on the generalized practical experience of scientists involved in this problem, the article presents and clearly describes the key elements of logo rhythm that can be included in the structure of speech therapy classes to optimize the formation of the tempo rhythm in preschool children with an erased form of dysarthria. Since the tempo-rhythmic organization of speech is the highest level of development of the motor function of the body, based on motor support, in the exercises proposed by the authors, at all stages of work, much attention is paid to improving general and fine motor skills, coordination of movements, spatial orientation, and regulation of muscle tone.
Keywords: formation of the tempo-rhythmic organization of speech; the erased form of dysarthria; logopedic rhythm; preschool children
27PDMN120