Научная статья на тему 'Сравнительный анализ профессиональной позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста'

Сравнительный анализ профессиональной позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведомственный вуз ФСИН России / курсанты-психологи / курсанты-юристы / профессиональная позиция / типология профессиональной позиции личности / авторская методика / сравнительный анализ / departmental university of the FPS of Russia / cadets-psychologists / cadets-lawyers / professional position / typology of a person's professional position / author's methodology / comparative analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марина Алексеевна Сенько

В статье сопоставляются профессиональные позиции курсантов-психологов и курсантов-юристов ведомственного вуза. Сравнительный анализ проводится по результатам, полученным при проведении авторских тестов, измеряющих профессиональную позицию обучающихся на психологическом и юридическом факультетах Вологодского института права и экономики ФСИН России. Цель исследования – выявить психологические характеристики профессиональной позиции курсантов и сравнить типологию профессиональной позиции личности обучающихся в ведомственном вузе на психологическом и юридическом факультетах. Методологическую основу исследования составили психодиагностический, статистический методы, анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной с помощью авторских психодиагностических методик работы исследованы различные факторы профессиональной позиции курсантов и проведен анализ типов профессиональных позиций курсантов-психологов и курсантов-юристов. Проверена гипотеза об идентичности профессиональных типов позиций обучающихся по данным специальностям в ведомственном вузе. Сравнительный анализ психологических особенностей профпозиций обучающихся позволил сделать вывод о том, что они носят в целом схожий характер. В то же время у курсантов, обучающихся по разным специальностям, были выявлены некоторые отличия в восприятии их будущей профессиональной деятельности и в отношении к ней. Область применения результатов проведенного исследования не только сугубо научная, но и практическая. Результаты исследования позволят оптимизировать образовательный процесс, улучшить качество подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы с точки зрения формирования зрелой профессиональной позиции у молодых сотрудников в соответствии с вызовами, которые стоят в настоящее время перед уголовно-исполнительной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the professional position of a cadet-psychologist and a cadet-lawyer

In the article the author compares the professional positions of cadets-psychologists and cadetslawyers of a departmental university. She carries out a comparative analysis based on the results obtained during the author's tests that measure the professional position of students at the psychological and legal faculties of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia. The purpose of the study is to identify the psychological characteristics of the professional position of cadets using the author's methods and compare the typology of the professional position of the personality of students in a departmental university at the psychological and law faculties. The methodological basis of the study was psychodiagnostic, statistical methods, analysis, synthesis, system-structural, formal-logical methods. As a result of the work carried out with the help of the author's psychodiagnostic methods, various factors of the professional position of cadets were investigated and an analysis of the types of professional positions of cadets-psychologists and cadetslawyers was carried out. The author tested hypothesis about the identity of the professional types of positions of students in these specialties in a departmental university. A comparative analysis of the psychological characteristics of the students' professional positions led to the conclusion that they are generally similar in nature. At the same time, cadets studying in different specialties showed some differences in the perception of their future professional activity and in their attitude towards it. The scope of the results of the study is not only purely scientific, but also practical. The results of the study will optimize the educational process, improve the quality of training for the penitentiary system in terms of the formation of a mature professional position among young employees in accordance with the challenges currently facing the penal system.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ профессиональной позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста»

УДК159.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-250-3-65-72

МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА СЕНЬКО

старший преподаватель кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе психологического факультета ВИПЭ ФСИН России,

подполковник внутренней службы И marina.senko2013@yandex.ru

Вологда

Сравнительный анализ профессиональной позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста

Аннотация. В статье сопоставляются профессиональные позиции курсантов-психологов и курсантов-юристов ведомственного вуза. Сравнительный анализ проводится по результатам, полученным при проведении авторских тестов, измеряющих профессиональную позицию обучающихся на психологическом и юридическом факультетах Вологодского института права и экономики ФСИН России. Цель исследования - выявить психологические характеристики профессиональной позиции курсантов и сравнить типологию профессиональной позиции личности обучающихся в ведомственном вузе на психологическом и юридическом факультетах. Методологическую основу исследования составили психодиагностический, статистический методы, анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной с помощью авторских психодиагностических методик работы исследованы различные факторы профессиональной позиции курсантов и проведен анализ типов профессиональных позиций курсантов-психологов и курсантов-юристов. Проверена гипотеза об идентичности профессиональных типов позиций обучающихся по данным специальностям в ведомственном вузе. Сравнительный анализ психологических особенностей проф-позиций обучающихся позволил сделать вывод о том, что они носят в целом схожий характер. В то же время у курсантов, обучающихся по разным специальностям, были выявлены некоторые отличия в восприятии их будущей профессиональной деятельности и в отношении к ней. Область применения результатов проведенного исследования не только сугубо научная, но и практическая. Результаты исследования позволят оптимизировать образовательный процесс, улучшить качество подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы с точки зрения формирования зрелой профессиональной позиции у молодых сотрудников в соответствии с вызовами, которые стоят в настоящее время перед уголовно-исполнительной системой.

Ключевые слова: ведомственный вуз ФСИН России, курсанты-психологи, курсанты-юристы, профессиональная позиция, типология профессиональной позиции личности, авторская методика, сравнительный анализ

Для цитирования

Сенько М. А. Сравнительный анализ профессиональной позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 3. С. 65-72. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-250-3-65-72.

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

© Сенько М. А., 2023

MARINA A. SENKO

Senior Lecturer of the Department of Organization of Psychological Service in the Penal System of the Faculty of Psychology of the VILE of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service

El marina.senko2013@yandex.ru Vologda

Comparative analysis of the professional position of a cadet-psychologist and a cadet-lawyer

Abstract. In the article the author compares the professional positions of cadets-psychologists and cadets-lawyers of a departmental university. She carries out a comparative analysis based on the results obtained during the author's tests that measure the professional position of students at the psychological and legal faculties of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia. The purpose of the study is to identify the psychological characteristics of the professional position of cadets using the author's methods and compare the typology of the professional position of the personality of students in a departmental university at the psychological and law faculties. The methodological basis of the study was psychodiagnostic, statistical methods, analysis, synthesis, system-structural, formal-logical methods. As a result of the work carried out with the help of the author's psychodiagnostic methods, various factors of the professional position of cadets were investigated and an analysis of the types of professional positions of cadets-psychologists and cadets-lawyers was carried out. The author tested hypothesis about the identity of the professional types of positions of students in these specialties in a departmental university. A comparative analysis of the psychological characteristics of the students' professional positions led to the conclusion that they are generally similar in nature. At the same time, cadets studying in different specialties showed some differences in the perception of their future professional activity and in their attitude towards it. The scope of the results of the study is not only purely scientific, but also practical. The results of the study will optimize the educational process, improve the quality of training for the penitentiary system in terms of the formation of a mature professional position among young employees in accordance with the challenges currently facing the penal system.

Keywords: departmental university of the FPS of Russia, cadets-psychologists, cadets-lawyers, professional position, typology of a person's professional position, author's methodology, comparative analysis

For citation

Senko M. A. Comparative analysis of the professional position of a cadet-psychologist and a cadet-lawyer // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 3. C. 65-72. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-250-3-65-72.

5.3.9. Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

В настоящей работе рассматривается вопрос профессионального становления обучающихся в ведомственном вузе будущих юристов и психологов. Профессиональное становление - длительный и непрерывный процесс, заключающийся в усвоении знаний, уме-

ний и навыков конкретной профессиональной деятельности, в личностном развитии, что приводит к формированию специалиста с конкретным поведенческим стилем, который обусловливается особенностями личности профессионала. В некоторых исследованиях, проведенных

в рамках изучения профессиональной позиции, изучались конкретные качества специалистов, и наибольший интерес представляло становление данной позиции в конкретных профессиях - инженера, летчика, психолога и в некоторых других [1]. Однако профессиональному становлению сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), как и сотрудников других силовых структур, было уделено недостаточное внимание.

Профессиональное становление сотрудника УИС, как и в других профессиях, обусловлено получением и усвоением теоретических знаний и профессионально-личностным развитием, формированием собственного стиля поведения в рамках конкретной профессиональной деятельности. Эффективное выполнение трудовой деятельности предполагает наличие не только соответствующей теоретической подготовки, но и развитых личностных структур и характеристик. Для сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимыми являются сформированные мотивационно-ценностные, регуляционные, интеллектуально-творческие личностные структуры.

Условия несения службы в учреждениях УИС являются стрессовыми, а в определенных ситуациях и экстремальными. Взаимодействие с осужденными носит напряженный, а порой и конфликтный характер. Агрессивное поведение большинства подозреваемых, обвиняемых, осужденных, враждебность в адрес сотрудников с их стороны, атмосфера всеобщего недоверия, высокие физические и психологические нагрузки в целом предъявляют высокие требования к профессионально-личностной позиции несущего службу в уголовно-исполнительной системе. Для таких специалистов, как психологи УИС и начальники отрядов, становление профессиональной позиции обусловлено определенными факторами.

Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом курсанты, обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность», должны научиться решать профессиональные задачи, связанные с правотворческой, правоприменительной, оперативно-служебной, розыскной, профилактической, управленческой деятельностью. Вместе с этим большую долю в работе данных специалистов занимает педагогическая

и воспитательная деятельность. В процессе обучения в образовательной организации высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний курсанты юридического факультета с ведомственной специализацией «Организация режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы» учатся осмысливать и анализировать существующую воспитательную практику, организовывать и осуществлять воспитательную работу с осужденными с помощью определенных психолого-педагогических методов и технологий, приобретают навыки выявления, анализа и решения проблемных ситуаций при проведении воспитательной работы с осужденными.

Курсанты, обучающиеся по специальности «Психология служебной деятельности», должны решать следующие профессиональные задачи: психологическое сопровождение служебной деятельности личного состава с целью обеспечения эффективного выполнения ими оперативно-служебных задач, психологическое сопровождение осужденных, заключающееся в индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе полученных психодиагностических данных об особенностях функционирования отдельных индивидов и групп, подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Выпускники-психологи в профессиональном взаимодействии с ними обязаны уметь применять навыки психокор-рекционной, консультативной, диагностической, психопрофилактической и просветительской работы. Вместе с этим при решении педагогических задач в процессе образовательно-воспитательной и служебно-организа-ционной деятельности они должны ориентироваться на необходимость транслирования информации о значении психологических факторов в поддержании и сохранении физического и психического здоровья.

Обучающиеся по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Психология служебной деятельности» курсанты, согласно федеральному государственному стандарту, должны обладать широким мировоззрением, гражданской позицией, развитыми моральными установками, направленными на соблюдение общепринятой и служебной этики; быть подготовленными к экстремальным условиям службы, иметь развитую психологи-

ческую устойчивость, быть толерантными к социокультурным, религиозным различиям, быть ответственными и способными принимать решения; быть готовыми осуществлять организацонно-управленческую деятельность, руководствуясь принципами эффективной коммуникации; всесторонне применять творческий подход в своей деятельности, развивать в связи с этим креативное мышление и восприятие, пользоваться современными научными и практическими технологиями при решении служебных задач. Безусловно, данные компетенции должны опираться на позитивное самоотношение и позитивное отношение к осуществляемой ими деятельности. Можно сказать, что профессиональная позиция включает в себя два базисных компонента - профессиональные поведенческие стратегии и профессиональное мировоззрение. По мнению В. С. Луки-ной, профессиональное становление личности отражается во внутренней позиции взрослого человека, которая в свою очередь состоит из осознания себя, отношения к себе в контексте окружающей действительности, системы мотивов личности по отношению к окружению или какой-либо сфере деятельности [2].

Ранее нами и другими авторами было проведено исследование различных теоретических источников с точки зрения требований к профессиональной позиции. Были выделены факторы-типы профессионально-личностной позиции «самоотношение», «ценностно-моти-вационная основа», «субъектно-деятельност-ная основа» [3, 4, 5]. Данные факторы явились содержательной основой профпозиции курсанта-юриста и курсанта-психолога.

Также были определены дополнительные взаимосвязанные компоненты: «отношение к себе как к будущему профессионалу», «отно-

шение к людям в будущей профессии», «отношение к будущей профессиональной деятельности» [6]. Обозначенные критерии позволили создать нам авторские методики, с помощью которых было проведено исследование профессиональной позиции среди курсантов психологического и юридического факультетов ВИПЭ ФСИН России.

В процессе ранее проведенного нами исследования были выделены психологические критерии-утверждения для определения типов профессиональной позиции личности (таблица 1).

Данные тесты, прежде чем быть использованными в данном исследовании, подверглись валидизации. Валидность проверялась с помощью эталонной диагностической методики, которая послужила независимым критерием для проверки.

Настоящее исследование профессиональных позиций с помощью созданных психодиагностических методик проводилось на базе Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России).

Объект исследования - процесс становления профессиональной позиции курсанта ведомственного вуза.

Предмет исследования - особенности психологических характеристик профессиональной позиции курсана-юриста и курсанта-психолога.

Гипотеза исследования заключалась в том, что профессиональные позиции курсантов-психологов и курсантов-юристов отличаются некоторыми особенностями, но в целом профессиональные профили у обучающихся по данным специальностям имеют идентичный характер.

Были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать усредненные типы профессиональных позиций курсантов, обу-

Таблица 1

Типы профессиональной позиции личности курсанта-юриста и курсанта-психолога

Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской и М. А. Сенько) Тест «Профпозиция личности курсанта-юриста» [3] Тест «Профпозиция личности курсанта-психолога» [6]

Самоотношение Фактор-тип F(1)(+) 1. Я безусловно могу принять себя как личность. 2. Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях. 3. Я имею осознанное отношние к собственному «я». 1. Я безусловно могу принять себя как личность. 2. Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях. 3. Я имею осознанное отношение к собственному «я».

Ценностно-мотивационная основа Фактор-тип Р(2)(+) 4. Я буду стремиться в своей профдеятельности принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Я готов повышать эффективность правоохранительной и воспитательной деятельности в моем учреждении и делать это при взаимодействии с другими сотрудниками. 6. Независимо от социального положения, пола, возраста человека я готов оказывать правоохранительное, психолого-педагогическое воздействие и помощь осужденному при необходимости. 4. Я готов оказывать душевную помощь людям независимо от их возраста, пола и социального положения. 5. Я умею общаться, слушать и понять другого человека, так как имею выраженный интерес к внутреннему миру людей. 6. Я испытываю позитивное отношение и доверие к людям

Субъектно- деятельностная основа Фактор-тип Р(3)(+) 7. Я обладаю способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов. 8. У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании. 9. Я способен проявлять эмоциональную устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях деятельности. 7. У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании. 8. Я стремлюсь к развитию способности по выявлению и определению психологических проблем. 9. Я способен быть ответственным и активным в своей профессиональной деятельности.

Отношение к себе как к будущему профессионалу-юристу (психологу) Фактор-тип Р(1)(-) 10. Я принимаю себя как будущего профессионала в своем направлении деятельности. 11. Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и границы своих профессиональных возможностей. 12. Я стремлюсь к самопониманию себя как сотрудника УИС, профессионала в своем виде деятельности. 10. Я принимаю себя как будущего психолога. 11. Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и осознаю границы своих профессиональных возможностей. 12. Я стремлюсь к самопониманию себя как будущего профессионала-психолога.

Отношение к людям в будущей профессии Фактор-тип Р(2)(-) 13. Я готов содействовать исправлению осужденных, применяя в том числе психолого-педагогические методы и приемы при взаимодействии с ними. 14. В своей профессиональной деятельности я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям (сотрудникам и осужденным). 15. Я готов конструктивно разрешать конфликты в процессе будущей профессиональной юридической деятельности. 13. Я считаю, что в основе профессиональной деятельности психолога лежат гуманистические ценности. 14. Я могу быть открытым, эмпатичным, доброжелательным. 15. В своей профессиональной деятельности я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям.

Отношение к будущей профессиональной деятельности Фактор-тип Р(3)(-) 16. Я готов творчески, инициативно относиться к освоению и реализации своей будущей профессиональной деятельности. 17. В своей будущей служебной деятельности буду стремиться к логическому, рациональному (без лишних эмоций) решению профессиональных задач. 18. Я готов проявлять в профессиональной деятельности активность, стремление к гибкости и использованию разнообразных инновационных методов работы. 16. Как будущий психолог, я готов оказывать помощь людям в разрешении их проблемных ситуаций, готов творчески относиться к решению профессиональных задач. 17. Для меня важно, чтобы я имел свой индивидуально-исследовательский стиль в будущей психологической деятельности. 18. В моей будущей психологической работе будет обязательным проявлять активность, гибкость, инициативность, креативность.

чающихся на психологическом и юридическом факультетах;

2) сравнить профессиональные позиции курсанта-психолога и курсанта-юриста.

В диагностическом обследовании приняли участие будущие психологи и будущие юристы второго года обучения в количестве 60 человек. Оценка утверждений проводилась на основе симметрической дихотомической шестибалльной шкалы от -3 до +3, которая соответствует положительным оценкам 1, 2, 3, 4, 5, 6. Были выделены следующие уровни типов профпозиции: (3-6) - низкий, (7-10) - средний, (11-14) - высокий, (15-18) -очень высокий [3, 4, 6].

Исследование позволило выявить усредненный профиль профессиональной позиции курсанта юридического факультета и курсанта психологического факультета (таблица 2).

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить ведущие факторы-типы профессиональной позиции обучающихся на юридическом и психологическом факультетах ведомственного вуза. В целом обращает на себя внимание тот факт, что показатели по всем факторам в профилях и курсантов-психологов, и курсантов-юристов II курса находятся в пределах высоких и очень высоких значений, что свидетельствует о высоком уровне развития на момент исследования профессиональной мотивации, профессиональных установок и пред-

ставлений о своей будущей профессиональной деятельности и о себе в профессии.

Некоторые отличия в средних показателях наблюдаются по факторам Б(1)(-) и Б(2)(-).

Фактор-тип Б(1)(-) - отношение к себе как к будущему профессионалу - у большинства респондентов, обучающихся на психологическом факультете, выражен в профессиональном профиле на очень высоком уровне (показатель выше 16), в то время как у 40 % курсантов-юристов II курса данный фактор представлен на высоком и среднем уровне.

Фактор-тип Б(1)(-) имеет содержательную характеристику, означающую, что человек ориентирован на развитие собственной профессиональной компетентности, позитивно воспринимает себя как будущего профессионала. Разница в показателях по данному фактору, выявленная исследованием, подтверждает предположенное нами отличие в профессиональном профиле курсанта-юриста и курсанта-психолога в умении применять навык саморефлексии, самопонимания и в признании ценности позитивного отношение к себе, что определяется разницей в содержании данных профессий.

По результатам исследования можно предположить, что некоторые будущие сотрудники воспитательных отделов, начальники отрядов на втором году обучения в ведомственном вузе имеют большие затруднения в осознании своей профессиональной идентичности,

Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской и М. А. Сенько) [5, 6] Показатели по тесту «Профпозиция личности курсанта-юриста» Показатели по тесту «Профпозиция личности курсанта-психолога»

Самоотношение Фактор-тип F(1)(+) 14,90 16,12

Ценностно-мотивационная основа Фактор-тип F(2)(+) 14,68 15,88

Субъектно-деятельностная основа Фактор-тип F(3)(+) 14,50 16,22

Отношение к себе как к будущему профессионалу Фактор-тип F(1)(-) 14,00 16,01

Отношение к людям в будущей профессии_ Фактор-тип F(2)(-) 14,00 16,50

Отношение к будущей профессиональной деятельности Фактор-тип F(3)(-) 15,00 16,04

Таблица 2

Сравнение типов профпозиции личности курсанта-юриста и курсанта-психолога

сути своей профессиональной деятельности, чем курсанты-психологи с этой же параллели. Возможно, это обусловлено тем, что в настоящий момент содержание профессии «психолог» в целом более определенное, очерченное конкретными профессиональными задачами, в частности для психологов уголовно-исполнительной системы.

По результатам исследования наблюдается отличие в оценке опрошенных курсантов-психологов и курсантов-юристов по фактору Б(2)(-) -отношение к людям в будущей профессии. Стремление к принятию другого человека вне зависимости от его возраста, пола, совершенных деяний и других социально-психологических характеристик, гуманистическая направленность взглядов и установок, терпимость в целом к другим людям, умение принимать во внимание личностные особенности осужденных в своей профессиональной деятельности определяют содержание данного фактора. Примерно 40 % опрошенных курсантов-юристов имеют показатели по фактору Б(2)(-) на высоком и среднем уровне, в то время как у 5 % курсантов-психологов значения находятся на высоком уровне, у остальных 95 % - на очень высоком.

Гуманистические ценности, обусловленные смыслами личности, эмпатия являются ведущими профессионально значимыми свойствами для специалиста-психолога. Можно предположить, что они изначально, на этапе отбора, присущи абитуриентам, поступающим на специальность «психология». Однако немаловажным в подготовке будущих специалистов по воспитательной работе (начальников отрядов) является уделение внимания развитию у них гуманистических установок, представлений о личности и ее развитии в местах лишения свободы, умения грамотно оказывать воспитательное воздействие, мотивировать осужденного к исправлению.

Фактор «самоотношение» у обеих групп обследуемых выражен на очень высоком уровне. Курсанты-психологи и курсанты-юристы, участвовавшие в исследовании, имеют принимающее отношение к собственному «я», положительную самооценку, потребность в безусловном принятии себя, уверенность в собственных профессиональных возможностях. «Я» данного человека имеет выраженную структуру, границы. У участников опроса выстроено спе-

цифичное отношение к собственному «я» как к важному фактору, определяющему в будущем его профессиональное становление и в целом профессиональную пригодность и долголетие, о чем ранее автор писала в своей работе «Базисное моделирование профессиональной позиции обучающегося юриста ведомственного вуза» [3].

Ценностно-мотивационная основа, фактор-тип Б(2)(+), представленный высоким значением (выше 14), свидетельствует о том, что у человека доминирует профессиональная направленность, стремление выполнять свою профессиональнальную деятельность в соответствии с гуманистическими ценностями, с законодательством Российской Федерации. Также при высоких значениях фактора в профессиональном профиле представлена гуманистическая ориентация и ярко выраженный познавательный интерес к внутреннему миру людей, стремление оказывать помощь людям и совершенствовать коммуникативные навыки. По результатам исследования большинство курсантов-психологов и курсантов-юристов второго года обучения демонстрируют значимое отношение к качественным характеристикам ценностно-мотивационной основы профессиональной позиции.

В работе «Профессиональная позиция обучающегося психолога в ведомственном вузе» [4] автор указала, что способностью будущего специалиста принимать оптимальные управленческие решения в своей будущей деятельности, стремлением к самообразованиию и профессиональному развитию, умением применять инновационные подходы в своей деятельности, способностью легко адаптироваться в экстремальных и стрессовых ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, умением соотнести в своей будущей деятельности процессуальную и целевую активность определяется субъектно-деятельностная основа профессиональной позиции личности, фактор-тип Б(3)(+). Среднее значение по результатам исследования и у курсантов-юристов, и у курсантов-психологов находится в диапазоне «очень высокий» -14,5 и 16,22, что свидетельствует о высокой готовности большинства курсантов данной параллели к профессиональному развитию, самообразованию, развитию у себя эмоциональной устойчивости и ответственности.

Фактор-тип Б(3)(-), «отношение к будущей профессиональной деятельности», характеризует креативность, стремление к творчеству у будущих профессионалов. При высоких значениях показателей по данному фактору можно говорить о большом творческом профессиональном потенциале человека, о стремлении к поиску креативных способов решения задач, о наличии индивидуального стиля в осуществлении различных видов деятельности. Такой тип поведения в освоении профессиональной деятельности можно назвать гибким, креативным, инициативным [6]. Эмпирическое исследование выявило высокий уровень развития данного фактора-типа в профессиональном профиле у курсантов-юристов и курсантов-психологов, принявших участие в исследовании, - 15,0 и 16,4 соответственно.

Таким образом, исследование позволило сравнить профессиональные позиции

юристов и психологов, обучающихся в ведомственном вузе. Было выявлено, что типы-факторы в профессиональных профилях у курсантов, обучающихся на психологическом и юридическом факультетах, представлены близкими по значению числовыми средними показателями, что говорит об идентичности профессиональных позиций в целом у курсантов двух данных специальностей. Гипотеза исследования подтвердилась, цель и задачи исследования выполнены.

Результаты проведенного исследования позволят улучшить качество подготовки специалистов в образовательных организациях ФСИН России через оптимизацию образовательного процесса с учетом выявленных значимых факторов профессиональной позиции курсантов-юристов и курсантов-психологов.

1. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль : ЯГПУ, 2000. С. 195-218.

2. Лукина В. С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 25-32.

3. Малышев К. Б., Сенько М. А. Базисное моделирование профессиональной позиции обучающегося юриста ведомственного вуза // Психология: историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 5А. С. 140.

4. Малышев К. Б., Сенько М. А. Профессиональная позиция обучающегося психолога в ведомственном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 377-381.

5. Соколовская О. К. Становление профессиональной позиции студентов-психологов в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Ярославль, 2010. С. 57-58.

6. Сенько М. А. Малышев К. Б. Формирование профессиональной позиции курсанта-юриста ведомственного вуза // Прикладная юридическая психология. 2021. № 4. С. 74-81.

1. Povarenkov Yu. P. Psychology of becoming a professional. Yaroslavl : YSPU, 2000. P. 195-218.

2. Lukina V. S. Research of the motivation of professional development // Voprosy Psychologii. 2004. No. 5. P. 25-32.

3. Malyshev K. B., Senko M. A. Basic modeling of the professional position of a lawyer studying at a departmental university // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Research. 2021. V. 10, No. 5A. P. 140.

4. Malyshev K. B., Senko M. A. Professional position of a psychological faculty student in a departmental university // Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 72-1. P. 377-381.

5. Sokolovskaya O. K. Formation of the professional position of students-psychologists in the process of teaching at the university : dis. ... candidate of psychology : 19.00.07. Yaroslavl, 2010. P. 57-58.

6. Senko M. A. MalyshevK. B. Formation of the professional position of a cadet-lawyer of a departmental university // Applied Legal Psychology. 2021. No. 4. P. 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.