DOI 10.51522/2307-0382-2021-231-8-57-66 УДК 159.9
М. А. СЕНЬКО
старший преподаватель кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы
Вологда
MARINA A. SENKO
Senior Lecturer of the Department of Organization of the Psychological Service in the Penal System of the Psychological Faculty of the VILE of the FPS of Russia, Major of the Internal Service
Vologda
Профессиональная позиция курсанта психологического факультета образовательной организации высшего образования ФСИН России
Professional position of a psychological faculty cadet of an FPS of Russia educational organization of higher education
Аннотация. В данной статье проверяется на базисность типология профессиональной позиции личности. Устанавливается однозначно-взаимное соответствие профессиональных типов личности по Д. Голланду и типологии профессиональной позиции на основе принципа семантической близости. В итоге создается новая авторская методика для измерения профессиональной позиции личности курсанта психологического факультета образовательной организации высшего образования ФСИН России. Предмет исследования - типологический, системно-базисный подход, дающий возможность получить измеримую, упорядоченную, полную информацию о личностных характеристиках профессиональной позиции курсантов.
Abstract. In this article, the typology of a person's professional position is checked for basicity. The author establishes an unambiguous mutual correspondence of professional personality types according to D. Holland and the professional position typology based on the principle of semantic proximity. As a result, a new author's methodology is created for measuring the professional position of the personality of a cadet of the psychological faculty of an FPS of Russia educational organization of higher education. The research subject is a typological, system-based approach, which makes it possible to obtain measurable, orderly, complete information on the personal characteristics of the cadets' professional position.
The purpose of the study is to create a new methodology for measuring information about the
Цель исследования - создание новой методики для измерения информации о профессиональной позиции личности на основе применения системно-базисного типологического подхода. В статье применяется базисный метод исследования типологии профессиональной позиции личности обучающихся психологического факультета ВИПЭ ФСИН России.
Актуальность исследования. Профессиональные затруднения практического психолога связаны с выбором и применением конкретных методик в своей работе. В теоретических исследованиях, направленных на создание методик, важно учитывать механизм типологизации психологических характеристик личности. В современной реальности практические психологи сталкиваются с проблемой отсутствия собственных методик, направленных на исследование личности. Для их разработки требуются конкретные инновационные технологии создания измерительного инструментария, позволяющего решить конкретную диагностическую задачу практического психолога. Методологическую основу исследования составили теоретический (анализ, синтез, индукция), системно-структурный, формально-логический, эмпирический методы, статистический метод обработки эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в создании на основании системно-базисного анализа различных типологий личности авторской методики, направленной на изучение характеристик профессиональной позиции личности будущего психолога уголовно-исполнительной системы и выявление типов профессиональной позиции. Подтверждена критериальная валидность авторской методики с помощью диагностического эталонного теста. Была проведена перепроверка типов профессиональной позиции личности психолога образовательных организаций высшего образования ФСИН России на полноту и упорядоченность. Сделаны выводы о соответствии характеристик типов профпозиции личности и типов профессиональной направленности личности, которое было установлено на основе принципа семантической близости.
Созданная авторская методика измерения психологических характеристик профессиональной позиции личности будущего психолога позволит изучить вопросы становления профессиональной позиции ведомственного психолога. Область применения результатов проведенного исследования не только сугубо научная, но
professional position of an individual based on the use of a system-based typological approach. The article uses the basic method of studying the typology of the professional position of the personality of a psychological faculty student of the VILE of the FPS of Russia.
The relevance of research. Professional difficulties of a practical psychologist are associated with the choice and application of specific methods in his work. In theoretical studies aimed at creation of methods, it is important to take into account the mechanism of typologizing the psychological characteristics of a person. In modern reality, practical psychologists are faced with the problem of the lack of their own methods aimed at personality research. Their development requires specific innovative technologies for creating measuring instruments that allow solving a specific diagnostic problem for a practical psychologist. The methodological basis of the research was made up of theoretical (analysis, synthesis, induction), system-structural, formal-logical, empirical methods, and a statistical method for processing empirical data.
The novelty of the research lies in the creation, on the basis of the system-based analysis of various personality typologies, of the author's methodology aimed at studying the characteristics of the professional position of the personality of a future psychologist of the penal system and identifying the types of professional position. The criterion validity of the author's method was confirmed using a diagnostic reference test. The types of the professional position of the personality of a psychologist of the FPS of Russia educational organizations of higher education were rechecked for completeness and orderliness. Conclusions are made about the correspondence between the characteristics of the types of the personality's professional position and the types of the professional orientation of the personality, which was established on the basis of the principle of semantic proximity.
The author's created methodology for measuring the psychological characteristics of the professional position of the personality of a future psychologist will allow studying the issues of the professional position formation of a departmental psychologist. The field of application of the results of the study is not only purely scientific, but also practical. The use of this methodology will allow us to study the process of formation of a professional position in specific cadets during their training in FPS of Russia educational institutions of higher education. This kind of monitoring will contribute to the implementation of
и практическая. Применение данной методики позволит исследовать процесс становления профессиональной позиции у конкретных курсантов во время их обучения в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Такого рода мониторинг будет способствовать осуществлению наиболее эффективного учебно-воспитательного воздействия и в конечном итоге формированию наиболее зрелой профессиональной позиции у курсантов, обучающихся на психологическом факультете.
the most effective teaching and educational impact and, ultimately, the formation of the most mature professional position among cadets studying at the psychological faculty.
Ключевые слова: системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, профессиональная позиция, семантическая близость.
Key words: consistency, basicity, measurability, professional types, professional position, semantic closeness.
19.00.06 Юридическая психология (психологические науки) Legal psychology (psychological sciences)
В настоящей работе реализуется системно-базисный подход для определения и измерения профессиональной позиции личности курсанта психологического факультета Вологодского института права и экономики (ВИПЭ ФСИН России). Типологический базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов-типов.
Типологизацией характеристик личности занимались отечественные и зарубежные исследователи (А. Г. Асмолов, Л. И. Ан-цыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э. Г. Эйдемил-лер, В. В. Юстицкис, К. Г. Юнг и другие). Многие психологические методики, измеряющие личность, используются без учета полноты и упорядоченности психологических характеристик структуры исследуемого понятия. По мнению К. Б. Малышева и О. А. Малышевой, это обусловлено в первую очередь рассогласованностью конкретных методик с типологиями личности, а также несовершенством последних [1].
Существуют методики, которые не опираются на конкретную теоретическую
модель типологизации характеристик личности. С другой стороны, некоторые типологии личности не имеют соответствующего диагностического инструментария, позволяющего исследовать и статистически подтверждать состоятельность определенных теоретических моделей. В данных диагностических методиках и психологических типологиях характеристик личности отсутствует предварительный теоретический этап, который позволил бы проанализировать, насколько полно и системно представлена в них информация о важных аспектах структуры личности. Теоретический анализ актуальности исследования и проблемы исследования позволил выявить противоречие между диагностическими методиками, измеряющими характеристики профессиональной позиции личности, дающими неполную картину в этом направлении, и необходимостью разработки технологии для создания методики измерения профессиональной позиции, по мнению К. Б. Малышева и О. А. Малышевой, обеспечивающей представление о полной и упорядоченной типологической модели профессиональ-
ной позиции личности [2]. Потребность в разрешении данного противоречия позволила сформулировать нам проблему исследования.
Объект исследования - характеристики личности.
Гипотеза исследования заключается в том, что определение и измерение профессиональной позиции личности связано с измерительным базисом профессиональной направленности личности.
Были поставлены следующие задачи:
1) определить теоретические основания разработки типологического системно-базисного подхода к получению информации о характеристиках профессиональной позиции личности;
2) создать алгоритм построения системно-базисного типологического конструкта для получения соответствующей базисной методики измерения типологических характеристик профессиональной позиции личности.
Новизна исследования заключается также в расширении представления о системно-базисной методологии типологического описания понятий и их измерения в психологии и соответствующего типологического конструирования диагностических средств.
Психолог Д. Голланд предложил методику, направленную на выявление типа профессиональной направленности личности. Он изучал индивидуально-психологические особенности людей и определил шесть типов направленности личности: реалистичный (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциональный (К), предприимчивый (П), артистичный (А).
Определение ведущих типов профна-правленности личности позволяет более точно оценить профессиональную направленность личности по Д. Голланду.
Наше исследование проводилось в феврале 2021 года на базе Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний. В нем приняли участие 186 курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». Мы посчитали возможным сопоставление трехфактор-ной дихотомической типологии профессиональной направленности личности по Д. Голланду и типологии профессиональной позиции ведомственного психолога, выявленной в процессе исследования в данной образовательной организации. Можно поставить во взаимно-однозначное соответствие личностную дихотомию «социальное - индивидуальное» по Д. Голланду и типологические характеристики профессиональной позиции личности психолога. При этом соответствии был использован принцип семантической близости и метод наложения двух трехфакторных дихотомических базисов (таблица 1). К. Б. Малышев и О. Б. Малышева считают, что при анализе типологии профессиональной позиции можно использовать трехфактор-ный дихотомический типологический системно-базисный подход [3]. Используя в основе принцип семантической близости и сопоставляя две типологии, одна из которых взята за эталонный базис, устанавливаем их взаимно-однозначное соответствие по В. А. Ганзену [4] .
В типологии личности по Д. Голлан-ду обнаруживается единая обособленная дихотомия «социальное - индивидуальное». Как показывает практика, что подтвердили в своих научных исследованиях К. Б. Малышев и О. А. Малышева, определенный тип профессиональной направленности личности будет проявляться в определенном типологическом профиле профессиональной позиции личности, который можно представить в виде гекса-
Таблица 1
Взаимно-однозначное соответствие двух трехфакторных дихотомических базисов личности
Типологический базис отношений в профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской) Типологический базис профессиональной направленности личности (по Д. Голланду)
Самоотношение Конвенциональный (социальное)
Ценностно-мотивационное отношение к людям Социальный (социальное)
Субъектно-деятельностное отношение Предприимчивый (социальное)
Отношение к себе как к будущему-психологу Артистичный (индивидуальное)
Отношение к людям в рамках профессиональной психологической деятельности Реалистичный (индивидуальное)
Отношение к профессиональной деятельности в целом Интеллектуальный (индивидуальное)
граммы [2, 5, 6]. В результате указанного соответствия получаем трехфакторную дихотомическую базисную типологию профессиональной позиции личности (таблица 2). По мнению К. Б. Малышева и О. А. Малышевой, эта типология соответствует трехфакторной дихотомической базисной типологии профессиональной направленности личности по Д. Голланду [1].
Сравнительный анализ типологии и типов профессионал
Наложение двух трехфакторных дихотомических типологических базисов личности (профессиональной направленности и профессиональной позиции) на основе использования принципа семантической близости имеет большую смысловую общность и порождает новое субстратное понятие «профессионально-направленная позиция».
Таблица 2
рофессиональной направленности ной позиции личности
Личностный трехфакторно-дихотомический профессиональный типологический базис-эталон (по Д. Голланду) Типы профессиональной позиции личности Утверждения для теста «Профпозиция личности»
Конвенциональный тип социален, в поведении стремится к подчинению, признает в поведении и в работе социальные нормы, отдает предпочтение четко структурированной, технологической деятельности. Обладает структурой и особенным отношением к другим людям через свое нормативное «я», определяющим пригодность и успешность в выбранной профессии. В работе строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности, использует апробированные методики. Не теоретик, а методолог. Дисциплинирован, упорядочен, системен в работе. Принимает себя и уверен в своих силах в профессиональной деятельности Самоотношение Фактор F(1)(+) Безусловно принимает себя, уверен в своих силах для реализации собственных амбиций в будущей профессии. «Я» данного человека имеет выраженную структуру, границы, имеет выстроенное специфичное отношение к собственному «я» как к важному фактору, определяющему в будущем его профессиональное становление и в целом профессиональную пригодность и долголетие 1. «Я безусловно могу принять себя как личность» 2. «Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях» 3. «Я имею осознанное отношение к собственному „я"»
Социальный тип имеет гуманное отношение к людям, коммуникабелен, дружелюбен, ориентирован на сотрудничество в принятии решений, предпочитает советоваться с другими людьми, при этом учитывает разные мнения, взгляды. Развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Может обращаться за помощью к другим людям. Стремится к человеческим ценностям. Есть познавательный интерес к внутреннему миру человека, желание оказывать психологическую помощь людям. Умеет слушать и понимать другого человека. Может найти общий язык с любым типом личности. Чуткий, тактичный, отзывчивый, альтруистичный, вежливый. Верит в людей, позитивно настроен на отношения с ними. Однако в отношениях с людьми способен выстраивать дистанцию с целью избежать эмоционального выгорания. Любит динамику изменений, сензитивен, отзывчив Ценностно- мотивационная основа Фактор Р(2)(+) Преобладает гуманистическая направленность и потребность оказывать «душевную» помощь другим людям. Выражен познавательный интерес к внутреннему миру окружающих. Отсутствуют предубеждения и установочное поведение в отношении людей по возрасту, полу, общественному положению. Открытый, отзывчивый, оказывающий помощь, поддерживающий, умеющий при этом сохранять свои личностные границы в общении, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания 4. «Независимо от социального положения, пола, возраста человека я готов оказывать душевную помощь нуждающимся» 5. «Я умею понять другого человека, умею слушать и общаться, поскольку активно интересуюсь внутренним миром людей» 6. «Я испытываю позитивное отношение и доверие к людям»
Предприимчивый тип социабелен, организован, активен, стеничен, стремится к руководству другими людьми, ориентирован на получение результата. Использует тактику и стратегию при взаимодействии с людьми. Адаптивный, находчивый в сложных жизненных ситуациях. Экспериментатор, новатор. Может влиять на людей и при этом берет на себя ответственность за принятые решения. Имеет способность к развитию и самообразованию. С легкостью увязывает процессуальную и целевую активность в профессиональной деятельности Субъектно- деятельностная основа Фактор Р(3)(+) Опираясь на метод научного познания, может выявлять психологические проблемы. Стремится к самообразованиию и профессиональному развитию. Способен брать профессиональную ответственность за полученный результат при оказании помощи людям. Умеет соотносить в будущем свою процессуальную и целевую активность 7. «У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании» 8. «Я стремлюсь к развитию способности по выявлению и определению психологических проблем» 9. «Я способен быть ответственным и активным в своей профессиональной деятельности»
Артистичный (эстетический) тип -творческий, эстетичный, импровизирующий. В поведении свободный, независимый, энергичный, динамичный, стремится к доминированию в общении. Имеет позитивную самооценку, ориентирован на самопонимание и саморазвитие в поведении. Неравнодушный, неконформный, стремится к обоснованному принятию решений. В спорной ситуации может проявлять себя как знающий себе цену человек. Осознает ограничения и преимущества своей личности, видит границы своих возможностей. Креативный, несколько индивидуалистичный, в поведении может быть импульсивным Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу Фактор Р(1)(-) Принимает себя, имеет позитивную оценку себя как специалиста. Видит и осознает свои слабые и сильные стороны, осознает границы своей компетентности, стремится к рефлексии и самопониманию. На противоположном полюсе находится позиция непринятия себя как специалиста-психолога 10. «Я принимаю себя как будущего психолога» 11. «Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и границы своих профессиональных возможностей» 12. «Я стремлюсь к самопониманию себя как будущего профессионала-психолога»
Реалистичный тип индивидуален, предпочитает конкретно-предметный труд. Ориентируется на мнение экспертов, эмпирик. Предпочитает в деятельности точность и контроль. Прагматичен, способен решать конкретные задачи. Не теоретизирует, работает на результат. Стеничный, целенаправленный, может быть импульсивным. Способен мотивировать других людей на получение результата в процессе практической деятельности. Ценностями для него являются гуманизм и профессиональные смыслы. Открытый, толерантный, этичный, верящий в людей
Отношение к людям в будущей профессии Фактор F(2)H
Гуманный, имеющий гуманистические ценности, обусловленные смыслами личности. Любит и доверяет людям, доброжелательный, открытый, эмпатичный, терпимый к другим людям
13. «Я считаю, что в основе профессиональной деятельности психолога лежат гуманистические ценности»
14. «Я могу быть открытым, эмпатичным, доброжелательным»
15. «В своей профессиональной деятельности
я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям»
Интеллектуальный тип рационален, с аналитическим складом ума, стремится к исследовательскому труду, интеллектуальной деятельности. Ориентирован на правила и предписания, нормативен. Результативен, стабилен в исследовательской деятельности. При этом творческий, креативный, с нестандартным мышлением. В своей деятельности опирается на определенные модели, формулы. Стремится преобразовывать ситуацию творчески. В поведении может быть гибким, активно использует разнообразный поведенческий репертуар, интеллектуален, творчески инициативен
Творческий способ освоения и реализации профессиональной деятельности. Отличается поиском нестандартных путей решения задач, стремлением творчески влиять на ситуацию, формированием индивидуального стиля деятельности. Такой тип можно назвать гибким, креативным, инициативным в освоении профессиональной деятельности
16. «Как будущий психолог я готов оказывать помощь людям
в разрешении их проблемных ситуаций, готов творчески относиться к решению профессиональных задач»
17. «Для меня важно, чтобы я имел свой индивидуально-исследовательский стиль в будущей психологической деятельности»
18. «В моей будущей психологической работе обязательно будет проявляться активность, гибкость, инициативность, креативность»
Результаты исследования. Можно построить 64 гексаграммы профилей типов профессиональной позиции личности, где наличие или отсутствие определенного типа профессиональной позиции будет обозначаться соответственно сплошной или разорванной чертой (рисунок 1). Предлагается авторская методика базисного построения профиля профессиональной позиции личности в виде теста, который состоит из 18 вопросов и содержит ключи для обработки полученных данных (таблица 2).
Оценка каждого утверждения проводится по шестибалльной шкале от -3 до +3:
-3 «абсолютно не согласен»
-2 «не согласен»
-1 «скорее не согласен, чем согласен»
+1 «скорее согласен, чем не согласен»
+2 «согласен»
+3 «абсолютно согласен»
Данные баллы соответствуют положительным оценкам «1», «2», «3», «4», «5», «6».
Рисунок 1. Профили профессиональной позиции личности курсанта-психолога, состоящие из 64 гексаграмм
Уровни выраженности типов профессиональной позиции:
3-6 низкий
7-11 средний
12-18 высокий
На следующем этапе тестирования на полноту и упорядоченность была осуществлена перепроверка авторских типов профессиональной позиции личности психолога. Рассмотрено с точки зрения реализации трехфазного дихотомического подхода к типологии построение базисной типологической модели профессиональной позиции личности. Нами был выбран эталонный семантический типологически базис, что позволило проверить полноту этой типологии. В. А. Ганзен и Б. Ф. Ломов считают, что данным эталоном может послужить типология профессиональной направленности личности по Д. Голланду, включающая шесть типов (таблица 1) [4, 7].
Как показывает практика, доминирующий тип профессиональной направленности личности соответствует определенному типу профессиональной позиции лич-
ности психолога. Таким образом, важно отметить, что типология профессиональной направленности личности по Д. Гол-ланду - это измеримая система типов, она является упорядоченной и полной.
Заключение. Перепроверена на базис-ность (то есть на полноту и упорядоченность) типология профпозиции личности соотнесением с эталонной системно-базисной типологией личности по Д. Голланду [7]. Для определения профиля типов профессиональной позиции личности была создана авторская тестовая методика (таблица 2). Валидизация данного теста осуществлялась в направлении конструктивной валидности [1]. Данный тип валидности позволяет определить степень репрезентативности типологического конструкта, исследуемого в тесте. Типы профпозиции личности психолога использовались в качестве конструкта. Результаты исследования 186 курсантов Вологодского института права и экономики на основе новой методики коррелируют с результатами, полученными по валидному тесту Д. Голланда (диапазон коэффициентов корреляции от 0,49 до 0,65) (таблица 3).
Критериальная валидность вновь созданного авторского теста легко проверяется эталонной диагностической методикой, являющейся валидной и послужившей независимым критерием для проверки. Как видно из сравнительного анализа типологии профессиональной направленности и типов профессиональной позиции личности (таблица 2), разработанный новый авторский тест позволяет выявить те же личностные характеристики, что и базисный эталонный тест, определяющий типы профессиональной направленности личности, данное соответствие отмечает в своих трудах и Б. В. Кулагин [8]. В нашем научном исследовании принцип семантической
Таблица 3
Корреляции между типами профпозиции личности и профтипами личности
Наименование типологии Личностные факторы Типы профессиональной позиции личности Профессиональные типы личности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Типы профессиональной позиции личности 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,62 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35
2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18
3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 -0,12 -0,06 0,21
4 1,00 0,17 0,06 0,13 0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17
5 1,00 0,16 0,18 0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05
6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65
Профессиональные типы личности 7 1,00 0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14
8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13
9 1,00 0,05 -0,06 0,19
10 1,00 0,31 0,21
11 1,00 -0,27
12 1,00
близости позволил установить взаимнооднозначное соответствие типов профессиональной направленности личности (типологический изоморфизм) и личностных характеристик типов профессиональной позиции, что совпало с выводами К. Б. Малышева и О. А. Малышевой [2].
Полученные результаты научного исследования могут быть применены в образовательных организациях высшего обра-
зования ФСИН России с целью изучения процесса формирования личностной профессиональной позиции у курсантов психологических факультетов, что позволит, в свою очередь, целенаправленно влиять на развитие определенных психологических характеристик профессиональной позиции курсантов-психологов и наиболее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. ф
1. Малышев К. Б., Малышева О. А. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях. Вологда - Курск, 2020. 215 с.
2. Малышев К. Б., Малышева О. А. Системные описания типологий. Вологда - Курск, 2019. 226 с.
3. Малышев К. Б., Малышева О. А. Системно-факторный анализ в психологии. Вологда -Курск, 2019. 180 с.
4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Ленинград : ЛГУ, 1984. 176 с.
5. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. 260 p.
6. Nuttel C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2016. 282 p.
7. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
8. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Санкт-Петербург : Медицина, 2016. 149 с.
1. Malyshev, K. B., Malysheva, O. A. (2020) Methodology of the basic approach in modern psychological research. Vologda - Kursk, 215 p.
2. Malyshev, K. B., Malysheva, O. A. (2019) Systemic descriptions of typologies. Vologda - Kursk, 226 p.
3. Malyshev, K. B., Malysheva, O. A. (2019) Systemic and factor analysis in psychology. Vologda -Kursk, 180 p.
4. Ganzen, V. A. (1984) Systemic descriptions in psychology. Leningrad : Leningrad State University, 176 p.
5. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. 260 p.
6. Nuttel, C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2016. 282 p.
7. Lomov, B. F. (1975) On the systemic approach in psychology // Voprosy Psychologii. 2, 31-45.
8. Kulagin, B. V. (2016) Fundamentals of professional psychodiagnostics. Saint-Petersburg : Medcine, 149 p.