Научная статья на тему 'Анализ ролевого репертуара педагога образовательного учреждения'

Анализ ролевого репертуара педагога образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1907
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / СИСТЕМНОСТЬ / ТРЕХМЕРНЫЙ БАЗИС / ROLE REPERTOIRE / TEACHING QUALITIES / ORIENTATION OF THE TEACHER PERSONALITY / SYSTEMACITY / THREE-DIMENSIONAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

В работе анализируются ролевые позиции педагога как базисные образования, связанные с определенной многомерностью. Для этого используется описание профессиональной направленности личности педагога образовательного учреждения, основанное на трехмерной базисной типологии личности. Применяется принцип семантической (или смысловой) близости, который позволяет установить взаимно однозначное соответствие ролей педагогов и профессиональных базисных типов личности. Это дает возможность проанализировать множество ролей педагога (проверив на базисную «полноту» и базисную «упорядоченность») в базисной трехмерной типологии профессионально важных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysing THE ROLE REPERTOIRE of a TEACHER in EDUCATIONAL establishment

The paper analyzes the role positions of the teacher as the basic characteristics of education associated with certain multidimensionality. The authors use a description of the professional orientation of the teacher personality in an educational establishment which is based on a three-dimensional basic typology of the personality. The authors also apply the principle of semantic proximity, which allows establishing a one-to-one correspondence between teacher roles and professional basic personality types. This makes it possible to analyze a lot of teacher’s roles (having checked on the basic “comprehensiveness” and basic “regularity”) in the basic three-dimensional typology of professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Анализ ролевого репертуара педагога образовательного учреждения»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-16 УДК 37.013

Малышев Константин Борисович

Доктор психологических наук, профессор,

Вологодский институт права и экономики

ФСИН России

(Вологда, Россия)

ORCID 0000-0003-2985-3341

Е-mail: [email protected]

Малышева Ольга Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент,

Вологодский институт права и экономики

ФСИН России

(Вологда, Россия)

ORCID 0000-0002-0160-0759

Е-mail: [email protected]

АНАЛИЗ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2020

Malyshev Konstantin Borisovich

Doctor of Psychology, Professor, Vologda Institute of Law and Economics FPS of Russia (Vologda, Russia) ORCID 0000-0003-2985-3341 E-mail: [email protected]

Malysheva Olga Alexandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Vologda Institute of Law and Economics FPS of Russia (Vologda, Russia) ORCID 0000-0002-0160-0759 E-mail: [email protected]

ANALYSING THE ROLE REPERTOIRE OF A TEACHER IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация. В работе анализируются ролевые позиции педагога как базисные образования, связанные с определенной многомерностью. Для этого используется описание профессиональной направленности личности педагога образовательного учреждения, основанное на трехмерной базисной типологии личности. Применяется принцип семантической (или смысловой) близости, который позволяет установить взаимно однозначное соответствие ролей педагогов и профессиональных базисных типов личности. Это дает возможность проанализировать множество ролей педагога (проверив на базисную «полноту» и базисную «упорядоченность») в базисной трехмерной типологии профессионально важных качеств.

Ключевые слова: ролевой репертуар, педагогические качества, направленность личности педагога, системность, трехмерный базис

Abstract. The paper analyzes the role positions of the teacher as the basic characteristics of education associated with certain multidimensionality. The authors use a description of the professional orientation of the teacher personality in an educational establishment which is based on a three-dimensional basic typology of the personality. The authors also apply the principle of semantic proximity, which allows establishing a one-to-one correspondence between teacher roles and professional basic personality types. This makes it possible to analyze a lot of teacher's roles (having checked on the basic "comprehensiveness" and basic "regularity") in the basic three-dimensional typology of professionally important qualities.

Keywords: role repertoire, teaching qualities, orientation of the teacher personality, systemacity, three-dimensional basis

Введение

Актуальность данной работы продиктована возможностью рассматривать ролевые позиции педагога как базисные образования, связанные с определенной много-

мерностью. Базис представляет собой полное и упорядоченное множество элементов. В типологическом базисе такими элементами являются три пары противоположных типов личности с единой дихотомией «социальное - индивидуальное». Содержание ролевого репертуара педагога, которое анализируется в соответствующих исследованиях Ю. М. Гибадуллиной, Л. Б. Ительсона, В. И. Леви, соотносится с типами профессиональной направленности личности. В нашем исследовании рассматривается принцип семантической (смысловой) близости, позволяющий установить взаимно однозначное соответствие ролей педагогов и профессиональных базисных типов личности.

Основная часть

Во многих педагогических исследованиях выделяются важные профессионально -педагогические качества, необходимые педагогу для результативной образовательной деятельности. В исследованиях А. К. Марковой можно отметить педагогические качества, связанные с эрудицией, целеполаганием, педагогическим мышлением и интуицией, импровизацией, наблюдательностью, оптимизмом, находчивостью, предвидением, рефлексией и т. д.1. Н. В. Кузьмина дополняет этот список качествами, связанными с осознанием своих способностей, с интересом педагога к ученикам, творчеству, профессии2.

В исследованиях Л. М. Митиной выделяются личностные свойства учителя, характеризующиеся вежливостью, вдумчивостью, логичностью, взыскательностью, воспитанностью, внимательностью, выдержкой, самообладанием, гражданственностью, гуманностью, дисциплинированностью, добросовестностью, доброжелательностью, идейной убежденностью, инициативностью, искренностью, любовью к детям, наблюдательностью, ответственностью, отзывчивостью, организованностью и т. д.3.

Все вышеуказанное определяет педагогический портрет учителя школы или преподавателя вуза. Профессиональная роль реализуется людьми по-разному. Каждый человек демонстрирует свой вариант ролевого поведения, на который оказывают влияние факторы различного характера: когнитивного, эмоционального, поведенческого и мотивационного.

Кроме этого, человек должен обладать также способностью рефлексировать над своим ролевым поведением. Поведение человека, обусловленное профессиональной ролью, становится профессионально-ролевым. На сегодняшний день существует ряд исследований профессионально-ролевого поведения разных специалистов: руководителей, военнослужащих, сотрудников полиции, работников таможни, госслужащих, а также педагогов.

1 Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - Москва: Высшая школа, 1990. - 182 с.

3 Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - Москва: Дело, 1994. - 183 с.

В. А. Сластенин анализирует в своих работах1 социальные роли учителя и приводит результаты некоторых исследователей в этой области:

1) в работах Л. М. Фридмана акцентируется внимание на двух видах отношений (общественных и межличностных), в которые вступает педагог в процессе исполнения ролей. Он подчеркивает важность развития у педагогов ролевой эмпатии как важного качества личности;

2) в трудах Л. Б. Ительсона выделяются следующие характеристики типичных ролевых позиций педагога:

- роль информатора (учитель сообщает требования, нормы, воззрения);

- роль друга (связана с проникновением во внутренний мир ребенка);

- роль диктатора (насаждает нормы и ценности воспитаннику);

- роль просителя (учитель упрашивает быть таким, «как требуется», проявляя самоунижение и подхалимство);

- роль советчика (используется «осторожное уговаривание»);

- роль вдохновителя (учитель стремится мотивировать определенными целями, перспективами и воздействовать через чувства ученика).

3) в исследованиях И. Ф. Исаева отмечается,что учитель - это «проектировщик», «конструктор», «организатор педагогического процесса».

И. А. Зимняя отмечает, что в работах В. Леви обозначены разные роли учителя (см. рис. 1)2.

1 Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

2

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2001. - С. 384.

Врач

Кумир

Воспитатель

Просветитель

Психотерапевт Любимый человек Опекун Наставник

Утешитель Друг 1 1

Нянька Руководитель

Рисунок. Ролевой репертуар учителя (по В. И. Леви)

Выводы, предложенные Ю. М. Гибадуллиной, позволяют выделить множество современных ролей педагогов: тьютор, модератор, фасилитатор, исследователь, методист, менеджер, инноватор, ментор, супервизор, мотиватор1.

Проанализировав лишь некоторые педагогические взгляды на важность деятельности педагога в образовательном пространстве, можно отметить ее полиролевой и полифункциональный характер. Сопоставим на основе принципа смысловой близости полную и упорядоченную типологию профессиональной направленности личности по Д. Голланду и типологии ролевого репертуара личности педагога Л. Б. Итель-сона, В. И. Леви, Ю. М. Гибадуллиной (см. таблицу)2.

1 Гибадуллина Ю. М. Развитие ролевой позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Омск: [б. и.], 2016. - 308 с.

2 Малышев К. Б., Малышева О. А. Диагностика обученности учащихся // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 111-114; Малышев К. Б., Малышева О. А. Системные описания типологий. - Курск: Университетская книга, 2019. - 226 с.

Таблица

Сравнительный анализ типологии профессиональной направленности личности и типологий ролевого репертуара педагога

Трехмерная базисная Типы ролевого ре- Типы Типы ролевого

типология пертуара ролевого репертуара педаго-

профессиональной направлен- педагога репертуара га

ности (Л. Б. Ительсон) педагога (Ю. М. Гибадул-

личности по Д. Голланду с (В. И. Леви) лина)

единой

дихотомией

«социальное -

индивидуальное»

1 2 3 4

Предприимчивый. Прирожден- Роль вдохновителя, Лидер. Менеждер - это

ный руководитель. Социальная стремящегося моти- Организатор. управленец в обра-

направленность в поведении. вировать определен- Наставник. зовательном про-

Хороший организатор, проявляет ными целями, пер- Руководитель странстве учебного

активность. Эмоциональный, спективами, воздей- учреждения.

доминирующий, властный. Эк- ствовать через чув- Инноватор: порож-

лектик в размышлениях. Ориен- ства ученика. дает новые идеи в

тирован на получение прибыли. Роль диктатора, ко- пространстве обра-

Не теряется и хорошо адаптиру- торый насаждает зовательного учре-

ется в незнакомых ситуациях. нормы и ценности ждения и стремится

Экспериментальный, инноваци- воспитаннику к результату

онный и прагматический тип

поведения

Интеллектуальный. Любит ис- Нет соответствую- Наблюдатель. Исследователь:

следовательскую деятельность. щей роли в репер- Исследователь. направлен на экспе-

Индивидуальная направленность туаре педагога Ученый. римент в деятельно-

в поведении. Аналитик. Рациона- Информатор. сти и получение

лен в решениях, креативен, полу- Консультант. новых научных

чает удовольствие от решения Эксперт результатов

интеллектуальных задач. Логиче-

ская и дедуктивная направлен-

ность в мышлении. Получение и

применение формул и моделей в

работе приносит большое удо-

вольствие. Больше теоретик и

методист, а не практик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Социальный. Хорошо умеет Роль друга, связан- Нянька. Тьютор: стремится

выстраивать коммуникацию с ная с проникнове- Опекун. сформировать субъект-

любым типом личности. Ком- нием во внутренний Воспитатель. ную позицию у обучае-

муникабелен. В поведении мир ребенка Товарищ. мого в учебной дея-

социально направлен. Стре- Друг. тельности. Это умение

мится к коллегиальному при- Любимый че- ученика самостоятельно

нятию решений и советуется с ловек. ставить учебные цели и

людьми прежде чем принять Кумир. находить способы их

какое-то решение. По отноше- Утешитель. разрешения.

нию к людям проявляет дру- Психотерапевт. Фасилитатор: способ-

желюбие, сензитивность. Ди- Врач. ствует саморазвитию и

намичен и активен в поведе- Оратор. осознанию важности

нии. Часто обращается за по- Проповедник. будущей профессии у

мощью к другим людям. Же- Просветитель обучаемого.

лает, чтобы его любили Мотиватор: стимулирует и активизирует обучающихся на получение результата в будущей деятельности

Реалистический. Конкретен. Роль просителя, Контролер. Ментор: способствует

Занимается предметной дея- когда учитель Оценщик. достижению професси-

тельностью. Индивидуальная упрашивает быть Критик. ональных результатов у

направленность в поведении. таким, «как тре- Судья. обучающихся через

Математический склад ума. буется», проявляя Надсмотрщик. осознание своих мыс-

Точная, нормативная, контро- иногда даже само- Тренер. лей, поведения, состоя-

лирующая позиция в поведе- унижение и подха- Дрессировщик ний и учета норматив-

нии. Недружелюбен по отно- лимство ности в будущей дея-

шению к другим. Чаще прояв- тельности

ляет индуктивный способ

мышления. Больше практик,

чем теоретик. Доверяет экс-

пертным оценкам в работе. Он

реалист, при решении практи-

ческих задач может корректи-

ровать работу по ходу дела.

Прагматик

Артистический. Свободолю- Роль друга, осно- Рассказчик. Нет соответствующей

бивая и независимая личность. ванная на эмоцио- Артист. роли в репертуаре педа-

Индивидуальная направлен- нальном проникно- Клоун. гога

ность в поведении. Творче- вении в душу ре- Шут

ский, эмоциональный, им- бенка

пульсивный, энергичный че-

ловек. Проявляет «душевную

теплоту» по отношению к

людям и доминантен в обще-

нии. Имеет эстетический вкус,

склонен к импровизации, ди-

намичен в поведении

Окончание таблицы

1 2 3 4

Конвенциональный. Любит нор- Роль советчика: Инструктор Модератор: подводит обуча-

мативную деятельность, скло- педагог приме- ющегося к самостоятельному

нен структурировать информа- няет «осторож- принятию решений благода-

цию. Социальная направлен- ное уговарива- ря активизации внутренних

ность в поведении. Может под- ние»; резервов, опираясь на опре-

чиняться другим людям. Техно- Роль информа- деленные технологии, на

логичен, методичен. В деятель- тора: учитель коммуникацию, обмен мыс-

ности чаще использует извест- транслирует лями с людьми.

ные способы, а не собственные требования, Методист: исследует и дает

уникальные. Это осторожный нормы, воззре- способы обучения, планиру-

тип поведения. Контролер как ния ет, координирует коллектив-

своей, так и чужой работы. ную деятельность, организу-

Стремится к дисциплине, к по- ет повышение квалификации

рядку, к системности в деятель- преподавателей. Хороший

ности документовед, владеет знанием по общеобразовательным программам. Супервизор: контролирует и оценивает, формирует благоприятный микроклимат для обучающихся, что очень важно для их будущей профессиональной деятельности

«Полная» и «упорядоченная» типология Д. Голланда представляет собой трехмерный базис профессиональной направленности личности с единой дихотомией «социальное - индивидуальное», состоящий из трех одномерных элементов:

- «конвенциальный - эстетический» ^(1));

- «социальный - реалистический» ^(2));

- «предприимчивый - интеллектуальный» (Б(3))\

«Полнота» данной типологии связана с тем, что все профессии в этом мире можно соотнести с шестью вышеуказанными типами личности. «Упорядоченность» типологии обусловлена следующими причинами:

1) существованием трех симметричных парных типов направленности личности с единой дихотомией «социальное - индивидуальное», которые образуют в итоге три фактора: F(1), F(2), F(3) (например, типология профессиональной направленности личности по Д. Голланду - это трехфакторная базисная типологическая модель);

2) существованием оценочно-числовой симметрично-дихотомической упорядоченности элементов информации в ее базисно-типологической структуре. Это позволяет создать измерительную базисно-типологическую методику с использованием

1 Малышев К. Б., Малышева О. А. Системные описания типологий. - Курск: Университетская книга, 2019. - 226 с.

симметрической дихотомической шкалы числовой оценки выраженности базисных типов (с диапазоном от -2 до +2)1.

Авторами была предложена методика в виде теста, состоящего из следующих утверждений:

1. Мне нравится заниматься организацией и руководством другими людьми.

2. В поведении я проявляю предприимчивость, экспрессивность, властность, эмоциональность, а порой и агрессивность.

3. Я чаще доминирую в отношениях, стремясь к общественному признанию.

4. Люблю решать задачи, требующие абстрактного мышления.

5. Мне всегда нравится чему-либо учиться.

6. Меня привлекает работа исследователя.

7. Мне нравится воспитывать, опекать других людей.

8. Люблю давать советы и помогать другим людям.

9. Сопереживание и сострадание к людям - это главные черты моего характера.

10. Мне нравится контролировать и критиковать действия или поведение других людей, проявляя требовательность и принципиальность.

11. По отношению к людям я часто проявляю авторитарную позицию.

12. Мои взгляды непоколебимы, и каждый должен выполнять свои обязанности и нормативные указания.

13. Люблю выражать свои желания без всякой цензуры, ссылок на правила и требования общества.

14. Я часто проявляю себя в спонтанном поведении, непослушании, а порой в бунте.

15. У меня богатая фантазия и воображение, это проявляется в моем творчестве.

16. В своем поведении соблюдаю правила, нормы и требования общества.

17. Могу адаптироваться, изменять свое поведение под влиянием социума или могу проявлять «зрелую самостоятельность».

18. Я люблю рассуждать, но в споре проявляю «холодное» спокойствие, сдержанность.

Ключ к тесту: предприимчивый (1,2,3), интеллектуальный (4,5,6), социальный (7,8,9), реалистический (10,11,12), артистический (13,14,15), конвенциональный (16,17,18). Оценка каждого суждения проводилась с использованием симметрической дихотомической пятибалльной шкалы от -2 до +2:

-2 (не согласен),

-1 (скорее не согласен, чем согласен),

0 (неопределенный случай),

+1 (скорее согласен, чем не согласен),

+2 (согласен).

Баллы соответствуют положительным оценкам: 1, 2, 3, 4, 5.

В итоге мы получаем уровни выраженности типов «профессиональных предпочтений личности»: 3-5 (низкий), 6-9 (средний), 10-15 (высокий).

1 Малышев К. Б., Малышева О. А. Направленность личности на профессию как одна из проблем общей психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5 (110). -С. 112-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка новой методики измерения профессиональных предпочтений личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Данный тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве такого конструкта выступают типы профессиональных предпочтений личности. Дополнительно была осуществлена проверка на критериальную валидность вновь созданной методики1.

Таким образом, «типологическая базисность» - это «функция» трех переменных: дихотомическо-типологической факторности, единой дихотомической типологиче-ско-числовой упорядоченности, типологической полноты и целостности.

Выводы

При сравнительном анализе типологии профессиональной направленности личности и типологий ролевого репертуара педагога, предложенных Ю. М. Гибадулли-ной, Л. Б. Ительсоном, В. И. Леви, был использован принцип семантической (смысловой) близости.

Анализ типологии ролевого репертуара педагога по Ю. М. Гибадуллиной показал, что в процессе реализации педагогической деятельности преобладают следующие типы:

- «социальный» (тьютор, фасилитатор, мотиватор);

- «конвенциальный» (модератор, методист, супервизор);

- «предприимчивый» (менеджер, инноватор).

Реже встречаются «интеллектуальный» (исследователь) и «реалистический» (ментор) типы. «Артистический» тип вообще отсутствует в репертуаре ролей педагога.

В типологии Л. Б. Ительсона не отмечен «интеллектуальный» тип в репертуаре ролей педагога. В типологии В. И. Леви, сформированной эмпирическим путем, присутствуют все типы в репертуаре ролей педагога. Эта типология ввиду вышеуказанного взаимно однозначного соответствия с типологией профессиональной направленности личности по Д. Голланду является «трехмерным типологическим базисом», т. е. «дихотомической, упорядоченной и полной» системой типов, образующих ролевой репертуар педагога образовательного учреждения. Типы ролевого репертуара педагога могут проявляться в разных образовательных учреждениях (как в школе, так и в вузе).

Литература

Гибадуллина Ю. М. Развитие ролевой позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Омск: [б. и.], 2016. - 308 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2001. - 384 с.

Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - Москва: Высшая школа, 1990. - 182 с.

Малышев К. Б., Малышева О. А. Диагностика обученности учащихся // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 111-114.

1 Малышев К. Б., Малышева О. А. Направленность личности на профессию как одна из проблем общей психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5 (110). -С. 112-118.

Малышев К. Б., Малышева О. А. Направленность личности на профессию как одна из проблем общей психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5 (110). -С. 112-118.

Малышев К. Б., Малышева О. А. Системные описания типологий. - Курск: Университетская книга, 2019. - 226 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - Москва: Дело, 1994. - 183 с.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

References

Gibadullina Iu. M. Razvitie rolevoi pozitsii budushchego pedagoga v obrazovatel'nom protsesse vuza [Development of the future teacher's role position in the education process of a higher educational establishment: PhD thesis in Pedagogy]. Omsk, 2016. 308 p.

Zimniaia I. A. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos, 2001. 384 p.

Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelia i mastera proizvodstvennogo obuche-niia [Professionalism of the teacher personality and masters of industrial training]. Moscow: Vysshaia shkola, 1990. 182 p.

Malyshev K. B., Malysheva O. A. Diagnostika obuchennosti uchashchikhsia [Diagnostics of students' proficiency]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2015, no. 5, pp. 111-114.

Malyshev K. B., Malysheva O. A. Napravlennost' lichnosti na professiiu kak odna iz problem obshchei psikhologii [Orientation of the personality to the profession as one of the problems of general psychology]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, no. 5 (110), p. 112-118.

Malyshev K. B., Malysheva O. A. Sistemnye opisaniia tipologii [System description of typology]. Kursk: Universitetskaia kniga, 2019. 226 p.

Markova A. K. Psikhologiia professionalizma [Professionalism psychology]. Moscow: Mezhdu-narodnyi gumanitarnyi fond "Znanie", 1996. 312 p.

Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional [Teacher as a personality and professional]. Moscow: Delo, 1994. 183 p.

Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiianov E. N. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlia studentov pedvuzov [Pedagogy: study guide for students of pedagogical higher educational establishment]. Moscow: Akademiia, 2002. 576 p.

Для цитирования: Малышев К. Б., Малышева О. А. Анализ ролевого репертуара педагога образовательного учреждения // Вестник Череповецкого государственного университета. -2020. - № 2 (95). - С. 190-199. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-16

For citation: Malyshev K. B., Malysheva O. A. Analysing the role repertoire of a teacher in educational establishment. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 190-199. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.