Научная статья на тему 'Системное описание и измерение эго-состояний как проблема общей психологии'

Системное описание и измерение эго-состояний как проблема общей психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
438
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TYPOLOGY / MULTIDIMENSIONALITY / BASIS PROPERTY / MEASURABILITY / SYSTEMATICITY / MIXED TYPE / EGO-STATES / PROFILE / SEMANTIC CLOSENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

«Системность» как «субстрат» понимается нами как «многомерно-базисная измеримость» в типологической психологии, то есть «системность» это функция (как зависимая переменная) от трех независимых факторов: «многомерности», «базисности» и «измеримости». В итоге получается, что «системность» это «трехмерный измерительный базис» (упорядоченное, полное и измеримое множество знаковых объектов). Системно-базисная многомерная стратегия проектирования типологической психологической информации или «трехмерный базисный факторный анализ» позволяет обосновать критерий необходимой, достаточной и оптимальной трехмерной размерности (при r = 3). В работе были даны понятия базиса и базисного подхода к систематизации психологического знания на примере системного описания и измерения типологии эго-состояний. Этот подход условно можно назвать «контент-синтезом» в противовес контент-анализу, который широко распространен и является традиционным методом исследования. Необходимые, оптимальные и достаточные условия, в свою очередь, образуют трехмерный базис, который на основе принципа семантической близости можно «изоморфно отобразить» на другой трехмерный базис «отражение отображение», «регуляция отношение» и «реализация преобразование» (это пример «базисного изоморфизма», то есть «наложения двух трехмерных базисов» или перепроверки типологической информации об эго-состояниях на «базисную полноту» и «базисный порядок»). В работе используется системное описание эго-состояний, позволяющее уточнить соответствующую типологию. Этот подход позволяет построить трехмерный базис эго-состояний, образованный из трех одномерных базисов. Используя принцип семантической близости, можно спроектировать эти три критерия на следующие операции-функции: «отображение отражение», «отношение регуляция», «преобразование реализация». В итоге получается, что «трехмерность» это «отражатель», «базисность» это «регулятор», а «измеримость» это «реализатор» системного описания и измеримости эго-состояний. В данной статье проверяется на «базисность» типология эго-состояний. Для этого на основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие типологии эго-состояний с типологией межличностного поведения людей в группе по Б. Бейлзу и с типологией личности по Д. Голланду. В данном случае используется метод «базисного наложения», что обеспечивает смысловую общность этих трех типологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System description and measurement of ego-states as a problem of general psychology

«Systemic» as a «substrate» is understood by us as a «multidimensional-basic dimension» in typological psychology, i.e. «systemic» is a function (as a dependent variable) of three independent factors, namely, «multidimensionality», «basicity» and «measurability». As a result, it turns out that «consistency» is a «three-dimensional measuring BASIS» («measuring basis» is an ordered, complete and measurable set of significant objects). A system-based multidimensional strategy of designing typological psychological information or «three-dimensional basic factor analysis» allows us to justify the criterion of necessary, sufficient and optimal three-dimensional dimension (at r =3). The paper gives the concept of the basis and the basic approach to the systematization of psychological knowledge on the example of the system description and measurement of the typology of ego-states. This approach can be called «content synthesis» as opposed to the content analysis, which is widespread and is a traditional method of research. The necessary, optimal and sufficient conditions, in turn, form a three-dimensional basis, which on the basis of the principle of semantic proximity can be «isomorphically displayed» on another three-dimensional basis «reflection-mapping», «regulation-relation» and «implementation-transformation» (this is an example of «basic isomorphism», i.e. «overlay of two three-dimensional bases» or recheck of typological information about ego-states on «basic completeness» and «basic order»). The paper uses a systematic description of the ego-states, which allows us to clarify the relevant typology. This approach allows us to construct a three-dimensional basis of ego states formed from three one-dimensional bases. Using the principle of semantic proximity, it is possible to design these three criteria for the following operations functions: «mapping reflection», «relation regulation», «transformation implementation». As a result, it turns out that «three-dimensionality» is a «reflector», «basicity» is a «regulator», and «measurability» is a «realizer» of the system description and measurability of ego states. In this article the typology of ego-states is checked for «basicity». For this purpose, on the basis of the principle of semantic proximity, a one-to-one correlation is established between the typology of ego states and the typology of interpersonal behavior of people in the group by B. Bales and the typology of personality by D. Holland. In this case, the «basic overlay» method is used. This eventually provides a semantic commonality of these three typologies.

Текст научной работы на тему «Системное описание и измерение эго-состояний как проблема общей психологии»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10459

УДК 159.9

К. Б. Малышев https://orcid.org/0000-0003-2985-3341 О. А. Малышева https://orcid.org/0000-0002-0160-0759

Системное описание и измерение эго-состояний как проблема общей психологии

«Системность» как «субстрат» понимается нами как «многомерно-базисная измеримость» в типологической психологии, то есть «системность» - это функция (как зависимая переменная) от трех независимых факторов: «многомерности», «базисности» и «измеримости». В итоге получается, что «системность» - это «трехмерный измерительный базис» (упорядоченное, полное и измеримое множество знаковых объектов).

Системно-базисная многомерная стратегия проектирования типологической психологической информации или «трехмерный базисный факторный анализ» позволяет обосновать критерий необходимой, достаточной и оптимальной трехмерной размерности (при r = 3). В работе были даны понятия базиса и базисного подхода к систематизации психологического знания на примере системного описания и измерения типологии эго-состояний. Этот подход условно можно назвать «контент-синтезом» в противовес контент-анализу, который широко распространен и является традиционным методом исследования.

Необходимые, оптимальные и достаточные условия, в свою очередь, образуют трехмерный базис, который на основе принципа семантической близости можно «изоморфно отобразить» на другой трехмерный базис «отражение - отображение», «регуляция - отношение» и «реализация - преобразование» (это пример «базисного изоморфизма», то есть «наложения двух трехмерных базисов» или перепроверки типологической информации об эго-состояниях на «базисную полноту» и «базисный порядок»).

В работе используется системное описание эго-состояний, позволяющее уточнить соответствующую типологию. Этот подход позволяет построить трехмерный базис эго-состояний, образованный из трех одномерных базисов. Используя принцип семантической близости, можно спроектировать эти три критерия на следующие операции-функции: «отображение - отражение», «отношение - регуляция», «преобразование -реализация». В итоге получается, что «трехмерность» - это «отражатель», «базисность» - это «регулятор», а «измеримость» - это «реализатор» системного описания и измеримости эго-состояний.

В данной статье проверяется на «базисность» типология эго-состояний. Для этого на основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие типологии эго-состояний с типологией межличностного поведения людей в группе по Б. Бейлзу и с типологией личности по Д. Голланду. В данном случае используется метод «базисного наложения», что обеспечивает смысловую общность этих трех типологий.

Ключевые слова: типологизация, многомерность, базисность, измеримость, системность, смешанный тип, эго-состояния, профиль, семантическая близость.

K. B. Malyshev, O. A. Malysheva

System description and measurement of ego-states as a problem of general psychology

«Systemic» as a «substrate» is understood by us as a «multidimensional-basic dimension» in typological psychology, i.e. «systemic» is a function (as a dependent variable) of three independent factors, namely, «multidimensionality», «basicity» and «measurability». As a result, it turns out that «consistency» is a «three-dimensional measuring BASIS» («measuring basis» is an ordered, complete and measurable set of significant objects).

A system-based multidimensional strategy of designing typological psychological information or «three-dimensional basic factor analysis» allows us to justify the criterion of necessary, sufficient and optimal three-dimensional dimension (at r =3). The paper gives the concept of the basis and the basic approach to the systematization of psychological knowledge on the example of the system description and measurement of the typology of ego-states. This approach can be called «content synthesis» as opposed to the content analysis, which is widespread and is a traditional method of research.

The necessary, optimal and sufficient conditions, in turn, form a three-dimensional basis, which on the basis of the principle of semantic proximity can be «isomorphically displayed» on another three -dimensional basis «reflection-mapping», «regulation-relation» and «implementation-transformation» (this is an example of «basic isomorphism», i.e.

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2019

«overlay of two three-dimensional bases» or recheck of typological information about ego-states on «basic completeness» and «basic order»).

The paper uses a systematic description of the ego-states, which allows us to clarify the relevant typology. This approach allows us to construct a three-dimensional basis of ego states formed from three one-dimensional bases. Using the principle of semantic proximity, it is possible to design these three criteria for the following operations - functions: «mapping - reflection», «relation - regulation», «transformation - implementation». As a result, it turns out that «three-dimensionality» is a «reflector», «basicity» is a «regulator», and «measurability» is a «realizer» of the system description and measurability of ego states.

In this article the typology of ego-states is checked for «basicity». For this purpose, on the basis of the principle of semantic proximity, a one-to-one correlation is established between the typology of ego states and the typology of interpersonal behavior of people in the group by B. Bales and the typology of personality by D. Holland. In this case, the «basic overlay» method is used. This eventually provides a semantic commonality of these three typologies.

Keywords: typology, multidimensionality, basis property, measurability, systematicity, mixed type, ego-states, profile, semantic closeness.

В работе рассматриваются вопросы моделирования психологической информации в общей психологии, и в частности, в области психических состояний. Используется «трехмерная базисная измерительная» стратегия как одна из версий системного подхода в психологии эго-состояний, которые понимаются как «наборы мыслей, чувств и поведения» [7, 11, 14, 18]. Это позволяет построить методику для измерения профиля эго-состояний личности. Все это и определило актуальность исследования.

Э. Берн выделяет следующие эго-состояния: «дитя свободное», «дитя адаптивное», «родитель воспитывающий», «родитель контролирующий». Эго-состояние «взрослого» в его теории не подразделяется [2, 3, 4, 8, 13, 19, 21, 22]. При использовании трехмерного базисного проектирования для типологии эго-состояний удается «дихотомически развести» эго-состояние «взрослого» на два противоположных состояния: «взрослый познающий» и «взрослый организующий». Дадим определение шести эго-состояний [16, 17, 23]:

— «Дитя свободное» (ДС) - индивидуален, доминантен, проявляет непослушание, бунтарство, креативность.

— «Дитя адаптивное» (ДА) - послушен, стремится к выполнению правил и требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых, чаще проявляет конформизм, но иногда может быть и самостоятельным не по годам.

— «Родитель контролирующий» (РК) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля, управления и критики. Это авторитарный, недружелюбный Родитель.

— «Родитель воспитывающий» (РВ) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек

ведет себя, воспитывая, заботясь и помогая другим. Это позиция ласкового, дружелюбного, опекающего Родителя.

— Взрослый познающий (ВП) - проявляет поисково-исследовательскую активность, стремится к решению умственных задач, любит учится и познавать что-то новое. Прирожденный исследователь, любознателен, проявляет аналитический склад ума, самостоятелен, креативен, абстрактен.

— Взрослый организующий (ВО) - стремится к организации и руководству. Импульсивен, эмоционален, может проявлять агрессивность, любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции [16, 23].

В своих работах Б. Бейлз оценивал поведение личности в трехмерном пространстве, которое связано с процессом межличностного восприятия: «доминирование - подчинение», «недружелюбность - дружелюбность», «аналитичность -эмоциональность» [16].

Предприимчивый, социальный, артистический, интеллектуальный, конвенциальный, реалистический - это типы профессиональной направленности личности по Д. Голланду [17]. Типологию эго-состояний (по Э. Берну), типологию личности (по Д. Голланду) и типы поведения (по Б. Бейлзу) можно поставить во взаимнооднозначное соответствие на основе операции установления семантической близости характеристик из этих типологий («типологический изоморфизм») [15] (см. таблицу 1).

Это соответствие порождает еще два новых противоположных эго-состояния («Взрослый организующий» и «Взрослый познающий») [16]. Новые типы эго-состояний в определениях и в таблице выделены «жирным курсивом».

Таблица 1

Сравнительный анализ типологии эго-состояний и типологии личности

Личностный профессиональный типологический базис (по Д. Голланду) Типы поведения (по Б. Бейлзу) Уточненные типы эго-состояний (по Э. Берну) Утверждения для теста «Типы эго-состояний»

1. Предприимчивый тип стремиться к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу,активен,в поведении часто опирается на эмоции, своей волей подавляет волю других людей, для него важны статус и власть Эмоциональность «Взрослый организующий» (ВО) - стремится к организации и руководству. Импульсивен, эмоционален, может проявить агрессивность, любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции 1. Мне нравится заниматься организацией и руководить другими людьми. 2. В поведении я часто проявляю предприимчивость, экспрессивность, властность, эмоциональность, а порой и агрессивность. 3. Я чаще доминирую в отношениях, стремясь к общественному признанию

2. Интеллектуальный тип в поведении проявляет свою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду, к исследованиям Аналитичность «Взрослый познающий» (ВП) - проявляет поисково-исследо-вательскую активность, стремится к решению умственных задач, любит учится и познавать что-то новое, любознателен, аналитический склад ума, самостоятелен, креативен,абстрактен 4. Мне нравится познавательная и исследовательская деятельность. 5. Я аналитичен, рационален и ориентирован на умственный труд. 6. Я склонен к научной работе, к абстрактному мышлению, люблю поразмышлять на разные темы

3. Социальный тип коммуникабелен, проявляет социальную направленность в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен Дружелюбность «Родитель воспитывающий» (РВ) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя, воспитывая, заботясь и помогая другим. Это ласковый, опекающий Родитель. Он дружелюбен 7. Мне нравится воспитывать, опекать других людей. 8. Люблю давать советы и помогать другим людям. 9. Сопереживание и сочувствие к людям - это главные черты моего характера.

4. Реалистический тип любит конкретно-предметный труд, индивидуален, разбирается в математике. Точность, контроль, нормативность своих действий - это главное в поведении. В общении с людьми часто проявляет недружелюбие Недружелюбность «Родитель контролирующий» (РК) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля, управления и критики. Это авторитарный Родитель. Недружелюбен 10. Мне нравится контролировать и критиковать действия или поведение других людей, проявляя требовательность и принципиальность. 11. По отношению к людям я часто проявляю авторитарную позицию. 12. Мои взгляды непоколебимы, и каждый должен выполнять свои обязанности и следовать нормативным указаниям

5. Артистический тип независим в поведении, индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности Доминирование «Дитя свободное» (ДС) -проявляет свою индивидуальность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность 13. Люблю выражать свои желания без всякой их цензуры, ссылок на правила и требования общества. 14. Я часто проявляю себя в спонтанном поведении, непослушании, а порой в бунте. 15. У меня богатая фантазия и воображение, что проявляется в моем творчестве

6. Конвенциальный тип предпочитает четко структурированную деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и в работе, любимые занятия - это канцелярия, делопроизводство, имеет математические способности Подчинение «Дитя адаптивное» (ДА) -стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых. Проявляет конформизм, но может быть и самостоятельным не по годам 16. В своем поведении соблюдаю правила, нормы и требования общества. 17. Могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием социума или проявить «зрелую самостоятельность». 18. Я люблю рассуждать, но в споре проявляю «холодное» спокойствие, сдержанность

Типология личности по Д. Голланду - это эталонный семантический трехмерный типологический базис, представляющий собой объединение из трех одномерных базисов («артистический - конвенциальный», «реалистический - социальный», «интеллектуальный - предприимчи-вый»).Здесь единая дихотомия будет «индивидуальное - социальное». Существует своеобразный «типологический изоморфизм» типов эго-состояний и профессиональных типов личности по Д. Голланду [15, 17].

Используя принцип семантической близости, можно сопоставлять множества характеристик разных понятий-типов. Одно из этих понятий является типологическим семантическим базисным эталоном (в нашем случае - это типология Д. Голланда) [17]. Эго-состояния будут представлять другую типологию. Был предложен тест на измерение эго-состояний (см. таблицу). Валидизация теста проводилась в направлении конструктивной и критериальной валидности [12, 15].

Результаты тестирования эго-состояний студентов Вологодского госуниверситета, полученные с помощью новой методики, коррелируют с результатами методики Д. Голланда следующим образом:

— «Родитель воспитывающий» - «социальный»;

— «Дитя свободное» - «артистический»;

— «Взрослый организующий» - «предприимчивый»;

— «Взрослый познающий» - «интеллектуальный»;

— «Дитя адаптивное» - «конвенциальный»;

— «Родитель контролирующий» - «реалистический» [17].

Для группы студентов (217 человек) коэффициенты корреляции попали у нас в интервал от 0,449 до 0,761 [15]. Приведенная таблица является одновременно ключом к авторскому тесту. Оценка выраженности эго-состояний проводилась по шкале от -2 до +2, которая соответствовала следующим положительным оценкам: 1, 2, 3, 4, 5 (3-5), (6-9), (10-15) - это низкий, средний и высокий уровни выраженности типов «эго-состояний».

Можно построить изоморфизм трехмерной прямоугольной системы координат XYZ, имеющей шесть направлений на осях, и «типологиче-

ской снежинки» с тремя «разветвлениями - типами» на каждой оси. Всего - 18 (3^6) типов, которые в дальнейшем будут соответствовать 18 диагностическим суждениям теста (см. рис. 1). В центре этой структуры - начало трехмерной системы координат и центр («середина») «измерительной типологической снежинки» [6, 10]. Помещаем начало координат этой системы в середину снежинки, а оси-векторы будут направлены в основания веток, состоящих из 15 (5^3) «маленьких ответвлений-оценочных измерителей» (см. рис. 2).

На рисунке 1 шесть линий-векторов определяют 6 типов, каждый из которых распадается еще на три подтипа. В итоге получается 18 (3x6) подтипов. На рисунке 2 на каждом из 18 подтипов находятся по 5 «оценочных измерителей», определяющих симметрическую 5-балльную шкалу оценки от -2 до +2, которая отображается на шкалу 1, 2, 3, 4, 5 [15, 20]. В природе известны шестиэлементные структурные образования, которые являются «устойчивыми и эстетичными» «системно-базисными трехмерными» структурами при восприятии: ячейки пчелиных сот, снежинки [10]. Этот пример подтверждает принцип «природосообразности», то есть природа «подсказывает» и «намекает» на существование таких «устойчивых и красивых» структур в мире [1, 5, 9, 15].

Ж

Рис. 1. Плоскостное представление трехмерного базиса в виде «типологической снежинки»

типологическои снежинки»

Результаты диагностики показали следующее: — в группах студентов (106 человек) инженерно-строительного института ВоГУ (группы СТЭ-21, СА-31, СПД-31, СВ-31, СВ-32, СТ-21) проявились эго-состояния ДА (10.2), РК (10.8), ВП (11.2) (усредненные на высоком уровне);

Рис. 2. Плоскостное

представление трехмерного базиса в виде «измерительной

— в группах студентов (109 человек) института педагогики, психологии и физического воспитания ВоГУ (группы ПИЭ-21, ПИПР-21, ППСН-21, ПСР-21, ПФКО-1, ППО-11) проявились эго-состояния ДС (10.7), ВО (13.1), РВ (12.1), ВП (10.2) (усредненные на высоком уровне).

Выводы

У студентов технической специальности доминирующими эго-состояниями оказались «Дитя адаптивное» (ДА), «Родитель контролирующий» (РК) и «Взрослый познающий» (ВП).

У студентов педагогической и психологической специальностей доминирующими эго-состояниями оказались «Дитя свободное» (ДС), «Взрослый организующий» (ВО), «Родитель воспитывающий» (РВ) и «Взрослый познающий» (ВП).

В профессии педагога и психолога очень важно, чтобы доминирующими эго-состояниями были

— «Дитя свободное» (ДС), то есть свободное, смелое, раскованное поведение;

— «Взрослый организующий» (ВО) - это «педагогический и психологический руководитель», управляющий воспитанием, обучением и умеющий организовывать психологическое сопровождение учащихся;

— «Родитель воспитывающий» (РВ) - ласковый, опекающий воспитатель для учеников;

— «Взрослый познающий» (ВП) - педагог и психолог, хорошо знающий, умеющий и стремящийся решать интеллектуальные задачи в своей области. Без этих доминирующих эго-состояний в профиле педагог и психолог как специалист может не состояться или быть посредственным.

В профессиях строительного направления очень важно, чтобы доминирующими эго-состояниями были

— «Дитя адаптивное» (ДА) - стремление к нормативной деятельности в строительстве (СНИПы),

— «Родитель контролирующий» (РК) - стремление к контролю за исполнением строительных работ;

— «Взрослый познающий» (ВП) - стремление к познанию «строительной информации» при изучении учебных предметов в инженерно-строительной специализации.

Эти проявившиеся доминирующие эго-состояния студента-строителя помогут ему в будущем состояться в избранной профессии.

Разные усредненные профили эго-состояний показывают специфику профессиональной направленности студентов этих двух специальностей.

Библиографический список

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации [Текст] / под ред.

A. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. - М. : АПН, 1983. -189 с.

2. Берн, Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных (A layman's guide and psychiatry and psychoanalysis) [Текст] / Э. Берн. - СПб., 1991. - 290 c.

3. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная, индивидуальная и социальная психиатрия [Текст] / Э. Берн ; пер. с англ. А. Калмыкова,

B. Калиненко. - М. : Академический Проект, 2001. -320 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М. : Эксмо, 2014. - 576 с.

5. Берн, Э. Лидер и группа (Структура и динамика организаций и групп) [Текст] / Э. Берн. - Екатеринбург, 2000. - 239 с.

6. Вейль, Г. Симметрия [Текст] / Г. Вейль. - М. : Наука, 1968. - 132 с.

7. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. - Л. : ЛГУ, 1984. - 176 с.

8. Джеймс, М., Джонгвард, Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтэкспериментами [Текст] / М. Джеймс, Д. Джонгвард. - М. : Универсал, 1993. - 176 с.

9. Дьяконов, Г. В. Психология педагогического общения [Текст] / Г. В. Дьяконов. - Кировоград : КИРУЭ, 1992. - 157 с.

10. Кеплер, И. О шестиугольных снежинках [Текст] / И. Кеплер. - М. : Наука, 1983. - 123 с.

11. Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода [Текст] / В. П. Кузьмин // Психологический журнал. -1982. - Т. 3, № 3. - С. 3-14; Т. 3, № 4. - С. 3-13.

12. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б. В. Кулагин. - Л. : Медицина, 1984. - 149 с.

13. Липпиус, А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна [Текст] / А. Липпиус. - М. : КСП+, 2001. -608 с.

14. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. -1975. - № 2. - С. 31-45.

15. Малышев, К. Б. Моделирование стратегий поведения в конфликте в образовательном пространстве вуза [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Приоритетные направления развития науки и образования : сб-к статей международной научно- практической конференции. - Пенза : МЦНС Наука и просвещение, 5 апреля 2019. - С. 139-144.

16. Малышев, К. Б. Использование психогеометрии для определения профиля эго-состояний [Текст] / К. Б. Малышев // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения : материалы между-нар. науч.-метод. конф., 26-29 июня 1996 г. / ЦИПК РР и СПО. - СПб., 1996. - Ч. 3. - С. 14-17.

17. Малышев, К. Б. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. - Ярославль : Ярославский педагогический вестник. - Вып. 1. - Т. 1. -2017. - С. 189-192.

18. Принцип системности в психологических исследованиях [Текст] / под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. - М. : Наука, 1990. - 178 с.

19. Стюарт, Я., Джойнс, В. Современный тран-сактный анализ. Социально-психологический центр [Текст] / Я. Стюарт, В. Джойнс. - СПб., 1996. - 330 с.

20. Шафрановский, И. И. Симметрия в природе [Текст] / И. И. Шафрановский. - Л. : Недра, 1968. -154 с.

21. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна (Script people live: transactional anaiysis of life scripts) [Текст] / К. Штайнер. - СПб. : Питер, 2003. - 210 с.

22. Allport, G. W. Trait-Names: a psyho-lexsikal study G. W. Allport, H. S. Odbert // Psychological Monographs. - 1936. - V. 47. - P. 1-171, 211.

23. Malyschew, K. Anvendung der Mathematischen Modellierung von Transactionsanaly in der Arbeit des Psychologen / K. Malyschew // Die Tesisen des Fachkongress: Vernderte Lebenslagen von Kindern, Jugendlichen, Familien und Alleinerziechen - der konsequenze in alin-erzieren der Resenserenze-chienedren et al. Kirche, Staat und Gesellschaft. - Wologda, 1994. - S. 119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference List

1. Aktivnye metody obuchenija pedagogicheskomu obshheniju i ego optimizacii = Active methods of teaching pedagogical communication and its optimization [Tekst] / pod red. A. A. Bodaleva, G. A. Kovaleva. - M. : APN, 1983. - 189 s.

2. Bern, Je. Vvedenie v psihoterapiju i psihoanaliz dlja neposvjashhennyh = A layman's guide and psychiatry and psychoanalysis [Tekst] / Je. Bern. - SPb., 1991. -290 c.

3. Bern, Je. Transaktnyj analiz v psihoterapii: Sis-temnaja, individual'naja i social'naja psihiatrija = Transact analysis in psychotherapy: Systemic, individual and social psychiatry [Tekst] / Je. Bern ; per. s angl. A. Kalmykova,

V. Kalinenko. - M. : Akademicheskij Proekt, 2001. -320 s.

4. Bern, Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi. Ljudi, ko-torye igrajut v igry = Games that people play. People who play games [Tekst] / Je. Bern. - M. : Jeksmo, 2014. -576 s.

5. Bern, Je. Lider i gruppa (Struktura i dinamika or-ganizacij i grupp) = Leader and group (Structure and dynamics of organizations and groups) [Tekst] / Je. Bern. -Ekaterinburg, 2000. - 239 s.

6. Vejl', G. Simmetrija = Symmetry [Tekst] / G. Vejl'. -M. : Nauka, 1968. - 132 s.

7. Ganzen, V. A. Sistemnye opisanija v psihologii = System descriptions in psychology [Tekst] / V. A. Ganzen. - L. : LGU, 1984. - 176 s.

8. Dzhejms, M., Dzhongvard, D. Rozhdennye vyigryvat'. Transaktnyj analiz s geshtal'tjeksperimen-tami = Born to win. Transact analysis with gestaltexperiments [Tekst] / M. Dzhejms, D. Dzhongvard. - M. : Universal, 1993. - 176 s.

9. D'jakonov, G. V. Psihologija pedagogicheskogo ob-shhenija = Psychology of pedagogical communication [Tekst] / G. V D'jakonov. - Kirovograd : KIRUJe, 1992. -157 s.

10. Kepler, I. O shestiugol'nyh snezhinkah = About hexagonal snowflakes [Tekst] / I. Kepler. - M. : Nauka, 1983. - 123 s.

11. Kuz'min, V P. Istoricheskie predposylki i gnoseo-logicheskie osnovanija sistemnogo podhoda = Historical prerequisites and gnoseological grounds for a systemic approach [Tekst] / V. P. Kuz'min // Psihologicheskij zhur-nal. - 1982. - T. 3, № 3. - S. 3-14; T. 3, № 4. - S. 3-13.

12. Kulagin, B. V. Osnovy professional'noj psihodi-agnostiki = Basics of professional psychodiagnostics [Tekst] / B. V. Kulagin. - L. : Medicina, 1984. - 149 s.

13. Lippius, A. Igry dlja vzroslyh. Psihologija part-nerskih otnoshenij cherez transaktnyj analiz Je. Berna = Adult games. Psychology of partnerships through E. Burn's transact analysis [Tekst] / A. Lippius. - M. : KSP+, 2001. - 608 s.

14. Lomov, B. F. O sistemnom podhode v psi-hologii = About the systemic approach in psychology [Tekst] / B. F. Lomov // Voprosy psihologii. - 1975. -№ 2. - S. 31-45.

15. Malyshev, K. B. Modelirovanie strategij povedenija v konflikte v obrazovatel'nom prostranstve vuza = Modeling of behavior strategies in conflict in the educational space of the university [Tekst] / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva // Prioritetnye naprav-lenija razvitija nauki i obrazovanija : sb-k statej mezhdu-narodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii. - Penza : MCNS Nauka i prosveshhenie, 5 aprelja 2019. -S. 139-144.

16. Malyshev, K. B. Ispol'zovanie psihogeometrii dlja opredelenija profilja jego-sostojanij = Using psycho-geometry to determine the profile of ego states [Tekst] /

K. B. Malyshev // Pedagogicheskij menedzhment i pro-gressivnye tehnologii obuchenija : materialy mezhdunar. nauch.-metod. konf., 26-29 ijunja 1996 g. / CIPK RR i SPO. - SPb., 1996. - Ch. 3. - S. 14-17.

17. Malyshev, K. B. Mnogomernyj tipologicheskij podhod k issledovaniju vospitannosti = Multidimensional typological approach to education research [Tekst] / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. - Jaroslavl' : Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. - Vyp. 1. - T. 1. - 2017. -S. 189-192.

18. Princip sistemnosti v psihologicheskih issledo-vanijah = The principle of systemacity in psychological researches [Tekst] / pod red. D. N. Zavalishinoj, V. A. Barabanshhikova. - M. : Nauka, 1990. - 178 s.

19. Stjuart, Ja., Dzhojns, V. Sovremennyj transaktnyj analiz. Social'no-psihologicheskij centr = Modern transact analysis. Socio-psychological centre [Tekst] / Ja. Stjuart, V. Dzhojns. - SPb., 1996. - 330 s.

20. Shafranovskij, I. I. Simmetrija v prirode = Symmetry in the nature [Tekst] / I. I. Shafranovskij. - L. : Nedra, 1968. - 154 s.

21. Shtajner, K. Scenarii zhizni ljudej. Shkola Jerika Berna = Script people live: transactional anaiysis of life scripts [Tekst] / K. Shtajner. - SPb. : Piter, 2003. - 210 s.

22. Allport, G. W. Trait-Names: a psyho-lexsikal study G. W. Allport, H. S. Odbert // Psychological Monographs. - 1936. - V. 47. - P. 1-171, 211.

23. Malyschew, K. Anvendung der Mathematischen Modellierung von Transactionsanaly in der Arbeit des Psychologen / K. Malyschew // Die Tesisen des Fachkongress: Vernderte Lebenslagen von Kindern, Jugendlichen, Familien und Alleinerziechen - der konsequenze in alin-erzieren der Resenserenze-chienedren et al. Kirche, Staat und Gesellschaft. - Wologda, 1994. - S. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.