Научная статья на тему 'Многомерный типологический подход к исследованию категорий педагогики'

Многомерный типологический подход к исследованию категорий педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНЫЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ОДНОМЕРНЫЙ БАЗИС / ТРЕХМЕРНЫЙ БАЗИС / ЭГО-СОСТОЯНИЯ / MULTIDIMENSIONAL TYPOLOGICAL APPROACH / CONSISTENCY / BASIS PROPERTY / A ONE-DIMENSIONAL BASIS / THE THREE-DIMENSIONAL BASIS / EGO-STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий создать трехмерную базисную типологию основных категорий педагогики и уточнить определение категории «развитие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONAL TYPOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF CATEGORIES OF PEDAGOICS

The paper discusses a multidimensional typological approach that allows to create three-dimensional basic typology of the main categories of pedagogy and to refine the definition of the category «development».

Текст научной работы на тему «Многомерный типологический подход к исследованию категорий педагогики»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-19 УДК 37.013

Малышев Константин Борисович

Доктор психологических наук, профессор, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия) E-mail: konbormal@mail.ru

Малышева Ольга Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Вологодский институт права и экономики ФСИН России (Вологда, Россия) E-mail: konbormal@mail.ru

МНОГОМЕРНЫЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИКИ

© Малышев К.Б., Малышева О.А., 2018

Malyshev Konstantin Borisovich

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Vologda state University (Vologda, Russia) E-mail: konbormal@mail.ru

Malysheva Olga Alexandrovna

PhD in Pedagogical Sciences, Аssociate Professor, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia (Vologda, Russia) E-mail: konbormal@mail.ru

MULTIDIMENSIONAL TYPOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF CATEGORIES OF PEDAGOICS

Аннотация. В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий создать трехмерную базисную типологию основных категорий педагогики и уточнить определение категории «развитие».

Abstract. The paper discusses a multidimensional typological approach that allows to create three-dimensional basic typology of the main categories of pedagogy and to refine the definition of the category «development».

Ключевые слова: многомерный типологический подход, системность, базис-ность, одномерный базис, трехмерный базис, эго-состояния_

Keywords: multidimensional typological approach, consistency, basis property, a one-dimensional basis, the three-dimensional basis, ego-States_

Введение

Актуальность данного исследования определяется значимостью разработки методологического аппарата, позволяющего рассматривать сложные категории педагогики как многомерные явления, определять различные смысловые их составляющие. Для практики дается возможность более глубокого понимания основных категорий педагогики, что важно для построения эффективного педагогического общения. Цель данного исследования - выявление возможностей применения многомерного типологического подхода к описанию категорий педагогики, что важно для исследования теоретических проблем образования.

Базис - это полное и упорядоченное множество элементов. «Базисная дихотомическая типология - это полное дихотомическое множество элементов-характеристик, состоящее из противоположных подмножеств-типов с единой симметрической дихотомией, которая задает порядок в этом множестве типов» [5]. «Многомерный типологический подход - это установление взаимно-однозначного соответствия многомерных дихотомических базисных типологий (или типологический изоморфизм) из одной или из разных областей знания» [3]. Не-дихотомические базисные типологии в данной статье не рассматриваются.

Существует два вида базисного моделирования: внутреннее и внешнее. Внутреннее базисное моделирование, которое мы в этой статье не рассматриваем, - это умозаключение от частного к частному, т.е., например, от одного частного психологического базиса к другому частному психологическому базису при типологизации информации, взятой внутри, т.е. из одной области психологического знания. В данной статье рассмотрено внешнее базисное моделирование (умозаключение от общего к общему, т.е. от одного обобщенного типологического базиса педагогических категорий к другому обобщенному психологическому типологическому базису доминирующих эго-состояний личности и соответствующих функций психики и функций сознания при многомерной типологизации информации, взятой извне, т.е. из разных областей знания (педагогика и психология). Многомерный типологический подход строится на принципах: индуктивно-дедуктивного исследования, правильности разбиения множества характеристик на подмножества, полярной дихотомии, единой полярной дихотомической симметрии, образования мерности в типологии, упорядоченности, типологической всеохватности, использования эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической (смысловой) близости, гомоморфизма, опе-рационализации понятий.

Основная часть

В педагогике, как известно, как и в любой науке существуют базовые понятия. Остановимся на самых часто употребляемых основных категориях. Это будут «развитие», «обучение», «образование», «воспитание». «Развитие, - по мнению В.Г. Крысько, - это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации» [2]. Образование - это один из путей социализации. «В педагогике социализация понимается как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, образцов поведения, социальных ролей, норм и духовных ценностей», - пишет автор [2]. Осуществляется социализация под воздействием целенаправленного обучения, воспитания и образования, а также стихийных процессов, происходящих в семье, на улице, за счет средств массовой информации. В связи с этим можно уточнить вышеуказанное определение. Развитие - это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и образования.

М.В. Буланова-Топоркова дает другое определение категории «развитие»: «Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека» [7]. Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. «Основные понятия педагогики («развитие», «обучение», «образование», «воспитание»), - пишет автор, - глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга» [7]. В педагогической информации часто используют такие понятия-категории как «субъект», «личность», «индивидуальность», «индивид». В своих трудах В.А. Ган-зен [1] дает системное описание категории «человек», которое связано с этими понятиями (рис. 1).

Рис. 1. Макроструктурное психологическое описание человека по В. А. Ганзену

«Субъект», «личность», «индивидуальность» - это категории, которые являются одномерными базисами в системном трехмерном базисном описании субстратной категории «человеческий индивид» с единой обобщенной дихотомией «внешнее-внутреннее» (рис. 2) [5]. Дадим трехмерные базисные описания понятий «субъект», «личность», «индивидуальность» (рис. 3, 4, 5).

Рис. 2. Трехмерный базис «индивида»

«Эмоции», «мышление», «воля» - это категории, являющиеся одномерными базисами в системном трехмерном базисном описании субстратной категории «перцепция субъекта» с единой (частной) дихотомией «активное - реактивное» (рис. 3). «Характер», «направленность», «темперамент» - это категории, которые являются одномерными базисами в системном трехмерном базисном описании субстратной категории «направленность личности» с единой (частной) дихотомией «социальное - индивидуальное» (рис. 4). «Опыт», «история», «продуктивность» - это категории, которые являются одномерными базисами в системном трехмерном базисном описании субстратной категории «особенности индивидуальности» с единой (частной) дихотомией «количественное-качественное» (рис. 5). «Количественные и качественные» изменения в определении «развития» у М.В. Булановой-Топорковой рассматриваются только по отношению к «индивидуальности» человека. Учитывая «базисные определения» «субъекта» и «личности» можно дать еще два рабочих опреде-

ления «развития». Развитие - это активные и реактивные изменения эмоциональных, мыслительных и волевых характеристик субъекта. Развитие - это социальные и индивидуальные изменения характеристик, происходящие в характере, направленности и темпераменте личности. Получается у нас «условно», что «количественная социальная активность» педагога при его воздействии на ученика инициирует с его стороны «качественную индивидуальную реакцию», формируя у него «информационно-развивающий» эффект. Можно дать обобщенное определение «развития».

Рис. 3. Трехмерный базис «субъекта»

инд] [вндуальное Рис. 4. Трехмерный базис «личности»

Рис. 5. Трехмерный базис «индивидуальности»

Развитие - это внешние и внутренние изменения характеристик «субъекта», «личности» и «индивидуальности» человеческого индивида. Рассмотрим внешнее базисное моделирование» (умозаключение «от общего к общему»), т.е. от одного обобщенного типологического базиса категорий педагогики к другому обобщенному психологическому базису типов эго-состояний. Для реализации внешнего базисного моделирования необходимо дать характеристику модифицированной типологии эго-состояний (по Э. Берну), которая является «базисной». Типология является трехмерным (трехфакторным) базисом, в котором выявляются три полярные дихотомические пары типов: «дитя свободное - дитя адаптивное», «взрослый организующий - взрослый познающий», «родитель воспитывающий - родитель контролирующий» [4], [5], [6]. Э. Берн определяет эго-состояние как «сочетание чувств, мыслей и поведения человека, которые проявляются в ситуации «здесь и теперь» [3]. Единую дихотомию «активное - реактивное», связанную с «субъектом» (как субстратом), можно на основе «принципа семантической близости» отобразить на единую дихотомию «социальное - индивидуальное», используемую в трехмерном базисе понятия «личность», взятого в качестве «субстрата», а также можно отобразить на единую дихотомию «количественное - качественное», используемую в трехмерном базисе понятия «индивидуальность», взятого в качестве «субстрата» [5]. Все три вышеуказанные (частные,) единые дихотомии можно «гомоморфно отобразить» на единую обобщенную дихотомию «внешнее - внутреннее», используемую в базисе основных категорий педагогики («обучение», «образование», «воспитание») (рис. 6). На основе «принципа семантической близости» (т.е. «семантического изоморфного отображения») сопоставим введенный «эталонный базис» доминирующих эго-состояний личности, базис личности по Д. Голланду (второй «базисный эталон»), базис основных функций психики (третий «базисный эталон») с базисным множеством типов основных категорий педагогики. Семантически близкие по смыслу слова выделены жирным шрифтом в четырех типологиях, представленных в таблице [5].

Рис. 6. Трехмерный базис «развития»

Таблица

Сравнительный анализ множества характеристик из разных типологий

Категории педагогики Определение базисных типов основных категорий педагогики с единой обобщенной дихотомией «внешнее-внутреннее») Базисные доминирующие эго-состояния по Э. Берну и базисные типы личности по Д. Голланду с единой частной дихотомией «социальное - индивидуальное» Базовые функции «перцептивного сознания» (основные функции психики)

1 2 3 4

Обучение (внешнее) Обучение - это процесс непосредственной эмоциональной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Обучение - целенаправленный, организованный педагогом «эмоциональный процесс» овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований жизни и деятельности. Обучение -формирование знаний, навыков, умений, это профориентирование, развитие личности и самостоятельности, это стремление к непрерывному образованию, это развитие творчества, эмоционального отношения к миру и к другим людям Дитя свободное (ДС) (социальное) - это эго-состояние Дитя, показывающее как человек ведет себя при выражении своих внешних эмоций без всякой их цензуры и ссылок на правила и требования общества. Дитя свободное проявляет себя в спонтанном самостоятельном поведении (в непослушании, в «бунте») и овладении знаниями, навыками и умениями в развивающем, творческом обучении. Артистический (А) (социальное) - независим в решениях, оригинален, гибкий, маневренный, эмоциональный, заводной, активный, динамичный, склонен к импровизации при обучении, предпочитает обучающие творческие занятия: «эмоциональные профессии» (писатели, художники, поэты, музыканты) Эмоции (отражение-отношение) (активное)

Продолжение

1

2

3

4

Образование

(внешнее)

Образование - это результат осмысления человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений и отношений за счет организации и управления по передаче образовательной информации от педагога к ученику. Образование - мыслительный процесс поиска человеком определенной системы знаний, навыков и умений это осмысленный результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека, это овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений, овладение опытом отношения к миру, к другим людям, освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, это формирование научного мировоззрения и образовательной позиции к окружающему миру (создание «образа» мира)

Взрослый организующий

(ВО) (социальное) - это «осмысленное» эго-состояние Взрослого, показывающее, как человек ведет себя с целью организации и руководства другими людьми. Он властный и проявляет себя в импульсивном поведении, предприимчивости. Стремится к признанию через сформированную «обдуманную» образовательную мировоззренческую позицию, может проявлять агрессивность в поведении.

Предприимчивый (П) (социальное) - «мыслящий организатор», энтузиаст, импульсивный, энергичный, доминантный, жесткий, решительный, любит признание, «вдумчивый руководитель», обдуманно решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, это овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений в управлении на основе полученного образования, обладание опытом отношения к миру, к окружающим людям, использование знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности в менеджменте. В профессии - это заведующий, директор, телерепортер, дипломат, журналист

Мышление (регуляция -преобразование) (активное)

Воспитание

(внешнее)

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Воспитание в широком социальном смысле - это воздействие общества на личность в целом. Воспитание в узком смысле слова - целенаправленная деятельность, призванная

Родитель воспитывающий

(РВ) (социальное) - это «волевое» эго-состояние Родителя, направленное на воспитание, заботу и помощь людям. Это опекающая, ласковая, «комплиментарная», «авансировано-одобрительная» позиция. Это волевая направленность Родителя на формирование у людей гуманных взглядов на окружающий мир и общество, нравственных идеалов, норм, и отношений между людьми, развитие морально-политических, психологических, физических, поведенческих личностных качеств

Воля

(реализация - отображение) (активное)

Продолжение

2

3

сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание -целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм, и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. Воспитание - конкретно-историческое явление, которое тесно связано с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества

Социальный (С) (социальное) коммуникабельный, волевой, любит обсуждать и принимать коллективные решения, не пренебрегает советом коллег, зависим от мнения группы, ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей социальной средой и проявить «социальную волю». Обладает социальными волевыми умениями, идет на социальный контакт. Чертами его характера является социальность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Старается держаться вдалеке от интеллектуальных проблем. Он активен, зависим, ему присуще приспособленчество, умеет строить общение с любыми типами личности. Обладает вербальными и относительно слабыми математическими способностями. В профессии - это педагог, врач, психолог, психиатр, социальный работник, священнослужитель

Воспитание

(внутреннее) или само-воспитание

Самовоспитание - это

целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, морали и деятельности. Самовоспитание - умение ставить перед собой самообязательства и следование определенным нормам в поведении, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самоотношение, самокритика, умение следовать примеру, образцу, самопоощрение, самопринуждение, «самоформирование» субъектности (самоопределение целей и нахождение методов самовоспитания),

Родитель контролирующий

(РК) (индивидуальное) - это «волевое» эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля, управления и критики. Контроль своего поведения и поведения других. «Волевой авторитар». Стремление к запретам, ограничительным нормам в поведении людей и у себя, это «морализирование» поведения окружающих людей. Он всегда «умен» и всегда «прав», назидает, «дрессирует», дисциплинирует других людей. «Волевое навязчивое воспитание» для себя и других людей. Работа по образцу.

Реалистический (Р) (индивидуальное) - волевой характер, способен к математике, контролирует свои действия и действия других людей в соответствии с нормативами, предметная кон-

Воля

(реализация - отображение) (реактивное)

1

4

Продолжение

3

самоорганизация аутотренинга

кретная деятельность. Работа по образцу, по эталону. В профессии - это токари, слесари, садоводы, лесники, ремесленники_

Образование

(внутреннее)

или само-образова-

Самообразование - это

целеустремленная мыслительная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Самообразование - это самостоятельно уметь планировать, определять формы, методы и средства работы, знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов, применение знаний на практике, самостоятельная работа над литературой, стремление к познанию через умение строить общение с разными специалистами, «любопытство», «любознательность», самоупражнения, самотренировки, самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами, самостоятельное творческое, «поисково-

исследовательское» решение практических задач

Взрослый познающий (ВП) (индивидуальное) - это эго-состояние Взрослого, показывающее, как человек ведет себя самостоятельно в образовательной и исследователь-ско-творческой деятельности, стремление размышлять, рассуждать, «философствовать», отгадывать кроссворды и решать интеллектуальные задачи. Ориентирован на умственный труд, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Склонен к самообразованию, к абстрактному творческому мышлению и к научной работе.

Интеллектуальный (И) (индивидуальное) - аналитичен, рационален, оригинален, любит решать интеллектуальные задачи, получает удовлетворение от творческого умственного труда, стремится к поисково-исследовательской деятельности. Обладает как вербальными, так и математическими способностями, ориентирован на умственный труд. Из ценностей у него преобладают теоретические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. В профессии - это ученые-исследователи в области математики, физики, биологии, химии, астрономии, это следователь в полиции и т. д.

Мышление (регуляция -преобразование) (реактивное)

Обучение

(внутреннее)

или самообучение

Самообучение - это работа с печатными источниками, в частности, умение пользоваться Интернетом, это самостоятельный поиск информации, это самостоятельный просмотр телепередач, радиопередач. Самообучение - это выработка_

Дитя адаптивное (ДА) (индивидуальное) - это эго-состояние Дитя, указывает на то, как человек ведет себя при взаимодействии с правилами и требованиями общества. Эмоциональная устойчивость и интроверсия, конформизм, зависимость поведения от желаний других людей, а может быть «не по годам» самостоятельным. Это

Эмоции

(отражение-

отношение) (реактивное)

1

2

4

ние

Окончание

1 2 3 4

потребности в самостоятельной работе, это постановка учебных задач и нахождение решений самостоятельно («субъект-ность»), умение попросить совета или помощи при самостоятельном решении учебных задач, организация внешнего педагогического контроля самостоятельных учебных заданий, это самообучение и нормативная, упорядоченной деятельность, стремление узнать правила и требования общества, это умение их выполнять. «Конформизм», эмоциональная реакция на восприятие и понимание информации при самообучении умение работать с информационными источниками, это умение выработать «субъектную» позицию по отношению к обучению, т.е. сам ставит перед собой учебные цели и сам находит методы их осуществления, умение вовремя попросить помощи в учебе. Конвенциальный (К) (индивидуальное) - предпочитает структурированную деятельность, консервативен, «эмоционально-реактивен», не любит смену деятельности, предпочитает расчеты. Преобладают математические способности. В профессии - это бухгалтерия, экономика, машинопись, канцелярия, делопроизводство, технолог, юрист, оператор, программист, нормативная системно-упорядоченная деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить внимание на механизм образования многомерности. Одномерные базисы строятся по единому полярному дихотомическому принципу «социальное - индивидуальное». Первый одномерный базис - это полярная дихотомическая пара «дитя свободное - дитя адаптивное», второй одномерный базис - это другая полярная дихотомическая пара «взрослый организующий - взрослый познающий», а третий одномерный базис - это еще полярная дихотомическая пара «родитель воспитывающий - родитель контролирующий». «Связка» вышеуказанных трех одномерных базисов образует трехмерный базис эго-состояний личности.

Использование «принципа семантической близости» позволяет осуществлять сопоставление множества характеристик объекта или понятия с характеристиками другого множества, являющегося эталонным типологическим семантическим базисом (таблица) [5]. Учитывая вышеизложенное можно дать еще два рабочих определения категории «развитие». «Развитие» - это объективный процесс последовательного «социального и индивидуального» изменения характеристик личности человека в направлении характера, способностей и темперамента. «Развитие» - это объективный процесс последовательного «активного и реактивного» «изменения» эмоциональных, мыслительных и волевых характеристик субъекта человека. При базисном трехмерном моделировании понятие «человеческий индивид» принимается за «субстрат», а «внешними» «трехмерными» базисными категориями-факторами при этом являются: «субъект», «личность», «индивидуальность» (рис. 2) [5]. Перцепция связана с восприятием и ощущением. Итак, «развитие» - это объективный процесс последовательного «внешнего и внутреннего» изменения обучающей, образовательной и воспитательной характеристик человека.

Педагогический «внешний» процесс - это передача информации по воспитанию, образованию и обучению от педагога к ученику, т. е. существует «внешний педагог».

Педагогический «внутренний» процесс - это передача информации по воспитанию, образованию и обучению от ученика к самому себе, т.е. существует «внутренний педагог», которым является сам ученик, и тогда возникает «самообучение», «самообразование» и «самовоспитание» (рис. 6). При «внешнем развитии» (т.е. обучении, образовании и воспитании) имеем «объектную» позицию ученика в педагогическом процессе, а при «внутреннем развитии» (т.е. самообучении, самообразовании и самовоспитании) имеем «субъектную» позицию ученика в педагогическом процессе. Ученик является «субъектом» своего «развития», если он сам ставит перед собой педагогические (т.е. обучающие, образовательные и воспитательные) цели и находит сам методы реализации этих целей. На основе «принципа семантической близости» «развитие» (как категория педагогики) отображается» на «перцепцию» (как категорию психологии). При нарушении нормы в «развитии перцепции» (при дефекте) у детей могут возникать проблемы и в «обучении», и в «образовании», и в «воспитании». Модель трехмерного базиса «развития» связана одновременно и с «развивающим обучением», и с «развивающим образованием» и с «развивающим воспитанием», что и находит свою реализацию в педагогических технологиях Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, И.П. Волкова, Г.К. Селевко, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова.

Выводы

Разработан методологический аппарат, позволяющий рассматривать сложные категории педагогики как многомерные явления, определять различные смысловые их составляющие. Цель исследования, которая состояла в выявлении возможностей применения многомерного типологического подхода к системно-базисному описанию категорий педагогики, была достигнута. Для практических педагогов дается возможность более глубокого понимания этих категорий, что очень важно для построения эффективного педагогического общения. Результаты статьи могут быть использованы для исследования теоретических проблем образования.

Литература

1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии Л.: ЛГУ, 1984. 176 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Минск: ХАРВЕСТ, 1999. 384 с.

3. Малышев К.Б. Многомерный типологический подход к получению информации о субъектах образовательной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2007. 40 с.

4. Малышев К.Б., Малышева О.А. Диагностика обученности учащихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №5. С. 111-114.

5. Малышев К.Б. Многомерная типологизация психологической информации. Вологда: ВоГУ, 2016. 167 с.

6. Малышев К.Б., Малышева О.А. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности // Ярославский педагогический вестник. 2017. №1. С. 189-192.

7. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с.

References

1. Hansen V.A. Sistemnyie opisaniia b psihologii [System descriptions in psychology]. Leningrad, 1984. 176 p.

2. Krys'ko V.G. Psihologiy ipedagogika [Psychology and pedagogy]. Minsk, 1999. 384 p.

3. Malyshev K.B. Mnogomernyi tipologicheskiipodhod kpolusheniu informfzii o subiektach ob-rasovatelnoi deiatelnosti [Multidimensional typological approach to obtaining information on the subjects of educational activity]. Samara, 2007. 40 р.

4. Malyshev K.B., Malysheva O.A. Diagnostika obuchennosti uchashchikhsia [Diagnostics of training students]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2015, no. 5, pp. 111-114.

5. Malyshev K.B. Mnogomernaia tipologizatsiia psikhologicheskoi informatsii [Multidimensional typology of psychological information]. Vologda, 2016. 167 p.

6. Malyshev K.B., Malysheva O.A. Mnogomernyi tipologicheskii podkhod k issledovaniiu vos-pitannosti [Multidimensional typological approach to the study of education ]. Yaroslavskii pedago-gicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Herald], 2017, no. 1, pp. 189-192.

7. Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly [Pedagogy and psychology of higher education]. Rostov-on-Don, 2006. 512 p.

Малышев К.Б., Малышева О.А. Многомерный типологический подход к исследованию категорий педагогики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 133-144.

For citation: Malyshev K.B., Malysheva O.A. Multidimensional typological approach to the study of categories of pedagogics. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 133-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.