Научная статья на тему 'Многомерный типологический подход к исследованию нарушений в семейном воспитании'

Многомерный типологический подход к исследованию нарушений в семейном воспитании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многомерный типологический подход / валидизация / системность / базисность / целостность / профиль нарушений семейного воспитания / конструктивная валидность / критериальная валидность / multidimensional typological approach / validation / consistency / basis property / integrity / profile of disorders of the family education / the construct validity / criterial validity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — К Б. Малышев, О А. Малышева

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий модифицировать диагностическую методику определения нарушений семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого и дать базисное (полное, упорядоченное) описание ее типологической структуры с последующим использованием шкалы измерения выраженности типов нарушений семейного воспитания. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода выступает построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности для полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: вопервых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multidimensional Typological Approach to Study Disorders in Family Education

The paper discusses a multidimensional typological approach allowing to modify the diagnostic method of determining disorders of the family education of E. G. Eidemiller and V. V. Yustitsky and give it a basic (complete, ordered) description of the typological structure and then use a symmetric scale measuring the severity of disability family education. When building classifications used the completeness of the partitioning of the whole and order elements (units in General), which is the basis of the basic approach to the study of psychological information. The result of this approach is the construction of a multidimensional basis, combining several one-dimensional bases. When building typologies there are opportunities of full descriptions of psychological information about the objects (concepts, events), which is the basis of a holistic approach. In any case, there is a possibility of measuring psychological characteristics (components) in the result of the systematic structuring of information, i.e. functional connectivity component types. The multidimensional typological approach has the following characteristics: first, the totality of knowledge reflected in concepts, which is given to the system based on the proven, reliable results, and secondly, the proposed approach possesses predictive capabilities, as it allows you to see further development of personal characteristics. Criteria of the concept are integrity, consistency, basis property. The concept was selected and tested the following methods: the selection of psychological characteristics, their generalization, comparison and identification with the characteristics of the underlying benchmark, the identification of the profile of the studied quality properties of the subject. Main principles: the inductive-deductive research, the «correct» partitioning the set into subsets, the polar dichotomy, a single dichotomous polar symmetry, the formation of «dimension» in the typology, governance, typological «inclusiveness», the reference of the typological basis of isomorphism, semantic proximity, homomorphism, operationalisation of the concept.

Текст научной работы на тему «Многомерный типологический подход к исследованию нарушений в семейном воспитании»

УДК 159.955

К. Б. Малышев, О. А. Малышева

Многомерный типологический подход к исследованию нарушений в семейном воспитании

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий модифицировать диагностическую методику определения нарушений семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого и дать базисное (полное, упорядоченное) описание ее типологической структуры с последующим использованием шкалы измерения выраженности типов нарушений семейного воспитания.

При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода выступает построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности для полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.

Ключевые слова: многомерный типологический подход, валидизация, системность, базисность, целостность, профиль нарушений семейного воспитания, конструктивная валидность, критериальная валидность.

K. B. Malyshev, O. A. Malyshev

Multidimensional Typological Approach to Study Disorders in Family Education

The paper discusses a multidimensional typological approach allowing to modify the diagnostic method of determining disorders of the family education of E. G. Eidemiller and V. V. Yustitsky and give it a basic (complete, ordered) description of the typological structure and then use a symmetric scale measuring the severity of disability family education.

When building classifications used the completeness of the partitioning of the whole and order elements (units in General), which is the basis of the basic approach to the study of psychological information. The result of this approach is the construction of a multidimensional basis, combining several one-dimensional bases. When building typologies there are opportunities of full descriptions of psychological information about the objects (concepts, events), which is the basis of a holistic approach. In any case, there is a possibility of measuring psychological characteristics (components) in the result of the systematic structuring of information, i.e. functional connectivity component types. The multidimensional typological approach has the following characteristics: first, the totality of knowledge reflected in concepts, which is given to the system based on the proven, reliable results, and secondly, the proposed approach possesses predictive capabilities, as it allows you to see further development of personal characteristics. Criteria of the concept are integrity, consistency, basis property. The concept was selected and tested the following methods: the selection of psychological characteristics, their generalization, comparison and identification with the characteristics of the underlying benchmark, the identification of the profile of the studied quality properties of the subject. Main principles: the inductive-deductive research, the «correct» partitioning the set into subsets, the polar dichotomy, a single dichotomous polar symmetry, the formation of «dimension» in the typology, governance, typological «inclusiveness», the reference of the typological basis of isomorphism, semantic proximity, homomorphism, operationalisation of the concept.

Keywords: multidimensional typological approach, validation, consistency, basis property, integrity, profile of disorders of the family education, the construct validity, criterial validity.

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий модифицировать диагностическую методику определения нарушений семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера

и В. В. Юстицкого и дать базисное (полное, упорядоченное) описание ее типологической структуры с последующим использованием шкалы

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2017

измерения выраженности типов нарушений семейного воспитания.

При создании психодиагностической методики определения нарушений семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого не проводился предварительный теоретический анализ на полноту и упорядоченность психологических характеристик, входящих в ее типологический конструкт.

Использование опросника «Анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера и

В. В. Юстицкого [1] позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений (потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, гипопротекция, жесткое обращение). Этот опросник использовался нами в течение нескольких лет для исследования тех семейных проблем, которые видны, находятся «на поверхности»: это нервные, расторможенные дети, дети с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. Однако этот опросник (130 вопросов) сложен в обработке результатов и труден при построении профиля нарушений семейного воспитания.

Мы поставили задачу создания экспресс-диагностики. Предлагаемый нами опросник, который содержит 30 вопросов, дает возможность определения профиля нарушений семейного воспитания (ПНСВ) и позволяет определить разные уровни выраженности нарушений. Практика консультирования родителей с применением этой методики показывает, что удается вскрыть и проанализировать проблемы семейного воспитания и сделать необходимую психолого-педагогическую коррекцию поведения и установок родителей по отношению к детям.

Перепроверим полноту и упорядоченность множества типов нарушений семейного воспитания по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому и рассмотрим реализацию многомерного типологического подхода при построении соответствующей многомерной типологии. Для выявления полноты и упорядоченности данной типологии был выбран эталонный семантический типологический базис: типология профессиональной направленности личности Д. Голланда, которая включает шесть типов личности - артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный, социальный, реалистический [2].

Характеризуя типологию Д. Голланда, следует отметить, что она является полной, целостной и

упорядоченной системой. Полнота и целостность определяются тем, что все профессии, существующие в мире, включаются в типы личности этой типологии, а упорядоченность проявляется в том, что в ней существуют три пары противоположных «полюсов - типов», которые имеют один полярный дихотомический признак: «социальное - индивидуальное». Типология является также трехмерным (трехфакторным) базисом, где выявляются три полярные дихотомические пары типов: «социальный - реалистический», «предприимчивый - интеллектуальный», «артистический - конвенциальный». В «эталонный семантический типологический базис» («базисный конструкт»), таким образом, вошли 6 типов профессиональной направленности личности [3].

Следует обратить внимание на механизм образования многомерности. Когда впервые заявляется понятие «нарушения семейного воспитания», его измерение на данном этапе отсутствует. Если нет «меры», то возникает нульмерный базис. Все одномерные базисы строятся по единому полярному дихотомическому принципу «социальное - индивидуальное». Первый одномерный базис - это полярная дихотомическая пара «социальный - реалистический», второй одномерный базис - это другая полярная дихотомическая пара: «предприимчивый - интеллектуальный», а третий одномерный базис - это третья полярная дихотомическая пара: «артистический - конвен-циальный». Связка указанных трех одномерных базисов образует в нашем исследовании трехмерный (трехфакторный) базис, который мы назвали «личностным профессиональным базисом». При создании типологии нарушений семейного воспитания использовался принцип семантической близости [3].

Использование принципа семантической близости позволяет осуществлять сопоставление множества характеристик объекта или понятия с характеристиками другого множества, являющегося эталонным типологическим семантическим базисом (целостным системно-базисным типологическим конструктом). Сопоставим введенный эталонный личностный профессиональный базис и доминирующие эго-состояния личности с множеством типов нарушений семейного воспитания на основе принципа семантической близости (см. Табл. 1). В результате исследования оказалось, что определенный тип личности и тип доминирующего эго-состояния родителя «тяготеет» к определенному типу нарушений семейного воспитания. Педагоги говорят: «Воспитатель прежде

всего должен быть сам воспитанным!». Поэтому тип личности родителя-воспитателя связан с его типом нарушения в семейном воспитании (лич-ностно-типологическая проекция родителя в соответствующий тип нарушения, то есть «типологический изоморфизм»).

Валидизация модифицированной методики на типы нарушений семейного воспитания проводилась в направлении конструктивной валидно-сти, отражающей степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта выступают типы нарушений семейного воспитания. Результаты тестирования родителей школьников, полученные с помощью модифицированной методики, соответствуют результатам эталонной методики Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого.

На основе полученного результата была предложена авторская методика для определения профиля нарушений семейного воспитания (см. диагностические суждения для опросника «Типы нарушений семейного воспитания» в Таблице 1. Ключ к методике: ответы «Это неверно», «Это не совсем так», «В общем, это верно», «Полностью согласен» оцениваются соответственно 0, 1, 2, 3 баллами).

Максимально по каждому типу нарушений семейного воспитания можно набрать 15 баллов. В итоге выраженность каждого типа определяется следующим образом:

— низкий уровень - от 0 до 5 баллов,

— средний уровень - от 6 до 9 баллов,

— высокий уровень - от 10 до 15 баллов.

Далее была проведена валидизация методики

для определения профиля нарушений в семейном воспитании. Объектом исследования стали родители учащихся средних школ № 4, 12, 15 г. Вологды. Размер выборки составил 216 человек. В данном исследовании были использованы методики, адекватные объекту, предмету и целям исследования: методика Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого для определения типов нарушения семейного воспитания и наша модифицированная методика для определения профиля нарушений в семейном воспитании. Валидизация модифицированной методики на типы нарушений семейного воспитания проводилась в направлении конструктивной валидности, отражающей степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста.

Таблица 1

Личностный профессиональный базис и доминирующие эго-состояния Характеристики нарушений семейного воспитания по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому (предложенная авторская типология) Диагностические суждения для опросника «Типы нарушений семейного воспитания»

1. Социальный (родитель воспитывающий) - проявляет коммуникабельность, принимает участие в обсуждении и принятии коллективных решений, не пренебрегает советом коллег, зависим от мнения группы. Ласковый, опекающий, заботливый, помогающий, сопереживающий, доброжелательный, советующий Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей (удовлетворение любых потребностей) 1. Мой ребенок для меня самое главное в жизни. 2. Стараюсь купить ребенку все, что он хочет, даже если это дорого. 3. Я трачу на ребенка больше времени и сил, чем на себя. 4. Желание моего ребенка для меня закон. 5. Все, чего достиг мой ребенок, он добился благодаря моей помощи

2. Конвенциальный (дитя адаптивное) - предпочитает четко структурированную деятельность, консервативен, не любит смену деятельности, предпочитает работу, связанную с канцелярией, расчетами. Преобладают математические способности. Стремится соответствовать стандартам, регламенту и нормативной деятельности Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты (регламентирование поведения) 6. Мой ребенок непонятлив. Лучше самому два раза сделать, чем один раз ему объяснить. 7. Не люблю, когда ребенок что-то просит. Я сама лучше знаю, что ему надо. 8. Ребенок, как член семьи, должен иметь определенные обязанности по дому. 9. Выполнение ребенком режима дня для него самое главное. 10. Родители должны добиваться от ребенка выполнения своих требований

3. Интеллектуальный (взрослый познающий) - аналити-чен, рационален, оригинален, Эмоциональное отвержение. Воспитание по типу «Золушки». Эмоциональная холодность и безразличие 11. У меня не хватает времени подолгу заниматься с ребенком вечерами. 12. Когда моего ребенка нет дома, меня не волнует, где и с кем он гуляет.

Личностный профессиональный базис и доминирующие эго-состояния Характеристики нарушений семейного воспитания по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому (предложенная авторская типология) Диагностические суждения для опросника «Типы нарушений семейного воспитания»

«эмоционально холоден», любит решать интеллектуальные задачи, получает удовлетворение от умственного труда, стремится к поисково-исследовательской деятельности (эмоциональное безразличие) 13. Меня раздражают эмоционально-шумные игры моего ребенка. 14. Мне не интересны рассказы моего ребенка о событиях, происходящих в школе. 15. У меня не возникает желания читать ребенку перед сном

4. Реалистический (родитель контролирующий) - занимается конкретными объектами, развиты математические способности (точность), контролирует свои действия в соответствии с социальными нормативами, стереотипность, нормативное поведение Повышенная моральная ответственность. Сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей, меньшей заботой о нем, «нормативное морализирование» (завышение моральных требований) 16. В беседах с ребенком я часто объясняю ему, каким должно быть его поведение. 17. Внушаю ребенку, что любое начатое дело надо всегда доводить до конца, независимо от обстоятельств. 18. Я считаю, что мой ребенок намного «воспитаннее» своих сверстников. 19. Специально читаю ребенку такие книги, из которых он узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». 20. Ребенок должен сам себе находить занятие дома, а не держаться за мамину юбку

5. Артистический (дитя свободное) - независим в решениях, оригинален, гибкий, маневренный, заводной, активный, динамичный, свобода в поведении без ограничений. Склонен к импровизации, предпочитает творческие занятия в эстетической сфере, (музыка, поэзия, изобразительное искусство) Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им, не контролируют его (полная свобода в поведении) 21. Не считаю посещение родительских собраний и консультаций в школе обязательными. 22. В виду большой занятости я не могу уделять достаточно внимания своему ребенку. 23. Не считаю необходимым выполнение рекомендаций педагогов школы в плане воспитания моего ребенка. 24. Меня не волнуют интересы моего ребенка. 25. Меня не интересует внеклассная работа школы (кружки, внеклассные занятия, игры-соревнования, праздники, открытые уроки и т. п.)

6. Предприимчивый (взрослый организующий) - хороший организатор, энтузиаст, импульсивный, энергичный, доминантный, агрессивный, предприимчивый, авторитарный, властный, жесткий, решительный, любит признание, любит руководить, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью Жесткое обращение, деспотизм (жестокость) 26. По натуре я человек жесткий и не даю «спуску» своему ребенку. 27. Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка. 28. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться. 29. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него. 30. Бывают случаи, когда наказание - это ремень

В качестве конструкта выступали типы нарушений семейного воспитания. Результаты тестирования родителей школьников, полученные с помощью модифицированной методики, соответ-

ствуют результатам эталонной методики Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого.

Для общей группы родителей школьников (п = 216 человек) коэффициенты корреляции между типами (переменными) нарушений семейного

воспитания, определяемых с помощью модифицированной методики, и соответствующими типами (переменными) нарушений семейного воспитания по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому у нас разместились в интервале от 0,396 до 0,639.

Наличие корреляции между типами нарушений семейного воспитания в предложенной модифицированной методике и типами нарушений семейного воспитания в методике, предложенной Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким, указывает на то, что разработанный модифицированный тест «измеряет» те же характеристики личности, что и методика Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого, взятая за эталон. Такая процедура валидизации определяет критериальную валидность в том смысле, что эталонный тест, валидность которого определена, выступает в качестве независимого критерия.

Предлагаемая авторская модифицированная методика, состоящая из 30 вопросов, по сравнению с методикой Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого, включающей 130 вопросов, потребует у школьного психолога меньших затрат времени на диагностику нарушений семейного воспитания.

Библиографический список

1. Эйдемиллер, Э. Г., Семейная психотерапия [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л. : Медицина, 1990. - 238 с.

2. Малышев, К. Б. Системно-психологический анализ деятельности школы [Текст] / К. Б. Малышев. - М. : ИПРАН, 1998. - 255 с.

3. Малышев, К. Б., Малышева, О. А. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. -Ярославль : Ярославский педагогический вестник. -Вып. 1. - Т. 1. - 2017. - С. 189-192.

Bibliograficheskij spisok

1. Jejdemiller, Je. G., Semejnaja psihoterapija [Tekst] / Je. G. Jejdemiller, V. V Justickij. - L. : Medicina, 1990. -238 s.

2. Malyshev, K. B. Sistemno-psihologicheskij analiz dejatel'nosti shkoly [Tekst] / K. B. Malyshev. - M. : IPRAN, 1998. - 255 s.

3. Malyshev, K. B., Malysheva, O. A. Mnogomernyj tipologicheskij podhod k issledovaniju vospitannosti [Tekst] / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. - Jaroslavl' : Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Vyp. 1. - T. 1. -2017. - S. 189-192.

Reference List

1. Eydemiller E. G. Family psychotherapy. - L. : Med-itsina, 1990. - 238 p.

2. Malyshev K. B. System and psychological analysis of school activityv. - M. : IPRAN, 1998. - 255 p.

3. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Multidimensional typological approach to a research of good education. -Yaroslavl : Yaroslavl pedagogical bulletin. - Issue 1. -T. 1. - 2017. - P. 189-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.