Научная статья на тему 'Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности'

Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНЫЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВАЛИДИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ПРОФИЛЬ ВОСПИТАННОСТИ / КОНСТРУКТИВНАЯ ВАЛИДНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ / ВОСПИТАННОСТЬ / MULTIDIMENSIONAL TYPOLOGICAL APPROACH / VALIDATION / SYSTEM / BASIC INTEGRITY / PROFILE EDUCATION / CONSTRUCT VALIDITY / CRITERION VALIDITY / MANNERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить имеющуюся типологию и создать соответствующую ей психодиагностическую методику измерения профиля воспитанности. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода является построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Multidimensional Typological Approach to Study Breeding

The paper considers typological multidimensional approach allowing us to clarify the existing typology and create its corresponding psychodiagnostic technique for measuring the profile of education. In the construction of the classifications used by the fullness of partitioning and ordering of elements (parts in general), which is the basis of the basic approach to the study of psychological information. The result of this approach is to build a multi-dimensional basis as a one-dimensional association of several bases. Making typologies there are opportunities of a complete description of the psychological information about objects (concepts, phenomena), which is the basis of a holistic approach. In the both cases, there is the possibility of measuring psychological characteristics (components) as a result of structuring the system information, i.e. functional connectivity-type components. The multidimensional typological approach has the following characteristics: firstly, a set of knowledge, reflected in the concept, which is given to the system based on the proven reliable results, and secondly, the proposed approach has predictive capabilities, as it allows you to see the further development of personal characteristics. The criteria for the concept are holistic, systematic, basic. The concepts selected and tested the following methods: selection of psychological characteristics, their generalization, comparison and identification of the characteristics of the underlying benchmark, identify the profile of the studied quality properties of the subject. The main principles: inductive-deductive research, the «correctness» of the partition of the set into subsets, a polar dichotomy, a single polar dichotomy symmetry education «dimension» in the typology, ordering, typological «inclusiveness», a reference typological basis, isomorphism, semantic similarity, homomorphism, operationalization concepts.

Текст научной работы на тему «Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности»

УДК 159.955

К. Б. Малышев, О. А. Малышева

Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности

В работе рассмотрен многомерный типологический подход, позволяющий уточнить имеющуюся типологию и создать соответствующую ей психодиагностическую методику измерения профиля воспитанности. При построении классификаций используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации. Результатом применения этого подхода является построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В том и другом случае возникает возможность измерения психологических характеристик (компонентов) в результате системного структурирования информации, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знания, отраженного в концепции, которое приведено в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия.

Ключевые слова: многомерный типологический подход, валидизация, системность, базисность, целостность, профиль воспитанности, конструктивная валидность, критериальная валидность, воспитанность.

K. B. Malyshev, O. A. Malysheva

A Multidimensional Typological Approach to Study Breeding

The paper considers typological multidimensional approach allowing us to clarify the existing typology and create its corresponding psychodiagnostic technique for measuring the profile of education. In the construction of the classifications used by the fullness of partitioning and ordering of elements (parts in general), which is the basis of the basic approach to the study of psychological information. The result of this approach is to build a multi-dimensional basis as a one-dimensional association of several bases. Making typologies there are opportunities of a complete description of the psychological information about objects (concepts, phenomena), which is the basis of a holistic approach. In the both cases, there is the possibility of measuring psychological characteristics (components) as a result of structuring the system information, i.e. functional connectivity-type components. The multidimensional typological approach has the following characteristics: firstly, a set of knowledge, reflected in the concept, which is given to the system based on the proven reliable results, and secondly, the proposed approach has predictive capabilities, as it allows you to see the further development of personal characteristics. The criteria for the concept are holistic, systematic, basic. The concepts selected and tested the following methods: selection of psychological characteristics, their generalization, comparison and identification of the characteristics of the underlying benchmark, identify the profile of the studied quality properties of the subject. The main principles: inductive-deductive research, the «correctness» of the partition of the set into subsets, a polar dichotomy, a single polar dichotomy symmetry education «dimension» in the typology, ordering, typological «inclusiveness», a reference typological basis, isomorphism, semantic similarity, homomorphism, operationalization concepts.

Keywords: multidimensional typological approach, validation, system, basic integrity, profile education, construct validity, the criterion validity, manners.

Психодиагностические методики, изучающие особенности воспитанности личности, как правило, не подвергаются исследователями предварительному теоретическому анализу на полноту и упорядоченность психологических характеристик, входящих в типологический конструкт воспитанности. Воспитанность - это результат процесса воспитания. Рассмотрим типологию воспитанности, проведя анализ психолого-педагогической информации в этом направлении.

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2017

Ю. П. Сокольников выделяет классификацию характеристик процессов воспитания по различным основаниям: по идеологической направленности, по степени целенаправленности и управляемости, по субъекту воспитания, по объекту воспитания, по содержанию воспитательного процесса, по роли воспитанников в воспитательном процессе.

Проведем системный анализ содержательной стороны воспитательного процесса.

Ю. П. Сокольников выделяет 8 направлений в воспитании: 1) идейно-политическое, 2) умственное, 3) нравственное, 4) трудовое, 5) эстетическое, 6) физическое, 7) правовое, 8) экологическое. В литературе по педагогике (В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин) выделяют пять основных направлений в воспитании: умственное, трудовое, эстетическое, нравственное, физическое. При сопоставлении двух структур системных описаний содержательной характеристики воспитания можно установить некоторое соответствие.

Нравственное воспитание в широком смысле слова мы понимаем как формирование нравственного отношения к обществу и природе («экологическая нравственность»). Этим объясняется объединение в один блок «нравственное воспитание» двух направлений воспитания по Ю. П. Сокольникову (нравственное и экологическое). В. И. Гинецинский в структуре интеллекта выделяет восприятие, ощущение, представление, концепт (мысль) [1]. По нашему мнению, «умственное воспитание» - это более узкое понятие, поэтому нами введено понятие «интеллектуальное воспитание» как воспитание всех четырех компонентов интеллекта. В нашем понимании, «общественно-политическое воспитание» - понятие наиболее емкое, включающее идейно-политическое, правовое и патриотическое направления в воспитании.

Проведем анализ нашей типологии воспитанности с точки зрения полноты, упорядоченности и измеримости психологических характеристик. При построении этой типологии нами использовался многомерный типологический подход, в основе которого лежат целостный, системный и базисный подходы, ранее известные в психологии [2].

С разработкой концепции «многомерного типологического подхода», который связан с комплексным применением трех вышеуказанных подходов, удается показать механизм создания диагностических методик на основе определенных принципов: классификационно-типологический, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, мерности, упорядоченности, целостности и полноты, эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации.

Перепроверим полноту и упорядоченность нашего множества типов воспитанности и рассмотрим реализацию многомерного типологического подхода при построении многомерной типологии воспитанности. Для выявления полноты

данной типологии был выбран эталонный семантический типологический базис: типология профессиональной направленности личности Д. Голланда, которая включает шесть типов личности: артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный, социальный, реалистический [2].

Характеризуя типологию Д. Голланда, следует отметить, что она является полной, целостной и упорядоченной системой. Полнота и целостность определяются тем, что все профессии, существующие в мире, включаются в типы личности этой типологии, а упорядоченность проявляется в том, что в ней существуют три пары противоположных «полюсов - типов», которые имеют один полярный дихотомический признак - «социальное - индивидуальное». Типология является также трехмерным базисом, где выявляются три полярные дихотомические пары типов: «социальный - реалистический», «предприимчивый - интеллектуальный», «артистический -конвенциальный». В «эталонный семантический типологический базис» («базисный конструкт»), таким образом, вошли 6 типов профессиональной направленности личности [2].

Следует обратить внимание на механизм образования многомерности. Когда впервые заявляется понятие «типы воспитанности», его измерение на данном этапе отсутствует. Если нет «меры», то возникает нульмерный базис. Все одномерные базисы строятся по единому полярному дихотомическому принципу: «социальное - индивидуальное». Первый одномерный базис - это полярная дихотомическая пара: «социальный -реалистический», второй одномерный базис - это другая полярная дихотомическая пара: «предприимчивый - интеллектуальный», а третий одномерный базис - это третья полярная дихотомическая пара: «артистический - конвенциальный». Связка вышеуказанных трех одномерных базисов образует в нашем исследовании трехмерный базис, который мы назвали «личностным профессиональным базисом». При создании типологии воспитанности использовался принцип семантической близости [2]. Использование принципа семантической близости позволяет осуществлять сопоставление множества характеристик объекта или понятия с характеристиками другого множества, являющегося эталонным типологическим семантическим базисом (целостным системно-базисным типологическим конструктом). Сопоставим введенный эталонный личностный профессиональный базис и множество наших типов воспитанности на основе принципа семантической близости (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Личностный профессиональный базис Характеристики типов воспитанности (наша типология) Диагностические суждения для опросника «Типы воспитания»

1. Предприимчивый - хороший организатор, энтузиаст, импульсивный, энергичный, доминантный, жесткий, решительный, любит признание, любит руководить, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью Общественно-политическое. Позитивное отношение к Родине, хорошее отношение к другим национальностям, уважительное отношение к ветеранам войны и труда, знание о своих правах, знание исторических и памятных мест страны 1. У Вас сформировано чувство любви к Родине 2. Вы с уважением относитесь к представителям других национальностей нашей страны. 3. Вы с уважением относитесь к ветеранам войны и труда. 4. Вы имеете представление о своих правах. 5. Вы знаете исторические и памятные места города и области

2. Интеллектуальный - аналити-чен, рационален, оригинален, любит решать интеллектуальные задачи, получает удовлетворение от умственного труда, стремится к поисково-исследовательской деятельности Интеллектуальное. Хорошо развито мышление, любознательность, любит учиться, есть умения и навыки умственной деятельности, может пользоваться знаниями в жизни, есть знания об окружающем мире и богатый словарный запас, хорошо решает задачи по математике 6. У Вас хорошо развиты мыслительные процессы. 7. Вы любознательны, и у Вас есть интерес к учебной деятельности. 8. У Вас развиты умения и навыки умственной деятельности и Вы можете пользоваться знаниями. 9. У Вас есть знания об окружающем мире и богатый словарный запас. 10. Вы хорошо решаете задачи по математике

3. Социальный - коммуникабельность, принимает участие в обсуждении и принятии коллективных решений, не пренебрегает советом коллег, зависим от мнения группы Нравственное. Обладает сочуствием и сопереживанием к людям, вежливость, правдивость, справедливость по отношению к людям, опрятный, ответственный, аккуратный, радуется успехам других людей, бережно относится к объектам живой и неживой природы 11. Вы обладаете эмпатией (сочуствием, сопереживанием) к людям. 12. Вы - человек вежливый, правдивый, справедливый по отношению к людям. 13. Вы опрятны внешне, ответственны и аккуратны в деятельности. 14. Вы испытываете радость за успехи в деятельности Вашей студенческой группы. 15. Вы бережно относитесь к объектам живой и неживой природы

4. Реалистический - занимается конкретными объектами, развиты математические способности (точность), контролирует свои действия в соответствии с нормативами Физическое. Физически здоров, хороший сон, аппетит, есть культурно-гигиенические навыки и потребность в двигательной активности и закаливании организма, любит подвижные игры, спортивные упражнения 16. Вы физически здоровы, у Вас хороший сон и аппетит. 17. У Вас сформированы культурно-гигиенические навыки. 18. У Вас развита потребность в двигательной активности. 19. Высокую сопротивляемость к заболеваниям у Вас обеспечивает закаливание и активная двигательная деятельность 20. Подвижные игры, спортивные упражнения дают Вам возможность избежать переутомлений

5. Артистический - независим в решениях, оригинален, гибкий, маневренный, заводной, активный, динамичный. Склонен к импровизации, предпочитает творческие занятия в эстетической сфере (музыка, поэзия, изобразительное искусство). Эстетическое. Замечает красоту окружающего мира, любит произведения литературы, изобразительного искусства, музыку, есть художественный вкус, богатое воображение, фантазия и стремление создавать что-то прекрасное своими руками, проявляет творчество в эстетической сфере 21. Вы умеете замечать красоту окружающего мира: природы, быта, труда. 22. Произведения литературы, изобразительного искусства и музыка вызывают в Вашей душе эмоциональный отклик. 23. Вы обладаете художественным вкусом. 24. У Вас богатое воображение, фантазия и есть стремление создавать прекрасное своими руками. 25. Вы обладаете творческими эстетическими способностями.

6. Конвенциальный - предпочитает четко структурированную деятельность, консервативен, не любит смену деятельности, предпочитает работу, связанную с канцелярией, расчетами. Преобладают математические способности Трудовое. Любит трудиться, обладает трудовыми навыки и умениями, признает полезность и значимость труда (своего и других людей), любит общаться в процессе совместной деятельности с другими людьми, любит размышлять в процессе труда 26. Вы человек трудолюбивый. 27. Сформированы трудовые навыки и умения. 28. Вы осознаете полезность и значимость своего труда, а также труда других людей. 29. Совместная трудовая деятельность с другими людьми укрепляет Ваши навыки общения. 30. В процессе труда у Вас активизируется мыслительная деятельность

На основе полученного результата была предложена авторская методика определения профиля воспитанности (см. диагностические суждения для опросника «Типы воспитанности» в Таблице 1).

Валидизация новой методики на типы воспитанности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического конструкта выступают типы воспитанности. Результаты тестирования студентов, полученные с помощью новой методики, коррелируют с результатами методики Д. Голланда следующим образом: «нравственный» - социальный, «эстетическое» - артистический; «общественно-политическое» - предприимчивый; «интеллектуальное» - интеллектуальный, «трудовое» - конвенциальный; «физическое» - реалистический. Для группы студентов (208 человек) коэффициенты корреляции у нас разместились в интервале от 0,429 до 0,732. Наличие корреляции между типами нового теста (на определение типов воспитанности) и аналогичным по типологическому конструкту тестом (на определение типов личности) Д. Голланда указывает на то, что разработанный новый тест «измеряет» те же характеристики личности, что и тест Д. Голланда, принятый за эталон. Такая процедура валидизации определяет критериальную валидность в том смысле, что эталонный тест, валидность которого определена, выступает как независимый критерий. В результате этого проектирования, опирающегося на принцип семантической близости, было установлено взаимнооднозначное соответствие (изоморфизм) психологических характеристик типов воспитанности и типов личности. На основе полученного результата была предложена методика определения профиля воспитанности (см. диагностические суждения для опросника «Типы воспитанности» в Таблице 1).

Ответы «это неверно», «это не совсем так», «в общем, это верно», «полностью согласен» оцениваются соответственно 0, 1, 2, 3 баллами. Выраженность каждого «типа воспитанности» определяется следующим образом: низкий уровень -

от 0 до 5 баллов, средний уровень - от 6 до 9 баллов, высокий уровень - от 10 до 15 баллов. Были измерены профили типов воспитанности в студенческих группах гуманитарного факультета (ГМ-11) и экономического факультета (ЭПМ-11). При анализе усредненных профилей оказалось, что в группе ГМ-11 на высоком уровне проявились «нравственный» (11,7), «физический» (11,3), «трудовой» (11,0) типы воспитанности, а «эстетический» (8,8), «общественно-

политический» (8,9), «интеллектуальный» (9,2) были на среднем уровне. В группе ЭПМ-11 на высоком уровне проявились «трудовой» (12,0), «физический» (14,0), «нравственный» (13,0) «интеллектуальный» (9,8), «общественно-политический» (13,0) типы воспитанности, а «эстетический» (8,8) тип был выражен на среднем уровне. Полученная информация может быть полезной для преподавателей и кураторов групп при организации воспитательной работы со студентами в вузе.

Библиографический список

1. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С. Д. Смирнов. - М. : Академия. - 2007. -400 с.

2. Малышев, К. Б. Системно-психологический анализ деятельности школы [Текст] / К. Б. Малышев. - М. : ИПРАН. - 1998. - 255 с.

3. Малышева, О. А. К вопросу о системном подходе в воспитании дошкольника. - Психологическая служба системы образования. - Вып. 2. - Научные сообщения к региональной конференции, октябрь 1994. - СПб. : СПбГУПМ. - 1995. - С. 73-80.

Bibliograficheskij spisok

1. Smirnov, S. D. Pedagogika i psihologija vys-shego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti [Tekst] / S. D. Smirnov. - M. : Akademija. - 2007. - 400 s.

2. Malyshev, K. B. Sistemno-psihologicheskij analiz dejatel'nosti shkoly [Tekst] / K. B. Malyshev. - M. : IPRAN. - 1998. - 255 s.

3. Malysheva, O. A. K voprosu o sistemnom podho-de v vospitanii doshkol'nika. - Psihologicheskaja sluzhba sistemy obrazovanija. - Vyp. 2. - Nauchnye soobshhenija k regional'noj konferencii, oktjabr' 1994. - SPb. : SPbGUPM. - 1995. - S. 73-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.