Научная статья на тему 'БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВИПЭ ФСИН РОССИИ И СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВИПЭ ФСИН РОССИИ И СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / БАЗИС / ТРЕХФАКТОРНАЯ БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ / ГЕКСАГРАММА. 19.00.06 - ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

Введение: статья посвящена установлению связи психологического благополучия с профессиональной направленностью личности и построению полной, упорядоченной, измерительной системно-базисной картины профилей психологического благополучия личности. Цель: построение трехфакторной базисной модели и оптимизация соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Методы: системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности. Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1) построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности; 2) использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать процедуру ее применения в психодиагностической практике; 3) построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную картину профилей психологического благополучия личности; 4) определить доминирующий профиль психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников УИС. Результаты: полученные данные позволяют оптимизировать измерение психологического благополучия личности, что упрощает диагностическую процедуру. Раскрыто понятие профессионального благополучия и дана полная картина психологического благополучия личности, состоящая из 64 гексаграмм-профилей. Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профили-гексаграммы психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще или присутствуют на низком уровне типы «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС выделены четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», на низком уровне оказались «Личностный рост», «Автономия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC MODEL OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF VIPE FSIN CADETS AND PENITENTIARY STAFF

Introduction: in the present paper, we establish a connection between psychological well-being and occupational orientation of an individual and build a complete, ordered and comprehensive picture to measure the profiles of psychological well-being of an individual. Aim: to build a three-factor basic model and optimize the corresponding basic measurement technique for psychological well-being of an individual. Methods: system-based modeling of information about the psychological well-being of an individual. The hypothesis of the study: the psychological well-being of an individual is associated with their occupational orientation. The study pursues the following research tasks: 1) to build a three-factor basic model for psychological well-being and establish its connection with the occupational orientation of an individual; 2) to use a basic approach when designing a technique to measure the psychological well-being of an individual and to optimize the appropriate procedure for its application in psychodiagnostic practice; 3) to build a complete, ordered and comprehensive picture to assess the profiles of psychological well-being of an individual; 4) to determine the dominant profile of the psychological wellbeing of VIPE FSIN Russia cadets and penitentiary staff. Results: the results of our study help to optimize the measurement of psychological well-being of an individual so as to “simplify” its diagnostic procedure. The article describes the concept of “occupational well-being” and provides a complete picture consisting of 64 hexagram profiles of the psychological well-being of an individual. Conclusions: the psychodiagnostic research has shown that the hexagram profiles of psychological well-being in cadets and penitentiary staff are different. VIPE FSIN cadets have four dominant types (at a high and very high level), these are “Positive relations with others”, “Personal growth”, “Purpose in life” and “Autonomy” with appropriate internal self-esteem. “Self-acceptance” and “Environmental mastery” were not observed in cadets at all (or were observed at a low level). There are four dominant types (at a high and very high level) among penitentiary staff, these are “Positive relations with others”, “Self-acceptance”, “Environmental mastery”, and “Purpose in life”; “Personal growth” and “Autonomy” were manifested at a low level.

Текст научной работы на тему «БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВИПЭ ФСИН РОССИИ И СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-340-349 УДК 159.9.075

Базисная модель психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

К. Б. МАЛЫШЕВ

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2985-3341, е-таИ: konbormal@mail.ru О. А. МАЛЫШЕВА

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0160-0759, е-таП: konbormal@mail.ru

Реферат

Введение: статья посвящена установлению связи психологического благополучия с профессиональной направленностью личности и построению полной, упорядоченной, измерительной системно-базисной картины профилей психологического благополучия личности. Цель: построение трехфакторной базисной модели и оптимизация соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Методы: системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности. Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1) построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности; 2) использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать процедуру ее применения в психодиагностической практике; 3) построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную картину профилей психологического благополучия личности; 4) определить доминирующий профиль психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников УИС. Результаты: полученные данные позволяют оптимизировать измерение психологического благополучия личности, что упрощает диагностическую процедуру. Раскрыто понятие профессионального благополучия и дана полная картина психологического благополучия личности, состоящая из 64 гексаграмм-профилей. Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профили-гексаграммы психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще или присутствуют на низком уровне типы «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС выделены четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», на низком уровне оказались «Личностный рост», «Автономия».

Ключевые слова: психологическое благополучие; профессиональная направленность; типологический профиль; базис; трехфакторная базисная модель; гексаграмма.

19.00.06 - Юридическая психология.

Для цитирования: Малышев К. Б., Малышева О. А. Базисная модель психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Пенитенциарная наука, 2021, т. 15, № 2 (54), с. 340-349. йО! 10.46741/2686-9764-2021-15-2-340-349.

Basic Model of the Psychological Well-Being of VIPE FSIN Cadets and Penitentiary Staff

KONSTANTIN B. MALYSHEV

Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2985-3341, e-mail: konbormal@mail.ru OLGA A. MALYSHEVA

Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0160-0759, e-mail: konbormal@mail.ru

Abstract

Introduction: in the present paper, we establish a connection between psychological well-being and occupational orientation of an individual and build a complete, ordered and comprehensive picture to measure the profiles of psychological well-being of an individual. Aim: to build a three-factor basic model and optimize the corresponding basic measurement technique for psychological well-being of an individual. Methods: system-based modeling of information about the psychological well-being of an individual. The hypothesis of the study: the psychological well-being of an individual is associated with their occupational orientation. The study pursues the following research tasks: 1) to build a three-factor basic model for psychological well-being and establish its connection with the occupational orientation of an individual; 2) to use a basic approach when designing a technique to measure the psychological well-being of an individual and to optimize the appropriate procedure for its application in psychodiagnostic practice; 3) to build a complete, ordered and comprehensive picture to assess the profiles of psychological well-being of an individual; 4) to determine the dominant profile of the psychological well-being of VIPE FSIN Russia cadets and penitentiary staff. Results: the results of our study help to optimize the measurement of psychological well-being of an individual so as to "simplify" its diagnostic procedure. The article describes the concept of "occupational well-being" and provides a complete picture consisting of 64 hexagram profiles of the psychological well-being of an individual. Conclusions: the psychodiagnostic research has shown that the hexagram profiles of psychological well-being in cadets and penitentiary staff are different. VIPE FSIN cadets have four dominant types (at a high and very high level), these are "Positive relations with others", "Personal growth", "Purpose in life" and "Autonomy" with appropriate internal self-esteem. "Self-acceptance" and "Environmental mastery" were not observed in cadets at all (or were observed at a low level). There are four dominant types (at a high and very high level) among penitentiary staff, these are "Positive relations with others", "Self-acceptance", "Environmental mastery", and "Purpose in life"; "Personal growth" and "Autonomy" were manifested at a low level.

Keywords: psychological well-being; occupational orientation; typological profile; basis; three-factor basic model; hexagram.

19.00.06 - Legal psychology.

For citation: Malyshev K.B., Malysheva O.A. Basic model of the psychological well-being of VIPE FSIN cadets and penitentiary staff. Penitentiary Science, 2021, vol. 15, no. 2 (54), pp. 340-349. DOI 10.46741/2686-9764-2021-15-2-340-349.

Под психологическим благополучием подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности своего бытия. Данное понятие относится к категории понятий экзистенциально-гуманистической психологии. Психологическое благополучие - системное качество чело-

века, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций, которое проявляется в переживании содержательной направленности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является услови-

ем реализации потенциальных возможностей и способностей [20].

Данное понятие получило распространение в 60-х гг. прошлого века. Соответствующей проблематике посвящены работы Н. М. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф, Б. С. Братуся, И. В. Дубровиной и др. Среди авторов, занимавшихся теоретической разработкой вопроса об основных контурах психологического благополучия, следует назвать Дж. Бюдженталя, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Г. Оллпорта [7; 10]. С позиции данного подхода психологическое благополучие рассматривается как «полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение "творческого синтеза" между соответствием запроса социального окружения и развитием собственной индивидуальности» [15; 17].

К. Д. Рифф разработала многомерную модель психологического благополучия. Она включает шесть основных составляющих - типов психологического благополучия:

1) наличие цели в жизни,

2) положительные отношения с другими,

3) личностный рост,

4) управление окружением,

5) самопринятие,

6) автономия [20].

Рис. 1. Представление трехфакторного базиса в виде снежинки (на каждом из шести

типологических направлений находится по шесть черточек, соответствующих шести диагностическим суждениям)

Используя принцип семантической близости, спроектируем составляющие характеристики и типы психологического благополучия на профессиональные типы по Д. Голланду [8].

В итоге сопоставления типов устанавливается их взаимно-однозначное соответствие (табл. 1) [16; 19].

В настоящее время многомерная модель К. Д. Рифф применяется многими исследователями, а разработанная ею методика измерения психологического благополучия, содержащая 84 вопроса, активно используется в исследовательской практике разных стран. Шесть типов психологического благополучия в многомерной модели К. Д. Рифф можно взаимно-однозначно сопоставить с шестью типами профессиональной направленности личности по Д. Голланду, используя принцип семантической близости [14; 18].

Типология личности Д. Голланда - это трехфакторная базисная типологическая модель с единой дихотомией «социальное (+) - индивидуальное (-)», фактор F - это пара противоположных типов Т (+) - Т (-):

- конвенциальный тип (+) - артистический тип (-), фактор F (1) «Аффект»;

- социальный тип (+) - реалистический тип (-), фактор F (2) «Воля»;

- предприимчивый тип (+) - интеллектуальный тип (-), фактор F (3) «Мышление» [9].

При построении типологических структур тестов был использован принцип при-родосообразности. В природе известны шестиэлементные структурные образования, которые при восприятии оказываются устойчивыми базисными трехфакторными структурами: ячейки пчелиных сот, снежинки (рис. 1, 2) [1; 3; 13].

Рис. 2. Каждая из шести черточек-направлений, соответствующих шести диагностическим суждениям, имеет три пары дихотомических, противоположных оценочных измерительных чисел: (-3) - (+3), (-2) - (+2), (-1) - (+1)

Ключи по двум модифицированным авторским методикам приводятся в табл. 2 [5; 12]. Оценочные слова будут переводиться в оценочные числа следующим образом: абсолютно не согласен (-3), не согласен (-2), скорее не согласен, чем согласен (-1), абсолютно согласен (+3), согласен (+2), скорее согласен, чем не согласен (+1) [8].

Таблица 1

Сравнительный анализ профессиональных типов личности и типов психологического благополучия

Характеристики профессиональных типов

личности по Д. Голланду с номерами вопросов в модифицированном авторском тесте (18 вопросов)

Характеристики психологического благополучия (Н. М. Брадбурн, Э. Динер, Б. С. Братусь, И. В. Дубровина и др.)

Типы психологического благополучия по К. Д. Рифф с номерами вопросов в авторском тесте (36 вопросов)

1

2

3

Социальный (социальное) (1, 2, 3). Устанавливает хорошие, доброжелательные, доверительные и позитивные межличностные отношения с людьми. Направлен на общее благо. Духовность. Имеет позитивный взгляд на мир и жизненные ситуации. Открыт для общения, коммуникабелен, позитивная оценка себя и своей жизни. Умеет строить детско-родительские отношения в семье. Стремится к душевному комфорту, оптимист, отсутствие зависимостей. Позитивно эмоционален. Стремится к хорошим социальным условиям жизни и рефлексии. Минимизирует потребности. Удовлетворен работой и личной жизнью. Имеет хороший статус в микросоциальном окружении. Психологически здоров. Эффективно решает поставленные задачи, отстаивает собственные границы и ценности, принимает себя и другого человека, социально благополучен, удовлетворен социальным статусом, состоянием общества, хорошо строит межличностные отношения. Психологическое благополучие. Жизнерадостен, счастлив в семье, дружелюбные отношения с коллегами, оказывает помощь, хорошие отношения с руководством, умеет высказать свое мнение, эм-патичен, коммуникабелен, способен проявлять заботу о близких, хорошее чувство юмора, не боится противопоставить свое мнение мнению большинства, открыт для общения, удовлетворен собой, собственной жизнью, своим социальным статусом, часто в хорошем настроении. Стремится к самореализации, обладает психологическим здоровьем. Забота о благополучии других, удовлетворенность взаимодействием, компетентность, наличие семьи и близких друзей. Уверенность в близких людях, может дать критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, гармоничность, жизнерадостность. Хорошо выстраивает отношения с людьми, проявляет о них заботу, эмпатичен, часто использует в общении стратегию взаимных уступок.

1. Воспитываю и опекаю людей.

2. Даю советы и помогаю людям.

3. Сопереживание и сочувствие людям - это черты моего характера

Доброжелательные, доверительные и хорошие межличностные отношения. Стремится к общему благу. Духовен. Позитивный взгляд на жизненные ситуации, мир, общителен, коммуникабелен, может дать позитивную оценку себе и своей жизни. Хороший семейный педагог. Душевно комфортен, оптимистичен, отсутствие зависимостей. Эмоционален. Настроен на хорошие социальные условия жизни, рефлексивен. Минимизирует потребности. Удовлетворен работой и личной жизнью. Имеет хороший социальный статус и психическое здоровье. Хорошо решает задачи, отстаивает собственные границы и ценности, принимает себя и другого человека, социально благополучен, удовлетворен состоянием общества, межличностными связями. Духовно и психологически благополучен. Жизнерадостен, счастлив в семье, дружелюбные отношения с коллегами, оказывает помощь, хорошие отношения с руководством, умеет высказать свое мнение, обладает эмпатией, заботится о близких, есть чувство юмора, имеет всегда свое мнение, общителен, удовлетворен собой, собственной жизнью, своим социальным статусом, часто пребывает в хорошем настроении. Стремится к самореализации, имеет психологическое здоровье, забота о благополучии других, компетентен, хороший семьянин, много друзей. Умеет дать критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, ответственен по отношению к людям, альтруист, хороший общественник, стремится к гармонии, жизнелюб_

«Положительные отношения с другими» (1, 2, 3, 4, 5, 6).

Удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими. Заботится о благополучии других, способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения, понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

1. Большинство моих знакомых считают меня любящим и преданным человеком.

2. Я люблю задушевные беседы с родными или друзьями.

3. Мне кажется важным быть хорошим слушателем, когда близкие друзья делятся со мной своими проблемами.

4. Поддержание близких отношений было связано для меня с трудностями и разочарованиями.

5. Мне часто бывает одиноко из-за того, что у меня мало друзей, с кем я могу поделиться своими проблемами.

6. У меня не так много знакомых, готовых выслушать меня, когда мне нужно выговориться

Реалистический (индивидуальное) (4, 5, 6). Хорошо оперирует предметами, вещами в окружающем мире. Стремится контролировать окружающую обстановку, развито самоуправление своим поведением. Физически энергичная активная личность.

Чувство освоения в окружающей среде (ощущение своей компетенции в управлении вещами в окружающей среде).

«Самопринятие» (7, 8, 9, 10, 11, 12).

1

2

3

Телесный комфорт, ощущение телесного здоровья и комфорта. Проявляет заботу о своем здоровье. Прагматизм. Волевой тип поведения. Компетентность и уверенность в себе. Работа энергетизирует и вдохновляет на успех. Физически и психически здоров. Стремится к материальным благам в жизни. Верит в свои силы. Хорошо реализует себя в труде. В жизни любит опираться на личные предпочтения. Большой личностный ресурс для достижения своих целей. Высокая работоспособность. Опирается в жизни на принцип получения удовольствия. Самопринятие и самоценность. Хорошо справляется с бытовыми делами и умеет удовлетворять свои потребности. Хорошие психосоматические данные организма. Эмоционально устойчивое поведение в социуме. Отсутствие страха, а также реактивной и личностной тревожности. Доминируют материальные ценности в жизни. Самодостаточность и удовлетворенность своей жизнью. К себе относится положительно, адекватно принимает как хорошие, так и плохие качества в своем поведении, дает удовлетворительную оценку своему прошлому.

4. Мне нравится контролировать и критиковать действия или поведение других людей, проявляя требовательность и принципиальность.

5. По отношению к людям я часто проявляю авторитарную позицию.

6. Мои взгляды непоколебимы, и каждый должен выполнять свои обязанности и нормативные указания

Контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью. Хорошая физическая активность. Высокие резервные возможности организма. Физическое (телесное) благополучие (телесный комфорт, ощущение здоровья). Забота о своем здоровье, прислушивается к своим ощущениям. Максимизация полезности. Волевая способность добиваться желаемого. Компетентность в определенном виде деятельности. Уверенность в себе. Удовлетворенность работой. Хорошее физическое и психическое самочувствие. Удовлетворенность материальной стороной своего существования. Вера в собственные силы. Умение реализоваться в деятельности. Оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Большое и осознанное количество ресурсов для достижения своих целей. Работоспособность. Получение удовольствия от жизни. Положительное отношение к себе (самопринятие и самоценность). Умение справляться с повседневными делами, изменять условия жизни в соответствии со своими потребностями. Хорошая психосоматика. Сбалансированное поведение. Отсутствие страха и тревожности. Стремление к материальному благополучию. Удовлетворенность собой и жизнью

Позитивно относится к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

7. Когда я оглядываюсь назад, мне нравится, как сложилась моя жизнь.

8. В целом я уверен в себе.

9. В целом я себе нравлюсь.

10. Мне кажется, что многие из моих знакомых преуспели в жизни больше, чем я.

11. Если бы у меня была такая возможность, я бы многое в себе изменил.

12. Во многом я разочарован своими достижениями в жизни

Предприимчивый (социальное) (7, 8, 9). Заинтересованность в общественно-политической информации. Эффективный, знающий и умеющий руководитель, обладающий хорошими навыками в области оперативного руководства. Управленческо-организаторская уверенность. Высокий уровень притязаний и высокая мотивация в плане достижения цели. Стремится к социальному статусу. Завышенная самооценка. Решительная, оперативная, уверенная личность. Достигает больших успехов в области самоуправления. Утверждает себя как личность. Самоотверженность в принятии и реализации управленческих решений. Хорошо может использовать внешние ресурсы в окружающей обстановке. Стремится к власти, обладает управленческой компетенцией, часто находится в эго-состоянии родителя,контролирующего в организующей деятельности, используя для этого все возможности, стремится удовлетворить личные потребности и реализует свои цели. 7. Мне нравится заниматься организацией и руководством другими людьми.

Заинтересованность происходящим в окружающем мире. Самоотверженность. Компетентное управление. Уверенность в себе. Уверенность в собственных силах. Высокая мотивация достижения цели. Удовлетворенность своим социальным статусом. Высокая самооценка. Решительность. Способность эффективно управлять своей жизнью. Способность эффективно использовать внешние ресурсы. Способность эффективно управлять

«Управление окружением» (13, 14, 15, 16, 17, 18). Обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность. Эффективно использует представляющиеся возможности. Способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

13. Как правило, я считаю себя в ответе за то, как я живу.

14. Я вполне справляюсь со своими повседневными заботами.

15. Если бы я был несчастен в жизни, я предпринял бы эффективные меры, чтобы изменить ситуацию.

1 2 3

8. В поведении я проявляю предприимчивость, экспрессивность, властность, эмоциональность, а порой и агрессивность. 9. Я чаще доминирую в отношениях, стремясь к общественному признанию 16. Требования повседневной жизни часто угнетают меня. 17. Я не очень вписываюсь в сообщество окружающих меня людей. 18. Я часто чувствую, что мои обязанности угнетают меня

Интеллектуальный (индивидуальное) (10, 11, 12). Хорошее сочетание души и разума. Стремление к личностному развитию. Интеллектуальная направленность в поведении, самореализация и саморазвитие. Отличная умственная работоспособность. Стремление к интеллектуальному самосовершенствованию. Способность к осмыслению жизни. Максимизация умственных способностей. Наличие чувства осмысленности жизни. Стремится учиться, познавать, воспринимать новую информацию и решать интеллектуальные задачи. Способность следовать своим собственным убеждениям. Когнитивная направленность в поведении. Постоянно стремится к личностному развитию, самореализации, новому опыту, обладает высоким интеллектуальным потенциалом, получает удовлетворение от познавательной деятельности. 10. Люблю решать задачи, требующие абстрактного мышления. 11. Мне всегда нравится чему-либо учиться. 12. Меня привлекает работа исследователя Способность существовать в согласии души и разума. Направленность на личностный рост. Личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации. Адекватная самооценка. Отличная умственная работоспособность. Стремление к самосовершенствованию. Способность к осмыслению жизни. Наличие личностного роста. Максимизация способностей. Наличие чувства осмысленности существования. Стремится развиваться, учиться и воспринимать новое. Осмысленность жизни. Способность следовать своим собственным убеждениям. Личностный рост. Когнитивная составляющая в поведении. Личностная интеллектуальная развивающая самореализация. Ориентация на постоянное саморазвитие «Личностный рост» (19, 20, 21, 22, 23, 24). Обладает чувством непрекращающегося развития. Воспринимает себя «растущим» и самореализующимся. Открыт к новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени, изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями. 19. В принципе я считаю, что со временем узнаю о себе все больше и больше. 20. Я отношусь к тем людям, которым нравится пробовать все новое. 21. Мне кажется, что новый опыт, способный изменить мои представления о себе и об окружающем мире, очень важен. 22. Меня не интересуют занятия, которые принесут результат в отдаленном будущем. 23. Я не хочу пробовать новые виды деятельности - моя жизнь и так меня устраивает. 24. Если задуматься, то с годами я не стал намного лучше

Конвенциальный (социальное) (13, 14, 15). Выстраивание целевой программы жизни. Социально нормативное и социально одобряемое поведение. Адекватная самооценка. Эмоциональная устойчивость в поведении. Осмысленная направленная целеустремленность в жизни. Служебная компетентность. Адекватная реакция на внешние раздражители. Удовлетворенность своей жизнью. Минимизация сложности. Способность к быстрой адаптации к изменениям в окружающем мире. Личностная адаптивность. Стрессоустойчивость, низкий уровень конфликтности. Уважительное, внимательное, щадящее отношение к себе. Присутствует ощущение целостности, внутреннего равновесия. Получает удовлетворение от достижения значимых целей. Низкий уровень конфликтности. Забота о своем здоровье. Прислушивается к своим ощущениям. Внутренний контроль. Удовлетворенность жизнью. Наличие жизненных перспектив, целей, придающих жизни направленность и смысл. Ощущение своего предназначения в жизни. Наличие определенных целей в жизни. Адекватная самооценка. Эмоциональная стабильность. Целеустремленность, наличие целей и перспектив, придающих направленность и смысл жизни. Компетентность. Адекватная реакция на внешние раздражители. Удовлетворенность жизнью. Минимизация сложности. Способность к быстрой адаптации к изменениям в окружающем мире. Стрессоустойчивость. Навыки бесконфликтного общения и низкий уровень конфликтности. Отношение к себе: уважительное, внимательное, щадящее. «Цель в жизни» (25, 26, 27, 28, 29, 30). Имеет цель в жизни и чувство направленности, считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл, придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни, имеет намерения и цели на всю жизнь. 25. Мне приятно думать о том, что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем. 26. Моя жизнь имеет смысл. 27. Мне доставляет удовольствие составлять планы на будущее и воплощать их в жизнь.

1 2 3

Позитивное отношение к себе. Психическое гармоничное, адаптивное равновесие. Адекватное восприятие отражаемых предметов, явлений и обстоятельств. Способность к организации и адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки. Способность составлять и осуществлять свой жизненный план. Навыки бесконфликтного общения. Целеустремленность в жизни и четкая смысловая направленность в поведении, убежденность в правильности своих жизненных целевых установок. Осуществляет намерения в жизни. 13. В поведении соблюдаю правила, нормы и требования общества. 14. Могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием социума или могу проявить зрелую самостоятельность. 15. Я люблю рассуждать, но в споре проявляю холодное спокойствие, сдержанность Ощущение целостности, внутреннего равновесия. Получает удовлетворение от достижения значимых целей. Личностная адаптивность. Забота о своем здоровье. Прислушивается к своим ощущениям. Внутренний контроль. Ощущение своего предназначения в жизни. Психическое равновесие, гармоничность. Способность составлять и осуществлять свой целевой жизненный план 28. Я живу сегодняшним днем и не особо задумываюсь о будущем. 29. Я стараюсь сосредоточиться на настоящем, потому что будущее почти всегда приносит какие-то проблемы. 30. Мои повседневные дела часто кажутся мне банальными и незначительными

Артистический (индивидуальное) (16, 17, 18). Независимое поведение. Поступает так, как считает нужным согласно внутренним убеждениям. В принятии решений проявляет самостоятельность, зачастую идет на поводу эмоций и чувств. Открытость к переживаниям. Стремление к самоактуализации, завышенная самооценка. Может позволить себе нестандартное мышление и поведение. Независимость от мнений и оценок социума. Обостренное чувство юмора. Свобода в действиях и поступках. Эмоциональная сфера доминирует над интеллектуальной. В поведении старается не придерживаться каких-то социальных нормативов. Обладает богатой творческой фантазией. Стремится к музыке, поэзии, художественному искусству. Проявляет самостоятельность и стремится к независимости, старается отойти от общественных норм и стереотипов в поведении, направлен на саморегуляцию и строит поведение, опираясь на свои личные критерии. 16. Люблю выражать свои желания без всякой их цензуры, ссылок на правила и требования общества. 17. Я часто проявляю себя в спонтанном поведении, непослушании, а порой в бунте. 18. У меня богатая фантазия и воображение, что проявляется в моем творчестве Независимость. Автономия (способность следовать своим собственным убеждениям). Наличие чувств. Автономия в поведении. Эмоциональный комфорт. Открытость к переживаниям. Высокий уровень самоактуализации, самооценки, автономии. Придерживается нестандартного мышления и поведения. Находится в эмоциональном комфорте. Независимость от мнений и оценок социума. Обладает хорошим чувством юмора. Свободное поведение «Автономия» (31, 32, 33, 34, 35, 36). Самостоятельный, независимый, способный противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом, самостоятельно регулирует собственное поведение, оценивает себя в соответствии с личными критериями. 31. Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства. 32. На мои решения обычно не влияет то, что делают другие. 33. Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем получать одобрение окружающих. 34. Иногда я меняю свое поведение или образ мышления, чтобы не выделяться. 35. Меня беспокоит то, что думают обо мне другие. 36. На меня оказывают влияние сильные люди

Правило перевода дихотомических числовых ответов в положительные содержится в табл. 2:

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала для ответов

Перевод -3 -2 -1 +1 +2 +3

1 2 3 4 5 6

Эта числовая оценочная шкала представляет трехфакторный числовой базис: (-1) - (+1); (-2) - (+2); (-3) - (+3). Это числовые дихотомические факторы F (1), F (2), F (3). В результате перехода от дихотомической числовой шкалы (от -3 до +3) к шкале положительных чисел (от +1 до +6) мы получаем

уровни выраженности базисных типов личности [8].

В методике «Профессиональная направленность личности», содержащей 18 утверждений, выделяются следующие уровни: 3-6 (низкий), 7-11 (средний), 12-15 (высокий), 16-18 (очень высокий) [9].

В методике «Психологическое благополучие личности», содержащей 36 утверждений, выделяются уровни: 6-13 (низкий), 1422 (средний), 23-29 (высокий), 30-36 (очень высокий) [9].

Наличие или отсутствие типа психологического благополучия личности в гексаграмме обозначается сплошной или разорванной чертой (рис. 3).

Рис. 3. Типологические профили психологического благополучия личности, состоящие из 64 гексаграмм

Перепроверка на базисность, то есть полноту, упорядоченность и измеримость набора типов психологического благополучия, осуществлялась с помощью сравнения с эталонным семантическим типологическим профессиональным базисом (по Д. Гол-ланду) [2; 4; 6; 11]. В итоге была построена трехфакторная базисная типология психологического благополучия [9]. Следует заметить, что определенный тип психологического благополучия будет ярко проявляться в определенном доминирующем типе профессиональной направленности личности [9]. Валидизация новой авторской модифицированной методики на измерение пси-

Корреляции между типами психологического бла

хологического благополучия личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического конструкта выступают типы психологического благополучия личности [8; 9].

Результаты тестирования курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников УИС, полученные с помощью новой модифицированной методики определения психологического благополучия, коррелируют с диагностическими результатами применения авторской методики на определение профессиональной направленности личности следующим образом: «Цель в жизни» (1) - конвенциаль-ный тип (7), «Автономия» (2) - артистический тип (8), «Положительные отношения с другими» (3) - социальный тип (9), «Самопринятие» (4) - реалистический тип (10), «Управление окружением» (5) - предприимчивый тип (11), «Личностный рост» (6) - интеллектуальный тип (12), где (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12) - это номера типов психологического благополучия и профессиональных типов личности (табл. 3). Диапазон коэффициентов корреляции от 0,42 до 0,71 между типами теста на определение психологического благополучия личности и аналогичного по типологическому конструкту теста, измеряющего типы профессиональной направленности личности и являющегося валидным, подтверждает то, что разработанный новый модифицированный тест измеряет те же характеристики личности, что и трехфакторный базисный тест-эталон на определение профессиональной направленности личности (табл. 3) [8].

Таблица 3

получия и профессиональными типами личности

Типы психологического благополучия Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы психологического благополучия 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,71 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,42 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Профессиональные типы личности 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,27

12 1,00

Эталонный валидный тест является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную ва-лидность вновь созданного теста [8]. Проведенное психодиагностическое исследование показало, что профили-гексаграммы психологического благополучия курсантов ВИПЭ ФСИН России и сотрудников УИС отличаются друг от друга. У курсантов отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще или проявились на низком уровне «Самопринятие» и «Управление окружением». У сотрудников УИС от-

■ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

мечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни». На низком уровне проявились «Личностный рост» и «Автономия».

Наложение двух трехфакторных типологических базисов личности (профессиональной направленности и психологического благополучия) на основе использования принципа семантической близости имеет большую смысловую общность и порождает новое субстратное понятие «профессиональное благополучие», что требует дополнительного исследования в будущем. Цель исследования была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.

1. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. - Москва : Наука, 1968. - 132 с.

2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. - Ленинград : ЛГУ, 1984. - 176 с.

3. Кеплер, И. О шестиугольных снежинках / И. Кеплер. - Москва : Наука, 1983. - 123 с.

4. Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П. Кузьмин // Психологический журнал.- 1982. - Том 3, № 3. - С. 3-14; Том 3, № 4. - С. 3-13.

5. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. - Ленинград : Медицина, 1984. -149 с.

6. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

7. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность / В. А. Мазилов. - Ярославль : ЯГПУ, 2017. - 419 с.

8. Малышев, К. Б. Системно-факторный анализ в психологии / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. - Курск ; Вологда : ВоГУ, 2019. - 180 с. - ISBN 978-5-907205-43-7.

9. Малышев, К. Б. Системные описания типологий / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. - Курск : Университетская книга, 2019. - 226 с. - ISBN 978-5-907205-42-0.

10. Мамедова, Ж. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Мамедова Жанна Сабировна. - Москва, 2007. - 26 с.

11. Принцип системности в психологических исследованиях / под редакцией Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщи-кова. - Москва : Наука, 1990. - 178 с. - ISBN 5-02-013361-2.

12. Солонкина, О. В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме / О. В. Солонкина, Д. М. Рамен-дик - Москва : Academia, 2004. - 224 c. - ISBN 5-7695-1721-2.

13. Шафрановский, И. И. Симметрия в природе / И. И. Шафрановский. - Ленинград : Недра, 1968. - 154 с.

14. Carroll, В. J. Testing Communicative performance. An Interim study / Brendan J. Carroll. - Oxford : Oxford University Press, 1980. - 149 p.

15. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. - Cambridge : Cambridge University Press, 2001. - 260 p.

16. European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, Barry Jones, Hanna Komorowska, Kristine Soghikyan. - Graz : European Centre for Modern Languages, 2007. - 89 p.

17. Miller, G. A. Psycholinguistics / G. A. Miller, D. McNeill // The Handbook of Social Psychology. Volume 3: The individual in a social context. - New York : Addison-Wesley press, 1969. - 978 p.

18. Nuttall, C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language / Christine E. Nuttall. - Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2005. - 282 p.

19. Resource Books for Teachers / Series Editor: Alan Maley. - London : Oxford University Press, 1997. - 167 p.

20. Ryff, C. D. Psychological Well-Being / Carol D. Ryff // Encyclopedia of Gerontology. - 1996. - Volume 2. - Pp. 365-369.

■ REFERENCES

1. Weyl H. Simmetriya [Symmetry]. Moscow: Nauka, 1968. 132 p.

2. Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya vpsikhologii [System descriptions in psychology]. Leningrad: LGU, 1984. 176 p.

3. Kepler J. Oshestiugol'nykhsnezhinkakh [The Six-Cornered Snowflake]. Moscow: Nauka, 1983. 123 p.

4. Kuz'min V.P. Historical background and epistemological bases of system approach. Psikhologicheskii zhurnal=Psychological Journal, 1982, vol. 3, no. 3, pp. 3-14; vol. 3, no. 4, pp. 3-13. (In Russ.).

5. Kulagin B.V. Osnovy professional'noi psikhodiagnostiki [Fundamentals of professional psychodiagnostics]. Leningrad: Meditsina, 1984. 149 p.

6. Lomov B.F. On the system approach in psychology. Voprosy psikhologii=Issues of Psychology, 1975, no. 2, pp. 31-45. (In Russ.).

7. Mazilov V.A. Metodologiya psikhologicheskoi nauki: istoriya i sovremennost' [Methodology of psychological science: history and modernity]. Yaroslavl: YaGPU, 2017. 419 p.

8. Malyshev K.B., Malysheva O.A. Sistemno-faktornyi analiz v psikhologii [System- and factor-based analysis in psychology]. Vologda-Kursk, 2019. 180 p.

9. Malyshev K.B., Malysheva O.A. Sistemnye opisaniya tipologii [System descriptions of typologies]. Vologda-Kursk, 2019. 226 p.

10. Mamedova Zh.S. Vzaimosvyaz' tsennostnykhorientatsiii vremennoiperspektivylichnosti:avtoref. dis... kand. psikhol. nauk [The relationship between value orientations and the time perspective of an individual: Candidate of Sciences (Psychology) dissertation abstract]. Moscow, 2006. 16 p.

11. Zavalishina D.N., Barabanshchikov V.A. (Eds.). Printsipsistemnostivpsikhologicheskikhissledovaniyakh [The principle of consistency in psychological research]. Moscow: Nauka, 1990. 178 p.

12. Solonkina O.V., Ramendik D.M. Psikhodiagnostika v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Psychodiagnostics in socio-cultural service and tourism]. Moscow: ACADEMA, 2004. 224 p.

13. Shafranovskii I.I. Simmetriya vprirode [Symmetry in nature]. Leningrad: Nedra, 1968. 154 p.

14. Carroll B.J. Testing Communicative Performance. An Interim Study. Oxford: Oxford University Press, 1980. 149 p.

15. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.

16. Newby D., Alan R., Fenner A.-B., Jones B., Komorowska H., Soghikyan K. European Portfolio for Student Teachers of Languages. Graz: European Centre for Modern Languages, 2007. 89 p.

17. Miller G.A., McNeill D. Psycholinguistics. In: The Handbook of Social Psychology. Volume 3: The Individual in a Social Context. New York: Addison-Wesley press, 1969. 978 p.

18. Nuttal C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford: Macmillan Books for Teachers, 2005. 282 p.

19. Maley A. (Ed.). Resource Books for Teachers. London: Oxford University Press, 1997. 167 p.

20. Ryff C.D. Psychological well-being. In: Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. Pp. 365-369.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ | INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ МАЛЫШЕВ - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2985-3341, е-таП: konbormal@mail.ru

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МАЛЫШЕВА - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г Вологда, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0160-0759, е-таП: konbormal@mail.ru

KONSTANTIN B. MALYSHEV - Doctor of Sciences (Psychology), Associate Professor, professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Psychological Faculty, Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2985-3341, e-mail: konbormal@mail.ru

OLGA A. MALYSHEVA - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, associate professor at the Department of General Psychology, Psychological Faculty, Vologda Institute of Law and Economics of FSIN Russia, Vologda, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0160-0759, e-mail: konbormal@mail.ru

Статья поступила 25.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.