Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-БАЗИСНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

СИСТЕМНО-БАЗИСНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ИЗМЕРИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения профессиональной позиции личности курсанта ведомственного вуза. Базис - это множество элементов, которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и измеримостью. У «множества элементов» существуют такие «субстратные характеристики», как «отношение», «отображение» и «преобразование», определяющие первый уровень «погружения» в понятие «базис». В свою очередь, на втором уровне «погружения» в понятие «базис», выражающееся через три фактора («полнота», «упорядоченность», «измеримость»), существуют соответствующие тройные характеристики, определяющие третий уровень «погружения»: «полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». На всех трех уровнях «погружения» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее - внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное - индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, то есть нет «узла» с единой факторной дихотомией (напоминает факторную стратегию Кеттелла в его типологии качеств личности, состоящую из 16 разных факторных дихотомий, где нет единой дихотомии). «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых существует единая дихотомия, то есть есть «узел» с единой факторной дихотомией. В свою очередь, «измеримость» включает такие характеристики, как мера, проекция и оценка. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов (единая дихотомическая многофакторно-словесная структура типов или «словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой или с «числовым базисом». «Измеримость» позволяет создать дихотомические базисные многофакторные методики на основе дихотомической симметрической словесно-числовой шкальной оценки типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-BASED DEFINITION AND MEASUREMENT OF THE PROFESSIONAL POSITION OF THE INDIVIDUAL CADET OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article is devoted to the system-based analysis of the definition and measurement of the professional position of the individual cadet of a departmental university. A basis is a set of elements that is characterized by completeness, orderliness, and measurability. The «set of elements» has the following «substrate characteristics» such as «relation», «mapping» and «transformation», which define the first level of «immersion» in the concept of «basis». In turn, at the second level of «immersion» in the concept of «basis», corresponding to three factors («completeness», «orderliness», «measurability»), there are corresponding triple characteristics that determine the third level of «immersion»: 1) «full» is «factorness», «multiply connected» and «integrity»; 2) «the order» is «symmetry», «dichotomy» and «adenomas-ness»; 3) «measurable» is a «measure», «projection» and «rating». At all three levels of «integration» into the concept of «basis» there is a single generalized dichotomy «external - internal», which in our article is projected on a separate personal dichotomy «social-individual». «Multi-connectivity» means the existence of many dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no «node» with a single factor dichotomy (reminiscent of Kettell's factor strategy, consisting of 16 different factor dichotomies in his typology of personality qualities, where there is no single dichotomy). «Unconnectedness» means the existence of a set of factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a «node» with a single factor dichotomy. In the «dimension», the following triples are obtained: 1) measure the representation (image, word, number), 2) projection of data conversion (image to word, image number words number). The last conversion (words to numbers) will be used in this article, and it is, by the way, more common in measurement diagnostic practice. 3) the assessment of the level of measurement of information (low, medium, high) will be used in this article and, by the way, it is also more common in measuring diagnostic practice. In our article, «completeness» is defined by a factorial multi-connected integral set of types. «Orderliness» is defined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types (a single dichotomous multi-factorial verbal structure of types or «verbal basis»). The «measurability»of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation metric scale or with a «numerical basis». «Measurability» makes it possible to create dichotomous basic multifactorial methods based on a dichotomous symmetric verbal-numerical scale evaluation of types.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-БАЗИСНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА

УДК 159.9

К. Б. Малышев https://orcid.org/0000-0003-2985-3341 О. А. Малышева https://orcid.org/0000-0002-0160-0759

Системно-базисное определение профессиональной позиции студентов ведомственного вуза

Для цитирования: Малышев К. Б., Малышева О. А. Системно-базисное определение профессиональной позиции студентов ведомственного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 104-111. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-104-111

Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения профессиональной позиции личности курсанта ведомственного вуза. Базис - это множество элементов, которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и измеримостью. У «множества элементов» существуют такие «субстратные характеристики», как «отношение», «отображение» и «преобразование», определяющие первый уровень «погружения» в понятие «базис». В свою очередь, на втором уровне «погружения» в понятие «базис», выражающееся через три фактора («полнота», «упорядоченность», «измеримость»), существуют соответствующие тройные характеристики, определяющие третий уровень «погружения»: «полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». На всех трех уровнях «погружения» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее - внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное - индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, то есть нет «узла» с единой факторной дихотомией (напоминает факторную стратегию Кеттелла в его типологии качеств личности, состоящую из 16 разных факторных дихотомий, где нет единой дихотомии). «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых существует единая дихотомия, то есть есть «узел» с единой факторной дихотомией. В свою очередь, «измеримость» включает такие характеристики, как мера, проекция и оценка.

В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов (единая дихотомическая многофакторно-словесная структура типов или «словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой или с «числовым базисом». «Измеримость» позволяет создать дихотомические базисные многофакторные методики на основе дихотомической симметрической словесно-числовой шкальной оценки типов.

Ключевые слова: факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, профессиональная позиция, семантическая близость.

PSYCHOLOGY OF LABOR, ENGINEERING PSYCHOLOGY, COGNITIVE ERGONOMICS

K. B. Malyshev, O. A. Malysheva

System-based definition and measurement of the professional position of the individual cadet of a departmental university

The article is devoted to the system-based analysis of the definition and measurement of the professional position of the individual cadet of a departmental university. A basis is a set of elements that is characterized by completeness, orderliness, and measurability. The «set of elements» has the following «substrate characteristics» such as «relation», «mapping» and «transformation», which define the first level of «immersion» in the concept of «basis». In turn, at the

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2021

second level of «immersion» in the concept of «basis», corresponding to three factors («completeness», «orderliness», «measurability»), there are corresponding triple characteristics that determine the third level of «immersion»: 1) «full» is «factorness», «multiply connected» and «integrity»; 2) «the order» is «symmetry», «dichotomy» and «adenomas-ness»; 3) «measurable» is a «measure», «projection» and «rating». At all three levels of «integration» into the concept of «basis» there is a single generalized dichotomy «external - internal», which in our article is projected on a separate personal dichotomy «social-individual». «Multi-connectivity» means the existence of many dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no «node» with a single factor dichotomy (reminiscent of Kettell's factor strategy, consisting of 16 different factor dichotomies in his typology of personality qualities, where there is no single dichotomy). «Unconnectedness» means the existence of a set of factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a «node» with a single factor dichotomy. In the «dimension», the following triples are obtained: 1) measure the representation (image, word, number), 2) projection of data conversion (image to word, image number words number). The last conversion (words to numbers) will be used in this article, and it is, by the way, more common in measurement diagnostic practice. 3) the assessment of the level of measurement of information (low, medium, high) will be used in this article and, by the way, it is also more common in measuring diagnostic practice.

In our article, «completeness» is defined by a factorial multi-connected integral set of types. «Orderliness» is defined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types (a single dichotomous multi-factorial verbal structure of types or «verbal basis»). The «measurability»of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation metric scale or with a «numerical basis». «Measurability» makes it possible to create dichotomous basic multifactorial methods based on a dichotomous symmetric verbal-numerical scale evaluation of types.

Keywords: factor dichotomous typologization, consistency, basis, measurability, professional types, professional position, semantic proximity.

Введение

При типологизации информации о профессиональной позиции личности можно выделить три уровня системности. Первый уровень системности соответствует традиционному хаотически-эклектическому многосвязно-факторному целостному отражению информации о профессиональной позиции личности [Ломов, 1975]. Второй уровень - функциональной единосвязной многофакторной словесно-дихотомической

структуре типов при их базисной регуляции профессиональной позиции личности [Кузьмин, 1982]. Третий уровень системности соответствует проектно-мерной дихотомической многофакторной базисной реализации оценочно-числовой измеримости типов профессиональной позиции личности [Ганзен, 1984]. Данная стратегия исследования связана со всеми тремя уровнями системности и составляет основу нашей дихотомической трехфакторно-базисной измерительной типологической концепции, определяет стратегию и этапы данного исследования. Среди разных многофакторных симметрических дихотомических структур (образных, словесных, числовых) существует трехфакторная симметричная дихотомическая структура, выбор которой у нас является необходимым, достаточным и оптимальным для системно-базисных измерительных описаний информации (доказательство этой теоремы приводится в других монографических публикациях авторов, оно выходит за рамки содержания этой статьи и не приводится в данном тексте) [Вейль, 1968; Кеплер, 1983; Барабанщиков, 2015; Шафрановский, 2016]. Проверяется на

«базисность» типология профпозиции личности. На основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие типологии профпозиции и профтипов личности.

Методы исследования

В статье используется метод теоретического анализа литературы, системно-базисный метод и метод «базисного наложения» типологий [Малышев, 2019; Малышев, 2020].

Цель данной статьи - создание новой методики для получения и измерения информации о профпозиции личности на основе применения трехфакторного дихотомического системно-базисного типологического подхода. Базисный метод применялся к исследованию типологии профпозиции личности обучающихся на психологическом факультете ведомственного вуза. Актуальность связана с профессиональными затруднениями практического психолога при выборе методик исследования. В теоретических исследованиях, направленных на создание методик, важно учитывать механизм типологизации психологических характеристик личности. Большой проблемой для практических психологов является разработка собственных методик, необходимых для изучения личности [Кулагин, 2016]. Для этого требуются технологии создания диагностических средств, позволяющие расширить и показать целостную и упорядоченную «картину» личности. Изучением личностных характеристик и последующей их типологизацией занимались как отечественные, так и зарубежные исследова-

тели (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов,

Л. И. Анцыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Р. Кет-телл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э. Г. Эйдемил-лер, В. В. Юстицкис, К. Г. Юнг и многие другие) [Мазилов, 2017]. Многие отечественные, а также заимствованные из зарубежного опыта диагностические методики применяются без предварительного теоретического анализа полноты и упорядоченности психологических характеристик, входящих в типологическую структуру исследуемого понятия. Одна из причин - это несовершенство психологических типологий, их рассогласованность с конкретными методиками [Малышев, 2019]. Объект исследования - информация о типологических психологических характеристиках личности. Предмет исследования -трехфакторный дихотомический системно-базисный типологический подход как механизм конструирования методики, обеспечивающей получение полной, упорядоченной и измеримой информации о характеристиках профпозиции личности обучающихся. Гипотеза: определение и измерение профпозиции личности связано с трехфакторным дихотомическим измерительным базисом профнаправленности личности.

Были поставлены следующие задачи: 1) определить теоретические основания разработки трехфакторного дихотомического типологического системно-базисного подхода к получению информации о характеристиках профессиональной позиции личности; 2) создать алгоритм построения системно-базисного трехфакторного дихотомического типологического конструкта для получения соответствующей базисной методики измерения типологических характеристик профессиональной позиции личности. Новизна исследования заключается в расширении представления о системно-базисной методологии трех-факторного дихотомического типологического описания понятий и их измерения в психологии и соответствующего типологического конструирования диагностических средств. Анализ теоретической литературы позволил определить следующие требования к профессиональной позиции психолога [Малышев, 2020].

Самоотношение (фактор F(1)(+))

Психолог как личность, уверенная в своих профессиональных силах, начинается с безусловного самопринятия, то есть отношения к себе. Структура и специфика отношений личности к собственному «Я» - важный внутренний фактор, определяющий профпригодность и профессиональное долголетие психолога.

Ценностно-мотивационная основа (фактор F(2)(+))

Деятельность психолога предполагает доминирование у него гуманистической ориентации и яркую выраженность познавательного интереса к внутреннему миру людей. Необходимым личностным качеством психолога является стремление оказывать «душевную помощь» людям независимо от их возраста, пола, общественного положения и отношения к психологам и психологии. Чуткость, отзывчивость, альтруистичность важно сочетать с талантом общения, тактичностью, вежливостью, умением слушать, понять другого человека. «Эффективный психолог» должен относиться к людям с позитивными установками, верить в людей. В то же время психологу необходимо сохранять некоторую дистанцию, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной нагрузки.

Субъектно-деятельностная основа (фактор F(3)(+))

Способность к профессиональному развитию и самообразованию. Недостаточно лишь ориентироваться в многообразных научных проблемах. Психолог должен уметь находить эти проблемы, опираясь на метод научного познания. Важна мера ответственности, которую специалист готов на себя принять, соотношение процессуальной и целевой активности человека. В качестве содержательной основы профпозиции курсанта-психолога рассматриваются особенности самоотношения, ценностно-мотивационная и субъ-ектно-деятельностная основы. В связи с этим дается определение профпозиции как устойчивой системы отношений личности к различным аспектам будущей профдеятельности, определяющей профпланы, намерения, направления де-ятелъностн, профмнроеоззренне.

Рис. 1. Трехфакторный дихотомический базис

Профессиональная позиция как личностное образование имеет «социально-индивидуальную

окрашенность» (см. рис. 1). На рисунке 1 изображен трехфакторный (Б(1), Б(2), Б(3)) дихотомический базис с размерностью г = 3 и с единой обособленной личностной дихотомией «социальное (+) - индивидуальное (-)».

Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (фактор F(1)(-)). Непринятие себя - принятие себя, позитивная оценка как психо-

лога-специалиста. Полюс «самопринятие» отражает позитивное отношение курсанта к себе как к будущему психологу, знание своих сильных и слабых сторон, осознание границ своей компетентности, стремление к самопониманию. Противоположный полюс - это позиция непринятия себя как психолога [Малышев, 2019].

Таблица 1

Методика Д. Голланда на определение профессиональной направленности личности_

1 а) инженер-техник б) инженер-контролер 2 а) вязальщик б) санитарный врач 3 а) повар б) наборщик 4 а) фотограф б) заведующий магазином 5 а) чертежник б) дизайнер 6 а) философ б) психиатр

7 а) ученый-химик б)бухгалтер 8 а) редактор научного журнала б)адвокат 9 а) лингвист б) переводчик художественной литературы 10 а) педиатр б) статистик 11 а) организатор воспитательной работы б) предприниматель 12 а) спортивный врач б) фельетонист

13 а) нотариус б) снабженец 14 а) перфоратор б) карикатурист 15 а) политический деятель б)писатель 16 а) садовник б) метеоролог 17 а) водитель троллейбуса б) медсестра 18 а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка

19 а) маляр б) художник по металлу 20 а) биолог б) главный врач 21 а) телеоператор б) режиссер 22 а) гидролог б) ревизор 23 а) зоолог б) зоотехник 24 а) математик б)архитектор

25 а) социальный работник б) счетовод 26 а) учитель б) директор фирмы 27 а) воспитатель б) художник по керамике 28 а) экономист б) заведующий отделом 29 а) корректор б)критик 30 а)завхоз б) директор

31 а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике 32 а) наладчик б) механик 33 а) агроном б) управляющий отелем 34 а) закройщик-модельер б)декоратор 35 а) археолог б)эксперт 36 а) работник музея б)консультант

37 а) ученый б)актер 38 а) логопед б) стенографист 39 а) врач б) дипломат 40 а) главный бухгалтер б) директор 41 а) поэт б)психолог 42 а) архивариус б)скульптор

По каждой паре профессий предпочтение отмечается (+) в листе ответов

Социальный (С) 2б, 6б, 10а, 11а , 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б

Артистический (А) 5б, 9б, 12б, 14б,15б, 19б, 21б, 24б, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б

Предприимчивый (П) 4б, 8б, б 13б, 15а, 23б, 26б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б

Интеллектуальный (И) 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а

Конвенциальный (К) 3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а

Реалистический (Р) 1а, 2а, За, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а

Отношение к людям в будущей профессии (фактор Е(2)(-)). Располагается в континууме «негуманный - гуманный», обусловлено ценностями и смыслами личности. «Гуманная» позиция предполагает, что основу профессиональных ценностей должны составлять гуманистические, в том числе доброжелательность, любовь к людям, эмпатийность, открытость, этичность, толерантность, вера в другого человека и др. «Негуманная» позиция психолога предполагает отсутствие интереса к клиенту и манипулирование им.

Отношение к будущей профессиональной деятельности (фактор Е(3)(-)). Отражает способы освоения и реализации профессиональной деятельности. Располагается в континууме адап-

тивный (пассивный) - творческий (инициативный). Адаптивный путь овладения профессиональной деятельностью предполагает использование наработанных алгоритмов решения, ригидность, малую инициативу в освоении профессиональной деятельности. Творческий путь отражает стремление преобразовать ситуацию, поиск нестандартных путей решения, формирование индивидуального стиля деятельности. Данный полюс отражает гибкость, активность, креативность, инициативу, интеллектуальность в освоении профессиональной деятельности [Малышев, 2019].

Социальная направленность «векторов-факторов» F(1)(+),F(2)(+),F(3)(+) профпозиции

будущего психолога в начале обучения переходит (в идеале) в период обучения в Вологодском институте права и экономики (ВИПЭ) в индивидуальную направленность «векторов-факторов» F(1)(-), F(2)(-), F(3)(-). Этот переход в итоге и способствует формированию профпозиции курсанта. Если у будущего психолога такого перехода за период обучения в вузе не происходит, то у него не происходит и профессионального становления и не формируется соответствующая профессиональная позиция [Поваренков, 2000; Малышев, 2019; Малышев, 2020; David Newby 2017; Carroll 2018; Maley 2015].

Исследование проводилось на базе ВИПЭ. Было проведено диагностическое обследование будущих психологов в количестве 157 человек. На основе принципа семантической близости, сопоставляя две типологии (типология Д. Голланда и авторская типология профпозиции)

(метод «наложения» двух базисов), одна из которых взята за эталонный базис, мы установили их взаимно-однозначное соответствие (см. Табл. 2) [Ганзен, 1984; Малышев, 2019; Малышев, 2020; Miller, 2019; Wallace, 2019; Common 2016; Nuttel 2019].

Результаты исследования

Построено 64 гексаграммы-профиля типов профпозиции личности. Создана авторская методика базисного измерения профиля типов профпозиции личности (Таблица 2). Оценка утверждений проводилась на основе симметрической дихотомической 6-балльной шкалы от -3 до +3, которая соответствует положительным оценкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Уровни типов «профпозиции»: (3-6) - низкий, (7-11) - средний, (12-18) - высокий.

Сравнение типологий профнаправленности и профпозиции личности

Таблица 2

Личностный трехфакторно-дихотомический профессиональный типологический базис (по Д. Голланду)

Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской)

Утверждения для теста «Профпози-ция личности»

Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную, технологическую деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и в работе. Больше методолог, а не теоретик. В работе использует апробированные методики, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности. Дисциплинирован, упорядочен, системен в работе. Принятие себя и уверенность в своих силах в профессиональной деятельности. Обладает структурой и особенным отношением к другим людям через свое «нормативное Я», определяющее пригодность и успешность в выбранной профессии_

Самоотношение (к себе) (фактор Щ)(+))

Человек как личность начинает с безусловного принятия себя в жизни и стремится быть уверенным в своих силах в будущей психологической профессии. Обладает структурой и спецификой отношений личности к собственному «Я» как важному фактору, определяющему в будущем профессиональную пригодность психолога и его профессиональное долголетие

1. Я безусловно могу принять себя как личность.

2. Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях.

3. Я имею осознанное отношение к собственному «Я»

Социальный тип - коммуникабелен, социальная направленность в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен. Учитывает разные мнения, взгляды, стремится к идеальным решениям, к человеческим ценностям, к синтезу. Любит динамику изменений, сензитивен. Привлекает на помощь других людей. Развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Гуманное отношение к людям. Есть познавательный интерес к внутреннему миру человека. Желание оказывать психологическую помощь людям. Проявляет чуткость, отзывчивость, альтруистичность, тактичность, вежливость к другим людям. Умеет слушать и пони-

Ценностно-мотивационная основа (фактор Е(2)(+)) (к людям) У человека доминируют гуманистическая ориентация и ярко выраженный познавательный интерес к внутреннему миру людей. Стремление оказывать «душевную помощь» людям независимо от возраста, пола, общественного положения и отношения к психологам и психологии. Чуткость, отзывчивость, альтруистичность сочетаются с талантом общения, тактичностью, вежливостью, умением слушать и понять другого человека. Отношение к людям с позитивными установками, вера в людей. При этом человек должен уметь сохранять некоторую дистанцию, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной перегрузки_

4. Я готов оказывать душевную помощь людям независимо от их возраста, пола и социального положения.

5. Я умею общаться, выслушать и понять другого человека, так как имею выраженный интерес к внутреннему миру людей.

6. Я испытываю позитивное отношение и доверие к людям

Личностный трехфакторно-дихотомический профессиональный типологический базис (по Д. Голланду) Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской) Утверждения для теста «Профпози-ция личности»

мать другого человека. Может найти общий язык с любым типом личности. Позитивно настроен и верит в людей, но может сохранять дистанцию в отношениях, чтобы избежать эмоционального сгорания и перегрузки в общении

Предприимчивый тип - стремится к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу, активен. Стремится к получению результата. Адаптивный, экспериментальный, инновационный тип. Активен и целеустремлен в деятельности. Может воздействовать на людей, умело используя тактику и стратегию общения при этом взаимодействии. Не теряется в сложных жизненных ситуациях. Способен к развитию и к самообразованию в профессии. Может сам выявлять у людей определенные личные проблемы. Может соблюдать определенную меру ответственности при взаимодействии с людьми и хорошо увязывать процессуальную и целевую активность в своей деятельности Субъектно-деятельностная основа (фактор Е(3)(+)) (к деятельности) Способность к профессиональному развитию и самообразованию. Недостаточно только ориентироваться в многообразных научных проблемах. Человек должен уметь сам находить у других людей психологические проблемы, опираясь на метод научного познания, а не только ориентироваться в многообразных психологических научных проблемах. Необходимо соблюдать должную меру ответственности при оказании помощи людям, уметь соотносить в будущем свою процессуальную и целевую активность 7. У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании. 8. Я стремлюсь к развитию способности по выявлению и определению психологических проблем. 9. Я способен быть ответственным и активным в своей профессиональной деятельности

Артистический (эстетический) тип - свободный, независим в поведении, индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Позитивное отношение к себе проявляет в самопринятии и стремлении к самопониманию. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности, к людям неравнодушен, отвергает соглашательство и необоснованные решения, уверенно ведет себя в спорной ситуации, может инициировать творчество в деятельности. Знает сильные и слабые стороны своей личности, осознает границы своих возможностей Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (фактор Р(1)(-)) Непринятие себя - принятие себя, позитивная оценка как психолога-специалиста. Полюс «самопринятие» отражает позитивное отношение курсанта к себе как к будущему психологу, знание своих сильных и слабых сторон, осознание границ своей компетентности, стремление к самопониманию. Противоположный полюс свидетельствует о позиции непринятия себя как психолога 10. Я принимаю себя как будущего психолога. 11. Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и осознаю границы своих профессиональных возможностей. 12. Я стремлюсь к самопониманию себя как будущего профессионала-психолога

Реалистический тип - любит конкретно-предметный труд, индивидуален. Точность, контроль, нормативность поведения, эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи. Для него важны факты, результат, а не теория. Импульсивный, целенаправленный, энергичный, мотивирующий себя и людей на практическую деятельность. В деятельности ориентирован на профессиональные смыслы и гуманистические ценности людей. Открыт, этичен, толерантен, верит в людей Отношение к людям в будущей профессии (фактор Е(2)(-)) Располагается в континууме негуманный - гуманный, обусловлено ценностями и смыслами личности. В полюсе «гуманный» профессиональные - это гуманистические ценности (человек как мера всех вещей). Включает в себя доброжелательность, любовь к людям, эмпатийность, открытость, этичность, толерантность, верит в другого человека. «Негуманная» позиция - это слабый учет интересов, желаний в межличностном взаимодействии. Люди - это объекты манипулирования 13. Я считаю, что в основе профессиональной деятельности психолога лежат гуманистические ценности. 14. Я могу быть открытым, эмпа-тичным, доброжелательным. 15. В своей профессиональной деятельности я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям

Интеллектуальный тип - в поведении проявляет свою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду, к исследованиям. Опирается на формулы и модели в деятель- Отношение к будущей профессиональной деятельности (фактор Р(3)(-)) Отражает способы освоения и реализации профессиональной деятельности. Располагается в континууме адаптив- 16. Как будущий психолог я готов оказывать помощь людям в разрешении их проблемных ситуаций, готов творчески относиться к решению профессиональных задач. 17. Для меня важно, чтобы я имел

Личностный трехфакторно-дихотомический профессиональный типологический базис (по Д. Голланду) Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской) Утверждения для теста «Профпози-ция личности»

ности и тяготеет к «научным решениям», к правилам, предписаниям и нормативности. Любит исследовательскую работу, речевую детализацию, результативен, стабилен в структурированной деятельности. Творческий, инициативный тип личности. Проявляет стремление творчески преобразовать ситуацию, нестандартное мышление при решении задач, характерен индивидуальный стиль деятельности. В поведении и в деятельности проявляет гибкость, активность, интеллектуальность и творческую инициативу ный, пассивный - творческий, инициативный. Адаптивный путь овладения профессиональной деятельностью предполагает использование известных алгоритмов решения, ригидный, неинициативный в плане освоения профессиональной деятельности. Творческий путь отражает стремление преобразовать ситуацию, поиск нестандартных решений, формирование индивидуального стиля деятельности. Данный полюс отражает гибкость, активность, креативность, инициативу, интеллектуальность в освоении профессиональной деятельности свой индивидуально-исследовательский стиль в будущей психологической деятельности. 18. В моей будущей психологической работе будут обязательно проявляться активность, гибкость, инициативность, креативность

Перепроверена на «базисность» (то есть на «полноту» и «упорядоченность») типология профпозиции личности с помощью сопоставления с эталонной системно-базисной профтиполо-гией личности по Д. Голланду [Ломов, 1975].

Заключение

Создан тест для определения профиля типов профессиональной позиции личности (Таблица 2). Валидизация новой методики на измерение типов профпозиции личности проводилась в направлении конструктивной валидности [Ма-

лышев, 2020]. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта выступали типы профпозиции личности. Результаты тестирования обучающихся в ВИПЭ на основе новой методики коррелируют с результатами, полученными по тесту Д. Голланда (диапазон коэффициентов корреляции от 0,49 до 0,65) (Таблица 3) [Малышев, 2019].

Таблица 3

Корреляции между типами профпозиции личности и профтипами личности

Типы профпозиции личности Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы профессиональной позиции личности 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,62 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 0,06 0,13 0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Про фессиональ-ные типы личности 7 1,00 0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,27

12 1,00

Типы отношений в профпозиции личности Профтипы личности (по Д. Голланду)

(1) Самоотношение (7) Конвенциальный (социальное)

(2) Отношение ценностно-мотивационное (8) Социальный (социальное)

(3) Отношение субъектно-деятельностное (9) Предприимчивый (социальное)

(4) Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (10) Артистический (индивидуальное)

(5) Отношение к людям в профессии (11) Реалистический (индивидуальное)

(6) Отношение к будущей профессиональной деятельности (12) Интеллектуальный (индивидуальное)

Библиографический список

1. Вейль Г. Симметрия. Москва : Наука, 1968. 132 с.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Ленинград : ЛГУ, 1984. 176 с.

3. Кеплер И. О снежинках. Москва : Наука, 1983. 123 с.

4. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 3-14; Т. 3. № 4. С. 3-13.

5. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Санкт-Петербург : Медицина, 2016. 149 с.

6. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

7. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль : ЯГПУ, 2017. 419 с.

8. Малышев К. Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях. Вологда ; Курск : Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2020. 215 с.

9. Малышев К. Б. Системно-факторный анализ в психологии / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. Вологда ; Курск : Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2019. 180 с.

10. Малышев К. Б. Системные описания типологий / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. Вологда ; Курск : Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2019. 226 с.

11. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2000. 98 с.

12. Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова. Москва : Наука, 2015. 178 с.

13. Шафрановский И. И. Симметрия в природе. Санкт-Петербург : Недра, 2016. 154 с.

14. European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz : European Centre for Modern Languages, 2017. 89 p.

15. Carroll В J. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford : Oxford University Press, 2018. 149 p.

16. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. 260 p.

17. Maley A. (series editor). Resource Books for Teachers. London : Oxford University Press, 2015.

18. Miller G. A., McNeillD. Psycholinguistics // The Handbook of SociPsychology. Vol. 3. N. Y., 2019.

19. Nuttel C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2016. 282 p.

20. Wallace M. J. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. 180 p.

Reference list

1. Vejl' G. Simmetrija = Symmetry. Moskva : Nauka, 1968. 132 s.

2. Ganzen V. A. Sistemnye opisanija v psihologii = System descriptions in psychology. Leningrad : LGU, 1984. 176 s.

3. Kepler I. O snezhinkah = About snowflakes. Moskva : Nauka, 1983. 123 s.

4. Kuz'min V P. Istoricheskie predposylki i gnoseo-logicheskie osnovanija sistemnogo podhoda = Historical background and epistemological basis of the systemic approach // Psihologicheskij zhurnal. 1982. T. 3. № 3. S. 3-14; T. 3. № 4. S. 3-13.

5. Kulagin B. V. Osnovy professional'noj psihodiag-nostiki = Basics of professional psychodiagnostics. Sankt-Peterburg : Medicina, 2016. 149 s.

6. Lomov B. F. O sistemnom podhode v psihologii = On the systemic approach in psychology // Voprosy psihologii. 1975. № 2. S. 31-45.

7. Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: istorija i sovremennost' = Methodology of psychological science: history and modernity. Jaroslavl' : JaGPU, 2017. 419 s.

8. Malyshev K. B. Metodologija bazisnogo podhoda v sovremennyh psihologicheskih issledovanijah = Baseline approach methodology in contemporary psychological research. Vologda ; Kursk : Izd-vo ZAO «Universitetskaja kniga», 2020. 215 s.

9. Malyshev K. B. Sistemno-faktornyj analiz v psi-hologii = System-factor analysis in psychology / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. Vologda ; Kursk : Izd-vo ZAO «Universitetskaja kniga», 2019. 180 s.

10. Malyshev K. B. Sistemnye opisanija tipologij = System descriptions of typologies / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. Vologda ; Kursk : Izd-vo ZAO «Uni-versitetskaja kniga», 2019. 226 s.

11. Povarenkov Ju. P. Psihologija stanovlenija professional = Psychology of becoming a professional. Ja-roslavl' : Izd-vo JaGPU, 2000. 98 s.

12. Princip sistemnosti v psihologicheskih issledovanijah = The principle of systemic in psychological research / pod red. D. N. Zavalishinoj, V. A. Barabanshhikov. Moskva : Nauka, 2015. 178 s.

13. Shafranovskij I. I. Simmetrija v prirode = Symmetry in nature. Sankt-Peterburg : Nedra, 2016. 154 s.

14. European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz : European Centre for Modern Languages, 2017. 89 p.

15. Carroll V J. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford : Oxford University Press, 2018. 149 p.

16. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. 260 p.

17. Maley A. (series editor). Resource Books for Teachers. London : Oxford University Press, 2015.

18. Miller G. A., McNeillD. Psycholinguistics // The Handbook of SociPsychology. Vol. 3. N. Y., 2019.

19. Nuttel C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2016. 282 p.

20. Wallace M. J. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.