Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА-ЮРИСТА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА-ЮРИСТА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ПРОФПОЗИЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сенько Марина Алексеевна, Малышев Константин Борисович

При формировании профессиональной позиции курсанта-юриста ведомственного вуза используется трехмерный единодихотомический базисный подход. Полное упорядоченное и измеримое множество элементов называется базисом. Элементами в нашем случае будут определенные типы профпозиции личности. Обособленная личностная дихотомия «социальное - индивидуальное» получается у нас как результат проектирования на нее единой обобщенной базисной дихотомии «внешнее - внутреннее». На первом образно-типологическом этапе (отношения) строится образ единодихотомической факторно-типологической структурной трехмерной базисной модели личности, содержащей шести типов и состоящей из трех пар противоположных полюсов-типов. На втором словесно-диагностическом этапе (отображения) строится единодихотомический трехмерный базисный конструкт структурной модели личности, содержащий по три диагностических словесных суждения в каждом из шести типов личности. В итоге получается 18 диагностических суждений. На третьем численно-оценочном этапе (преобразования) строится единодихотомический трехмерный базисный конструкт структурной модели качеств личности курсанта-юриста, содержащий по три диагностических словесных суждения, которые оцениваются числами в интервале от -3 до +3. Оценка каждого суждения проводится с использованием симметрической 6-балльной базисной шкалы: -3 - абсолютно не согласен, -2 - не согласен, -1 - скорее не согласен, чем согласен, +1 - скорее согласен, чем не согласен, +2 - согласен, +3 - абсолютно согласен, что соответствует положительным оценкам (1, 2, 3, 4, 5, 6). Мы получаем уровни выраженности типов профпозиции личности: 3-5 - низкий, 6-10 - средний, 11-15 - высокий, 16-18 - очень высокий. Образуется типологический базисный конструкт качеств личности курсанта-юриста. Интервал от 3 до 18 баллов разбивается на два интервала от 3 до 9 (низкий и средний уровни) и от 10 до 18 баллов (высокий и очень высокий уровни). Можно построить 64 гексаграммы - профиля профпозиции качеств личности обучающегося юриста, где наличие (от 10 до 18 баллов) или отсутствие(от 3 до 9 баллов) определенного типа профпозиции будет обозначаться сплошной или разорванной черточкой в соответствующей гексаграмме профиля.When forming the professional position of a law student at a departmental university, a three-dimensional one-dichotomous basic approach is used. A complete, ordered and measurable set of elements is called a basis. The elements in our case will be certain types of professional personality position. We get a separate personal dichotomy “social - individual” as a result of designing a single generalized basic dichotomy “external - internal” on it. At the first figurative-typological stage (relationship), an image of a single-dichotomous factor-typological structural three-dimensional basic model of personality is constructed, containing 6 types and consisting of 3 pairs of opposite poles-types. At the second verbal diagnostic stage (mapping), a single dichotomous three-dimensional basic construct of the structural model of personality is constructed, containing 3 diagnostic verbal judgments in each of the 6 personality types. The result is 18 diagnostic judgments. At the third numerical evaluation stage (transformation), a single dichotomous three-dimensional basic construct of the structural model of the personality qualities of a law student is constructed, containing 3 diagnostic verbal judgments, which are evaluated by numbers in the range from -3 to +3. Evaluation of each judgment is carried out using a symmetrical 6-point basic scale: -3 - absolutely disagree, -2 - disagree, -1 - rather disagree than agree, +1 - rather agree than disagree, +2 - agree, +3 - absolutely agree, corresponding to positive assessments (1, 2, 3, 4, 5, 6). We get the levels of severity of personality types of occupational position: 3-5 - low, 6-10 - medium, 11-15 - high, 16-18 - very high. A typological basic construct of the personality qualities of a cadet lawyer is formed. The interval from 3 to 18 points is divided into two intervals from 3 to 9 (low and medium levels) and from 10 to 18 points (high and very high levels). It is possible to construct 64 hexagrams of the profile of the professional position of the qualities of a trained lawyer, where the presence (from 10 to 18 points) or absence (from 3 to 9 points) of a certain type of professional position will be indicated by a solid or broken dash in the corresponding hexagram of the profile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сенько Марина Алексеевна, Малышев Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА-ЮРИСТА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

УДК 378.6:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57).074-081

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТА-ЮРИСТА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

М. А. Сенько, К. Б. Малышев

Для цитирования

Сенько, М. А. Формирование профессиональной позиции курсанта-юриста ведомственного вуза / М. А. Сенько, К. Б. Малышев // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 4(57). - С. 74-81. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).074-081.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. При формировании профессиональной позиции курсанта-юриста ведомственного вуза используется трехмерный единодихотомический базисный подход. Полное упорядоченное и измеримое множество элементов называется базисом. Элементами в нашем случае будут определенные типы профпозиции личности. Обособленная личностная дихотомия «социальное - индивидуальное» получается у нас как результат проектирования на нее единой обобщенной базисной дихотомии «внешнее - внутреннее». На первом образно-типологическом этапе (отношения) строится образ единодихотомической факторно-типологической структурной трехмерной базисной модели личности, содержащей шести типов и состоящей из трех

© Сенько М. А., Малышев К. Б., 2021

пар противоположных полюсов-типов. На втором словесно-диагностическом этапе (отображения) строится единодихотомический трехмерный базисный конструкт структурной модели личности, содержащий по три диагностических словесных суждения в каждом из шести типов личности. В итоге получается 18 диагностических суждений. На третьем численно-оценочном этапе (преобразования) строится единодихотомический трехмерный базисный конструкт структурной модели качеств личности курсанта-юриста, содержащий по три диагностических словесных суждения, которые оцениваются числами в интервале от -3 до +3. Оценка каждого суждения проводится с использованием симметрической 6-балльной базисной шкалы: -3 - абсолютно не согласен, -2 -не согласен, -1 - скорее не согласен,

чем согласен, +1 - скорее согласен, чем не согласен, +2 - согласен, +3 - абсолютно согласен, что соответствует положительным оценкам (1, 2, 3, 4, 5, 6). Мы получаем уровни выраженности типов профпозиции личности: 3-5 - низкий, 6-10 - средний, 11-15 - высокий, 16-18 - очень высокий. Образуется типологический базисный конструкт качеств личности курсанта-юриста. Интервал от 3 до 18 баллов разбивается на два интервала от 3 до 9 (низкий и средний уровни) и от 10 до 18 баллов (высокий и очень высокий уровни). Можно построить 64 гексаграммы - профиля профпозиции качеств личности обучающегося юриста, где наличие (от 10 до 18 баллов) или отсутствие (от 3 до 9 баллов) определенного типа профпозиции будет обозначаться сплошной или разорванной черточкой в соответствующей гексаграмме профиля.

Ключевые слова: типологизация, системность, базисность, профессиональные типы, профпозиция, семантическая близость.

Введение

В исследовании используется трехмерный типологический базис, который является оптимальным для решения задачи исследования [5]. Проверяется на базисность, то есть на полноту и упорядоченность, типология профессиональной позиции личности. На основе принципа семантической близости устанавливается взаимно однозначное соответствие типологии профессиональной позиции личности курсанта-юриста и типологии его профессиональной направленности личности. Дальше появляется возможность создания базисного трехмерного теста.

Системно-базисное трехмерное моделирование дает возможность

создания соответствующего базисного теста, измеряющего профиль проф-позиции личности курсанта-юриста [4]. Построение методики для измерения профиля профессиональной позиции личности курсанта-юриста на основе системно-базисного трехмерного моделирования является основной целью этого исследования. Использование базисного подхода с применением трехмерной стратегии построения диагностического средства позволяет создать базисно-измерительную модель для оценки профиля профессиональной позиции личности курсанта-юриста и тем самым решить главную задачу исследования.

Изучением личностных характеристик и последующей их типологи-зацией занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б. Г Ананьев, А. Г Асмолов, Л. И. Ан-цыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харри-сон, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, К. Г. Юнг и др.) [3]. В данных исследованиях не использовался базисный подход, который появился сравнительно недавно и стал продуктивным при решении задачи измерительно-типологического моделирования в психологии [4]. Профессиональная позиция курсанта-юриста в ведомственном вузе является объектом данного исследования. Трехмерный системно-базисный типологический подход как механизм построения полной упорядоченной методики измерения характеристик профпозиции личности курсанта-юриста определяет предмет нашего исследования. Можно предположить, что определение и измерение профпозиции личности курсанта-юриста связаны с трехмер-

ным измерительным базисом профессиональной направленности личности [5].

Были поставлены следующие задачи: 1) определить теоретические основания разработки трехмерного типологического системно-базисного метода к получению информации о характеристиках профессиональной позиции личности курсанта-юриста; 2) определить стратегию и создать алгоритм построения системно-базисного трехмерного типологического конструкта для построения соответствующей методики измерения профессиональной позиции личности курсанта-юриста. Данный подход позволяет расширить представление о системно-базисной методологии трехмерно-типологического описания и измерения понятий в юридической деятельности, что и обусловливает новизну этого исследования.

Анализ литературы позволил определить требования к профессиональной позиции юриста, которые преображаются в факторы-типы профпозиции личности, выделенные О. К. Соколовской и М. А. Сенько (средний столбец в табл. 1) [6]. Социальная (+) направленность векторов-факторов F(1 )(+), F(2)(+), F(3)(+) профпозиции будущего юриста в период обучения в Вологодском институте права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России) переходит в индивидуальную (-)направленность векторов-факторов F(1)(-), F(2)(-), F(3)(-). Этот переход в итоге и способствует формированию профпозиции обучающегося юриста. Если такого перехода за период обучения курсанта-юриста в вузе не происходит, то и не следует профессиональное становление и не формируется соответствующая профпозиция [1, 6]. Диа-

гностическое обследование курсантов-юристов в количестве 187 чел. проводилось на базе ВИПЭ ФСИН России. Использовался метод наложения двух трехмерных базисов, сопоставлялись профтипология Д. Голланда, взятая за эталонный базис, и авторская типология проф-позиции будущего юриста. В итоге было установлено взаимно однозначное соответствие этих двух типологий на основе принципа семантической близости (табл. 1) [5].

Результаты исследования Создана авторская базисная методика измерения профиля типов проф-позиции личности обучающегося юриста (табл. 1), где есть возможность построения 64 соответствующих гексаграмм - профилей типов профпозиции. Оценка каждого суждения проводится с использованием симметрической базисной шестибалльной шкалы от -3 до +3. Факторно-базисная типология отношений в профпозиции личности обучающегося юриста (самоотношение - отношение к себе как к будущему профессионалу-юристу, отношение ценностно-мотивационное -отношение к людям в профессии, отношение субъектно-деятельностное -отношение к будущей профессиональной деятельности) взаимно однозначно соответствует трехмерной базисной типологии профнаправленности личности по Д. Голланду:

конвенциальный - артистический; социальный - реалистический; предприимчивый - интеллектуальный (типологический изоморфизм).

В результате наложения этих двух трехмерных типологических базисов личности порождается новое субстратное понятие «профессиональный юрист».

Дадим определение типам в личностном трехмерном профессиональном типологическом базисе (по Д. Гол-ланду):

Конвенциальный тип (К) предпочитает четко структурированную, технологическую деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и работе. Больше методолог, чем теоретик. В работе использует апробированные методики, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности. Дисциплинирован, упорядочен, системен в работе. Принимает себя и уверен в своих силах в профессиональной деятельности. Обладает структурой и особенным отношением к людям через свое нормативное Я, определяющее пригодность и успешность в выбранной профессии.

Социальный тип (С) коммуникабелен, социально направлен в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен. Учитывает разные мнения, взгляды, стремится к идеальным решениям, человеческим ценностям, синтезу. Любит динамику изменений, сензитивен. Привлекает на помощь других людей. Развито целеполага-ние, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Отличает гуманное отношение к людям. Есть познавательный интерес к внутреннему миру человека, желание оказывать юридическую помощь людям. Проявляет чуткость, отзывчивость, тактичность, вежливость к другим людям. Умеет слушать и понимать другого человека. Может найти общий язык с любым типом личности. Позитивно настроен и верит в людей, но может сохранять дистанцию в отношениях с

людьми, чтобы избежать эмоционального сгорания и перегрузки в общении.

Предприимчивый тип (П) стремится к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу, активен. Стремится к получению результата. Это адаптивный, экспериментальный, инновационный тип, активный и целеустремленный в деятельности. Может воздействовать на людей и умело использует тактику и стратегию общения при этом взаимодействии. Не теряется в сложных жизненных ситуациях. Способен к развитию и самообразованию в профессии. Может сам выявлять у людей определенные личные проблемы, соблюдать определенную меру ответственности при взаимодействии с людьми и хорошо увязывать процессуальную и целевую активность в своей деятельности.

Артистический (эстетический) тип (А) свободный, независимый в поведении. Индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Позитивное отношение к себе проявляет в самопринятии и стремлении к самопониманию. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности, к людям неравнодушен, отвергает соглашательство и необоснованные решения, уверенно ведет себя в спорной ситуации, может инициировать творчество в деятельности. Знает сильные и слабые стороны своей личности, осознает границы своих возможностей.

Реалистический тип (Р) любит конкретно-предметный труд, индивидуален. Его отличает точность, контроль, нормативность поведения. Эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи. Для него важны

факты, результат, а не теория. Импульсивный, целенаправленный, энергичный, мотивирующий себя и людей на практическую деятельность. В деятельности ориентирован на профессиональные смыслы и гуманистические ценности людей. Открыт, этичен, толерантен, верит в людей.

Интеллектуальный тип (И) в поведении проявляетсвою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду. Опирается на формулы и модели в деятельности и стремится к «научным решениям», к правилам, предписаниям и нормативности. Любит исследовательскую

работу, речевую детализацию, результативен, стабилен в структурированной деятельности. Творческий, инициативный тип личности. Стремится творчески преобразовать ситуацию, проявляет нестандартное мышление при решении задач. Характерен индивидуальный стиль деятельности. В поведении и деятельности проявляет гибкость, активность, интеллектуальность и творческую инициативу.

Профессиональные типы личности (по Д. Голланду), типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской и М. А. Сенько) и типы утверждений для теста «Профпозиция личности курсанта-юриста» были поставлены во

Таблица 1

Сравнение типов профпозиции личности курсанта-юриста и соответствующих типов утверждений для теста «Профпозиция личности курсанта-юриста»

Типы профессиональной позиции личности (по О. К. Соколовской и М. А. Сенько) Утверждения для теста «Профпозиция личности курсанта-юриста»

Самоотношение 1. Я безусловно могу принять себя как личность. 2. Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях. 3. Я имею осознанное отношение к собственному Я

Фактор-тип F(1)(+)

Безусловно принимает себя, уверен в своих силах по реализации собственных амбиций в будущей профессии. Я данного человека имеет выраженную структуру, границы. Имеет выстроенное специфичное отношение к собственному Я как к важному фактору, определяющему в будущем его профессиональное становление и в целом профессиональную пригодность и долголетие

Ценностно-мотивационная основа 4. Я буду стремиться в своей профдеятель-ности принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законодательством РФ. 5. Я готов повышать эффективность правоохранительной и воспитательной деятельности в моем учреждении и делать это при взаимодействии с другими сотрудниками. 6. Независимо от социального положения, пола, возраста человека я готов оказывать правоохранительное,психолого-педагогическое воздействие на осужденного и помощь ему при необходимости

Фактор-тип F(2)(+)

У человека доминирует гуманистическая ориентация и ярко выраженный познавательный интерес к внутреннему миру людей. Стремление оказывать юридическую помощь людям независимо от возраста, пола, общественного положения и отношения к юристам и юриспруденции. Чуткость, отзывчивость сочетается с талантом общения, тактичностью, вежливостью, умением слушать и понять человека. Позитивное отношение к людям и вера в людей, сохранение дистанции, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной перегрузки

Окончание таблицы 1

Субъектно-деятельностная основа 7. Я обладаю способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов. 8. У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании. 9. Я способен проявлять эмоциональную устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях деятельности

Фактор-тип F(3)(+)

Способен принимать оптимальные управленческие решения в своей будущей деятельности. Стремится ксамообразованиию и профессиональному развитию, применяет инновационные подходы в своей деятельности. Легко адаптируется в экстремальных и стрессовых ситуациях, возникающих в деятельности. Умеет соотнести в своей будущей деятельности процессуальную и целевую активность

Отношение к себе как к будущему профессионалу-юристу 10. Я принимаю себя как будущего профессионала в своем направлении деятельности. 11. Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и границы своих профессиональных возможностей. 12. Я стремлюсь к самопониманию себя как сотрудника УИС

Фактор-тип F(1)(-)

Принимает себя, имеет позитивную оценку себя как специалиста, креативен, энергичен, проявляет доминирующую позицию при взаимодействии с людьми. Испытывает эстетическое наслаждение от своей индивидуальной юридической деятельности (в качестве адвоката, следователя, консультанта). Видит и осознает свои слабые и сильные стороны, осознает границы своей компетентности, стремится к рефлексии и самопониманию. На противоположном полюсе находится позиция непринятия себя как специалиста

Отношение к людям в будущей профессии 13. Я готов содействовать исправлению осужденных, применяя в том числе психолого-педагогические методы и приемы при взаимодействии с ними. 14. В своей профессиональной деятельности я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям (сотрудникам и осужденным). 15. Я готов конструктивно разрешать конфликты в процессе будущей профессиональной юридической деятельности

Фактор-тип F(2)(-)

В процессе оптимального профессионального взаимодействия создает условия для развития мотивации осужденных к трудовой деятельности, может обеспечить благоприятный эмоциональный климат при взаимодействии с осужденными, создает условия для правильного формирования личности осужденного. В правоохранительном и воспитательном воздействии на осужденного принимает во внимание его личностные особенности

Отношение к будущей профессиональной деятельности 16. Я готов творчески, инициативно относиться к освоению и реализации своей будущей профессиональной деятельности. 17. В своей будущей служебной деятельности буду стремиться к логическому, рациональному (без лишних эмоций) решению профессиональных задач. 18. Я готов проявлять в профессиональной деятельности активность, стремление к гибкости и использованию разнообразных инновационных методов работы

Фактор-тип F(3)(-)

Творческий способ освоения и реализации профессиональной деятельности. Отличается поиском нестандартных путей решения задач. Стремится влиять творчески на ситуацию. Формирование интеллектуально-индивидуального стиля деятельности. Такой тип поведения в освоении профессиональной деятельности можно назвать гибким, креативным, иницитивным

взаимно однозначное соответствие (типологический изоморфизм) на основе применения принципа семантической близости (наложение трех трехмерных базисов личности).

Практика показывает, что определенный тип профпозиции личности юриста будет ярко проявляться в определенном доминирующем типе его профессиональной направленности личности [2, 5]. Валидизация новой методики на измерение профпозиции личности обучающегося юриста проводилась в направлении конструктивной валидности [4]. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического конструкта выступают типы профпозиции личности обучающегося юриста [5, 7]. Результаты тестирования курсантов-юристов ВИПЭ ФСИН России, полученные с помощью новой методики, коррелируют с результатами, полученными по методике на определение профтипов личности

(диапазон коэффициентов корреляции от 0,49 до 0,65) следующим образом (табл. 2) [4]:

- тип самоотношения (1) - конвен-циальный тип (7);

- тип отношения ценностно-моти-вационного (2) - социальный тип (8),

- тип отнош ения субъектно-деятель-ностного (3) - предприимчивый тип (9),

- тип отношения к себе как к будущему профессионалу-юристу (4) -артистический тип (10);

- тип отношения к людям в профессии (5) - реалистический тип (11);

- тип отношения к будущей профессиональной деятельности (6) - интеллектуальный тип (12), где (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12) - это номера типов профпозиции курсанта-юриста и его профтипов личности [6].

Таким образом, разработанный новый авторский тест измеряет те же характеристики личности, что и трехмерный базисный тест-эталон на определение профессиональной направленности личности по Д. Голлан-

Таблица 2

Типы профпозиции личности курсанта-юриста Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы профпозиции личности курсанта-юриста 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,62 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 0,06 0,13 0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Профессиональные типы личности 7 1,00 0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,27

12 1,00

Корреляции между типами профпозиции курсанта-юриста и его профтипами личности

ду. Эталонный валидный тест является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную валидность вновь созданного теста [1]. Использование принципа семантической близости позволяет установить взаимно однозначное соответствие психологических характеристик типов профпозиции личности и типов профнаправленности личности (типологический изоморфизм) [6, 7]. В итоге цель исследования была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.

Библиографический список

1. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. СПб. : Медицина, 2016. 149 с.

2. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и совре-

менность. Ярославль : ЯГПУ, 2017. 419 с.

3. Малышев К. Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях. Вологда ; Курск : Университетская книга, 2020. 215 с.

4. Малышев К. Б., Малышева О. А. Основы психоалгебры. Вологда ; Курск : Университетская книга, 2021. 157 с.

5. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль : ЯГПУ, 2000. 98 с.

6. Carroll, В. J. 2018, Testing Communicative performance. An Interim study, Oxford University Press, Oxford.

7. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment 2016, Cambridge University Press, Cambridge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.