Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ИЗМЕРИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Сенько Марина Алексеевна

Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения профессиональной позиции обучающегося психолога в ведомственном вузе. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности. «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее - внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное - индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой («числовой базис»). «Измеримость» порождает базисные многофакторные (в нашем случае трехфакторные) методики, используя дихотомическую симметрическую словесно-числовую шкальную оценку типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Сенько Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL POSITION OF A LEARNING PSYCHOLOGIST IN A DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article is devoted to the system-based analysis of the definition and measurement of the professional position of a trained psychologist in a departmental university. A basis is a complete, ordered and measurable set of elements. In our study, the elements are personality types. "Completeness" is "factoricity", "multiple connectivity" and "consistency"; 2) " orderliness "is" symmetry"," dichotomy "and" single connectivity"; 3)" measurability "is" measure"," projection "and"evaluation". When "diving" into the concept of "basis", there is a single generalized dichotomy" external - internal", which in our article is projected onto a separate personal dichotomy"social - individual". "Multi-connectivity" means the existence of a set of dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no "node" with a single factor dichotomy. "Unity" means the existence of a set of factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a "node" with a single factor dichotomy. In "measurability", the following three characteristics are obtained: 1. A measure of information representation (image, word, number). 2. Projection of the transformation of information (image into a word, image into a number, words into a number). The transformation (words into numbers) is used in this work. 3. The assessment of the level of information measurement (low, medium, high) will be used in this article. In the article "completeness" is defined by a factorial multi-connected integral set of types. "Orderliness" is determined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types ("verbal basis"). The "measurability" of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation symmetric scale ("numerical basis". "Measurability" generates basic multifactorial (in our case, three-factor) methods, using a dichotomous symmetric verbal-numerical scale assessment of types.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ»

12. Bjarnason T., Bendtsen P., Arnarsson A.M., Borup I., Iannotti R.J., Lofstedt P., Haapasalo I., Niclasen B. Life satisfaction among children in different family structures: a comparative study of 36 western societies // Children & Society. - 2012. - № 26. -P. 51-62.

13. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. - 1984. - № 95. - P. 542-575.

14. Holder M.D., Coleman B. The contribution of social relationships to children's happiness // Journal of Happiness Studies. -2009. - № 10. - P. 329-349.

15. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников / Т.В. Архиреева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.05.2021).

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда); старший преподаватель Сенько Марина Алексеевна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПСИХОЛОГА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения профессиональной позиции обучающегося психолога в ведомственном вузе. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности. «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее -внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное -индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой («числовой базис»). «Измеримость» порождает базисные многофакторные (в нашем случае трехфакторные) методики, используя дихотомическую симметрическую словесно-числовую шкальную оценку типов.

Ключевые слова: факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, профессиональная позиция, семантическая близость.

Annotation. The article is devoted to the system-based analysis of the definition and measurement of the professional position of a trained psychologist in a departmental university. A basis is a complete, ordered and measurable set of elements. In our study, the elements are personality types. "Completeness" is "factoricity", "multiple connectivity" and "consistency"; 2) " orderliness "is" symmetry"," dichotomy "and" single connectivity"; 3)" measurability "is" measure"," projection "and"evaluation". When "diving" into the concept of "basis", there is a single generalized dichotomy" external - internal", which in our article is projected onto a separate personal dichotomy"social - individual". "Multi-connectivity" means the existence of a set of dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no "node" with a single factor dichotomy. "Unity" means the existence of a set of factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a "node" with a single factor dichotomy. In "measurability", the following three characteristics are obtained: 1. A measure of information representation (image, word, number). 2. Projection of the transformation of information (image into a word, image into a number, words into a number). The transformation (words into numbers) is used in this work. 3. The assessment of the level of information measurement (low, medium, high) will be used in this article. In the article "completeness" is defined by a factorial multi-connected integral set of types. "Orderliness" is determined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types ("verbal basis"). The "measurability" of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation symmetric scale ("numerical basis". "Measurability" generates basic multifactorial (in our case, three-factor) methods, using a dichotomous symmetric verbal-numerical scale assessment of types.

Keywords: factorial dichotomous typologization, consistency, basicity, measurability, professional types, professional position, semantic proximity.

Введение. При типологизации информации о профессиональной позиции личности можно выделить три уровня системности. Первый уровень системности соответствует традиционному хаотическо-эклектическому многосвязно-факторному целостному отражению информации о профессиональной позиции личности [2]. Второй уровень системности соответствует функциональной единосвязной многофакторной словесно-дихотомической структуре типов при их базисной регуляции профессиональной позиции личности [6]. Третий уровень системности соответствует проектно-мерной дихотомической многофакторной базисной реализации оценочно-числовой измеримости типов профессиональной позиции личности [4]. Данная стратегия исследования связанна со всеми тремя уровнями системности, лежит в основе нашей дихотомической трехфакторно-базисной измерительной типологической концепции, определяет стратегию и этапы данного исследования.

Теорема (без доказательства в данный момент в этой статье). Среди разных многофакторных симметрических дихотомических структур (образных, словесных, числовых) существует оптимальная трехфакторная симметрическая дихотомическая структура [5]. Проверяется на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология профессиональной позиции личности. На основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие типологии профессиональной позиции личности и типологии профессиональной направленности личности.

Изложение основного материала статьи. В статье используется метод теоретического анализа литературы, системно-базисный метод и метод «базисного наложения» типологий [4].

Цель данной статьи - это создание новой методики для получения и измерения информации о профпозиции личности на основе применения трехфакторного дихотомического системно-базисного типологического подхода. Применялся

базисный метод к исследованию типологии профпозиции личности обучающихся на психологическом факультете ведомственного вуза. Актуальность связана с профессиональными затруднениями практического психолога в плане выбора методик исследования. В теоретических исследованиях, направленных на создание методик, важно учитывать механизм типологизации психологических характеристик личности. Большой проблемой для практических психологов является разработка собственных методик, необходимых для изучения личности [1]. Для этого требуются технологии создания диагностических средств, позволяющие расширить и показать целостную и упорядоченную «картину» характеристик личности. Изучением личностных характеристик и последующей их типологизацией занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, К.Г. Юнг и многие другие [3]. Многие отечественные, а также заимствованные из зарубежного опыта диагностические методики применяются без предварительного теоретического анализа полноты и упорядоченности психологических характеристик, входящих в типологическую структуру исследуемого понятия. Одна из причин - это несовершенство психологических типологий, их рассогласованность с конкретными методиками [4]. Объект исследования - профессиональная позиция обучающегося психолога в ведомственном вузе. Предмет исследования - трехфакторный дихотомический системно-базисный типологический подход как механизм конструирования методики, обеспечивающей получение полной, упорядоченной и измеримой информации о характеристиках профпозиции личности обучающегося психолога в ведомственном вузе. Гипотеза: определение и измерение профпозиции личности обучающегося психолога в ведомственном вузе связано с трехфакторным дихотомическим измерительным базисом профнаправленности личности.

Были поставлены следующие задачи: 1) определить теоретические основания разработки трехфакторного дихотомического типологического системно-базисного подхода к получению информации о характеристиках профессиональной позиции личности обучающегося психолога в ведомственном вузе; 2) создать алгоритм построения системно-базисного трехфакторного дихотомического типологического конструкта для получения соответствующей базисной методики измерения типологических характеристик профессиональной позиции личности обучающегося психолога в ведомственном вузе. Новизна исследования заключается в расширении представления о системно-базисной методологии трехфакторного дихотомического типологического описания понятий и их измерения в психологии и соответствующего типологического конструирования диагностических средств. Анализ теоретической литературы позволил определить следующие требования к профессиональной позиции психолога [6].

1. Самоотношение (фактор Ё(1)(+)).

Психолог как личность, уверенная в своих профессиональных силах, начинается с безусловного самопринятия, т.е. отношение к себе. Структура и специфика отношений личности к собственному «Я» - важный внутренний фактор, определяющий профпригодность и профессиональное долголетие психолога.

2. Ценностно-мотивационная основа (фактор Б(2)(+)).

Деятельность психолога предполагает доминирование у него гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей. Необходимым личностным качеством психолога является стремление оказывать «душевную помощь» людям не зависимо от возраста, пола, общественного положения и отношения к психологам и психологии. Чуткость, отзывчивость, альтруистичность важно сочетать с талантом общения, тактичностью, вежливостью, умением слушать, понять другого человека. «Эффективный психолог» должен относиться к людям с позитивными установками, верить в людей. Психолог должен сохранять некоторую дистанцию, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной нагрузки.

3. Субъектно-деятельностная основа (фактор Б(3)(+)).

Способность к профессиональному развитию и самообразованию. Не достаточно только ориентироваться в многообразных научных проблемах. Психолог должен уметь находить сам эти проблемы, опираясь на метод научного познания. Мера ответственности, которую специалист готов на себя принять, соотношение процессуальной и целевой активности человека. В качестве содержательной основы профпозиции курсанта-психолога рассматриваются: особенности самоотношения, ценностно-мотивационная и субъектно-деятельностная основы. В связи с этим дается определение профпозиции как устойчивой системы отношений личности к различным аспектам будущей профдеятельности, определяющей профпланы, намерения, направления деятельности, профмировоззрение. В качестве составляющих профпозиции обучающегося психолога выделяем следующие взаимосвязанные и взаимопроникающие компоненты.

1. Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (фактор Б(1)(-)). Непринятие себя - принятие себя, позитивная оценка как психолога-специалиста. Полюс «самопринятие» отражает позитивное отношение к себе курсанта, как к будущему психологу, знание своих сильных, слабых сторон, осознание границ своей компетентности, стремление к самопониманию. Противоположный полюс - это позиция непринятия себя - как психолога [5, 9].

2. Отношение к людям в будущей профессии (фактор Б(2)(-)).

Располагается в континууме негуманный - гуманный, обусловлено ценностями и смыслами личности. «Гуманная» позиция предполагает, что основу профессиональных ценностей должны составлять гуманистические, включающие доброжелательность, любовь к людям, эмпатийность, открытость, этичность, толерантность, веру в другого человека и др. «Негуманная» позиция психолога предполагает отсутствие интереса к клиенту и манипулирование им.

3. Отношение к будущей профессиональной деятельности (фактор Б(3)(-)). Отражает способы освоения и реализации профессиональной деятельности. Располагается в континууме адаптивный (пассивный) - творческий (инициативный). Адаптивный путь овладения профессиональной деятельностью предполагает использование наработанных алгоритмов решения, ригидность, малую инициативу в освоении профессиональной деятельности. Творческий путь отражает стремление преобразовать ситуацию, поиск нестандартных путей решения, формирование индивидуального стиля деятельности. Данный полюс отражает гибкость, активность, креативность, инициативу, интеллектуальность в освоении профессиональной деятельности [6].

Социальная направленность «векторов-факторов» Р(1)(+),Р(2)(+),Р(3)(+) профпозиции будущего психолога в начале обучения переходит («в идеале») затем в период обучения в Вологодском институте права и экономики (ВИПЭ) в индивидуальную направленность «векторов-факторов» Р(1)(-),Р(2)(-),Р(3)(-). Этот переход в итоге и способствует формированию профпозиции обучающегося психолога. Если у будущего психолога такого перехода за период обучения в вузе не происходит, то у него и не происходит «профессиональное становление» и не формируется соответствующая профессиональная позиция [7, 8].

Исследование проводилось на базе Вологодского института права и экономики (ВИПЭ). Было проведено диагностическое обследование будущих психологов в количестве 187 человек. На основе принципа семантической близости, используя метод «наложения» двух базисов и сопоставляя две типологии (профессиональная типология Д. Голланда и авторская типология профессиональной позиции), одна из которых взята за эталонный базис, было установлено их взаимно-однозначное соответствие (см. табл. 1) [1, 4].

Результаты исследования. Построены 64 гексаграммы - профилей типов профпозиции личности. Создана авторская методика базисного измерения профиля типов профпозиции личности (см. табл. 1). Оценка утверждений проводилась на основе симметрической дихотомической шестибалльной шкалы от -3 до +3, которая соответствует положительным оценкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Уровни типов «профпозиции»: (3-6) - низкий, (7-11) - средний, (12-18) - высокий.

Таблица 1

Сравнение типологий профнаправленности и профпозиции личности

Личностный трехфакторно-дихотомический профессиональный типологический базис (по Д. Голланду) Типы профессиональной позиции личности (по О.К. Соколовской) Утверждения для теста «Профпозиция личности»

Конвенциальный тип предпочитает четко структурированную, технологическую деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и в работе. Больше методолог, а не теоретик. В работе использует апробированные методики, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности. Дисциплинирован, упорядочен, системен в работе. Принятие себя и уверенность в своих силах в профессиональной деятельности. Обладает структурой и особенным отношением к другим людям через свое «нормативное Я», определяющему пригодность и успешность в выбранной профессии. Самоотношение (к себе) (фактор Р(1)(+)). Человек как личность начинает с безусловного принятия себя в жизни и стремится быть уверенным в своих силах в будущей психологической профессии. Обладает структурой и спецификой отношений личности к собственному «Я» как важному фактору, определяющему в будущем профессиональную пригодность психолога и его профессиональное долголетие. 1. Я безусловно могу принять себя как личность. 2. Я стремлюсь быть уверенным в своих профессиональных возможностях. 3. Я имею осознанное отношение к собственному «Я».

Социальный тип коммуникабелен, социальная направленность в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен. Учитывает разные мнения, взгляды, стремится к идеальным решениям, к человеческим ценностям к синтезу. Любит динамику изменений, сензитивен. Привлекает на помощь других людей. Развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Гуманное отношение к людям. Есть познавательный интерес к внутреннему миру человека. Желание оказывать психологическую помощь людям. Проявляет чуткость, отзывчивость, альтруистичность, тактичность, вежливость к другим людям. Умеет слушать и понимать другого человека. Может найти общий язык с любым типом личности. Позитивно настроен и верит в людей, но может сохранять дистанцию в отношениях с людьми, чтобы избежать эмоционального сгорания и перегрузки в общении. Ценностно-мотивационная основа (фактор Б(2)(+))(к людям). У человека доминирует гуманистическая ориентация и ярко выраженный познавательный интерес к внутреннему миру людей. Стремление оказывать «душевную помощь» людям не зависимо от возраста, пола, общественного положения и отношения к психологам и психологии. Чуткость, отзывчивость, альтруистичность сочетается с талантом общения, тактичностью, вежливостью, умением слушать и понять другого человека. Отношение к людям с позитивными установками, вера в людей. При этом человек должен уметь сохранять некоторую дистанцию, чтобы избежать синдрома сгорания и коммуникативной перегрузки. 4. Я готов оказывать душевную помощь людям независимо от их возраста, пола и социального положения. 5. Я умею общаться, слушать и понять другого человека, так как имею выраженный интерес к внутреннему миру людей. 6. Я испытываю позитивное отношение и доверие к людям.

Предприимчивый тип стремиться к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу, активен. Стремится к получению результата. Адаптивный, экспериментальный, инновационный тип. Активен и целеустремлен в деятельности. Может воздействовать на людей и при этом умело использует тактику и стратегию общения при этом взаимодействии. Не теряется в сложных жизненных ситуациях. Способен к развитию и к самообразованию в профессии. Может сам выявлять у людей определенные личные проблемы. Может соблюдать определенную меру ответственности при взаимодействии с людьми и хорошо увязывать процессуальную и целевую активность в своей деятельности. Субъектно-деятельностная основа (фактор Б(3)(+)) (к деятельности). Способность к профессиональному развитию и самообразованию. Не достаточно только ориентироваться в многообразных научных проблемах. Человек должен уметь сам находить у других людей психологические проблемы, опираясь на метод научного познания, а не только ориентироваться в многообразных психологических научных проблемах. Необходимо соблюдать должную меру ответственности при оказании помощи людям, уметь соотносить в будущем свою процессуальную и целевую активность. 7. У меня есть потребность в профессиональном развитии и самообразовании. 8. Я стремлюсь к развитию способности по выявлению и определению психологических проблем. 9. Я способен быть ответственным и активным в своей профессиональной деятельности.

Артистический (эстетический) тип свободный независим в поведении, индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Позитивное отношение к себе проявляет в самопринятии и стремлении к самопониманию. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности, к людям неравнодушен, отвергает соглашательство и необоснованные решения, уверенно ведет себя в спорной ситуации, может инициировать творчество в деятельности. Знает сильные и слабые стороны своей личности, осознает границы своих возможностей. Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (фактор Щ)(-)). Непринятие себя - принятие себя, позитивная оценка как психолога-специалиста. Полюс «самопринятие» отражает позитивное отношение к себе курсанта, как к будущему психологу, знание своих сильных, слабых сторон, осознание границ своей компетентности, стремление к самопониманию. Противоположный полюс свидетельствует о позиции непринятия себя - как психолога. 10. Я принимаю себя, как будущего психолога. 11. Я осознаю сильные и слабые стороны своей личности и осознаю границы своих профессиональных возможностей. 12. Я стремлюсь к самопониманию себя как будущего профессионала-психолога.

Реалистический тип любит конкретно -предметный труд, индивидуален. Точность, контроль, нормативность поведения, эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи. Для него важны факты, результат, а не теория. Импульсивный, целенаправленный, энергичный, мотивирующий себя и людей на практическую деятельность. В деятельности ориентирован на профессиональные смыслы и гуманистические ценности людей. Открыт, этичен, толерантен, верит в людей. Отношение к людям в будущей профессии (фактор F(2)(-)). Располагается в континууме негуманный - гуманный, обусловлено ценностями и смыслами личности. В полюсе «гуманный» профессиональные -это гуманистические ценности (человек как мера всех вещей). Включает в себя доброжелательность, любовь к людям, эмпатийность, открытость, этичность, толерантность, верит в другого человека. «Негуманная» позиция - это слабый учет интересов, желаний в межличностном взаимодействии. Люди - это объекты манипулирования. 13. Я считаю, что в основе профессиональной деятельности психолога лежат гуманистические ценности. 14. Я могу быть открытым, эмпатичным, доброжелательным. 15. В своей профессиональной деятельности я готов проявлять толерантность и этичность по отношению к разным людям.

Интеллектуальный тип в поведении проявляет свою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду, к исследованиям. Опирается на формулы и модели в деятельности и стремится к «научным решениям», к правилам, предписаниям и нормативности. Любит исследовательскую работу, речевую детализацию, результативен, стабилен в структурированной деятельности. Творческий, инициативный тип личности. Стремление творчески преобразовать ситуацию, проявляет нестандартное мышление при решении задач, характерен индивидуальный стиль деятельности. В поведении и в деятельности проявляет гибкость, активность, интеллектуальность и творческую инициативу. Отношение к будущей профессиональной деятельности (фактор F(3)(-)). Отражает способы освоения и реализации профессиональной деятельности. Располагается в континууме адаптивный, пассивный -творческий, инициативный. Адаптивный путь овладения профессиональной деятельностью предполагает использование известных алгоритмов решения, ригидный, не инициативный в плане освоения профессиональной деятельности. Творческий путь отражает стремление преобразовать ситуацию, поиск нестандартных путей решения, формирование индивидуального стиля деятельности. Данный полюс отражает гибкость, активность, креативность, инициативу, интеллектуальность в освоении профессиональной деятельности. 16. Как будущий психолог я готов оказывать помощь людям в разрешении их проблемных ситуаций, готов творчески относиться к решению профессиональных задач. 17. Для меня важно, чтобы я имел свой индивидуально-исследовательский стиль в будущей психологической деятельности. 18. В моей будущей психологической работе будет обязательно проявляться активность, гибкость, инициативность, креативность.

Выводы. Перепроверена на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология профпозиции личности с помощью сопоставления с эталонной системно-базисной профтипологией личности по Д. Голланду [4]. Создан тест для определения профиля типов профессиональной позиции личности (см. табл. 1). Валидизация новой методики на измерение типов профпозиции личности проводилась в направлении конструктивной валидности [5]. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта выступали типы профпозиции личности. Результаты тестирования обучающихся в ВИПЭ (187 человек) на основе новой методики коррелируют с результатами, полученными по валидному тесту Д. Голланда (диапазон коэффициентов корреляции от 0,49 до 0,65) (см. табл. 2).

Таблица 2

Корреляции между типами профпозиции личности и профтипами личности

Типы профпозиции личности Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы профес- сиональ ной по- позиции личности 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,62 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 0,06 0,13 0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Професс иональ-ные типы личности 7 1,00 0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,27

12 1,00

Типы отношений в профпозиции личности Профтипы личности (по Д. Голланду)

(1) Самоотношение (7) Конвенциальный (социальное)

(2) Отношение ценностно-мотивационное (8) Социальный (социальное)

(З)Отношение субъектно-деятельностное (9) Предприимчивый (социальное)

(4) Отношение к себе как к будущему профессионалу-психологу (10) Артистический (индивидуальное)

(5) Отношение к людям в профессии (11) Реалистический (индивидуальное)

(6) Отношение к будущей профессиональной деятельности (12) Интеллектуальный (индивидуальное)

Это подтверждает то, что разработанный новый авторский тест «измеряет» те же характеристики личности, что и трехфакторный дихотомический базисный тест-эталон на определение профессиональной направленности личности по Д. Голланду. Эталонный валидный тест является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную валидность вновь созданного теста [1]. Использование принципа семантической близости позволяет установить взаимно-однозначное соответствие психологических характеристик типов профпозиции личности и типов профнаправленности личности («типологический изоморфизм») [6]. Литература:

1. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Санкт-Петербург: Медицина,

2016. - 149 с.

2. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

3. Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ,

2017. - 419 с.

4. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев. -Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2020. - 215 с.

5. Малышев, К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2021. - 157 с.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 180 с.

7. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала / Ю.П. Поваренков. - Ярославль, ЯГПУ, 2000. - 98 с.

8. Carroll В.Л. Testing Communicative performance. An Interim study. - Oxford: Oxford University Press, 2018. - 149 p.

9. Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. - 260 p.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат медицинских наук Цыганкова Ольга Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО ФАКТОРЫ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Аннотация. Особая актуальность темы статьи определена высокой эмоциональной и психологической напряженностью у медицинских работников в условиях пандемии, особенно на начальном этапе ее возникновения, медицинскому персоналу приходится работать в особых условиях: экстремальная психоэмоциональная нагрузка, угроза заражения, продолжительное рабочее время.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, врач, медицинский работник, пандемия.

Annotation. The particular relevance of the topic of the article is determined by the high emotional and psychological tension among medical workers in a pandemic, especially at the initial stage of its occurrence, medical personnel have to work in special conditions: extreme psycho-emotional stress, threat of infection, long working hours.

Keywords: professional burnout, doctor, medical worker, pandemic.

Введение. В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции повседневная напряженность и сложная эмоциональная жизнь медицинских работников предъявляет очень высокие требования к его адаптивным способностям.

Анализируя полученные отечественные и международные данные, высокий уровень нагрузки и угрозы заражения в условиях пандемии значительно повышают риск профессионального выгорания и эмоционального стресса и личностной дезадаптации в форме симптомов депрессии, тревоги и эмоционального дистресса у медицинских работников во время пандемии [6, 5].

При этом важно подчеркнуть, что уровень профессионального выгорания у медицинских работников был самым высоким среди специалистов помогающих профессий и до пандемии [1-4].

Стрессовое напряжения в процессе профессиональной деятельности, с последующим развитием на этой основе профессионального выгорания, рано или поздно приводит к серьезным сбоям, нарушениям как физического, так и психического здоровья. Возникающее негативное психологическое состояние, обусловленное профессиональной деятельностью, не только влияет на лечебный процесс в целом, но и на психическое состояние самого медицинского работника.

Сложившаяся ситуация становится проверкой личностных качеств врача таких как: терпеливость, понимание, сочувствие и умение принимать важные решения в экстремальных условиях за короткие сроки.

Цель статьи: проанализировать состояние медицинских работников на примере врачей анестезиологов и акушеров-гинекологов и определить выраженность синдрома профессионального выгорания в условиях пандемии.

Задачи статьи:

1. Дать определение и характеристику понятия «профессиональное выгорание».

2. Проанализировать состояние и выраженность синдрома профессионального выгорания среди врачей анестезиологов и акушеров-гинекологов.

3. Разработать рекомендации профилактики синдрома профессионального выгорания для медицинских работников в условиях пандемии.

Изложение основного материала статьи. Что такое синдром «выгорания»? В 2019 году ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью. Но необходимо не путать выгорание с плохим настроением, усталостью после рабочего дня. Тяжелые, сложные дни на рабочем месте бывают у всех, а вот выгорание - то отсутствие хороших дней в принципе. То есть профессиональное выгорание - это истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, которое развивается на фоне сильного хронического стресса на работе. Чаще всего выгорание проявляется полной потерей интереса к своей профессиональной деятельности и чувством бессмысленности всех дальнейших действий, отсутствием сил и желания заниматься тем, что еще недавно увлекало.

Первые работы отечественных психологов, в которых упоминался феномен близкий к «профессиональному выгоранию», исследования Б.Г. Ананьева. В своих работах он описывал проявление «эмоционального сгорания», который возникает у людей типа профессий «человек-человек», деятельность который связана с межличностными отношениями (Б.Г. Ананьев, 1968). В работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983, В.А. Бодров), было описание состояний близких по своему содержанию к феномену «выгорания».

Работа по исследованию синдрома профессионального выгорания выполнена на базе кафедры акушерства и гинекологии ДПО Омского государственного медицинского университета в апреле-мае 2020 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные критерии включения в группу исследования:

1. специализация медицинского работника;

2. стаж работы в данной специальности;

3. подписанное информированное согласие на проведение исследование.

Критерием исключения из группы исследования было определено: отсутствие согласия медицинского работника. Исследование проводилось в срок 03.2020 - 06.2020 г, анализ и интерпретация полученных результатов были проведены -07-11. 2020 г.

После анализа заполненных анкет и согласия на участии в исследовании была определена группа в количестве n=85, после анализа численность итоговой группы составила n=70 медицинских работников из них 17 мужчин. Медиана возраста - 45 лет (LQ 34; UQ 56). Медиана стажа работы - 15 лет (LQ 10, UQ 25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.