Научная статья на тему 'БАЗИСНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГИИ СТРЕССОГЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

БАЗИСНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГИИ СТРЕССОГЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / БАЗИС / БАЗИСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТИПОЛОГИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СТРЕССОГЕННОСТЬ / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П. К. АНОХИНА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ / ТРЕХМЕРНЫЙ БАЗИСНЫЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Потемкин Павел Вадимович, Чирков Алексей Модестович

Статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем юридической психологии - созданию базисной типологии стресса у сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и осужденных. Поскольку профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, как и нахождение осужденных в пенитенциарных учреждениях, по целому ряду параметров имеют социогенно-стрессовую природу, то для диагностики протекания стрессовых состояний и оценки процессов адаптации и дезадаптации необходим широкий арсенал психодиагностических методов. Несмотря на имеющийся обширный материал распознавания стресса и его последствий, многие параметры восприятия, внутренней переработки стрессовых состояний и совладания остаются неизученными. Теоретический анализ проблемы свидетельствует о противоречии между существующими методиками получения данных о развитии стрессовых состояний, дающими далеко не полную картину в этом направлении, и необходимостью получения информации для контроля за состоянием важнейшего контура регуляции - стрессовой типологии личности. Это повышает значимость оценки типологических профилей стресс-реакций, стресс-состояний и стресс-совладания, необходимых как для исследования механизмов стресса и адаптации, так и для профилактики развивающихся под воздействием стресс-факторов процессов психической дезадаптации. В статье представлены данные, отражающие разработку базисной технологии типологизации психологических характеристик личности, где под базисом понимается полное, упорядоченное и измеримое множество элементов - типов. Показано, что с помощью трехмерной базисной модели конструирования создана типология, обеспечивающая получение полной, упорядоченной и измеримой информации о стрессовых характеристиках личности. Результаты исследования по апробации новой базисной методики показали ее надежность и валидность, что открывает возможность использования данной конструкторской методологии в реализации целей как в области практической психологии, так и для создания инновационных моделей психологических типологий личности. Стрессовое состояние является центральным феноменом жизни, отражающим весь диапазон базовых состояний человека - здоровья и развития, дезадаптации и патологии.The article is devoted to the study of one of the urgent problems of legal psychology - the creation of a basic typology of stress among employees of the penal system of the Federal Penitentiary Service and convicts. Since the professional activity of employees of the penal system, as well as the presence of convicts in penitentiary institutions, have a sociogenic and stressful nature for a number of parameters, a wide arsenal of psychodiagnostic methods is needed to diagnose the course of stressful states and assess the processes of adaptation and disadaptation. Despite the extensive material available for recognizing stress and its consequences, many parameters of perception, internal processing of stress states and coping remain unexplored. The theoretical analysis of the problem indicates a contradiction between the existing methods of obtaining data on the development of stress states, which give a far incomplete picture in this direction, and the need to obtain information to monitor the state of the most important regulatory circuit - the stress typology of the individual. This increases the importance of assessing the typological profiles of stress reactions, stress states and stress coping, which are necessary both for studying the mechanisms of stress and adaptation, and for preventing the processes of mental disadaptation developing under the influence of stress factors. The article presents data reflecting the development of a basic technology for typologizing psychological characteristics of a person, where the basis is understood as a complete, ordered and measurable set of elements - types. It is shown that with the help of a three-dimensional basic design model, a typology has been created that provides complete, ordered and measurable information about the stress characteristics of the individual. The results of the study on the approbation of the new basic methodology showed its reliability and validity, which opens up the possibility of using this design methodology in the implementation of goals both in the field of practical psychology and for creating innovative models of psychological typologies of personality. The stress state is the central phenomenon of life, reflecting the entire range of basic human conditions - health and development, disadaptation and pathology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Потемкин Павел Вадимович, Чирков Алексей Модестович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЗИСНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГИИ СТРЕССОГЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.3(56).022-029

базисно-конструктивныи подход к изучению типологии стрессогенности личности в уголовно-исполнительной системе

К. Б. Малышев, П. В. Потемкин, А. М. Чирков

Для цитирования

Малышев, К. Б. Базисно-конструктивный подход к изучению типологии стрессогенности личности в уголовно-исполнительной системе / К. Б. Малышев, П. В. Потемкин, А. М. Чирков // Прикладная юридическая психология. -2021. - № 3(56). - С. 22-29. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.3(56).022-029.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем юридической психологии -созданию базисной типологии стресса у сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и осужденных. Поскольку профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, как и нахождение осужденных в пенитенциарных учреждениях, по целому ряду параметров имеют социогенно-стрессовую природу, то для диагностики протекания стрессовых состояний и оценки процессов адаптации и дезадаптации необходим широкий арсенал психодиагностических методов. Несмотря на имеющийся обширный материал распознавания стресса и его последствий, многие параметры

© Малышев К. Б., Потемкин П. В., Чирков А. М., 2021

восприятия, внутренней переработки стрессовых состояний и совладания остаются неизученными. Теоретический анализ проблемы свидетельствует о противоречии между существующими методиками получения данных о развитии стрессовых состояний, дающими далеко не полную картину в этом направлении, и необходимостью получения информации для контроля за состоянием важнейшего контура регуляции - стрессовой типологии личности. Это повышает значимость оценки типологических профилей стресс-реакций, стресс-состояний и стресс-совлада-ния, необходимых как для исследования механизмов стресса и адаптации, так и для профилактики развивающихся под воздействием стресс-факторов процессов психической дезадаптации. В статье представлены данные, отражающие разработку базисной техно-

логии типологизации психологических характеристик личности, где под базисом понимается полное, упорядоченное и измеримое множество элементов - типов. Показано, что с помощью трехмерной базисной модели конструирования создана типология, обеспечивающая получение полной, упорядоченной и измеримой информации о стрессовых характеристиках личности. Результаты исследования по апробации новой базисной методики показали ее надежность и валидность, что открывает возможность использования данной конструкторской методологии в реализации целей как в области практической психологии, так и для создания инновационных моделей психологических типологий личности. Стрессовое состояние является центральным феноменом жизни, отражающим весь диапазон базовых состояний человека - здоровья и развития, дезадаптации и патологии.

Ключевые слова: адаптация, базис, базисная технология типологиза-ции, личность, осужденные, профессиональный стресс, психические расстройства, психическая дезадаптация, психологическое выгорание, профессионально важные качества, пенитенциарный стресс, социальный стресс, стрессогенность, сотрудники исправительных учреждений, теория функциональных систем, совладающее поведение, теория функциональных систем П. К. Анохина, типологический профиль личности, трехмерный базисный типологический подход.

Введение

Имеющиеся в литературе данные указывают на то, что профессиональная деятельность сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и нахождение

осужденных в исправительных учреждениях (ИУ) обусловливают дисгармонический характер психологической адаптации и приводят к развитию у персонала профессионального стресса, а у осужденных - пенитенциарного. Под действием социальных стрессоров у большинства сотрудников формируются стрессовые психические расстройства (психологическое выгорание, вплоть до профессиональной деформации личности), а у осужденных происходит усугубление имеющихся личностных расстройств, сопровождающееся дальнейшей криминализацией личности [5].

В последние годы пристальное внимание уделяется изучению роли исходных биологически детерминированных свойств личности в действиях при тех или иных стрессах, что отвечает задачам исследований стрессовой типологизации. Несмотря на обширный арсенал методов распознавания стресса и его последствий, многие существующие методики диагностики, применяемые в уголовно-исполнительной системе (УИС), до сих пор не позволяют раскрывать крайне важные для профилактики стресса константы селективной восприимчивости личности к стрессовым факторам, в частности, методики оценки и выявления особенностей профессиональной стрессогенности личности сотрудников. В связи с этим создание технологии для раскрытия профессиональной типологии стресса у сотрудников УИС представляется актуальной и важной задачей, решение которой позволит приблизиться к познанию феномена психической травматизации стрессом и разработки адекватных методов его профилактики, коррекции и психотерапии.

Результаты

Качества личности сотрудника исправительных учреждений как профессионала формируются на основе конфликта (стресса), возникающего в условиях несовпадения наличных возможностей индивида требованиям профессии - деятельности в экстремальных условиях, к каким относится нахождение человека в пенитенциарной среде. В данном случае мы имеем дело с позитивным (мобилизирующим, конструктивным - развивающим) эффектом профессионального стресса. В случаях прекращения связанных с профессиональной деятельностью стрессовых нагрузок прерывается процесс развития и возникает риск стагнации функциональной системы профессионала с характерными для нее признаками психической дезадаптации. В подобных случаях сотруднику самому необходимо ставить и решать новые задачи, обретать новые смыслы дальнейшего развития и как профессионала, и как субъекта собственной жизни. Однако на практике это остается не всегда достижимым.

В пенитенциарной литературе, посвященной особенностям профессиональной деятельности сотрудника ИУ, ключевым теоретическим постулатом (так же как и в вопросах ресоциализа-ции осужденных) является проблема адаптации к пенитенциарной среде. К сожалению, несмотря на обширную литературу, указывающую, что истинная социально-психологическая адаптация представляет собой развитие личности, в большинстве случаев она трактуется как встраивание, приспособление к условиям нахождения и функционирования человека в ИУ, то есть сводится к привыканию (переносимости, минимизации стрессовых состоя-

ний) к действию средовых стрессовых факторов. При этом взаимодействие системы стрессоустойчивого поведения с профессиональным развитием наиболее полно раскрывается с помощью системного анализа на основе теории функциональных систем П. К. Анохина [1, 6]. Дополнительным методологическим подходом и одновременно инструментом оценки стрессовой типологии личности является ба-зисно-конструктивный подход, где базис означает упорядоченность и измеримость множества элементов - типов. Так, согласно теории функциональных систем любая биосоциальная функциональная система деградирует, если ее деятельность не имеет своей целью получение нового качества - положительного результата (развития) деятельности. На пути своего развития функциональная система испытывает сопротивление среды и преодолевает его путем околопредельного напряжения. Если цель деятельности функциональной системы не достигается, то возникает негативное эмоциональное состояние, сопровождающее получение отрицательного результата, которое при наличии соответствующей по-требностисанкционируетдальнейшую активизацию деятельности системы вплоть до ее «роспуска» при достижении положительного результата деятельности. С этих позиций профессиональная деятельность сотрудников, как и нахождение осужденных в ИУ, с целью их исправления должна находиться в зоне стрессовых состояний, санкционирующих достижение целевого назначения своих социальных ролей, то есть профессионального роста и формирования правопослуш-ного поведения осужденных. Синкре-зис теории функциональных систем с

базисно-конструктивным математическим подходом к оценке стрессоген-ности личности позволит контролировать оптимальный уровень стресса у сотрудников и осужденных, что дает основание для профилактики негативных последствий профессионального и пенитенциарного стрессов.

Изучением личностных характеристик и последующей их типологи-зацией занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б. Г Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Анцы-ферова, Г Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э. Г. Эйде-миллер, В. В. Юстицкис, К. Г. Юнг и др.). Многие отечественные, а также заимствованные из зарубежного опыта диагностические методики применяются без предварительного теоретического анализа полноты и упорядоченности психологических характеристик, входящих в типологическую структуру исследуемого понятия. Одна из причин этого - несовершенство самих психологических типологий, их рассогласованность с конкретными методиками.

Потребности практической психологии определяют социальный заказ на разработку базисной технологии ти-пологизации психологических характеристик личности. На основании теоретического анализа проблемы исследования и ее актуальности было выявлено противоречие между существующими методиками получения информации о стрессах личности, дающими неполную картину в этом направлении, и необходимостью разработки технологии для создания методики измерения стрессов, обеспечивающих представление о полной и упорядоченной типологической модели стрессов личности. Стремление найти пути разрешения указан-

ного противоречия определило проблему нашего исследования.

Для разработки трехмерного базисного типологического подхода как механизма конструирования методики, обеспечивающей получение полной, упорядоченной и измеримой информации о стрессовых характеристиках личности, были решены следующие задачи: 1) определение теоретических оснований разработки трехмерного типологического системно-базисного подхода к получению информации о стрессовых характеристиках личности; 2) создание алгоритма построения системно-базисного трехмерного типологического конструкта для получения соответствующей базисной методики измерения типологических характеристик стрессов личности. С помощью этой методики было проведено диагностическое обследование сотрудников в количестве 183 человек.

В таблицах 1, 2 отражен анализ типологии профессиональной направленности и типов стрессогенной личности. Эта типология соответствует трехмерной базисной типологии личности по Д. Голланду. «Наложение» двух трехмерных типологических базисов личности (типов профессиональной направленности и типов стрессогенной личности) на основе использования принципа семантической близости имеет большую смысловую общность и порождает новое субстратное понятие «профессиональные стрессы». Можно построить 64 гексаграммы - профиля типов стрес-согенной личности. Наличие или отсутствие какого-то типа стрессогенной личности будет обозначаться в гексаграмме сплошной или разорванной черточкой соответственно. Если человек адаптирован и не подвержен никакому типу стресса, то это будет гексаграмма, состоящая

Таблица 1

Сравнительный анализ типологии профессиональной направленности и типов стрессогенной личности

П) О)

Личностный трехмерный профессионально-типологический базис (по Д. Голланду) Типы стрессогенной личности Утверждения для теста «Типы стрессогенной личности»

1 2 3

Предприимчивый тип стремится к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу, активен, в поведении опирается часто на эмоции своей волей может подавлять волю других людей, для него важны статус и власть. Бессистемен в мышлении, отбирает лучшее из разных систем мысли, обладает эклектическим умом, порой не хватает вкуса и чувства меры. Смешивает несоединимое. Использует все для получения результата и стремится любой ценой получить прибыль. Адаптатор, экспериментатор, инноватор. Использует практику и теорию для достижения цели. При воздействии на людей может умело использовать тактику и стратегию поведения. Не теряется в сложных жизненных ситуациях Управленческий стресс. Стремится быть организатором в деятельности. Это часто приводит к дискомфорту и перенапряжению в межличностных отношениях. В поведении может проявить агрессивность, экспрессивность и властность, и это часто приводит к стрессу. Стремится занять доминирующую позицию в отношениях с людьми, и это может привести к перенапряжению и потере здоровья (доминирующее эго-состояние - это «Взрослый организующий») 1. Я стараюсь быть организатором деятельности других людей, и это часто приводит меня к дискомфорту и перенапряжению в межличностных отношениях. 2. Я в своем поведении могу проявить агрессивность, экспрессивность и властность, и это часто приводит меня к стрессу. 3. Для общественного признания я могу занять доминирующую позицию в отношениях с людьми, но это часто приводит меня к перенапряжению и потере здоровья

Интеллектуальный тип в поведении проявляет свою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду, к исследованиям. Предпочитает дедуктивный способ в мышлении. Отбирает «самый эффективный способ» в деятельности, стремится к формально-логическим рассуждениям. Опирается на формулы и модели в деятельности и стремится к «научным решениям», к правилам, предписаниям и нормативности. Склонен к теории и методу, а не к практическим данным. Любит плановую работу, речевую детализацию, результативен, стабилен в структурированной деятельности Исследовательский стресс. Склонен к абстрактному мышлению при решении служебных задач, приводящему часто к переутомлению. Стремится к творчеству и новому знанию в своей работе, и это может привести к перенапряжению. Привлекает работа исследователя, что и приводит часто к переутомлению в деятельности (доминирующее эго-состояние - это «Взрослый познающий») 4. Применяя абстрактное мышление при решении служебных задач, и это приводит часто к переутомлению. 5.Творческое стремление к новому знанию в своей работе часто приводит меня к перенапряжению. 6. Работа исследователя мне нравится, но я часто переутомляюсь в этой деятельности

Социальный тип коммуникабелен, социальная направленность в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен. Находит сходство во внешне, казалось бы, несовместимых вещах. Учитывает разные мнения, взгляды, стремится к нормативности, к идеальным решениям, к человеческим ценностям к синтезу, Эмпатийный стресс. Проявляет чуткость, честность, справедливость и милосердие в общении с людьми, и это часто приводит к стрессу. Проявляет дружелюбие, смелость и ответственность в отношениях с людьми и это приводит часто к потере здоровья. 7. Проявляя чуткость, честность, справедливость и милосердие в общении с людьми, я часто получаю от этого стресс. 8. Я проявляю дружелюбие, смелость и ответственность в отношениях с людьми и поэтому теряю свое

ь

В)

и

X

В)

я

3 ■п

о

Ж

В)

я

X о ь о

ы

П)

о

П)

1 2 / продолжение таблицы '/

может через конфликт решать определенные задачи. Любит динамику изменений, сензитивен. Зависим, проявляет нередко пассивность в деятельности, привлекает на помощь других людей. Желание быть любимыми, развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию Эмпатия, сопереживание и сочувствие к людям часто приводят к нервному истощению (доминирующее эго-состояние - это «Родитель воспитывающий») здоровье. 9. Эмпатия, сопереживание к людям часто приводят меня к нервному истощению

Реалистический тип любит конкретно-предметный труд, индивидуален, разбирается в математике. Точность, контроль, нормативность поведения. Недружелюбен, индуктивен, эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи, может по ходу дела корректировать свою и чужую деятельность. Для него важны факты, результат, а не теория. Учитывает ресурсы, прагматичен, экономит средства, склонен к приобретению вещей, к большой зарплате, к обогащению, может игнорировать и избегать «просителей». Результативный, импульсивный, целенаправленный, энергичный, мотивирующий себя и людей на практическую деятельность Ремесленный стресс. Нравится что-то изготовлять своими руками и при этом получать удовольствие, но на этом пути часто переутомляется. Стремится выполнять практическую работу с тактильной направленностью, где требуется физический контакт с предметам, здесь может возникнуть переутомление. Привлекает материальная роскошная бытовая жизнь и стремление приобретать вещи, но на этом пути может возникнуть стрессовое перенапряжение (доминирующее эго-состояние - это «Родитель контролирующий») 10. Мне нравится что-то изготавливать своими руками и при этом получать удовольствие, но на этом пути я часто переутомляюсь. 11. Выполняя практическую работу с тактильной направленностью, где требуется физический контакт с предметами, я могу переутомиться. 12. Меня всегда привлекала материальная роскошная бытовая жизнь и стремление приобретать вещи, но на этом пути я могу получить стрессовое перенапряжение

Конвенциальный тип предпочитает четко структурированную деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и в работе, любимые занятия - канцелярия, делопроизводство, имеет математические способности. Любит технологическую, структурированную деятельность. Больше методолог, а не теоретик. В работе использует апробированные методики, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности. Технолог от природы, любит контролировать свою и чужую работу, нормативен. Дисциплинирован, упорядочен, системен в работе Нормативный стресс. Требует постоянно от себя и от других людей на службе дисциплину и установленный распорядок дня, но незаметно для себя может переутомиться и испытать определенный стресс. Может адаптироваться в служебном коллективе и в то же время может получить от этого эмоциональное перенапряжение. В споре проявляет сдержанность и спокойствие, а в своей работе стремится к порядку, системности и планомерности, что часто вызывает эмоциональное истощение и невроз, (доминирующее эго-состояние - это «Дитя адаптивное») 13. Требуя постоянно от себя и от других людей на службе дисциплину и установленный распорядок дня, я незаметно для себя могу переутомиться и испытать определенный стресс. 14. Я могу адаптироваться в коллективе и получить от этого эмоциональное перенапряжение. 1 5. В споре могу проявить сдержанность и спокойствие, а в своей работе стремлюсь к порядку, системности и планомерности, что вызывает у меня эмоциональное истощение и невроз

о и о ь о

а» о ■п

3 ■п

о

Ж

о

X о ь о

П)

VI

Окончание таблицы 1

П) 00

1

Артистический тип независим в поведении, индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности, находит общее в различных вещах и явлениях. Любит динамику изменений в окружающей среде. Спокойно относится к недоказательной аргументации, опирается на основополагающие принципы, к людям неравнодушен, в деятельности опирается на теорию, отвергает соглашательство в политике, а также необоснованные решения, уверенно ведет себя в спорной ситуации, может инициировать творчество в группе

Эстетический стресс. Слушает музыку, читает книги, и это может вызывать эмоциональное истощение и стресс. Склонен к яркому воображению, к богатой фантазии, что, в свою очередь, может породить эмоциональное истощение. Может оценить литературное и художественное творчество других людей, и это тоже может породить эмоциональный стресс

16. Прослушивание музыки, чтение книг могут вызывать у меня эмоциональное истощение и стресс. 17. Я склонен к яркому воображению, к богатой фантазии, что, в свою очередь, порождает у меня эмоциональное истощение. 18. Оценивая литературное и художественное творчество других людей, я могу получить от этого эмоциональный стресс

Корреляции между типами стрессогенной и профессиональной личности

Таблица 2

Типы стрессогенной личности Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

о 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,62 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

x x 2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

§ й 3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 -0,12 -0,06 0,21

о о 03 5 4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

н ^ о с 5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

_0 x I— 6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

о: 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

х ^ .0 i— 8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

со о х х 9 1,00 0,05 -0,06 0,19

о х 10 1,00 0,31 0,21

о. с 11 1,00 -0,27

12 1,00

X Ь В) Й X В)

я

3 ■о

о

X

В)

я

X о ь о

ы

П)

о

П)

из разорванных черточек. Если человек не адаптирован и подвержен всем типам стресса, то это будет гексаграмма, состоящая из шести сплошных черточек. В реальной жизни у человека чаще наблюдается «перекос» в гексаграмме профиля, то есть какие-то типы стресса присутствуют в гексаграмме, а какие-то нет. Валидизация новой методики на измерение стрессогенной личности проводилась в направлении конструктивной, критериальной и базисно-теоретиче-ской валидности [2, 3, 4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980. 196 с.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : ЛГУ, 1984. 176 с.

3. Малышев К. Б., Малышева О. А. Системные описания типологий. Вологда ; Курск, 2019. 226 с.

4. Малышев К. Б., Малышева О. А. Системно-факторный анализ в психологии. Вологда ; Курск, 2019. 180 с.

5. Оботурова Н. С., Чирков А. М. Философско-антропологические основания методологии психотерапии осужденных : монография. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2019. 186 с.

6. Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщи-кова. М. : Наука, 1990. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.