Научная статья на тему 'О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ - БУДУЩИЙ СОТРУДНИК УИС / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ЦЕННОСТИ / КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Андрей Олегович

Статья посвящена теоретическим аспектам профессионального воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в условиях ведомственного вуза ФСИН России. Обосновывается значение деятельности сотрудника УИС по «очеловечиванию негуманного человека» для возвращения преступившего закон и несущего наказание за свои деяния к жизни в соответствии с нормами общественной морали. Подчеркивается роль профессионального воспитания в подготовке курсантов к данной деятельности. Осуществляется теоретический анализ понятия «профессиональное воспитание» как с общих позиций трудовой деятельности человека, так и с позиции конкретной профессии. Приводится краткий генезис понятия «профессиональное воспитание». Выявляется общее и различное в понимании профессионального воспитания некоторыми исследователями: общее - понимание профессионального воспитания как сложного процесса, различное - определение составляющих профессионального воспитания и их содержания. Констатируется отсутствие работ, посвященных профессиональному воспитанию курсантов ведомственных вузов ФСИН России. Представляется анализ профессионального воспитания в вузах других силовых ведомств и выявляются особенности профессионального воспитания будущих офицеров МВД и Вооруженных сил России. Обосновывается, что профессиональное воспитание предполагает формирование качеств, необходимых в профессиональной деятельности, а также приобщение к ценностям, которые определяют аксиологическое содержание данной деятельности. Предлагается авторское определение понятия «профессиональное воспитание курсантов - будущих сотрудников УИС», обозначается сущность и содержание профессионального воспитания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROFESSIONAL EDUCATION OF CADETS - FUTURE EMPLOYEES IN THE PENITENTIARY SYSTEM

The article is devoted to the theoretical aspects of the professional training of future employees of the penitentiary system (CIS) in the environment of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. It substantiates the significance of the activity of the penitentiary officer in «humanizing an inhumane person» in order to return of a person who has broken the law and has been punished for their deeds, to life in accordance with the norms of public morality. The role of professional training cadets for the activity of “humanization of an inhumane person” is highlighted. A theoretical analysis of the concept of “professional education” is carried out, which is considered as both a person's labor activity (general meaning) and a particular profession (specific meaning). A brief genesis of the concept “professional education” is given. Common points and differences in interpreting this concept are given: researchers agree upon the complex character of the process; they are of different opinions about the components and the content. The absence of works about professional education of cadets in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is claimed. The analysis of professional education in the universities of other law enforcement agencies (the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Defense of Russia) is presented and the features of professional training future officers of the Ministry of Internal Affairs and the armed forces of Russia are revealed. It is substantiated that professional growth means developing qualities necessary in the professional career, as well as being introduced to the values that predetermine the axiological content of this activity. The author's definition of the concept « professional education of cadets - future employees of the penitentiary system” is given, as well as the main points and content of cadets’ professional education are presented.

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Профессиональное образование и профессиональное развитие

Professional Education and Career Development

УДК 378.6

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ -БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ON PROFESSIONAL EDUCATION OF CADETS -FUTURE EMPLOYEES IN THE PENITENTIARY SYSTEM

© 2022

А.О. Митрофанов А. О. Mitrofanov

Статья посвящена теоретическим аспектам профессионального воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в условиях ведомственного вуза ФСИН России. Обосновывается значение деятельности сотрудника УИС по «очеловечиванию негуманного человека» для возвращения преступившего закон и несущего наказание за свои деяния к жизни в соответствии с нормами общественной морали. Подчеркивается роль профессионального воспитания в подготовке курсантов к данной деятельности. Осуществляется теоретический анализ понятия «профессиональное воспитание» как с общих позиций трудовой деятельности человека, так и с позиции конкретной профессии. Приводится краткий генезис понятия «профессиональное воспитание». Выявляется общее и различное в понимании профессионального воспитания некоторыми исследователями: общее - понимание профессионального воспитания как сложного процесса, различное - определение составляющих профессионального воспитания и их содержания. Констатируется отсутствие работ, посвященных профессиональному воспитанию курсантов ведомственных вузов ФСИН России. Представляется анализ профессионального воспитания в вузах других силовых ведомств и выявляются особенности профессионального воспитания будущих офицеров МВД и Вооруженных сил России. Обосновывается, что профессиональное воспитание предполагает формирование качеств, необходимых в профессиональной деятельности, а также приобщение к ценностям, которые определяют аксиологическое содержание данной деятельности. Предлагается авторское определение понятия «профессиональное воспитание курсантов - будущих сотрудников УИС», обозначается сущность и содержание профессионального воспитания курсантов.

Ключевые слова: курсант - будущий сотрудник УИС; воспитание; профессия; профессиональное воспитание; ведомственный вуз; ценности; качества.

The article is devoted to the theoretical aspects of the professional training of future employees of the penitentiary system (CIS) in the environment of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. It substantiates the significance of the activity of the penitentiary officer in «humanizing an inhumane person» in order to return of a person who has broken the law and has been punished for their deeds, to life in accordance with the norms of public morality. The role of professional training cadets for the activity of "humanization of an inhumane person" is highlighted. A theoretical analysis of the concept of "professional education" is carried out, which is considered as both a person's labor activity (general meaning) and a particular profession (specific meaning). A brief genesis of the concept "professional education" is given. Common points and differences in interpreting this concept are given: researchers agree upon the complex character of the process; they are of different opinions about the components and the content. The absence of works about professional education of cadets in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is claimed. The analysis of professional education in the universities of other law enforcement agencies (the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Ministry of Defense of Russia) is presented and the features of professional training future officers of the Ministry of Internal Affairs and the armed forces of Russia are revealed. It is substantiated that professional growth means developing qualities necessary in the pro-

fessional career, as well as being introduced to the values that predetermine the axiological content of this activity. The author's definition of the concept « professional education of cadets - future employees of the penitentiary system" is given, as well as the main points and content of cadets' professional education are presented.

Keywords: cadet - future employee of the penitentiary system; education; profession; professional education; departmental university; values; qualities.

Эффективность работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) напрямую зависит от состояния кадров, стабильности служебных коллективов, опыта и квалификации сотрудников, их нравственных и деловых качеств. Подготовка сотрудников УИС - задача ведомственных образовательных учреждений ФСИН России.

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе предъявляет к сотруднику особые требования в силу своей специфики. Эта деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми, но с людьми асоциальными. Особенность такого взаимодействия заключается в его субъектно-объектном характере, когда сотрудник УИС является субъектом деятельности, а отбывающий наказание человек - её объектом. При этом субъект-субъектные отношения между сотрудником и осужденным не являются возможными.

Нравственной задачей, которую необходимо решать сотруднику УИС, А.И. Козлов считает «очеловечивание негуманного человека» [1, с. 52]. В решении данной задачи, на наш взгляд, заключается аксиологический смысл профессиональной деятельности сотрудника УИС. Отбывающий наказание изначально предстает как человек негуманный, так как самими фактом нанесения им вреда другим людям, обществу, государству он попрал нормы общественной морали, предполагающей среди прочего выстраивание отношений между людьми с позиций гуманизма. Одной из функций ФСИН России является «организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации» [2]. В учреждении УИС должны создаваться условия, которые позволяют вернуть осужденного в лоно человеческой морали, иными словами, очеловечить его, направить на путь окончательного исправления. Такие условия создаются со-

трудниками УИС: и теми, кто непосредственно контактирует со спецконтенгентом (сотрудники оперативной службы, отделов режима и безопасности, психологи, медицинские работники), и теми, кто имеет с осужденными опосредованный контакт (сотрудники отдела охраны, тылового обеспечения, инженерно-технического обеспечения связи и вооружения и др.). Отметим, что сотрудник УИС находится на государственной службе, которая «должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции» [3, с. 162].

Специфика взаимодействия со спец-контенигентом - это одна из наиболее значимых особенностей службы. У нее есть и другие особенности, напрямую связанные с профессиональными и личностными характеристиками сотрудника УИС: постоянные высокие психологические и физические нагрузки; постоянная готовность к нештатной ситуации и умение при возникновении последней действовать быстро и решительно, но со всей ответственностью за последствия своих действий и т.д.

Формирование у будущего сотрудника УИС знаний, умений и навыков, приобретение им компетенций, становление и развитие у него личностных качеств, которые (знания, умения, навыки, компетенции, качества) позволят ему эффективно нести службу в учреждении УИС, должна обеспечить его профессиональная подготовка.

В процессе профессиональной подготовки будущего сотрудника УИС осуществляется его профессиональное обучение и профессиональное воспитание. Мы полагаем, что последнее играет особую роль в подготовке курсанта ведомственного вуза

к решению нравственной задачи «очеловечивания негуманного человека», так как именно в процессе воспитания как целенаправленной деятельности «по формированию у человека нравственно-волевых качеств, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения» [4, с. 156] происходит формирование и становление личности будущего профессионала. Возникает вопрос: почему в контексте подготовки курсанта к службе в УИС необходимо говорить о профессиональном воспитании, а не просто о воспитании? Ответ на него, с нашей точки зрения, заключается в том, что необходим акцент на тех качествах, убеждениях и других аспектах личности курсанта, которые позволят ему эффективно выполнять профессиональные обязанности.

Обращение к научным источникам показало, что проблема профессионального воспитания личности актуальна. Так, диссертационные исследования Е.Н. Байдаше-вой [5], В.И. Белова [6], Р.М. Каримовой [7] посвящены разработке системы и определению педагогических условий профессионального воспитания будущих специалистов в современных социально-экономических условиях; в них профессиональное воспитание студентов рассматривается с общих позиций трудовой деятельности человека. В других работах речь идет о конкретных профессиях. В частности, Й.Н. Ганиева разрабатывает проблему организации профессионального воспитания в вузах сельскохозяйственного профиля [8]; Т.Д. Кириченко обращается к профессиональному воспитанию будущего учителя музыки [9]; Н.В. Маяковская - будущего врача [10]; Л.Б. Ценаев решает задачу обоснования комплекса педагогических условий профессионального воспитания студентов-спортсменов [11] и т.д.

Особый интерес для нас имеют исследования, посвященные профессиональному воспитанию в ведомственных вузах. Это диссертации Л.Т. Бородавко [12], А.М. При-ходько [13] и др., посвященные профессиональному воспитанию в вузах МВД России; статьи Р.В. Володина [14], Т.Л. Лопуха

с соавторами [15 ; 16], А.А. Пичкурова [17] и др., в которых рассматриваются вопросы профессионального воспитания в военных вузах. Однако работ, посвященных профессиональному воспитанию в ведомственных вузах ФСИН России, нами обнаружено не было. На первый взгляд, профессиональное воспитание будущих сотрудников УИС и курсантов вузов других силовых ведомств по своей сущности близко, так как условия профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств во многом схожи: высокий уровень ответственности, экстремальные ситуации, особые требования к физической подготовке и т.д. Но это только на первый взгляд. Если рассматривать содержание профессиональной деятельности военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников УИС более глубоко, обнаружится несомненная специфика каждого из направлений; соответственно, профессиональное воспитание также должно быть различным. И различие это, прежде всего, в его содержании. Формы и методы воспитания могут быть во многом одинаковыми.

Прежде чем определить, что же представляет собой профессиональное воспитание курсанта - будущего сотрудника УИС, обратимся к сущности профессионального воспитания безотносительно к конкретной профессии.

Одним из первых понятие «профессиональное воспитание» использовал Н.Н. Дьяченко в книге «Профессиональное воспитание молодежи», изданной в 1978 году [18]. Основную задачу профессионального воспитания он видел «в формировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда» [18, с. 23]. В 90-х годах прошлого века идея профессионального воспитания получила развитие в исследованиях М.В. Фирсова [19] и Н.Ф. Гейжан [20]. Так, Н.Ф. Гейжан рассматривала профессиональное воспитание в двух аспектах: «в узком смысле - это формирование положительного отношения к выбранной профессии, в широком смысле - формирование профессиональной направленности личности» [20, с. 90].

Обратимся к современным исследователям.

В.И. Белов рассматривает профессиональное воспитание как продолжение трудового. Он разводит профессиональное воспитание как социальное явление и как педагогическую деятельность: профессиональное воспитание выступает в роли социального явления в том случае, если отражает взаимную связь личности специалиста и производства, профессиональной сферы, в которой он трудится, а в роли педагогической деятельности - если «выступает в виде специально организованного, контролируемого педагогического процесса приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления его как субъекта профессиональной деятельности» [21, с. 170]. В.И. Белов подчеркивает направленность профессионального воспитания на формирование профессиональной культуры специалиста, включающей «компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, умственное и физическое развитие, профессиональную мобильность и социальную адаптацию» [21, с. 171]. В профессиональном воспитании как процессе ученый выделяет целевой, мотивационный, культурологический, социально-экономический, психологический, педагогический компоненты.

Е.Н. Байдашева полагает, что профессиональное воспитание есть процесс инте-гративный, объединяющий профессиональное самовоспитание и организационно-педагогическое содействие профессиональному становлению будущего специалиста [5]. Она прямо не говорит о структурных компонентах профессионального воспитания, но обосновывает наличие в нем социального, личностного, профессионального и индивидуального аспектов.

Р.М. Каримова раскрывает содержание профессионального воспитания студентов через критерии и показатели их профессиональной воспитанности: показателем сформированности мотивационно-ценност-ного критерия является ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности; интеллектуальный критерий от-

ражается в знаниях студента, на основании которых он принимает решения в различных ситуациях профессиональной деятельности; о сформированности профессионально-коммуникативного критерия можно судить по уровню коммуникативной культуры студентов, по степени их готовности к профессиональному взаимодействию [7].

Как видим, общее в понимании профессионального воспитания - это то, что оно представляет собой сложный процесс, имеющий определенные составляющие, а различное - сами составляющие (компоненты - В.И. Белов, аспекты - Е.Н. Байдашева, критерии и показатели - Р.М. Каримова) и их содержание.

Выявим особенности профессионального воспитания в вузах силовых ведомств. Это позволит нам определить сущность профессионального воспитания будущих сотрудников УИС.

И.Н. Бобровничий, рассматривающий профессиональное воспитание курсантов в вузе МВД России, дает ему следующее определение: «педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда» [22, с. 21]. В процессе профессионального воспитания курсанты приобретают конкретные представления о будущей профессии; осмысливают требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел, и осуществляют самооценку личностных качеств с точки зрения данных требований. На основании самооценки курсант в идеале должен сделать вывод о своей профессиональной пригодности, который может стать для него руководством к развитию у себя недостающих профессиональных качеств. Так как речь идет именно о воспитании, а не о самовоспитании, важно, чтобы преподаватель помог курсанту преодолеть недостатки, которые могут помешать успешности будущей профессиональной деятельности. Исследователь показывает специфику профессионального воспитания в ведомственных вузах МВД России, которая «определяется высокой нормативностью и принципом единоначалия, который действует и в вузе;

включенностью курсантов с первых месяцев обучения в служебную деятельность; разными требованиями, которые предъявляются к курсантам как к рядовым милиции и специалистам правоохранительных органов; сложностью и разнонаправленностью функциональных обязанностей сотрудников ОВД в разных сферах правоохранительной деятельности» [22, с. 26].

О профессиональном воспитании будущих сотрудников органов внутренних дел пишут и В.Я. Слепов, А.В. Слюсарев [23]. Они определяют профессиональное воспитание следующим образом: «педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда» [23, с. 219]. При этом в качестве содержания профессионального, точнее, военно-профессионального, воспитания выступают профессиональные ценности; отношение к профессии, к коллегам; отношение к себе как к будущему профессионалу; оценка своих качеств, способностей и др., что будет необходимо в профессиональной деятельности. Исследователи раскрывают и сущность военно-профессионального воспитания, которая заключается в трансформации позиции курсанта с «Я - курсант» на «Я - офицер».

Обратимся к работам, посвященным профессиональному воспитанию курсантов военных вузов Министерства обороны России.

Так, С.П. Михеев сводит профессиональное воспитание будущих офицеров к формированию у них профессионально важных качеств и «выработке стремления к самосовершенствованию в интересах задач военной службы» [24, с. 89]. В качестве основных понятий, которые должны быть сформированы в результате профессионального воспитания курсантов, им названы следующие: «профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональ-

ное достоинство, профессиональная ответственность, профессиональная надежность и профессиональное поведение» [24, с. 90].

В.Л. Разгонов в качестве идейно-ценностных основ профессионального воспитания курсантов военного вуза выделяет идеи государственности военной службы, единства общества и армии и др.; традиционные российские культурные, эмоциональные и другие установки, ценности, смыслы; воинскую честь, товарищество; личностные качества, необходимые офицеру [25].

Анализ научных публикаций, посвященных проблеме профессионального воспитания в целом и профессионального воспитания курсантов силовых ведомств в особенности, показал, что профессиональное воспитание предполагает формирование качеств, необходимых в профессиональной деятельности, а также приобщение к ценностям, которые определяют аксиологическое содержание данной деятельности.

Полагаем, что профессиональное воспитание курсантов - будущих сотрудников УИС - есть целенаправленный, специально организованный процесс, направленный, во-первых, на приобщение курсантов ведомственного вуза ФСИН России к ценностям, находящимся в основании профессиональной деятельности сотрудника УИС и принимающим форму ее мотивов; во-вторых, на формирование и становление профессиональных и личностных качеств курсантов, необходимых для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Содержание профессионального воспитания курсантов составляют ценности и качества, ориентированные на другого человека. Его сущность заключается в том, что осознанные и принятые курсантами ценности и развитые у них личностные качества позволят им осуществлять деятельность по «очеловечиванию негуманного человека».

* * *

1. Козлов А.И. Моральный фактор как причина процесса «очеловечивания негуманного человека» в моральной деятельности юриста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 52-56.

2. Положение о ФСИН России // Федеральная служба исполнения наказаний : официальный сайт. URL: https://fsin.gov.ru/fsin/status/ (дата обращения: 11.03.2022).

3. Никитина Т.В., Никитин П.И. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4(169). С. 162-166.

4. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М. : Народное образование, 2017. 840 с.

5. Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования : дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2009. 211 с.

6. Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.

7. Каримова Р.М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 168 с.

8. Ганиева Й.Н. Профессиональное воспитание студентов в вузе сельскохозяйственного профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012. 22 с.

9. Кириченко Т.Д. Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2007. 23 с.

10. Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2012. 24 с.

11. Ценаев Л.Б. Профессиональное воспитание студентов-спортсменов в процессе физкультурного образования в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 160 с.

12. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2005. 300 с.

13. Приходько А.М. Оптимизация профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 198 с.

14. Володин Р.В. Профессиональное воспитание курсантов военного вуза: новое направление в педагогических исследованиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15, № 5(138). С. 157-164.

15. Лопуха Т.Л., Каштанов А.Ю. Опыт профессионального воспитания курсантов в военных вузах // Успехи современной науки. 2017. Т. 1, № 4. С. 187-193.

16. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д., Макаренко В.С. Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6(79). С. 61-64.

17. Пичкуров А.А. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 4(40). С. 352-359.

18. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи. М. : Высшая школа, 1978. 216 с.

19. Фирсов М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике : дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 186 с.

20. Гейжан Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений : дис. ... д-ра пед. наук. СПб.,1995. 251 с.

21. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6, № 14. С. 163-177.

22. Бобровничий И.Н. Условия эффективности профессионального воспитания курсантов в вузе МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2009. № 13. С. 20-28.

23. Слепов В.Я., Слюсарев А.В. Теоретические основы сущности, содержания и задачи военно-профессионального воспитания курсантов (слушателей) вузов ВВ МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2(54). С. 214-219.

24. Михеев С.П. Сущность и содержание профессионального воспитания курсантов гуманитарного профиля // Гуманитарный вестник. 2009. № 11(11). С. 85-91.

25. Разгонов В.Л. Идейно-ценностные основы профессионального воспитания курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.