Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ'

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАМОТНОСТИ / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Т. В.

В статье рассматривается проблема повышения профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Целью данной статьи является описание основных способов повышения коммуникативной компетенции обучающихся, значимой для их будущей профессиональной деятельности. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы, анкетирование, наблюдение, обобщение педагогического опыта. В результате проведенной работы проанализировано современное состояние коммуникативной подготовки абитуриентов и выпускников ведомственных вузов, обосновано значение профессиональной коммуникативной компетенции для дальнейшей служебной деятельности сотрудников УИС, предложены способы развития данной компе тенции в процессе обучения в ведомственном вузе. Автор полагает, что изучение дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Русский язык в деловой документации» является первым этапом в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, так как закладывает коммуникативные умения, позволяющие оптимально использовать средства русского языка не только в повседневном общении, но и в профессиональной коммуникации. Положительное влияние на развитие данной компетенции оказывают занятие курсантов научно-исследовательской деятельностью, встречи с практическими работниками УИС, чтение различной литературы, а также современные цифровые технологии, позволяющие самостоятельно повышать уровень своей коммуникативной компетенции. Данные меры положительно отразятся на сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, влияющей на дальнейшую служебную деятельности сотрудника УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG CADETS OF FPS OF RUSSIA EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the problem of increasing the professional communicative competence of cadets of the FPS of Russia educational institutions. The article deals with the problem of increasing the professional communicative competence of cadets of the FPS of Russia educational institutions. To implement the research tasks, the following research methods were used: analysis and generalization of pedagogical and methodological literature on the topic of the work, questionnaires, observation, generalization of pedagogical experience. As a result of the work carried out, the current state of the communicative training of applicants and graduates of departmental universities has been analyzed, the importance of professional communicative competence for the further service activities of the penal system staff has been substantiated, and ways of developing this competence in the process of training at a departmental university have been proposed. The author believes that the study of the disciplines «Russian language and culture of speech» and «Russian language in business documentation» is the first stage in the formation of professional communicative competence of cadets, since it lays down communication skills that allow optimal use of the means of the Russian language not only in everyday communication, but also in professional communication. The development of this competence is positively influenced by the cadets' involvement in research activities, meetings with practitioners of the Penal system, reading various literature, as well as modern digital technologies that allow them to independently increase the level of their communicative competence. These measures will have a positive effect on the formation of the professional communicative competence of cadets, which affects the further service activities of the penal system staff.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-232-9-63-70 УДК 372.881.161.1

Т. В. НИКИТИНА

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент,

майор внутренней службы

Пермь

TATYANA V. NIKITINA

Assistant Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Perm Institute of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Major of the Internal Service

Perm

Способы повышения профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России

Ways to improve professional communicative competence among cadets of FPS of Russia educational institutions of higher education

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Целью данной статьи является описание основных способов повышения коммуникативной компетенции обучающихся, значимой для их будущей профессиональной деятельности. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы, анкетирование, наблюдение, обобщение педагогического опыта. В результате проведенной работы проанализировано современное состояние коммуникативной подготовки абитуриентов и выпускников ведомственных вузов, обосновано значение профессиональной коммуникативной компетенции для дальнейшей служебной деятельности сотрудников УИС, предложены способы развития данной компе-

Abstract. The article deals with the problem of increasing the professional communicative competence of cadets of the FPS of Russia educational institutions. The article deals with the problem of increasing the professional communicative competence of cadets of the FPS of Russia educational institutions. To implement the research tasks, the following research methods were used: analysis and generalization of pedagogical and methodological literature on the topic of the work, questionnaires, observation, generalization of pedagogical experience. As a result of the work carried out, the current state of the communicative training of applicants and graduates of departmental universities has been analyzed, the importance of professional communicative competence for the further service activities of the penal system staff has been substantiated, and ways of developing this competence in the process of training at a departmental university have been proposed. The author believes that the

тенции в процессе обучения в ведомственном вузе. Автор полагает, что изучение дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Русский язык в деловой документации» является первым этапом в процессе формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, так как закладывает коммуникативные умения, позволяющие оптимально использовать средства русского языка не только в повседневном общении, но и в профессиональной коммуникации. Положительное влияние на развитие данной компетенции оказывают занятие курсантов научно-исследовательской деятельностью, встречи с практическими работниками УИС, чтение различной литературы, а также современные цифровые технологии, позволяющие самостоятельно повышать уровень своей коммуникативной компетенции. Данные меры положительно отразятся на сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, влияющей на дальнейшую служебную деятельности сотрудника УИС.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, уровень языковой культуры и грамотности, эффективная коммуникация, уголовно-исполнительная система, курсанты вузов ФСИН России.

study of the disciplines «Russian language and culture of speech» and «Russian language in business documentation» is the first stage in the formation of professional communicative competence of cadets, since it lays down communication skills that allow optimal use of the means of the Russian language not only in everyday communication, but also in professional communication. The development of this competence is positively influenced by the cadets' involvement in research activities, meetings with practitioners of the Penal system, reading various literature, as well as modern digital technologies that allow them to independently increase the level of their communicative competence. These measures will have a positive effect on the formation of the professional communicative competence of cadets, which affects the further service activities of the penal system staff.

Key words: professional communicative competence, the level of language culture and literacy, effective communication, the penal system, cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) Theory and methodology of vocational education (pedagogical sciences)

Неоспорим тот факт, что язык как социальное явление напрямую зависит от общего культурного уровня страны. Так, О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина считают, что в последнее десятилетие у абитуриентов вузов отмечается снижение уровня языковой культуры и грамотности в целом [1].

Результаты исследований, проведенных Н. П. Тюменевой в образовательных организациях высшего образования ФСИН России, свидетельствуют о том, что у многих курсантов достаточно часто возникают сложности при установлении контакта с собеседником, при выборе языковых средств для аргументированного, ясного и точного выражения мысли [2].

Кроме того, они не умеют активно слушать и грамотно составлять служебные документы. Г. А. Гиренок полагает, что нарушение орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических и стилистических норм, употребление просторечной и жаргонной лексики, а тем более арго, отрицательно сказывается на имидже сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) [3].

Все это свидетельствует о необходимости повышения профессиональной коммуникативной компетенции курсантов именно в стенах образовательного учреждения ФСИН России. Ведь успешная профессиональная деятельность в будущем во

многом зависит именно от умения эффективно строить процесс коммуникации.

Под профессиональной коммуникативной компетенцией мы понимаем «готовность и способность курсанта использовать сформированные у него в процессе профессиональной подготовки в ведомственном вузе знания, умения и способы деятельности для осуществления эффективной профессиональной как письменной, так и устной коммуникации» [4].

Т. В. Воробьева заключает, что первым шагом на пути формирования данной компетенции стало включение в учебные планы таких дисциплин, как «Русский язык в деловой документации», «Русский язык и культура речи» и подобных [5], так как в ходе изучения курсантами первого курса названных дисциплин закладывается фундамент для ее дальнейшего развития.

В начале изучения данных курсов курсанты отвечают на вопрос: зачем им (будущим сотрудникам УИС) изучать данную дисциплину? Тем самым актуализируется понимание значимости коммуникативной компетенции для успешной служебной деятельности будущего сотрудника УИС. Кроме того, весь дидактический материал (упражнения на закрепление полученных коммуникативных знаний, тексты, задания творческого характера и тому подобное) «составлен на основе материала, связанного с будущей служебно-профессио-нальной деятельностью обучающихся, это способствует повышению мотивации к изучению дисциплины и готовности применять сформированные коммуникативные знания, умения и способы деятельности для решения профессиональных коммуникативных задач» [6].

Вероятнее всего, невозможно сформировать коммуникативную компетенцию один раз и на всю жизнь, поэтому стоит сказать о необходимости постоянного со-

вершенствования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

Повышение качества профессиональной коммуникативной компетенции курсантов может быть организовано ими в рамках самообучения, при котором главной целью становится не усвоение системы знаний, а изменение внутреннего социально-познавательного статуса курсанта, его личностный рост. Есть основания полагать, что самообучение дает более прочные результаты, а следовательно, оно более эффективно, так как формирует ответственность курсанта, нацеленность на результат, а не на оценку преподавателя. При этом, несомненно, большое значение имеет мотивация к совершенствованию своей коммуникативной компетенции.

Так, например, обучающиеся Пермского института ФСИН России ежегодно участвуют в просветительской акции «Тотальный диктант», которая позволяет оценить орфографические и пунктуационные навыки, как онлайн, так и офлайн. Причем все желающие могут принять участие в он-лайн-школе по подготовке к «Тотальному диктанту», занятия в которой проводятся еженедельно. Там же на сайте расположены материалы в видеоформате и слайдовые презентации.

Потренировать свою орфоэпическую грамотность курсанты могут в игровой форме онлайн на сайте проекта «Ударение. инф о» (http ://www.udarenie. info/game/). Здесь представлены нормы ударения, дан список актуальных акцентологических словарей, можно найти интересующее слово, а также проверить свои знания в области постановки ударений, провести работу над ошибками.

На справочно-информационном портале «Грамота.ру» (http://gramota.ru/) собраны различные словари и справочные пособия, научные журналы и монографии

и предложены игры, например «Балда», «Кот ученый», различные викторины и языковые головоломки. Кроме того, любой желающий может написать интерактивный диктант, выбрав его из обширного списка, и тем самым проверить свою орфографическую и пунктуационную грамотность.

Веб-сервис «Орфограммка» (ШрБ:// orfogrammka.ru/) предназначен для проверки написания целых текстов, причем не только с точки зрения соблюдения орфографических и пунктуационных норм, но и с позиции лексических, морфологических, синтаксических и даже стилистических правил. Ошибка выделяется цветом, дается ее объяснение и совет по исправлению.

Образовательный портал «Текстология» (https://www.textologia.ru/) содержит информацию об основных нормах и правилах русского языка, изложенную в доступной форме. Кроме того, на портале можно найти интересные факты, онлайн-словари, а также задать интересующий вопрос.

Интерактивный диктант (Ы^р:/М^. mosmetod.ru/) позволяет в онлайн-режиме оценить уровень своей грамотности. На портале собраны диктанты, посвященные юбилеям выдающихся русских писателей. Здесь можно прослушать текст диктанта, заполнить необходимые орфограммы и пунктограммы, а затем проверить написанный диктант и провести работу над ошибками.

Бесплатный онлайн-курс «Пишите живее!» (http://newtonew.com:81 /web/write-smarter-course) научит, как избавиться от канцеляризмов (штампов и оборотов, характерных для официально-делового стиля) в повседневной речи. Для желающих более подробно разобраться в данной проблеме есть возможность записаться на расширенную платную версию курса и заниматься под руководством преподавателя.

Также существует множество мобильных приложений, нацеленных как на пополнение словарного запаса («Слово дня» ежедневно знакомит с новым словом и раскрывает его значение; «Филворды» -различные варианты известной игры по поиску слов в буквенном квадрате; Alias -приложение, созданное на основе всем известной игры, и другие), так и на повышение уровня грамотности («Отличник по русскому» - тренажер по орфографии, пунктуации и ударениям в формате теста и другие).

Это далеко не полный перечень сайтов, порталов и различных онлайн-тес-тов, курсов и приложений, позволяющих работать над совершенствованием коммуникативной компетенции. Например, о сегодняшних возможностях, предоставляемых интернетом, сообщает в своей работе О. З. Титова [7]. Причем совершенствовать таким образом свою коммуникативную компетенцию могут не только курсанты, но и действующие сотрудники УИС.

Говоря о целесообразности использования интернет-ресурсов в условиях ведомственной образовательной организации, отметим, что она объясняется, во-первых, цифровизацией и компьютеризацией современного образования, а во-вторых -необходимостью, постоянно проживая на территории ведомственного вуза, совмещать учебную деятельность с выполнением своих служебных обязанностей (ходить в наряды, обеспечивая жизнедеятельность образовательного учреждения). При этом в любой момент с любого устройства с доступом в интернет курсант имеет возможность заняться самообучением.

Ситуация распространения новой ко-ронавирусной инфекции, сложившаяся в 2020 году, внесла свои коррективы и вызвала необходимость цифровизации образовательного процесса. В период пандемии

особое значение приобрели различные аудио- и видеоплатформы, базы данных, интерактивные диктанты и онлайн-те-сты, которые активно использовались не только для самообучения, но и непосредственно на занятиях по русскому языку и культуре речи и русскому языку в деловой документации.

Кроме того, при переходе на дистанционный формат обучения курсанты занимались с использованием электронной образовательной среды института, которая не только предоставляет доступ к электронным учебным пособиям и учебно-методическим материалам, но и позволяет давать обучающимся задания и проверять их, выставлять оценки, а при необходимости - возвращать на доработку с указанием ошибок и замечаний. Похожие возможности имеет «Google-класс». Все лекционные, семинарские и практические занятия проводились на платформе Discord (аналог Zoom), которая имеет возможность видеосвязи с одновременной демонстрацией презентации или экрана компьютера, общением в чате, выкладыванием обучающих фото- и видеоматериалов. Социальная сеть «ВКонтакте» также активно использовалась в учебном процессе.

Курсанты отмечают, что современные информационные технологии дают возможность обучающимся в любое время обратиться к преподавателю за консультацией по какому-либо вопросу, а также считают, что удобство и постоянный доступ к электронным обучающим материалам положительно сказываются на результатах успеваемости.

Надо полагать, что еще одним способом повышения профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся является их научно-исследовательская деятельность под непосредственным руководством преподавателя, так как сбор

и систематизация материала для последующего написания научных статей, безусловно, способствуют развитию письменной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся.

Без сомнения, важную роль в этом процессе играет преподаватель: его умение организовать данную деятельность, направить желание курсанта в нужное русло. Поэтому в рамках деятельности научных кружков, функционирующих на кафедрах, профессорско-преподавательский состав и курсанты старших курсов проводят с первокурсниками специальные занятия, на которых последние выполняют различные упражнения, помогающие выбрать правильные обороты речи, характерные для научного стиля, учатся писать аннотации, оформлять библиографические списки.

Готовясь представить свой доклад на научно-практической конференции, можно репетировать выступление перед зеркалом, а можно записать его на диктофон, тем самым появляется возможность взглянуть на себя со стороны, исправить замеченные ошибки. Несомненно, выступление с докладами способствует приобретению опыта публичных выступлений, кроме того, курсанты учатся держать внимание аудитории, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, аргументировать свою точку зрения. В 2020 году все научно-практические конференции проходили в дистанционном формате на платформах Zoom и Discord. Ряд курсантов отметили, что такой формат взаимодействия им нравится больше, так как им комфортнее общаться, сидя перед экраном компьютера, а не стоя перед большой аудиторией.

Опрос курсантов, занимающихся в научных кружках, показал, что им легче строить свою устную и письменную речь на занятиях в рамках учебного процесса,

они увереннее себя чувствуют при ответе на вопросы преподавателей и других обучающихся, у них возникает меньше сложностей при написании и оформлении курсовых работ.

Профессорско-преподавательский состав института отмечает, что курсанты, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, достигают высоких показателей и в учебе, и этому, несомненно, способствует высокий уровень их коммуникативной компетенции.

В продолжение разговора о научно-исследовательской деятельности курсантов отметим, что положительное влияние на развитие профессиональной коммуникативной компетенции оказывает взаимодействие курсантов с действующими сотрудниками и ветеранами УИС, принимающими участие в научно-практических конференциях, проблемных семинарах и круглых столах. Кроме того, данное взаимодействие может осуществляться и непосредственно в рамках учебного процесса: при привлечении действующих сотрудников УИС к проведению лекций и занятий семинарского типа, как офлайн, так и онлайн, в том числе в формате ведомственной видео-конференц-связи или на платформах Zoom, Discord и видеозвонка в социальной сети «ВКонтакте». Видя перед собой человека, достигшего профессиональных высот и умеющего грамотно общаться, курсанты тоже начинают стремиться к достижению своего идеала. Общеизвестно, что лучшим способом воспитания является личный пример.

Полагаю, что совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся неразрывно связано с их личностным развитием, чему способствует чтение книг.

Отрадно отметить, что в последние годы в Российской Федерации возрастает

интерес к чтению и получению хорошего образования. Быть грамотным становится модно. Курсанты не являются исключением. В Пермском институте ФСИН России ежедневно, согласно распорядку дня, с 21:00 до 22:00 организован час чтения. Результаты, полученные в ходе анкетирования курсантов, свидетельствуют о том, что большинство из них с удовольствием читают художественную и психологическую литературу, если есть такая возможность. К сожалению, данное мероприятие не может охватить 100 % обучающихся, так как периодически проводятся учебные тревоги и около 10-15 % курсантов ежедневно находятся в суточном наряде, несут службу в составе дежурной смены института, а также на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность образовательного учреждения (столовая, контрольно-пропускной пункт и другие).

Таким образом, повышение профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов вузов ФСИН России может быть организовано в двух направлениях:

1) повышение профессиональной коммуникативной компетенции, направляемое извне - профессорско-преподавательским составом, опытными сотрудниками и ветеранами УИС:

- создание у курсантов мотивации к совершенствованию коммуникативной компетенции, необходимой в будущей профессиональной деятельности;

- включение в учебные планы образовательных организаций высшего образования ФСИН России дисциплин «Русский язык и культура речи» и (или) «Русский язык в деловой документации», в содержании которых акцент сделан на профессионально ориентированную направленность;

- сопровождение научно-исследовательской деятельности курсантов (в рам-

ках научного кружка проведение с курсантами специальных занятий по обучению сбору и систематизации материала для последующего написания научных статей, по выбору правильных оборотов речи, характерных для научного стиля, написанию аннотаций, оформлению библиографических списков и так далее, а также представление своего доклада на научно-практической конференции);

- организация встреч с практическими работниками УИС в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности;

- личный пример;

2) повышение профессиональной коммуникативной компетенции, направляемое изнутри - самим курсантом в процессе самообразования:

- использование различных современных цифровых технологий, к которым относятся различные языковые порталы, курсы, платформы и мобильные приложения, позволяющие самостоятельно совершенствовать данную компетенцию;

- чтение курсантами различного рода литературы, как на электронном, так и на бумажном носителе.

Это далеко не полный перечень способов повышения профессиональной коммуникативной компетенции. Каждый вправе выбирать наиболее доступные и интересные именно для него пути. Главное - осознание курсантами необходимости постоянного повышения уровня своей профессиональной компетенции и стремление к этому.

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 7.

2. Тюменева Н. П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2007. 184 с.

3. Гиренок Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 198 с.

4. Никитина Т. В. Профессиональная коммуникативная компетенция курсантов вузов ФСИН России: структура и содержательное наполнение // Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4, № 1. С. 112.

5. Воробьева Т.В. Формирование профессиональной коммуникативной культуры будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами родного языка с применением исследовательских методов обучения // Вестник Кузбасского института. 2011. № 3. С. 63.

6. Никитина Т. В., Швецова Н. А., Лебедева Н. А. К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 84-94.

7. Титова О. З. Способы повышения коммуникативной компетенции у сотрудников ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 9. С. 61-64.

1. Goikhman, O. Ya., Nadeina, T. M. (2007) Speech communication. Moscow : INFRA-M, p. 7.

2. Tyumeneva, N. P. (2007) Formation of communication skills of cadets and students of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the study of the Russian language and culture of speech : thesis ... of Candidate of Pedagogy. Ryazan, 184 p.

3. Girenok, G. A. (2013) Formation of communicative competence of future staff of the penal system in the higher professional school : thesis ... of Candidate of Pedagogy. Samara, 198 p.

4. Nikitina, T. V. (2018) Professional communicative competence of cadets of universities of the federal penal service: structure and content // Humanitarian and pedagogical education. V. 4, 1, 112.

5. Vorobyova, T. V. (2011) Formation of professional communicative culture of the future employees of criminally-executive system by means of a native language with application of research methods of training // Bulletin of the Kuzbass Institute. 3, 63.

6. Nikitina, T. V., Shvetsova, N. A., Lebedeva, N. A. (2019) The question of inclusion of blocks of communicative orientation in the content of disciplines in the course of training of cadets of institutes of the federal penal service of the Russian Federation // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2, 84-94.

7. Titova, O. Z. (2019) Ways to increase communicative competence among employees of the Federal Penitentiary Service of Russia // Bulletin of the penal system. 9, 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.