Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ «ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ «ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / «ИДЕАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ» / РОДИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

В исследовании затронут достаточно острый вопрос о компонентах, включаемых в образ «идеального воспитателя» разными людьми. Основной целью являлось описание основных социальных представлений об образе воспитателя как ориентира профессионального развития педагогов детского образовательного учреждения. Эмпирическим путем выявлены и соотнесены данные анкетного опроса, проективной техники и выявлены оптимальные с точки зрения педагогов и родителей качества, присущие «идеальному» образу воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF IDEAS ABOUT THE IMAGE OF THE "IDEAL EDUCATOR"

The study raises a rather acute question about the components included in the image of the "ideal educator" by different people. The main goal was to describe the main social ideas about the image of a teacher as a reference point for the professional development of teachers of a children's educational institution. The data of the questionnaire survey and the projective technique are empirically identified and correlated, and the qualities inherent in the "ideal" image of the educator are optimal from the point of view of teachers and parents.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ «ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»»

эффективность, в результате разработанных и реализованных тренинговых упражнений, направленных на развитие эмпатии и эмпатических способностей. Таких, как: «Имя+»; «Фокус с цветами»; «Рассказ охотника (рыбака, путешественника)»; «Узнай меня»; «Никто из вас не знает, что я....»; «Атомы»; «Поменяться местами»; «Калька»; «Цвета»; «Самые рассеянные предметы (Ластик, Точилка, Линейка)»; «Транспортное средство (средство передвижения)»; «Поворот на 90 градусов»; «Стоп»; «Рулетка»; «Обращение»; «Слепой и поводырь»; «Чехарда»; «Зеркало»; «Чувствую, Думаю, Ощущаю»; «Твои ладони»; «Антипод»; «Картина»; «Ищу друга»; «Внешний признак»; «Летающие»; «Цепочка фигур»; «Приветствие»; «Ладошки»; «Покажи глазами»; «Круг»; «Сад и огород»; «Мои чувства» [5-7 и др.], предложенные упражнения были нами модернизированы и адаптированы в опытно-экспериментальной работе.

Таким образом, в ходе нашего опытно-экспериментального исследования подтверждено, что разработанный и реализованный тренинг сензитивности, позволил улучшить эмпатийные способности у индивидуумов, употреблявших психоактивные вещества на стадии интеграции.

Литература:

1. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014 - 185 с.

2. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007 - 253 с.

3. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; / Н.А. Зимина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015 - 42 с.

4. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. . канд. психол. наук. - Москва:, 2013. - 175 с.

5. Леванова Е.А., Телегина И.О., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.

6. Пилипенко А.В., Соловьева И.А. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг. - М.: Психотерапия, 2011. - 192 с.

7. Сидоренко Е.В., Хрящева Ю.Н., Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. - 256 с.

8. Cuff В., Brown S.J., Taylor L., Howat D. Empathy: a review of the concept // Emotion review. - 2014. -Vol. 7. P. 1-10.

9. Heyes C. Empathy is not in our genes // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2018. - N 95. -P. 499-507.

Психология

УДК 158.8

кандидат психологических наук Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ «ИДЕАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»

Аннотация. В исследовании затронут достаточно острый вопрос о компонентах, включаемых в образ «идеального воспитателя» разными людьми. Основной целью являлось описание основных социальных представлений об образе воспитателя как ориентира профессионального развития педагогов детского образовательного учреждения. Эмпирическим путем выявлены и соотнесены данные анкетного опроса, проективной техники и выявлены оптимальные с точки зрения педагогов и родителей качества, присущие «идеальному» образу воспитателя.

Ключевые слова: образ, «идеальный воспитатель», родитель, педагог, качества личности.

Annotation. The study raises a rather acute question about the components included in the image of the "ideal educator" by different people. The main goal was to describe the main social ideas about the image of a teacher as a reference point for the professional development of teachers of a children's educational institution. The data of the questionnaire survey and the projective technique are empirically identified and correlated, and the qualities inherent in the "ideal" image of the educator are optimal from the point of view of teachers and parents.

Keywords: image, "ideal educator", parent, teacher, personality qualities.

Введение. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, которые преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования.

Современный педагог дошкольного образования, должен быть разносторонне развит, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством, а так же знать приоритетные направления развития образовательной системы. Прежде всего, в своей работе воспитатель должен выстроить взаимоотношения со всеми участниками педагогического процесса. Главной задачей современной системы дошкольного образования является повышение качества воспитательной и образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. В связи с этим педагог должен четко понимать, чего от него ожидают родители, какой воспитатель является для них идеалом.

Изложение основного материала статьи. Идеал складывается из представлений человека, от полученного жизненного опыта. В свою очередь, социальный идеал можно определить как совокупность базовых принципов, определяющих перспективу развития и совершенствования объединения людей.

В психологическом словаре под представлением понимают наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Рубинштейн С.Л. в своих трудах рассматривает представление как, воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте [1].

По мнению С. Московичи представление выступает как социально-психологический феномен включающий в себя все формы познания, объединяющий идеи, мысли, образы, и знание которыми совместно пользуются члены коллектива [2].

Следует отметить, что не всегда наше представление о каком-либо образе значимого человека имеет положительный оттенок. Так и в педагогическом процессе представление родителей и педагогов об образе идеального воспитателя, складывается под влиянием среды, в которой живёт человек. На его представление влияют множество факторов, особенное под воздействием средств массовой информации.

В последнее время идет оживленное обсуждение воспитателей и учителей в сети интернет. Именно поэтому принципиально важно изучать социальное представление родителей и педагогов об образе воспитателя.

Выборкой исследования выступал: МДОУ «Детский сад № 52 «Родничок», педагоги и родители 40 человек.

Для реализации поставленных эмпирических задач использовались следующие методы: метод анкетирования, методика А.Л. Соломина «Цветовые метафоры», методы математической статистики ^-критерий Фишера).

Анализируя ответы педагогов и родителей, был составлен достаточно обширный список качеств, которыми должен обладать идеальный воспитатель, поэтому мы проведем математическую обработку полученных результатов.

Таблица 1

Значимые различия частотного анализа при выделении слов-маркеров с использованием

F-критерия Фишера

Слова-маркеры Педагоги Родители F-критерия Фишера

доброта 60% 77% 0,05

любовь к детям 51% 45% -

терпение 33% 25% -

внимание 9% 18% 0,05

равнодушие 42% 11% 0,01

грубость 21% 48% 0,01

агрессия 15% 15% -

вспыльчивость 12% 14% -

При анализе таблицы 1, можно наблюдать, что слова выбранные педагогами и родителями имеют схожую тенденцию, как положительной, так и отрицательной направленности. Так, доброта, как качество воспитателя более значимо для родителей, что подтверждается выявленным статистически значимым различием (0,05). Также выявлены статистически значимые различия (0,05) в более предпочитаемом качестве внимание для родителей. Следовательно, для более предпочитаемых качеств воспитателя, с точки зрения родителей, выбраны доброта, внимание, любовь к детям, терпение. Схожие характеристики к образу «идеального» воспитателя выбрали педагоги.

К отрицательным качествам воспитателя родители относят грубость, а педагоги равнодушие, что подтверждают статистически значимые различия (0,01). Также педагоги и родители к отрицательным качествам воспитателя относят агрессию и вспыльчивость.

Вторым этапом описания эмпирического исследования является анализ результатов методики цветовых метафор И.Л. Соломина.

При ранжировании более значимых по частоте встречаемости понятий, мы попробовали представить модель образа «идеального» воспитателя со стороны педагогов.

Рисунок 1. Модель «идеального» воспитателя с точки зрения педагогов

Согласно представленной схеме мы видим, что значимыми маркерами в модели «идеального» воспитателя выступают карьерные ориентации, которые включены в понятия «моя профессия», «педагогический коллектив» и «любовь к работе». Также в модели значительную часть занимают личностные особенности воспитателя, которыми должен обладать воспитатель «ответственность», «справедливость», «забота», «коммуникабельность». В качестве значимых для образа «идеального» воспитателя выступают «любовь к детям» и «моя семья». Следует обратить внимание, что для педагогов на первый план выходит категория работы и личностные особенности самих воспитателей.

Из данного исследования можно сделать вывод о том, что педагоги положительно относятся к своей профессии и во главу ставят следующие понятия: «доброта», «любовь к детям», «доброжелательность», «терпение». Адекватно оценивают происходящую действительность, и стараются вытеснять отрицательные моменты.

К отрицательным понятиям все педагоги отнесли «алкоголизм», «наркоманию», «рукоприкладство», «злость», «раздражительность».

Так же нужно обратить внимание, на следующие понятия: «креативность», «справедливость», «строгость», «мои обязанности». Из бесед с педагогами выяснилось, что педагоги пожилого возраста против каких-то перемен, и не воспринимают креативность как главное, они против перемен, они придерживаются консервативного стиля. С другой стороны педагоги молодого возраста, выбрали креативность и рассматривали ее как готовность к новому, к экспериментам.

При ранжировании более значимых по частоте встречаемости понятий, мы попробовали представить модель образа «идеального» воспитателя с точки зрения родителей.

Рисунок 2. Модель «идеального» воспитателя с точки зрения родителей

При анализе модели «идеального» воспитателя с точки зрения родителей, большой упор сделан на личностные особенности воспитателей: «справедливость», «сопереживание», «вежливость», «общительность», «забота». Также родителей в значительной мере волнует в целом отношения воспитателей к детям, любовь к детям.

Исходя из анализа, мы можем судить о том, что в образ идеального воспитателя родители вкладывает следующие характеристики: мудрость, креативность, постоянное саморазвитие, ответственность, коммуникабельность, доброжелательность, вежливость. Исходя, из выбранных категорий основой в образе лежат личностные характеристики, но не следует забывать и о том, что они обращают внимание на постоянное саморазвитие, однако не понятно саморазвитие профессиональное или личностное.

Сравнительный анализ, качеств «идеального» воспитателя у педагогов и родителей, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ качеств «идеального» воспитателя у педагогов и родителей

Педагоги Родители

Моя профессия Моя профессия

Педагогический коллектив Мой дом

Любовь к своей работе Дети, Мой ребенок

Дети Вежливость

Коммуникабельность Общительность

Справедливость Справедливость

Ответственность Сопереживание

Забота Забота

Как видно из таблицы 2, сравнимая модели «идеального» воспитателя по частотному соотношению большинства выбранных характеристик исследуемого образа, можно заметить, что в родители в большей степени делают упор на личностные характеристики воспитателя: вежливость, общительность, справедливость, сопереживание, забота. Тогда как, педагоги кроме характеристик личности обращают внимание на особенности работы и педагогический коллектив, то есть отмечают и профессиональную направленность педагогов. Исходя из моделей, которые представлены в теоретических исследованиях, в нашем эмпирическом исследования респонденты не отметили профессионального развития воспитателей. Возможно данный факт, можно объяснить тем, что воспитатели принимавшие участие в исследовании имеют достаточно высокий уровень профессионального развития и для них на данном этапе жизни данное не актуально. А для родителей важна забота и безопасность собственных детей и детей, которые окружают в садике в первую очередь. Также необходимо отметить, что и родители и педагоги единодушно отмечаю доминирование такого понятия как «моя профессия», что может свидетельствовать о заинтересованности и профессиональном интересе как самих воспитателей, так и родителей.

Выводы. Исходя из сравнительного анализа модели «идеального» воспитателя по частотному соотношению большинства выбранных характеристик исследуемого образа, можно заметить, что родители в большей степени делают упор на личностные характеристики воспитателя: вежливость, общительность, справедливость, сопереживание, забота. Тогда как, педагоги кроме характеристик личности обращают внимание на особенности работы и педагогический коллектив, то есть отмечают и профессиональную направленность педагогов.

Литература:

1. Московичи С. Социальная психология. // Под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 217 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - Москва.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 486 с.

Психология

УДК 159.923.2

аспирант Ушаков Иван Иванович

ФБГОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЖАТОГО КАК ПЕДАГОГА И ЛИДЕРА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалогического общения и ценностных ориентаций вожатых детского оздоровительного лагеря. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление различий жизненных ценностных ориентаций личности вожатого в зависимости от типа диалогической направленности общения. Применялись методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимало участие 48 вожатых. Возрастной диапазон: от 18 до 27 лет. 51% - девушки, 49% - юноши. Все участник исследования являлись студентами педагогических вузов. Исследование проводилось на базе детских летних лагерей. Результаты апробации позволили выявить положительную связь ценностных ориентаций и типа коммуникативной направленности личности вожатого.

Ключевые слова: вожатый, тип коммуникативной направленности, ценностные ориентации.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between dialogical communication and value orientations of counselors of a children's health camp. The ascertaining experiment was aimed at identifying differences in the life value orientations of the counselor's personality depending on the type of dialogical orientation of communication. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. Karpushina); test for studying the real structure of personal value orientations (S. S. Bubnova); questionnaire "Personality orientation in communication" (S. L. Bratchenko). 48 counselors participated in the study. Age range: from 18 to 27 years. 51% are girls, 49% are boys. All participants of the study were students of pedagogical universities. The study was conducted on the basis of children's summer camps. The results of the approbation revealed a positive relationship between value orientations and the type of communicative orientation of the counselor's personality.

Keywords: counselor, type of communicative orientation, value orientations.

Введение. Детский оздоровительный лагерь сегодня это образовательная организация [9], которая реализует задачи оздоровления, педагогической поддержки, воспитания и развития детей через включение в рекреационную, творческую и игровую совместную деятельность. Период каникулярного отдыха это также время для развития личности: получения нового жизненного опыта, формирования новых социальных и коммуникативных навыков, освоения новых видов творческой деятельности, дополнительного образования. Перед воспитанием детей в оздоровительном лагере ставятся задачи интеллектуального, социального развития, формирования традиционных нравственных ценностей и патриотического воспитания [7].

Задачи развития личности воспитанников актуализируют проблему профессиональной компетентности вожатого детского лагеря, его воспитательного, лидерского и ценностного потенциала, коммуникативной и социальной компетентности. Лидерский потенциал вожатого связан, прежде всего, со способностью в кратчайшие сроки сформировать и направлять детскую команду на социально значимые виды коллективной деятельности, ставить задачи развития группы, поддерживать ролевое распределение членов группы с целью наиболее продуктивного самоопределения в групповой жизни [4].

Лидерская позиция вожатого это целостное личностное образование, которое характеризуется ценностно-смысловыми ориентирами и ответственным ролевым самоопределением по отношению к детской образовательной общности, а также реальную направленность воспитательной деятельности вожатого на создание благоприятных образовательных условий для самореализации детского коллектива и самоопределения детей оздоровительного, проявляющуюся в продуктивной совместной деятельности и конструктивном стиле взаимодействия.

Двоякая позиция вожатого как лидера и как педагога проявляется в роли старшего товарища детей и характеризуется высоким уровнем доверительных и партнерских отношений. Основой лидерской позиции является коммуникативная направленность и ценностные ориентации личности вожатого как лидера детской группы [4]. Взаимодействие с детьми и воспитательная работа с детским коллективом обязывает вожатого быть, с одной стороны, быть гибким и толерантным, «равным детям», с другой стороны, иметь педагогический авторитет, чтобы транслировать подрастающему поколению духовно-нравственные ценности и высокие человеческие идеалы. В коммуникативной деятельности вожатого как лидера особое значение придается ценностям как моральной основе профессиональной, человеческой и, особенно, педагогической коммуникации [2], [3], [4].

Актуальность проблемы коммуникации вожатого обусловлена вариативностью образовательной среды и, в том числе, среды оздоровительного лагеря. Сложность педагогического общения в детском оздоровительном лагере связана с необходимостью в кратчайшие сроки организовать временный детский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.