ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В РАБОТЕ С ВРЕМЕННЫМИ ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Е.М. Листик, канд. психол. наук, доцент Е.А. Курганова, канд. психол. наук, доцент Московский городской педагогический университет (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионально-личностного становления студентов педагогического вуза в работе с временным детским коллективом в летних оздоровительных лагерях. Сопоставляются характеристики вожатого: «я-идеального» и «я-реального». Выявлены общие профессионально-личностные качества в я-идеальном и я-реальном образах вожатых. Сделан вывод, что я-идеальное вожатого строится на я-реальном. Одна из главных проблем в профессионально-личностном становлении студентов в работе с временным детским коллективом заключается в формировании эмоциональной регуляции, самоконтроля.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление, студент, вожатый, педагогический вуз, временный детский коллектив, образ вожатого «я-реальное», «я-идеальное».
Вхождение в выбранную профессию начинается в стенах учебного заведения, и далее расширяется в разнообразных формах самостоятельной профессиональной деятельности. В частности, освоение профессиональной педагогической деятельности активно происходит в процессе летней практики, предполагающей возможность актуализировать спектр значимых для успешной педагогической деятельности профессионально-личностных качеств, создать условия для формирования адекватной оценки своих реальных качеств.
В нашем исследовании рассмотрены вопросы профессионально-личностного становления студентов, работающих в летних оздоровительных лагерях с временным детским коллективом. Под профессионально-личностным становлением мы понимаем развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [1]. Проблема профессионально-личностного становления студентов остается мало разработанной в контексте вожатства. Существование в едином пространстве и единой среде сближает вожатого с детьми [2]. Таким образом, в работе вожатого
присутствует больше родительской роли, чем просто в профессии педагога, которую осваивают студенты в пед. вузе. Профессиональная деятельность вожатого позволяет студентам примерить на себя разные социальные роли (родителя, педагога, друга и др.), осуществить рефлексию своих профессионально-личностных качеств, которые помогают в работе, осознать свои слабые стороны.
Профессионально-личностное становление студентов педагогического вуза изучалось с помощью метода опроса. Вопросы анкеты были направлены на изучение отношения студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности вожатого, изучения самооценки личностно-профессиональных качеств, проблем, которые возникали в работе с детьми [3]. Исследование проводилось 2015-17 гг. в период обучения студентов в школе вожатых и летней педагогической практики. В рамках добровольного анонимного анкетирования нами было опрошено 77 студентов третьего курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ, проходивших летнюю практику в должности вожатого.
Студентам были заданы вопросы, какие качества необходимы вожатому для
успешной деятельности и какие качества присущи вожатым и помогают справляться с детьми во временном детском коллективе. Ответы на поставленные вопросы помогут оценить профессионально-личностные качества идеального и реального вожатого в представлении студентов.
Среди качеств, которые относятся к «я-идеальному» образу вожатого, студентами было перечислено 36 профес-
сионально-личностных качеств. На рисунке 1, представлены только те качества, которые назвали не менее 10% вожатых. Таким образом, был получен следующий образ я-идеального вожатого: доброжелательность (35%), ответственность (32%), терпение (23%), активность (22%), креативность (21%), понимание детей (19%), организованность (18%), самоконтроль (18%), общительность (15%), чувство юмора (10%).
доброжелательность
чувство юмора
общительность
самоконтроль
15%
18%
18%
19%
организованность
32ответственность
30%терпение
22%
активность
21%
креативность
понимание 19%
Рис. 1. Образ вожатого «я-идеальное»
креативность
Рис. 2. Образ вожатого «я-реальное»
Наиболее важные качества для студентов в работе идеального вожатого связаны с добрым отношением к людям, окружающему миру, умением спокойно переносить трудности и отвечать за свои слова и поступки. В процессе обсуждения своих ответов после проведенного анкетирования студенты сообщали, что им не хватает ответственности, терпения. Сопоставив образы я-идеального и я-реального вожатого, мы пришли к выводу, что желаемые качества в той или иной мере присутствуют у вожатых.
Анализ ответов студентов об их реальных качествах, помогающих в работе, позволил выявить следующий список профессионально-личностных качеств: доброжелательность (27%), ответственность (19%), любовь к детям (18%), креативность (13%), общительность (13%), активность (12%). Именно первые два качества (доброжелательность и ответственность) вошли в образ вожатого «я-идеальный». Среди про-
фессионально-личностных качеств образа я-реального вожатого отсутствуют или представлены в ответах менее, чем у 10% студентов: терпение, понимание, организованность, самоконтроль, чувство юмора, которые были перечислены в образе я-идеального вожатого. Среди 77 вожатых только 6 человек (8%) отметили, что они терпеливы, и это помогает им в работе. При этом часть вожатых написали, что им мешала чрезмерная эмоциональность (12%) и вспыльчивость (9%).
Таким образом, в ходе летней практики в оздоровительных лагерях происходит профессионально-личностное становление студентов, выражающееся в формировании адекватной самооценки своих профессионально-личностных качеств, в формировании я-идеальное образа вожатого с опорой на я-реальное. Для профессионально-личностного развития одними из важных направлений является формирование навыков самоконтроля, самоорганизации.
Библиографический список
1. Листик Е.М., Курганова Е.А. Психологическая подготовка вожатых в педагогическом вузе // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 апреля 2018 г., г. Уфа) Уфа: «ОМЕГА-САЙНС», 2018. С.222-225. URL: http://os-russia.com/SBORNIKI/KON-203.pdf (дата обращения 19.04.2018)
2. Курганова Е.А. Основы конфликтологии для вожатых // Педагогика детского оздоровительного лагеря: учебное пособие/ Н.Н. Илюшина, Н.П. Павлова, Т.Н. Щербакова; под ред. М.М. Борисовой. М: ИНФРА-М, 2017. С. 69-77.
3. Курганова Е.А., Листик Е.М. Особенности работы студента педагогического вуза с временным детским коллективом // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции (5 апреля 2018г.). Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2018. С. 315-317. URL: http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/04/МК-314-Сборник.pdf (дата обращения 19.04.2018)
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO WORK WITH THE INTERIM CHILDREN'S GROUPS
E.M. Listik, candidate of psychological sciences, associate professor E.A. Kurganova, candidate of psychological sciences, associate professor Moscow city university (Russia, Moscow)
Abstract. The article deals with the problem ofprofessional and personal formation of students of pedagogical higher education institution in work with temporary children's collective in summer recreation camps. Compares characteristics of a counselor: "I-ideal" and "I'm real". The General professional and personal qualities in I-ideal and I-real image of counselors are revealed. It is concluded that I-the ideal counselee is based on I-real. One of the main problems in the professional and personal development of students in working with a temporary children's team is the formation of emotional regulation, self-control.
Keywords: professional and personal formation, student, counselor, pedagogical University, a temporary children's collective, the image of the counselor "I'm real", "I-ideal".