Научная статья на тему 'Формирование авторитета вожатого в услових работы в детском оздоровительном лагере'

Формирование авторитета вожатого в услових работы в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1228
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / АВТОРИТЕТ / КОЛЛЕКТИВ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЖАТЫЙ / CHILDREN''S RECREATION CAMP / AUTHORITY / COLLECTIVE / FORMATION / PERSONALITY / VALUABLE ORIENTATIONS / IDENTITY / PUBLIC OPINION / TRADITIONS / ACTIVITY / COMMUNICATION / SELF-GOVERNMENT / LEADER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

В представленной статье рассматриваются методы и формы формирования и развития коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и роль педагога (вожатого) в этом процессе. Дан анализ понятия детский коллектив и различные его классификации. Рассмотрено его значение в формировании личности ребенка. Показаны возможности реализации воспитанниками в условиях короткой лагерной смены своих интересов, склонностей, умений строить взаимоотношения с окружающими и построения социальных отношений, а также специфика организации совместной деятельности и общения детей в разные периоды лагерной смены, а также особенности функционирование органов коллективного самоуправления. Представлены функции вожатого, который должен стать для детей хорошим психологом и постараться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь им в реализации своих способностей, раскрыть таланты, научить общению со сверстниками и взрослыми. Проанализированы возможности воспитателя рационально и целесообразно организовать свою работу по сплочению группы детей и превращению незнакомых ранее детей в коллектив. Показана роль лидера в условиях временного детского коллектива. Как важнейшая задача отмечено коллективное планирование содержания разнообразных видов коллективной творческой деятельности с обязательным учетом интересов, потребностей и возможностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE AUTHORITY OF THE LEADER IN USLOVIKH OF WORK IN CHILDREN'S RECREATION CAMP

In the submitted article methods and forms of formation and development of collective in the conditions of children's recreation camp and a role of the teacher (leader) in this process are considered. The children's collective and its various classifications is given the analysis of a concept. Its value in formation of the identity of the child is considered. Possibilities of realization by pupils in the conditions of short camp change of the interests, tendencies, abilities to build relationship with people around and creation of the social relations and also specifics of the organization of joint activity and communication of children during the different periods of camp change and also feature functioning of bodies of collective self-government are shown. Functions of the leader who has to become for children the good psychologist are presented and try to find individual approach to each child, to help them with realization of the abilities, to disclose talents, to teach communication with peers and adults. Possibilities of the tutor rationally and expediently to organize the work on unity of group of children and transformation of children unfamiliar earlier into collective are analysed. The role of the leader in the conditions of temporary children's collective is shown. As the major task collective planning of maintenance of various types of collective creative activity with obligatory accounting of interests, requirements and opportunities of children is noted.

Текст научной работы на тему «Формирование авторитета вожатого в услових работы в детском оздоровительном лагере»

Не остался в стороне вопрос о необходимости соблюдения принципов здорового образа жизни. Как показали результаты исследования, более половины (56,3% и 71,9% соответственно) опрошенных считают необходимым соблюдение принципов здорового образа жизни.

Несмотря на то, что 96,2% респондентов хорошо осведомлены о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, у 40,6% студентов 4 курса и 28,1% студентов 5 курса соблюдение принципов здорового образа жизни не относится к числу приоритетных.Нужно отметить, что из 64 респондентов, один респондент ответил, что его эта проблема не волнует. Но в основном все участники эксперимента в той или иной степени соблюдают принципы здорового образа жизни, что, несомненно, является высоким показателем отношения будущих педагогов к своему здоровью.

Для того чтобы выяснить динамику соблюдения выпускниками здорового образа жизни, в анкету был включен вопрос, отражающий причины, которые мешают процессу его формирования. Как показали данные опроса, 27,3% студентов 4 курса и 57,3% студентов 5 курса ссылаются на недостаток свободного времени. Возможно, это связано с высокой учебной нагрузкой. Отсутствие мотивации - необходимого упорства, силы воли и настойчивости отмечают 56,5% студентов 4 курса и 28,5% студентов 5 курса. Материальные трудности не дают поддерживать здоровье около 16% респондентам.

Студенты обозначили причины, приводящие к нарушению здоровья школьников. Они посчитали, что самым главным фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние здоровья школьников, является нежелание детей вести здоровый образ жизни. На втором месте у студентов 5 курса стоит большая учебная нагрузка (20,1%), а у 4 курса наследственность (18,6%). Студенты 5 курса так же считают, что негативное воздействие на состояние здоровья оказывает низкий уровень пропаганды здорового образа жизни (11,3%), а студенты 4 курса, в свою очередь, определили негативным воздействием равнодушие родителей к здоровью детей (10,1%). Фактор равнодушия родителей к здоровью детей не остался в стороне, так как семья так же является неотъемлемой частью формирования культуры здоровья у детей.

Немаловажную роль, на наш взгляд, в этом вопросе, приобретают условия самой образовательной организации, где непосредственно будет проходить обучение детей на протяжении 11 лет.

Основные вопросы, которые требуют незамедлительного решения - это вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательной организации. Необходимо решить в ближайшее время, по нашему мнению, ряд вопросов на государственном уровне. Такие, как организация питания детей, качественные уроки физической культуры, с учетом заболеваний ребенка, введение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, занятия лечебной физической культурой, открытие спортивных секций и тренажерных залов для динамических перемен, обучение родителей в родительском лектории по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности, участие детей и родителей в совместных походах и соревнованиях.

Выводы. Таким образом, как показывают данные, полученные в результате проведенного исследования, проблема формирования здорового образа жизни школьников в условиях образовательной среды существует, и она актуальна. Так же мы выяснили, что будущие педагоги в своем большинстве, имеют знания об особенностях формирования здорового образа жизни обучающихся, компетентны в этой области. Будущие педагоги имеют высокий уровень компетентности по вопросам формирования здорового образа жизни в образовательной организации.

Как показала проведенная комплексная оценка уровня подготовки будущих педагогов по вопросам формирования здорового и безопасного стиля поведения у школьников, только 78,9% студентов 4 курса и 79,9% студентов 5 курса имеют высокий уровень компетентности в этом вопросе.

Литература:

1. Агибалова И. М., Куликова Т.А. Самостоятельная работа студентов в вузе: виды, формы, классификации // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. - № 71. - С. 221-227.

2. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В. Современные проблемы формирования качества культуры здоровья студентов и преподавателей в условиях педагогического вуза. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 834.

3. Чуктурова Н.И., Шурыгина В.В., Едренкина А.А., Гатауллина А.Ф., Веникова Е.А. Сущность и значение валеологического сопровождения образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 257-264.

Педагогика

УДК 373.04 ББК 74.200.585.8

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Елена Викторовна

Московский городской педагогический университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА ВОЖАТОГО В УСЛОВИХ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются методы и формы формирования и развития коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и роль педагога (вожатого) в этом процессе. Дан анализ понятия детский коллектив и различные его классификации. Рассмотрено его значение в формировании личности ребенка. Показаны возможности реализации воспитанниками в условиях короткой лагерной смены своих интересов, склонностей, умений строить взаимоотношения с окружающими и построения социальных отношений, а также специфика организации совместной деятельности и общения детей в разные периоды лагерной смены, а также особенности функционирование органов коллективного самоуправления. Представлены функции вожатого, который должен стать для детей хорошим психологом и постараться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь им в реализации своих способностей, раскрыть таланты, научить общению со сверстниками и взрослыми. Проанализированы возможности воспитателя рационально и целесообразно организовать свою работу по сплочению группы детей и

превращению незнакомых ранее детей в коллектив. Показана роль лидера в условиях временного детского коллектива. Как важнейшая задача отмечено коллективное планирование содержания разнообразных видов коллективной творческой деятельности с обязательным учетом интересов, потребностей и возможностей детей.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, авторитет, коллектив, формирование, личность, ценностные ориентации, индивидуальность, общественное мнение, традиции, жизнедеятельность, общение, самоуправление, вожатый.

Annotation. In the submitted article methods and forms of formation and development of collective in the conditions of children's recreation camp and a role of the teacher (leader) in this process are considered. The children's collective and its various classifications is given the analysis of a concept. Its value in formation of the identity of the child is considered. Possibilities of realization by pupils in the conditions of short camp change of the interests, tendencies, abilities to build relationship with people around and creation of the social relations and also specifics of the organization of joint activity and communication of children during the different periods of camp change and also feature functioning of bodies of collective self-government are shown. Functions of the leader who has to become for children the good psychologist are presented and try to find individual approach to each child, to help them with realization of the abilities, to disclose talents, to teach communication with peers and adults. Possibilities of the tutor rationally and expediently to organize the work on unity of group of children and transformation of children unfamiliar earlier into collective are analysed. The role of the leader in the conditions of temporary children's collective is shown. As the major task collective planning of maintenance of various types of collective creative activity with obligatory accounting of interests, requirements and opportunities of children is noted.

Keywords: children's recreation camp, authority, collective, formation, personality, valuable orientations, identity, public opinion, traditions, activity, communication, self-government, leader.

Введение. Вопросам подготовки вожатого к работе в детских оздоровительных лагерях в последние годы уделяется большое внимание в теории и практике современного образования. Это, безусловно, связано с созданием профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) [7], а также необходимостью подготовки специалистов, не только владеющих определенными профессиональными компетенциями, но и понимающих значимость данной профессии как для общества, так и для развития и процветания государства.

Формулировка цели статьи. Одним из важнейших компонентов подготовки студентов педагогических специальностей является практика, учебная и производственная (ФГОС высшего образования последнего поколения). В рамках производственной (педагогической) практики предусматривается летняя педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях. Соответственно, студенты знакомятся с особенностями работы вожатых и работают с детьми одну (обязательно) или несколько смен в ДОЛ (по желанию).

В отличии от работы учителя-предметника, работа в роли вожатого предполагает постоянное общение и взаимодействие с детьми (смена может длиться до 21 дня и вожатый находится в контакте с ребенком 24 часа в сутки). Это предполагает наличие у вожатого деловых, профессиональных и духовно-нравственных качеств, педагогического такта, творческого подхода к своей деятельности, стрессоустойчивости и т.д.

Изложение основного материала статьи. Осуществляя подготовку студентов к летней практике, а также консультируя вожатых в период их работы, мы провели исследование (июнь 2017-август 2018 гг.), направленное на выявление проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе организации летней практики в ДОЛ. Одной из проблем, которую обозначили вожатые, является вопрос формирования их авторитета у детей (в меньшей степени это касалось вожатых, работающих с детьми младшего школьного возраста, в большей степени - тех, кто работал с подростками 13-15 лет).

Прежде, чем рассмотреть особенности формирования авторитета вожатых в процессе работы в оздоровительном лагере, остановимся на характеристике понятия «авторитет».

В Российской педагогической энциклопедии находим следующее определение: «Авторитет - влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также признание права за авторитетными людьми на руководство, готовность следовать их указаниям и советам» [8, с. 17].

Г.М. Хуррамова считает: «Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности...» [9, с. 63-65]. Авторитетный человек, согласно данному определению, занимает особенное положение в обществе, коллективе.

Авторитет педагога представляется в категории педагогической этики и является ее составной частью, как и профессиональный долг, совесть педагога, справедливость, честь.

Коджаспирова Г.М. считает, что «Авторитет педагога - внутреннее признание окружающими за педагогом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности с детьми, родителями, коллегами» [3, с. 594].

В исследованиях М.Ю. Кондратьева встречаем следующее определение: «.авторитет учителя в глазах учащихся - это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя» [4, с. 16].

Вопрос авторитета педагога рассматривает И.П. Андриади. «Проблема эффективности влияния учителя на учеников всегда была в центре внимания педагогов. Для разрешения данной проблемы участникам образовательного процесса необходимо строить авторитетные отношения, ведь «учителю очень важно осознавать себя авторитетной личностью» [2, с. 96]. И.П. Андриади отмечает, что воздействие авторитетного педагога не всегда происходит направленно и авторитетные отношения устанавливаются не сразу, нужно время, чтобы педагог стал авторитетом для ребенка.

Ш.А. Амонашвили пишет, что «профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени» [1, с. 1]. Важно, чтобы учитель не только следовал за всем новым, что происходит в нашей жизни,

но и был патриотом, не забывая о самом главном в нашей истории. А самое главное, быть личностью и вести за собой детей, быть гуманным и прививать гуманность детям [1, с. 1].

Авторитет - сложное понятие. В его структуре выделяют два компонента: личностный и профессиональный. Личностный компонент авторитета включает в себя качества личности педагога, его общую культуру, внешний облик и так далее. В профессиональный компонент большинство исследователей включают знания педагога, его эрудицию, а также его методические приемы и др. Каждый из представленных компонентов является определяющим для детей определенного возраста. Например, младшие школьники в большей степени обращают внимание на личностный компонент (добрый, внимательный, веселый, тактичный и т.д.). А для старшеклассников важно чтобы педагог был эрудированным, знающим свой предмет и т .д.

Коджаспирова Г.М. выделяет два свойства педагогического авторитета: иррадиация (признание авторитетности педагога в тех сферах деятельности, где право педагога на авторитарное влияние еще никем и никогда не проверялось) и спецификация (признание авторитета педагога только в одной из сфер, а в других он таковым не является) [3, с. 594].

Однако авторитет может быть не только истинным, но и ложным (такое разделение описал А.С. Макаренко). Под этим классик педагогики понимал желание учителя добиться от своих учеников беспрекословного послушания и полной бессмысленной покорности, когда ученики независимо от их воли превращаются в абсолютных потребителей готового чужого опыта. Но в итоге по окончании обучения и воспитания ребенок, проявив послушание, показывает иные качества, отличные от самих целей обучения и воспитания [5, с. 41].

Описываются следующие виды ложного авторитета: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты.

Авторитет подавления может быть проявлен в перманентном демонстративном показе воспитателем собственного превосходства над учеником в правах и желание держать всех школьников в беспрерывном страхе перед ошибкой и наказанием.

Учитель - педант формирует свой авторитет постоянными придирками, установкой определенных обычаев и традиций.

Авторитет резонерства проявляется у таких педагогов, которые постоянно поучают школьников, читая им мораль и нотации, считая, что так они воспитывают детей.

Педагоги, строящие свою деятельность на основе мнимой доброты, чаще всего занимаются попустительством, что порождает игнорирования и насмешки со стороны детей.

Как видим из анализа понятия «авторитет», он является сложным компонентом профессиональной этики педагога, не возникает по факту получения студентом высшего педагогического образования. Авторитет можно только заработать. И если педагог в школе имеет для этого время и может, в случае необходимости, провести «работу над ошибками», то у вожатого сжатые сроки работы по формированию временного детского коллектива и утверждению своего авторитета среди детей.

Большое значение имеет первое впечатление, которое вожатый произведет на отряд, с которым ему предстоит работать. То есть важной является организация деятельности и общения вожатого с детьми, а также способы решения возникающих проблем и конфликтов в организационный период смены (первые 2-3 дня). Т.Н. Щербакова и Е.В Щербакова считают: «Педагог должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей» [10, с. 32]

Например, при формировании отрядов дети могут захотеть перейти из отряда в отряд (обычно отряды формируют по возрастным характеристикам детей, однако родители или дети обращаются с просьбами перевести в другой отряд (например, в котором есть друзья, сестры, братья и др.).

Варианты решения могут быть разными, что зависит от возраста детей в отряде, знакомы ли дети в отряде друг с другом, наличия или отсутствия опыта педагогической деятельности у вожатого, стиля общения с детьми, времени, отведенного на решение данной проблемы и др. Педагог, который изначально решит быть демократичным, обсуждать с детьми все вопросы, выслушивать их мнение, может предложить ребятам в процессе беседы или дискуссии принять решение, которое бы устроило большинство детей. Но этот процесс может быть длительным, а у вожатого для решения этой ситуации время ограничено. Если вожатый применит тактику ложной доброты (стараются понравиться детям, проявляя излишнюю доброту и нетребовательность) и постарается всем угодить, то для него данная проблема вообще может стать не разрешимой. То есть педагог должен уметь предвидеть последствия своих действий и правильно выстраивать тактику и стратегию своей деятельности.

При организации жизнедеятельности временного коллектива в детском оздоровительном лагере часто возникают проблемы, которые не авторитетный вожатый, с нашей точки зрения, не сможет решить без серьезных последствий для детей и своей дальнейшей работы. Среди таких проблем:

- своеобразная «дедовщина» в лагере. Часто встречаются дети, которые приезжают в лагерь не первый раз и считают себя всезнайками, могут руководить деятельностью и общением других детей (новичков) или даже вожатых («А у нас в прошлой смене (в прошлом году, в другом лагере) было по-другому....», «А наши прежние вожатые разрешали нам днем не спать (играть на телефоне, сидеть в Интернете).....»);

- в каждом отряде встречается 1-2 человека, которые ничего не хотят делать в лагере (их мотивация - мы устали учиться и теперь хотим только отдыхать, гулять, играть), а также дети, которых родители отправили в лагерь без их желания (для правильной социализации и воспитания ребенка);

- поддержание дисциплины детей во время мероприятий;

- соблюдение детьми режимных моментов (сложности с организацией «тихого часа» и «отбоя») [6 с. 133].

Авторитетный педагог может решить эти проблемы без применения авторитарного стиля и прямых педагогических требований в виде приказов, указаний, запретов и т.д. А.С. Макаренко отмечал, что «...самый смысл авторитета в том и заключается, что не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая так простым детским глазом» [5, с. 34]. То есть дети, какого бы возраста они не были, должны быть уверены, что вожатый требует от них

выполнения каких-либо правила не потому, что придирается к ним, а потому, что сам эти правилам следует и он обладает теми личностными качествами, которые ребенок в старшем уважает.

«Дети с положительным настроем на жизнь в лагере уже сразу начинают активно включаться в разнообразные виды деятельности, помогают вожатым, занимают позиции лидеров и руководят теми, кто пока не может приспособиться к условиям загородного лагеря, и испытывают трудности адаптации. На этих ребят вожатые и воспитатели опираются в организационный период» [11, с. 167].

Формирование авторитета предполагает работу педагога над собой, которая осуществляется в несколько этапов:

I- изучение характеристики качеств собственной личности, представление о своей «Я-концепции». Основная цель - создание собственного личностного образа.

II- определение и развитие характеристик, присущих определенному этапу развития личности, ожиданиям коллег, родителей, детей. На данном этапе возможно проведение ранжирования и выбор наиболее важных и требуемых сегодня профессиональных и личностных качеств, которые педагог постоянно развивает в себе.

III - работа над собственным имиджем (стиль, поведение, техника самопрезентации).

IV - постоянное овладение новыми способами коммуникации: расширение опыта взаимодействия и влияния, овладение педагогическими техниками и грамотной речью.

Выделение этих этапов достаточно условно, так как третий и четвертый этапы могут идти параллельно. Но нельзя забывать, что педагогический авторитет зависит от личностных характеристик педагога, его предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки и опыта.

Выводы. Таким образом, мы кратко рассмотрели особенности формирования авторитета вожатого. Какой будет сформирован авторитет, зависит от многих аспектов: от отношения к необходимости формирования авторитета самого педагога, стиля общения с детьми, наличия опыта педагогической деятельности, от внешних факторов (средств массовой информации, стереотипов восприятия образа человека определенной профессии).

Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Кн. 4. Об оценках. / Шалва Амонашвили. - 2-е изд. - М.: Свет, 2015. - 368 с.

2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебник / И.П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М.6 ИНФРА - М, 2018. - 209 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. М.: КРОНУС, 2010 - 744 с.

4. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии, 1987 - №2.

5. Макаренко, А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании / А.С. Макаренко. - М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2009, - 500 с.

6. Педагогика детского оздоровительного лагеря: учебник /Н.Н. Илюшина, Н.П. Павлова, Т.Н. Щербакова и др.; под ред. М.М. Борисовой. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 216.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», с изменениями и дополнениями 2017 г.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 697 с.

9. Хуррамова Г.М. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя воспитателя Г.М. Хкуррамова // Вопросы педагогики. - 2017. - №6 - с. 63-65.

10. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Имиджелогия для современного педагога. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - 192 с.

11. Щербакова, Т.Н., Щербакова, Е.В. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 3. с. 266-274.

Психология

УДК 378

старший преподаватель Абрамова Ольга Владимировна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях. Показана актуальность исследуемого процесса, которая связана с тем, что в преподавательской деятельности одной из методик приобщения обучающихся к углублённому сбору и структурированию имеющихся данных по выбранному предмету является привлечение обучающихся к участию в научной конференции. Автором рассмотрены такие психолого-педагогические реалии проведения такого рода конференций, как: роль преподавателя на стадии подготовки к участию в конференции, творческий аспект, умение подачи материала, составляющая юмор, раскрытие потенциала студента.

Ключевые слова: научно-практическая студенческая конференция, студенческий потенциал, студенческие исследования, культурная компетенция, творчество, организационные способности.

Annotation. This article deals with the key aspects in conducting student scientific practical conferences at Institutions of higher education. The article is referred to the relevance of the process being studied and connected with the matter that in the teaching activity one of the methodics involving the students in the deep data acquisition and the structuring of existing information on the subject is involving the students to participate in scientific conferences. The author relies upon such psychological and pedagogical realities of the conferences as: the role of a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.