Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях'

Психолого-педагогические аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / SCIENTIFIC PRACTICAL CONFERENCE / STUDENT POTENTIAL / STUDENT RESEARCH WORK / CULTURAL COMPETENCE / CREATIVE WORK / ORGANIZATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях. Показана актуальность исследуемого процесса, которая связана с тем, что в преподавательской деятельности одной из методик приобщения обучающихся к углублённому сбору и структурированию имеющихся данных по выбранному предмету является привлечение обучающихся к участию в научной конференции. Автором рассмотрены такие психолого-педагогические реалии проведения такого рода конференций, как: роль преподавателя на стадии подготовки к участию в конференции, творческий аспект, умение подачи материала, составляющая юмор, раскрытие потенциала студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects in conducting student scientific -practical conferences in Institutions of Higher education

This article deals with the key aspects in conducting student scientific practical conferences at Institutions of higher education. The article is referred to the relevance of the process being studied and connected with the matter that in the teaching activity one of the methodics involving the students in the deep data acquisition and the structuring of existing information on the subject is involving the students to participate in scientific conferences. The author relies upon such psychological and pedagogical realities of the conferences as: the role of a teacher at the stage of preparation for the conference, the creative aspect, the ability to submit the material, the humor component, bringing to light the student inner potential.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях»

выполнения каких-либо правила не потому, что придирается к ним, а потому, что сам эти правилам следует и он обладает теми личностными качествами, которые ребенок в старшем уважает.

«Дети с положительным настроем на жизнь в лагере уже сразу начинают активно включаться в разнообразные виды деятельности, помогают вожатым, занимают позиции лидеров и руководят теми, кто пока не может приспособиться к условиям загородного лагеря, и испытывают трудности адаптации. На этих ребят вожатые и воспитатели опираются в организационный период» [11, с. 167].

Формирование авторитета предполагает работу педагога над собой, которая осуществляется в несколько этапов:

I- изучение характеристики качеств собственной личности, представление о своей «Я-концепции». Основная цель - создание собственного личностного образа.

II- определение и развитие характеристик, присущих определенному этапу развития личности, ожиданиям коллег, родителей, детей. На данном этапе возможно проведение ранжирования и выбор наиболее важных и требуемых сегодня профессиональных и личностных качеств, которые педагог постоянно развивает в себе.

III - работа над собственным имиджем (стиль, поведение, техника самопрезентации).

IV - постоянное овладение новыми способами коммуникации: расширение опыта взаимодействия и влияния, овладение педагогическими техниками и грамотной речью.

Выделение этих этапов достаточно условно, так как третий и четвертый этапы могут идти параллельно. Но нельзя забывать, что педагогический авторитет зависит от личностных характеристик педагога, его предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки и опыта.

Выводы. Таким образом, мы кратко рассмотрели особенности формирования авторитета вожатого. Какой будет сформирован авторитет, зависит от многих аспектов: от отношения к необходимости формирования авторитета самого педагога, стиля общения с детьми, наличия опыта педагогической деятельности, от внешних факторов (средств массовой информации, стереотипов восприятия образа человека определенной профессии).

Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Кн. 4. Об оценках. / Шалва Амонашвили. - 2-е изд. - М.: Свет, 2015. - 368 с.

2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебник / И.П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М.6 ИНФРА - М, 2018. - 209 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. М.: КРОНУС, 2010 - 744 с.

4. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии, 1987 - №2.

5. Макаренко, А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании / А.С. Макаренко. - М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2009, - 500 с.

6. Педагогика детского оздоровительного лагеря: учебник /Н.Н. Илюшина, Н.П. Павлова, Т.Н. Щербакова и др.; под ред. М.М. Борисовой. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 216.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», с изменениями и дополнениями 2017 г.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 697 с.

9. Хуррамова Г.М. Понятие об истинном и ложном авторитете учителя воспитателя Г.М. Хкуррамова // Вопросы педагогики. - 2017. - №6 - с. 63-65.

10. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Имиджелогия для современного педагога. - М.: УЦ Перспектива, 2012. - 192 с.

11. Щербакова, Т.Н., Щербакова, Е.В. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 3. с. 266-274.

Психология

УДК 378

старший преподаватель Абрамова Ольга Владимировна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения студенческих научно-практических конференций в высших учебных заведениях. Показана актуальность исследуемого процесса, которая связана с тем, что в преподавательской деятельности одной из методик приобщения обучающихся к углублённому сбору и структурированию имеющихся данных по выбранному предмету является привлечение обучающихся к участию в научной конференции. Автором рассмотрены такие психолого-педагогические реалии проведения такого рода конференций, как: роль преподавателя на стадии подготовки к участию в конференции, творческий аспект, умение подачи материала, составляющая юмор, раскрытие потенциала студента.

Ключевые слова: научно-практическая студенческая конференция, студенческий потенциал, студенческие исследования, культурная компетенция, творчество, организационные способности.

Annotation. This article deals with the key aspects in conducting student scientific practical conferences at Institutions of higher education. The article is referred to the relevance of the process being studied and connected with the matter that in the teaching activity one of the methodics involving the students in the deep data acquisition and the structuring of existing information on the subject is involving the students to participate in scientific conferences. The author relies upon such psychological and pedagogical realities of the conferences as: the role of a

teacher at the stage of preparation for the conference, the creative aspect, the ability to submit the material, the humor component, bringing to light the student inner potential.

Keywords: scientific- practical conference, student potential, student research work, cultural competence, creative work, organizational skills.

Введение. Сегодня трудно переоценить важность эмпирического академического опыта. Большинство высших учебных заведений полностью поддерживает те виды деятельности, которые проходят вне рамок учебных занятий и способствуют более эффективному получению новых знаний, а так же направлены на раскрытие творческого потенциала студентов.

Студенческие исследования могут быть невероятно полезны для будущей профессиональной деятельности, а так же способствуют увеличению интереса обучающихся не только к техническим предметам, но и к иностранному языку. Это показывает актуальность исследуемой проблемы на сегодняшний день [2, c. 130].

Проведение научно практических конференций среди студентов в высших учебных заведениях сопряжено с рядом психолого-педагогических аспектов, на рассмотрении которых мы остановимся подробнее.

Роль преподавателя на стадии подготовки. Совместная работа преподавателя и студента на подготовительном этапе перед проведением научной конференции ведёт к процессу обмена идеями, к передаче профессиональных знаний. Во время поиска необходимого решения активизируется творческое мышление обучающегося. Это оказывает благоприятное воздействие на профессиональный и личностный рост студента, способствует саморазвитию. Преподаватель следит за соблюдением студентом норм и особенностей языкового общения, на котором проводится конференция, а также консультирует по возникающим вопросом. Под его контролем обучающийся занимается сбором терминологии по теме доклада и анализирует лексико-семантическую составляющую текста.

Творчество. Все творческие выражения личности связаны с особенностями мышления индивидуума. Творчество означает- наслаждаться любой работой, делать любую работу с любовью [3, с.454]. Любое человеческое действие может быть творчеством или же стать им в будущем. Эволюционный путь привёл человека к оптимальному уровню сознательности, предоставив возможность для дальнейшего самостоятельного развития. Выбор направления своего личностного роста принадлежит самому человеку и зависит только от него. Продвижение в профессиональной области, как и духовно-нравственный рост, зависит от самого человека.

Преподаватель и студенты на этапе выбора темы выступления могут провести обсуждение творческого подхода. Это усилит интерес к выбранной тематике, позволит учащимся высказать и аргументировать свою личную позицию по обсуждаемой проблеме.

Стремление к постижению нового всегда ведёт к развитию и совершенствованию личности, поэтому следует давать возможность учащимся различных курсов выступать с докладами о проводимых ими исследованиях, приводить данные, полученные во время экспериментального изучения проблемы, делать заключения на основе полученной информации.

Умение подать материал. Успешное выступление перед аудиторией, концентрация слушателей на предмете обсуждения, способность заинтересовать даже равнодушную публику - одна из самых важных и сложных задач, с которой сталкиваются и студенты, и их научные руководители. Лекторы, выступающие убедительно и производящие впечатление, пользуются большим уважением. Они достигают успеха в работе, в общении с окружающими и добиваются профессионального роста [4, с. 25]. Наставничество научного руководителя при подготовке страшекурсников к публичному докладу имеет высокое значение. Цель преподавателя - оказать студенту помощь и передать свои знания по взаимодействию со слушателями. Рекомендации должны включать в себя объяснение таких моментов, как установка и удержание контакта с аудиторией, на чём следует акцентировать особое внимание, как добиться убедительности своего выступления. Лектор должен добиться от слушателей внимания к речи и восприимчивости к получаемой информации. В вопросе налаживания контакта с аудиторией важным фактором является эмоциональный и коммуникативный способ подачи материала, включающий в себя различные стилистические приёмы, эмоции, способы речевого перехода от одного аспекта рассматриваемой проблемы к следующему аспекту. Преподаватель, высказывающий своё личное мнение по теме обсуждения, помогает обучающимся в освоении ораторского мастерства. Сообщения, базирующиеся на письменном тексте, хуже воспринимаются аудиторией, чем доклады, выстроенные по принципу устной речи.

Юмор. В преподавательской деятельности становится очевидным тот факт, что правы те психологи, которые советуют к критической ситуации подойти философски, суметь улыбнуться [2, c. 132]. Использование юмористической составляющей во время научного выступления сегодня набирает всё большую популярность. Такая форма взаимодействия с публикой настраивает слушателей на искренность, вовлекает в обсуждение. Сухость и строгость же оказывает на публику противоположное воздействие. Чтобы иметь чувство юмора, необходима высокая степень разумности, что не возможно на более низких уровнях развития [4, c. 534].

Раскрытие потенциала студента. В любом человеке заложен какой-либо талант, но не каждый в полной мере осознаёт это и применяет имеющиеся свои способности на практике. Только от человека зависит, будет ли он работать над заложенным в нём таланте, доведёт ли свои способности до высшего мастерства или запустит и забросит их. Самостоятельное развитие потенциала невозможно - для этого требуется непосредственное участие человека и его личная мотивация к развитию и познанию. Большинство людей не уделяют должного внимания имеющимся у них талантам, из-за чего способности постепенно ослабевают, и, в конечном итоге, полностью утрачиваются. Нужно лишь немного потрудиться, а отдача будет огромная, польза будет неоценимая [4, c. 452]. Свои таланты человек может применять в самых разных областях. Следует стремиться к нахождению творческого решения, прикладывать усилия к поиску нестандартного подхода. Это неизменно будет способствовать личностному росту. Вовлечение студентов старших курсов в научные конференции и форумы побуждает их к самосовершенствованию, что окажет влияние на всю их дальнейшую деятельность.

Выводы. Таким образом, сегодня проведение студенческих конференция становится все более популярным в высших учебных заведениях, так как это является формой работы, в ходе которой студенты

могут поделиться своими идеями и научными разработками, послушать презентации своих коллег и специалистов в данной области по теме конференции, высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу[1]. Студенческие конференции обеспечивают уникальный опыт как для студентов, так и для преподавателей. Студенты в рамках подготовки и участия в таких конференциях имеют уникальную возможность взаимодействия с профессионалами, совершенствовать этапы научной работы и проведения исследования, улучшить навыки публичного выступления, что способствует дальнейшему развитию культурной компетенции и профессиональному росту.

Литература:

1. Абрамова О.В. Аксиологический аспект в раскрытии творческих способностей студентов при подготовке научно-практической конференции на иностранном языке. Аксиология иноязычного образования. Том 2. Книга 2. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе.. Сер. «Профессиональная лингводидактика» Ответственные за выпуск: А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов, 2015. С. 122-125.

2. Авдонина М.Ю., Жабо Н.И. Студенческая конференция на иностранных языках как компонент профессиональной подготовки экологов // Вестник МГЛУ. Выпуск 12 (618), 2011. С. 130-140.

3. Ошо Словарь просветления. - СПб.: ИГ «Весь», 2008. - 560 с.

4. Пиз А. Харизма. Искусство успешного общения, М.: Эксмо, 2014. - 144 с.

Психология

УДК 159.923

аспирант Голубева Елена Андреевна

Нижегородский колледж малого бизнеса (г. Нижний Новгород)

СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье актуализируется проблематика достижения понимания смыслового будущего, экстраполируемого в контекст профессиональной подготовки будущих специалистов. Автор подходит к рассмотрению данной проблемы с позиций профессионального самоопределения студентов колледжа в направлениях туризма и гостиничного дела. Выявлена специфика и практические возможности для профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является важным шагом в жизни каждого человека и играет огромную роль в его дальнейшей судьбе. Профессиональное становление начинается с выбора специальности, по которой студент планирует работать в будущем. Студент определяет необходимую специальность, а также свое смысловое будущее основываясь на ряде критериев, более подробно рассмотренных в теории М. Р. Гинзбурга. В статье обозначены основные тенденции научных исследований, в рамках которых анализируются и дополняются теоретико-методологические основания теории смыслов, а также показаны основные императивы исследования смыслового будущего и профессионального самоопределения у студентов, обучающихся по направлению «Туризм и гостиничный бизнес», что может являться основой для разработки психотехнологий конструирования смыслового будущего личности.

Ключевые слова: смысл, смысловое будущее, профессиональное самоопределение, развитие, студенты, направление подготовки «Туризм и гостиничный бизнес».

Annotation. The article actualizes the problem of achieving an understanding of the semantic future, extrapolated to the context of professional training of future specialists. The author approaches the consideration of this problem from the standpoint of professional self-determination of college students in the areas of tourism and hotel business. Identified specificity and practical opportunities for professional self-determination. Professional self-determination is an important step in the life of every person and plays a huge role in his future fate. Professional development begins with the choice of a specialty in which the student plans to work in the future. The student determines the required specialty, as well as his semantic future, based on a number of criteria considered in more detail in the theory of M. R. Ginzburg. The article identifies the main trends in scientific research, in which the theoretical and methodological foundations of the theory of meanings are analyzed and supplemented, and the main imperatives of semantic future research and professional self-determination of students enrolled in the «Tourism and Hospitality» direction are shown, which can be the basis for development of psychotechnologies for constructing the semantic future of a person.

Keywords: meaning, sense, semantic future, professional self-determination, development, students, direction of preparation «Tourism and hotel business».

Введение. В настоящее время современная психология исследует проблематику профессионального самоопределения с позиций субъектного подхода. В этом подходе индивид рассматривается как активный субъект своего собственного жизненного пути, который характеризуется выраженной самостоятельностью и ответственностью. Рассматривая человека в динамике, постоянном совершенствовании и развитии, психолого-педагогическая научная область исследований сосредотачивала свои усилия, развивая идеи поиска оснований смыслового содержания будущего во взаимосвязи личностного и общественного, во влиянии внешних условий и социальных факторов на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности. Научные изыскания о смысловом будущем задают вектор осмысления тех связей и взаимоотношений, которые человек, будучи уникальным элементом системы социального сосуществования, создает своей деятельностью во взаимоотношении с другими людьми. Каждое новое поколение ученых предлагает свои грани осмысления проблем, связанных с содержанием смыслового будущего человека, его соприкосновений с обществом, отталкиваясь от его [человека] природной реальности, воплощенной в физической жизненной сущности, и, углубляясь в его общественное бытие, социальную реальность, основанную на закономерностях общественно-исторического развития. Необходимо отметить, что смысловое содержание будущего человека имеет очень тесную взаимосвязь с профессиональным самоопределением и профессиональной самореализацией личности. Именно в отношении основных вопросов профессионального самоопределения субъектные проявления современного человека состоят в обращенности его сознания к стабильному поиску задач самоопределения, а также конкретных средств их успешного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.