могут поделиться своими идеями и научными разработками, послушать презентации своих коллег и специалистов в данной области по теме конференции, высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу[1]. Студенческие конференции обеспечивают уникальный опыт как для студентов, так и для преподавателей. Студенты в рамках подготовки и участия в таких конференциях имеют уникальную возможность взаимодействия с профессионалами, совершенствовать этапы научной работы и проведения исследования, улучшить навыки публичного выступления, что способствует дальнейшему развитию культурной компетенции и профессиональному росту.
Литература:
1. Абрамова О.В. Аксиологический аспект в раскрытии творческих способностей студентов при подготовке научно-практической конференции на иностранном языке. Аксиология иноязычного образования. Том 2. Книга 2. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе.. Сер. «Профессиональная лингводидактика» Ответственные за выпуск: А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов, 2015. С. 122-125.
2. Авдонина М.Ю., Жабо Н.И. Студенческая конференция на иностранных языках как компонент профессиональной подготовки экологов // Вестник МГЛУ. Выпуск 12 (618), 2011. С. 130-140.
3. Ошо Словарь просветления. - СПб.: ИГ «Весь», 2008. - 560 с.
4. Пиз А. Харизма. Искусство успешного общения, М.: Эксмо, 2014. - 144 с.
Психология
УДК 159.923
аспирант Голубева Елена Андреевна
Нижегородский колледж малого бизнеса (г. Нижний Новгород)
СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье актуализируется проблематика достижения понимания смыслового будущего, экстраполируемого в контекст профессиональной подготовки будущих специалистов. Автор подходит к рассмотрению данной проблемы с позиций профессионального самоопределения студентов колледжа в направлениях туризма и гостиничного дела. Выявлена специфика и практические возможности для профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является важным шагом в жизни каждого человека и играет огромную роль в его дальнейшей судьбе. Профессиональное становление начинается с выбора специальности, по которой студент планирует работать в будущем. Студент определяет необходимую специальность, а также свое смысловое будущее основываясь на ряде критериев, более подробно рассмотренных в теории М. Р. Гинзбурга. В статье обозначены основные тенденции научных исследований, в рамках которых анализируются и дополняются теоретико-методологические основания теории смыслов, а также показаны основные императивы исследования смыслового будущего и профессионального самоопределения у студентов, обучающихся по направлению «Туризм и гостиничный бизнес», что может являться основой для разработки психотехнологий конструирования смыслового будущего личности.
Ключевые слова: смысл, смысловое будущее, профессиональное самоопределение, развитие, студенты, направление подготовки «Туризм и гостиничный бизнес».
Annotation. The article actualizes the problem of achieving an understanding of the semantic future, extrapolated to the context of professional training of future specialists. The author approaches the consideration of this problem from the standpoint of professional self-determination of college students in the areas of tourism and hotel business. Identified specificity and practical opportunities for professional self-determination. Professional self-determination is an important step in the life of every person and plays a huge role in his future fate. Professional development begins with the choice of a specialty in which the student plans to work in the future. The student determines the required specialty, as well as his semantic future, based on a number of criteria considered in more detail in the theory of M. R. Ginzburg. The article identifies the main trends in scientific research, in which the theoretical and methodological foundations of the theory of meanings are analyzed and supplemented, and the main imperatives of semantic future research and professional self-determination of students enrolled in the «Tourism and Hospitality» direction are shown, which can be the basis for development of psychotechnologies for constructing the semantic future of a person.
Keywords: meaning, sense, semantic future, professional self-determination, development, students, direction of preparation «Tourism and hotel business».
Введение. В настоящее время современная психология исследует проблематику профессионального самоопределения с позиций субъектного подхода. В этом подходе индивид рассматривается как активный субъект своего собственного жизненного пути, который характеризуется выраженной самостоятельностью и ответственностью. Рассматривая человека в динамике, постоянном совершенствовании и развитии, психолого-педагогическая научная область исследований сосредотачивала свои усилия, развивая идеи поиска оснований смыслового содержания будущего во взаимосвязи личностного и общественного, во влиянии внешних условий и социальных факторов на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности. Научные изыскания о смысловом будущем задают вектор осмысления тех связей и взаимоотношений, которые человек, будучи уникальным элементом системы социального сосуществования, создает своей деятельностью во взаимоотношении с другими людьми. Каждое новое поколение ученых предлагает свои грани осмысления проблем, связанных с содержанием смыслового будущего человека, его соприкосновений с обществом, отталкиваясь от его [человека] природной реальности, воплощенной в физической жизненной сущности, и, углубляясь в его общественное бытие, социальную реальность, основанную на закономерностях общественно-исторического развития. Необходимо отметить, что смысловое содержание будущего человека имеет очень тесную взаимосвязь с профессиональным самоопределением и профессиональной самореализацией личности. Именно в отношении основных вопросов профессионального самоопределения субъектные проявления современного человека состоят в обращенности его сознания к стабильному поиску задач самоопределения, а также конкретных средств их успешного решения.
Общеизвестно, что на современном этапе развития профессиональное самоопределение будущих специалистов происходит в совершенно иных условиях. Это обусловлено рядом причин. Известно, что развитие профессиональной деятельности, воплощенной в различных сферах труда, рассматривается как источник повышения благосостояния и культурного развития человеческого общества. Профессиональное самоопределение как важнейший фактор эффективной профессиональной деятельности людей является также одним из ведущих факторов прогресса и поступательного экономического развития.
В ходе профессиональной деятельности выражается активная позиция специалиста к окружающей его действительности, которая заключена в ценностно-смысловом, духовном, интеллектуальном и материальном освоении ее ресурсов. В процессе профессиональной деятельности также имеет место конструирование условий существования человека в целом и, в частности, субъектов системы «человек-общество-производство», происходит постоянно ускоряющийся процесс развития профессионального развития, самореализации и становления самого специалиста в рамках сменяющих друг друга общественно-экономических формаций. Несмотря на довольно существенный опыт использования разнообразных психотехнологий, профессиональное самоопределение в настоящее время связано с некоторыми сложностями для самого самоопределяющегося субъекта, особенно на этапе включения в профессиональную жизнь выпускников [2].
Проблематика профессионального самоопределения на современном рынке труда затрагивается в работах Н. Н. Загузиной, В. М. Кузьминой, Е. И. Карташовой и др. Актуализируются проблемы, связанные с современными противоречиями профессионального самоопределения на начальных этапах профессиональной самореализации. Затрагиваются вопросы современных систем профессиональной ориентации, а также освещаются вопросы отечественного и зарубежного опыта профориентации как основы профессионального самоопределения [1; 4; 6].
При этом большинством авторов акцентируется внимание на ориентированности и четкой направленности профессионального самоопределения современного студенчества в будущее, а также рассматривается его ведущая роль на этапе выбора профессии. Однако стоит отметить, что каких-либо конкретных исследований в этой области практически еще не проводилось, что и определило цель нашей работы.
Цель исследования. В связи со сказанным выше актуальным и имеющим определенную научную значимость нам представляется исследование смыслового будущего студентов как важного фактора их профессионального самоопределения в выбранной профессии.
Результаты исследования. Первой системой научной психологии, которая обратилась к понятию смысла для объяснения различных поведенческих проявлений человека, стал психоанализ. Кроме этого, представление о смысле как о важной жизненной задаче детально разработано в теории личности и личностной психотерапии В. Франкла. В своем учении данный исследователь выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о самом смысле жизни, учение о свободе воли. И именно стремление к поиску и реализации человеком смысла своей собственной жизни В. Франкл трактует как врожденную мотивационную тенденцию, которая характерна практически всем людям и представляется главным двигателем поведения и личностного развития [3].
В контексте собственной теории В. Франкл позиционирует человека как существо социальное и мотивированное к созиданию посредством смысла в деятельности. Форма любой этой деятельности сохраняется самим человеком с целью передать ее (другим людям, последующим поколениям и пр.), в связи с чем она приобретает смысловой ценностный оттенок, в рамках которого смысл выступает как двигатель. Это связывает человека с окружающим. Индивидуальное и целое находят свое выражение в воспитательных моментах, связанных с формированием сознания, мышления, мировоззрения, основанных на общественных идеалах, которые совершенствуются в процессе индивидуального влияния личности. Поэтому процесс взаимодействие человека с окружающим миром на основе смысловых ориентаций, проявленный в любых аспектах, можно охарактеризовать как смысловое будущее [5; 7].
В отечественной психологической традиции можно обнаружить понятие смысла и смыслового будущего в исследованиях Л.С. Выготского. Введя данные понятия в своих поздних работах в контексте исследования человеческого сознания, Л.С. Выготский, впрочем, еще сохраняет семантическую его трактовку, применяя его лишь к вербальным словесным смыслам. Однако в исследованиях Л.Н. Леонтьева, которые посвящены проблемам смысла и смыслового будущего, данные понятия трактуются уже совсем иначе. Проблема смыслового будущего как конкретно психологического понятия была раскрыта им в итоге системного анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального практического взаимодействия с окружающей действительностью.
Он показывает нам, что, человек как субъект совершенствуется в деятельности, которая так или иначе связывает его с условиями окружающей действительности или опосредуется ими. В результате такого взаимодействия происходит смысловое взаимовыражение человека в окружающей действительности и, наоборот, особенностей окружающей действительности в человеке. То есть человек, смысл, деятельность и окружающая действительность являются неразделимыми, так как категория, по отнoшению к которoй они станoвятся прилoжением и практическим воплoщением, а также являются результатом их взаимoвыражения в процессе содержательнoго фунмдонирования, есть смысл существования, смысл будущего [9].
Следует отметить, что применительно к процессу самоопределения в профессии смысловое будущее служит одной из субъективных детерминант этого процесса.
Основываясь на теории самоопределения личности в профессии и теории смыслового будущего М.Р. Гинзбурга можно определить следующие его основные критерии [8]:
1. ценностная составляющая будущего;
2. эмоциональная окрашенность будущего;
3. активность субъекта профессионального самоопределения;
4. определенность и конкретика профессионального выбора;
5. семантическая значимость конструкта «смысловое будущее».
Можно заключить, что исследование характера взаимосвязи смыслового будущего и профессионального самоопределения у студентов направления туризма и гостиничного бизнеса может являться основой для разработки психотехнологий конструирования смыслового будущего.
В настоящее время в контексте профессионального самоопределения студентов направления туризма и гостиничного бизнеса следует учитывать такие характерные особенности в данной сфере как недостаточное количество квалифицированных специалистов, а также не полное соответствие степени квалификации сотрудников занимаемым должностям.
Также необходимо отметить, что процесс профессионального самоопределения далеко не ряд одномоментных мероприятий, касающихся выбора будущей профессии. Это, прежде всего, сложный и длительный процесс, характеризующийся специфическими признаками и особенностями, направленными на учет характеристик целевой аудитории.
Практически все точки зрения ученых на предмет и сущность профессионального самоопределения сходятся в одном - этот процесс должен характеризоваться своеобразной тесной «увязкой» личностных свойств, ценностно-смысловых ориентаций и профессиональных требований.
Выводы. По этим причинам профессиональное самоопределение студента в аспекте смыслового будущего в сфере туризма и гостиничного бизнеса находится в основании веры в собственные возможности, самостоятельность, энергичность, имеет тесную связь с его готовностью к разумному риску, детерминирует его оптимизм в отношении ожидания определенной успешности собственных действий в ситуации неопределенности и нестабильности.
Литература:
1. Загузина, Н. Н. Проблемы профессионального самоопределения учащихся на современном рынке труда / Н. Н. Загузина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 70-2.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург, 2015.
3. Кагальницкая, О. Г. Стереотипизация смысложизненной ориентации подростков на начальном этапе профессионального самоопределения / О. Г. Кагальницкая // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - № 2.
4. Карташова, Е. И. Современная система профессиональной ориентации / Е. И. Карташова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). - С. 138-140.
5. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. - М.: Пересвет, 2014.
6. Кузьмина, В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ / В. М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - № 3-4. - С. 74-79.
7. Ларина, Т. Н. Особенности динамики смыслового развития и структура смысложизненных ориентаций юношей в период профессионального становления / Т. Н Ларина // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - №4.
8. Морозов, С. М. Теория А. Н. Леонтьева о механизмах саморазвития деятельности / С. М. Морозов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2.
9. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1976. - 560 с.
Психология
УДК: 316.61:004.946
преподаватель кафедры психологии Зекерьяев Руслан Ильвисович
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТА «Я-ВИРТУАЛЬНОЕ» В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА «Я» ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности формирования компонента «Я-виртуальное» в структуре образа «Я» подростков в целом. В работе анализируются теоретические подходы к изучению структуры образа «Я», а также описываются психологические особенности интернет-социализации личности. В статье анализируются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, формирующие образ «Я». В работе рассматриваются составляющие образа «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-виртуальное», описываются психологические особенности их взаимосвязи, а также анализируется процесс их формирования.
Ключевые слова: образ «Я», структура образа «Я», «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное», «когнитивный компонент», «эмоциональный компонент», «поведенческий компонент».
Annotation. The article discusses the psychological characteristics of the formation of the component «I-virtual» in the structure of the «Self-image» of adolescents in general. The paper analyzes the theoretical approaches to the study of the structure of the «Self-image», as well as describes the psychological characteristics of the internet-socialization of the individual. The article analyzes the cognitive, emotional and behavioral components that form the «Self-image». The work considers the components of the «Self-image»: «I-real», «I-ideal» and «I-virtual», describes the psychological characteristics of their interconnection and also analyzes the process of their formation.
Keywords: «Self-image», structure of «Self-image», «I am real», «I am ideal», «I am virtual», cognitive component, emotional component, behavioral component.
Введение. Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией, внедрением информационных технологий во многие сферы жизни, что привело, в частности, и к изменению в процессе социализации, развития и становления личности. Процесс интернет-социализации предоставляет новые возможности для коммуникативного взаимодействия и формирует новую культурную реальность, в которой личность участвует в новых видах деятельности, обладая при этом широким спектром средств, которые опосредованно влияют на становление образа «Я». Следует также отметить, что основным контингентом сетей социального взаимодействия являются подростки, находящиеся на стадии активного