Bibliography
1. Kuljbyakina, L.Ya. Zadacha kak sistema // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - Gorno-Altayjsk. - 2012. - № 2(33).
2. Pitirim Sorokin - Nikolay Kondratieff International Institute [Eh/r]. - R/d: http://cycles.newparadigm.ru/cycles2.htm
3. Meljnikov, Yu.N. Ciklichnostj v istorii Rossii // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1997. - № 5.
4. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzheyj / pod red. P.I. Pidkasistogo. - M., 1998.
5. Pavlov, I.P. Polnoe sobranie sochineniyj. - M.,1951. - T. III.
6. Arutyunyan, E.B. Metodika obucheniya matematike s ispoljzovaniem sistemih uchebnogo oborudovaniya. - M., 1984.
7. Blokh, A.Ya. Kurs algebrih sredneyj shkolih: metodicheskie razrabotki dlya slushateleyj FPK. - M., 1986.
8. Dorofeev, G.V. O sostavlenii ciklov vzaimosvyazannihkh zadach // Matematika v shkole. - 1983. - № 6.
9. Georgiev, V.S. Opiht aktivizacii deyateljnosti shkoljnikov na osnove ispoljzovaniya ciklov zadach // Matematika v shkole. - 1988. - № 2.
Статья поступила в редакцию 14.01.13
УДК 378. 02
Dovydova M. V,, Shabalina E.P PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS AS A FACTOR OF PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION. Addresses the methodological bases of the issue of self-determination in theory and practice, professional development and self-development of the personality of the student, the influence of the self-determination of the choice of the further vital way.
Key words: self-determination, values, the development of professional self-determination in the University.
М.В. Довыдова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: marina [email protected];
Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются методологические основы проблемы самоопределения в теории и практике, профессиональное развитие и саморазвитие личности студента, влияние самоопределения на выбор дальнейшего жизненного пути.
Ключевые слова: самоопределение, ценности, развитие профессионального самоопределения в вузе.
В настоящее время, в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, резко возросла значимость профессий социономического типа (профессии системы «Человек - Человек»), представителями которой являются педагоги, специалисты социальной работы.
Актуальность данной проблемы, заключается в том, что резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов с высшим образованием стимулируют поиски новых подходов в оказании помощи и поддержки студентам, находящимся на этапе профессионального обучения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс как жизненного, так и профессионального самоопределения молодого человека, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Для организации такой психологической поддержки требуется знание социально-психологических особенностей профессионального самоопределения молодого человека на этапе обучения в вузе, что позволит решить проблему построения такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона целостной культуру личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, прак-тически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической и др.) и поведения в обществе. Потребность самоопределения, поиска своего места в жизни, которая обострена вступлением в самостоятельную жизнь, вырастает в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности личности. Термин «самоопределение» рассматривается в самых различных значениях. Значительный вклад в понимание проблемы самоопределения личности внесла философия. Представители классического экзистенциализма С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс утверждают, что на определенной стадии жизни переход от созерцательно-чувственного способа бытия к «самому себе» осуществляется в форме выбора и приводит «внутренним Я».
В. Франкл утверждал, что самоопределение призвано отвечать на вопрос о смысле нашего бытия [1]. Самоопределение как вы-
бор себя необходимо, ибо оно имеет, как считал С. Кьеркегор, «решающее значение для внутреннего содержания личности: делая выбор, она вся наполняется выбранным» [2]. Русская философская мысль развивала идею самоопределения человеческой личности через отношение к «другому». Н. Бердяев считал самоопределение - это дарованная богом свобода [3]. Самоопределение личности в русской философской литературе - этико-практическая проблема. Содержание и направленность самоопределения зависит от воли, желания, терпения конкретной личности. Представление о самоопределении у русских философов связано с верой в человека и подразумевает в первую очередь личностное самосовершенствование.
Личностное самоопределение - это способность оценивать себя изменяющегося (развивающегося) во времени, осознанно влиять на процесс и результат собственного развития, занимать активную позицию. По мнению А.В. Мудрика, это связано с тем, что «именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, происходит осознание себя как субъекта общественных отношений. Определение себя в мире мыслится им, как определение своей индивидуальности и своей индивидуальной позиции [4].
Некоторые авторы связывают самоопределение с ценностями (И.Г. Шендрик, М.Г. Гинзбург и др.). Так, например, М.Г. Гинзбург рассматривает самоопределение вместе с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни с ориентацией на будущее. По его мнению, самоопределение - это «определение себя как личности, занятие активной позиции». Автор считает, что в основе самоопределения лежит личностное самоопределение, активное определение своей позиции относительно общественно выбранной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования [5]. Личностное самоопределение выступает основанием развития личности. Е.А. Климов, оставляя в стороне некоторые возможности выбора, указывает на активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов [6].
Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения в отечественной науке были заложены
С.Л. Рубинштейном. Личность выступает как субъект жизни. Самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизнен-
ной ситуации. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [7]. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. Смысл принципа детерминизма, по мнению С.Л. Рубинштейна, «заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [7, с. 382].
Самоопределение есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [8, с. 138]. А.Н. Леонтьев самоопределение рассматривает как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное - избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими [9, с. 227].
В.Ф. Сафин рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований [10]. Психолого-культурологический подход к проблеме личностного самоопределения представлен в работах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, одновременно экстериоризируются (самореализуются) психические процессы. Причем экстериоризация (творческий процесс) не является простым отражением как интериоризованного ранее, так и исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности [11].
Различая социальный и личностный аспекты самоопределения подростков, И.С. Кон противопоставляет их автономии от старших и сущностью их считает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, поиск ответа на вопрос «кем быть и что делать?» [12].
Потребность самоопределения, поиска своего места в жизни, определяет характер внутренней и внешней активности личности. Сущность ее жизненной перспективы отражают жизненные цели, планы, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, проективный и реальный выбор и многое другое. Отличая содержательную общность данных понятий, следует указать на их различия. Так жизненные планы являются средством осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах. Сами планы определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров в предстоящей жизнедеятельности. Представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. Стержнем жизненного самоопределения можно считать выбор жизненных целей формирующейся личности. Жизненные планы тесно связаны с проективным выбором, который определяется сознательно поставленной целью дальнейшего жизненного пути. Они развиваются вместе с выбором и представляют собой систему ближайших и более отдаленных личных целей. Совокупность целей, задач на будущее, являющихся средством и результатом осознания личных потребностей, возможностей и соотношения их с общественными требованиями, отражаются в жизненных планах. Сущность жизненных планов для личности заключается в том, что они выступают как постоянное движение вперед. Сформированные жизненные планы являются показателем социальной зрелости личности [13]. Исследователи жизненных планов выделяют следующие функции: прогностическая функция (предвидение желаемого будущего); регулятивная функция (программа достижения желаемых целей); стимулирующая функция (побуждение к реализации программы); воспитывающая функция (самовоспитание личности для достижения желаемых целей); корректирующая функция (корректировка текущей цели).
Краткий обзор проблемы самоопределения личности был бы неполным, если не проследить связь самоопределения личности и образования человека. Очевидно, что она двухсторонняя: с одной стороны, самоопределение личности, ее выбор формирует позицию по отношению к образованию, с другой -образование влияет на самоопределение. Механизм этого влияния во многом зависит от целей, которые ставятся перед образованием. Результатом этой деятельности является профессиональное развитие и саморазвитие личности студента, реали-
зация ее профессионально-психологического потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом функционирующего специалиста и повышение эффективности его профессиональной деятельности.
Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. Цель личностно-ориентированного профессионального образования
- развитие у студентов направленности, компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
В личностно-ориентированном профессиональном образовании особое значение принадлежит социально-профессиональной направленности, интегральной составляющей которой является профессиональное самосознание. В процессе его становления происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации в учебно-профессиональной деятельности. Реализация социальнопсихологического сопровождения студентов возможна при наличии целостной комплексной программы. Ее разработка основывается на следующих принципах: учитывается потребность личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии; признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом сопровождения; психотехнологии сопровождения соотносятся с закономерностями профессионального становления личности [14]. Развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью профессионального образования и может рассматриваться в качестве его системообразующего фактора. Становление специалиста обязательно предполагает формирование образа профессии и развитие: аксиологической направленности и профессионального сознания; социального и профессионального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; позитивного отношения к миру и к себе; самостоятельности, автономности и уверенности в себе; профессионально важных качеств и аутокомпетентности. Психологическая поддержка студентов 1-2 курсов факультета технологии и профессиональнопедагогического образования заключается в оказании помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поскольку на этом этапе происходит адаптация к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, освоение новой социальной роли. На начальном этапе профессионального образования можно выделить следующие виды деятельности: диагностику готовности студентов к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций; помощь студентам в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; психологическую поддержку в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении комфортных взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями; консультирование студентов, имеющих трудности и конфликты профессионального самоопределения, в частности консультирование студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности. Критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.
Одной из наиболее важных форм психологической поддержки процесса профессионального самоопределения студентов являются социально-психологические тренинги. Психокоррекционную работу методом тренинга со студентами по оптимизации процесса их профессионального самоопределения целесообразно осуществлять по двум основным направлениям: первое должно быть посвящено непосредственно процессу профессионального самоопределения, его активизации у студентов, второе -формированию и развитию у них профессионально важных качеств. В частности, для студентов, обучающихся по специальности педагог профессионального обучения, таковыми являются коммуникативные навыки и умения, то есть коммуникативная компетентность. Для реализации обозначенных направлений можно использовать тренинг профессионального самоопределения и тренинг коммуникативных навыков. Данные тренинги можно проводить как по отдельности, независимо друг от друга, так и последовательно друг за другом. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии или конкретного учебного заведения, а осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, в том числе в процессе обучения. Данный процесс взаимосвязан с развитием самосознания, включает формирование системы ценностных ориентации, моделиро-
вание своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала и является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Оценка развития профессионального самоопределения, позволяет выявить три уровня профессионального самоопределения студентов:
- низкий уровень (недостаточно развиты поведенческий и мотивационный компоненты профессионального самоопределения; неустойчивый интерес к учебно-профессиональной деятельности, заниженная самооценка);
- средний уровень (неустойчивый интерес к учению, будущей профессиональной деятельности);
- высокий уровень (профессиональные намерения и выбор профессии совпадают; глубокие знания по основным предметам; сознательное применение их в ходе практической деятельности; адекватная самооценка).
На примере результатов одного из исследований студентов, можно констатировать, что из 100 студентов в возрасте 18-
Библиографический список
1. Франкл, В. Доктор и душа. - СПб., 1997.
2. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Ростов-на-Дону, 1998.
3. Бердяев, Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. - М., 1995.
4. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». - М., 1990.
5. Гинзбург, М.Р Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.
6. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.
7. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
8. Альбуханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е.В. Шорохова. -М., 1987.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
10. Сафин, В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. - Уфа, 2004.
11. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т. 3.
12. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
13. Шабалина, Е.П. К вопросу о личностном самоопределении // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: материалы Международной н/п. конф. - Новокузнецк, 2010. - Ч. III.
14. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие. - М., 2002.
15. Довыдова, М.В. Профессиональное самоопределение будущих педагогов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сб. науч. трудов Международной н/п конф.: в 3 ч. / под ред. В.В. Крашенинникова. - Новосибирск, 2012. - Ч. 2.
Bibliography
1. Frankl, V. Doktor i dusha. - SPb., 1997.
2. Kjerkegor, S. Naslazhdenie i dolg. - Rostov-na-Donu, 1998.
3. Berdyaev, N.A. Carstvo Dukha i Carstvo Kesarya. - M., 1995.
4. Mudrik, A.V. Socializaciya i «smutnoe vremya». - M., 1990.
5. Ginzburg, M.R. Psikhologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya // Voprosih psikhologii. - 1994. - № 3.
6. Klimov, E.A. Razvivayuthiyjsya chelovek v mire professiyj. - Obninsk, 1993.
7. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1973.
8. Aljbukhanova-Slavskaya, K.A. Zhiznennihe perspektivih lichnosti // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni / otv. red. E.V. Shorokhova. -M., 1987.
9. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.
10. Safin, V.F. Samoopredelenie lichnosti. Teoreticheskie i ehmpiricheskie aspektih issledovaniya. - Ufa, 2004.
11. Vihgotskiyj, L.S. Istoriya razvitiya vihsshikh psikhicheskikh funkciyj / L.S. Vihgotskiyj // Sobr. soch.: v 6 t. - M., 1983. - T. 3.
12. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.
13. Shabalina, E.P. K voprosu o lichnostnom samoopredelenii // Teoriya i praktika pedagogicheskoyj nauki v sovremennom mire: tradicii, problemih, innovacii: materialih Mezhdunarodnoyj n/p. konf. - Novokuzneck, 2010. - Ch. III.
14. Mitina, L.M. Psikhologicheskoe soprovozhdenie vihbora professii: nauchno-metodicheskoe posobie. - M., 2002.
15. Dovihdova, M.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh pedagogov // Tekhnologicheskoe obrazovanie i ustoyjchivoe razvitie regiona: sb. nauch. trudov Mezhdunarodnoyj n/p konf.: v 3 ch. / pod red. V.V. Krasheninnikova. - Novosibirsk, 2012. - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 14.01.13
УДК 378 Vinitskaya N.V., Shabalina E.P. AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF ART. The conditions of the development of aesthetic education of the students in the University through the interdisciplinary communication between learning objects and works of art.
Key words: aesthetic education, the origins of culture, national values.
Н.В. Виницкая, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]; Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Рассматриваются условия развития эстетического воспитания студентов в вузе через связи между учебными предметами и произведениями искусства.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, истоки культуры, национальные ценности.
20 лет у 53% преобладает средний уровень профессионального самоопределения студентов, 15% имеет высокий уровень, а 32% - низкий уровень профессионального самоопределения [15]. Это объясняется тем, что по-прежнему студенты материально зависят от своих родителей и часть студентов не определились со своей будущей профессией. Процесс профессионального самоопределения личности не заканчивается выбором профессии, а способствует в ходе профессионального обучения укреплению уверенности в оправданности выбора будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения происходит неосознаваемый процесс профессиональной направленности личности. Не вызывает сомнений важность дальнейшего изучения особенностей профессионального самоопределения будущих педагогов на этапе их обучения, особенно перспективным и актуальным представляется изучение динамики данного процесса, что позволит разработать психокоррекционные программы по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов, находящихся и на более поздних его этапах.