Научная статья на тему 'Моделирование индивидуально-образовательного маршрута как фактор повышения эффективности подготовки бакалавров'

Моделирование индивидуально-образовательного маршрута как фактор повышения эффективности подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довыдова М. В., Шабалина Е. П.

В статье рассматривается теоретический анализ процесса моделирования, содержание и структура индивидуально-образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довыдова М. В., Шабалина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF BACHELORS

The article considers the theoretical analysis of the modeling process, the content and structure of individual educational routes. Key words: modeling, model, individual educational track.

Текст научной работы на тему «Моделирование индивидуально-образовательного маршрута как фактор повышения эффективности подготовки бакалавров»

В процессе организации и проведения практических занятий ставились и решались следующие задачи:

- расширение представления о художественно-образовательных средствах и их практическом применении в процессе выполнения эскизов;

- изучение приемов выполнения эскизов в графической технике и в технике аппликации;

- развитие поисковых навыков школьников на всех этапах учебно - творческой деятельности; овладение базовыми стратегиями мышления и использование их в качестве стратегий творческого поиска [1].

Включение подростков в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества

- становится активной формой эстетического воспитания и развития его творческой активности.

Народное декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев и народов КЧР, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в приоритет прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать учащихся к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

Войлочное производство у балкарцев и карачаевцев получило устойчивую базу развития в условиях натурального скотоводческого хозяйства. Овечья шерсть была продуктом домашнего производства. Она обрабатывалось женщинами одной семьи. Привлекались к этому процессу и девочки-подростки. Единственной школой обучения мастерству была система преемственности народных традиций. Наиболее опытная мастерица, руководившая всем технологическим процессом создания войлока, брала на себя и решение художественных задач - подбор цвета и укладку узора из специально обработанной шерсти. Сейчас появилась возможность приобщать учащихся к народным традициям в условиях образовательной школы, где в роли мастерицы выступает уже учитель. Изучая и познавая произведения народного искусства, учащиеся осваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, уважение к человеку, бережное отношение к природе, необходимость добросовестного труда.

Библиографический список

Наше внимание было обращено на то, что занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствовали удовлетворению потребности учащихся в самоутверждении. Эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности - залог успешного овладения этой деятельностью и развития творчества. Для этого с учетом разработанной нами методической системы проводились занятия, где учащиеся не просто изучают искусство войлока и технические приемы обработки войлока (шерсти), а проводят исследование над проблемой, поставленной перед ними.

В результате проделанной работы нами был сделан вывод, что разнообразие народного художественного материала, интегрирующего его в различных видах доступной учащимся художественно-творческой деятельности, позволяет с успехом решать задачи эстетического воспитания средствами этнохудожествен-ной культуры народов Карачая и Черкессии.

Полученный нами опыт приобщения учащихся к народным промыслам через искусство использования войлока для декорирования дома (ковры), дизайна одежды, в настоящий момент успешно перенесён нами на более взрослую аудиторию. Работа с войлоком активно используется автором в процессе обучения студентов на факультете дизайна и искусства Северо-кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. Причём, элементы работы с войлоком применяются нами не только в учебной работе, но и при организации инновационных форм воспитания со студентами [2]: приобщение их к участию к конкурсам социальных проектов, организации воспитательных мероприятий с сопровождением в виде мультимедийных презентаций и др.

Обобщая изложенное, необходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию художественно-эстетического воспитания учащихся на основе приобщения к народным промыслам: соответствие программы основным дидактическим принципам; оптимальный выбор методов обучения, учитывающих условия протекания учебного процесса; индивидуальный подход, учитывающий особенности и возможности учащихся; творческий характер учебных занятий, основанный на использовании проблемно-поисковых методов, методов стимулирования творческой активности.

1. Тебуева, М.М. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере использования войлока в одежде: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

2. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2011.

Bibliography

1. Tebueva, M.M. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti uchathikhsya 5-7 klassov na zanyatiyakh dekorativno-prikladnihm iskusstvom: na primere ispoljzovaniya voyjloka v odezhde: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

2. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.01.14

УДК 378. 02

Dovydova M.V., Shabalina E.P. MODELING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF BACHELORS. The article considers the theoretical analysis of the modeling process, the content and structure of individual educational routes.

Key words: modeling, model, individual educational track.

М.В. Довыдова, кандид. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: marina 250165@yandex.ru; Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shabalinaep@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

В статье рассматривается теоретический анализ процесса моделирования, содержание и структура индивидуально-образовательного маршрута.

Ключевые слова: моделирование, модель, индивидуально-образовательный маршрут.

В современных социально-экономических условиях разви- тированное на развитие активной позиции участников образо-тия общества востребованным становится образование, ориен- вательного процесса. В связи с тем, что большую роль в подго-

товке бакалавров играют педагогические и технические дисциплины, именно в процессе их изучения особое значение имеет моделирование индивидуально-образовательного маршрута студента как фактора повышения эффективности подготовки к профессиональной деятельности.

Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др.

Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием метода моделирования является модель - материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования.

В.А. Штофф под моделью понимает «реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему-оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [1, с. 17].

С одной стороны, под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной и наглядной форме. С другой стороны, модель как составной элемент научной картины мира, всегда должен быть ограничен фактами, наблюдениями, измерениями.

И.Б. Новик указывает, что «модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится и определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять роль аккумулятора и источника получения о нем новой информации» [2, с. 76].

Модель, отображая реальный объект, воспроизводя значимые черты, характеристики, свойства, связи, отношения, являющиеся определяющими, существенными. Модель дает прогноз дальнейшего функционирования объекта.

А.Г. Гранберг выделяет следующие «этапы модели: построение модели; изучение модели; перенос знаний с модели на оригинал; проверка и применение на практике» [3, с. 17].

По мнению Б.А. Глинского, на первом этапе ставятся задачи моделирования, на втором - осуществляется работа по выбору адекватной модели, на третьем этапе модель подвергается теоретическому анализу и опытно-экспериментальной проверке, на четвертом осуществляется перенос знаний на оригинал [4, с. 54].

В основе любой модели лежат представления об объекте. Я.Г. Неуймин рассматривает иные этапы моделирования: осознание субъектом потребности в изменении; выбор объекта; выявление из множества свойств и характеристик наиболее существенных задач; проверка совокупности свойств и характеристик объекта; формирование идеального образа; реализация плана намеченной цели [5, с. 43].

Содержание модели индивидуально-образовательного маршрута обусловлено социальным заказом общества на подготовку конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, творческого специалиста.

Индивидуально-образовательный маршрут представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую будущему бакалавру с позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем педагогической поддержки его профессионального самоопределения и самореализации.

Ценность индивидуально-образовательного маршрута студента состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью обработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

При разработке индивидуально-образовательного маршрута, особое внимание уделяется обоснованию структуры и отбору содержания соответствующих учебных предметов, их систематизации и группировке, установлению межцикловых, межпредметных и внутри предметных связей.

По мнению С.В. Воробьевой, индивидуально-образовательный маршрут схож с лично-ориентированным процессом, так как

разрабатывается для студента как индивидуальная образовательная программа.

В стадии разработки индивидуального образовательного маршрута студент выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением; как « неформальный заказчик» [6].

Индивидуально-образовательный маршрут представляет собой целенаправленную, проектируемую, дифференцированную образовательную программу, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего специалиста.

Содержание индивидуально-образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями студента (уровнем готовности к освоению программы), содержанием образования.

Выступая как организационно-управленческое знание и как индивидуальный образовательный маршрут студента, образовательная программа состоит из следующих компонентов:

- целевой;

- содержательный (отражает в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);

- технологический (использование педагогических технологий, методов, методик и т.д.);

- диагностический (диагностическое сопровождение);

- организационно-педагогический (условия реализации, характеристика студента, формы аттестации достижений и т.д.);

- результативный (описание ожидаемых результатов).

При обучении по индивидуально-образовательному маршруту студент выполняет требования федерального и регионального образовательного стандарта путем достижения определенного уровня образованности [7].

При разработке индивидуально-образовательного маршрута особое внимание уделяется обоснованию структуры и отбору содержания соответствующего учебного предмета, их систематизации и группировке, установлению межпредметных и внут-рипредметных связей.

По мнению Ю.Ф. Тимофеевой. Е.И. Попова, содержание обучения должно быть разбито на модули базовой, специальной, тематической подготовки и войти в структуру индивидуально-образовательного маршрута в качестве индивидуального набора модулей (самостоятельной программной, дидактической единицы, состоящей из одной или множества частных модульных единиц) [9].

За счет модулей планируется повысить заинтересованность студента в качестве подготовки, активизировать процесс обучения, поставив студента в активную, деятельностную позицию, что повысит качество и эффективность подготовки будущего специалиста. Вариативным и гибким становится индивидуально-образовательный маршрут за счет введения обязательных и свободно выбираемых модулей.

Для разработки конкретной модели формирования маршрута (построения системы методов, форм, средств, приемов), необходимо владеть информацией о параметрах исходного состояния выпускника современной школы (уровни сформирован-ности знаний, умений, навыков; компонентов учебной деятельности; уровня интеллекта и т.д.).

Модель индивидуально-образовательного маршрута обеспечивает вариативность учебного материала, подбор рациональных форм и методов его изучения.

В теории и практике педагогического образования В.А. Сла-стенин указывает на то, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности [10]. С учетом данного факта выделим критерии готовности:

- мотивационный критерий. Показателем данного критерия является стремление студента к изменению своей позиции в образовательном процессе; осознание цели и необходимости моделирования деятельности;

- когнитивный критерий. На основе научных психологопедагогических и технологических знаний происходит формирование профессиональных умений;

- технологический критерий связан с формированием функциональных систем действий по моделированию индивидуально-образовательного маршрута студента;

- рефлексивный критерий основан на осмыслении, осознании мотивов, целей деятельности, внутреннего мира студента и его жизненного опыта.

Выше перечисленные критерии в структуре технологии подготовки будущего бакалавра к обучению по индивидуально-образовательным маршрутам тесно связаны и взаимообусловлены. Их единство выражается в личностных и профессиональных качествах будущего специалиста.

Обучение бакалавров по индивидуально-образовательным маршрутам позволяет повысить гибкость, динамичность и вариативность образовательного процесса. При этом студент получает возможность увидеть весомость изучаемой дисциплины в контексте будущей профессиональной деятельности, а само представление выступает в качестве фактора, управляющего процессом обучения. Этому способствуют организационно-педагогические условия моделирования и реализации индивиду-

Библиографический список

ально-образовательного маршрута бакалавра: со-управление студента и педагога в процессе моделирования, реализации индивидуальных образовательных программ; соответствие содержания образования установленному стандарту и процессу самореализации личности студента.

Таким образом, система подготовки будущего специалиста на основе моделирования и обучения по индивидуально-образовательным маршрутам повысит эффективность овладения изучаемым материалом, адаптацию студентов к условиям требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при реализации основных образовательных программ бакалавриата.

1. Штофф, В.А. Современные проблемы методологии научного познания. - Л., 2005.

2. Новик, И.Б. О моделировании сложных систем. - М., 2005.

3. Гранберг, А.Г. Моделирование. - М., 1988.

4. Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Е.П. Никитин. - М., 2005.

5. Нейумин, Я.Г. Модели в науке и технике. - Л., 1984.

6. Воробьева, С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб., 1999.

7. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М., 1998.

8. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М., 1990.

9. Бернарчик, Хенрик. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб., 1997.

10. Сластенин, В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. - 1981. - № 4.

Bibliography

1. Shtoff, V.A. Sovremennihe problemih metodologii nauchnogo poznaniya. - L., 2005.

2. Novik, I.B. O modelirovanii slozhnihkh sistem. - M., 2005.

3. Granberg, A.G. Modelirovanie. - M., 1988.

4. Glinskiyj, B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya / B.A. Glinskiyj, B.S. Gryaznov, E.P. Nikitin. - M., 2005.

5. Neyjumin, Ya.G. Modeli v nauke i tekhnike. - L., 1984.

6. Vorobjeva, S.V. Teoreticheskie osnovih differenciacii obrazovateljnihkh programm: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. - SPb., 1999.

7. Nazarova, T.S. Sredstva obucheniya: tekhnologiya sozdaniya i ispoljzovaniya / T.S. Nazarova, E.S. Polat. - M., 1998.

8. Krihlova, N.B. Formirovanie kuljturih buduthego specialista. - M., 1990.

9. Bernarchik, Khenrik. Teoreticheskie osnovih moduljnoyj sistemih neprerihvnogo mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya mekhanikov v Poljshe: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. - SPb., 1997.

10. Slastenin, V.A. Formirovanie socialjno-aktivnoyj lichnosti uchitelya // Sovetskaya pedagogika. - 1981. - № 4.

Статья поступила в редакцию 11.01.14

УДК 373.1.02:372.8

Dugashev V.V., PetrovA.V. INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS KEY COMPETENCE IN EDUCATIONAL SYSTEMS OF DEVELOPING EDUCATION. The article examines the links between different academic disciplines as a key competence in personal oriented developing education and disclosed the didactic potential of such ties for the formation of students ' modern natural science of thinking.

Key words: competence-based approach, developing training, communication between academic disciplines, modern scientific thinking.

В.В. Дугашев, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск; А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ,

г. Горно-Алтайск, mnko@mail.ru

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются связи между различными учебными дисциплинами как ключевая компетентность в личностно ориентированном развивающем обучении и раскрываются дидактические возможности таких связей для формирования у учащихся современного естественнонаучного мышления.

Ключевые слова: компетентностный подход, развивающее обучение, межпредметные связи, современное естественнонаучное мышление.

Роль межпредметных связей (МПС) в образовании была осознана уже Я.А. Коменским, который в них видел фундамент систематических научных знаний [1]. К.Д. Ушинскому же принадлежит первая попытка установления психологической основы взаимосвязей между предметами. Современная дидактика стоит на позиции, что МПС являются важным дидактическим условием обучения, но официально не признает необходимости в дидактическом принципе межпредметных связей (или в принципе междисциплинарных связей).

Мы отстаиваем позицию, что в современной дидактике должен быть основополагающий принцип межпредметных связей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с его содержательными, нормативными и процессуальными функциями. Поэтому считаем, что роль МПС в системе образования должна возрастать. Непонимание этого фактора приводит даже маститых дидактов к заключению, что «В школе недалекого будущего, по мере как дидактика научится определять общий минимум содержания образования, который должен быть усвоен к окончанию школы, не будет необходимости в специальной деятельности по установлению и осуществлению межпредметных связей (выделено нами, А. Петров, В. Дугашев). Они будут естественно заложены и предусмотрены в общем минимуме и затем распределены по учебным предметам» [2, с. 118].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.