Научная статья на тему 'Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения'

Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / CHOICE OF PROFESSION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Н. В.

В статье анализируются проблемы выбора профессии студентами педагогического вуза. Автор выделяет наиболее проблемные зоны в тематике исследования, опираясь на труды видных ученых - специалистов обозначенной проблемы. Наиболее подробно в статье анализируется проблема выбора профессии в плоскости смысловой вертикали в процессе профессионального самоопределения. Приведенные результаты экспериментальной работы подчеркивают актуальность темы подготовки учительских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF PROFESSION AS A SEMANTIC VERTICAL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article analyses the problem of choice of profession students of pedagogical universities. The author singles out the most problematic areas in the fi eld of the research, relying on works of prominent scientists specialists of the stated problem. Most in detail in the article the problem of choice of profession in the plane of a semantic vertical in the course of professional self-determination is analyzed. The results of experimental emphasize the relevance of the topics of the training of the teaching professions.

Текст научной работы на тему «Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения»

УДК 378 Н.В. ПОТЕХИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Забайкальский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC378 N.V. POTEKHINA

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of education, Transbaikal State University E-mail: [email protected]

ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК СМЫСЛОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

CHOICE OF PROFESSION AS A SEMANTIC VERTICAL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

В статье анализируются проблемы выбора профессии студентами педагогического вуза. Автор выделяет наиболее проблемные зоны в тематике исследования, опираясь на труды видных ученых - специалистов обозначенной проблемы. Наиболее подробно в статье анализируется проблема выбора профессии в плоскости смысловой вертикали в процессе профессионального самоопределения. Приведенные результаты экспериментальной работы подчеркивают актуальность темы подготовки учительских специальностей.

Ключевые слова: выбор профессии, профессиональное самоопределение, подготовка педагогов.

The article analyses the problem of choice ofprofession students ofpedagogical universities. The author singles out the most problematic areas in the field of the research, relying on works ofprominent scientists - specialists of the stated problem. Most in detail in the article the problem of choice ofprofession in the plane of a semantic vertical in the course ofprofessional self-determination is analyzed. The results of experimental emphasize the relevance of the topics of the training of the teaching professions.

Keywords: choice ofprofession, professional self-determination, the training of teachers.

В проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования» актуализируется мысль о новых требованиях к качеству школьного образования, которые выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, в утверждении профессионального стандарта педагога, предполагающих необходимость изменения в организации, содержании и технологиях, масштабе подготовки педагогов. Не секрет, что по окончании вузов далеко не все студенты продолжают работу по избранной специальности, причем не всегда решающее значение имеет престиж профессии либо материальная сторона. Схожая проблема затрагивает и сферу подготовки учительских специальностей. Решающее значение в организации учебного процесса вуза уделяется вооружению студентов профессиональными знаниями и умениями в преподавании отдельной дисциплины, и не охвачен вниманием такой аспект подготовки, как формирование личностных качеств, необходимых будущему учителю; отношение к будущей профессиональной деятельности как наиболее значимой деятельности; уверенность в своих способностях; удовлетворение профессиональным выбором. При этом учебный процесс не достаточно затрагивает проблему личностного и профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов, а процесс становления профессионала, по мнению ряда исследователей (В Э. Чудновский, Е.М. Борисова, Л.И Анциферова, Д.Н Завалишина и др) особенно активно проходит в высшем учебном заведении. Такая профессия, как учитель, накла-

дывает на человека особую ответственность, к которой необходимо быть психологически и морально готовым. Соответствующая особая личностно-профессиональная подготовка должна активно проходить особенно в период обучения студентов - будущих педагогов в высшем учебном заведении.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П. А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и др. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения [1,4,5].

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования

© Н.В. Потехина © N.V. Potekhina

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект (Л. А. Йовайша). Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Л.А. Йовайша). Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

Е. А. Климов считает, что выбор профессии - это неоднократный акт принятия решения или кратковременный процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Выбор профессии (М.Р. Гинзбург) означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Это характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии делает смысловое будущее определенным. Поэтому определенность выбора профессии является важным параметром, характеризующим смысловое будущее. По мнению исследователя, важным является и то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность. Это может быть деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя, или как средство, позволяющее удовлетворять иные потребности.

Таким образом, прослеживая различные точки зрения на феномен выбора профессии, мы пришли к выводу, что выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии [7]. В этой связи необходимо подчеркнуть, что осознанность выбора профессии индивидом будет во многом определяться уровнем сформированности такого психологического новообразования юношеского возраста, как психологическая готовность к самоопределению: личностному и профессиональному (И.В. Дубровина).

Личностно-профессиональное самоопределение студента является условием формирования компетентного специалиста, а период обучения в вузе исследователями рассматривается как важнейший этап данного процесса. Мы учитываем, что в современной педагогике обучение понимается как педагогическая поддержка процессов развития личности в специально создаваемых дидактических и культурно-воспитательных средах. Поэтому уместно говорить о необходимости педагогической помощи, педагогическом сопровождении студентов в их личностно-профессиональном самоопределении в стенах вуза.

Студенты, овладевающие педагогической деятельностью в системе вузовской подготовки, не совсем осмысливают всю многогранность этой деятельности. Педагогическая реальность сегодня отличается большим многообразием подходов и позиций относительно характера образовательного процесса, и соответствен-

но студенту нужно самоопределиться в широком поле педагогического опыта в целях формирования собственной позиции для выработки стиля педагогической деятельности.

Это говорит о возникшей необходимости исследования проблемы личностно-профессионального самоопределения студентов еще в период вузовской подготовки с учётом меняющегося социума и, прежде всего, в аспекте преподавания педагогических дисциплин как основополагающего компонента в процессе подготовки студентов - будущих учителей. Так, проведенный опрос среди студентов - будущих учителей технологии первого курса Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), показал, что большинство не совсем уверены в выборе своей будущей профессии педагога, поэтому в процессе личностно-профессионального самоопределения важно формировать основные ценности получаемой профессии. За первый год обучения студенты получают более полное представление о содержании своей будущей профессиональной деятельности, знакомятся со специалистами в данной области и проходят ознакомительную практику в учреждениях. При этом студенты видят больше положительных сторон в своей будущей специальности в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, а мотивация личности студента, обуславливая характер поведения и деятельности, существенно влияет на ее профессиональное самоопределение в системе высшего образования. Мотивация получить высшее образование и профессиональную подготовку зависит от того, как относится студент к обучению и к будущей профессии. Особенно, на наш взгляд, определение мотивов выбора профессии является непременным условием эффективности процесса «вхождения» в мир профессии. Понимание мотивации чаще всего употребляется в таких смыслах, как мотивация -это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления; мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами - мотивирование [3]. Понимая мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую [3]. Именно мотив определяет смысл того, что делает человек. Это подводит человека к необходимости определить свое место в социуме. С другой стороны, мотив, как подчиненный цели в качестве действий, в определенной сфере деятельности заставляет человека вырабатывать общие принципы, способные проявлять себя.

Выбор профессии, как смысловая вертикаль в профессиональном самоопределении, сводится к мотива-ционной лестнице предпочтений тех или иных мотивов деятельности, которая выстраивается, складывается в реальном контексте жизни и деятельности человека

Мы провели анкетирование среди студентов-

первокурсников ЗабГУ дневной формы обучения, будущих учителей технологии и проанализировали студенческие эссе на тему: «Почему я выбрал(а) профессию педагога».

Выбор первокурсниками будущей профессии и вуза, в котором предстояло учиться, был обусловлен следующими факторами: 67% первокурсников 2013-2014 учебного года отметили самостоятельность в выборе своей профессию; на выбор остальных 33% оказали влияние родители, сложившаяся ситуация и друзья.

Выбранная профессия привлекла тем, что, по мнению первокурсников, «она всегда востребована и самая нужная» (18%), «хочу работать с детьми» (12%); «хочу научиться рукоделию, кулинарии и научить этому детей» (20%); «всегда можно найти работу» (18%); «здесь учились мои братья и сестры» (17%); «могу найти работу в смежной отрасли» (7%), другой ответ (8%).

Результаты исследования показывают, что далеко не весь контингент студентов руководствовался в выборе профессии любовью к детям и желанием с ними сотрудничать. Думаем, что жесткие социальные условия поставили некоторых из них в данную ситуацию, когда нужно думать, прежде всего, о востребованности профессии на рынке труда, а проблема нехватки учительских кадров сегодня по-прежнему актуальна. В сочинениях-рассуждениях студенты подчеркивают общественную значимость и важность профессии учителя: "... профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям.", ".профессия учителя и врача - самые важные. Я с уверенностью могу сказать, что меня не пугают будущие трудности."

Для сравнительной характеристики, мы опросили студентов выпускного курса, насколько они уверены в своем профессиональном выборе: «. за время обучения я убедился в правильности своего выбор, так как было комфортно учиться, успешно прошел педагогическую

практику и намереваюсь работать по специальности... » (19%); «.не пожалел, что поступил в этот вуз и хочу попробовать работать учителем, хотя не совсем уверен, что получится.» (17%); «.не знаю, пойду ли работать учителем, но те знания, что получил в стенах вуза, это для меня очень ценно на всю жизнь .» (12%); «. я уже подрабатываю в школе и буду поступать учиться в магистратуру.» (15%); «.меня пока ждет неопределенное будущее.» (8%); «.сначала призыв в армию, а дальше не знаю .» (15); «. переезжаю в другой город в связи с семейными и другими обстоятельствами.» (14%).

По представленным данным мы отмечаем, что за период обучения студенты стали более уверены в своем профессиональном будущем, видят больше позитивных сторон в педагогической деятельности, а мотивация личности студента существенно влияет на его личностно-профессиональное самоопределение в системе высшего образования. Мы предполагаем, что изменение содержания образования за счет введения элективных курсов в том числе, привнесло определенные изменения в ход развития процесса личностно-профессионального самоопределения студента. Это, собственно, доказывают наши результаты исследования. Одним из таких курсов по выбору является курс «Основы педагогической деятельности», способствующий формированию у обучающихся положительной установки на педагогическую деятельность; развитие интереса к педагогическому труду; выявлению профессиональных интересов. А это в свою очередь является одним из аспектов решения важной задачи, заявленной в проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования», заключающейся в изменении содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения «.в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования.» [6].

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М: Наука, 2001. С. 137-145.

2. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда. // Психологический журнал 2001. Т. 22, № 5. С. 69-78.

3. Ермолин А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1999. С. 78.

4. ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2003. С. 256.

5. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 512.

6. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект).

7. Потехина Н.В. Содействие личностно-профессиональному самоопределению выпускника школы в условиях подготовительного отделения вуза: автореф.дис. .канд. пед. наук. Чита, 2007. С. 212.

8. ТрофимоваН.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. // Педагогика 2003. № 2. С.42-47.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life Prospects personality. M: Nauka, 2001. Pp. 137-145.

2. Yermolaeva E.P. Psychology of professional and marginal in socially important types of labour Psychological journal 2001; Vol 22, No 5. Pp.69-78.

3. YermolinA.V. Motives of a concrete act at teenagers. Our problem teenager. SPb.: Union, 1999. P. 78.

4. Pryazhnikov N. S. Professional and personal self-determination. M: Publishing house «Institute of practical psychology», 2003. Pp. 256.

5. KlimovE.A. Psychology of professional self-determination. Rostov-on-don: Publishing house «Phoenix», 2003. P. 512.

6. Concept of support to the development of pedagogical education (project)

7. Potekhina N.V. Promote personal-professional self-graduate school in conditions ofthe preparatory Department of the University: thesis abstract. ... candidate of pedagogical sciences. Chita, 2007. Pp 212.

8. Trofimova N.M. Self-education and creative development of personality of a future specialist. Pedagogy 2003, No 2. Pp. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.