Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студентов высшей школы'

Профессиональное самоопределение студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Юлия Александровна

В условиях переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на престижные и востребованные профессии рассматривается проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определенное направление подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION N THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

In the condition of reconsideration of life principles as well as the demand of society for prestige and needed occupations the problem of professional determination arises in the minds of young people, who have already entered the university and have chosen a definite direction of training.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студентов высшей школы»

УДК 37.091.212

Ю. А. Федорова

Уфа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение; профессиональное развитие; самосознание.

АННОТАЦИЯ. В условиях переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на престижные и востребованные профессии рассматривается проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определенное направление подготовки.

J. A. Fyodorova

Ufa

STUDENT'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION N THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

KEY WORDS: professional self-determination; professional development; identity.

ABSTRACT. In the condition of reconsideration of life principles as well as the demand of society for prestige and needed occupations the problem of professional determination arises in the minds of young people, who have already entered the university and have chosen a definite direction of training.

пределение человеком себя относительно выработанных в

жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов. В современном обществе проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной на этапе профессионального образования.

обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма принято называть профессиональным самоопределением. Современные представления о профессиональном самоопределении указывают на то, что оно начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, так как человек в течение

В отечественной системе высшего профессионального образования проф-консультационная и профориентационная работа с абитуриентами осуществля-

© Федорова Ю. А., 2011

ется в недостаточном объеме, равно как и с выпускниками на момент их трудоустройства. Основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С. Л. Рубинштейном и развиты его последователями: К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбургом, Е. А. Климовым и др. Теории профессионального самоопределения личности и профориентации предложены М. Р. Гинзбургом, Э. Ф. Зеером, Е. А. Климовым,

Н. С. Пряжниковым, А. Д. Сазоновым, П. А. Шавиром, С. Н. Чистяковой и др. Большая часть научных работ зарубежных и отечественных ученых посвящена профессиональному самоопределению, профориентации школьников (Д. Холл-ланд, Х. Том, Г. Рис, Д. Тидеман, А. М. Кухарчук, В. В. Овсянникова и др.). Высокая конкуренция на рынке труда трубует от специалиста не только обладания набором профессиональных компетенций, но и сформированной системой профессиональных ценностей, осознанной, четкой концепции своего профессионального будущего. Отсутствие ясного представления о себе в профессиональном пространстве — одна из причин того, что значительная часть выпускников не находит себя в сфере своей специальности. Поэтому ориентация всего образовательного процесса вуза на активизацию профессионального самоопределения студентов является насущной необходимостью.

Общепризнано, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения в выборе профессии, специальности и места работы. Эти проблемы встают перед личностью в течение всей ее жизни. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения

к профессиональному труду, коллективу и к самому себе становятся важными компонентами жизни человека [2. С. 254—256].

Проанализировав взгляды различных авторов (К. А. Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, Н. С. Пряж-ников, В. Ф. Сафин), нами была предпринята попытка обобщить имеющийся опыт и провести пробное исследование среди студентов педагогического вуза на уровень профессионального самоопределения. Для анализа полученных результатов мы выделили следующие уровни: критический, низкий, опти-

мальный и высокий. Критерием для оценки каждого из уровней являются характеристики сущностных сил личности, на основе которых и происходит выбор.

Методики были подобраны таким образом, что позволяли изучить профессиональное самоопределение студентов через характеристики его сущностных сил: потребности, мотивы и цели — «хочу»; возможности, способности — «могу»; личностные качества и свойства — «имею»; требования, предъявляемые жизнью, обществом, деятельностью, — «требуют», «надо».

Для определения мотивов студентов была использована методика, предложенная Т. И. Ильиной — «Мотивация обучения в вузе». [см.: 4. С. 202—205].

О наличии способностей мы судили по материалам наблюдений, изучению продуктов деятельности, тестирования. В качестве методики для изучения способностей как характеристики профессионального самоопределения был выбран тест структуры интеллекта Р. Амт-хауэра. Интеллект является синонимом таких понятий, как ум, умственные способности, способности к познавательной деятельности. Интеллект представляет собой интегральную познавательную функцию. Он проявляется в способности к абстрагированию, логическому рассуждению, пространственному воображе-

нию, концентрации внимания, оперативному запоминанию, усвоению и использованию знаний.

Для определения качеств личности, априори присущих педагогу, была предложена анкета самооценки качеств и способностей для профессии педагога. В основу составления анкеты были положены данные профессиограммы «Педагог профессионального образования». Для определения уровня осведомленности студентов о требованиях, предъявляемых социумом к профессионалу, использовалась анкета открытого типа.

Исследование проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В нем приняли участие студенты филологического факультета второго и пятого курсов, всего 40 человек. Нами изучались существующие на данный момент психологические условия, в которых происходит формирование профессионального самоопределения студентов вуза, делалась попытка определить уровень их профессионального самоопределения (критический, низкий, оптимальный или высокий). Предлагаем следующую характеристику указанных уровней.

1. Критический уровень — отсутствует желание достичь высоких результатов; активность малая; не оценивают себя в плане будущей профессии; мотивы учебной и трудовой деятельности не сформированы или же характеризуются малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности, в основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные; познавательные интересы аморфны, ситуативны; не знают требований, предъявляемых к профессии; отсутствует ориентированность в современном рынке труда, в востребованности тех или иных профессий.

2. Низкий уровень — отсутствует устойчивый интерес к профессии, убеж-

денность в правильности выбора; проявляется интерес к учебному материалу; все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата; учение выступает в качестве средства достижения цели; появляется интерес к рынку труда, но соотнесение требований и возможностей необъективно.

3. Оптимальный уровень — интересы к выбору профессии сформированы частично; не все личные качества соответствуют избранной профессии; есть сомнения по поводу выбора профессии; мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая; присутствует знание современного рынка труда, востребованности выбранной профессии.

4. Высокий уровень — сформирован интерес к деятельности и выбору профессии; наблюдается соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора; присутствует глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность; объективно оцениваются требования к профессии в современном обществе; наличествует хорошее знание правил построения профессиональной карьеры.

На основе анализа данных тестирования и анкетирования студентов были получены следующие результаты: среди 20 испытуемых 5 курса критический уровень самоопределения имеют 9 студентов, низкий — 10, оптимальный лишь

1 студент; среди 20 испытуемых 2 курса критический уровень самоопределения имеют 2 студента, низкий — 13, оптимальный — 5.

Результаты диагностического исследования позволяют нам утверждать, что уровень выраженности профессионального самоопределения на этапе профессионального образования недостаточен (критический и низкий у большинства

испытуемых) и для его успешного осуществления требуется психологическое сопровождение. В значительной мере такой низкий уровень профессионального самоопределения обусловлен тем, что нет единой системы профориентации и профконсультирования школьников, студентов, начинающих специалистов и др., не уделяется достаточного внимания проблеме выбора профессионального пути ни в школах, ни в вузе, нет системы взаимодействия между учреждениями общего образования и системами СПО, ВПО и ДПО. Становление личности профессионала в период профессионального обучения должно сопровождаться повышением уровня информированности студентов о будущей профессии, переосмыслением системы профессионально значимых ценностей, сопоставлением образа Я с эталоном профессионала. И это происходит в том случае, когда выбор учебного заведения и соответственно своего профессионально пути происходит осознанно, с учетом способностей и возможностей, интересов и мотивов, в противном случае студенту требуется помощь в эффективном осуществлении профессионального самоопределения.

Реализация психологического сопровождения возможна, на наш взгляд, при наличии специального комплекса действий. Его разработка основывается на следующих принципах:

• учета потребностей личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии;

• признания приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом сопровождения;

• соотнесения психотехнологии сопровождения с закономерностями профессионального становления личности.

Реализация этих принципов составляет функциональную основу модели

профессионального самоопределения, которая включает в себя следующие компоненты:

1. адаптация первокурсников к условиям и содержанию профессиональнообразовательного процесса; приспособление к новым условиям, освоение новой социальной роли, налаживание взаимоотношений друг с другом и с педагогами;

2. диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к выбранной профессии, а также определение уровня профессионального самоопределения;

3. информирование (стенды, ярмарки, лекции), профессиональное просвещение, профпропаганда, профагитация;

4. тренинги профессионального самоопределения;

5. планирование карьеры и дальнейшего трудоустройства;

6. взаимодействие с работодателем (для получения объективной информации о том, какой нужен специалист сегодня); ярмарки вакансий, производственные практики, ориентированные на дальнейшее трудоустройство, проведение встреч, круглых столов, конференций с работодателями;

7. профконсультации, нацеленные в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсуль-тантов по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.

Таким образом, на этапе высшего образования актуальность процесса профессионального самоопределения не снижается. Самоопределение в профессии и перспектива трудоустройства определяют профессиональное будущее подготовленных в вузе специалистов.

Компетентное педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе играет важную роль в оптимизации процесса профес-

сиональной подготовки студентов. Тактикой профессиональной педагогической подготовки должны стать практи-ко-ориентированные технологии, тренинги профессионального становления, игровые технологии, которые позволят

будущим учителям практически освоить опыт самопроектирования профессиональной деятельности, основательно и осознанно подходить к моделированию и реализации собственного профессионального пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 2001.

2. АМИРОВА Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его лич-

ностной самореализации. Уфа : Изд-во «Восточный университет», 2006.

3. КЛИМОВ Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М. : ВЛАДОС, 2007. Т. 2.

5. САФИН В. Ф. Самоопределение личности : теоретические и эмпирические аспекты исследования : моногр. Уфа, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.