Другие ученые-практики (Л.М. Куликова, Н.С. Макарова) говорят, что непрерывная педагогическая практика - возможность и средство овладения студентами профессиональными умениями и навыками, научными методами преподавания и педагогическим опытом, это средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности. По сути, все перечисленные качества будущего специалиста также по праву можно отнести и к формированию качеств педагогического мастерства. Существует ещё один взгляд на понятие «непрерывная педагогическая практика», в основе которого лежит понимание того, что она часть учебно-воспитательного процесса в вузе, направленная на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, непрерывное овладение необходимыми навыками и умениями практической педагогической деятельности в рамках отдельной дисциплины, и, которая делится на ряд важных, последовательно связанных этапов, где каждый из них имеет свои функции и создает предпосылки для перехода на следующий новый, более высокий, этап или уровень профессионального мастерства, овладения основами педагогического мастерства.
Непрерывная педагогическая практика как один из компонентов профессиональной подготовки будущего учителя выступает ядром на всех уровнях ее проведения. Научно-методологической основой активного включения студентов на непрерывную педагогическую практику с целью овладения ими основами педагогического мастерства - являются не только фундаментальные, базовые профессионально-педагогические знания, технологическая подготовка, но и сформированные личностно-профессиональные качества личности студента,
Библиографический список
требования к которым определены в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Непрерывная педагогическая практика, как вид профессиональной деятельности студента и как форма профессионального образования в высшей школе, позволяет студенту, основываясь на профессиональных знаниях по педагогике, строить, моделировать структуру будущей педагогической деятельности.
В процессе формирования педагогических знаний, умений и навыков, отвечающих за основы педагогического мастерства, роль непрерывной педагогической практики значительно возрастает. Имея разработанные критерии и показатели, педагоги вузов и школ уже на начальных этапах практики фиксируют со стороны студентов-практикантов проявления педагогического мастерства и творчества во время педагогической деятельности.
Таким образом, анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. В исследованиях ученых-педагогов отмечается, что педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ и классных руководителей, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства.
1. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Москва, 2006.
2. Романенко Н.М. Проявление экстремизма в молодёжных контркультурах. Человеческий капитал. 2014; № 12 (72): 164 - 166.
3. Гавро М.И. К вопросу об организации непрерывной педагогической практики на историческом факультете Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Сборник научных трудов. Красноярск, 2016.
References
1. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly v processe professional'nojpodgotovki. Moskva, 2006.
2. Romanenko N.M. Proyavlenie 'ekstremizma v molodezhnyh kontrkul'turah. Chelovecheskijkapital. 2014; № 12 (72): 164 - 166.
3. Gavro M.I. K voprosu ob organizacii nepreryvnoj pedagogicheskoj praktiki na istoricheskom fakul'tete Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. Sborniknauchnyh trudov. Krasnoyarsk, 2016.
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 378
Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology "Chechen State University' (Grozny, Russia), E-mail: mamalova_1964@list.ru
Selmurzaeva Kh.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology"Chechen State University' (Grozny, Russia), E-mail: solnuhkooo@mail.ru
PEDAGOGICAL PRACTICE AS A MEDIUM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. In the article pedagogical practice is considered as an environment of students' professional self-determination. In practice, students in the face of educational organization learn about occupations and labor contents in their chosen profession, about employment prospects. The researchers conclude that professional self-determination is not limited to a one-time act of choosing a profession, but it will not end with the completion of vocational training in a chosen specialty, it is important for students to realize that it continues throughout the person's professional life. The main goal of the professional training of specialists is the education of a person who owns the means of knowing himself and the surrounding world, capable of full-fledged professional and personal self-realization.
Key words: pedagogical practice, professional self-determination, student.
Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru
Х.Р. Сельмурзаееа. канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: solnuhkooo@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
КАК СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье педагогическая практика рассмотрена как среда профессионального самоопределения студентов. На практике, студенты, в условиях образовательной организации получают знания о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства. Сделан вывод о том, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, но и не закончится завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, студентам важно осознать, что оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Главной целью профессиональной подготовки специалистов - воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.
Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональное самоопределение, студент.
Стратегия развития образования до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения позволяют сделать вывод о необходимости перехода всех педагогических вузов к непрерывной педагогической практики, как форме деятельности, которая наиболее полно способствует профессиональному становлению студентов. Непрерывная педа-
гогическая практика в профессиональной подготовке учителя занимает важное место как существенный фактор педагогической деятельности, в ходе которой активно формируются необходимые педагогические компетенции.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации
в стране, особенно важным стал вопрос профессионального самоопределения личности, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса.
Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Проблема профессионального самоопределения относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Профессиональное самоопределение носит фундаментальный характер, ибо оно затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
Для того чтобы практика студентов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов, она должна быть построена с учетом их социальной ситуации, а также возрастных особенностей.
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов.
Педагогическая практика для студентов педагогических вузов решает задачу «помощь в принятии решения» и зачастую морально-эмоциональные задачи. Современные условия диктуют необходимость совершенствования процесса организации и проведения практики. Традиционно применяемые средства обучения в педагогическом вузе способны повлиять на осознание своего дальнейшего профессионального пути.
Мы рассмотрим роль педагогической практики в решении задач профессионального самоопределения.
По результатам исследования, старшеклассники при выборе вуза часто не полностью отдают себе отчёт о том, что будет составлять сущность его будущей специальности, какие ему потребуются знания, умения, навыки. Основная проблема, выявленная при работе с студентами-первокурсниками, заключается в том, что выбор высшего учебного заведения нередко обусловлен стремлением стать студентом при нейтральном, а иногда и негативном отношении к будущей педагогической профессии. Педагогическая практика способствует тому, чтобы как можно раньше начался этап самоопределения студентов в профессиональной деятельности. Это условие обеспечивается тогда, когда благоприятно и в более короткие сроки завершается этап адаптации первокурсников, как можно раньше появляется ориентация на познание и предстоящую профессиональную деятельность, ее ценности и преобразование себя в соответствии с ними. Немаловажную роль в данном процессе выполняет практика по получению первичных знаний и умений.
Профессиональное становление - это большая часть индивидуального развития человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.
К.Д. Ушинский писал, что душа человека узнают себя только в собственной деятельности, и познание души о самой себе так же, как и познание ее о явлениях внешней природы, слагается из наблюдений. Чем больше будет этих наблюдений души над собственной деятельностью, чем будут они настойчивее и точнее, тем больший психологический такт разовьется у человека, тем этот такт будет полнее, вернее, стройнее [1].
Библиографический список
В.А. Сухомлинский неоднократно говорил о том, что успех индивидуальной работы учителя во многом зависит от того, насколько педагог владеет методом самостоятельного анализа своих успехов и недостатков [2].
Профессиональное самоопределение, характеризующее учителя, прежде всего как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности, интегрирующее технологическую подготовку специалистов в единстве с развитием их личностных качеств, мотивационной сферы, профессиональной активности и социальных установок, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей педагогического образования как самореализация будущим учителям своих сил и способностей.
Программа учебной практики способна помочь в создании системы профильной поддержки выпускника, а также в решении задач профессионального самоопределения студента вуза. Учебная практика на 1-2 курсах, а затем производственная практика предполагает учебную работу непосредственно в образовательных организациях, студенты в условиях образовательной организации получают знания о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства. Повышается уровень информированности студентов относительно своей будущей профессии.
Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить событийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.
Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.
Задачи практики меняются по мере взросления студента. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.
Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, но и не закончится завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, студентам важно осознать, что оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Главной целью профессиональной подготовки специалистов - воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5.
2. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Москва, 1980; Т. 4.
References
1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: V 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5.
2. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: V 5 t. Moskva, 1980; T. 4.
Статья поступила в редакцию 09.11.18
УДК 378
Masunova O.V., instructor, Department of Physical Education, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: oxanasport26@mail.ru
PSYCHOPHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE STRUCTURE OF TEACHING SWIMMING. The article deals with a problem of formation of psychophysical readiness of students to learn swimming. This sport is considered as an effective means of improving the general and special performance of students, reducing the level of neuropsychological and psycho-emotional tension in terms of the intensity of educational activities, as well as an important factor in the preservation and promotion of health. The article presents the results of the analysis of the need-motivational and emotional-volitional spheres of students in the process of achieving psychophysical readiness of students to learn swimming.
Key words: students, swimming lessons, physical readiness, physical state, health.
О.В. Масунова, тренер каф. физической культуры, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,
E-mail:oxanasport26@mail.ru