Научная статья на тему 'Динамические особенности ценностно-смысловых ориентиров профессиональной идентичности будущих учителей'

Динамические особенности ценностно-смысловых ориентиров профессиональной идентичности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВУЗ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / VALUES / NEEDS / MOTIVES / VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS / PROFESSIONAL IDENTITY / STUDENT / TRAINING / PERSONALITY FORMATION / UNIVERSITY / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Лидия Геннадьевна, Хохлова Екатерина Викторовна

Конкурентоспособность молодого педагога во многом зависит от качества профессиональной подготовки студента педагогического вуза, наличия у него высокого уровня развития профессионально-значимых качеств. Формирование данных качеств не возможно без успешного протекания процесса профессиональной идентичности будущего учителя. Для тех, кто занимается подготовкой специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях, развитие профессиональной идентификации студентов является актуальной задачей, без эффективного решения которой вряд ли можно всерьез говорить о высоком уровне подготовки, компетентного и конкурентоспособного специалиста. Растущего человека необходимо подготовить к жизни, научить мыслить и учиться. То есть учителю необходимо быть компетентным не только в определённой предметной области, но и уметь работать с различными учениками, уметь найти подход к каждому, уметь управлять своей жизнью, выстраивать собственную профессиональную деятельность, изменяясь и совершенствуясь внутриличностно. Данные характеристики являются ценностно-смысловыми ориентирами педагога, которые обеспечивают работу механизма самоопределения ученика (студента, педагога) в ситуациях учебной, профессиональной или другой деятельности. От ценностных ориентиров зависит не только индивидуальная образовательная траектория человека, но и программа его жизнедеятельности в целом. Проведенное нами исследование показало, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентиров образа профессии и профессиональной идентичности будущих учителей имеет определенные этапы, характеризующиеся специфическими особенностями и трудностями. Данная статья посвящена описанию качественного анализа результатов эмпирического исследование динамики ценностно-смысловых ориентиров профессиональный идентичности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазырина Лидия Геннадьевна, Хохлова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMIC CHARACTERISTICS OF VALUE - SEMANTIC ORIENTATIONS PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS

The competitiveness of a young teacher highly depends on the quality of professional training of a student of a pedagogical University, the presence of a higher level of development of professionally significant qualities. The formation of these qualities is impossible without a successful process of the future teachers personal identity. For those who are engaged in the training specialists in higher and secondary vocational schools the development of professional students identification is an urgent task and without an effective solution it is hardly discuss high level of training, competent and competitive specialist seriously. A growing person must be prepared for life, taught to think and learn. So the teacher have to be competent not just in a particular subject area, but also be able to work with different students, find an approach to everyone, manage their life, build their own professional activities by changing and improving intrapersonal. These characteristics are the value-semantic teachers benchmarks, which provides the mechanism work of student self-determination (student, teacher) in learning, professional or other types of situation. Not only the individual educational trajectory of a person, but also the program of his life activity as a whole, depends on the value orientations. Our study showed that the process of value-semantic orientations formation of the profession image and professional identity of future teachers has certain stages, characterized by specific features and difficulties. This article is devoted to the description of a qualitative analysis of results of an empirical dynamics study of value-semantic orientations of the professional identity of future.

Текст научной работы на тему «Динамические особенности ценностно-смысловых ориентиров профессиональной идентичности будущих учителей»

Glazyrina Lidiya Gennadievna, Khokhlova Ekaterina Viktorovna THE DYNAMIC CHARACTERISTICS OF VALUE ...

psychological science

УДК 159.923.5

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0080

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2019

Глазырина Лидия Геннадьевна, старший преподаватель кафедры

психологии профессиональной деятельности Хохлова Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет (400066, Россия, Волгоград, пр. Ленина, 27, e-mail: katia99@mail.ru)

Аннотация. Конкурентоспособность молодого педагога во многом зависит от качества профессиональной подготовки студента педагогического вуза, наличия у него высокого уровня развития профессионально-значимых качеств. Формирование данных качеств не возможно без успешного протекания процесса профессиональной идентичности будущего учителя. Для тех, кто занимается подготовкой специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях, развитие профессиональной идентификации студентов является актуальной задачей, без эффективного решения которой вряд ли можно всерьез говорить о высоком уровне подготовки, компетентного и конкурентоспособного специалиста. Растущего человека необходимо подготовить к жизни, научить мыслить и учиться. То есть учителю необходимо быть компетентным не только в определённой предметной области, но и уметь работать с различными учениками, уметь найти подход к каждому, уметь управлять своей жизнью, выстраивать собственную профессиональную деятельность, изменяясь и совершенствуясь внутриличностно. Данные характеристики являются ценностно-смысловыми ориентирами педагога, которые обеспечивают работу механизма самоопределения ученика (студента, педагога) в ситуациях учебной, профессиональной или другой деятельности. От ценностных ориентиров зависит не только индивидуальная образовательная траектория человека, но и программа его жизнедеятельности в целом. Проведенное нами исследование показало, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентиров образа профессии и профессиональной идентичности будущих учителей имеет определенные этапы, характеризующиеся специфическими особенностями и трудностями. Данная статья посвящена описанию качественного анализа результатов эмпирического исследование динамики ценностно-смысловых ориентиров профессиональный идентичности будущих учителей.

Ключевые слова: ценности, потребности, мотивы, ценностно-смысловые ориентиры, профессиональная идентичность, студент, обучение, формирование личности, вуз, будущие учителя.

THE DYNAMIC CHARACTERISTICS OF VALUE - SEMANTIC ORIENTATIONS PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS

© 2019

Glazyrina Lidiya Gennadievna, senior lecturerat of the department of psychology and professional activity Khokhlova Ekaterina Viktorovna, senior lecturerat of the department of psychology and professional activity Volgograd State Socio-Pedagogical University (400066, Russia, Volgograd, avenue Lenina, 27, e-mail: katia99@mail.ru)

Abstract. The competitiveness of a young teacher highly depends on the quality of professional training of a student of a pedagogical University, the presence of a higher level of development of professionally significant qualities. The formation of these qualities is impossible without a successful process of the future teachers personal identity. For those who are engaged in the training specialists in higher and secondary vocational schools the development of professional students identification is an urgent task and without an effective solution it is hardly discuss high level of training, competent and competitive specialist seriously. A growing person must be prepared for life, taught to think and learn. So the teacher have to be competent not just in a particular subject area, but also be able to work with different students, find an approach to everyone, manage their life, build their own professional activities by changing and improving intrapersonal. These characteristics are the value-semantic teachers benchmarks, which provides the mechanism work of student self-determination (student, teacher) in learning, professional or other types of situation. Not only the individual educational trajectory of a person, but also the program of his life activity as a whole, depends on the value orientations. Our study showed that the process of value-semantic orientations formation of the profession image and professional identity of future teachers has certain stages, characterized by specific features and difficulties. This article is devoted to the description of a qualitative analysis of results of an empirical dynamics study of value-semantic orientations of the professional identity of future.

Keywords: values, needs, motives, value-semantic orientations, professional identity, student, training, personality formation, university, future teachers.

Сегодняшний этап развития системы Российского образования подвержен кардинальным изменениям, которые замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе, в связи с чем, педагог является главной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного осуществления в практику тех или иных инноваций педагог должен обладать не только определённой предметной областью, но и быть способным к постоянному развитию и анализу своего места в социальной среде, быть постоянно направленным на профессиональный рост, новое качество работы, открытость информации, гибкость в целеполагании и принятии решений. Все это в полном объеме не возможно без гармонично-сформированной профессиональной идентичности.

В научной литературе профессиональную идентич-

ность принято рассматривать как концептуальное представление личности о своем месте в профессиональной группе или общности. Это представление формируется в процессе самопознания, самопонимания, отождествления, идентификации-отчуждения и т.п., и сопровождается субъективными ценностно-смысловыми ориентирами (потребности и мотивы) к своей профессиональной принадлежности [1, 2].

Человек в течение жизни активно принимает участие во многих сферах жизни общества, включаясь в различные социальные группы. Особенно активно это происходит в студенческие годы, когда молодые люди ищут свое место в мире. В это время активно происходит формирование мировоззрения, принятие новых ценностей, понимание своего места в жизни, включение тех или иных сфер (профессиональные, студенческие и пр.) и

322

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Глазырина Лидия Геннадьевна, Хохлова Екатерина Викторовна ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ...

людей в свой мир [3].

Образ мира, сложившийся к этому времени постепенно наполняется новым содержанием, связанным с обучением будущей профессии. Придерживаясь точки зрения Головина С.Ю., мы рассматриваем образ мира как целостную, многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности [4].

Исследования Дружилова С.А., Шнейдер Л.Б. и др. показывают - профессиональная идентичность, и образ профессии начинают формироваться уже на стадии профессиональной подготовки специалиста, т.е. в период вузовского обучения [2, 5]. Новая деятельность способствует возникновению нового опыта, переживаний, жизненных ориентиров и ценностей. Во время обучения, студенты принимают или не принимают будущую профессию как свою, а вместе с ней ценности, которые ей свойственны. При этом здесь ценности выступают как общепринятые идеалы, выработанные общественным сознанием, как произведения материальной и духовной культуры, проявляющиеся в поступках личности. Опираясь на данное положение, профессиональную идентичность студентов можно рассматривать как результат целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, характеризующий значимость для студента профессии как средства удовлетворения [6].

В 2018г. нами было проведено эмпирическое исследование со студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета факультета естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, факультета исторического и правового образования, а также института иностранных языков 1-5 курсов, общим количеством 250 человек.

Целью, исследования стало изучение сформирован-ности образа профессии, видения себя в ней (Личный профессиональный план), и преобладающего компонента «Я-образа» личности: ролевого, профессионального, эмоционального и личностного (методика «Кто Я? 20 предложений» Кун, Мак-Портленд), а также представленности ценностей обучения в вузе и будущей профессии в образе мира студентов (методика «Мой Мир», в адаптации Медведева А.М.) [7].

В структуре личных профессиональных планов можно выделить образ самого себя в окружающем мире, ценности профессиональной сферы, модель жизненного успеха, своего рода программу саморазвития и др.[8]. Исходным моментом здесь является представление субъекта об ориентировочной основе построения профессионального плана как особой деятельности. В структуре этой основы мы выделили ценностно-смысловой и поведенческий компоненты. Первый связан с определением дальней и ближней профессиональной целью, профессиональных ценностей и смыслов, фиксированных в требованиях к личности специалиста; второй - с организационным аспектом жизнедеятельности, к которому мы отнесли осознание своих сильных и слабых сторон для достижения выбранной цели; определение путей самоподготовки для реализации профессиональных целей.

Вместе с тем, исследования показывают, что ценностно-смысловой, нравственный аспект профессиональных планов молодых людей далеко не всегда являются продуктом серьезных ценностно-смысловых исканий, а складываются нередко бессознательно, под влиянием случайных факторов, например, неосознанно копирования моделей поведения своих наставников [9, с. 300]. Учитывая данное обстоятельство мы использовали проективную рисуночную методику «Мой Мир», построенную как аналог «Карты сказочной страны» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [10, с. 8], адаптированную для использования в контексте нашего исследования, позволившую нам выявить представленность ценностей обучения в вузе и будущей профессии в образе мира

студентов.

Анализ рисунков испытуемых по методике «Мой мир» позволил нам условно выделить три группы рисунков, по принципу включенности/не включенности ценностей обучения и профессии в образ мира будущих учителей, обнаруживающихся на всех курсах в вузе.

Первую группу составляют рисунки, в которых отражены ценности обучения и профессии. В них изображены элементы будущей профессии (географическая карта, микроскоп и пр.), элементы учения (университет, книги, лекции, конспекты, химические элементы, исторические документы и т.д.).

Вторую группу составляют рисунки, в которых важное место занимает семья, дом, домашние животные и пр.

И третья группа рисунков, в которые нет ничего, связанного с обучением, с семьей и домом. Эти рисунки отражают внутреннее состояние испытуемых. Это внутренние конфликты, чувство одиночества, романтические мечты о семье и детях. Вкратце мы уже обращались к анализу рисунков испытуемых по каждой из групп [11]. В данной статье будет освещен качественный анализ работ испытуемых в сравнении с результатами, полученных по первым двум методикам.

С помощью метода поперечных срезов мы установили, что формирование профессиональной идентичности студентов проходит в три этапа, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой: адаптационный (1 курс), стабилизационный (3 курс) и уточняющий (5 курс). Качественный анализ результатов исследования позволил нам обнаружить, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентиров образа профессии и профессиональной идентичности на каждом из этих этапов имеет свои особенности и сталкивается с определенными трудностями.

Так, например, первый год обучения в высшем профессиональном учреждении для вчерашних школьников является нестабильным этапом, связанным с адаптацией к новой социальной роли студента педагогического вуза. В этот период профессиональная идентичность носит неустойчивый характер - 68% испытуемых говорят о том, что еще не до конца определились с выбором будущей профессии, сомневаются в правильности сделанного выбора - получения именно этой специальности. Кроме этого при описании себя, первокурсники используют чаще эмоциональное компоненты (веселый, добрый, люблю музыку) - 50%, чем другие. Например, ролевые (сын/дочь, брат/сестра, студент) компоненты занимают 25%, личностные (личность, человек, индивид) - 13%, профессиональные (учитель, историк, географ, переводчик) - 12%.

Анализ рисунков по методике «Мой мир» показал, что 83% первокурсников в свой мир включают родной дом. Причем чаще всего это дом, где они живут с родителями или жили с ними до поступления в вуз. Акцент делается на семью, возможно, в связи с разлукой, так как многие студенты вынуждены уехать из родного дома, чтобы обучаться в университете. У данных испытуемых других сфер жизни, таких как, обучение в вузе, будущая профессия в рисунках не отображено. Примером таких рисунков может служить работа испытуемой Майа (рис.1).

Данные результаты связаны с изменением образа жизни, статуса (вчера школьник - сегодня студент), с включением молодого человека в новую систему отношений, с переменой ожиданий, появлением определенных надежд на будущее, что существенным образом влияет на переосмысление своей Я-концепции. Необходимо отметить, что для юношеского возраста характерно повышенное эмоциональное состояние, которое он описывает как «растворение» или полное слияние с кем-то или чем-то. В этом состоянии юноша способен всем своим существом проникаться такими абстрактными идеями, как красота природы, быть полностью захвачены поли-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)

323

Glazyrina Lidiya Gennadievna, Khokhlova Ekaterina Viktorovna THE DYNAMIC CHARACTERISTICS OF VALUE ...

psychological

science

тическими, религиозными или философскими идеалами. Именно в этот период внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. В первую очередь суть данного этапа заключается в становлении социально-ролевой идентичности («Я-студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности [12].

Рисунок 1- Работа студентки, в котором отображены ценности семьи и дома

Эмоциональность первокурсников, неуверенность в правильности выбора вызывает значительные затруднения у студентов при постановке дальних профессиональных целей - 54%, осознании своих реальных возможностей - 63% и выстраивании планов по достижении намеченных (желаемых) результатов - 89%. Ответы студентов показывают, что лишь 27% первокурсников могут определять дальнейшие пути самоподготовки, проявлять высокую активность и брать ответственность за свое обучение для реализации профессиональных целей.

Вероятнее всего это связано с неустойчивостью интересов и ценностей молодых людей, которые толкают их из одной крайности в другую, что характерно для данного возраста. Еще одной причиной не включенности ценностей профессии в мир большинства студентов могла стать ситуация неудовлетворения потребностей и ожиданий студентов процессом обучения в вузе, мотив выбора получаемой профессии. Например, абитуриенту некуда было больше поступать, настояли родители, низкий проходной бал на некоторых факультетах, нежелание идти в армию и т.д. [13, 14].

По сравнению с первокурсниками, профессиональные цели второкурсников и третьекурсников представлены более реалистичнее. Так к третьему курсу уже 55% испытуемых выстраивают личный профессиональный план в соотношении с требования, которые профессия предъявляет к личности педагога, видят, что необходимо делать для достижения планов. Данный этап в научной литературе принято называть стабилизационным этапом, характеризующийся с одной стороны осознанием молодыми людьми требований новой социально-профессиональной роли, собственных способностей и возможностей, а с другой - осознанием достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям [2] .

К концу третьего курса образ профессии будущих специалистов отличается достаточно стабильным состоянием, связанного с первым практическим опытом, полученным на психолого-педагогической практике, во время которой происходит рассогласование «модели» идеального учителя и «оригинала». Происходит становление образа «оптимального» педагога, т.е. такого образа, который адекватен возможностям конкретного человека. Взаимодействуя с детьми сначала в летнем лагере, а затем в школе, студенты начинают получать удовлет-

ворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я-будущий учитель»).

Тем не менее, не смотря на положительную динамику осознанности профессиональных планов, у данных испытуемых в структуре «Я-образа» личности продолжает преобладать эмоциональный компонент - 40%. Личностный компонент занимает 35%, а ролевой и профессиональный (учитель, историк, географ, переводчик)

- 25%.

Необходимо отметить, что работы студентов по методике «Мой мир» так же представлены тремя группами рисунков, среди которых нет явных преобладаний какой-либо одной группы (1 группа - 30%, 2 группа

- 33% и 3 группа - 37%). Не смотря на отсутствие существенных отличий в процентном соотношении групп рисунков, все же обнаруживается преобладание работ, в которых нет ничего, связанного с обучением, с семьей и домом. Эти рисунки отражают внутреннее состояние испытуемых. Обучение в вузе, профессия не включены во внутренний мир данных студентов. Он заполнен переживаниями личного плана, построением отношений, любовью, внутренними конфликтами, чувством одиночества, метаниями, а так же романтическими мечтаниями о семье как родительской, так и своей в будущем. Для студентов важны больше ценности семьи, отношений, любви, нежели обучения и будущая профессия. Примером таких рисунков может служить работа испытуемой Lilia Nina Ra (рис.2).

Рисунок 2 - Работа, отражающая внутреннее состояние студента

Противоречие между вербальными формулировками, которыми студенты описывают свои профессиональные планы и содержанием рисунков, мы можем объяснить:

- во-первых, особенностями юношеского возраста, когда молодые люди, включаясь в мир взрослых, ищут свое место среди других, выстраивают новые для себя отношения. В первую очередь для них важна дружба и любовь, вопросы мироздания, поддержка и признание со стороны окружающих, уважение себя как личности и только потом поиск себя в профессиональной сфере;

-во-вторых, ведущей деятельностью студентов (учебно-профессиональная), базирующейся на внешних личностно-значимых мотивах [13, 15]. Таким образом, данный период формирования профессиональной идентичности можно считать лишь внешне стабильным.

Похожая картина обнаруживается и у студентов 4-5 курсов. Вербализуя личные профессиональные планы 80% испытуемых данной группы, выстраивают его не только в соотношении с объективными требованиями профессии к личности педагога, но и на рефлексии своих реальных возможностей и ограничений - 63%, возможных планов по достижении намеченных (желаемых) результатов - 89%.

В структуре «Я-образа» личности испытуемых дан-

324

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические

неуки

Глазырина Лидия Геннадьевна, Хохлова Екатерина Викторовна ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ...

ной группы наблюдается преобладание профессионального и ролевого компонента - 60%. Эмоциональный и личностный компонент «Я-образа» занимают 25% и 15% соответственно.

Таким образом, на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе обучения, происходит формирование новых целей и перспектив. Данный период так же нельзя считать стабильным, так как переосмысление и уточнение множества вариантов профессионального саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я - и моя профессия и карьера»), вызывает у студентов сложные эмоциональные переживания.

Подтверждение данных выводов мы находим в анализе работ испытуемых этой группы по методике «Мой мир». Отличительной особенностью здесь является увеличение числа рисунков 1 группы по сравнению с испытуемыми 1-3 курсов (1 группа - 48%, 2 и Згруппа по 26%).

Значимая часть студентов 4-5 курсов включают в свой мир будущую профессию, процесс обучения. Для них это неотъемлемая часть жизни. Отображено это через нарисованные книги, конспекты, студенческие группы, которые занимаются в аудитории, а также прорисованным зданием ВГСПУ. Это дает нам возможность предположить, что ценности обучения и профессии являются личностно значимыми. При этом часть студентов изображают не профессию педагога в целом, а специализацию, на которой они обучаются, например, иностранный язык, биология, химия, история. Примером таких рисунков может служить работа испытуемой Z^nnlala. (рис.3).

Рисунок 3- Работа студентки, в которой отображены ценности обучения и профессии

СПб.: Питер. 2001. - 288 с.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. / С. Ю. Головин -М.: АСТ, Харвест. 1998. - 800 с.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход» / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Новокузнецк, 2005 (выпуск 8)

6. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // У.С. Родыгина //Психологическая наука образования — 2007, №4

7. Медведев А.М. Ценностно-смысловые ориентации представителей субкультуры ролевого движения: монография / А.М. Медведев

- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2010. - 171 с.

8. Глазырина Л.Г. Формирование ценностно-смысловой компетенции будущего педагога через развитие профессиональной идентичности / Л.Г. Глазырина // Проектная деятельность как средство формирование профессиональной компетентности специалиста. Материалы нпк 22 января 2009г. ч. III. - Волгоград: «Колледж», 2009.

- С 22-26.

9. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

10. Карта сказочной страны: рисунок в психодиагностике. Работа с индивидуальным образом цели / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов //Школьный психолог. - 2003. - № 45. - С.8-9.

11. Khokhlova E. Studying the presence of personal values and attitudes toward educational and future career aspirations among university students /E. Khokhlova // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basios and innovative approach. Research articles. Vol. 2. Pedagogic and Psychology - by Research and Publishing Center «Colloquium». 2015. -С.117-123

12. Глазырина Л.Г. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности у будущих педагогов / Л.Г. Глазырина // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием. - СПб: «АИСИНГ». 2009, т.2. - С.39-44

13. Глазырина, Л.Г., Лаврова Т.А. Особенности мотивацион-ной сферы современных студентов / Л.Г. Глазырина, Т.А. Лаврова // Академическая наука - проблемы и достижения: Материалы XV Международной научно-практической конференции North Charleston, USA, 26-27 марта 2018 г, Т. 3 -.North Charleston, 2018. - Изд-во: CreateSpace, - 125с. - С.51-54.

14. Хохлова Е.В. Влияние обучения в вузе на ценностно-смысловую сферу личности студентов / Е.В. Хохлова // Достижения и перспективы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Научный центр «АЭТЕРНА». 2014. С.49-54

15. Хохлова Е.В. Динамика мотивации достижения у студентов социально-педагогического университета в процессе обучения / Е.В. Хохлова // От здоровьесбережения к здоровьесозиданию в образовательном пространстве: матер. н.п.к. - Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016. - C.132-134.

Статья поступила в редакцию 08.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что 48% студентов данной группы включает в свой мир обучение и будущую профессию, тем не менее, большая их часть (52%) не видят профессию в своем мире. Внутренний мир данных испытуемых состоит из других более значимых для них сфер, людей и связанных с ними ценностей. Этот период формирования профессиональной идентичности условно можно назвать уточняющим.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентиров образа профессии и профессиональной идентичности будущих учителей имеет определенные этапы, характеризующиеся специфическими особенностями (ценностно-смысловые ориентиры базируются на личностно-значимых потребностях и мотивах) и трудностями. Причины данного явления требуют дальнейшего изучения, результаты которого авторы планируют осветить в следующих работах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. /Ю.П. Поваренков — М. 2002

2. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг /Л.Б. Шнейдер - Москва — Воронеж 2004. — 600с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев —_

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26) 325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.