Научная статья на тему 'Условия формирования ценностных ориентаций будущего учителя на этапе профессионального становления'

Условия формирования ценностных ориентаций будущего учителя на этапе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL SELF-DEFINITION / PROFESSIONAL EFFICIENCY / ORIENTATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко С. И.

В статье рассматривается роль ценностных ориентаций как одной из важнейших сторон профессиональной подготовки будущих учителей; продемонстрированы результаты опытно-экспериментальной работы в данном направлении, определены факторы и условия, влияющие на эффективность формирования ценностных ориентаций будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of forming future teachers' value orientations at the stage of professional training

The article considers the role of value orientations as one of the most important sides of professional training of future technology teachers. Also the results of experimental works in this direction are demonstrated and the factors and conditions that influence forming of future teachers' value orientations are defined.

Текст научной работы на тему «Условия формирования ценностных ориентаций будущего учителя на этапе профессионального становления»

С. И. Андрющенко

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. А. Галустов

В статье рассматривается роль ценностных ориентаций как одной из важнейших сторон профессиональной подготовки будущих учителей; продемонстрированы результаты опытно-экспериментальной работы в данном направлении,

определены факторы и условия, влияющие на эффективность формирования ценностных ориентаций будущего педагога.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, профессиональная компетентность, направленность, профессионально важные качества.

The article considers the role of value orientations as one of the most important sides of professional training of future technology teachers. Also the results of experimental works in this direction are demonstrated and the factors and conditions that influence forming of future teachers’ value orientations are defined.

Key words: value orientations, professional self-definition, professional efficiency, orientation, professionally important qualities.

Современная ситуация в России довольна сложна, многообразна, динамична и полна противоречий. Реформы, затронувшие все основные сферы жизни общества, внесли существенные коррективы в систему образования, отразились на системе ценностных ориентаций, личностных особенностях молодых людей. В настоящий момент образование зачастую получают не ради будущей деятельности, а ради диплома о высшем образовании, наблюдается негативная тенденция в отношении работы, которая считается только средством получения материального дохода, возможностью вести определенный образ жизни, заниматься карьерным ростом; процветает крайний индивидуализм, безразличие к делам общества, переосмысляется система профессиональных ценностных ориентаций. Именно система ценностных ориентаций создает тот интеллектуальный и морально-психологический стержень личности, на котором будет основано ее социальное поведение. Если у личности такой системы нет или она аморфна, то такая личность будет подвержена сильным влияниям со стороны социального окружения. Не обошло стороной данное явление и педагогические вузы, где осваивают профессию педагога, от усилий которого зависит будущее человеческой цивилизации.

В рамках приоритетного национального проекта, направленного на совершенствование образовательного про-

цесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики, к современному учителю предъявляются особые требования. Он должен быть примером для своих учащихся: творчески подходить к делу, научить добывать нужную им информацию, применять ее, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению способностей, умений, воспитанию гражданского сознания. А также быть активным участником своей жизни и не равнодушным к жизни окружающих, постоянно само-развиваться, самосовершенствоваться, уметь реализовывать свои возможности, строить дальнейшие планы личностного роста, жизненные и профессиональные планы своих воспитанников. Для реализации этих задач в полной мере профессия для человека должна быть ценностью (сформированная профессиональная направленность, наличие профессионально важных качеств, высокий уровень компетентности), а также положительное отношение к профессии, уверенность в своей деятельности. Но формируются ценностные ориентации учителя не в одночасье, а начиная еще с довузовского периода. В решении этих задач важнейшую роль играет школьное профильное обучение совместно с учреждениями дополнительного образования детей, включая межшкольные учебные комбинаты, где впервые молодые

люди начинают сталкиваться с такими понятиями, как содержание профессии, условия труда, профессиональные ценности.

Самым благоприятным периодом для формирования ценностных ориентаций на этапе профессионального становления является вузовский период, во время которого происходит развитие профессионального самосознания, профессиональной пригодности, овладение нормами профессиональной деятельности и т. д.

К сожалению, для студентов на сегодняшний день вопросы профессионального становления занимают далеко не приоритетное положение. Мы продемонстрируем результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в рамках вузовского исследования, с группой студентов 3-го курса факультета «Технология и предпринимательство» Армавирского государственного педагогического университета. В эксперименте приняли участие 50 человек, которые вошли в состав экспериментальной и контрольной групп.

При проведении эксперимента были выбраны два вида диагностических процедур: сравнительная диагностика различных характеристик испытуемых и измерение динамических показателей.

В результате формирующего эксперимента у 89% студентов наметилась высокая мотивация достижений и положительное отношение к осваиваемой профессии, заключающейся в наличии желания заниматься ею. Однако у 48% будущих специалистов профессия как ценность находится на низком уровне и у такого же количества испытуемых на уровне ниже среднего. И только у 4% студентов этот показатель находится на среднем уровне. Эти результаты свидетельствуют о низкой профессиональной направленности, в основе которой лежат различные группы мотивов, неоднород-

ные по происхождению, характеру связи с профессией. Так на первое место вышли материальный, познавательный мотивы, набравшие по 13%. На втором месте эстетический, моральный, социальный, творческий, утилитарный мотивы по 12%. Мотив карьерного роста, престижа занимает третье место и составляет 8%. И лишь на четвертом месте стоит мотив, связанный с содержанием профессии, который набрал 6%. Мотивы, занявшие первые три места, нетесно связаны с деятельностью учителя и являются побочными. Если человек побуждается к деятельности побочными мотивами, внутренне не связанными с ее содержанием или результатом, то нельзя сказать, что он трудится ради того дела, которым занят. Он приспосабливается к внешним требованиям, но не усваивает их. Он побуждается к труду на основе потребностей и чувств, которые не обязаны своим развитием данной деятельности (например, материальная заинтересованность, честолюбие и т. п.). При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных связанных с ней обстоятельствах.

Для того чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрытие и расширение его творческих сил, необходимо, чтобы центральными для человека были мотивы, внутренне связанные с содержанием выполнимого труда. В случаях когда ведущее положение занимает мотив, прямо не связанный с содержанием деятельности, уровень профессиональной направленности в большей или меньшей степени снижается. Показателем низкой профессиональной направленности студентов также является затруднение их в построении своих жизненных целей и перспектив, поверхностном представлении о профессиограмме учителя. Очевидно, что без достаточно высокого уровня

профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Таким образом, оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня.

Вторым показателем низкого уровня профессии как ценности является недостаточность развития профессионально важных, личностных качеств будущего специалиста. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, самостоятельность, доброжелательность и несколько более специфические - эмоциональная устойчивость, тревожность, коммуникативные и организаторские способности, эмпатия, способность управлять людьми. В процессе исследования нами были получены следующие результаты: у 44% студентов профессионально важные качества развиты частично, у 8% - полностью и у 48% будущих специалистов они отсутствуют или развиты слабо.

Наличие компетентности студентов как третьего показателя профессии как ценности, заключающейся в качестве обучения, навыках строить взаимоотношения с окружающими, в приобретении навыков творческого самовыражения, валеологическом просвещении и т. д., расположилось следующим образом: полная - 11%, частичная - 48%, отсутствие - 41%.

По разработанной и апробированной нами на студенческих группах анкете, оценивающей профессиональную пригодность студентов на педагогическую специальность, выяснилось, что информированы о содержании, предмете и условии труда всего 55% испытуемых, по состоянию здоровья полностью

соответствуют 36%. Наиболее значимыми в профессии являются профессиональные ценности: возможность развиваться, применять свои знания в воспитании собственных детей, общение с коллегами, и только на четвертом месте стоит содержание профессии. На вопрос «Планируете ли связать свою работу с осваиваемой профессией?» испытуемые ответили таким образом: да - 27%, возможно - 59%, нет - 14%. У молодежи нет уверенной позиции, что справятся с профессией в будущем. 85% испытуемых ответили отрицательно, 11% - частично и только 4% полностью уверены в положительном результате осваиваемой деятельности. Данные, полученные при анкетировании, еще раз подтверждают факт, что профессия пока не является ценностью для студентов.

Таким образом, возникает противоречие между высоким уровнем мотивации достижений у студентов и низким уровнем сформированности профессии как ценности, которая может являться для них путем, средством, эмоциональной подпиткой, возможно, смыслом жизни.

Этот неблагоприятный показатель профессионального развития вполне соответствует тем ориентирам, которые предлагают людям современные средства массовой информации. Хотя можно привести много примеров, когда любимое дело было смыслом жизни для человека, когда работа спасала людей от душевных расстройств, несчастной любви, когда люди в профессии раскрывали свой творческий потенциал и развивали свои личностные особенности, когда в профессии видели свою незаменимость, необходимость, значимость того дела, которое выполняли.

Низкий показатель значимости педагогической профессии зависит от многих факторов, в том числе от слабой профориентационной работы среди сту-

дентов, от недостаточно разработанного методического, психолого-педагогиче-ского инструментария, нечетко определенных психолого-педагогических условий. А также от отсутствия представлений о специфике ценностных ориентаций студентов в существующих структурах личности учителя, от слабо разработанных научно-практических рекомендаций по оптимизации процесса формирования ценностных ориентаций будущего учителя, от недостаточного внедрения в учебные планы видов деятельности по формированию ценностносмыслового компонента, обеспечивающего активность личности в профессиональном самоопределении. В связи с этим перед нами встала задача по определению условий, необходимых для формирования ценностных ориентаций и достижения нового, современного качества образования будущего учителя. Таковыми являются:

• оптимизация профориентационной работы;

• разработка методического, пси-холого-педагогического инструментария;

• личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация на основе многообразия подходов в профессиональном становлении учителя;

• разработка специфики ценностных ориентаций студентов в существующих структурах личности учителя;

• разработка профессиограммы учителя;

• разработка научно-практических рекомендации по оптимизации процесса формирования ценностных ориентаций будущего учителя на этапе становления профессионального самоопределения;

• формирование умений поиска и подбора работы, включая создание рабочих мест;

• усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию, включение в трудовые отношения;

• разработка программ по формированию ценностных ориентаций, включая самостоятельную работу студентов, благодаря которой будет происходить реализация обучающего и развивающего потенциала будущих учителей.

Одной из таких программ по формированию ценностных ориентаций будущего учителя является разработанный нами курс «В поисках педагогического призвания», содержащий пять разделов: «Роль ценностей в жизни человека», «Профессия - личностная ценность», «Временные перспективы и образ будущего», «Педагог и его ценности», «Стратегия и тактика поиска работы».

Программа курса состоит как из лекционных, так и практических занятий, включающих диагностические, консультационные мероприятия, решение педагогических задач, развитие профессионального мастерства и т. д. Он рассчитан на 102 аудиторных часа, и 51 час отводится на самостоятельную работу студентов. Целью курса является оказание помощи студентам в овладении знаниями профессиональных ценностных ориентаций, в умении устанавливать взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и профессиональной направленности, компетентности, профессионально важных качеств, а также в обучении развития данных качеств.

После реализации данной программы была проведена сравнительная диагностика профессиональных характеристик и измерение динамических показателей. Определение динамических показателей осуществлялось в соответствии с выявленными критериями профессионального развития будущего педагога. Анализ определения профессионального развития студентов показал превышение в контрольном эксперименте динамических изменений по таким позициям, как «профессия педагога

как ценность» (+35%), «эмоциональное отношение к профессии» (+10%), «уверенность, что справятся с осваиваемой профессией и свяжут свои профессиональные планы с ней» (+32%).

Наметившуюся позитивную динамическую тенденцию в профессиональном развитии испытуемых можно объяснить эффективностью данной про-

граммы, входящей в комплекс педагогических условий по формированию ценностных ориентаций студентов.

В целом по итогам эксперимента отмечается рост показателей профессионального самоопределения студентов, что подтверждает необходимость формирования ценностных ориентаций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.