Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение будущего учителя в условиях педагогического отряда'

Профессиональное самоопределение будущего учителя в условиях педагогического отряда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS’ PEDAGOGICAL TEAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS / COLLECTIVE CREATIVITY / COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS / YOUTH SOCIAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина С. В.

В статье рассматриваются особенности участия студентов в педагогических отрядах как эффективной формы профессионального самоопределения будущего учителя. Представлен опыт деятельности студенческих педагогических отрядов Северо-Восточного федерального университета, способствующий профессионально-личностному развитию будущих педагогов. Установлено, что благодаря коллективной творческой деятельности будущий педагог имеет возможность применить теоретические знания на практике, расширить свои знания, приобрести новые необходимые профессиональные умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL TEAMS

The article considers participation of students in pedagogical teams as an effective form of professional selfdetermination of a future teacher. The experience of the activities of student pedagogical teams of the North Eastern Federal University that contributes to the professional and personal development of the future teachers is presented. It was found that due to the collective creative activity the future teachers can apply theoretical knowledge in practice, expand their knowledge, and acquire new essential professional skills.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение будущего учителя в условиях педагогического отряда»

УДК 37.091.4 Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Education Science Institute, North Eastern Federal University

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL TEAMS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности участия студентов в педагогических отрядах как эффективной формы профессионального самоопределения будущего учителя. Представлен опыт деятельности студенческих педагогических отрядов Северо-Восточного федерального университета, способствующий профессионально-личностному развитию будущих педагогов. Установлено, что благодаря коллективной творческой деятельности будущий педагог имеет возможность применить теоретические знания на практике, расширить свои знания, приобрести новые необходимые профессиональные умения и навыки.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение студентов -будущих педагогов, студенческий педагогический отряд, коллективная творческая деятельность, компетентность будущих педагогов, молодежное общественное движение.

Summary:

The article considers participation of students in pedagogical teams as an effective form of professional self-determination of a future teacher. The experience of the activities of student pedagogical teams of the North Eastern Federal University that contributes to the professional and personal development of the future teachers is presented. It was found that due to the collective creative activity the future teachers can apply theoretical knowledge in practice, expand their knowledge, and acquire new essential professional skills.

Keywords:

professional self-determination of students - future teachers, students' pedagogical team, collective creativity, competence of future teachers, youth social movement.

На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновацион-ностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Как справедливо отмечает С.Н. Чистякова, основное противоречие выражено в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему в профессиональной деятельности, и рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту и нового подхода к конструированию образовательных стандартов [1].

Бакалавр по направлению «Педагогическое образование» должен: демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины; ясно и логично излагать полученные базовые знания; оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии; демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине; демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

Профессиональное самоопределение студента - будущего педагога - это процесс, направленный на осмысление и преобразование социума, профессии, самого себя, при этом освоение человеком окружающего мира трактуется не только как воспроизведение уже известного опыта, а как созидание новых форм социальности.

Именно профессиональное самоопределение студента в педагогической культуре изменяющегося социума рассматривается как процесс, направленный на осмысление и преобразование педагогической реальности и самого себя с учетом ценностей субъектной педагогики.

Одним из наиболее эффективных факторов профессионально-личностного развития будущего специалиста являются студенческие педагогические отряды, где студенты с первых курсов включаются в практическую педагогическую работу. Студенческий отряд - форма организации

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 14)

студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу.

Е.М. Харланова под студенческим педагогическим отрядом понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование учащихся высших учебных заведений, объединившихся на основе интереса к педагогической деятельности и осуществляющих социально-педагогические инициативы среди детей и подростков с целью повышения своего профессионального педагогического мастерства [2, с. 40]. Специфическими особенностями деятельности студенческого педагогического отряда являются добровольность, высокая степень сплоченности, стремление осуществлять совместно педагогическую деятельность, непрерывность педагогической деятельности, самоорганизация как механизм, образующий объединение, самоуправление как метод его функционирования.

Включаясь в эту работу, студенты педагогических отрядов, при условии прохождения ими профильной психолого-педагогической подготовки, получают возможность: реализовывать и развивать свой воспитательный и личностный потенциал; получить дополнительную профессиональную квалификацию; более интенсивно включаться в социальные отношения, освоить новые социальные роли; приобрести педагогические и психологические знания, умения, навыки; существенно повысить свою управленческую компетентность; обрести опыт коллективной деятельности; практиковаться в общении с детьми, подростками и молодежью.

История педагогических отрядов Якутии началась в 1964 г. с создания педагогического отряда Якутского педагогического училища № 1. 23 ноября 1967 г. организован педагогический отряд в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова. В начале 1980-х гг. в университете насчитывалось 10 педагогических отрядов, общей численностью 313 студентов, но в 90-х гг. во многих субъектах РФ перестало работать студенческое отрядное движение: студенческие строительные, поисковые, педагогические и иные отряды начали распадаться. Возрождение движения педагогических отрядов в Республике Саха (Якутия) началось в мае 1997 г. с инструктивного сбора для студентов филологического и историко-юридического факультетов ЯГУ, направляемых в детские оздоровительные лагеря. В результате появился педагогический отряд «Мир чудес» ФЛФ ЯГУ.

В 2010 г. образовался Союз Студенческих педагогических отрядов с целью объединения и поддержки студенческих отрядов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В настоящее время Союз объединяет 7 педагогических отрядов. 6 октября 2012 г. создано молодежное общественное движение (МОД) «Педагогические отряды Республики Саха (Якутии)» при Союзе детских общественных объединений РС (Я) - Едином республиканском детском движении «Стремление» («Дьулуур»), объединяющее тридцать педагогических отрядов. Образовательная программа «Школа подготовки вожатых», реализуемая с 2004 г., является площадкой для воспитания будущих педагогических кадров республики, педагогов, любящих свою профессию, готовых к любым трудностям, способных вести за собой.

Виды деятельности студенческих педагогических отрядов: социально-досуговая; социально-благотворительная; образовательная; работа с детскими общественными движениями; организация летнего отдыха и подростков.

ФГОС ВПО 3+ ориентирован на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. На наш взгляд, процессу профессионального самоопределения будущего учителя способствует непрерывная педагогическая практика на протяжении всего процесса обучения в вузе, которая может быть реализована в рамках деятельности студенческих педагогических отрядов. Так, в Институте зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова активно функционирует педагогический отряд «Время». Студенты организовывают и проводят коммунарские сборы в школах; участвуют в благотворительных акциях; работают вожатыми в детских летних лагерях («Кэскил», «Бинго», «Радуга» и т. д.); проводят школы актива, оказывают помощь в организации досуга в Международных детских играх «Дети Азии», иногда и в качестве переводчиков, гидов-вожатых для гостей и спортсменов; работают вожатыми в местах проживания творческих коллективов-участников фестиваля «Планета детства» и вожатыми-организаторами с детьми городских школ и на летних детских площадках; участвуют в профориентационной работе СВФУ; организовывают обучение иностранным языкам (английский, китайский, корейский, японский, французский) школьников в летнее время и т. д. Именно благодаря коллективной творческой деятельности будущий педагог имеет возможность применить теоретические знания на практике, расширить свои знания, приобрести новые необходимые профессиональные умения и навыки [3].

Интересен опыт по формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов-дефектологов посредством включения студентов в профессионально значимую деятельность в волонтерских отрядах. С этой целью создан волонтерский отряд «Солнечный зайчик» на отделении «Логопедия» Педагогического института СВФУ. Данный отряд организован для оказания благотворительной, социально значимой помощи детям, имеющим проблемы в развитии, а также помощи педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день студенческий отряд сотрудничает с республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом V вида, специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 34 VII вида, детским домом «Берегиня», детским садом № 1 «Звездочка» г. Якутска и т. д. Полученный студентами опыт в участии педагогического отряда позволяет им осознать значимость своей будущей профессии, учит их совместной работе с детьми, имеющими различные психофизические нарушения в развитии. Также ежегодно силами участников отряда организуются новогодние утренники для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограничениями в физическом развитии. До проведения новогодних утренников организуется благотворительная акция «Подари детям праздник» с целью сбора новогодних подарков, призов для игр.

Опрос студентов-участников педагогических отрядов СВФУ показал достаточно высокий уровень мотивации будущих учителей: 91 % студентов уверены в правильности своего выбора и представляют свою будущую профессиональную деятельность, 7 % обучающихся пока недостаточно готовы быть педагогами и 2 % студентов сомневаются в правильности выбора профессии.

Именно в условиях педагогического отряда проходит успешный процесс профессионального самоопределения студентов, осмысления самого себя, формируется деятельностный компонент компетентности будущего педагога, включающий гностические, аналитические, проектировочные, коммуникативные, креативные, оценочные и информационные умения.

Ссылки:

1. Чистякова С.Н. Актуальные проблемы педагогического образования в условиях социальных перемен : выступление на пленарном заседании Научно-образовательного форума СВФУ «Education, Forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». 22 июня 2015 г. Якутск, 2015.

2. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности студенческого педагогического отряда : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 180 с.

3. Панина С.В., Софронеев С.А., Ильина Э. Формирование социальной компетентности учителя // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 3-й науч.-практ. конф. с междунар. участием : в 2 ч. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 266-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.