Научная статья на тему 'Современные вызовы и профессиональное становление педагога'

Современные вызовы и профессиональное становление педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1902
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

Статья посвящена анализу теории и практики профессионального становления педагога, осмыслению исследований ученого-педагога А.В. Мордовской в контексте современных вызовов в системе российского образования. Представлен опыт СВФУ по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, процесса вхождения студентов на вузовском, молодых специалистов на послевузовском этапах становления педагога. Определено, что становление профессионала представляет непрерывный процесс приобретения личностью молодого специалиста профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Challenges and Teacher’s Professional Germination

The article is devoted to the analysis of the theory and practice of teacher’s professional formation, understanding of research of the scientist-teacher A.V. Mordovskaya in the context of the current challenges in the system of the Russian education. The article presents the experience of NEFU in the organizational and pedagogical support of the professional self-determination of high-school students and the adaptation of students at university and young professionals at the post-graduate stages of becoming a teacher. It is revealed that becoming a professional is a continuous process of a young specialist’s acquisition of the professional competence, which is expressed in self-development and self-realization in teaching.

Текст научной работы на тему «Современные вызовы и профессиональное становление педагога»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 378

И.С. Алексеева

Современные вызовы и профессиональное становление

педагога

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу теории и практики профессионального становления педагога, осмыслению исследований ученого-педагога А.В. Мордовской в контексте современных вызовов в системе российского образования. Представлен опыт СВФУ по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, процесса вхождения студентов - на вузовском, молодых специалистов - на послевузовском этапах становления педагога. Определено, что становление профессионала представляет непрерывный процесс приобретения личностью молодого специалиста профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности

Ключевые слова: современные вызовы образования, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, старшеклассник, студент, будущий педагог, молодой специалист, педагог.

I.S. Alekseeva

Current Challenges and Teacher's Professional Germination

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of the theory and practice of teacher's professional formation, understanding of research of the scientist-teacher A.V. Mordovskaya in the context of the current challenges in the system of the Russian education. The article presents the experience of NEFU in the organizational and pedagogical support of the professional self-determination of high-school students and the adaptation of students at university and young professionals at the post-graduate stages of becoming a teacher. It is revealed that becoming a professional is a continuous process of a young specialist's acquisition of the professional competence, which is expressed in self-development and self-realization in teaching.

Keywords: current challenges of education, becoming a professional, professional self-determination, high-school student, future teacher, young specialist, teacher.

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: alekseevais2010@mail.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

Современное российское высшее образование претерпевает значительные изменения как в содержательном, так и организационно-управленческом плане. Данные изменения связаны прежде всего с процессами в политической жизни страны - выборы президента, смена кабинета правительства, создание министерства науки и высшего образования, определяющие дальнейший вектор развития высшего образования в РФ.

«Перед нами напряженная работа, которая потребует участия всего российского общества, деятельного вклада каждого из нас, всех ответственных политических и гражданских сил, объединенных искренней заботой о России», - отметил В.В. Путин в своем выступлении [1].

Новые вызовы в системе российского образования, позволяющие определить направления развития высшей школы такие, как:

- новое технологическое образование;

- развитие и поддержка талантов;

- продвижение системы непрерывного образования;

- интеграция образования, науки и производства;

- обновление содержания и методов образования;

- повышение качества подготовки в университетах.

Решение поставленных задач возможно при формировании качественного интеллектуального потенциала молодых исследователей, будущих преподавателей вузов и педагогов образовательных организаций, обладающих базовыми знаниями, умениями, соответствующими вызовам времени.

Современному педагогу, помимо общенаучных и практических компетенций, требования времени предъявляют постоянное, мотивированное стремление повышать квалификацию, осваивать и генерировать инновации, владеть цифровыми образовательными ресурсами, проявлять исследовательскую свободу и ответственность в преодолении учебной неуспешности, развития интереса и мотивации к обучению у учащихся [2].

Формирование личности молодого специалиста, исследователя, педагога, преподавателя вуза - одна из актуальных проблем современного образования.

Профессиональное становление педагога

Становление молодого специалиста, формирование его потенциала - процесс сложный и длительный, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых обществом, государством к профессии педагога и их реализацией в профессиональной деятельности. Молодой специалист в своем становлении проходит ряд этапов через трудности, ошибки, поиски к обоснованным самостоятельным решениям, опирающимся на собственный приобретенный опыт, выработанный представлением о профессии. Компонентами профессионального становления являются социально-педагогическая адаптация, формирование профессионального самосознания, самоутверждение в профессии, освоение педагогической деятельности и ролевого поведения, овладение нравственно-педагогическим опытом социальной среды [3]. Вместе с тем процесс становления специалиста-профессионала имеет национально-региональную специфику, осложнен культурно-национальными особенностями региона, с которыми молодые специалисты встречаются в ходе общения с учащимися, родителями, коллегами -представителями разных этносов.

Процесс профессионального становления как деятельность предполагает сквозную, целенаправленную, непрерывную систему развития профессиональных компетенций начинающих педагогов, осуществляемый в довузовский, вузовский и послевузовский периоды и этапы.

Ученый, исследовавший различные этапы профессионального становления и профессионально-личностного самоопределения, профессиональной ориентации, - Анна Васильевна Мордовская, доктор педагогических наук, профессор.

Важной составляющей профессионального самоопределения, по мнению А.В. Мордовской, является воспитательный потенциал этнопедагогической среды: народные традиции воспитания и подготовки к жизни и к труду; культурные ценности и обычаи, основанные на философии якутов; самобытные типы хозяйствования, правила поведения и отношение к окружающей природе, людям. Автором выделены предпосылки, влияющие на формирование жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников, такие, как личностные, социально-экономические, демографические, миграционные, этнорегиональные особенности [4]. Установлена взаимосвязь национальной культуры, этнопедагогики, жизненного и профессионального самоопределения, детерминируемых системой отношений «человек-общество». Этап довузовской профориентации А.В. Мордовская связывает с созданием благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимся будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации, в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда [5]. В исследованиях ученого-педагога привлечен потенциал дидактических принципов, педагогических и этнических методов и приемов формирования личности старшеклассников.

Современные формы профориентационной работы по самоопределению старшеклассников, реализуемые Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ): всероссийская Северо-Восточная олимпиада школьников по предметам (СВОШ); республиканская олимпиада по педагогике «Педагогическая звездочка», «Педагогический лидер»; региональный этап Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее»; малые академии на базе факультетов и институтов педагогического профиля «Малая психолого-педагогическая академия» Педагогического института, «Малая лингвистическая академия» Института зарубежной филологии и регионоведения, «Малая академия математики и информатики», «Малая компьютерная академия» и «Летняя школа программирования и робототехники» Института математики и информатики.

В 2018 г. кафедрой педагогики, совместно с факультетом довузовского образования СВФУ, открыт педагогический класс на базе МОБУ СОШ №31 г. Якутска. Данный проект продолжает систему профильных педагогических классов в республике с целью подготовки к осознанному выбору будущей профессии педагогического профиля при научно-методическом, организационно-педагогическом сопровождении и личном участии А.В. Мордовской.

В профессиональном самоопределении личности на вузовском этапе в контексте вхождения в будущую профессию происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структур профессионального сознания студента как субъекта, где главная движущая сила профессионального развития - личность, ее потребность в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала [5].

В соответствии с федеральными образовательными стандартами высшего образования, для формирования личности студента, отвечающего вызовам современности в образовательном процессе вуза востребованы такие активные формы учебной работы, как проблемные, интерактивные лекции, дискуссии, коллоквиумы и др.; образовательные технологии активизации жизненного опыта обучающегося (технологии витагенного обучения), профессиональной коммуникации (технологии учебного диалога), формирования профессионально-творческого мышления (игровое проектирование), анализа конкретных ситуаций (кейс-технологии), контекстного обучения (решения задач различных образовательных практик), способствующие освоению образовательных программ подготовки будущими педагогами.

Учебные пособия «Интерактивные образовательные технологии в вузе» (2013 г.), «Современные образовательные технологии» (2014 г.) ученого-педагога А.В. Мордовской, предназначенные для совершенствования учебного процесса вуза, обеспечили качество профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля в СВФУ.

Послевузовский этап профессионального самоопределения направлен на формирование профессиональных компетенций молодых специалистов, позволяющих «быстро адаптироваться к производственным условиям, быть готовым к постоянному обновлению уровня своей компетентности, обучению в течение всей жизни, ... применять знания, опыт и личностные качества для успешной профессиональной деятельности» [6].

Стартовавший в 2014 г. совместный проект Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и Управления образования городского округа «Город Якутск» «100 магистрантов» позволил учителям средних школ, педагогам лицеев, педагогам дошкольного образования, руководителям учреждений и другим специалистам повысить уровень профессионализма через развитие научно-исследовательского потенциала педагогов, в соответствии с современными требованиями ФГОС. Данный опыт получил продолжение и по проекту «100+ магистрантов» на кафедре педагогики Педагогического института СВФУ. По этому проекту обучаются не только магистранты ООП «Проектный менеджмент в образовании», но и аспиранты по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки научной специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Таким образом, проведенный анализ теории и практики позволяет сделать следующие выводы:

- профессиональное самоопределение - устойчивая целостная система определенных свойств, включающих направленность интересов и склонностей, практический опыт и знание особенностей профессии [7];

- становление профессионала - непрерывный процесс приобретения личностью молодого специалиста профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности [8].

Заключение

Современные вызовы и непрерывность педагогического образования акцентируют внимание на повышении качества образования, развитие интеллектуального потенциала будущих педагогов.

Отмечаем значительный вклад почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного деятеля науки Республики Саха (Якутия), отличника образования Республики Саха (Якутия), доктора педагогических наук, профессора А.В. Мордовской в совершенствовании системы педагогического образования, развитие высшей школы в Республике (Саха) Якутия, в частности:

- обоснованы научно-теоретические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников на основе этнических особенностей и этнопедаго-гической среды;

- создана научная школа в области профориентологии;

- разработаны и апробированы система довузовской подготовки будущих учителей, программы педагогических классов школ Республики Саха (Якутия);

- внедрены современные педагогические технологии на основе диалога, партнерства и сотрудничества в образовательную практику вуза.

Продолжая педагогические традиции и опыт ученого-педагога в профессиональной подготовке учителей, ученики Анны Васильевны Мордовской, коллектив кафедры педагогики в научных изданиях «Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи» (2014 г.) и «Системное управление профессиональной ориентацией в региональном образовательном пространстве» (2016 г.), концепция которых была определена доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой педагогики Педагогического института СВФУ Анной Васильевной Мордовской, представили систему профессиональной ориентации и непрерывной подготовки педагогических кадров Республики Саха (Якутия) с учетом современных реалий и социально-экономических условий.

Литература

1. Новое качество жизни: о чем говорил Путин на церемонии инаугурации [Электронный ресурс] URL: http://ren.tv/novosti/2018-05-07/glavnye-temy-rechi-vladimira-putina-na-inauguracii (дата обращения: 20.05.2018).

2. Двенадцать конкретных решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики [Электронный ресурс] URL:https://www.hse.ru/ data/2018/04/04/1164616733/Тезисы%20доклада%2012%20решений%20для%20нового%20образования. pdf (дата обращения: 20.05.2018).

3. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982. - 145 с.

4. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в Республики Саха (Якутия): учебное пособие / А.В. Мордовская, В.П. Игнатьев. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. - 112 с.

5. Мордовская А.В. Педагогическое сопровождение профессионального развития будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. - С. 40-46.

6. Мордовская А.В. Основные направления внедрения современных образовательных технологий в федеральном университете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. -№ 4. - С. 63-67.

7. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. - Столица. - 2015. - № 6. - С. 2-6.

8. Алексеева И.С. Организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сетевого взаимодействия сельских школ // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17) - С. 65-68.

References

1. Novoe kachestvo zhizni: o chem govoril Putin na tseremonii inauguratsii [Elektronnyi resurs] URL: http://ren.tv/novosti/2018-05-07/glavnye-temy-rechi-vladimira-putina-na-inauguracii (data obrashcheniiia: 20.05.2018).

2. Dvenadtsat' konkretnykh reshenii dlis novogo obrazovaniis: Doklad Tsentra strategicheskikh razrabotok i Vysshei shkoly ekonomiki [Elektronnyi resurs] URL:https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616733/ Tezisy%20doklada%2012%20reshenii%20dlia%20novogo%20obrazovaniia.pdf (data obrashcheniia: 20.05.2018).

3. Professional'naiia deiaatel'nost' molodogo uchitelia: Sotsial'no-pedagogicheskii aspekt / Pod red. S.G. Vershlovskogo, L.N. Lesokhinoi. - M.: Pedagogika, 1982. - 145 s.

4. Mordovskaia A.V. Etnopedagogicheskie osnovy regionalizatsii sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia v Respubliki Sakha (IIakutiia): Uchebnoe posobie / A.V. Mordovskaia, V.P. Ignat'ev. - Iakutsk: Izd-vo Iakutskogo un-ta, 2002. - 112 s.

5. Mordovskaia A.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiiia budushchikh pedagogov // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. - 2006. - № 6. - S. 40-46.

6. Mordovskaia A.V. Osnovnye napravleniia vnedreniia sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii v federal'nom universitete // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Pedagogika.

- 2011. - № 4. - S. 63-67.

7. Chistiakova S.N. Professional'noe samoopredelenie: sovremennyi aspekt // Professional'noe obrazovanie.

- Stolitsa. - 2015. № 6. - S. 2-6.

8. Alekseeva I.S. Organizatsionno-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovleniia molodykh spetsialistov v usloviiakh setevogo vzaimodeistviia sel'skikh shkol // Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. - 2013. - № 1 (17). - S. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.