Л. В. Краснюк, Н. А. Козлова, А. В. Барнаш
УДК 378
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СМЕНЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
етские оздоровительные лагеря занимают важное место в системе дополнительного образования. Функциональная деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется с целью передачи культурного опыта, ориентации на общепринятые человеческие ценности, формирование и развитие нормальных социальных отношений. Концептуальная парадигма детских оздоровительных лагерей заключается в разработке уникальных принципиальных методик планирования деятельности на основе принципов самоуправления, соуправления, коллегиальности, общечеловеческих нравственных ценностей. Все это обосновывает актуальность и необходимость осуществления в обществе, в педагогических системах в целом и в детских оздоровительных лагерях в частности культурных целей образования, которые ориентированы, прежде всего, на личность и ее саморазвитие. Управление в детских оздоровительных лагерях осуществляется на основе федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Основная идея государственного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества для своевременного предупреждения возникающих проблем в жизнедеятельности ребенка.
Детские оздоровительные лагеря дают возможность исследования и приобретения практического опыта в групповой и комму-
никативной сферах, при выполнении умственных, физических, социальных и духовных задач.
Концепция детских оздоровительных лагерей представляет собой не только методику или особую педагогическую систему, а является важной и неотъемлемой составляющей всей жизнедеятельности ребенка. Так, она объединяет в себе основы духовно-эстетического развития ребенка, рационально-познавательные начала, идейно-нравственную идеологию, основы физической культуры и спорта, интерес к окружающей среде и ее охране, основы организации общественно полезного труда, то есть непосредственное освоение жизни ребенком.
Основой деятельности детских оздоровительных лагерей является лагерная смена. В этом и заключается ключевой педагогический смысл всей жизни в лагере. Осуществление педагогической деятельности лагеря для каждого ребенка фокусируется в конкретной лагерной смене. Потому что каждый ребенок приобретает собственные впечатления от лагерной смены. В практике детских оздоровительных лагерей бывает так, что дети, находясь в одном и том же лагере, могут по-разному оценивать свое пребывание в разных сменах.
Смена в детском оздоровительном лагере представляется как рабочий интервал времени, по истечении которого меняются и работники, и отдыхающие. В качестве работников выступают вожатые и воспитатели. Таким образом, можно утверждать, что смена - это самое точное название периода пребывания в детском оздоровительном лагере. То есть под понятием смена подразумевается конкретный период жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере, который является специализированной педагогической системой. В течение смены в лагере осуществляется полноценный не только оздоровительный и образовательный процесс, но и проводится реализация всего комплекса педагогических задач детских оздоровительных лагерей.
Деятельность, направленная на достижение поставленных целей, непосредственно связана с постановкой целей, задач для опти-
20/у/.3-
мального распределения ресурсов и действий, в будущем называется планированием. В плане отражаются основные наиболее важные ориентиры деятельности детских оздоровительных лагерей, такие как порядок, объем и временные границы. Можно сказать, что планирование оздоровительной, воспитательной и учебной смены детских оздоровительных лагерей представляет собой стратегический документ, в котором представлена стратегия и тактики реализации плана во временном детском коллективе, расписана система вожатской деятельности, жизнедеятельности как всего детского коллектива, так и каждого отдельного ребенка.
Эффективность функционирования воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере во многом зависит и определяется личностью педагога-вожатого. Детские оздоровительные лагеря представляют собой открытые саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы, интегрированные в социальную среду. Открытая среда подразумевает постоянное взаимодействие с внешней средой, где открываются новые возможности для улучшения жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере. Новые возможности позволяют находить дополнительные ресурсы (интеллектуальные, материальные, информационные и кадровые) для развития личности ребенка в период пребывания в смене детского оздоровительного лагеря. Детский оздоровительный лагерь является уникальной организационно-педагогической системой, существование которой невозможно без эффективного управления и выполнении принципов планирования смены.
По существу вся практическая работа по составлению плана предполагает ряд этапов, представленных на рисунке 1.
В процессе формирования педагогических задач необходимо ясно представлять, что задачи формулируются на основе анализа уровня развития, воспитания и образованности детей. При этом необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.
Посменная организационная деятельность в детских оздоровительных лагерях
1. Анализ источников планирования и
результатов педагогической диагностики +
2. Формулировка педагогических задач
и запись их в рабочий план
I
3. Определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех источников и данных для
составления плана +
4. Определение структуры и письменное оформление плана
Рис. 1. Основные этапы по составлению плана
ведется постоянно. Обобщенно поэтапную организацию периодов планирования лагерной смены можно охарактеризовать в виде пяти периодов, которые представлены на рисунке 2.
Первый период начинается заблаговременно, до начала самой смены. На этом этапе моделируются основные формы, методы работы, система управления и логика развития смены. Приблизительно за десять дней ребенок начинает морально готовиться к смене, строит планы и начинает практически готовиться к отъезду в лагерь. Педагоги, в свою очередь, также начинают готовиться не только психологически, но и подготавливают первую акцию организационного этапа, т. е. заезд детей.
Второй период можно назвать адаптационным, когда дети знакомятся друг с другом, с вожатым, с режимом лагеря, происходит налаживание отношений в коллективе, проверка на то, оправдываются ли ожидания от лагеря. В этот период адаптации происходит первый психологический кризис смены. Для предупреждения кризисных ситуаций вожатому необходимо с первого дня вести активную работу по созданию в отряде устойчиво благоприятного климата доброжелательности, открытости, взаимопомощи а также необходимо отслеживать малейшие попытки создания «руководящих» группиро-
Названия периодов Время периода Характеристика периодов смены в детском оздоровительном лагере
II 1
1. Подготовительный период от 1-4 дней лагерной смены Период эмоциональной «настройки» ребенка и взрослого на предстоящую смену, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены
5. Организационный период за 10 дней до начала смены в лагере Период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму лагеря
4. Основной период с 5-го по 18-й дни лагерной смены Период смены инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами
3. Заключительный период последние 2-3 дня лагерной смены Период неформального общения детей, смена эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми
2. Постлагерный период от 3до 10 дней после окончания смены Период проведения педагогического анализа смены собственной профессиональной деятельности
Рис. 2. Комплексная поэтапная характери
вок. Самой основной целью вожатого в этот организационно-адаптационный период является помощь детям в безболезненном и быстром приспособлении к новому режиму дня и новым условиям.
Третий период - это основной период лагерной смены, для которого характерна смена эмоционального фона проводимых мероприятий. В период с 10-го по 12-й день лагерной смены происходит второй психологический кризис смены, который называется кризис привыкания. В этот период могут произойти немотивированные ссоры в отряде, дети обостренно ощущают тоску до дому и возникает напряжение между ними и вожатыми. На этом этапе вожатому необходимо провести неожиданно какое-то творческое мероприятие с сюрпризом для выхода из кризисной ситуации.
К заключительному периоду относятся 23 последних дня лагерной смены, когда подводятся заключительные итоги смены. В этот период может возникнуть третий психологический период смены: на фоне неформального общения детей, раскованности, могут произойти ссоры, кражи, драки. Вожатому
ика периодов планирования смены ДОЛ
необходимо тщательно планировать каждый час и контролировать поведение детей в этот заключительный период.
После окончания смены наступает постлагерный период. В этот период вожатый проводит педагогический анализ не только смены, но и собственной профессиональной деятельности.
Процесс планирования представляет собой деятельность, связанную с постановкой целей, задач и действий в будущем. Так, в процессе планирования выявляется оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей. В плане как документе расписаны будущие ожидаемые результаты, определяется объем, содержание, порядок деятельности, а также имеются четко очерченные временные рамки.
При планировании оздоровительно-воспитательной работы формируется документ, в котором отражается главная стратегия и тактика развития временного детского коллектива, описывается система воспитательной деятельности вожатого, ребенка и всего коллектива детей. Существуют следующие виды планов (перспективный, календарный,
Виды планов Сущность и характеристика планов
1 1
Перспективный план Разрабатывается на период (лето), включает в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков
Календарный (план лагеря на смену) Это документ, который конкретизирует и дополняет перспективный план, в котором обозначены мероприятия, в подготовке и проведении которых принимает участие весь лагерь
План-сетка Форма планирования лагерной смены, охватывает содержание всего периода, представляет собой список мероприятий по дням, включает общелагерные и отрядные мероприятия
План-сетка (до отъезда в детский лагерь) План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь. В нее включается по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для конкретного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с участием их
Ежедневный Представляет собой план отряда на каждый день (утро-день-вечер), в разработке плана принимают участие вожатые совместно с детьми
Рис. 3. Разновидности планов, их сущность и характеристика
Исходные данные для планирования деятельности детских оздоровительных лагерей
Государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря
Календарь летних праздников
Текущие и ожидаемые события в стране и мире, конкретном городе и лагере
Личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания
Традиции детского оздоровительного лагеря
Информация о детях, отдыхающих в детском оздоровительном лагере
Ожидания детей от пребывания в детском оздоровительном лагере
Задачи оздоровительного периода детского оздоровительного лагеря
Модель смены в детских оздоровительных лагерях
Рис. 4. Исходные данные для планирования деятельности в детских оздоровительных
лагерях
план-сетка, ежедневный), представленные на рисунке 3.
Опытный вожатый для эффективного управления жизнедеятельностью своего отряда
много времени посвящает организации и планированию своей деятельности, прекрасно понимая, что грамотно составленный план -это практически половина успеха организа-
ции всего проекта детских оздоровительных лагерей. Многоплановая работа вожатого -это сложный процесс управления, который просто невозможен без творческого подхода. Вожатый должен не только организовать всю коллективную деятельность своего отряда, но и суметь вникнуть и понять в результате непродолжительного общения психологический настрой каждого ребенка.
Процессу планирования предшествует длительная и кропотливая подготовительная работа вожатого, которая включает ознакомление с условиями работы в детском оздоровительном лагере, с правами и обязанностями, возможными трудностями, а также путями выхода из типичных проблемных ситуаций. Все это необходимо сделать до отъезда в детский лагерь, причем с учетом пожеланий руководства лагеря, потому что от грамотного планирования зависит эффективность всей будущей работы.
Хорошо составленный план работы является средством и инструментом комплексного целенаправленного воспитательного процесса жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря. При планировании необходимо учитывать реальные условия, возможности, установившиеся традиции как своего отряда, лагеря, так и всего педагогического коллектива.
Так как поэтапное планирование отражается в плане, в котором представлена стратегическая цель и тактика по ее достижению, а также вся система воспитательной деятельности вожатого, можно сказать, что это -стратегический план воспитательной работы, развития деятельности всего детского коллектива и каждой личности ребенка. В плане учитываются содержательные ориентиры деятельности детского оздоровительного лагеря, определяющие ее порядок, объем и временные границы.
Основной ключевой задачей детских оздоровительных лагерей в летний период является оздоровление ребенка. Процесс оздоровления в самом широком смысле может осуществляться эффективно при создании благоприятного климата, организации разноплановой творческой деятельности детей, которая
бы способствовала духовному, интеллектуальному и физическому развитию. Необходимо понимать, что для каждого конкретного ребенка деятельность должна быть ему по силам, учитывать его творческие интересы. При этом любая деятельность может допускать возможность самостоятельности и инициативности в выборе способов достижения поставленных целей, что будет способствовать, в конечном итоге, удовлетворению потребности личности в самоутверждении.
При планировании деятельности детских оздоровительных лагерей в качестве ключевых моментов могут выступать следующие основные исходные данные, представленные на рисунке 4.
Вожатый, ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, возможными способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы может приступить к планированию своей собственной деятельности. Причем это необходимо сделать до отъезда в детский лагерь и обязательно учесть рекомендации руководства лагеря, так как планирование деятельности - это основа эффективности всей жизнедеятельности смены лагеря.
При планировании своей деятельности вожатому можно дать следующие рекомендации, представленные на рисунке 5.
Необходимо понимать, что план нельзя перегружать даже интересными и развивающими занятиями для детей. Важным является не то, сколько галочек вожатый сможет поставить по каждому пункту выполненного плана, а возможность узнать и полюбить ребенка, а также проявить терпимость и наблюдательность в ежедневном общении с ребенком.
Лучшим планом является план, который одобрен детьми. В выборе форм отдыха вожатому целесообразно прислушиваться к пожеланиям детей для постепенной организации целесообразной педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере.
Вожатому необходимо иметь полное представление о сущности, принципах и содержании управления педагогическими си-
Рекомендации и советы вожатому, планирующему свою рабочую деятельность в детском
оздоровительном лагере
I
Необходимо ознакомиться с программой данного детского лагеря
Определить цели и задачи предстоящей лагерной смены
Исследовать возрастные особенности детей, при этом обращая особое внимание на их ожидания от пребывания в детском оздоровительном лагере
Изучить возможности данного детского оздоровительного лагеря
Внимательно выбрать средства, формы и методы которыми владеете
Составить модель смены с учетом возможностей детского лагеря
Тщательно продумать, как создать творческую атмосферу в отряде
Необходимо учитывать интересы детей в смене детского лагеря
Использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения)
Рис. 5. Рекомендации вожатому при планировании своей деятельности в детском
оздоровительном лагере
Рис. 6. Общие принципы управления
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации
Научная обоснованность управления
стемами. В настоящее время в педагогической практике наблюдается стремление осмыслить весь педагогический процесс с позиции науки управления, так как управление действительно необходимо в области педагогических систем.
Управление - это своего рода деятельность, которая направлена на выработку решений, осуществление организации, контроля, регулирования объекта управления в соответствии с поставленными целями, а также анализ и подведение итогов на основе имеющейся достоверной информации.
Управленческая деятельность основывается на соблюдении определенного ряда прин-
ципов. Основные положения по осуществлению управленческих функций представлены принципами управления, которые отражают закономерности управления. Существуют основные принципы управления педагогическими системами в целом, которые представлены на рисунке 6.
Под демократизацией понимается развитие активности и инициативности руководителей, педагогов, учащихся и отдыхающих, их родителей, а также открытость и доступность всей информации. Под гуманизацией понимается формирование доброжелательной обстановки, оказание взаимной помощи и объективной оценки жизнедеятельности. В
Принципы планирования смены детских оздоровительных лагерей
Принцип системного подхода к воспитанию предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к детям
Принцип гуманизации отношений предлагает построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу деятельности, в результате чего воспитанник сможет почувствовать себя творческой личностью
Принцип демократичности означает участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей и самоуправления
Принцип дифференциации воспитания предполагает следующую дифференциацию в рамках детского оздоровительного лагеря: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности
Принцип безусловной безопасности всех мероприятий проводимых в течение смены детских оздоровительных лагерей
Рис. 7. Основные принципы планирования смены детских оздоровительных лагерей
основе принципа системности лежит постоянное взаимодействие и взаимная увязка всех управляющих функции. Целостность в управлении подразумевает восприятие всего педагогического процесса как единого целого. Для оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении необходимо оптимальное распределение или делегирование полномочий. Правильное соотношение между единоначалием и коллегиальностью является залогом эффективного и действенного управления. Процесс управления просто невозможен без учета новейших данных науки управления, так как необходимо постоянно принимать обоснованные решения, нацеленные на будущие результаты.
Основная цель управления детскими оздоровительными лагерями заключается в эффективном и планомерном использовании сил, средств, времени и человеческих ресурсов, направленных на достижение оптимального воспитательно-педагогического результата.
Организация планирования воспитательной работы в детском оздоровительном лагере осуществляется на основе принципов гуманности и демократии, развития как национальных, так и культурно-исторических традиций, инициативности и интереса со стороны детей.
Планирование - это самая важная составляющая успешной деятельности вожатого. В плане расписаны цели, содержание, пути и средства достижения поставленных целей, а также задачи работы вожатого с детьми.
При планировании деятельности детских оздоровительных лагерей важно соблюдать определенные принципы системного подхода к воспитанию детей. Это означает четкое фокусирование на целях и задачах воспитания, применение единых требований к воспитанникам со стороны педагогических работников детского оздоровительного лагеря. Основные принципы, которые используются при планировании и проведении лагерной смены, представлены на рисунке 7.
При планировании воспитательной работы смены детских оздоровительных лагерей следует учитывать накопленный практический опыт деятельности педагогов и вожатых, а также все новое и позитивное для всестороннего развития личности ребенка.
Таким образом, можно сказать, что основой деятельности вожатого является составленный и утвержденный план, который позволяет ему учесть запас времени и свои возможности для своевременного решения возникающих задач и эффективного управления детским коллективом. Функциональная задача вожатого заключается в создании необходимых условий для самореализации и самоутверждения детей.
Вожатому следует сформировать дружный сплоченный коллектив, а для этого ему необходимо вовлекать детей в совместную деятельность, включать в свою работу общие игры, привлекательные для ребят, создавать культурные традиции отряда, помочь сформировать и развить детское самоуправление для достижения целей деятельности отряда.
Детские оздоровительные лагеря дают возможность каждому ребенку раскрыться и повысить уровень самоуважения и самореализации. В результате эффективного управления и планирования деятельности создаются оптимальные условия для полноценного отдыха детей в сменах детских оздоровительных лагерей. Детские оздоровительные лагеря являются неотъемлемой составляющей социальной общественной среды, где дети могут раскрыть и реализовать свои индивидуальные возможности и потребности для оздоровления, обучения, нравственного и интеллектуального развития своего художественного, технического, социального и творческого потенциала.
АННОТАЦИЯ
В статье описаны основные принципы планирования деятельности детских оздоровительных лагерей. Даны наглядные теоретические и практические рекомендации для вожатых. Раскрыта важность планирования лагерной смены.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, основы управления, планирова-
ние смены, этапы планирования, принципы планирования смены.
SUMMARY
The article describes the basic principles of planning the activities of children's in health camps. Theoretical and practical recommendations for counselors are given. The importance of planning a camp shift is revealed.
Key words: children's health camp, basics of management, shift planning, planning stages, principles of shift planning.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г.).
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12. 2018 г.).
3. Воспитательная работа с детьми в рамках смены детского оздоровительного лагеря / под ред. М. Н. Поволяева. - Чебоксары: Чебоксарская типография № 1, 2016. - 120 с.
4. Доценко И. Г. Проектирование смены в детском оздоровительном лагере. - Екатеринбург: Перо, 2014. - 144 с.
5. Дрозд К. В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. -219 с.
6. Крившенко Л. П., Юркина Л. В. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 400 с.
7. Латыпова Л. А., Лукина Т. И. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: рекомендации вожатым, воспитателям, педагогам дополнительного образования. - М.: Новое образование, 2016. -120 с.
8. Молодежные проекты: теория и практика / А. С. Огнев. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 68 с.
9. Настольная книга вожатого / В. Гуг-нин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 297 с.
10. Нечаев М. П. Настольная книга во-жа-того детского коллектива. - М.: Издательство «Перспектива», 2015. - 136 с.
11. Романенко Т. Н. Настольная книга вожатого детского оздоровительного лагеря. -Воронеж: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2013. - 268 с.
12. Слизкова Е. В., Дереча И. И. Летняя академия вожатого. - М.: Университетская книга, 2017. - 190 с.
13. Царёв Н. П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 91 с.
Т. А. Кот
УДК 37.048.4:373.2
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ВОСПИТАННИКОВ
ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
современное образовательное пространство актуализирует одну из основных задач профессиональной подготовки, состоящую в том, чтобы помочь обучающемуся определиться в широком выборе своей будущей профессии. Трудность заключается в том, что большинство абитуриентов отдает предпочтение профессиям, которые считаются престижными в обществе, однако не всегда соответствуют потребностям социума в высококвалифицированных кадрах. Индивиду сложно определиться с профессией в постоянно меняющемся мире. Поскольку гармонично развитой в профессиональном смысле
может считаться только личность, определившаяся в трудовом выборе, приносящая пользу обществу и получающая от него удовольствие, очевидна необходимость модернизации и совершенствования практики раннего воспитания, начинаемого с дошкольного возраста, ориентируемого на профессиональное становление. В связи с этим актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.
О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных во ФГОС ДО, является «социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников - важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [1].
Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» определяет, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования.
Под профессиональной ориентацией принято понимать систему мероприятий, которые направлены на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [2].
Безусловно, наиболее эффективные результаты профориентационная деятельность имеет в работе с обучающимися старшей школы. Однако даже в этом возрасте не каждый ребенок в состоянии принять самостоятельное решение в выборе профессии. Трудности выбора, как правило, обусловлены тем, что перечень предлагаемых профессий невелик,