Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЖАТОГО КАК ПЕДАГОГА И ЛИДЕРА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЖАТОГО КАК ПЕДАГОГА И ЛИДЕРА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушаков Иван Иванович

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалогического общения и ценностных ориентаций вожатых детского оздоровительного лагеря. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление различий жизненных ценностных ориентаций личности вожатого в зависимости от типа диалогической направленности общения. Применялись методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимало участие 48 вожатых. Возрастной диапазон: от 18 до 27 лет. 51% - девушки, 49% - юноши. Все участник исследования являлись студентами педагогических вузов. Исследование проводилось на базе детских летних лагерей. Результаты апробации позволили выявить положительную связь ценностных ориентаций и типа коммуникативной направленности личности вожатого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AND TYPE OF COMMUNICATIVE ORIENTATION OF THE COUNSELOR AS TEACHER AND LEADER IN CHILDREN'S HEALTH CAMP

The article presents the results of an empirical study of the relationship between dialogical communication and value orientations of counselors of a children's health camp. The ascertaining experiment was aimed at identifying differences in the life value orientations of the counselor's personality depending on the type of dialogical orientation of communication. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. Karpushina); test for studying the real structure of personal value orientations (S. S. Bubnova); questionnaire "Personality orientation in communication" (S. L. Bratchenko). 48 counselors participated in the study. Age range: from 18 to 27 years. 51% are girls, 49% are boys. All participants of the study were students of pedagogical universities. The study was conducted on the basis of children's summer camps. The results of the approbation revealed a positive relationship between value orientations and the type of communicative orientation of the counselor's personality.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЖАТОГО КАК ПЕДАГОГА И ЛИДЕРА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»

Выводы. Исходя из сравнительного анализа модели «идеального» воспитателя по частотному соотношению большинства выбранных характеристик исследуемого образа, можно заметить, что родители в большей степени делают упор на личностные характеристики воспитателя: вежливость, общительность, справедливость, сопереживание, забота. Тогда как, педагоги кроме характеристик личности обращают внимание на особенности работы и педагогический коллектив, то есть отмечают и профессиональную направленность педагогов.

Литература:

1. Московичи С. Социальная психология. // Под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 217 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - Москва.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 486 с.

Психология

УДК 159.923.2

аспирант Ушаков Иван Иванович

ФБГОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ТИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЖАТОГО КАК ПЕДАГОГА И ЛИДЕРА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалогического общения и ценностных ориентаций вожатых детского оздоровительного лагеря. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление различий жизненных ценностных ориентаций личности вожатого в зависимости от типа диалогической направленности общения. Применялись методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимало участие 48 вожатых. Возрастной диапазон: от 18 до 27 лет. 51% - девушки, 49% - юноши. Все участник исследования являлись студентами педагогических вузов. Исследование проводилось на базе детских летних лагерей. Результаты апробации позволили выявить положительную связь ценностных ориентаций и типа коммуникативной направленности личности вожатого.

Ключевые слова: вожатый, тип коммуникативной направленности, ценностные ориентации.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between dialogical communication and value orientations of counselors of a children's health camp. The ascertaining experiment was aimed at identifying differences in the life value orientations of the counselor's personality depending on the type of dialogical orientation of communication. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. Karpushina); test for studying the real structure of personal value orientations (S. S. Bubnova); questionnaire "Personality orientation in communication" (S. L. Bratchenko). 48 counselors participated in the study. Age range: from 18 to 27 years. 51% are girls, 49% are boys. All participants of the study were students of pedagogical universities. The study was conducted on the basis of children's summer camps. The results of the approbation revealed a positive relationship between value orientations and the type of communicative orientation of the counselor's personality.

Keywords: counselor, type of communicative orientation, value orientations.

Введение. Детский оздоровительный лагерь сегодня это образовательная организация [9], которая реализует задачи оздоровления, педагогической поддержки, воспитания и развития детей через включение в рекреационную, творческую и игровую совместную деятельность. Период каникулярного отдыха это также время для развития личности: получения нового жизненного опыта, формирования новых социальных и коммуникативных навыков, освоения новых видов творческой деятельности, дополнительного образования. Перед воспитанием детей в оздоровительном лагере ставятся задачи интеллектуального, социального развития, формирования традиционных нравственных ценностей и патриотического воспитания [7].

Задачи развития личности воспитанников актуализируют проблему профессиональной компетентности вожатого детского лагеря, его воспитательного, лидерского и ценностного потенциала, коммуникативной и социальной компетентности. Лидерский потенциал вожатого связан, прежде всего, со способностью в кратчайшие сроки сформировать и направлять детскую команду на социально значимые виды коллективной деятельности, ставить задачи развития группы, поддерживать ролевое распределение членов группы с целью наиболее продуктивного самоопределения в групповой жизни [4].

Лидерская позиция вожатого это целостное личностное образование, которое характеризуется ценностно-смысловыми ориентирами и ответственным ролевым самоопределением по отношению к детской образовательной общности, а также реальную направленность воспитательной деятельности вожатого на создание благоприятных образовательных условий для самореализации детского коллектива и самоопределения детей оздоровительного, проявляющуюся в продуктивной совместной деятельности и конструктивном стиле взаимодействия.

Двоякая позиция вожатого как лидера и как педагога проявляется в роли старшего товарища детей и характеризуется высоким уровнем доверительных и партнерских отношений. Основой лидерской позиции является коммуникативная направленность и ценностные ориентации личности вожатого как лидера детской группы [4]. Взаимодействие с детьми и воспитательная работа с детским коллективом обязывает вожатого быть, с одной стороны, быть гибким и толерантным, «равным детям», с другой стороны, иметь педагогический авторитет, чтобы транслировать подрастающему поколению духовно-нравственные ценности и высокие человеческие идеалы. В коммуникативной деятельности вожатого как лидера особое значение придается ценностям как моральной основе профессиональной, человеческой и, особенно, педагогической коммуникации [2], [3], [4].

Актуальность проблемы коммуникации вожатого обусловлена вариативностью образовательной среды и, в том числе, среды оздоровительного лагеря. Сложность педагогического общения в детском оздоровительном лагере связана с необходимостью в кратчайшие сроки организовать временный детский

коллектив и направить его на решение задач продуктивного взаимодействия и творческой деятельности на фоне эмоционального благополучия детей, минимизировав конфликтное течение процесса адаптации детей в новой общности. С другой стороны, вожатый выступает как лидер детской группы, и его взаимодействие с детьми должно строится как на педагогическом авторитете, так и на его лидерской позиции.

Представляется важным для науки и практики воспитания и развития детей оздоровительного лагеря изучение условий эффективности общения вожатого как лидера детской группы на основе единства формы общения и ценностных ориентаций личности.

Изложение основного материала статьи. Дети оздоровительного лагеря нуждаются в полноценном контакте и общении со значимым взрослым, обеспечивающим как реализацию задач воспитания и развития детей, так и реализующим функции поддержки и принятия, фасилитации и защиты, постоянной позитивной и надежной обратной связи.

Педагогическое общение вожатого, реализующего воспитательные и образовательные цели, должно строиться на доброжелательности и заинтересованности, активном внимании, рефлексии и своевременной обратной связи, принятии, эмпатии и доверии, то есть, носить диалогический, а, значит, альтероцентрический характер, быть направленным на другого человека [2], [3].

Отечественная философская традиция рассматривает диалоговое общение как основу для общечеловеческого понимания (М.М. Бахтин), «диалогическую жизнь» и паритетный процесс взаимодействия партнеров (М. Бубер, М.М. Каган) [1]. Диалогический подход активно разрабатывается в образовании, поскольку диалог является сущностью образовательного процесса, диалоговое общение проявляется в формах «со-деятельности» и «со-творчества», а обучение и воспитание представляют собой школу диалога разных культур [1].

Диалогическое общение педагога изучается сегодня в педагогической психологии в аспектах становления механизмов эмпатии и рефлексии, обеспечивающих успешность педагогического общения с целью фасилитации обучающихся [2], [5]; межличностных качеств и культуры межличностных отношений, способствующих эффективному взаимодействию с обучающимися на основе поддерживающей мотивации, толерантности и доверия [2], [3], [5], [11]. Диалогическая направленность коммуникации студентов, модулирует характер профессионального общения в целом, обуславливая проявления механизмов эмпатии и рефлексии, выбор коммуникативных действий и межличностные свойства личности в позитивном ключе [8], [11].

Воспитание детей, по Государственной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025г. должно опираться на систему «духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [7]. Эти ценности проявляются и транслируются детям и подросткам в процессе воспитательной работы и общения вожатого [4], [6], [10]. Поэтому исследование взаимосвязи ценностных ориентаций вожатых в зависимости от коммуникативной направленности личности является актуальной для разработки программ подготовки вожатых к работе с детьми в условиях детского лагеря.

Целью данной статьи является представление результатов эмпирического изучения ценностных ориентаций вожатых в зависимости от типа коммуникативной направленности его личности, диалогической и недиалогической.

Мы предполагаем, что диалогическая направленность общения вожатого взаимосвязана с ориентацией его личности на гуманистические ценности.

В нашем эмпирическом исследовании использовались методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко); для исследования различий применялись методы индуктивной статистики ^критерий Стьюдента и Хи-квадрат критерий Пирсона.

В исследовании принимало участие 48 вожатых. Возрастной диапазон: от 18 до 27 лет. 51% девушки, 49% - юноши. Все участник исследования являлись студентами педагогических вузов. Исследование проводилось на базе детских летних лагерей.

Исследование типа коммуникативной направленности личности вожатого с помощью опросника «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко позволило выявить два типа направленности в коммуникативном поведении вожатых: диалогическую и недиалогическую (см. таблица 1).

Таблица 1

Типы коммуникативной направленности вожатых детского лагеря педагогов

Типы коммуникативной направленности вожатого

Диалогическая направленность чел. %

25 52

Недиалогическая направленность чел. %

23 48

Итого 48 100

Из таблицы 1 следует, что диалогическая направленность вожатого как интегральный показатель мотивации общения и коммуникативных действий свойственна 52% респондентов. Диалогическая направленность общения вожатого как лидера детской группы является наиболее адекватным вариантом мотивации педагогического общения в процессе решения задач интеграции детского коллектива, предупреждения и профилактики конфликтного взаимодействия детей, поддержки позитивного контакта, уверенности детей в надежности значимого взрослого. 48% вожатых имеют недиалогическую направленность общения, что создает определенные риски для развития и благополучия детей, что, несомненно, важно учитывать при подготовке вожатых к работе в детском оздоровительном лагере.

Изучение жизненных ценностных ориентаций личности вожатого с помощью морфологического теста жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной позволили выявить следующее (таблица 2).

Таблица 2

Жизненные ценностные ориентации личности вожатого в зависимости от коммуникативной

направленности личности

Типы ценностной По всей выборке Диалогическая Недиалогическая

ориентации направленность направленность

чел. % чел. % чел. %

Гуманистическая 23 48 17 68 6 26

Прагматическая 10 21 4 16 6 26

Неопределенная 7 15 2 8 5 22

Амбивалентная 8 16 2 8 6 26

Итого 48 100 25 100 23 100

Из таблицы 2 следует, что жизненные ценностные ориентации вожатых зависят от типа коммуникативной направленности его личности (р<0,05, Хи-квадрат-критерий пирсона).

Типы общей ценностной позиции определялись в методике МТЖЦ не только, как гуманистическая (48%) и прагматическая позиция (21%), но также, и как неопределенная (15%) и амбивалентная (16%). Очевидна согласованность общей жизненной позиции и типа коммуникативной направленности вожатого. Мы видим, что склонность к диалогическому взаимодействию чаще всего, в 68 % случаев взаимосвязана с гуманистической ориентацией личности.

Исследование реальной структуры ценностных ориентаций личности в зависимости от типа коммуникативной направленности вожатого представлено в таблице 3.

Таблица 3

Реальная структура ценностных ориентаций личности в зависимости от типа коммуникативной

направленности личности вожатого

Реальная структура ценностных ориентаций личности Подвыборка с диалогической направленностью Подвыборка с недиалогической направленностью P

М+ст М+ст

Приятное времяпрепровождение 4,0±1,4 4,8+1,3 Р>0,1

Высокое материальное благосостояние 3,1 ±1,5 4,3+1,3 р=0,1

Поиск и наслаждение прекрасным 3,6 ±1,4 3,8+1,5 р>0,1

Помощь и милосердие к другим людям 4,9±1,2 4,1+1,5 р=0,1

Любовь 3,8±1,3 4,2+1,5 р>0,1

Познание нового в мире, природе, человеке 3,7+1,2 4,2+1,7 р>0,1

Высокий социальный статус и управление людьми 1,7±1,1 3,6+2,2 р=0,003

Признание и уважение людей, влияние на окружающих 4,8+1,1 4,1+1,5 р=0,1

Социальная активность для достижения изменений в обществе 3,0+1,3 1,8+1,2 р=0,01

Общение 2,9+0,9 3,4+1,4 р>0,1

Здоровье 3,4+1,2 3,3+1,4 р>0,1

Из таблицы 3 следует, что вожатые с недиалогической направленностью общения чаще выбирают такие ценности, как приятное время препровождение, отдых, высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, любовь, познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, общение.

Для вожатых с диалогической направленностью более важны помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение людей, влияние на окружающих, социальная активность для достижения изменений в обществе, то есть ценностная позиция вожатых с диалогической направленностью является более адекватной образовательным целям.

Статистически значимые различия по ^критерию Стьюдента наблюдаются по показателю оценки ценности «высокий социальный статус и управление людьми» (р=0,003); тенденция к статистической значимости различий обнаружена по показателю «признание и уважение людей, влияние на окружающих» (Р=0,1).

То есть, диалогическая позиция общения вожатого в большей степени взаимосвязана с ценностями внутреннего плана, социальной зрелостью как направленностью на социальную активность общественно значимое поведение, служение обществу.

Выводы Таким образом, ценностные ориентации вожатых в зависимости от коммуникативной направленности личности обнаруживают определенные количественные и статистические тенденции.

Следует отметить важность результата распределения типов направленности вожатых: чуть более половины из них обнаруживают выраженную диалогическую направленность коммуникации (52%); чуть менее половины недиалогичекую. Для профессии вожатого и педагога это определенный риск во

взаимодействии с детьми и школьниками в условиях летнего лагеря, поскольку дети нуждаются в альтероцентрической и поддерживающей коммуникации, точном понимании педагогом их состояния с адекватной обратной связью.

Склонность к диалогическому взаимодействию чаще всего (в 68% случаев) взаимосвязана с гуманистической ориентацией личности, что важно для профессии вожатого в плане позитивного влияния на развитие и активность детей. Диалогическая позиция в общении вожатого сочетается социальной зрелостью и просоциальной ориентацией вожатых.

Выявленные закономерности обуславливают необходимость продолжения исследования с целью создания программы психологического сопровождения коммуникативной готовности вожатого как лидера детской группы.

Литература:

1. Волкова А.А. Философское понимание диалога культур в концепциях М.М. Бахтина и В.С. Библера: сравнительный анализ // Logos et praxis. - 2019. - Т. 18. - № 4. - С. 108-117.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. -1987. - 190 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. - 1993. - 192 с.

4. Питина Т.П. Вожатый лидер. Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 265-268.

5. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. / К. Роджерс. - М.: Изд-во МГУ. - 1984. -С. 114-150.

6. Ролдугина В.Н. Представления о ценностных ориентациях в отечественной и зарубежной психологии // Вестник МИТУ. МАСИ. - 2018. URL: https://cyberleninka.ru (23.02.2020)

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). URL: http://home.garant.ru (дата обращения:

15.04.2019).

8. Суворова О.В., Егорова П.А., Хрулев А.Е., Сорокоумова С.Н., Гусева Л.В. Персонифицированный опыт как фактор прогнозирования профессионально-коммуникативных качеств студентов - будущих педагогов. // Язык и культура. - 2019. - № 46. - C. 299-317.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. URL: https://home.garant.ru (дата обращения:

16.03.2020).

10. Хаернасова Э.Ф. Понимание ценностей в юношеском возрасте // Достижения вузовской науки, 2013. - С. 188-192. URL: https://cyberleninka.ru

11. Dmitrieva E.E; Suvorova O.V.; Egorova P.A.; Mukhina,T.G.; Sorokoumova S.N. Psychological study of communicative tolerance in students of higher educational school // Language and culture. - 2019. - № 45. -PP. 161-172.

Психология

УДК 159.923.2

заведующая Шалина Альбина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) «Детский сад № 390» (г. Нижний Новгород)

СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье представлены результаты апробации психолого-педагогической программы развития субъектно ориентированного общения родителей как фактора нравственного развития старшего дошкольника. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление типа поведения детей в ситуациях нравственного выбора и способов эмоционального взаимодействия родителей в процессе морального воспитания дошкольника. Применялись: анкета направленности детско-родительского взаимодействия в процессе нравственного воспитания ребенка О.В. Суворовой, А.А. Шалиной и эксперимент на определение мотивации нравственного поступка Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Выборка составила 57 родителей детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации позволили выявить положительную сопряженную динамику способов эмоционального воздействия родителей на поведение ребенка в ситуациях морального выбора и развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора.

Ключевые слова: старший дошкольник, нравственное развитие, моральный выбор, субъектно ориентированное общение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article presents the results of testing the psychological and pedagogical program for the development of subject-oriented communication of parents as a factor of moral development of an older preschooler. The ascertaining experiment was aimed at identifying the type of behavior of children in situations of moral choice and ways of emotional interaction of parents in the process of moral education of a preschooler. Applied: questionnaire of the orientation of child-parent interaction in the process of moral education of a child by O.V. Suvorova, A.A. Shalina and an experiment to determine the motivation of a moral act by E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova. The sample consisted of 57 parents of older preschool children. The results of the approbation allowed us to identify the positive conjugate dynamics of the ways of emotional influence of parents on the behavior of a child in situations of moral choice and the development of an older preschooler as a subject of moral choice.

Keywords: senior preschooler, moral development, moral choice, subject-oriented communication.

Введение. Нравственное воспитание детей и подростков является сегодня одной из приоритетных задач для Российского образования и общества в целом. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» раскрывает понимание нравственного развития как саморазвития личности обучающегося [2].

Концепция ориентирует на особую форму присвоения социально-нравственных норм детьми и подростками - они должны стать свободным и естественным выбором подрастающих поколений [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.