Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОР ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ'

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОР ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОСФЕРА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННСТИ / ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧИМОМУ ДРУГОМУ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / AXIOSPHERE / MORAL VALUES / PRAGMATIC VALUES / ATTITUDE TO THE SIGNIFICANT OTHER / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Гельжинис Наталья Александровна, Савлова Марина Сергеевна

Статья посвящена представлению результатов изучения социально-нравственных ценностей школьников как предиктора отношения к другому человеку. Авторы представляют результаты эмпирического исследования различий в отношении к значимому другому у школьников с преобладанием разной ценностной направленности: социально-нравственной и прагматической. Использовались следующие методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан, модификация Н. Эпштейна); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимали участие обучающиеся старших классов, 56 человек, из них 29 юношей и 27 девушек. Возрастной диапазон респондентов: 16-18 лет. В результате констатирующего эксперимента выявлены существенные различия в реальных ценностях, уровнях эмпатии и типах коммуникативной направленности в процессе общения старшеклассников с социально-нравственной и прагматической направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Гельжинис Наталья Александровна, Савлова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND MORAL VALUES OF PUPILS AS A PREDICTOR OF ATTITUDE TO OTHER

The article is devoted to the presentation of the results of studying the social and moral values of schoolchildren as a predictor of attitude to another person. The authors present the results of an empirical study of differences in attitude to the significant other among schoolchildren with a predominance of different value orientations: socio-moral and pragmatic. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. KARPUSHINA); test of research of the real structure of value orientations of the person (S.S. Bubnova); method "Scale of emotional response" (A. Megrabian, modification of N. Epstein); questionnaire "Orientation of the person in communication" (S.L. Bratchenko). The study involved high school students, 56 people, including 29 boys and 27 girls. Age range of respondents: 16-18 years. As a result of the ascertaining experiment, significant differences in real values, levels of empathy and types of communicative orientation were revealed in the process of communication between high school students with a socio-moral and pragmatic orientation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОР ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ»

17. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: «Владос», 2015. - 115 с.

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. // М.: АСАДЕМА, 2014. - 304 с.

19. Фрейд А. Норма и патология в детстве. Оценка детского развития. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 203 с.

20. Хохлачева И.В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками. автореф. дис...канд...психол...наук: 19.00.13. - Москва. 2010. - 27 с.

21. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 78 с.

22. Хузеева Г.Р. Противоречия коммуникативного развития современных дошкольников // Х Левитовские чтения. Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Сб. М.: МГОУ. - 2016. - С. 47-50.

23. Чикова И.В., Мантрова М.С. Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №2 (23). - С. 426-429.

Психология

УДК 159.923.2

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); аспирант Гельжинис Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Нижегородский институт управления (г. Нижний Новгород);

аспирант Савлова Марина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Нижегородский институт управления (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОР ОТНОШЕНИЯ К

ДРУГОМУ

Аннотация. Статья посвящена представлению результатов изучения социально-нравственных ценностей школьников как предиктора отношения к другому человеку. Авторы представляют результаты эмпирического исследования различий в отношении к значимому другому у школьников с преобладанием разной ценностной направленности: социально-нравственной и прагматической. Использовались следующие методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан, модификация Н. Эпштейна); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимали участие обучающиеся старших классов, 56 человек, из них 29 юношей и 27 девушек. Возрастной диапазон респондентов: 16-18 лет. В результате констатирующего эксперимента выявлены существенные различия в реальных ценностях, уровнях эмпатии и типах коммуникативной направленности в процессе общения старшеклассников с социально-нравственной и прагматической направленностью.

Ключевые слова: аксиосфера, нравственные ценнсти, прагматические ценности, отношение к значимому другому, старшеклассники.

Annotation. The article is devoted to the presentation of the results of studying the social and moral values of schoolchildren as a predictor of attitude to another person. The authors present the results of an empirical study of differences in attitude to the significant other among schoolchildren with a predominance of different value orientations: socio-moral and pragmatic. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. KARPUSHINA); test of research of the real structure of value orientations of the person (S.S. Bubnova); method "Scale of emotional response" (A. Megrabian, modification of N. Epstein); questionnaire "Orientation of the person in communication" (S.L. Bratchenko). The study involved high school students, 56 people, including 29 boys and 27 girls. Age range of respondents: 16-18 years. As a result of the ascertaining experiment, significant differences in real values, levels of empathy and types of communicative orientation were revealed in the process of communication between high school students with a socio-moral and pragmatic orientation.

Keywords: axiosphere, moral values, pragmatic values, attitude to the significant other, high school students.

Введение. Проблема социально-нравственного становления личности школьников в настоящее время остается актуальной как в научном, так и в практическом плане. Запрос на наукоемкие психологические рекомендации по воспитанию школьников в настоящий момент чрезвычайно возрос, поскольку российское общество и образование осознают важность принятия молодым поколением традиционных ценностей, сохранения социального консенсуса, стабильности и процветания России в условиях транзитивности [9], [12], [13].

В Государственной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. ясно поставлена цель и обоснована необходимость развития «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности», такие как уважение к труду, чувство сопричастности к культурно-исторической общности своего народа и России [10].

Система духовно-нравственных ценностей, явившихся культурной основой развития Российского народа строится на базовых нравственных категориях: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга [10]. В тоже время,

исследователи отмечают размывание традиционной системы Российских ценностей и снижение ориентировки подрастающего поколения на культурно-исторические социальные нормы [1], [2], [4], [11].

Ценности являются проявлением сознания личности как оценочного и содержательного субъективного отношения человека к людям и вещам, объектам окружающего мира [2]. Проблема трансформации ценностей и ценностных ориентаций имеет особое значение для понимания их меняющейся иерархии и роли в процессе самоопределения в мире отношений: в формировании отношения школьников к другому человеку, мотивации межличностных контактов в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми [1].

Особое значение проблема взаимовлияния ценностных ориентаций и отношения к другому человеку приобретает в старшем школьном возрасте, а именно, в старшем подростничестве и ранней юности [6], [7]. Именно в этом возрастном периоде происходит интенсивное становление жизненной философии и мировоззрения, в котором отражаются и закрепляются отношение к другому человеку как цели или средству; тип эмоционального отклика на другого (агрессия или эмпатия); коммуникативная направленность на другого человека (манипулятивная или альтероцентрическая) [5], [8], [10].

Мы полагаем, что направленность аксиосферы старшеклассников, приоритетные смыслы, на которые ориентируются школьники (социально-нравственные или прагматические) задает характер формирующегося отношения к значимому другому у обучающихся.

Целью настоящей статьи является представление результатов исследования взаимосвязи направленности ценностных ориентаций старшеклассников и их отношения к другому человеку, а именно, типа эмоционального отклика на другого (агрессия или эмпатия); особенности коммуникативной направленности на другого человека (манипулятивная или альтероцентрическая). Ставились задачи: изучить ценностную направленность обучающихся (нравственную-прагматическую); исследовать реальные ценности, эмпатию, направленность общения у обучающихся в зависимости от ценностной направленности.

Исследование проводилось на базе образовательных организаций Советского района г. Нижнего Новгорода: МОУ школя № 54 и МАОУ школя № 187. В исследовании принимали участие обучающиеся старших классов, 56 человек, из них 29 юношей и 27 девушек. Возрастной диапазон респондентов: 16-18 лет.

Нами использовались следующие методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан, модификация Н. Эпштейна); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко).

Для обработки результатов использован статистический пакет для социальных наук SPSS / IBM SPSS Statistics 23.

Изложение основного материала статьи. Изучение ценностной направленности старшеклассников с помощью опросника МТЖЦ В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной позволили выявить школьников с преобладанием социально-нравственных ценностей (Ш. Другой-ценность; IV. Общественно полезная деятельность). А также школьников с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей (с высокими баллами по II. Я-ценности). Предложенные авторами ценности разделены в МТЖЦ на две разнонаправленные группы: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические).

Духовно-нравственные ценности: саморазвитие, духовная удовлетворен-ность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Ценностная направленность личности определялась нами как преобладание ценностей того или иного плана / типа. Преобладание духовно-нравственных ценностей у обучающихся, когда эти ценности концентрировались на первых позициях, мы обозначили как ценностную направленность с преобладанием социально-нравственных ценностей.

Прагматические ценности: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности мы обозначили как ценностную направленность с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей.

Гуманистическая направленность ценностных ориентаций или преобладание социально-нравственных ценностей у старшеклассников наблюдается в 48,2% случаев. Чуть более половины (51,8%) старшеклассников показали преобладание эгоцентрических / прагматических ценностей, наибольшую ценность для этой категории школьников представляют собственные интересы, в том числе успехи и саморазвитие стоят на приоритетных позициях по сравнению с общественным интересом, коллективными усилиями.

Различия в показателях реальных ценностных ориентациий обучающихся в зависимости от преобладающей ценностной направленности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ценностная направленность и реальная структура ценностных ориентаций у обучающихся (в

средних значениях)

Реальная структура ценностных ориентаций личности Подвыборка с преобладанием социально-нравственных ценностей Подвыборк с преобладанием эгоцентрических/пр агматических ценностей Р стат. значимость различий

М±г М±ст

Приятное

проведение времени, отдых ПВО 4,1±1,3 4,9±1,2 Р>0,1 различия не значимы

Высокое различия не значимы

материальное благосостояние 3,0 ±1,2 4,5±1,4 Р>0,1

Поиск и наслаждение прекрасным 3,6 ±1,5 4,1±1,5 Р>0,1 различия не значимы

Помощь и милосердие к другим людям 4,9±1,2 4,2±1,3 Р>0,1 различия не значимы

Любовь 3,5±1,3 4,2±1,5 Р>0,1 различия не значимы

Познание нового в различия не значимы

мире, природе, человеке 3,6±1,3 4,2±1,4 Р>0,1

Высокий социальный статус и управление людьми 1,8±1,1 3,7±2,0 р=0,01 Различия высоко значимы

Признание и

уважение людей, влияние на 4,8±1,0 4,0±1,4 Р>0,1 различия не значимы

окружающих

Социальная

активность для достижения изменений в 2,1±1,4 4,5±2,0 р=0,02 различия значимы

обществе

Общение 3,0±0,9 3,6±1,6 Р>0,1 различия не значимы

Здоровье 3,7±1,2 3,6±1,5 Р>0,1 различия не значимы

Из таблицы 1 следует, что реальная структура ценностных ориентаций у обучающихся различается в зависимости от ценностной направленности личности старшеклассников.

Так, обучающиеся с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей, по сравнению с обучающимися с преобладанием социально-нравственных ценностей имеют более высокие показатели по внешним ценностям: «приятное проведение времени, отдых ПВО» (4,1 / 4,9); «высокое материальное благосостояние (3,0 / 4,5); «поиск и наслаждение прекрасным» (3,6 / 4,1); «любовь» (3,5 / 4,2); «общение» (3,0 / 3,6).

В тоже время, подвыборка обучающихся с преобладанием эгоцентрических/прагматических ценностей показала существенно и статистически значимо более высокие результаты по реальной ценности «социальная активность для достижения изменений в обществе» (2,1 / 4,5). Это говорит о более активной жизненной позиции, связанной с социальной деятельностью, активным интересом к общественной жизни и стремлением участвовать в ней. Кроме того, реальная ценность общения у данной категории обучающихся также несколько выше (3,0 / 3,6).

В тоже время выше названные реальные ценности обучающиеся с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей сочетаются с более высокими показателями по ценности «высокий социальный статус и управление людьми» (1,8 / 3,7), а также названные выше ценности материального благосостояния, что говорит о внутренней структуре социального интереса и социальной активности - они поддерживаются и направляются, прежде всего, внешними ценностями.

Обучающиеся с преобладанием социально-нравственных ценностей, по сравнению с обучающимися с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей имеют более высокие показатели по внутренним / гуманистических ценностям: помощь и милосердие к другим людям(4,9 / 4,2); «признание и уважение людей, влияние на окружающих» (4,8 / 4,0). Обнаружены статистически значимые различия по ^ критерию Стьюдента по показателям «высокий социальный статус и управление людьми» (р=0,01) и «социальная активность для достижения изменений в обществе» (р=0,02) у обучающихся с разной ценностной направленностью.

Важнейшим показателем социально-нравственного развития обучающихся является эмпатия как эмоциональный аспект отношения к другому, как способность к отклику, сопереживанию и содействию

другому, взрослому или сверстнику [3]. Характер процентного распределения уровней эмпатии у двух категорий респондентов отличается: обучающиеся с преобладанием социально-нравственных ценностей имеют более высокие показатели по эмпатии: большая часть из них имеют высокий (48,1%) и очень высокий (26%) уровни. В то время, как большая часть из обучающихся с преобладанием прагматических ценностей имеют показатели по «нормальному» (41,3%) и «высокому» уровню (48,3%).

Таким образом, эмоциональный аспект социально-нравственного развития сопряжен с высоким и очень высоким уровнем отклика, сочувствия и содействия другому человеку, что согласуется с профилем реальных ценностей старшеклассников с преобладанием нравственных ценностей. Распределение уровней эмпатии статистически значимо зависит от ценностной направленности обучающихся по х2-критерию Пирсона, (р= 0,05).

Эффективное общение в современной школе осуществляется на основе учебного сотрудничества, предполагает доброжелательность и принятие другого человека как важнейших качеств личности старшеклассника, индикаторов его социально-нравственного здоровья. Мы полагали, что в социально-нравственном развитии старшеклассников важным дифференцирующим признаком будет мотивация коммуникации и коммуникативные действия той или иной направленности, в которых проявляется глубинное отношение к «значимому другому»: отношение как к цели или средству. Результаты исследования коммуникативной направленности обучающихся в процессе общения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Коммуникативная направленность обучающихся в процессе взаимодействия в зависимости от

ценностной направленности

Ценностная направленность Подвыборка с преобладанием социально-нравственных ценностей Подвыборка с преобладанием эгоцентрических /прагматических ценностей

М ст М ст

Коммуникативная направленность 4,1 1,56 5,0 1,91

Индифферентная направленность 4,56 1,87 4,09 2,43

Конформная направленность 4,57 1,67 4,75 2,08

Манипулятивная направленность 4,03 2,01 5,66 1,63

Авторитарная направленность 3,66 2,18 5,33 2,26

Альтероцентристская направленность 5,92 2,53 4,42 3,12

Из таблицы 2 следует, что коммуникативная направленность обучающихся в процессе общения и взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками имеет тенденцию к зависимости от ценностной направленности личности. Подвыборка с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей по сравнению с подвыборкой с преобладанием социально-нравственных ценностей имеет более высокие средние значения по манипулятивной направленности (4,03 / 5,66); по авторитарной направленности (3,66 / 5,33); коммуникативной направленности (4,1 / 5,0).

У обучающихся с преобладанием социально-нравственных ценностей более высокие средние значения по альтероцентристской направленности, что говорит о гуманистической центрации на другом человеке, принятии другого в процессе взаимодействия (5,92 / 4,42).

Таким образом, ценностная направленность на прагматические ценности дает статистически значимые различия по манипулятивной и авторитарной направленности у обучающихся в процессе взаимодействия (р=0,05), что говорит об отношении к значимому другому как средству, о преобладании конкурентных установок над установками сотрудничества. Обучающиеся с преобладанием социально-нравственных ценностей, напротив, демонстрируют диалогический подход в отношении к другому, более выраженное отношение к партнеру как к цели, демонстрируют установку на солидарность с другими.

Психологическое сопровождение межличностного взаимодействия обучающихся старших классов должно строится как на формировании эффективных моделей коммуникации, так и на развитии позитивных чувств и установок в отношении к окружающим, на формировании позитивного образа другого. Наше исследование показывает необходимость учитывать роль и значение ценностных ориентаций в становлении субъективного отношения к другому человеку, что также важно учитывать в программах личностного развития обучающихся.

Выводы. Таким образом, наше исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу: направленность аксиосферы старшеклассников, приоритетные смыслы, на которые ориентируются школьники (социально-нравственные или прагматические) задает характер формирующегося отношения к значимому другому.

В целом наши данные показывают, что чуть менее половины старшеклассников показывает преобладание социально-нравственных ценностей (48,2%), чуть более половины демонстрируют преобладание эгоцентрических / прагматических ценностей(51,8%).

Ценности нравственного и прагматического плана оказывают существенное влияние на характер отношения школьника к значимому другому. Обучающиеся с преобладанием социально-нравственных ценностей в большей степени имеют ценностную направленность на помощь и милосердие к другим людям, а также признание и уважение людей, влияние на окружающих; показывают преобладание высоких и очень высоких уровней эмпатии; в общении чаще других демонстрируют альтероцентристскую направленность, отношение к другому как к цели.

Обучающиеся с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей в большей степени имеют ценностную направленность на материальное благополучие, стремяться к высокому социальному статусу и управлению людьми, кроме того для них очень ценна социальная активность, направленная на достижения изменений в обществе; они показывают преобладание нормального и высокого уровней эмпатии; в общении чаще других демонстрируют манипулятивную и авторитарную направленность, отношение к другому как к средству.

Психологическое сопровождение межличностного развития обучающихся будет более эффективным при условии учета особенностей ценностной направленности личности как предикторов отношения к другому человеку.

Литература:

1. Бочарова Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2017. Том 14. № 1. С. 52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-izmenyayuschegosya-obschestva (дата обращения: 11.04.2019).

2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2013. 195 с. URL: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/burelomova/burelomova_diss.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 1997. 336 с.

4. Дубовская Е.М., Киселева М.А. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте // Психологические исследования, 2018. Том 11. № 60. С. 11. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1605-dubovskaya60.html (дата обращения: 16.04.2019).

5. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Волков И.В., Филиппов К.В., Потапова А.Б. Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. 302 с.

6. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Журнал Социологические исследования СОЦИС, 2012. № 6. С. 121. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17902558_25276162.pdf (дата обращения 04.05.2019).

7. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2009. Том 15. с. 139. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti (дата обращения: 16.04.2019).

8. Кырова М.А., Кувалдина Е.А. Особенности эмпатии у современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 32. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2015/95544.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник мининского университета. 2019. Том 7, № 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14 (дата обращения: 17.12.2019).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996).URL: http://home.garantru/#/document/71057260/paragraph/8/highlight/Стратегии%20развития%20воспитания%20в0/o 20Российской%20Федерации%20на%20период%20до%202025%20года:2 (дата обращения: 15.04.2019).

11. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 281-286.

12. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник, 2018. № 4. С. 168-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskie-otsenki-nravstvennogo-sostoyaniya-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 24.04.2019).

13. Nemova O.A. Vagin D.Y.; Sineva N.L; Yashkova E.V.; Zhulkova J.N., Trostin V.L. Vocational and Career Orientations of the Students at Secondary Vocational Schools of Nizhny Novgorod. International journal of applied exercise physiology. Vol. 9 Issue 2. Pp. 31-37.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Тагирова Раиса Абдуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье дается краткий обзор проблемы формирования нравственного сознания младших школьников, уточняется сущность понятия «нравственное сознание». Также представлены содержательная характеристика моральной сферы личности, ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и ее существенная динамика. Создавая условия для формирования нравственного сознания, следует помнить, что в этом процессе в каждом возрасте их механизмы приобретают особое значение, что способствует решению актуальных проблем личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития в каждом возрасте и специфики уровней нравственного развития позволяют организовать систему целенаправленного воздействия, обеспечивающую достижение высокого уровня нравственного развития личности.

Ключевые слова: мораль, нравственное развитие, нравственное сознание, нравственное поведение, нравственная культура, особенности развития, нравственная сфера личности, младший школьный возраст.

Annotation. The article gives a brief overview of the problem of forming the moral consciousness of primary school children, specifies the essence of the concept of "moral consciousness". The article also presents a substantial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.