Научная статья на тему 'Влияние образовательной среды на становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников'

Влияние образовательной среды на становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
563
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / LIFE-MEANING ORIENTATIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EMOTIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасьянов Владимир Борисович, Погодаева Маргарита Викторовна

Введение. Различные образовательные организации создают характерную для себя образовательную среду, обеспечивающую специфичность воспитательного воздействия на обучающихся. Культурно-образовательная среда школы, где старшеклассники проводят значительную часть времени, выступает одним из основных институтов развития системы ценностей у молодых людей. В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, имеющей просоциальную направленность. Творческая, высоконравственная атмосфера учебного заведения создаст необходимые условия для личностного роста и формирования социальных ценностей. Цель исследования анализ особенностей ценностно-смысловой сферы учащихся старших классов в зависимости от воспитательно-образовательной среды организации. Материал и методы. Изучение образовательной среды осуществлялось посредством анализа документов, анкетирования педагогов, собеседования с учащимися и педагогами. Исследование ценностно-смысловой сферы обучающихся включало в себя тесты «Эмоциональная направленность личности» (Б. И. Додонов) и «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев). Результаты и обсуждение. Эмоциональная направленность личности рассматривалась как маркёр ценностных ориентаций. Высокие показатели по праксическим эмоциям во всех обследованных группах говорят о том, что большинство старшеклассников целенаправленно планируют свою деятельность, стремятся к достижению высоких результатов, демонстрируя социально значимые ценности. Доминирование романтических и коммуникативных эмоций указывает на высокую потребность в общении, в том числе с противоположным полом, что отражается на формировании соответствующих ценностей. Проведенное исследование показало различия в развитии эмоционально-ценностной сферы у воспитанников православной гимназии, лицея и общеобразовательной школы. Заключение. Используемые в исследовании методики подтвердили различия в ценностно-смысловой сфере обучающихся трех различных по особенностям организации образовательной среды учреждений. Определено, что глорические эмоции, связанные с потребностью самоутверждения, проявляются сильнее всего у учениц православной гимназии, праксические эмоции, вызываемые деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, у лицеистов, коммуникативные у учащихся средней общеобразовательной школы. Учащиеся православной гимназии показали наибольшую осмысленность жизни, понимание ее ценности и значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хасьянов Владимир Борисович, Погодаева Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF THE VALUE-SENSE SPHERE OF SENIOR PUPILS

Introduction. Various educational organizations create a characteristic educational environment that ensures the specificity of the educational impact on students. The key task of high school is the education and upbringing of a citizen, in connection with which it is advisable to talk about the formation of values that ensure the prosocial orientation of the individual, which in turn finds expression in the creation and preservation of the world and oneself in the world. The impact of the educational environment on the personality of the student is carried out simultaneously with a number of other translators of values: family, friends, the media, etc., which entails the formation of a hierarchy of values of the adolescent in the process of their mutual integration and determines his life perspective. The purpose of the study is to determine the relationship between the formation of the value-semantic sphere of high school students with the current educational environment of educational organizations. Materials and methods. We have used empirical analysis and questionnaire methods. The study of the educational environment was carried out by analyzing the documents presented on the official websites of three educational organizations in the city of Irkutsk (Lyceum No. 2, secondary school No. 45, Women’s Orthodox Gymnasium). The questionnaire of students included the methodology “Emotional orientation of the personality” (by B. I. Dodonov) and “Meaningful life orientations” (by D. A. Leontyev). Results and discussion. The study showed a difference in the development of the emotional and value sphere, which in some aspects differs from the pupils of the Orthodox gymnasium, lyceum and secondary school. Most high school students of all the examined groups purposefully plan their activities, strive to achieve high results, demonstrating socially significant values. Conclusion. The methods used in the study confirmed the differences in the value-semantic sphere of students of three institutions that are different in the characteristics of the organization of the educational environment. It was determined that the glorical emotions associated with the need for self-affirmation are most pronounced among the gymnasium students of the Orthodox gymnasium, the practical emotions caused by the activity, its success among the lyceum students, communicative among the students of the secondary school.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательной среды на становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников»

УДК 37 . 017

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2019-8-21-29

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. Б. Хасьянов, М. В. Погодаева

Иркутский государственный университет, Иркутск

Введение. Различные образовательные организации создают характерную для себя образовательную среду, обеспечивающую специфичность воспитательного воздействия на обучающихся. Культурно-образовательная среда школы, где старшеклассники проводят значительную часть времени, выступает одним из основных институтов развития системы ценностей у молодых людей. В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, имеющей просоциаль-ную направленность. Творческая, высоконравственная атмосфера учебного заведения создаст необходимые условия для личностного роста и формирования социальных ценностей.

Цель исследования - анализ особенностей ценностно-смысловой сферы учащихся старших классов в зависимости от воспитательно-образовательной среды организации.

Материал и методы. Изучение образовательной среды осуществлялось посредством анализа документов, анкетирования педагогов, собеседования с учащимися и педагогами. Исследование ценностно-смысловой сферы обучающихся включало в себя тесты «Эмоциональная направленность личности» (Б. И. Додонов) и «Смы-сложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев).

Результаты и обсуждение. Эмоциональная направленность личности рассматривалась как маркёр ценностных ориентаций. Высокие показатели по праксическим эмоциям во всех обследованных группах говорят о том, что большинство старшеклассников целенаправленно планируют свою деятельность, стремятся к достижению высоких результатов, демонстрируя социально значимые ценности. Доминирование романтических и коммуникативных эмоций указывает на высокую потребность в общении, в том числе с противоположным полом, что отражается на формировании соответствующих ценностей. Проведенное исследование показало различия в развитии эмоционально-ценностной сферы у воспитанников православной гимназии, лицея и общеобразовательной школы.

Заключение. Используемые в исследовании методики подтвердили различия в ценностно-смысловой сфере обучающихся трех различных по особенностям организации образовательной среды учреждений. Определено, что глорические эмоции, связанные с потребностью самоутверждения, проявляются сильнее всего у учениц православной гимназии, праксические эмоции, вызываемые деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, - у лицеистов, коммуникативные - у учащихся средней общеобразовательной школы. Учащиеся православной гимназии показали наибольшую осмысленность жизни, понимание ее ценности и значимости.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, образовательная среда, эмоциональная направленность.

Введение

Федеральный государственный стандарт общего среднего образования ставит важнейшую задачу: сформировать у выпускника личностные характеристики, благодаря которым он будет осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, общечеловеческие гуманистические ценности [1]. Ключевую роль в данном вопросе, по нашему мнению, играет система ценностей личности, формируемая у школьника. Фактически именно она определяет направление его действий, причину, по которой он поступает так или иначе. Можно предположить, что формирование определенной системы ценностей приведет к появлению таких личностных качеств, как гражданская и социальная ответственность, ответственность за жизнь и здоровье, а также к увеличению общественно полезной деятельности. Вос-

питательно-образовательная среда в семье, школе, учреждениях дополнительного образования может выступать ведущим фактором формирования системы ценностей молодого человека, влиять на становление его мировоззренческой позиции. Проектируя содержание и формы организации образовательной среды в учебном заведении, необходимо оценить ее возможности с позиции ценностно-смысловых новообразований у учащихся к моменту окончания ими школы.

Ценностные ориентации личности, интерпретируемые в научной литературе по-разному, по мнению большинства, выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом (К. А. Абульханова-Слав-ская, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, Б. С. Бра-тусь, Д. А. Леонтьев, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова). Наибольшее внимание ценностным ориента-циям личности было отведено в гуманистической и

экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, В. Франкл), а также в отечественной психологии в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, В. С. Мухиной и др.

Система ценностей является одним из регуляторов активности человека, она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и социальными нормами. По мнению А. И. Донцова, ценности и сами становятся источником целей, определяют формы и условия реализации деятельности. Таким образом, система ценностных ориен-таций определяет направление развития личности, жизненную перспективу.

Как отмечает Н. А. Канаева, «ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей» [2, с. 200].

Ценности можно разделить на три группы: про-социальные (направляющие деятельность личности в социально одобряемое и общественно полезное русло), асоциальные (задающие первоочередное удовлетворение потребностей самого человека) и антисоциальные (заключающиеся в противопоставлении личности обществу, противодействии ему). Мы будем говорить именно о просоциальных ценностях, к которым отнесем и гуманистические.

Формирование гуманистической системы ценностей включает в себя идею сохранения жизни и здоровья каждого человека при сохранении биосферы [3]. Универсальная гуманистическая система включает в себя ряд ценностей, таких как человек (его жизнь и здоровье), Отечество (патриотизм), мир (космополитизм), труд, традиции (как правило, в культурном аспекте), красота, познание, товарищество и др.

В рамках подхода, предложенного С. Шварцем и У. Билски, ценности выступают как убеждения, определяющие последующее поведение индивидуума, управляющие выбором его жизненных стратегий. В рассматриваемой концепции в основе ценностных выборов лежат значимые цели, которые и побуждают личность к деятельности. Система этих целей определяет мотивационный тип. Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных человеческих потребностей 10 основных мотивацион-ных типов, которые образуются определенными ценностями личности и определяют направленность ее деятельности [4, 5].

Б. С. Братусь определяет личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смы-

слы его жизни. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, как не имеющих отношения к смысловой сфере [6]. Осознание и принятие человеком смыслов выступает необходимым условием образования личностных ценностей. Ценности в свою очередь выступают источниками мотивации, а следовательно, и конкретной деятельности [7].

Начавшийся в 1990-х гг. процесс трансформации ценностей из традиционных (духовных - альтруизм, аскетизм, коллективизм и др.) в либеральные (преимущественно материальные - эгоизм, антропоцентризм и др.) породил высокий уровень социальной напряженности, проявляющийся в том числе в форме криминализации и маргинализации российского общества [8], то есть фактически был осуществлен переход от просоциальных ценностей в сторону ценностей асоциальных и антисоциальных.

Принятие личностью ценностей автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Степень принятия личностью групповых ценностей зависит от связанных между собой внутренних и внешних факторов: уровня общего интеллектуального развития (Ж. Пиаже, А. Маслоу, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), уровня эмоционального развития (Б. И. Додонов), семьи, школы, других социальных институтов.

Система ценностей человека динамична и изменчива, поскольку значительно зависит от изменчивой социальной среды и от уровня развития личности [9, 10].

Формирование ценностей подрастающего поколения происходит за счет трансляции систем ценностей извне: из семьи, школы, ближайшего окружения, СМИ, религиозных объединений и т. д. Жизненно важно, чтобы все эти источники обогащали личность смыслами в процессе их взаимной интеграции [11].

Культурно-образовательная среда школы, где старшеклассники проводят ежедневно 8-10 часов, выступает основным институтом развития системы ценностей у молодых людей. В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности, имеющей просоциальную направленность. Творческая, высоконравственная атмосфера учебного заведения создает необходимые условия для личностного роста и формирования социальных ценностей.

Однако на сегодняшний день перед нами предстает иная картина: ряд ценностных «образцов» (в ряде случаев крайне негативных, вплоть до откровенно криминальных) принимается молодежью с охотой,

другая часть либо не принимается во внимание, либо подвергается острой критике. Значимым фактором в данном случае является степень легитимности источника, воздействующего на сознание молодого человека. Е. П. Савруцкая указывает, «негативные явления российской социальной реальности оказали наибольшее влияние на молодежь, поставленную перед проблемой выбора ценностных ориентаций и жизненных установок, зачастую не имеющую возможности опереться на социокультурный опыт старших поколений» [12, с. 247]. В настоящее время многие молодые люди характеризуются искаженной системой ценностных ориентаций, отсутствием осознания смысла жизни, что препятствует развитию и самореализации личности [13].

В последнее время школа воспринимается как некий морализатор, вызывающий отторжение у обучающихся. Поэтому следует делать акцент на личности учителя, который должен стать транслятором позитивной, просоциальной системы ценностных координат, а также на особенностях организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

Цель исследования - провести анализ особенностей ценностно-смысловой сферы учащихся старших классов в зависимости от воспитательно-образовательной среды организации.

Материал и методы

В исследовании участвовали обучающиеся 1011-х классов трех образовательных организаций г. Иркутска: МБОУ лицей № 2, МБОУ СОШ № 45 и ЧОУ «Православная женская гимназия». Изучение особенностей образовательной среды в них осуществлялось путем эмпирического анализа данных, опубликованных на официальных сайтах образовательных организаций: уставов, планов работы, отчетов о результатах самообследования, анкетирования педагогов.

В проведенном исследовании был задействован 201 обучающийся 10-11-х классов. Количественное распределение по классам, полу и возрасту приведено в табл. 1.

В работе использовались методики «Эмоциональная направленность личности» Б. И. Додоно-ва, тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева.

Методика «Эмоциональная направленность личности» была разработана Б. И. Додоновым на основе собственной классификации эмоций.Эмо-циональная направленность личности рассматривается нами как маркёр ценностных ориентаций. Она предназначена для изучения общей эмоциональной направленности личности, т. е. стремления к определенным типам переживаний, к определенной об-

ласти деятельности с целью получения положительных эмоций. Предпочтение каких-либо эмоциональных переживаний означает наличие соответствующих этим эмоциям потребностей. Потребности в конечном итоге служат базисом для становления ценностей. Собственно эмоция - это и есть ценностная реакция. Положительная эмоция, возникающая при удовлетворении какой-либо потребности, выступает как самостоятельная ценность. Б. И. До-донов подчеркивает, что эмоции сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, сами являются потребностью: человеку свойственно стремление к переживанию различных чувств, эмоциональный голод большинству людей неприятен и тягостен. Те переживания, которые являются для человека наибольшей ценностью, то есть предпочитаемые, выступают мотивом деятельности, влияют на предпочтения, формирование интересов, от них зависит содержание деятельности, творчества, стиль общения [14].

Таблица 1

Половозрастное распределение обучающихся,

принявших участие в анкетировании

Образовательная организация Класс Всего Возраст, лет Пол

15 16 17 18 муж. жен.

МБОУ г. Иркутска лицей № 2 10 «А» 24 4 20 0 0 12 12

10 «Б» 29 5 24 0 0 14 15

10 «В» 23 2 18 3 0 10 13

11 «А» 17 1 5 11 0 10 7

11 «Б» 24 0 8 16 0 11 13

11 «В» 21 0 6 14 1 12 9

МБОУ г. Иркутска СОШ № 45 10 «К» 28 3 23 2 0 17 9

11 «А» 14 0 2 11 1 7 7

Православная женская гимназия 10 14 1 12 1 0 0 14

11 7 0 0 7 0 0 7

Б. И. Додонов выделяет 10 видов эмоций, определяющих направленность личности:

1. Альтруистические эмоции (возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).

2. Коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении).

3. Глорические эмоции (связаны с потребностью в самоутверждении, в славе).

4. Праксические эмоции (вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью).

5. Пугнические эмоции (происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе).

6. Романтические эмоции (возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).

7. Гностические эмоции (описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с

потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии»).

8. Эстетические эмоции (являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим).

9. Гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте).

10. Акизитивные эмоции (возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них).

С помощью данной методики мы определили доминирующую (максимальное значение для данного испытуемого) и высокую (значение >5) направленность для каждого ученика.

Показатели теста СЖО Д. А. Леонтьева включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. Для статистической обработки использован корреляционный анализ, для определения достоверности различий полученных результатов - Т-критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Характеристика образовательной среды.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей № 2. Организация осуществляет обучение по программам основного общего и среднего общего образования. Лицей является областной экспериментальной педагогической площадкой по организации предпро-фильной подготовки и профильного обучения, осуществляет работу с одаренными детьми в рамках проекта «Поддержка талантливых детей». Значительное внимание уделяется образовательному компоненту педагогического процесса по реализуемым профилям: физико-математическому, информационно-технологическому, социально-экономическому. Воспитательная работа в лицее осуществляется по нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; социальной ответственности и компетентности; нравственных чувств, этического сознания; экологической культуры, культуры здорового и безопас-ного образа жизни; трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Она осуществляется через совокупность учебных занятий по различным учебным дисциплинам и во внеклассной деятельности (проектная деятельность, классные часы, экскурсии).

Образовательная среда лицея была оценена нами на основе параметров, предложенных В. А. Ясвиным [15], как карьерная, активная, высокомобильная, высокоинтенсивная, творческая, открытая, пространство возможностей используется полно и интенсивно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 45. Школа осуществляет обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В образовательной организации с 2015 г. реализуется программа развития школы «Формирование развивающей образовательной среды для обучения и воспитания детей с разными образовательными потребностями». Стратегической целью воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 45 определено воспитание социально успешной личности, способной легко адаптироваться и самореализоваться в современной социально-экономической ситуации и социокультурной среде. Образовательная среда школы определена нами как активная, низкоинтенсивная, низкомобильная, открытая, догматическая, пространство возможностей используется не в полной мере.

Частное общеобразовательное учреждение «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска. Ее учредителем является Иркутская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат). Организация осуществляет обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Особенностью гимназии является построение педагогического процесса на основе православной культуры. Основная воспитательная работа осуществляется в различных мероприятиях: посещение домового храма, работа с клиросом, проведение классных часов на духовные темы, проведение духовных пятиминуток после молитвенного утреннего правила, участие гимназисток в различных социально-благотворительных проектах.

Образовательную среду учебного заведения мы оценили как духовно насыщенную, эмоционально насыщенную, интенсивную, догматичную, зависимую.

Результаты оценки эмоциональной направленности учащихся различных образовательных организаций представлены в табл. 2.

В 7 из 10 обследованных групп доминирующими являются романтические эмоции, что вполне соответствует психофизиологическим особенностям учащихся 10-11-х классов. Романтические чувства характерны для этого возраста и становятся модулятором всей деятельности. Наряду с ними в двух лицейских группах доминируют коммуни-

Таблица 2

Доминирующая эмоциональная направленность личности

Образовательная организация Класс Альтру-истиче-ская,% Комму-никатив-ная, % Глори- ческая, % Пракси- ческая, % Пугни- ческая, % Роман-тиче-ская, % Гно-стиче-ская, % Эстетическая, % Гедони-стиче-ская, % Акки-зитив-ная, %

Лицей № 2 10 «А» - 16,7 - 25,0 4,2 16,7 25,0 16,7 29,2 8,3

10 «Б» 6,9 17,2 3,4 20,7 13,8 31,0 10,3 20,7 20,7 3,4

10 «В» 4,3 4,3 30,4 21,7 17,4 17,4 26,1 17,4 4,3

11 «А» 11,8 17,6 5,9 29,4 11,8 41,2 23,5 5,9 11,8 5,9

11 «Б» 8,3 25,0 16,7 16,7 8,3 12,5 16,7 16,7 16,7

11 «В» 4,8 23,8 19,0 19,0 28,6 23,8 9,5 19,0 9,5 4,8

СОШ № 45 10 «К» 7,1 17,9 7,1 21,4 10,7 32,1 3,6 10,7 32,1 3,6

11 «А» 14,3 28,6 21,4 21,4 7,1 35,7 14,3 21,4 7,1 -

ПЖГ 10 7,1 14,3 7,1 35,7 7,1 35,7 14,3 21,4 14,3 7,1

11 14,3 14,3 14,3 14,3 57,1 14,3 14,3 14,3

кативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, в двух группах - праксические эмоции, вызываемые успешностью или неуспешностью практической деятельности, и в двух группах гедонистические эмоции, определяемые потребностью в комфорте.

В некоторых группах показатели эмоциональной направленности по различным видам эмоций были очень близки и оставались высокими, в других группах - низкими. Поэтому мы выделили и проанализировали долю учащихся с высокими показателями по каждой эмоции (табл. 3).

Анализ показал, что во всех обследованных группах более 50 % учащихся имеют высокие показатели по праксическим эмоциям, которые определяются успешностью их деятельности. Это свидетельствует о том, что большинство старшеклассников целенаправленно планируют свою деятель-

Высокая эмоциональная

ность, стремятся к достижению высоких результатов, демонстрируя социально значимые ценности коммуникации, личностного развития, успешной деятельности.

В 8 группах из 10 более 50 % учащихся испытывают высокую потребность в общении. Практически во всех группах более 50 % учащихся имеют высокие показатели в отношении романтических и гностических эмоций.

Для определения факторов, влияющих на проявление той или иной эмоциональной направленности, мы использовали дисперсионный анализ, который показал достоверное влияние на индивидуальные показатели эмоциональной направленности личностных особенностей испытуемых ^ = 11,3) (табл. 4).

Влияние на этот показатель типа образовательной организации также достоверно (Р = 0,030). По

Таблица 3

травленность личности

Образовательная организация Класс Аль-труи-стиче-ская, % Комму-ника- тивная, % Глори- ческая, % Пракси- ческая, % Пугни- ческая, % Роман-тиче-ская, % Гностическая, % Эстетическая, % Гедони-стиче-ская, % Аккизи- тивная, %

Лицей № 2 10 «А» 37,5 50,0 12,5 75,0 12,5 50,0 60,0 62,5 41,7 25,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 «Б» 34,5 58,6 31,0 75,5 41,4 72,4 62,1 51,7 41,4 27,6

10 «В» 47,8 34,8 47,8 82,6 39,1 47,8 56,5 56,5 52,2 21,7

11 «А» 35,3 29,4 17,6 82,4 23,5 58,8 52,9 41,2 17,6 17,6

11 «Б» 45,8 79,2 41,7 72,5 37,5 50,0 50,0 50,0 62,5 20,8

11 «В» 28,6 76,2 76,2 76,2 42,9 61,9 61,9 47,6 42,9 19,0

СОШ № 45 10 «К» 46,4 57,1 28,6 75,0 39,3 60,7 46,4 53,6 67,9 39,3

11 «А» 50,0 71,4 14,3 57,1 21,4 64,3 50,0 42,9 35,7 7,1

ПЖГ 10 50,0 64,3 35,7 85,7 35,7 92,9 78,6 57,1 50,0 28,6

11 14,3 71,4 71,4 71,4 57,1 100,0 57,1 42,9 28,6 42,9

Таблица 4

Источники вариации эмоциональной направленности личности

Источник вариации аг МБ F Р F критическое

Тип образовательной организации 88,64667 2 44,32333 3,546182 0,03018512 3,029218067

Индивидуально-личностный профиль 795,4833 9 88,38704 7,071592 3,4398Е-09 1,914648194

Взаимодействие 186,0867 18 10,33815 0,827125 0,66764638 1,64217955

Примечание. SS - сумма квадратов отклонений; к) - степени свободы; МБ - дисперсия; F - значение Фишера; Р - вероятность; F критическое - критическое значение Фишера.

некоторым видам эмоциональной направленности учащихся разных образовательных организаций различия высоко достоверны. Так, средние показатели по коммуникативным эмоциям достоверно выше у учащихся общеобразовательной школы по сравнению с учащимися лицея и православной гимназии, также у учащихся этой образовательной организации наибольшие средние показатели среди обследованных групп по эстетическим эмоциям. По глорической эмоциональной направленности выделяются учащиеся православной гимназии. В лицейских группах по отношению к другим обследованным организациям достоверно ниже средние показатели по романтическим, геодонистиче-ским, аскизитивным эмоциям и стабильно высокие показатели по праксическим и гностическим эмоциям. Минимальные значения по аскизитивным эмоциям говорят об отсутствии потребности в накоплении вещей, выходящей за пределы практической нужды в них.

Взаимодействие между факторами не установлено.

Тест смысложизненных ориентаций (табл. 5) поз-воляет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

«Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

«Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

«Локус контроля - я (я - хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии

Средние и стандартные отклоне

со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

«Локус контроля - жизнь (или управляемость жизни)». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

По шкале «Цели в жизни», характеризующей целеустремленность, наличие в жизни человека целей, которые придают жизни осмысленность, средние показатели респондентов из женской православной гимназии достоверно выше, чем показатели других респондентов. По другим шкалам средние показатели гимназисток также достоверно превышают показатели респондентов из лицея и СОШ. По шкале «Процесс жизни», которая характеризует смыслы и ценности сегодняшнего дня, ее эмоциональную насыщенность, показатели гимназисток также достоверно превышают показатели учащихся общеобразовательной школы. Другие различия статистически недостоверны. В целом учащиеся православной гимназии показали наибольшую осмысленность жизни, понимание ее ценности и значимости.

Исходя из интерпретации теста, предложенной А. В. Серым и М. С. Яницким, результаты по шкалам «Результат», «Процесс» и «Цели» менее 26, 31 и 37 баллов соответственно указывают на низкую осознанность прошлого, настоящего и будущего. Низкие показатели по всем шкалам и во всех учебных заведениях указывают на то, что среди учащихся старших классов достаточно большая доля молодых людей, которые относятся к первому типу актуального смыслового состояния [8], для которого характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни, низкая осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем. Для такой личности характерны низкая самооценка, неудовлетворенность собой, экс-тернальный локус конт-роля поведения, пессимизм относительно перспектив, неумение принимать решения, ориентация на «дефицитарные» ценности, эмоциональная напряженность, низкая стрессоустойчивость в значимых ситуациях. Молодые люди показывают низкую степень способности целостно воспринимать себя и мир, настороженно относиться к людям, подчиняться требованиям группы.

Таблица 5

/я смысложизненных ориентаций

Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля - я Локус контроля - жизнь Общий показатель

Лицей № 2 29,97 ± 3,11 28,58 ± 5,38 23,87 ± 4,46 20,79 ± 4,63 30,34 ± 3,55 98,23 ± 7,30

СОШ № 45 29,17 ± 5,21 27,59 ± 4,32 23,71 ± 4,06 19,24 ± 4,95 29,05 ± 4,07 94,15 ± 8,10

ЖПГ 32,05 ± 6,44 29,6 ± 6,13 24,75 ± 5,87 21,1 ± 4,08 30,55 ± 5,70 100,5 ± 9,78

Праксические эмоции, определяющие успеш- ются различия в развитии эмоционально-ценност-ность деятельности и имеющие высокие показате- ной сферы, которая в некоторых аспектах отличали у большинства учащихся положительно корре- ется у воспитанников православной гимназии, ли-лируют со смысложизненными ориентациями на цея и общеобразовательной школы. По некоторым процесс жизни (к = 0,326), с локусом контроля я видам эмоциональной направленности учащихся (к = 0,368) и общим показателем (к = 0,335). Сле- разных образовательных организаций различия довательно, чем больше переживания, «вызывае- высоко достоверны:

мые деятельностью, изменением ее в ходе работы, 1) глорические эмоции, связанные с потребно-

успешностью или неуспешностью. тем более инте- стью самоутверждения проявляются сильнее всего

ресной, эмоционально насыщенной и наполненной у гимназисток православной гимназии,

смыслом жизнью живет человек, тем увереннее он 2) праксические эмоции, вызываемые деятель-

себя чувствует, осознает себя как сильную лич- ностью, ее успешностью, - у лицеистов;

ность, обладающую достаточной свободой выбора, 3) коммуникативные - у учащихся общеобразо-

способностями и возможностями самостоятельно вательной школы.

строить свою жизнь и реализовывать свои цели. Тест смысложизненных ориентаций также выявил различия между обучающимися данных

Заключение образовательных организаций. По шкале «Цели в

Таким образом, проведенный анализ показал, жизни», характеризующей целеустремленность,

что различные образовательные организации соз- наличие в жизни человека целей, которые прида-

дают характерную для этой образовательной орга- ют жизни осмысленность, средние показатели

низации образовательную среду, обеспечивающую респондентов из женской православной гимназии

специфичность воспитательного воздействия на достоверно выше, чем показатели других респон-

обучающихся. Следствием такого различия явля- дентов.

Список литературы

I. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв . приказом Минобрнауки России от 17 .05 .2012 № 413 // Консультант Плюс . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 23.08.2018) .

2 . Канаева Н . А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый . 2010 . № 1-2 (13), т . 2 . С . 200-202 . URL: https://

moluch . ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 10 .09 .2018) .

3 . Погодаева М . В . Аксиологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения // Мир науки . 2018 . № 1. URL: https://

mir-nauki . com/PDF/02PDMN118 . pdf (дата обращения: 23.08 .2018) .

4 . Schwartz S . H . , Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal

of Personality and Social Psychology. 1990 . Vol . 58 .

5 . Schwartz S .H . , Butenko T.Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology.2014 .

Vol . 44, № 7 . Р. 799-813. DOI: 10 . 1002/ejsp .2053.

6 . Братусь Б . С . Личностные смыслы по А. Н . Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода

в психологии: школа А. Н .Леонтьева / под ред . А. Е . Войскунского, А. Н .Ждан, О . К .Тихомирова . М. : Смысл, 1999 .С .285-298.

7 . Степанов В . И . О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов // Вестн . Томского гос . пед .

ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 12 (189) . С . 25-29 . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-12-25-29.

8 . Шевцов В . С . Трансформация ценностей и национальная безопасность Российского государства // Ценности и смыслы . 2012 . № 6

(22) .С . 116-121.

9 . Серый А. В . , Яницкий М . С . Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие . Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 . 92 с.

10 . Яницкий М . С . Ценностные ориентации личности как динамическая система . Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 . 204 с .

II. Клепиков В . Н . Формирование общенациональных ценностей учащихся в школе . Как осуществить формирование общенациональных ценностей в школе? // Совет ректоров . 2011. № 8 . С . 74-82 .

12 . Савруцкая Е . П . Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи // Приволжский научный журнал . 2009 .

№ 3 . С.246-251.

13 . Серый А . В . , Яницкий М . С ., Харченко Е . В . Ценостно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью,

находящейся в кризисной ситуации // Вестн . Новосибирского гос. пед . ун-та . 2014 . № 2 (18) . С . 40-48 .

14 . Додонов Б . И . Эмоция как ценность М . : Политиздат, 1978. 272 с .

15 . Ясвин В . А . Образовательная среда: от моделирования к проектированию . М . : Смысл, 2001. 365 с .

Хасьянов Владимир Борисович, старший преподаватель, Иркутский государственный университет (ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: vkhsayanov@yandex.ru

Погодаева Маргарита Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: margopog@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 02.09.2019.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2019-8-21-29

INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF THE VALUE-SENSE SPHERE OF SENIOR PUPILS

V. B. Khasyanov, M. V. Pogodayeva

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Introduction. Various educational organizations create a characteristic educational environment that ensures the specificity of the educational impact on students. The key task of high school is the education and upbringing of a citizen, in connection with which it is advisable to talk about the formation of values that ensure the prosocial orientation of the individual, which in turn finds expression in the creation and preservation of the world and oneself in the world. The impact of the educational environment on the personality of the student is carried out simultaneously with a number of other translators of values: family, friends, the media, etc., which entails the formation of a hierarchy of values of the adolescent in the process of their mutual integration and determines his life perspective.

The purpose of the study is to determine the relationship between the formation of the value-semantic sphere of high school students with the current educational environment of educational organizations.

Materials and methods. We have used empirical analysis and questionnaire methods. The study of the educational environment was carried out by analyzing the documents presented on the official websites of three educational organizations in the city of Irkutsk (Lyceum No. 2, secondary school No. 45, Women's Orthodox Gymnasium). The questionnaire of students included the methodology "Emotional orientation of the personality" (by B. I. Dodonov) and "Meaningful life orientations" (by D. A. Leontyev).

Results and discussion. The study showed a difference in the development of the emotional and value sphere, which in some aspects differs from the pupils of the Orthodox gymnasium, lyceum and secondary school. Most high school students of all the examined groups purposefully plan their activities, strive to achieve high results, demonstrating socially significant values.

Conclusion. The methods used in the study confirmed the differences in the value-semantic sphere of students of three institutions that are different in the characteristics of the organization of the educational environment. It was determined that the glorical emotions associated with the need for self-affirmation are most pronounced among the gymnasium students of the Orthodox gymnasium, the practical emotions caused by the activity, its success - among the lyceum students, communicative - among the students of the secondary school.

Keywords: values, value orientations, life-meaning orientations, educational environment, emotional orientation.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya: utv. prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 .05.2012 No . 413 [Federal State Educational Standard of Secondary (Complete) General Education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 05. 17 .2012 No . 413] . Konsul'tant Plyus (in Russian) . URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131131/ (accessed 23 August 2018) .

2 . Kanayeva N . A. Tsennosti i ikh vliyaniye na formirovaniye lichnosti [Values and Their Influence on Personality Formation] . Molodoy uchenyy,

2010, no . 1-2 (13), vol . 2, pp . 200-202 (in Russian) . URL: https://moluch . ru/archive/13/1174/ (accessed 10 September 2018) .

3 . Pogodayeva M . V. Aksiologicheskiy podkhod k vospitaniyu lichnosti bezopasnogo tipa povedeniya [Axiological Approach to Educating A person

of a Safe Behavior Type] . Internet-zhurnal "Mir nauki" - World of Science. Pedagogy and psychology, 2018, no . 1 (in Russian) . URL: https://mir-nauki . com/PDF/02PDMN118 . pdf (accessed 23 August 2018) .

4 . Schwartz S . H ., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications . Journal of

Personality and Social Psychology, 1990, vol . 58 .

5 . Schwartz S . H ., Butenko T. Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia . European Journal of Social Psychology, 2014,

vol . 44, no . 7, pp . 799-813. DOI: 10 ,1002/ejsp.2053.

6 . Bratus' B . S . Lichnostnyye smysly po A. N . Leont'yevu i problema vertikali soznaniya [Personal Meanings According to A. N . Leontyev and the

Problem of the Vertical of Consciousness] . Traditsii i perspektivy deyatel'nostnogo podkhoda v psikhologii: shkola A. N. Leont'yeva [Traditions and Prospects of the Activity Approach in Psychology: School of A. N . Leontiev] . Ed . by A . E . Voyskunskiy, A. N . Zhdan, O . K . Tikhomirov. Moscow, Smysl Publ. , 1999 . Pp . 285-298 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 . Stepanov V. I . O tsennostnykh oriyentatsiyakh na tvorchestvo studentov gosudarstvennykh i chastnykh vuzov [Students' value system of creati-

vity in state and non-state higher institutions] . Vestnik Tomskogo gosudrstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 12 (189), pp . 25-29 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-12-25-29.

Xacbnuoe B. E., ПогодаеeаM. B. Bnumue o6pa3oeamenbnou cpedbi...

8 . Shevtsov V S . Transformatsiya tsennostey i natsional'naya bezopasnost' Rossiyskogo gosudarstva [Transformation of Values and National Se-

curity of the Russian State] . Tsennostiismysly, 2012, no . 6 (22), pp . 116-121 (in Russian) .

9 . Seryy A. V. , Yanitskiy M . S . Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoye posobiye [Value-Semantic Sphere of Personality: training manu-

al] . Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ ., 1999 . 92 p . (in Russian) .

10 . Yanitskiy M . S . Tsennostnyye oriyentatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Value Orientations of Personality as a Dynamic System] .

Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ . , 2000 . 204 p . (in Russian) . 11. Klepikov V. N . Formirovaniye obshchenatsional'nykh tsennostey uchashchikhsya v shkole . Kak osushchestvit' formirovaniye obshchenatsional'nykh tsennostey v shkole? [Formation of National Values of Students at School . How to Implement the Formation of National Values at School?] . Sovet rektorov, 2011, no . 8, pp . 74-82 (in Russian) .

12 . Savrutskaya E . P. Politicheskiye i nravstvennyye ustanovki v tsennostnom soznanii molodezhi [Political and Moral Attitudes in the Value Con-

sciousness of Youth] . Privolzhskiy nauchnyy zhurnal- Privolzhsky Scientific Journal, 2009, no . 3, pp . 246-251 (in Russian) .

13 . Seryy A. V, Yanitskiy M . S ., Kharchenko E . V. Tsennostno-smyslovyye aspekty psikhologicheskoy raboty so studencheskoy molodezh'yu, na-

khodyashcheysya v krizisnoy situatsii [Value-Semantic Aspects of Psychological Work with Student Youth in a Crisis] . Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Science for Education Today, 2014, no . 2 (18), pp . 40-48 (in Russian) .

14 . Dodonov B . I . Emotsiya kak tsennost' [Emotion as a Value] . Moscow, Politizdat Publ ., 1978 . 272 p . (in Russian) .

15 . Yasvin V A . Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proyektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design] . Moscow, Smysl

Publ , 2001 365 p (in Russian)

Khasyanov V. B., Irkutsk State University (ul. Karla Marksa, 1, Irkutsk, Russian Federation, 664003). E-mail: vkhsayanov@yandex.ru

Pogodayeva M. V., Irkutsk State University (ul. Karla Marksa, 1, Irkutsk, Russian Federation, 664003). E-mail: margopog@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.