Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
812
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MORALITY / MORAL DEVELOPMENT / MORAL CONSCIOUSNESS / MORAL BEHAVIOR / MORAL CULTURE / FEATURES OF DEVELOPMENT / MORAL SPHERE OF PERSONALITY / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тагирова Раиса Абдуллаевна

В статье дается краткий обзор проблемы формирования нравственного сознания младших школьников, уточняется сущность понятия «нравственное сознание». Также представлены содержательная характеристика моральной сферы личности, ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и ее существенная динамика. Создавая условия для формирования нравственного сознания, следует помнить, что в этом процессе в каждом возрасте их механизмы приобретают особое значение, что способствует решению актуальных проблем личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития в каждом возрасте и специфики уровней нравственного развития позволяют организовать систему целенаправленного воздействия, обеспечивающую достижение высокого уровня нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MORAL CONSCIOUSNESS OF YOUNGER STUDENTS

The article gives a brief overview of the problem of forming the moral consciousness of primary school children, specifies the essence of the concept of "moral consciousness". The article also presents a substantial characteristic of the moral sphere of the individual, its cognitive, emotional and behavioral components, and its significant dynamics. Creating conditions for the formation of moral consciousness, it should be remembered that in this process, at each age, their mechanisms acquire special significance, which contributes to solving actual problems of personal development. The knowledge and consideration of peculiarities of the moral development at each age and the specific levels of moral development provide targeted exposure to ensure the achievement of high level of moral development of personality.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Обучающиеся с преобладанием эгоцентрических / прагматических ценностей в большей степени имеют ценностную направленность на материальное благополучие, стремяться к высокому социальному статусу и управлению людьми, кроме того для них очень ценна социальная активность, направленная на достижения изменений в обществе; они показывают преобладание нормального и высокого уровней эмпатии; в общении чаще других демонстрируют манипулятивную и авторитарную направленность, отношение к другому как к средству.

Психологическое сопровождение межличностного развития обучающихся будет более эффективным при условии учета особенностей ценностной направленности личности как предикторов отношения к другому человеку.

Литература:

1. Бочарова Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2017. Том 14. № 1. С. 52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-izmenyayuschegosya-obschestva (дата обращения: 11.04.2019).

2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2013. 195 с. URL: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/burelomova/burelomova_diss.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер. 1997. 336 с.

4. Дубовская Е.М., Киселева М.А. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте // Психологические исследования, 2018. Том 11. № 60. С. 11. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1605-dubovskaya60.html (дата обращения: 16.04.2019).

5. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Волков И.В., Филиппов К.В., Потапова А.Б. Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. 302 с.

6. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Журнал Социологические исследования СОЦИС, 2012. № 6. С. 121. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17902558_25276162.pdf (дата обращения 04.05.2019).

7. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2009. Том 15. с. 139. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti (дата обращения: 16.04.2019).

8. Кырова М.А., Кувалдина Е.А. Особенности эмпатии у современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 32. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2015/95544.htm.

9. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник мининского университета. 2019. Том 7, № 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14 (дата обращения: 17.12.2019).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996).URL: http://home.garantru/#/document/71057260/paragraph/8/highlight/Стратегии%20развития%20воспитания%20в0/o 20Российской%20Федерации%20на%20период%20до%202025%20года:2 (дата обращения: 15.04.2019).

11. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 281-286.

12. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник, 2018. № 4. С. 168-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskie-otsenki-nravstvennogo-sostoyaniya-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 24.04.2019).

13. Nemova O.A. Vagin D.Y.; Sineva N.L; Yashkova E.V.; Zhulkova J.N., Trostin V.L. Vocational and Career Orientations of the Students at Secondary Vocational Schools of Nizhny Novgorod. International journal of applied exercise physiology. Vol. 9 Issue 2. Pp. 31-37.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Тагирова Раиса Абдуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье дается краткий обзор проблемы формирования нравственного сознания младших школьников, уточняется сущность понятия «нравственное сознание». Также представлены содержательная характеристика моральной сферы личности, ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и ее существенная динамика. Создавая условия для формирования нравственного сознания, следует помнить, что в этом процессе в каждом возрасте их механизмы приобретают особое значение, что способствует решению актуальных проблем личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития в каждом возрасте и специфики уровней нравственного развития позволяют организовать систему целенаправленного воздействия, обеспечивающую достижение высокого уровня нравственного развития личности.

Ключевые слова: мораль, нравственное развитие, нравственное сознание, нравственное поведение, нравственная культура, особенности развития, нравственная сфера личности, младший школьный возраст.

Annotation. The article gives a brief overview of the problem of forming the moral consciousness of primary school children, specifies the essence of the concept of "moral consciousness". The article also presents a substantial

characteristic of the moral sphere of the individual, its cognitive, emotional and behavioral components, and its significant dynamics. Creating conditions for the formation of moral consciousness, it should be remembered that in this process, at each age, their mechanisms acquire special significance, which contributes to solving actual problems of personal development. The knowledge and consideration of peculiarities of the moral development at each age and the specific levels of moral development provide targeted exposure to ensure the achievement of high level of moral development of personality.

Keywords: morality, moral development, moral consciousness, moral behavior, moral culture, features of development, moral sphere of personality, primary school age.

Введение. Проблемы нравственного развития молодого поколения и формирования социально-педагогических условий, способствующих их развитию, остаются актуальными и востребованными в психолого-педагогической практике в настоящее время. В педагогическом сообществе все большее признание получает влияние морального сознания детей и подростков не только на их собственное развитие, но и на развитие общества в целом. В то же время необходимо учитывать, что сам ребенок находится в очень противоречивой ситуации, поскольку современное общество характеризуется аморфной моральной средой, заметным снижением общей культуры, уровня образования, что, в свою очередь, вызывает и нравственное равнодушие у подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Моральное сознание — это взгляды, убеждения, представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Уровень нравственного воспитания человека рассматривается как уровень развития нравственного сознания (то есть, широты и глубины нравственных знаний, убеждений), моральных чувств (то есть, чувств, отношения к людям, правил и норм) и нравственное поведение (то есть, конечный результат всего предыдущего процесса нравственного воспитания).

И.В. Сушкова определяет нравственное сознание детей младшего школьного возраста как новообразование, способствующее формированию «склонности к определённым преобладающим видам и способам решения нравственных задач, то есть к нравственно-направленной деятельности, выражающейся в предпочитаемом и доминирующем типе нравственно-направленных действий, поступков, поведения, реализующемся без внешнего и внутреннего принуждения» [3, c. 71].

Одними из наиболее острых проблем не только в педагогическом, но и в социальном плане являются трудности в воспитательном процессе. Актуальность нравственного воспитания обусловлена объективной необходимостью подготовки учащихся к жизни в современных социокультурных условиях, когда роль нравственного регулирования поведения значительно возрастает, поскольку развитие демократии сопровождается увеличением меры свободы личностных проявлений, что, в свою очередь, усиливает ответственность человека за свое поведение. Создавая условия для формирования нравственного сознания, следует помнить, что в этом процессе в каждом возрасте их механизмы приобретают особое значение, что способствует решению актуальных проблем личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития в каждом возрасте и специфики уровней нравственного развития позволяют организовать систему целенаправленного воздействия, обеспечивающую достижение высокого уровня нравственного развития личности, что особенно важно в период кризиса в развитии общества. Однако учителям-практикам часто трудно обеспечить нравственное развитие учащихся, поскольку теоретическая модель моральной сферы личности, ее четкая структура и соответствующие диагностические инструменты и технологии для ее развития в психологии недостаточно разработаны. Психология поняла необходимость изучения самых сложных моральных и духовных компонентов человеческой натуры. «Однако для такой разработки в психологической науке пока отсутствует необходимая «инфраструктура»: чётко сформулированный предмет, выделенные (или обозначенные) научные направления и проблемы, адекватные методы исследования, строгая система соотнесённых понятий, с помощью которых должна решаться фундаментальная теоретическая задача — формирование научной парадигмы, ориентированной на анализ нравственных и духовных свойств, качеств, состояний сознания и поведения современного человека» [1, с. 202].

Будучи многогранной и необходимой областью научного понимания, нравственность исследуется этико-психолого-педагогический науками. На этическом уровне изучается «пространство отношений между людьми», какова сфера нравственности (А.А. Гусейнов). На педагогическом уровне определяет содержание и принципы нравственного воспитания подрастающего поколения. На психологическом уровне исследуются механизмы формирования нравственности: через усвоение социокультурных норм и правил (Л.С. Выготский), формирование когнитивных структур (Л. Колберг, J. Пиаже) и развитие эмоциональных качеств (К. Гиллиган, Туриэль). Ряд авторов (Л.С. Выготский, Л. Колберг, Я. Пиаже, Е.В. Суббоцкий, Д.И. Фельдштейн) обратили внимание на возрастные особенности развития нравственности [9, c. 480].

Анализ научной литературы показал, что наиболее полное теоретическое исследование понятий «мораль», «нравственное осознание» доступно в работах Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, С.Л. Рубинштейна, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка и других авторов. Однако в них отсутствует единая точка зрения относительно содержания данного понятия [10, c. 41].

В советской психологии долгое время доминировал элементарный подход (Ю.Г. Дробницкий, Н.А. Менчинская, В.Е. Чудновский и др.), в котором большее значение приписывалось тому или иному компоненту нравственного сознания. В других исследованиях (А.А. Запорожец, И.М. Якобсон, Н.А. Корниенко и др.) акцент делался на эмоциональном отношении к нравственным нормам. Многочисленные исследования (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.М. Холмогорова и др.) были посвящены изучению мотивации нравственного поведения.

По словам Л.С. Выготского, социализация — это процесс «воспитания» ребенка к человеческой культуре, основанной на области человеческого поведения. В работах Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина моральное развитие ребенка рассматривается как результат интериоризации социальных норм, регулирующих поведение, деятельность и взаимоотношения субъектов [3, c. 176]. В связи с этим, по мнению многих исследователей, школьный возраст является наиболее чувствительным периодом нравственного развития ребенка, когда в его сознании развиваются первичные этические инстанции (Н.В. Мельникова, Е.О. Смирнова, С.Г. Якобсон и др.). В свою очередь труды А.А. Анцыферовой, В.С. Мухиной, Е.В. Суббоцкого, Д.И. Фельдштейна и др. обосновывают

чувствительность младшего школьного возраста к формированию нравственности, подчеркивают ее важность в последующем личностном развитии. В контексте решения проблем нравственного становления в ряде работ (О.Ю. Голубева, Е.Н. Двинянинова, Т.В. Жирнова, Л.М. Попова и др.) раскрываются особенности работы с подростками.

Следует отметить, что в психологии особое внимание уделяется младшему школьному возрасту: именно в этот период ребенок изучает учебную деятельность и, прежде всего, закладываются основы нравственного поведения, усваиваются нравственные формы и правила поведения, и социальная ориентация личности начинает складываться. Психологи обнаружили, что возраст начальной школы характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость моральных норм, бескомпромиссные моральные требования к другим, непосредственность в поведении. Эти характеристики являются ключом к обучению и воспитанию учащихся начальной школы [8, с. 9]. В течение первых трех лет обучения ученика его моральное сознание претерпевает значительные изменения, развивается детская личность и формируется поведение, подобное правилам. Ребенок доминирует в нравственной культуре общества. Именно в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного формирования моральных ценностей. Однако в реальной жизни публика все больше возмущается негативными проявлениями нравственного поведения подростков и молодежи. В то же время в современной психологии отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные изучению содержания нравственного сознания в подростковом и юношеском возрасте. В этом смысле динамический аспект формирования нравственного сознания в школьном возрасте представляет особый научный интерес.

Следовательно, очевидно, что задача нравственного воспитания не может быть внезапно перенесена в определенный возраст и должна быть непрерывной, целостной и системной. В школьном возрасте особое значение имеют такие психолого-педагогические условия развития нравственной сферы личности, как нравственная культура учителей и родителей школьников; наличие в нем моральных моделей отношений; наличие в системе отношений ребенка и общества моделей нравственных отношений, представление нравственных норм, правил и требований к детям. Кроме того, важна активность ребенка в овладении нравственным опытом, то есть в овладении основными этическими концепциями; активное подражание моральным нормам в поведении; подражание нравственным закономерностям в отношениях; отождествление с носителями моральных ценностей в ближайшем окружении; нравственный выбор ребенка основан на принятии моральных ценностей, норм, правил и требований; моральный опыт ребенка в процессе решения моральных дилемм [4, с. 40].

Задача нравственного воспитания не может быть поставлена внезапно в любом возрасте, она должна быть непрерывной, целостной и системной.

Специфика формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников предполагает задачу формирования личностно-нравственных смыслов и подчиняется следующим педагогическим условиям: 1) создание личностно-ориентированной системы, охватывающей содержание, формы и методы нравственного воспитания; 2)профессиональная и личная готовность учителя активно взаимодействовать с субъективным нравственным опытом ребенка. Формирование нравственной сферы у учащихся начальной школы характеризуется осознанием нравственных понятий; развитием абстрактного мышления; умением анализировать, фиксировать тонкие различия, прогнозировать последствия, брать на себя ответственность за решение морально проблемной ситуации; нужно понимать жизнь; способность размышлять; терпимость к себе и другим; низкий уровень тревоги; положительной Я-концепцией [5, с. 42].

В подростковом возрасте подростку необходимо получить представление о типе идеальной личности, духовной и моральной, которая существует в культуре, в обществе и в менталитете народа, частью которого он является, чтобы сосредоточиться на моральной высоте поведения такого человека в разных жизненных ситуациях, рассматривая его в качестве примера, модели сознания и поведения. Способность носителя морального идеала должна отражаться в жизненных ситуациях, понятных для подростков [6, с. 38]. Личная практика подростков должна быть организована в проявлении нравственных качеств, характерных для морального идеала. Эффективным механизмом нравственного воспитания является разрешение противоречий между ребенком, его напористостью и жизнью. Эта практика должна проходить по широкому кругу школьных мероприятий. Важно, чтобы система нравственного воспитания взаимодействовала со всеми составляющими школьной жизни, внеклассной деятельностью, пронизывала всю жизнь нравственным содержанием.

Выводы. Таким образом, основные подходы к формированию морального самосознания школьника являются устными и активными. Однако абсолютизация подхода мешает процессу нравственного воспитания. Многие авторы критикуют новую социальную «парадигму»: «развлекать, а не воспитывать, не подавлять всё худшее и не поощрять всё лучшее в человеке и обществе, а потакать самым низменным человеческим инстинктам и потребностям» [7, с. 14]. В этом случае независимо от возраста творчество является необходимым условием формирования нравственного сознания коллектив с некоторыми моральными отношениями.

Следует отметить, что формирование нравственного сознания представителей молодого поколения также зависит от психолого-педагогической поддержки, что предполагает выявление психологических механизмов формирования и развития нравственной сферы личности, разработку модели развития моральной сферы, технологии развития всех компонентов моральной сферы (когнитивной, эмоциональной и поведенческой), критерии их развития, подготовка учителей к работе по развитию моральной сферы, повышение культура учителей и родителей.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. — М.: Роспедагенство, 2004., с. 41.

2. Григорян, А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Григорян. — М., 1999. — 38 с.

3. Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. — 2015. № 09.

4. Журавлев, А.Л. Некоторые тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН / А.Л. Журавлев // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН, Москва, 1-2 фев. 2006 г. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. — 380 с.

5. Журавлев, А.Л. Нравственные проблемы современной России / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Нравственность современного Российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. — 413 с.

6. Колесникова, Н.Б. Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Б. Колесникова. — Самара, 1999. — 42 с.

7. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.В. Мельникова. — Казань, 2009. — 40 с.

8. Овчарова, Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. — Курган, 2011. — 135 с.

9. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. — М.: Академический проект, 2006. — 480 с.

10. Сушкова, И.В. Моделирование процесса формирования нравственных представлений и понятий у детей 6-8-ми лет / И.В. Сушкова // Дошкольник и младший школьник в системе образования: материалы международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им. И.А. Герцена, 2014. — С. 71-73.

Психология

УДК 159.9(045)

магистрант Устькина Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлены результаты систематизации теоретического анализа психолого-педагогической литературы и результаты эмпирического исследования по проблеме развития социально-психологических компетенций средствами социально-психологического тренинга обучающихся медицинского колледжа. В процессе проведенной работы отслеживалась динамика таких показателей испытуемых, как: эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности, социальная изолированность, направленность личности «альтруизм-эгоизм».

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности, социальная изолированность, направленность личности «альтруизм-эгоизм», обучающиеся медицинского колледжа, медицинские сестры.

Anmtation. The article presents the results of systematization of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and the results of empirical research on the problem of development of social-psychological competences by means of social-psychological training of medical college students. In the course of the work carried out, the dynamics of such indicators of subjects as empathy, communicative and organizational tendencies, social isolation, the direction of personality "altruism-egoism" were monitored.

Keywords: socio-psychological competence, empathy, communicative and organizational tendencies, social isolation, "altruism-egoism" personality orientation, medical college students, nurses.

Введение. В рамках реформирования программ подготовки специалистов среднего звена существенно изменился за последнее десятилетие и статус самих работников и, как следствие, изменилось содержание профессиональной подготовки. Изначально компетенции противопоставлялись специальным профессиональным знаниям, умениям и навыкам, рассматривались как независимые универсальные составляющие успешной профессиональной деятельности. В сфере подготовки специалистов появилась проблема возможности обучения компетенциям, как ключ к успешному освоению профессии. Таким образом, проблематика компетенций в образовании с течением времени заняла в нем ведущее место [4].

По мнению таких отечественных ученых, как В.К. Загвозкин, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак и др., введение компетентностного подхода является способом достижения нового качества образования. Содержание любой профессиональной деятельности напрямую связано с компетентностью специалиста, которая указывает на уровень профессионализма. Социально-психологическая компетентность является ключевой для медицинских работников, в частности медицинских сестер. Она формируется под воздействием различных факторов в процессе освоения образовательной программы и потому так важно изучать, отслеживать, контролировать и направлять эти факторы, а также целесообразно проводить развивающую работу, что и определило проблему исследования.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход начал свое становление как ответ на запрос о выработке конвертируемых общепонятных международных критериев результатов образования [2]. Впервые термин «компетенция» был введен в обиход Р. Уайтом, как определение «эффективного взаимодействия человека с окружающей средой».

Публикация текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» способствует пересмотру ранее существующих определений оценок результатов образования. Ранее используемые понятия «образованность», «общая культура», «воспитанность» заменяются на понятие «компетенции» обучающихся.

Множество существующих трактовок понятия «компетенции» сводятся к следующему: компетенция (с лат. - соответствовать, подходить) - это способность личности применять полученные знания, умения и практический опыт для успешной реализации деятельности в определенной профессиональной области. Именно такое определение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.