Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ДОШКОЛЬНИКА'

СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалина Альбина Анатольевна

В статье представлены результаты апробации психолого-педагогической программы развития субъектно ориентированного общения родителей как фактора нравственного развития старшего дошкольника. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление типа поведения детей в ситуациях нравственного выбора и способов эмоционального взаимодействия родителей в процессе морального воспитания дошкольника. Применялись: анкета направленности детско-родительского взаимодействия в процессе нравственного воспитания ребенка О.В. Суворовой, А.А. Шалиной и эксперимент на определение мотивации нравственного поступка Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Выборка составила 57 родителей детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации позволили выявить положительную сопряженную динамику способов эмоционального воздействия родителей на поведение ребенка в ситуациях морального выбора и развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шалина Альбина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-ORIENTED COMMUNICATION OF PARENTS AND MORAL CHOICE OF PRESCHOOLERS

The article presents the results of testing the psychological and pedagogical program for the development of subject-oriented communication of parents as a factor of moral development of an older preschooler. The ascertaining experiment was aimed at identifying the type of behavior of children in situations of moral choice and ways of emotional interaction of parents in the process of moral education of a preschooler. Applied: questionnaire of the orientation of child-parent interaction in the process of moral education of a child by O.V. Suvorova, A.A. Shalina and an experiment to determine the motivation of a moral act by E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova. The sample consisted of 57 parents of older preschool children. The results of the approbation allowed us to identify the positive conjugate dynamics of the ways of emotional influence of parents on the behavior of a child in situations of moral choice and the development of an older preschooler as a subject of moral choice.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ДОШКОЛЬНИКА»

взаимодействии с детьми и школьниками в условиях летнего лагеря, поскольку дети нуждаются в альтероцентрической и поддерживающей коммуникации, точном понимании педагогом их состояния с адекватной обратной связью.

Склонность к диалогическому взаимодействию чаще всего (в 68% случаев) взаимосвязана с гуманистической ориентацией личности, что важно для профессии вожатого в плане позитивного влияния на развитие и активность детей. Диалогическая позиция в общении вожатого сочетается социальной зрелостью и просоциальной ориентацией вожатых.

Выявленные закономерности обуславливают необходимость продолжения исследования с целью создания программы психологического сопровождения коммуникативной готовности вожатого как лидера детской группы.

Литература:

1. Волкова А.А. Философское понимание диалога культур в концепциях М.М. Бахтина и В.С. Библера: сравнительный анализ // Logos et praxis. - 2019. - Т. 18. - № 4. - С. 108-117.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. -1987. - 190 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. - 1993. - 192 с.

4. Питина Т.П. Вожатый лидер. Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 265-268.

5. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. / К. Роджерс. - М.: Изд-во МГУ. - 1984. -С. 114-150.

6. Ролдугина В.Н. Представления о ценностных ориентациях в отечественной и зарубежной психологии // Вестник МИТУ. МАСИ. - 2018. URL: https://cyberleninka.ru (23.02.2020)

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). URL: http://home.garant.ru (дата обращения:

15.04.2019).

8. Суворова О.В., Егорова П.А., Хрулев А.Е., Сорокоумова С.Н., Гусева Л.В. Персонифицированный опыт как фактор прогнозирования профессионально-коммуникативных качеств студентов - будущих педагогов. // Язык и культура. - 2019. - № 46. - C. 299-317.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. URL: https://home.garant.ru (дата обращения:

16.03.2020).

10. Хаернасова Э.Ф. Понимание ценностей в юношеском возрасте // Достижения вузовской науки, 2013. - С. 188-192. URL: https://cyberleninka.ru

11. Dmitrieva E.E; Suvorova O.V.; Egorova P.A.; Mukhina,T.G.; Sorokoumova S.N. Psychological study of communicative tolerance in students of higher educational school // Language and culture. - 2019. - № 45. -PP. 161-172.

Психология

УДК 159.923.2

заведующая Шалина Альбина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) «Детский сад № 390» (г. Нижний Новгород)

СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье представлены результаты апробации психолого-педагогической программы развития субъектно ориентированного общения родителей как фактора нравственного развития старшего дошкольника. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление типа поведения детей в ситуациях нравственного выбора и способов эмоционального взаимодействия родителей в процессе морального воспитания дошкольника. Применялись: анкета направленности детско-родительского взаимодействия в процессе нравственного воспитания ребенка О.В. Суворовой, А.А. Шалиной и эксперимент на определение мотивации нравственного поступка Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Выборка составила 57 родителей детей старшего дошкольного возраста. Результаты апробации позволили выявить положительную сопряженную динамику способов эмоционального воздействия родителей на поведение ребенка в ситуациях морального выбора и развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора.

Ключевые слова: старший дошкольник, нравственное развитие, моральный выбор, субъектно ориентированное общение.

Annotation. The article presents the results of testing the psychological and pedagogical program for the development of subject-oriented communication of parents as a factor of moral development of an older preschooler. The ascertaining experiment was aimed at identifying the type of behavior of children in situations of moral choice and ways of emotional interaction of parents in the process of moral education of a preschooler. Applied: questionnaire of the orientation of child-parent interaction in the process of moral education of a child by O.V. Suvorova, A.A. Shalina and an experiment to determine the motivation of a moral act by E.O. Smirnova, V.M. Kholmogorova. The sample consisted of 57 parents of older preschool children. The results of the approbation allowed us to identify the positive conjugate dynamics of the ways of emotional influence of parents on the behavior of a child in situations of moral choice and the development of an older preschooler as a subject of moral choice.

Keywords: senior preschooler, moral development, moral choice, subject-oriented communication.

Введение. Нравственное воспитание детей и подростков является сегодня одной из приоритетных задач для Российского образования и общества в целом. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» раскрывает понимание нравственного развития как саморазвития личности обучающегося [2].

Концепция ориентирует на особую форму присвоения социально-нравственных норм детьми и подростками - они должны стать свободным и естественным выбором подрастающих поколений [2].

Становление нравственной ориентировки поступка как саморегуляции поведения личности на основе высших человеческих ценностей предполагает ее развитие как субъекта морально-нравственного выбора.

Нравственное поведение дошкольника традиционно формировалось на основе осознания границы между добром и злом, плохого и хорошего в общечеловеческом понимании и практике осознанного выбора и нормативного поведения на основе нравственных норм, а также нравственной мотивации и переживания [1], [3], [4].

Особое значение для нравственного развития и воспитания дошкольника имеет модель нравственного поведения близких взрослых, родителей, а также стиль взаимодействия и способы трансляции ребенку нравственных норм и обоснование необходимости их соблюдения [7]. Становление морального сознания ребенка связано со свободным и осознанным выбором нравственного поведения, не ограниченного и не обусловленного страхом наказания и стремлением к поощрению [4].

Субъектно ориентированное общение родителей, теоретически и эмпирически разработанное О.В. Суворовой, является эффективной коммуникативной моделью детско-родительского взаимодействия в развитии личности дошкольника в направлении осознанности и самостоятельности выбора ребенка [5].

Изложение основного материала статьи. Целью представляемого исследования являлась разработка и апробация психолого-педагогической программы развития субъектно ориентированного общения родителей как фактора нравственного развития старшего дошкольника.

Гипотеза исследования заключается в том, что психолого-педагогическая программа оптимизации субъектно ориентированного общения родителей будет способствовать развитию старшего дошкольника как субъекта нравственного выбора.

Ставились следующие задачи исследования: разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития субъектно ориентированного общения родителей в нравственном развитии старшего дошкольника; оценить эффективность программы развития субъектно ориентированного общения родителей как фактора нравственного развития личности ребенка.

Применялись следующие методики: авторская анкета направленности детско-родительского взаимодействия в процессе нравственного воспитания ребенка О.В. Суворовой, А.А. Шалиной [7]; эксперимент на определение мотивации нравственного поступка Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [4].

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ № 390 «Золотой ключик». Выборка составила 57 старших дошкольников, 27 мальчиков и 30 девочек. В исследовании принимали участие 57 родителей детей, преимущественно матери (70% - матери; 30% отцы детей).

Контрольная группа составила 60 старших дошкольников, 29 мальчиков и 31 девочка; 60 родителей детей, преимущественно матери (78% - матери; 22% - отцы детей).

В констатирующем и контрольном эксперименте с помощью анкетирования исследовались способы эмоционального воздействия родителей на поведение ребенка в ситуациях морального выбора: способы поощрения (эмоциональное условное принятие; одобрение чувствами; благодарность; выражение веры и доверия); способы порицания (порицание чувствами, эмоциональное условное отвержение, уменьшение веры и доверия, эмоциональное давление).

На основе оценки экспериментальных результатов мы выделили три группы детей:

• дети с субъектно-нравственным поведением дошкольники демонстрируют знание и понимание базовых нравственных категорий, применяют; реализуют их в процессе эксперимента; переживают нравственные чувства к сверстнику (сочувствие, сострадание, желание помочь и содействие); в ситуации давления взрослого (негативные оценки действий сверстника, поощрение и порицание) поддерживают сверстника (отстаивают его интересы на основе нравственных норм);

• дети с нравственно зависимым поведением - дошкольники демонстрируют знание и объектное понимание базовых нравственных категорий («так нужно», «это правильно», «это нехорошо»); реализуют в процессе эксперимента нормативное поведение; нравственные чувства противоречивы (присутствуют колебания в желании поделиться и помочь сверстнику); в ситуации давления (негативные оценки действий сверстника, поощрение и порицание) взрослого встают на его сторону, соглашаются с его мнением беспрекословно, позицию сверстника не отстаивают;

• дети с нравственно неустойчивым поведением дошкольники демонстрируют знание и прагматическое понимание базовых нравственных категорий; не проявляют устойчивую ориентировку на моральную норму «справедливость», «сочувствие» и «содействие» в реальном поведении (забирают конфеты себе, не делясь со сверстниками); эгоцнтрически мотивированы; в ситуации давления (негативные оценки действий сверстника, поощрение и порицание) взрослого настаивают на своем интересе, нравственные нормы в обосновании поведения не используют.

На основе данных результатов констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент психолого-педагогическая программа оптимизации коммуникативной компетентности родителей в нравственом развитии ребенка.

Практическая работа психолога с родителями была направлена на решение следующих задач:

• преодоление негативных способов взаимодействия с ребенком в ситуациях морального выбора, которые блокируют «естественную нравственность ребенка» страхом наказания, чрезмерной зависимостью и стремлением к поощрению, прагматическим настроем (эмоциональный императив, эмоциональное условное принятие, эмоциональное отвержение, страх наказания / угрозы, эмоциональное условное отвержение, эмоциональное давление);

• овладение позитивными способами субъектно ориентированного взаимодействия с ребенком в ситуациях морального выбора поступка, которые стимулируют «естественную нравственность ребенка», поддерживают эмпатию, осознанность и самостоятельность нраственного поступка: порицание чувствами, уменьшение веры и доверия, эмоциональное условное принятие, одобрение чувствами; благодарность; выражение веры и доверия.

Формирующий эксперимент с родителями проводился на протяжении трех месяцев с середины учебного года с февраля по май 2019 года. Использовались методы активного обучения: интерактивные лекции, семинары-практикумы, метод кейсов, мини-тренинги, индивидуальные и групповые консультации родителей.

Формирующая программа предполагала следующие направления работы с родителями детей:

1. психолого-педагогическое просвещение по проблеме возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора, а также условий нравственного становления личности ребенка и взрослого;

2. развивающую практическую работу с родителями по осознанию и рефлексии способов взаимодействия с детьми, методов оценки, поощрения и порицания детей;

3. развивающую практическую работу с родителями по осознанию и рефлексии родительской позиции на основе результатов психодиагностического исследования;

4. обучение технологии решения морально-нравственных нравственных дилемм в процессе детско-родительского взаимодействия.

В контрольном эксперименте, который проводился по завершении формирующей работы, оценивалась динамика развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора и динамика способов коммуникативного поведения родителей в ситуациях нравственного выбора.

По итогам формирующего эксперимента (контрольный эксперимент) наблюдалась положительная динамика уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора на статистически значимом уровне (х2=32,05, p<0,01).

Наиболее выраженным результатом формирующей работы явилось абсолютное снижение процента детей с нравственно неустойчивым поведением. В группе детей с нравственно неустойчивым поведением выделялись дети с различными личностными и психологическими особенностями, которые связаны с недостаточно осознанным владением базовыми моральными категориями, или с эгоцентрической направленностью, негативным или амбивалентным отношением к сверстникам и взрослым, с тенденцией к агрессивности или обособленности. В тоже время, большая часть детей с нравственно неустойчивым поведением в процессе формирующего эксперимента стали проявлять нравственно зависимое поведение, чаще всего, с ориентацией на одобрение и положительные эмоции взрослого, или нравственно воспитанного сверстника.

Исследование динамики распределения частот эмоционального воздействия (способов поощрения и порицания поведения ребенка в ситуациях морального выбора) родителей в процессе нравственного воспитания детей в контрольном эксперименте показало, что родительский репертуар эмоциональных обоснований, поощрений и порицаний нравственного выбора ребенка претерпел позитивную динамику.

Динамика распределения частот эмоционального воздействия (способов поощрения) родителей в процессе нравственного воспитания показала, что родительский репертуар эмоциональных поощрений нравственного поведения ребенка претерпел определенную позитивную динамику от констатирующего к контрольному эксперименту.

Отмечается положительная динамика по показателям: эмоциональное условное принятие (31,58% / 45,62%), еще более значимо возросла частота такой формы родительского воздействия, как одобрение чувствами (43,9% / 61,40%). Наиболее значимо из всех показателей вырос процент наиболее важных для нравственного развития ребенка форм поощрения родителей, как благодарность (1,8% / 45,62%) выражение веры и доверия (0,00% / 50,87%).

Динамика процентного распределения способов порицания как эмоционального аспекта воздействия родителей в процессе нравственного воспитания детей в условиях формирующего эксперимента положительная и по двум параметрам (порицание чувствами, эмоциональное условное отвержение). Причем, можно говорить о снижении частоты использования родителями эмоционального условного отвержения (33,33% / 19,30%) и сосредоточении внимания родителей на последовательном использовании порицания чувствами (36,84% / 54,39%).

Выводы. Таким образом гипотеза нашего исследования подтвердилась: специально разработанная психолого-педагогическая программа оптимизации субъектно ориентированного общения родителей способствует развитию старшего дошкольника как субъекта нравственного выбора.

По результатам формирующей программы была получена положительная динамика способов субъектно ориентированного общения родителей. Процент родителей, использующих позитивные способы воздействия (позитивная и повышение веры, доверия, принятие, одобрение чувствами, благодарность), дал положительную статистически значимую динамику.

Отмечалась положительная динамика по показателям: эмоциональное условное принятие (31,58% / 45,62%); одобрение чувствами (43,9% / 61,40%). Снизилась частота использования родителями эмоционального условного отвержения (33,33% / 19,30%); внимания родителей сосредоточилось на последовательном использовании порицания чувствами (36,84% / 54,39%).

Вырос процент наиболее важных для нравственного развития ребенка форм поощрения родителями, таких, как благодарность (1,8% / 45,62%); выражение веры и доверия (0,00% / 50,87%).).

В процессе контрольного эксперимента была также зафиксирована положительная статистически значимая динамика уровней развития старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора (%2=32,05, p<0,01). По результатам формирующего эксперимента вырос процент детей как с субъектно-нравственным поведением (31,57% / 52,63%), так и с нравственно зависимым поведением (40,35% / 47,37%). В контрольной группе тенденции динамики были не выраженными и статистически не значимыми.

Литература:

1. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2006. - 48 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с.

3. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дисс. ... доктора психол. наук. - Казань. - КГУ. - 2009. - 40 с.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 26-36.

5. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: автореферат дисс . доктора психол. наук. Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет. - 2012. - 48 с.

6. Суворова О.В., Пец О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 241-243.

7. Суворова О.В., Шалина А.А. Эмоционально-речевое воздействие родителей как фактор развития морально-нравственного выбора дошкольника // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 1. - С. 12.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей вербальной и невербальной креативности у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, выделены и описаны психологические условия развития креативности у подростков из неполных семей.

Ключевые слова: креативность, вербальная креативность, невербальная креативность, параметры креативности, творчество, психологические условия, развитие, подростки, неполные семьи.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the features of verbal and non-verbal creativity in adolescents raised in full and incomplete families, identifies and describes the psychological conditions for the development of creativity in adolescents from incomplete families.

Keywords: creativity, verbal creativity, non-verbal creativity, parameters of creativity, creativity, psychological conditions, development, adolescents, single-parent families.

Введение. Исследование креативности - сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития креативности, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного.

Проблеме креативности посвящены труды таких отечественных и зарубежных психологов как Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и многих других исследователей, тем не менее, данная тема продолжает оставаться актуальной.

Креативность необходима во всех областях жизни. Если человек умеет мыслить нестандартно, это позволит ему самореализоваться. Развитая креативность не только заметно повышает интеллект и способствует концентрации внимания - этот аспект важен для успешного разрешения разного рода бытовых конфликтов. Важность психологического изучения креативности состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы [3].

Развивать креативность у подростков необходимо для успешного выполнения ими различных видов учебной работы: понимания и осмысления нового материала, его запоминания и усвоения, установления связей между различными явлениями, решения теоретических и практических задач, выражения своих мыслей в речи. Ведь креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» [4].

Развитие личности невозможно без развития креативности. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности [5].

Под креативностью в психологии понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [2]. Многие психологи такие как, Дж. Гилфорд, Е. Туник, Э. Торренс и другие связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Развитие воображения тесно сопрягается с развитием мышления. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Креативность и творческое мышление сходны в том, что в процессе деятельности создается качественно новый материал, принципиально новые идеи решения возникших проблем. Понятия «творчество» и «креативность» рассматриваются как синонимы. Божович Л.И., Выготский Л.С. рассматривают креативность и творчество как отдельные феномены, делая попытку разделить «творчество» и «креативность». Ильин Е.П., Обухова Л.Ф. считают, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал человека [2].

В психологии в качестве критериев креативности подростков рассматривается комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей). Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа-Я, подростковый возраст можно считать одним из наиболее сенситивных для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Первоначальной средой для развития креативности у детей является семейная, в которой закладывается начальный фундамент развития креативности. На судьбу подростков оказывает значительное влияние состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Наличие отца и матери является важнейшим условием развития креативного ребенка в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.